«Приветствуйте друг друга святым целованием». От этих и некоторых других подобных фрагментов в церкви произошел обычай, что после молитв братья приветствуют (suscipiant) друг друга поцелуем» 1410 Вот что мы видим у Юстина и (с дополнением обряда умовения рук) в Климентовой литургии: моления, мир, перенесение даров, анафора. 1411 Но в книге II «Апостольских постановлений», в нескольких других ранних источниках и в каждой современной восточной литургии чин мира следует за перенесением даров и обрядами accessus. 1412 Мы уже объяснили в главе I возможные причины для такого несоответствия. Мы утверждали, что ранние документы показывают мир и перенесение даров в качестве исконных составляющих преданафоральных чинов. Последующие дополнения к ритуалу (умовение рук, молитва приближения к престолу, Символ веры и т. д.) были вставлены прежде, после, или между двумя элементами изначальной страты. Мир присоединили к ближайшей анафоре из-за интерпретации этого чина почти всеми комментаторами, как приуготовления к предложению на престоле согласно тексту Мф. 5, 2324: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». 1413 Святоотеческие толкования лобзания мира созвучны древнейшему христианскому преданию, как можно заметить из следующего фрагмента «Дидахе» (14, 2): Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами [чтобы благодарить], пока не примирится, чтобы не осквернилась жертва ваша.. 1414 В византийской евхологической традиции и всех константинопольских источниках, предшествующих древнейшему евхологию и содержащим мир, он находится там, где и ныне, а именно непосредственно перед анафорой, и нет оснований думать, что он некогда было иначе. 1415 Правда Иоанн Златоуст в константинопольских проповедях не упоминает перенесения даров, таким образом, мы не можем сказать, где оно находилось тогда: до или после лобзания мира. 1416

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин.14:28).   Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане.    С точки зрения учения о Пресвятой Троице этот стих означает, что по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим.    Христологическое толкование этого стиха было предметом рассмотрения на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. в связи со спором, возникшим вокруг толкования этого стиха, предложенного митр. Киркирским Константином и игуменом Иоанном Иреником. Последние полагали, что «человечество Христа, поскольку оно было обожено (μθεον) и таким образом сделалось почитаемым наравне с Его Божеством (μτιμον), не может быть «ниже Отца». Они были готовы признать Его «низшим» только в порядке мысленного различения (κατ πνοιαν), когда человечество Иисуса рассматривается отвлеченно, как если бы оно не было «соединено» с Логосом».    Участники Константинопольских соборов отвергли это учение, как имеющее монофизитский уклон. Они указали, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «большим», чем человечество».    Такой подход позволяет дать православное толкование и некоторым другим местам в Евангелии, где Господь говорит о Себе как о меньшем по отношению к Богу Отцу: ...дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23); Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10). 2. Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17).   Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом толковал этот стих: после воплощения Ипостась Бога Слова является сложной, поскольку заключает в Себе две природы: Божественную и человеческую. Преп. Иоанн говорит, что Отцом Христос называет Бога Отца потому, что Тот есть Его Отец по естеству, а наш — по благодати. Богом же Бог Отец является нам по естеству, а Христу — по домостроительству, в силу того что Сын сделался истинным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

К святому праволавию мы тоже не относимся, потому не обязательно сидеть только на правых лавках , можно и на левых тоже. 12. Ответ на 11, Андрей Карпов: Правильно. Господь открыл двери церкви более 40 лет назад и что? Большинство народа не узнало время посещения Его. Поэтому, горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... Не надо ваши бредни выдавать за ВЕРУ ХРИСТОВУ. Константинопольский патриарх выдал томос раскольникам и небесные молнии его не поразили. Никто ведь в мире не считает, что ближе всего к ГОСПОДУ именно вы. Ватикан тот провозгласил себя единственной христианской церковью. Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? В Символе веры принятом на II Вселенском Соборе, Церковь названа «католикэ», т. е. вселенской. Греческое прилагательное «католикос» обозначает «всеобщий», «универсальный». Что Церковь должна быть вселенской, католической, и трудиться над тем, чтобы проникнуть повсюду, где только есть люди нуждающиеся в её помощи, т. е. просто где есть люди каких бы то ни было рас, культур, классов и т. д. 11. Ответ на 6, учитель: Правильно. Господь открыл двери церкви более 40 лет назад и что? Большинство народа не узнало время посещения Его. Поэтому, горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... Не надо ваши бредни выдавать за ВЕРУ ХРИСТОВУ. Константинопольский патриарх выдал томос раскольникам и небесные молнии его не поразили. Никто ведь в мире не считает, что ближе всего к ГОСПОДУ именно вы. Ватикан тот провозгласил себя единственной христианской церковью. Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? 10. Ответ на 3, ОСт: По поводу сатанизма на Западе... У бесов нет географической привязки. Всё же, когда говорится про сатанизм на Западе, говорится не про индивидуальные столкновения с бесами, у которых действительно нет ни географической, ни исторической, ни классовой, ни какой иной привязки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/vs...

