Митрополит Иларион заявил о необходимости доработки и обсуждения документов Критского Собора 30 ноября, 2017. Новостная служба Священный Синод признал, что Критский Собор «не может рассматриваться как Всеправославный» 30 ноября. ПРАВМИР. Митрополит Волоколамский Иларион  рассказал на заседании Архиерейского Собора  о результатах изучения документов Критского Собора. Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион рассказал, что документы Критского Собора были тщательно проанализированы. Их официально заверенные копии были опубликованы и изучены с учетом «откликов и замечаний Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян», сообщает информационная служба Архиерейского Собора. «Документы содержат ряд не вполне удачных и неясных формулировок, а также утверждений, ранее не обсуждавшихся на всеправославном уровне. Эти формулировки и утверждения требуют дальнейшего обсуждения», считает митрополит Илариаон. Митрополит Иларион уточнил, что речь идет о следующих  восьми документах:   «Автономия и способ ее провозглашения», «Православная диаспора», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», Окружное послание Собора, Послание Собора. «Для того, чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей», заявил митрополит Илариаон. Критский Собор проходил 18-27 июня 2016 года. Менее чем за месяц до предполагавшейся даты открытия Собора Священные Синоды пяти автокефальных Церквей  (Болгарской, Антиохийской, Сербской, Грузинской и Русской) призвали отложить его проведение с тем, чтобы преодолеть разногласия, препятствующие их участию в Соборе. Эти призывы были проигнорированы. В результате участие в Крите Собора приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zay...

Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви 23 июня. ПРАВМИР. Представители десяти Православных Церквей в третий день Собора на Крите провели три рабочие сессии и обсудили вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах ее провозглашения и о важности поста и его соблюдения. В ходе обсуждения предстоятели и иерархи Поместных Православных автокефальных Церквей внесли ряд предложений. Ожидается, что пересмотренные тексты, принятые Собором, будут подписаны в ближайшие дни, передает РИА Новости. В Соборе не участвуют четыре из 14 Православных Церквей, включая крупнейшую — Русскую Церковь, на территории которых проживают две трети православных христиан. Архиепископ Телмисский Иов заявил на брифинге, что Собор «продолжается в хорошем духе сотрудничества, братской любви, единства, состоялись очень интересные дискуссии». По его словам, текст о диаспоре — второй документ, который будет подписан. Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви. «Текст о миссии церкви в современном мире готов, в него внесли изменения, предложенные Церквами. Есть лишь проблема одновременного перевода на разные языки. Официальный текст должен быть очень тщательно переведен. Думаю, что сегодня вечером этот процесс должен завершиться», — сказал митрополит Нигерийский Александрос. Он назвал очень демократичной обстановку на Соборе. «Все участвуют, все излагают свою точку зрения, ко всем относятся с уважением. Идет широчайшее участие в обсуждении всех предложений. Диалог ведется открыто и очень демократично», — сказал митрополит. В работе Всеправославного Собора должны были принять участие делегации 14 поместных автокефальных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (Греческой), Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии. Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет. На Всеправославном Соборе будут обсуждаться документы (6 документов), проекты которых были одобрены всеми Православными Церквами на предсоборных совещаниях: «Православная диаспора», «Автономия и способ ее провозглашения», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

http://pravmir.ru/sobor-na-krite-obsudil...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Иларион заявил о необходимости доработки и обсуждения документов Критского Собора 30.11.2017 Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) рассказал на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о результатах изучения документов Критского Собора . Документы были тщательно проанализированы. Их официально заверенные копии были опубликованы и изучены с учетом " откликов и замечаний преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян " , сообщает информационная служба Архиерейского Собора. " Документы содержат ряд не вполне удачных и неясных формулировок, а также утверждений, ранее не обсуждавшихся на всеправославном уровне. Эти формулировки и утверждения требуют дальнейшего обсуждения " , - считает митрополит Илариаон, уточнив, что речь идет о следующих восьми документах: « Автономия и способ ее провозглашения », « Православная диаспора », « Миссия Православной Церкви в современном мире », « Важность поста и его соблюдение сегодня », « Таинство брака и препятствия к нему », « Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром », Окружное послание Собора, Послание Собора. " Для того, чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей " , - заявил митрополит Илариаон. Критский Собор проходил 18-27 июня 2016 года. Менее чем за месяц до предполагавшейся даты открытия Собора Священные Синоды пяти автокефальных Церквей (Болгарской, Антиохийской, Сербской, Грузинской и Русской) призвали отложить его проведение с тем, чтобы преодолеть разногласия, препятствующие их участию в Соборе. Эти призывы были проигнорированы. В результате участие в Крите Собора приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Как отметил в своем докладе митрополит Иларион, на нем " не была представлена полнота Вселенской Православной Церкви " . В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 15 июля 2016 года признал, что " состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы - как выражающие общеправославный консенсус " . Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.11.2017 20:26:11

