б) что Он есть Бог первый, есть альфа – начало всего. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис. 44:6 ); Я – Господь первый, и в последних – Я тот же (41:4, срав. 48:12). Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков ( Апок. 1:18 ). в) что Он имеет жизнь в самом Себе и есть самый источник жизни: как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Иоан. 5:26 ). насыщаются (сыны человеческие) от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет ( Пс. 35:9–10 ). г) наконец, что самое имя Ему есть Сущий – ν сущий по пре­имуществу ( κατ’ εξοχν). И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам ( Исх. 3:13–14 ). Святые Отцы и учители Церкви преимущественно обращали внимание на это последнее место и замечали, что имя Сущий есть приличнейшее имя Божие: а) потому что Бог в Себе самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое безпредельное и безграничное море сущности; 255 б) потому что Бог существует от самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него; 256 в) потому что Бог существует так, что сравнительно с Ним все прочие существа как бы не существуют. 257 Распространяя это свойство не только на естество, но и на все свойства Божии, святые Отцы придумали для Бога разные выразительные и знаменательные названия, каковы: самобог – ατθεος, 258 самогосподь – ατοκριος, 259 саможизнь – ατοζω, 260 самосила – ατοδναμις, 261 самоистина – ατοαλθεια, 262 самомудрость – ατοσοφα, 263 самосвятость – ατοαγιτης, 264 самоблагость – ατοαγαθτης 265 и под. “Веруем, говорит святой Иоанн Дамаскин , во единого Бога... в силу, которая есть са­мый свет ( ατφως), саМая благость ( ατοαγαθτης), самая сущ­ность ( ατοουσα), так как она ни бытием, ни своими свой­ствами не одолжена ничему другому, но сама есть источник бытия для всего существующего, источник жизни для всего живущего, источник разума для имеющих разум, для всех при­чина всех благ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В новом завете истина о бытии ангела-хранителя у каждого из верующих, засвидетельствована Самим И. Христом и Его апостолами. Убеждая уважать каждого верующего, сколько ни казался бы он малым и слабым, И. Христос сказал апостолам: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Относить ли это изречение к младенцам веры, или разуметь оное о младенцах естественных, из коих один был видимым предметом слова Христова (2–5 ст.), одинаково следует заключение, что каждый из верующих имеет своим хранителем одного из духов мира ангельского. Если каждый верующий и младенец веры – имеет ангела хранителя, то ужели не имеют ангелов-хранителей и малые дети, ибо и они по силе крещения могут именоваться младенцами веры? И наоборот, если каждое малое дитя имеет ангела хранителя, то не следует ли, что и возрастные не лишены ангелов хранителей? Возрастные более способны к духовному общению – с одной стороны, а с другой – несравненно боле подвержены искушениям, а потому более нуждаются в помощи небесных хранителей. Ап. Павел, рассуждая о высочайшем божеском достоинстве И. Христа сравнительно с достоинством ангелов, говорит о них: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )? Очевидно, что если всякий верующий по силе крещения предназначается ко спасению и к таковым посылаются на служение ангелы, то каждый из них имеет своего ангела-хранителя. Что касается способа сопребывания ангелов, на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), с сохраняемыми на земле, то это для нашего разума составляет тайну; объяснить это мог бы разве тот, кто восхищен был до третъего неба ( 2Кор.12:2 ). В церкви апостольского века существовало твердое верование в ангелов хранителей каждого верующего. Особенно ясно выразилось оное по случаю освобождения ап. Петра ангелом от уз темничных ( Деян.12:12–16 ). На сообщение служанки о том, что Петр стоит у ворот дома, в котором многие собрались и молились, они не хотели ей верить, но говорили: это Ангел его. Говорившие так, очевидно, выражали убеждение, что но только у каждого младенца веры, но и у каждого из таких мужей веры, как Петр и прочие апостолы, есть особый ангел хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В основе римско-католического учения об удовлетворении лежат взятые из человеческих отношений представления о справедливости, обеспечивающей социальные интересы. Согласно принципам такой справедливости, ущерб должен быть возмещен, долг уплачен и т. п. Католики и смотрят на удовлетворение как на «средства обеспечения интересов Бога» 537 . Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия не приложимы. Богатый милостью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: И беззаконник, – говорит пророк Иезекииль, – если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ( Иез.18:21–22 ). Вся книга Иова является отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребовал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники. Покаянное чувство после Исповеди должно не только сохраняться в человеке, но и усиливаться, согласно смыслу слов заключительной молитвы этого Таинства: «подаждь ему образ покаяния», – и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как Исповедь – это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех , – молитвы, слезы покаяния, епитимии по православному пониманию отнюдь не являются удовлетворением. Значение всего этого нравственное. Римско-католическое учение о чистилище Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая церковь признает еще чистилище – место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земной жизни грехи. То, что происходит в чистилище, является не столько очищением от грехов, сколько уплатой Богу долгов за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В Сузах избиение продолжалось 2 дня (13 и 14 адара), а на 3-й день (15 адара) иудеи «успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф 9. 18). В проч. областях уже 14 адара началось празднование победы (Есф 9. 17), чем и объясняется в библейском тексте различная дата праздника у иудеев, живущих в городе и «в селениях открытых» (Есф 9. 19). Мардохей разослал по всем областям империи письма, в к-рых иудеям предписывалось установить празднование в честь того, что «превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный» (Есф 9. 22). Поскольку Аман, замышляя погубить народ Мардохея, бросал пур, т. е. жребий, было решено дать новому празднику название Пурим (  , букв.- жребии - Есф 9. 26). Иудеи постановили, что Пурим должен праздноваться каждый год в течение 2 дней и что ни они, ни их потомки не могут этого отменить (Есф 9. 27-28). Царица Есфирь также разослала «ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова» особое увещание о необходимости исполнения этих постановлений о празднике Пурим (Есф 9. 29-32). В заключение сообщается о том, что царь возвеличил Мардохея, к-рый стал в Персидской империи «вторым по царе Артаксерксе», а среди своего народа «великим... и любимым у множества братьев своих»; деяния Мардохея и те знаки отличия, которыми его наградил Артаксеркс, были записаны «в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф 10. 2-3). Основные темы и религиозное содержание Е. к. В зап. библеистике неоднократно высказывалось мнение о том, что Е. к., в каноническом тексте к-рой ни разу не упоминается слово «Бог», не содержит ничего от «специфически иудейской религиозности» ( Talmon. 1963. P. 427). Этим объяснялись обычно как сравнительно позднее включение ее в канон, так и деятельность авторов неканонических добавлений, старавшихся выявить религиозный смысл описываемых в книге событий. Вместе с тем традиц. понимание Е. к. (составляющей часть Писания как у христиан, так и у иудеев) находит поддержку и в нек-рых научных исследованиях, авторы которых полагают, что «трудная проблема, связанная с богословским содержанием книги... может быть разрешена» ( Loader. 1978. S. 417) с использованием принятых «грамматических, исторических и литературоведческих подходов» ( Beller. 1997. P. 1). Промысл Божий

http://pravenc.ru/text/190265.html

В тексте, параллельном тому, который мы цитировали выше, евангелист Лука говорит о том, как Христос отказывается видеть Свою Мать и братьев, говоря: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (см.: Лк.8:19–21 ). Контекст этих слов очевиден: согласно Евангелию от Луки, в момент, когда Божия Матерь желает видеть Своего Сына, Он только что рассказал притчу о сеятеле 662 : а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении... кто имеет уши слышать, да слышит ( Лк.8:15 ). И дальше: Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и тó, чтó он думает иметь ( Лк.8:18 ). Но именно эта способность слышать и хранить в добром и чистом сердце слово о Христе, способность, которую Христос в другом месте (см.: Лк.11:28 ) ставит выше материнства по плоти, приписывается в Евангелии только Матери Господа. Евангелист Лука весьма настойчиво дважды отмечает это в повествовании о детстве Христа: А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем ( Лк.2:19:51 ). Та, Которая родила Бога по плоти, хранила в Своей памяти все свидетельства о Божестве Своего Сына. Можно было бы сказать, что здесь перед нами уже олицетворенное выражение Предания Церкви – еще до существования самой Церкви, – если бы евангелист Лука не подчеркнул, что Мария и Иосиф не поняли слов Отрока, сказавшего: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (см.: Лк.2:49–50 ). Итак, слова, которые Богоматерь хранила в Своем сердце, еще не были вполне ясными Ее сознанию. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до основания Церкви, даже Та, на Которую сошел Дух Святой, чтобы сделать Ее способной послужить воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности. Тем не менее уже здесь возможно сопоставление между Богоматерью, хранящей и слагающей в сердце Своем пророческие слова, и Церковью – хранительницей Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В-третьих, обратим более пристальное внимание на приведенное выше высказывание апостола Павла: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Так как апостол имеет в виду книги Ветхого Завета, то в его словах содержится мысль об их непреходящей актуальности для духовной жизни и учительной деятельности. Следовательно, человек, читающий и изучающий Ветхий Завет , имеет возможность стать обладателем драгоценной