Александр. 7 октября 2010, 00:06 Но извините -это ведь прямой путь к сатанизму. Я выступил с критикой " Гарри " на двух православных сайтах- " Соборно Ру " и " Православие org .UA " ну и что толку -на Соборно меня раскритиковали что я ретроград и " Гарри " -это очень хорошая книга и каждый православный должен ее прочесть ( возможно и не полностью по тексту но смысл тот же),А на " Православии орг ua " меня вообще забанили за то что посмел возразить модератору Марии Леонтьевой ( она рассказывала какая это замечательная книга) и сказал что настоящий православный никогда не должен читать таких книг. Так давайте наконец определимся с этими книгами -если они вредные то значит вредные и нечего их потом прославлять до небес. С уважением -Алекс 64. Иванов Юрий Николаевич 27 апреля 2010, 11:13 Дочитал недавно последнюю часть трилогии " Тёмные начала " Пулмана. Книга, честно вам скажу, читается на одном дыхании. Но идея буквально " убить Бога " , обёрнутая в дико захватывающий сюжет, интересный для любителей фантастики (великолепная мысль о воплощении души в деймоне - существе, сопутствующем тебе всю жизнь, путешествие в другие миры, ангелы, спускающиеся с небес, тайны, погони), меня, как христианина, покоробила. В книге говорится, что тот, кого мы называем Всевышним - это не Создатель, а мятежный ангел, захвативший власть и незаконно вершащий судьбы людей. И его нужно убить!!! Немыслимо!!! Ладно бы это было в некоем вымышленном мире, но это происходит и в якобы нашем мире. До этого читал " Хроники Нарнии " К. С. Льюиса. Это полная противоположность творению Пулмана - светлый мир, где властвует лев Аслан - олицетворение Создателя. " Тёмные начала " - вовсе не детское чтиво, советую читать сие произведение только людям с состоявшейся психикой. Дети ещё столкнутся с реальным миром, но пока нельзя допускать, чтобы в неокрепшие детские умы проникала эта ересь. Алёна 20 февраля 2009, 17:40 В своё время мне довелось прочитать " Тёмные начала " . То что произведение будет признано антихристианским, было понятно, более явной эта мысль казалась в конце, когда " новые Адам и Ева, юные искатели приключений Уилл и Лира " Так сказать... эээ... убивают бога( не пишу с заглавной буквы, т.к. это всё таки книга). С одной стороны, Да, критика оправдана, даже более чем, но не буду повторяться за автором статьи.

http://pravoslavie.ru/5053.html

— Именно, именно, вот это реализм, без «толиких» ни шагу! Но теперь, когда, пируя, Мы собрали капитал, И приданое, танцуя, Шлем тебе из этих зал, — Ретроградка иль жорж-зандка, Всё равно теперь ликуй! Ты с приданым, гувернантка, Плюй на всё и торжествуй! Признаюсь, я не верил ушам своим. Тут была такая явная наглость, что возможности не было извинить Липутина даже глупостью. А Липутин уж как был не глуп. Намерение было ясное, для меня по крайней мере: как будто торопились беспорядком. Некоторые стихи этого идиотского стихотворения, например самый последний, были такого рода, что никакая глупость не могла бы его допустить. Липутин, кажется, и сам почувствовал, что слишком много взял на себя: совершив свой подвиг, он так опешил от собственной дерзости, что даже не уходил с эстрады и стоял, как будто желая что-то еще прибавить. Он, верно, предполагал, что выйдет как-нибудь в другом роде; но даже кучка безобразников, аплодировавшая во время выходки, вдруг замолкла, тоже как бы опешившая. Глупее всего, что многие из них приняли всю выходку патетически, то есть вовсе не за пасквиль, а действительно за реальную правду насчет гувернантки, за стишки с направлением. Но излишняя развязность стихов поразила наконец и их. Что же до всей публики, то вся зала не только была скандализована, но видимо обиделась. Я не ошибаюсь, передавая впечатление. Юлия Михайловна говорила потом, что еще мгновение, и она бы упала в обморок. Один из самых наипочтеннейших старичков поднял свою старушку, и оба вышли из залы под провожавшими их тревожными взглядами публики. Кто знает, может быть, пример увлек бы и еще некоторых, если бы в ту минуту не явился на эстраду сам Кармазинов, во фраке и в белом галстуке и с тетрадью в руке. Юлия Михайловна обратила на него восторженный взгляд, как на избавителя... Но я уже был за кулисами; мне надо было Липутина. — Это вы нарочно! — проговорил я, хватая его в негодовании за руку. — Я, ей-богу, никак не думал, — скорчился он, тотчас же начиная лгать и прикидываться несчастным, — стишки только что сейчас принесли, и я подумал, что как веселая шутка...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1932...

