Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения»,  рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

М.А.Шахбазян, К.Г.Шахбазян Новая терминология Фанара: на примере богословской антропологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) Источник Аннотация Сегодняшняя ситуация кризиса межцерковного общения в Православии требует осмысления в контексте не только внешнеполитическом или церковно-каноническом, но и богословском, собственно догматическом. Уже очевидно, что одной из важнейших причин возникших нестроений является новая экклезиология, которая просматривается в ряде заявлений и действий священноначалия Константинопольского Патриархата. При этом важно заметить, что к исповеданию этой новой экклезиологии Константинопольский Патриархат движется вполне самостоятельно, не принимая во внимание мнение ряда Поместных Церквей. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия Константинопольского Патриархата как одной из причин новой экклезиологии. Задачи исследования – последовательный анализ богословской терминологии митрополита Иоанна Зизиуласа (влиятельнейшего на сегодняшний день богослова Константинопольского Патриархата), сравнение её с традиционным святоотеческим словоупотреблением. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие учения митрополита Зизиуласа об ипостаси и сущности применительно к антропологии учению Церкви. Не является оно и разъяснением смысла учения Церкви для современного читателя, но попросту искажает его смысл. Введение В Послании иерархам Румынской Церкви от 24 ноября 2018 г. патриарх Варфоломей, оправдывая намерение самостоятельно предоставить автокефалию украинским раскольникам, сказал, что, хотя в процессе подготовки документов Критского собора предполагалось согласовать и определить иной способ провозглашения автокефалии, это оказалось невозможно, так как на Соборе отсутствовали делегации четырех Поместных Церквей. По этой причине документ об автокефалии даже не оказался среди тем, «подлежащих изучению Святым и Великим Собором» 2; 3]. Эту явную ложь затем высказал и Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Священный Синод РПЦ опроверг эту ложь, указав, что «тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея» Разумеется, если бы патриарх Варфоломей не настоял на исключении темы, то Критский собор принял бы согласованный вариант документа. А, как утверждается в докладе митрополита Дамаскина (Папандреу), работа Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7–13 ноября 1993 г.) хотя и завершилась тем, что «сформировались совпадающие и расходящиеся подходы и толкования», однако согласие было достигнуто в главном: признании необходимости достижения консенсуса как условия возникновения новой автокефалии с. 254]. И Константинопольский Патриархат также признал главенствующую роль всей полноты Вселенской Церкви, о чем и было сказано: «в сознании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом» с. 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Достижения в Шамбези: Как отражена позиция РПЦ в проектах документов к Всеправославному Собору 2 февраля, 2016. Новостная служба Начать можно уже с того, что Собрание Предстоятелей согласилось с доводами РПЦ, и Всеправославный Собор состоится не в Стамбуле Турция VS Греция Начать можно уже с того, что Собрание Предстоятелей согласилось с доводами РПЦ, и Всеправославный Собор состоится не в Стамбуле, а в Греции, на острове Крит. «Собор не будет проходить в Стамбуле. Позиция Русской церкви была принята. Мы предлагали Афон, или Родос, или еще какое-то место, но Константинопольский патриарх предложил Крит», – сказал журналистам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Календарный вопрос Из повестки Собора исключена тема перехода РПЦ на Григорианский календарь и таким образом Русская Православная Церковь не откажется от использования Юлианского календаря. «Тема календарного вопроса изъята единогласно, потому что многие Церкви, как известно, придерживаются Юлианского календаря, а какие-то уже Григорианского», – ранее сказал глава РПЦ. Документы для общественности Патриарх отметил также, что Собранием Предстоятелей принята предлагавшаяся РПЦ предварительная публикация всех проектов документов будущего Собора. «Что и было нами незамедлительно сделано: проекты всех соборных документов уже опубликованы на сайтах Московской Патриархии и Отдела внешних церковных связей, поэтому каждый желающий может с ними ознакомиться», — отметил Предстоятель. Провозглашение автокефалии Позиция Русской Православной Церкви закреплена и в таком проекте документа, как «Автономия и способ ее провозглашения» . «Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор. На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей», — отметил Патриарх.

http://pravmir.ru/dostizheniya-v-shambez...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Архиепископ Волоколамский Иларион: Каноническая практика Православной Церкви не знает системы двойного подчинения 17 июня 2009 г. 15:00 В швейцарском городке Шамбези, недалеко от Женевы, с 6 по 12 июня прошло IV Всеправославное предсоборное совещание . Его итоги в интервью «НГ-религии» прокомментировал глава ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) . — Ваше Высокопреосвященство, Вы возглавляли делегацию Московского Патриархата на Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези, в Швейцарии. Расскажите, какие вопросы обсуждались на этой встрече? — Согласно договоренности, достигнутой Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей в ходе встречи на Фанаре в октябре 2008 года и подтвержденной в последующей переписке, темой IV Всеправославного предсоборного совещания стало обсуждение канонического обустройства православной диаспоры. Оставшиеся вопросы повестки дня всеправославных предсоборных совещаний (способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов) будут рассмотрены на следующих заседаниях после подготовки в Межправославной подготовительной комиссии. Участники совещания в Шамбези рассмотрели документы, подготовленные на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии 10-17 ноября 1990 года и 7-13 ноября 1993 года, а также на конференции специалистов по каноническому праву, прошедшей 9-14 апреля 1995 года в Шамбези. В документы были внесены дополнения, уточнения и поправки, принятые на основе консенсуса. — Объясните, пожалуйста, позицию Московского Патриархата по вопросу о православной диаспоре. — Совещание признало, что решение проблемы канонического обустройства православной диаспоры, то есть верующих, проживающих вне традиционных границ Поместных Православных Церквей, должно быть достигнуто на основе экклесиологии, канонической традиции и практики Православной Церкви. С этой целью одобрено создание в ряде регионов мира епископских собраний, состоящих из всех канонических православных епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности. Деятельность епископских собраний будет направлена к выявлению и укреплению единства Православной Церкви, общему пастырскому служению православным жителям региона и совместному свидетельству внешнему миру.

http://patriarchia.ru/db/text/675508.htm...