Ни в одном из Уставов Поместных Церквей нет положения об обращении к Константинополю как к конечной инстанции в спорах Из-за недостатка аргументации патриарх Варфоломей вынужден ссылаться на современных авторов, разделяющих папистскую идеологию Фанара: «Достойно упоминания мнение канониста Миодрага Петровича о том, что “лишь архиепископ Константинополя имеет привилегию судить и разрешать конфликтные ситуации среди епископов, духовенства и митрополитов других патриархов”» . Благосклонным цитированием данного рассуждения патриарх Варфоломей демонстрирует свои притязания на право суда не только над подчиненным себе епископатом, но и над всеми православными иерархами во всем мире, включая Патриархов Поместных Церквей, ставит себя выше их, судьей над ними. Принцип «первый среди равных» Православных Патриархатов отвержен. В Уставе Русской Православной Церкви, как и в Уставах других Поместных Церквей, четко прописано, что патриарх подлежит суду своей Церкви . Ни в одном из Уставов Поместных Церквей нет положения о судебных обращениях к КП как к конечной инстанции церковных споров. При этом удивительно точно слова патриарха Варфоломея созвучны уже процитированной папистской доктрине католиков: «Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния; ибо высшая кафедра ни от кого не судится (summa sedes а nemine judicatur)» . Далее, в такой же декларативной и безапелляционной манере Константинопольский патриарх продолжил: «Вселенский Патриархат несет ответственность за решение вопросов в церковном и каноническом порядке, поскольку он единственный имеет каноническую привилегию выполнять этот высокий долг» . Никто никогда не возлагал на КП эту ответственность и тем более не предоставлял ему такую «каноническую привилегию». Эти притязания абсолютно голословные, ничем не подкреплены и входят в прямое противоречие с евангельским учением: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17). Где в этих словах Спасителя место для Константинопольского патриарха и его окружения? Перед нами прямое свидетельство узурпации церковной власти, которая принадлежит исключительно церковным Соборам.

http://pravoslavie.ru/116704.html

Смотри также Комментарии Ирина 25 ноября 2018, 10:35 Спаси Господи отца Марка! Лариса 19 ноября 2018, 23:39 Вот на таких воинах Христовых мир еще и держится. Это ж надо: пойти против всех - за Христом, а главное - против своего же согрешающего начальства. Да это - подвиг, особенно для семейного человека, у которого семеро по лавкам! Соль земли - такие люди! Отрадно, что Господь все видит, а значит - поддерживает и укрепляет. Максим 19 ноября 2018, 12:17 Михаил, я думаю, про поминание на литургии - это же поминают все в храме. То есть это уже не личный выбор, а соборное поминание. А лично Вы можете поминать, молиться за кого угодно. За врагов тем более надо молиться. Это глубоко личная, индивидуальная молитва, а не соборная. По большому счету, враги у нас бесплотные. А если плохо от человека, который кажется врагом, то это вообще странно для христианина. Всякий враг для христианина - это друг, который помогает достичь Царствия Небесного с Христом. В общем-то в этом и цель жизни. Алексей 19 ноября 2018, 11:29 ГОСПОДИ помоги настоящим твоим служителям! Что бы как можно больше людей спаслись возле них! Жаль что их не так много, но СЛАВА БОГУ что они есть!!! Катерина 19 ноября 2018, 11:01 Михаил18 ноября 2018, 19:54 - в частных молитвах не только можно, но даже и нужно молиться " о ненавидящих и гонящих нас " " о заблудших " и т.п.. В том числе и о Константинопольском Патриархе. Во время же службы те поминания, которые Вы имеете ввиду, следуют в определенном иеархическом порядке и имеют назначение показать и молящимся, кто у нас за главного на данный момент, кто верный и не отпал. Прочтите еще раз тексты ектиний, в письменном виде логика и последоввтельность молитвенных прошений особенно хорошо видна. Наталья 18 ноября 2018, 22:38 Митрополит Московский Филарет, предвидя грядущие на Россию испытания, говорил: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества». 18 ноября 2018, 22:10 Слава Богу! Михаил 18 ноября 2018, 19:54 Вот Батюшка говорит, что перестал поминать, то есть молиться за Константинопольского патриарха ,а как же понимать слова из Евангелия : " А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и МОЛИТЕСЬ за обижающих вас и гонящих вас», Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? " Хотелось бы получить какое-то объяснение от знающих людей. Спасибо.