http://drevo-info.ru/news/23045.html

а. Православная Диаспора, б. Автокефалия и способ ее провозглашения, в. Автономия и способ ее провозглашения, и г. Православные Диптихи. Эти вопросы затрагивают конкретные реальные проблемы, занимающие серьезно большинство Православных Церквей и охлаждающие, иногда, их братские отношения. Многообразие национальных Диаспор почти во всем мире, в сочетании с широким развитием административной системы автокефальных Церквей различных национальных государств, усложнили вопрос канонической административной организации православных общин, пребывающих в Диаспоре. Сложности возникают, в основном, из-за использования, во-1-х, реальных или гипотетических пастырских вопросов по поводу переосмысления многовековой канонической традиции, во-2-х, из-за национальных или националистических чувств относительно обусловленности основных институтов установленной административной системы Православной Церкви. Несомненен тот факт, что Православная Церковь служила и служит народу, однако нельзя также сомневаться и в том, что она делает это, не предавая своего экклезиологического лица и не поворачиваясь к бесплодному этнофилетизму, иссушающему Церковь в конъюктурных выборах Нации. Тем не менее, Православная Церковь пережила и переживает в новое время болезненный опыт периодических этнофилетических тенденций, искажающих объективную оценку незыблемых критериев канонического предания. В частности по вопросам Диаспоры и Автокефалии в докладах поместных Православных Церквей, направленных в Секретариат по подготовке Святого и Великого Собора, отмечаются значительные расхождения. Эти расхождения, не игнорируя, конечно, авторитет или силу православного канонического предания, основываются, в основном, или на эклектическом выборе отдельных канонических критериев, или на выгодном толковании соответствующих канонических правил, или же на провозглашении необходимости приспособить соответствующие канонические правила к de facto сформированным условиям. В качестве общего знаменателя всего многообразия толкований выступает преодоление установленных канонических рамок организации и управления Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Епархиальные Епископы, 7. Титулярные и Викарные Епископы, 8. Хорепископ. Г. Монашеская жизнь. Отыскание путей для возвращения Православной Монашеской Жизни ее былой красоты и светлости посредством следования Традициям и Монашеским Правилам и обновления ее деятельности. Д. Приспособление Церковных Постановлений о Посте к требованиям современности. Е. Образование Св. Клира. а. Воспитание,       цель и содержание подготовки Православного духовенства. б. Введение образования Св. Клира под непосредственное Церковное наблюдение. в. Церковные учебные заведения Богословской и прочей направленности для Православного Св. Клира. г. Просветительные Духовные Конференции. Ж. Проблемы брака. Изучение современной практики и церковных процедур в поместных Церквах, определение, по возможности, единообразной практики для всей Православной Церкви. З. Облачение Св. Клира. Внешний вид и облачение. И. Календарный вопрос. Изучение вопроса в соответствии с решением о пасхалии Первого Вселенского Собора, поиск путей восстановления общей практики Православных Церквей по данному вопросу. К. Православная Церковь и Молодежь. А. Межправославные отношения. а. Отношения поместных Православных Автокефальных Церквей между собой и со Вселенской Патриархией согласно канонам и истории. 