В семидесятые годы смелые и мужественные граждане отечества, писатели и ученые, среди них был и Валентин Распутин, выступили против такого экологического беспредела, надругательства над природой. Их обвинили в ретроградстве, консерватизме, отсталости, в борьбе против прогресса (ах, как заманчиво это слово). Однако писатели были непреклонны. Они вместе с учеными, другими ответственными деятелями культуры, подписывали письма и воззвания, обращенные к власти и общественности, выступали на конференциях, в печати. Удалось приостановить затопление Западно-Сибирской низменности (будущей нефтяной сокровищницы России), не потекли вспять сибирские реки, стали строиться очистные сооружения у Байкала. Но нужно было кроме выступлений, речей публицистически глубинно, художественно показать катастрофичность этого «глобального», «планетарного» подхода к Человеку, Личности, к его дому, к его поселению, к памяти, к его малой Родине, к природе. И, в конечном итоге, ко всему народу, к Отечеству. Валентин Григорьевич Распутин выносил, выстрадал этот замысел. На свет появилась повесть, а по сути, по глубине проникновения в душу человеческую, по всеобщности драмы погружения в стихию времени устоявшегося мира – роман «Прощание с Матерой» – этакий град Китеж, уносящий с собой целый мир. Да, уходит под воду Матера, а с ней уходит прошлое, уходят кресты на могилах Предков, уходит память, уходит таинственный домовой – Хозяин острова, а с ними обрывается нить, связующая предков и потомков. «Ежли мы кинули, нас тобой не задумаются кинут», – говорит о покинутых на Матере могилах сыну Дарья. «Да как же без родных-то могилок?!» Не страшно? Страшно. Остановись, подумай, человек, не рушь бездумно, не увлекайся миражами, не разрушай фундамент, на котором стоит мир. Помни прошлое. Помни предков. ...Много шуму и разговоров вызвала в свое время повесть «Живи и помни». Политруки из Главного Политического Управления Армии и Флота обрушились на нее, как на вводящую в художественную жизнь, в литературу не осужденного дезертира, как всегда не вчитались, не вдумались они в книгу, в ее содержание, дух. Не почувствовали, сколь трепетно и сочувственно написал писатель о тех, кто, проводив на фронт своих сыновей и мужей, стал тягловой силой войны, основой тыловой военной державы. О том, как тяжка война и какой невероятной ценой далась она народу. Однорукий фронтовик, председатель колхоза Максим Вологжин выразил это в своих простых, но возвышенных, словах в день Победы: «Люди... Много у нас потерь там, где прошла война, земля поднялась от могил, земли стало больше, а рук меньше... Нам ни за что бы там не выдержать без вас, кто остался здесь... И мы там воевали, и вы здесь помогали... Не было еще такой войны, а стало быть, не было такой победы». Да, такой войны еще не было. Но и опять не об этом, или не столько об этом повесть. Она о драме войны, об отступничестве, о попытке спасти, приголубить, обогреть родного, оступившегося человека, о неизбежности кары, о совести, о душе.

http://pravoslavie.ru/52253.html

Я говорю об очевидной мозаике, в которой тематические элементы поэзии и песнопения, и мелодии, зависят друг от друга. Я говорю о тональной и богословской мозаике, в которой слово и мелодия усиливают друг друга. Другими словами, мы видим в данном примере сложную зависимость музыкального нюанса от смыслового значения текста. Другими словами, композитор работал с традиционными архетипами. Является ли это признаком неоригинальности? Что такое оригинальность в церковном искусстве? Сегодня композитор или художник, который не является новатором, считается неудачником, неспособным внести что-либо новое в движение человечества вперед. Такого художника назвали бы отсталым, лишенным вдохновения копиистом или ретроградом, сказали бы, что в нем нет вдохновения. Однако там, где речь идет о духовном искусстве, оригинальность имеет совершенно другое значение. Значение этого слова тесно связано с его этимологией. Оригинальность в духовном искусстве не означает чего-то нового по характеру или стилю, а является качеством, связывающим данное произведение с его оригиналом, с его источником или первопричиной. Поэтому для того чтобы духовное творение было оригинальным, оно должно выражать или раскрывать оригинал. Когда говорят, что произведение духовного искусства обладает оригинальностью, это не значит, что в нем есть что-то новое, это значит, что оно верно своему прообразу. Именно этот прообраз и является оригиналом, который иконописец или автор гимнов пытается постичь или воспринять. И если его работа обладает оригинальностью, это означает, что он в какой-то мере преуспел в своей попытке: это означает, что он смог привнести в свое творение что-то, присущее прообразу. Как и почему менялась музыка в связи с развитием гимнографии? Давайте вновь обратимся к музыке и иконам, посвященным Богородице. Как я сказал, в более поздний период акценты в отношении Девы Марии сместились. В позднейшей гимнографии Мария в большей степени Мать, чем Богородица. Ее материнские качества – нежность, близость, чуткость и сострадание – находят свое выражение в иконах, в ярких и иногда сентиментальных образах.