http://pravoslavie.ru/117265.html

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Когда он осмотрелся, как он рассказывал, чтобы увидеть того, о ком он думал, своего возлюбленного великого Иоанна, то не увидел его, ибо он показал ему всех, называя имя каждого, и, вновь держа его за руку, вывел из этого места; и он последовал за ним, будучи опечаленным, что не увидел блаженного Иоанна среди остальных отцов.. Итак, когда он шел, остановившийся у двери задержал его и сказал ему: «Что с тобой? Почему ты печалишься?» Итак, поскольку он не отвечал ему, он вновь говорит ему: «Никто, входящий сюда, не уходит опечаленным». Тогда говорит ему епископ: «Моя печаль заключается в том, что я не вижу среди учителей Церкви моего возлюбленного Иоанна, патриарха Константинопольского». Он же, отвечая, сказал ему: «Ты говоришь об Иоанне, провозвестнике покаяния?» Он говорит ему: «Да». Он же, отвечая, сказал: «Человек, находясь в теле, не может видеть его. Ибо он предстоит там, где находится престол Господа». Итак, вполне убедившись этим, Адельфий прославил Бога, открывшего ему эту тайну и претворившего его печаль в радость 1338 .  72. Имя Иоанна вписано в диптихи. Небесные кары на его врагов . Западные епископы вступили в общение с епископами в Египте, на Востоке, на Босфоре и во Фракии не раньше, чем имя того блаженного Иоанна было поставлено в ряд с [именами] уже скончавшихся епископов, а Арсакия, бывшего после Иоанна, в согласии с повелением Иннокентия, они не удостоили [поминовения]; Аттик же, увидев, что Церковь раздирается из-за того, что те, которые имели общение с Иоанном, находились вне ее, приказал совершать его поминовение в молитвах 1339 , чтобы поступать по обычаю других епископов, находящихся в общении, и чтобы ради этого многие, получив надежду, пришли в церковь , Западные епископы приняли его, поскольку он вписал имя Иоанна в священные диптихи и часто бывал послом, нередко водворяя мир. Александр же, блюдущий престол Антиохии после Порфирия, жил в соответствии с архиерейским саном, проводя время до рукоположения во епископа на поприще подвига, и, долгое время подвизаясь, сделался доблестным подвижником, уча словом и словом же укрепляя жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

