Сохранившиеся в Софийском соборе в Киеве мозаики, принадлежат к первой половине XI-ro столетия. Тут, в полусводе абсиды представлен колоссальный образ молящейся Богоматери; она стоит, как Orante, с поднятыми руками. Это грандиозное изображение того же характера, как и Спаситель в церкви Козмы и Дамиана в Риме и нисколько не уступает, что касается исполнения и техники, лучшим произведениям средневековой мусивной живописи, сохранившимся на западе, и, подобно им, поражает своим величественным видом. Под образом Богоматери представлена, также мозаикой, мистическая Тайная Вечеря. В середине является престол, формы, употребляемой в восточной церкви, покрытый пурпуровой материей, на которой вышиты цветы, круги и полосы. Равносторонний крест лежит на престоле, а за ним возвышается, на четырех колонках, небольшой навес с остроконечной крышей, кончающейся крестом. С каждой стороны этого здания стоит ангел с flabellum – ριπιδιον 968 в руке. Христос изображен тут два раза, с чашей или с хлебом в руках, направо и налево от престола, впереди ангела. На Нем золотой паллиум и голубая туника; голова Его окружена нимбом, разделенным крестом. Шесть апостолов, одетых по-античному, в белые паллиумы, с одной стороны и столько же – с другой 969 , подходят к Спасителю, один за другим сгибаясь и жестами выражая свое благоговение и ничтожество перед Сыном Божьим 970 . Греческая надпись, сделанная мозаикой же, повторяет слова Христа, произнесенные при благословении Им хлеба и вина. Образы Спасителя и ангелов прекрасны и типы их благородны; но, искривленные униженными телодвижениями, фигуры апостолов и их некрасивые лица имеют мало привлекательного, хотя в техническом отношении, этот памятник указывает еще большое умение изображать мозаикой 971 . Другая, сохранившаяся в этом соборе, мозаика изображает сцену Благовещения, разделенную аркой абсиды; направо представлена Богоматерь, налево – ангел. В фигурах этих, не лишенных благородства и исполненных тонко и тщательно, видны приемы хорошей школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец встречи затянулся в соборе на добрый час − его преосвященство вышел с крестом, и все, кто был в соборе, имели возможность подойти к нему. Откроем настольную и дорожную книгу многих путешественников предреволюционной поры: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Том 19 – «Туркестанский край». Наверное, в те годы каждый образованный человек, собираясь в Туркестан, брал её в руки. Мог взять её с книжной полки обширной миссийской библиотеки в персидском городе Урмия и епископ Салмасский Пимен, узнав о новом назначении. Читаем: «Город Верный расположен на равнине у северной подошвы Заилийского Алатау; огромная снеговая вершина хребта Талгар и остроконечный Алмаатинский пик видны с городских улиц, окаймленных пирамидальными тополями и другими насаждениями. Многоводная речка Алматинка обильно орошает город, который буквально утопает в зелени и садах, скрывающих небольшие дома и постройки. Климат Верного тёплый и здоровый; летние жары умеряются близостью хребта; зимою выпадает много снега и бывают сильные морозы». В нынешних представлениях город Алма-Ата все меньше и меньше связывается с русским происхождением и прежним названием. Из четырех казачьих поселений: Верненское, Надеждинское (Иссык), Любавинское (Каскелен) и Софийское (Талгар) − до масштабов столицы возросло одно. К 1917 году в городе проживало 45 тысяч населения. Здесь находилось 17 православных храмов, несколько средних учебных заведений, краеведческий музей, банки, конторы китайских фирм и русских торговых домов, коммерческое и общественное собрания, кинематограф и даже электростанция. За кирпичными заборами стучали механизмами десятки небольших предприятий. «Городом полковников в белых кителях и духовых оркестров» называл его писатель Ильф, побывавший в Алма-Ате в 1927 году. − Спустя десять лет после пролетарской революции здесь чувствовалось прежнее присутствие большого воинского гарнизона и особого стиля жизни. Оставались строения казарм, штабов, госпиталей, военных церквей, большой военный плац и здание военного собрания. На 1 сентября 1917 года верненский гарнизон составляли: 240 Симбирская пехотная дружина в количестве 661 человека; Верненская ополченческая дружина (1016 солдат и офицеров); 27-я туркестанская легкая батарея; 3-й Семиреченский казачий полк (665 человек); запасная казачья сотня (210 человек) 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Глава вторая. О таинстве миропомазания и обрядах с ним соединяемых после крещения и о присоединении иноверцев к православию Отделение I. О приобретении и хранении св. мира и о совершении таинства миропомазания по чиноположению церковному Откуда священники должны приобретать св. миро для миропомазания ? Где нужно хранить св. миро по его получении? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или заносить в оную? Куда девать старое миро, и вообще такое, которое испортится и окажется неудобным для употребления Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол, или на одежду и т. д.? Может ли священник употреблять св. миро в других случаях кроме таинства миропомазания? Когда именно и как должно быть совершаемо у нас миропомазание? О хождении восприемников с младенцем вокруг купели после миропомазания. Как совершать подобного рода хождение при восполнении обрядов крещения над младенцем, получившем крещение прежде? Может ли таинство миропомазания быть когда-либо над кем повторяемо? § 1. У нас, обыкновенно, св. миро освящается чрез каждые два года в Московском Успенском Соборе и в Киево-Софийском Соборе (1731 г. Декаб. 29; 1788 г, Июня 23). Отсюда оно рассылается по всем епархиям и, хранимое с честью, раздается благочинным, а от сих последних должны приобретать его и священники для своего употребления. Священники должны каждый получать св. миро для себя лично и доставлять оное к себе на дом с возможною аккуратностью и вниманием, дабы но пролить его, и т. п. Всего лучше для этого употреблять небольшие бутылочки, которые, обвязав крепко у шейки, продеть на шнурок и, возложив его на шею, везти или нести на груди, как это вообще принято делать с запасными дарами, когда они несутся далеко к больному для его приобщения. 13 § 2. Полученное таким образом св. миро священники должны хранить у себя не иначе, как в определенных сосудах, называемых обыкновенно «Мирницами» или «Крестильницами», в которых также хранятся елей оглашенных, губка для отирания тела новокрещенных, ножницы для их пострижения и два стручца или кисточки для помазывания св. миром и елеем. Все это должно быть содержимо всегда в церкви, если не на престоле, то на жертвеннике, и, конечно, в совершеннейшей чистоте. А для того, чтобы не смешивать мира с елеем во время помазывания, на бутылочках, в коих содержится и то и другое, должны быть надписи, на одном: «ЕЛЕЙ», а на другом: «МИРО» (Требник Петра Могилы о крещении ч. I, стр. 16; Инструк. благоч. § 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

При этом указании нам живо припоминается следующий, отчасти оригинальный в своём роде факт, бывший в 1858 г. 69 1-го Мая в Киево-Софийском Соборе совершается особое торжество в честь святителя Макария, бывшего митрополита Киевского, св. нетленные мощи которого почивают в этом соборе и в этот день обносятся вокруг собора. Народу бывает обыкновенно огромное стечение и в том числе все ученики Софийского Училища обязательно бывают при этом Богослужении под надзором начальства. В описываемый раз (в 1858 г.) при самом обнесении св. мощей, при особенном неизбежном движении народа, случилось, что бывшие тут некоторые студенты Университета начали бесцеремонно, чтобы пройти свободнее, толкать мальчиков училищных; но бывший тут Инспектор Училища вдруг обратился к студентам, произнося самым серьёзным тоном такие слова: «Господа, будьте осторожны и внимательны к тем, кого вы толкаете!! Знайте, что это – ваши будущие Новицкие и Гогоцкие!» 70 . В этом отношении, действительно, Софийское Училище, – как делает вывод из всей своей статьи Автор, – являлось таковым, что остается лишь желать, чтобы наши вообще духовные училища низшие и в будущем заслуживали для себя такие достойные отзывы в среде самого общества, какие получало Киево-Софийское училище относительно превосходства в достоинстве воспитания, которое сравнительно со светскими заведениями стоило гораздо дешевле, но стояло много выше по духу и характеру религиозно-народному и по самому школьно-дисциплинарному обучению, – и потому, по всему праву оно считалось образцовым училищем между всеми местными епархиальными училищами и светскими» 71 . Обращаемся сейчас к сказанной стороне учебно-воспитательной. На взгляд и суд современных заправителей – ценителей и вообще специалистов учебно-воспитательного дела приведенное свидетельство Автора может, конечно, казаться преданием старины, которому верится с трудом... Самоё же название училища образцовым может быть допущено разве лишь относительно к той поре, когда собственно педагогические понятия были ещё только в зародыше, и когда при общегосподствующей сфере, так называемой рутины и ригоризма в тогдашней учебно-воспитательной системе, и в особенности в духовных заведениях, всякая, так или иначе являвшаяся, отличительная сторона могла быть принимаема за образцовую. И что же, – конечно всему своё время и всякое дело дорого в свою пору, в свою меру, лишь бы оно было истинно – полезное. Зато позволительно наперёд сказать, что в действиях и распоряжениях самого высокопр. Филарета по части учебно-воспитательной, и что всего главнее, в его личном отеческом участии и духовно-нравственном пастырском влиянии и на учащих, и на учащихся заключалась целая сторона во всем строе учебно-воспитательного дела, которую нельзя точнее определить и выразить, как разве словами св. Апостола к Коринфским его ученикам, аще и многи пестуны (παιδαγωγους), имате о Христе, но не многи отцы, – аз вы родих… ( 1Кор. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