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

— Но почему молодежь?  — Подросло поколение людей, родившихся в 90-е, которые видели Чумака, Кашпировского, телешоу «Битва экстрасенсов» и своих собственных мам, заряжавших крем перед телеэкраном. Все это воспринималось как нечто привычное, почти домашнее. Некоторые респонденты так прямо и говорят: «Моя мама практиковала, я чувствую эту родовую цепь, я тоже должен практиковать». Заметьте, не то, что моя прабабушка была деревенской знахаркой, нет, именно мама.  Плюс оккультные практики позволяют решить некоторые подростковые проблемы: поиск жизненных ориентиров и ценностей, да просто элементарных увлечений. Раньше были танцы, шахматы, авиамоделизм, а теперь вот астрология и карты таро. Это попытка социализироваться, заинтриговать ровесников и повысить свой авторитет. Ты бесплатно помогаешь своим знакомым решать их проблемы и за это получаешь определенный социальный капитал.  Ольга Христофорова — доктор филологических наук, директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС. Автор книг «Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах», «Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России», «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции», «Одержимость в русской деревне». Современное увлечение эзотерикой направлено на удовлетворение базовых личностных потребностей: быть принятым, уважаемым, любимым — и в то же время особенным, непохожим на всех. Людям, неуверенным в себе, не очень состоявшимся в жизни, это особенно важно. Отсюда, возможно, интерес молодых людей к эзотерике. Ну, и некоторые вполне успешно стали этим зарабатывать. — Так все-таки, интерес к астрологии и другой эзотерике — это чисто циклическая вещь или на нее влияют смутные времена, эпоха высокой неопределенности? — Здесь нет противоречия. Это циклическое явление, для которого создаются определенные социально-экономические и политические предпосылки. Важную роль сыграла общая постсекулярность с альтернативными вариантами религиозности и духовных практик. Есть школьная история, а есть Фоменко с его альтернативной историей. Есть альтернативная лингвистика. Существует масса конспирологических теорий, которые сначала подпитывались желтой прессой и телевидением — каким-нибудь РЕН-ТВ — а потом переместились на другие платформы, в Telegram и YouTube.

http://pravmir.ru/mne-sostavili-goroskop...

Но и в 1933 г. перестройки в работе ЮВБ ещё не произошло. «В этом виновата пионерорганизация, но виноваты и организации СВБ, которые разрешением этого вопроса совершенно не озабочены», - сожалел И.А. Флеров в 1933 г. . Тогда же он признал, что «те позиции, которые школа завоевала в 1930/31 году (систематичность антирелигиозной работы, антирелигиозное воспитание на уроках и др.), в последующие годы были сданы» . Движение юных безбожников сходило на нет. В январе 1933 г. вышел последний номер журнала «Юные безбожники». 1 февраля 1933 г. на заседании фракции ВКП (б) ЦС СВБ обсуждался вопрос о ликвидации школьно-педагогического отдела (последнее название отдела). Отдел всё же решили сохранить . Весной 1936 г. была упразднена организационная структура групп ЮВБ . В целом и СВБ в 1933-1936 гг. пережил тяжелый кризис: из 5,5 млн. членов к 1935 г. осталось едва 350 тыс. После возрождения СВБ в 1938 г. (Союз достиг к 1940 г. численности в 3 млн. человек) в школе по-прежнему работали ячейки СВБ и антирелигиозные кружки. Группы ЮВБ, как правило, не воссоздавались. Но в некоторых школах они, видимо, существовали. Преподаватель восьмой тамбовской школы В. Марков в 1939 г. писал в журнал «Антирелигиозник», что на 1 января 1939 г. «в школьной ячейке СВБ 251 член», и «кроме того, в рядах юных безбожников 429 человек» . Но масштаб деятельности и значение, которое имело детское безбожное движение в период 1929-1932 гг., больше достигнуты не были. Во время Великой Отечественной войны СВБ не работал. В 1947 г. он был ликвидирован. Материальные средства Союза, а также функции атеистической пропаганды передавались Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний среди населения . Результатом антирелигиозных кампаний, сбора и сожжения икон и т.п. стали раздвоенность сознания многих школьников (когда учащийся не знал, кому верить: школе или верующим родителям), конфликт между советской системой образования и религиозной семьей. Такое положение приводило к нравственной драме, которая иногда оканчивалась трагически или не находила своего разрешения на протяжении жизни взрослого человека. Происходившая драма вносила раскол между поколениями. «Старики» со своим «ретроградским» мировоззрением оставались на обочине новой жизни, их детей призывали стать «новыми людьми», не отягощёнными грехами «проклятого прошлого» и его ценностями. Духовно разорвать поколения в России пытались и будут пытаться неоднократно. Удержимся или нет - зависит от каждого.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/24/...