после раскола, продолжавшегося почти 30 лет. Провозглашение автокефалии Элладской Церкви властью короля Оттона в 1833 году не было признано Константинопольской Патриархией и другими автокефальными церквами, и раскол продолжался 17 лет - до 1870 года, когда Афинский Синод обратился к Константинопольской Патриархии с просьбой о провозглашении автокефалии Элладской Церкви, что Патриархия и сделала специальным актом-томосом своего Синода, в котором говорилось, что право давать автокефалию принадлежит только Соборам Церкви-Матери, и что Элладская Церковь получила каноническую самостоятельность только на основании этого томоса. И таких поучительных примеров в истории достаточно. При этом необходимо заметить, что подобных негативных явлений можно было бы избежать, если бы люди придерживались христианского взгляда, здоровой христианской точки зрения на национальные отношения, при которой нет нужды прибегать к трудным дипломатическим соображениям. Эта точка зрения, раз будучи принята, с беспримерной легкостью рассекает все узлы религиозных проблем и политических хитросплетений. Эта точка зрения в вопросе национальных отношений основывается на заповеди Иисуса Христа о любви. " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин.13:34) и определяется повелением Господа Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (Мф.28,19). Святая Пятидесятница утвердила равенство всех народов в деле спасения, и святые апостолы на языках всех народов земли стали возвещать благовестие Божией любви и мира. Христианское учение о национальных отношениях находит стройное выражение у святого апостола Павла. Человечество представляется ему в виде единого древа, корень которого - Христос, а народы - ветви. Значит ли это, что в Новом Завете какой-либо народ вместо ветхозаветного Израиля должен стать избранным народом Божиим? Нет! Все народы во Христе равны. " Если корень свят, то и ветви... не превозносись пред ветвями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/415/...

Анастасия Рахлина 15 января 2016, 21:37 Валерию - еще кое что. Подумала и еще хочу добавить. Вот три ручейка основных, которые сливаются в одну реку. Западный мир на наших глазах становится не просто безбожным, а богоборческим. После потопа Бог сказал Ною, что знаком обетования и благословения Божьего, знаком того, что Господь больше не уничтожит потопом мир, станет радуга. И что современный мир сделал с радугой ? В символ чего превратил? Они словно машут ею Богу с земли и смеются – посмотри, ну что Ты сделаешь с нами? Узаконивается беззаконие, законом становится грех. Законы об однополых «браках» (чего не было за всю историю человечества), религия прав человека, которую мы видим в проявлениях вроде «Шарли Эбдо», современная культура, которая (как это было в «Батаклане») как бы в стиле эдакой постмодернистской шутки присягает дьяволу. Второе, как я уже написала, вот что. Западный мир (назовем его так) стремится привести весь остальной мир в хаос, чтобы потом управлять им при помощи " сил безопасности " . Чтобы устроить этот хаос, используется крайний, экстремистский ислам, а к чему это приводит в итоге, мы можем видеть в том же Косово, - древней православной земле, земле-святыне, которая больше не принадлежит православным. Беззаконие западного мира и радикальный, агрессивный ислам, - это Гога и Магога. Но есть и третье. Мы были свидетелями тому, как папа Римский направил Константинопольскому патриарху послание, в котором написал, что не видит препятствий «для евхаристического общения». Константинопольский патриарх молча согласился с этим. И заметим, это тот самый Константинопольский патриарх, который сейчас всяческий настаивает на проведении Всеправославного Собора. Зачем он ему так нужен? Наши Православные Церкви тоже пытаются разрушить - иезуитским способом, изнутри, чтобы унифицировать всех, всех сделать несолеными. Но Господь сказал: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Вот о чем следует нам помнить

http://pravoslavie.ru/89321.html

Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). По учению евангелиста Иоанна, Сын, так же как и Отец, является Источником жизни для мира и человека: возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:2 ). Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности свойства всемогущества и вечности, именуя Его Вседержителем: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр.1:8 ). Толкование так называемых «уничижительных мест» Священного Писания Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались на уничижительные места Евангелия, в которых о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца: 1 . Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане 330 . С точки зрения учения о Пресвятой Троице этот стих означает, что по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим 331 . Христологическое толкование этого стиха было предметом рассмотрения на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. в связи со спором, возникшим вокруг толкования этого стиха, предложенного митр. Киркирским Константином и игуменом Иоанном Иреником. Последние полагали, что «человечество Христа, поскольку оно было обожено ( μ θεον) и таким образом сделалось почитаемым наравне с Его Божеством ( μ τιμον), не может быть «ниже Отца». Они были готовы признать Его «низшим» только в порядке мысленного различения (κατ π νοιαν), когда человечество Иисуса рассматривается отвлеченно, как если бы оно не было «соединено» с Логосом» 332 . Участники Константинопольских соборов отвергли это учение, как имеющее монофизитский уклон. Они указали, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «большим», чем человечество» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010