Автономия и способ ее провозглашения 28 января 2016 г. 15:35 Решение V Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения», рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и  г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится.  а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. 

http://patriarchia.ru/db/text/4361129.ht...

Патриарх Кирилл о предоставлении автокефалии: Любые односторонние действия неприемлемы 2 февраля, 2016. Новостная служба В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса 2 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл рассказал участникам Архиерейского Собора в Москве 2 февраля к какому выводу пришло Собрание Предстоятелей Поместных Православных церквей по автокефалии и способах ее провозглашения. В согласованном к Всеправославному Собору проекте документа «Автономия и способ ее провозглашения» подтверждается право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставлять ту или иную степень автономии какой-либо своей части, за исключением епархиальных структур, расположенных в регионах православной диаспоры. Предстоятель заострил внимание участников архиерейского собора на теме «Автокефалия и способ ее провозглашения», сообщила пресс-служба Московской Патриархии. «Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор. На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей», — рассказал Патриарх. В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса. «Несомненно, и этот вопрос можно было бы согласовать, если бы изучение темы было продолжено», — отметил глава РПЦ. По его мнению, очень важно, что имеется общее понимание необходимости консенсуса всех Церквей, исключающее любые односторонние действия в деле предоставления автокефалии. Подготовка к Всеправославному Собору  проходила 21 по 28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы на Собрании Предстоятелей Православных автокефальных Церквей .

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-o-pred...

Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви 23 июня. ПРАВМИР. Представители десяти Православных Церквей в третий день Собора на Крите провели три рабочие сессии и обсудили вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах ее провозглашения и о важности поста и его соблюдения. В ходе обсуждения предстоятели и иерархи Поместных Православных автокефальных Церквей внесли ряд предложений. Ожидается, что пересмотренные тексты, принятые Собором, будут подписаны в ближайшие дни, передает РИА Новости. В Соборе не участвуют четыре из 14 Православных Церквей, включая крупнейшую — Русскую Церковь, на территории которых проживают две трети православных христиан. Архиепископ Телмисский Иов заявил на брифинге, что Собор «продолжается в хорошем духе сотрудничества, братской любви, единства, состоялись очень интересные дискуссии». По его словам, текст о диаспоре — второй документ, который будет подписан. Накануне обсуждался текст о миссии Православной Церкви. «Текст о миссии церкви в современном мире готов, в него внесли изменения, предложенные Церквами. Есть лишь проблема одновременного перевода на разные языки. Официальный текст должен быть очень тщательно переведен. Думаю, что сегодня вечером этот процесс должен завершиться», — сказал митрополит Нигерийский Александрос. Он назвал очень демократичной обстановку на Соборе. «Все участвуют, все излагают свою точку зрения, ко всем относятся с уважением. Идет широчайшее участие в обсуждении всех предложений. Диалог ведется открыто и очень демократично», — сказал митрополит. В работе Всеправославного Собора должны были принять участие делегации 14 поместных автокефальных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (Греческой), Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии. Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет. На Всеправославном Соборе будут обсуждаться документы (6 документов), проекты которых были одобрены всеми Православными Церквами на предсоборных совещаниях: «Православная диаспора», «Автономия и способ ее провозглашения», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

http://pravmir.ru/sobor-na-krite-obsudil...

Митрополит Иларион заявил о необходимости доработки и обсуждения документов Критского Собора 30 ноября, 2017. Новостная служба Священный Синод признал, что Критский Собор «не может рассматриваться как Всеправославный» 30 ноября. ПРАВМИР. Митрополит Волоколамский Иларион  рассказал на заседании Архиерейского Собора  о результатах изучения документов Критского Собора. Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион рассказал, что документы Критского Собора были тщательно проанализированы. Их официально заверенные копии были опубликованы и изучены с учетом «откликов и замечаний Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян», сообщает информационная служба Архиерейского Собора. «Документы содержат ряд не вполне удачных и неясных формулировок, а также утверждений, ранее не обсуждавшихся на всеправославном уровне. Эти формулировки и утверждения требуют дальнейшего обсуждения», считает митрополит Илариаон. Митрополит Иларион уточнил, что речь идет о следующих  восьми документах:   «Автономия и способ ее провозглашения», «Православная диаспора», «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Важность поста и его соблюдение сегодня», «Таинство брака и препятствия к нему», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», Окружное послание Собора, Послание Собора. «Для того, чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей», заявил митрополит Илариаон. Критский Собор проходил 18-27 июня 2016 года. Менее чем за месяц до предполагавшейся даты открытия Собора Священные Синоды пяти автокефальных Церквей  (Болгарской, Антиохийской, Сербской, Грузинской и Русской) призвали отложить его проведение с тем, чтобы преодолеть разногласия, препятствующие их участию в Соборе. Эти призывы были проигнорированы. В результате участие в Крите Собора приняли участие десять из четырнадцати общепризнанных Поместных автокефальных Церквей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010