105 пролетарской культуры, он хотел лишь приобщения пролетариата к мировой, в конце концов буржуазной и вульгаризированной культуры. Коммунисты в культурном отношении часто бывают очень ретроградны. Книга Берля имеет лишь симптоматическое значение, она свидетельствует о кризисе европейской культуры, об упадочности, к которой приводит отрыв культурного слоя от социального целого. Николай Бердяев Литературное направление и «социальный заказ». (К вопросу о религиозном смысле искусства). Журнал " Путь " I.        Проблема одиночества — основная проблема человеческой жизни. На протяжении всей своей истории человек борется с одиночеством, с ужасом, который он испытывает от холодного, чуждого и враждебного мира. Религию можно было бы определить, как преодоление одиночества и обретение родственного и близкого бытия. И в искусстве человек не только поведал миру о своем одиночестве, но он и боролся с одиночеством и пытался его преодолеть. Моя тема есть прежде всего тема взаимоотношения одиночества и социальности в искусстве. Тема — вековечная, но она приобретает злободневное значение в связи с опытом подчинения искусства и литературы в России «социальному заказу» или приказу коммунистического государства. Писатель, художник находится в трудном положении в нашу эпоху. Мир пришел в жидкое состояние, и никто не знает, какие образы он примет, когда вновь станет твердым. Склонность к диктатуре в нашу эпоху не только в политике, но и во всех областях, есть лишь оборотная сторона этого жидкого состояния мира. Писатель должен чувствовать себя потерянным в этом мире разжиженном, расковавшемся и вместе с тем насилующем, призрачно свободном, реально же определяющемся капитализмом. Очень различно самочувствие русского писателя в советской России и в эмиграции. Писатель в советской России прежде всего хочет элементарной свободы творчества, он страдает от насилия, от принудительной организации литературы, даже комму- ___________________          Прочитано, как доклад, в союзе поэтов «Кочевье».