1. Мирные грамоты. 2. Диптихи. 3. Святое Миро. 4. Соблюдение обязанностей, вытекающих из Учредительных Томосов. 5. Взаимные встречи Глав Православных Автокефальных Церквей. б. Укрепление существующих отношений : 1. Обменом братскими посланиями. 2. Созывом богословских конференций. 3. Посылкой клириков и профессоров. 4. Контактами между богословскими Школами. 5.Обменом профессорами и студентами. 6. Стипендиями 7.Обменом периодикой, книгами и другой информацией, касающейся жизни и деятельность Церквей. 8. Празднованием больших церковных событий межправославного значения. Б. Автокефалия и Автономия в Православной Церкви а. Провозглашение Автокефалии. 1. Кем провозглашается. 2. Предпосылки и условия. 3. Способ провозглашения Автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но раскол не есть мелкая административная проблема, а вожди раскола совершают тяжкий грех, который, по учению Отцов Церкви, даже мученическая кровь, пролитая раскольником, смыть не может. Вожди раскола из своекорыстных побуждений отделяют от соборного богочеловеческого Тела Христова, от Церкви целые области и поколения. Как я сказал, поводами для уклонения в раскол могут служить мотивы, имеющие политическую или этнофилетическую подоплеку, но в духовном и психологическом смысле речь идет о грехе гордыни. Таковы же способ проявления и психологические причины и у того, что происходит сегодня в связи с церковно-политической идеологией Константинопольского Патриархата в вопросе о статусе Церкви на Украине. Напомню, что еще до бесславно завершенного Собора на Крите был достигнут консенсус о способе провозглашения автокефалии. Этот консенсус основан на священных канонах и соборной структуре Церкви, и, в общих чертах, выглядит следующим образом: автокефалию предоставляет Константинопольский Патриархат, но от имени всей Церкви, а не от своего имени, в договоре с остальными Церквами, с согласия всех Первоиерархов, сообразно мнению возглавляемых ими Поместных Церквей. Томос об автокефалии подписывают, в соответствии с рангом и очередностью, все Патриархи и Предстоятели Церквей, а не только Патриарх Константинопольский. Теперь у нас такая ситуация: Патриарх Константинопольский предоставил автокефалию не Украинской Православной Церкви , которая ее и не просила, а раскольническим группировкам, причем вопреки и ее воле, и воле Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина . По всем этим причинам наша Церковь предупредила и продолжает предупреждать, что нам грозит раскол, может быть, даже более тяжелый, чем возникший между Востоком и Западом в 1054 году. Это, к сожалению, реальность, на которую мы не можем закрывать глаза. Вопрос: как бороться с политическим давлением, противостоять силе, которая презирает Бога? Вот так: кому-то, как архиепископу Иоанну, удается бороться — ценой тюремного заключения и здоровья, кому-то не удается, и он совершает страшный грех раскола, который нельзя смыть даже мученической кровью.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/episko...

Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата в США и Канаде не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая " заквашивает все тесто " (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели.

http://patriarchia.ru/db/text/5268282.ht...

Результаты состоявшегося на Крите Собора обсуждались на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля прошлого года. Отметив, что «основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса», Синод констатировал, что «проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус». Вместе с тем Священный Синод признал, что «состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году». На том же заседании Священного Синода изучение принятых на Крите документов было поручено Синодальной библейско-богословской комиссии, которая подготовила соответствующее заключение. Ныне оно представлено на рассмотрение Архиерейского Собора. «Полученные нами копии документов Критского Собора Комиссия сравнила с теми предсоборными текстами, которые уже были рассмотрены нашим Архиерейским Собором в феврале 2016 года», рассказал Святейший Патриарх. Сравнение показало, что документы «Важность поста и его соблюдение сегодня» и «Автономия и способ ее провозглашения» и были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок. Анализ документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное упоминание об отвержении униатства. «Тем не менее, многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что речь идет о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с Церковью отделенных от нее христианских сообществ, указал Его Святейшество. Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К сожалению, наши поправки не были учтены».

http://patriarchia.ru/db/text/5073298.ht...

При этом раскольнический епископат так или иначе старается обмануть собственный народ, замалчивая тот факт, что раскольники не суть члены Вселенской Церкви и утверждая, будто дело в неких мелочных административных проблемах, чьей-то недоброй воле или недоразумении. Но раскол не есть мелкая административная проблема, а вожди раскола совершают тяжкий грех, который, по учению Отцов Церкви, даже мученическая кровь, пролитая раскольником, смыть не может. Вожди раскола из своекорыстных побуждений отделяют от соборного богочеловеческого Тела Христова, от Церкви целые области и поколения. Как я сказал, поводами для уклонения в раскол могут служить мотивы, имеющие политическую или этнофилетическую подоплёку, но в духовном и психологическом смысле речь идёт о грехе гордыни. Таковы же способ проявления и психологические причины и у того, что происходит сегодня в связи с церковно-политической идеологией Константинопольского Патриархата в вопросе о статусе Церкви на Украине. Напомню, что ещё до бесславно завершённого Собора на Крите был достигнут консенсус о способе провозглашения автокефалии. Этот консенсус основан на священных канонах и соборной структуре Церкви, и, в общих чертах, выглядит следующим образом: автокефалию предоставляет Константинопольский Патриархат, но от имени всей Церкви, а не от своего имени, в договоре с остальными Церквами, с согласия всех Первоиерархов, сообразно мнению возглавляемых ими Поместных Церквей. Томос об автокефалии подписывают, в соответствии с рангом и очередностью, все Патриархи и Предстоятели Церквей, а не только Патриарх Константинопольский. Теперь у нас такая ситуация: Патриарх Константинопольский предоставил автокефалию не Украинской Православной Церкви, которая ее и не просила, а раскольническим группировкам, причем вопреки и её воле, и воле Русской Православной Церкви, чьей канонической территорией является Украина. По всем этим причинам наша Церковь предупредила и продолжает предупреждать, что нам грозит раскол, может быть, даже более тяжелый, чем возникший между Востоком и Западом в 1054 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Особые условия, в которых находится наша Церковь, обязывают и заставляют активизировать зарубежную деятельность», — продолжил митрополит Иларион. Председатель ОВЦС рассказал о взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, о подготовке к Всеправославному Собору, начавшейся более 50 лет назад. В 1961 году прошло Всеправославное совещание, на котором было озвучено более ста тем, интересующих Православные Церкви. На последующих встречах каталог тем был сокращен, и Православные Церкви согласились о том, что обсуждение будет проходить по десяти основным вопросам — они были сформулированы в 1976 году первом Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези. В их числе — такие темы, как православная диаспора, автокефалия и способы ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, календарный вопрос, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение Православных Церквей к остальному христианскому миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранения расовой дискриминации. Эти темы обсуждались и продолжают обсуждаться на межправославном уровне. За прошедшие годы было достигнуто согласие по восьми из десяти тем. Митрополит Иларион также озвучил мнение, что некоторые из подготовленных ранее документов — например, касающиеся вопросов экуменизма и утверждения в обществе христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами — должны быть переписаны с учетом современной проблематики, в частности, гонений на христиан в Северной Африке и в Юго-Восточной Азии. Была отмечена необходимость тщательно подготовить Собор не только с содержательной, но и с процедурной стороны, чтобы на нем были учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого при принятии решений необходимо строго следовать принципу консенсуса. Коснувшись темы межхристианских отношений, владыка Иларион упомянул о том, что важным вопросом во взаимоотношениях с католиками, помимо богословского диалога, является сотрудничество в вопросах социального служения и сохранения нравственных основ жизни людей. «Здесь у нас очень широкое поле для взаимодействия, потому что в современном секулярном мире и православные, и католики сталкиваются с одними и теми же вызовами, — констатировал он. — Это, прежде всего, вызов секулярной идеологии, которая вообще не признает абсолютных нравственных ценностей, в связи с чем сейчас на Западе пропагандируется гомосексуализм, вводятся законы об однополых союзах, однополым парам предоставляется право усыновлять детей и т.д. По отношению ко всем этим вопросам у нас и католиков подход практически одинаковый. И мы сегодня, не имея согласия с Католической Церковью по целому ряду богословских и экклезиологических вопросов, можем трудиться вместе для защиты традиционных нравственных ценностей, и это направление сотрудничества мы активно развиваем».

http://patriarchia.ru/db/text/3314760.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010