сокровищницы знаний, которые помогут ему со страхом и трепетом совершать свое спасение ( Флп.2:12 ). Также эти знания необходимы трудящимся на ниве Христовой пастырям, да и вообще всем учителям, психологам и педагогам, желающим сделать свое служение более эффективным и плодотворным. Особенно следует отметить в связи этим содержащиеся в книгах Ветхого Завета (особенно в Пятикнижии, Псалтири и Притчах, а также в неканонической книге Иисуса, сына Сирахова) многочисленные фразы и поучения, многие из которых можно квалифицировать как афоризмы, например, Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою ( Притч.21:23 ) или Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь ( Сир.7:39 ). Среди этих простых для понимания и в то же время актуальных для современного христианина выражений встречаются как правила, регулирующие поведение человека в социуме, его отношения с ближними, так и различные нормы «житейской» мудрости, относящиеся к повседневному быту человека. В Новом Завете больше внимания уделяется принципиальным богословским истинам, говорится об абсолютных ценностях, тогда как практических замечаний сравнительно мало. Однако никто не станет отрицать, что и для устроения бытовой стороны своей жизни люди нуждаются в нравственных ориентирах, руководствуясь которыми, они могли бы исполнить призыв апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших ( 1Кор.6:20 ). В-четвертых, вспомним известную фразу, автором которой называют блаженного Августина и которую многие цитируют: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». Мысль очень точная и замечательная! В Новом Завете мы обнаруживаем большое количество прямых цитат из Ветхого Завета, а еще больше косвенных аллюзий и общих образов. Потому смысл новозаветных писаний становится по-настоящему понятным только в том случае, если читатель знает и часто обращается к параллельным местам из Ветхого Завета. Напротив, если христианин попытается ограничиться только Новым Заветом, то он многие фрагменты или не поймет вовсе, или истолкует превратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этом лишении сверхъестественной благодати состояло наказание прародителей, а вслед за ними и всех людей. Падший человек, по учению римско-католических богословов, – это бывший некогда царедворец, возвышенный и превознесенный особенною милостью царя, а затем за вину свою низведенный с высокого поста и возвращенный к прежнему состоянию. Этот взгляд на первородный грех и на его последствия противоречит ясным свидетельствам слова Божия, указывающим на повреждение через грех прародителей самой природы человека и на такие последствия этого греха, какие показывают нарушение естественного порядка жизни человеческой. Ап. Павел говорит: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моею и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 8:19–23 ). Католическим учением о грехопадении унижается бесконечное величие искупительных заслуг Иисуса Христа и приписывается слишком большое значение участию самого человека в деле спасения: человек не только получает спасение, как нечто должное, заслуженное, но и может совершить добрых дед больше, чем сколько нужно ему для приобретения вечного спасения. Протестантство, как во многих других пунктах, так и в учении о первородном грехе, впало в противоположную крайность сравнительно с католичеством. По учению лютеран и реформаторов, грехопадение человека до такой степени извратило его природу, что в нем не осталось и следа дарованных Творцом духовных сил и способностей, и все его желания направлены к одному лишь злому, греховному; он, по выражению Лютера, превратился как бы в соляной столп, подобно жене Лота; он стал бездушным чурбаном и даже хуже, потому что чурбан не действует и не противодействует, а человек противится воздействию Божественной благодати. Правда, позднее многие протестанты сознали свою крайность в этом учении и некоторые приблизились даже к православному взгляду, но другие, к сожалению, впали в рационализм и дошли до полного отрицания первородного греха и даже самого исторического факта грехопадения прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В этом сравнительно подробном повествовании Евангелиста сказалось превосходство непредубежденного народного разума над лицемерным богословствованием и при-творным правосудием, которое, будучи обличено, обнаруживает произвол и жестокость лицемеров и уже явно пренебрегает правосудием. Теперь Спаситель, встретив исцеленного, уже прямо открывает ему Себя, как недавно в беседе с Самарянкой: “ты веруешь ли в Сына Божия?” и на вопрос исцеленного отвечает ему совершенно прямо: “и видел ты Его и Он говорит с тобою” (Ио. 9:37). Господь удостаивает его прямого, не прикрытого откровения за его решимость умереть за Христа. Все этиповествования Евангелиста Иоанна убеждают нас в том, насколько угодно Богу и Христу бесстрашное исповедание веры. И вот такому бесстрашию должны научиться наши современники, взамен того двоедушия по отношению ко Христу, уподобляясь недостойным родителям слепорож-денного, дорожа, подобно им, своей дружбой с современными иудеями и с прочими врагами Христа. Вознесение Господне ( Деян.1 ). Воскресе Христос и в течение 40 дней являлся апостолам, уча их о царствии Божием и повелел им быть в Иерусалиме и ждать обетования Св. Духа “через несколько дней.” Как же ждали они этого обетования? Они спрашивали Его: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” Спаситель не отвечает им отрицательно, но говорит, что не их дело испытывать сроки: – “Но вы примите силу, когда сойдет на вас Святой Дух.” Они думают о царстве земным, а Он, не отрицая устроения царства израильского, говорит, что оно будет в ином виде, чем они ждут: – его содержание будет в явлении силы Духа Святого. Они хотят чуда, оно и будет, через несколько дней, но они хотят чудесного явления силы земной, а будет явлена сила Духа Святого. Устроение царства земного, это такая мелочь перед устроением Царства Духа, но они хотят первого, а Он хочет, чтобы они желали второго и готовит их к нему. Сейчас Россию постигла кара за преступления и проявляются силы Духа, но люди не их ищут и усваивают, а просят царства земного.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Вероятно, тотчас, как они были призваны Спасителем и решили следовать за Ним, Зеведей отправился в Вифсаиду и известил об этом Саломию и своих родных 529 . Оставил Иоанн родительский кров, друзей и знакомых, оставил решительно все ( παντα) 530 что любил, чем жил до своего призвания. И не на несколько месяцев или лет он решился оставить мир, а навсегда, до последнего своего вздоха 531 . Что бы ни случилось с ним на этом новом избранном им пути, какие бы скорби и мучения ему ни пришлось испытать, он все перенесет и никогда не оставит своего Наставника. С этого времени для него не было возврата к прежним занятиям 532 . Он разделит со своим Учителем все трудности, и препятствия, и неудачи, которые они встретят, проповедуя новое учение: трудности странствования, скудость пищи и неудобство переменных жилищ, великий труд благовествования учения Христова. Он будет трудиться с Ним под палящим солнцем полудня и спать, подобно Ему, под звездным небом ночи, скорбеть и радоваться вместе с Ним 533 . На какой неизмеримой высоте стоит Иоанн в данном случае сравнительно с теми, которые некогда также хотели следовать за Спасителем и быть Его учениками. Один из них на призыв Спасителя: „следуй за Мною“, отвечает: „Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего“ 534 . Другой сам просит Спасителя принять его в число учеников: „я пойду за Тобою Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими“ 535 . Третий обещает Спасителю следовать за Ним всюду: „Господи, я пойду за Тобою всюду, куда бы Ты ни пошел“ 536 . Но Господь не принял его в число учеников Своих. Может быть, это случилось потому, что в душе его крылись корыстные и нечистые побуждения (он был книжник) следовать за Спасителем 537 , или, может быть, потому, что он, как предвидел Господь, не имел в своей душе достаточно сил для перенесения всех трудов и страданий, какие ожидали Его истинных учеников 538 . Услышав слова призвания: „следуй за Мною“, Иоанн не просил у Спасителя позволения идти прежде проститься со своими родителями или сначала похоронить их, а потом уже и стать Его учеником 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Возник этот вопрос, и церковь его решила: мы о приехавших заботимся так же, как о наших местных. Сегодня мы тоже начинаем иногда это осознавать. Есть люди, которые постоянно проявляют заботу. Вот сейчас мы с вами находимся в помещении, где собираются разные благотворительные организации, в том числе те, которые занимаются помощью беженцам, бездомным, людям, которые приехали в столицу. У первых христиан это не было одноразовой акцией, по-видимому, они просто так жили. Иерусалимский Собор — это действительно попытка сохранить единство между христианами из иудеев и язычников. Да, может быть, она в долгосрочном периоде не сработала. Но разница между христианами из иудеев и христианами из язычников была гораздо больше, чем сегодня разница между католиками и православными, например. Потому, что у них все было другое. У них и жертвы были, и ритуальная чистота, и праздники своеобразные, и обрезание даже. И вместе с тем, они как-то старались находить общий язык. Может быть, не всегда получалось, но они к этому стремились. Откроем Послание апостола Павла к Ефесянам, которое посвящено как раз теме христианского единства. Видим: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». То есть Павел ищет единство. Сегодня откройте учебники по сравнительному богословию, и вы увидите, что нас разделяет с католиками. Во-первых, разговор о том, откуда и как исходит Дух Святой. Во-вторых, чистилище. В-третьих, Вознесение Божьей Матери. В-четвертых, учение о Папе. В-пятых, это индульгенция. В-шестых, непрочное зачатие. Но как изменилось наше мышление: вместо того чтобы, как Павел призывает, искать общее, мы начинаем искать то, что нас разделяет. И это ведь не только у православных так. То же самое мы можем увидеть у таких ревнителей абсолютно во всех христианских конфессиях. Это не значит, что такая разница не важна. Но это говорит о том, к чему мы стремимся, на чем мы делаем акценты.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010