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

10. Эпоха Победоносцева    Политический поворот с начала 80-х годов сразу же сказался и в церковных делах. Главным идеологом и вдохновителем нового “обратного хода,” новой охранительной политики, “главным ретроградом” и был на этот раз обер-прокурор Святейшего Синода, незадолго перед 1-м марта назначенный К. П. Победоносцев (1827—1907). Его имя — символ эпохи...    Есть что-то призрачное и загадочное во всем духовном образе Победоносцева. “И только тень огромных крыл,” очень удачно о нем сказал Блок. Он был очень скрытен, в словах и в действиях, и в его “пергаментных речах” было трудно расслышать его подлинный голос. Он всегда говорил точно за кого-то другого, укрывался в условном благозвучии и благообразии очень и очень размеренных слов. Свои книжечки и книги он имел обыкновение издавать безымянно, точно он их издает или составляет, точно в них он передает или излагает чьи-то чужие мнения и мысли. Эта условная псевдонимность для него очень характерна. Он был враг личного творчества...    Победоносцев по-своему был народником или почвенником. Это сблизило его с Достоевским. “У меня был для него отведен час, в субботу после всенощной, и он нередко ходил ко мне, и мы говорили долго и много за полночь...”    Но вдохновение Достоевского было Победоносцеву духовно чуждо. И образ пророка скоро померк в его холодной памяти...    Народником Победоносцев был не в стиле романтиков или славянофилов, скорее в духе Эдм. Бёрка, и без всякой метафизической перспективы. Очень многое в его критике западной цивилизации и прямо напоминает контрреволюционные апострофы Бёрка. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительную мудрость народной стихии, и не доверял личной инициативе. Он верил в простой народ, в силу народной простоты и первобытности, и не хотел разлагать эту наивную целостность чувства ядовитой прививкой рассудочной западной цивилизации. “Народ чует душой.” И это чутье воплощается в преданиях и обрядах. К ним Победоносцев не хотел бы прикасаться испытующим сомнением мысли, — в представлении Победоносцева мысль всегда сомневается, всегда разлагает, никогда не творит. И лучше молчать, и хранить даже суеверие, ибо в них есть эта первичная энергия жизни. Победоносцева радовало и удовлетворяло вполне, что “во всех этих невоспитанных умах воздвигнут неизвестно кем алтарь Неведомому Богу.” Он любил растворяться в народной толпе, “исчезать со своим я в этой массе молящегося народа.” И его совсем не смущало, что слишком многие в этой молящейся толпе не могут сознательно следить за словами церковной службы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Двенадцать. Одним из последних выступлений был обзор будущего технологий - профессиональный визионерский доклад от светских практиков и теоретиков, который скорее ожидаешь услышать на технологической конференции. Много внимания уделено безопасному использованию технологий не столько с точки зрения защиты данных, а скорее чтобы не навредить пастве. Возможно, корень больших разочарований в Интернете - это изначально завышенные ожидания от виртуальной реальности. Оказалось, что здесь, как и в реальности, есть свои проблемы. Конечно, Интернет - это не новые грехи, а просто новые " соблазны " . Что будет с людьми в будущем, когда программисты не будут нужны, а машины сами будут писать коды? - Часто слышишь вместо ответа встречный вопрос, и утверждение, что прогресс нельзя остановить, а те, кто пытаются это сделать, - ретрограды. Вроде как на этом обычно обсуждения и заканчиваются. Здесь же только начинаются. Вопрос о том, как управлять развитием технологий, как сделать так, чтобы они не уничтожили человечество сначала внутренне, духовно, следствием чего точно станет физическое уничтожение, в отличие от технологических конференций, - здесь не теортеический, а прикладной. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/4542984

Из сказанного ты, конечно, можешь сделать только одно заключение: если революция даровала французскому народу какую-либо свободу, то это была не свобода совести, а свобода безбожия, неверия, греха и порока! Благодаря революции каждый француз мог безнаказанно кричать: «Долой Христа и христианство ! Пусть погибнет мрачная Голгофа, – нам нужен веселый Олимп! Прочь скучные добродетели и бескорыстные подвиги! Да здравствуют ложь, нравственная распущенность и произвол порока!». Вот, друг мой, за что были пролиты страшные потоки человеческой крови! О, если бы ничего подобного не случилось с нашим Отечеством! Молись и надейся! Твой друг Стр-ев. Письмо VII. Даровала ли революция французскому народу свободу, равенство и братство? В пунктах 10 и 11 «деклараций прав человека и гражданина» речь идет о свободе слова, мнений, сходок, союзов и. т д. Но даровала ли революция такие права французскому народу? Казалось бы, что на этот вопрос можно отвечать только утвердительно; где же искать свободы слова, печати, сходок и союзов, как не во Франции? На самом же деле, первая французская революция не «завоевала» населению и этой свободы! Не знаю, обзовешь ли и ты меня крайним обскурантом и ретроградом, как зовут меня наши революционеры всевозможных направлений и наименований, но, по самому искреннему убеждению, составившемуся после серьезных размышлений и после изучения не подлежащих сомнению фактов, я должен сказать тебе, что свободы слова, печати, союзов, сходок и т. и. меньше всего можно находить в конституционных и республиканских государствах. Я постоянно слышу разглагольствования о «народовластии» в республиках и парламентских странах; но я не настолько наивен, чтобы поверить, будто бы в республиках и конституционных государствах сам народ управляет собою, будто он издает законы, будто он контролирует, насколько его законы исполняются во всей своей точности. В республиках и конституционных государствах властвует не народ, а лишь партии и при том, большею частью с помощью предосудительных средств – интриг, подкупа, насилия над другими партиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010