К. был вынужден покинуть Киев и удалился в Чернигов ко двору кн. Святослава Ольговича, давнего союзника Юрия Долгорукого. Вскоре К. тяжело заболел. Самый подробный и, вероятно, первоначальный рассказ о смерти и погребении К. находится в московском летописном своде 1479 г., в к-ром, как показал А. Н. Насонов, использован южнорус. (скорее всего, черниговский) источник XII в. Предчувствуя кончину, К. составил духовную грамоту и повелел Черниговскому еп. Антонию распечатать ее только после его смерти и точно исполнить в ней написанное. После того как К. скончался, из завещания выяснилось, что святитель, не считая себя достойным христ. погребения, велел выволочь его труп за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение вызвало замешательство, но еп. Антоний повелел исполнить волю К. Тело митрополита лежало за городскими воротами 3 дня. После этого по распоряжению кн. Святослава останки митрополита «с великою честью» были внесены в Чернигов. По замечанию летописца, «не прикосну же ся е в ты дни ничто же к телу тому, но цело и невридимо бысть ничим же». К. был погребен в Спасском кафедральном соборе рядом с кн. Игорем Ольговичем, «в теремци». Пока К. не был похоронен, в течение 3 дней в Киеве и окрестностях, по рассказу южнорус. летописца, была страшная буря, от которой пострадало много людей, в т. ч. из духовенства, а испуганный кн. Ростислав, находившийся в Вышгороде, вспомнив о кончине К., велел устроить в Киеве всенощную службу во всех церквах, в т. ч. в Софийском соборе. В Чернигове же, по словам местного летописца, 3 дня сияло солнце, а над телом К. видели ночью 3 огненных столпа; когда же тело святителя было погребено, «и тогда бысть тишина повсюду» (ПСРЛ. Т. 25. С. 66-67; см. также: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349). (В ВЗ извержение останков недостойного человека на растерзание псам является проявлением Божия гнева и может быть названо «ослиным» погребением (Иер 22. 19). В христ. традиции инициатива такого отношения к собственному телу может исходить от самого умирающего человека, обычно принадлежащего к монашеской аскетической традиции, и свидетельствует о его глубоком смирении.)

http://pravenc.ru/text/2057012.html

146 Правило 16-е собора по латинской редакции p. 169). В этом же правиле положены прещения и угрозы Церковными наказаниями как относительно царей и правительственных лиц, позволяющих себе кощунство, так и относительно патриарха и епископов, не обличающих этого кощунства. 148 Какое громадное отличие от собора 861 года, созванного для борьбы с игнатианами под главенством Фотия! На этом соборе присутствовало 318 епископов. 149 Не только число греческих правил меньше, чем латинских, но даже изложение сходных по содержанию правил не всегда одинаково. Отчего зависела разность в числе правил, решить нелегко. Все попытки объяснить опрос остаются не достигающими цели (см., например, Hergenrother. Op. cit. Bd. II. S. 68–70). Вероятнее всего, скажем мы, разница объяснялась тем, что греческий редактор актов выписал из подлинных актов лишь такие правила, какие ему показались особенно важными. 157 Об этих страданиях своих приверженцев говорит сам Фотий, и не один раз, на соборе 879 года (самые слова Фотия будут приведены ниже). 158 Известный, враждебный Фотию, писатель Никита Пафлагонянин рассказывает, что Фотий снискал милость императора тем, что составил вымышленное родословие производя род императора Василия от Тиридата, первого христианского царя в Армении. Но этой выдумке теперь не верят и католические историки, не расположенные к Фотию (Hefe1e. Ор. cit. Bd. IV. S. 427). 161 См. подробнее: Голубинский Е. Е. Очерк историй Православных Церквей – Болгарской и пр. М., 1871. С. 22–31. 164 Положение папы в политическом отношении описано в: Hergenrother. Op. cit. Bd. II. S. 379–380. 166 Секретариумом назывался дьяконник, где хранились церковные сосуды и приготовлялись хлеб и вино для евхаристии. Дьяконник иногда был очень обширен. В иных дьяконниках и в прежнее время происходили соборы, например в Карфагене. Устройство софийского дьяконника неизвестно. 168 Mansi. Т. XVII. Р. 373–393. Кроме лучшего католического издания актов собора 879 года у Манси существует еще греческое издание их в сборнике Досифея, Патриарха Иерусалимского, носящем загласие: «%Г [Tomo_s Xara_s», но этого издания нет в нашем распоряжении, Гергенрётер указывает иногда варианты Досифеева издания, но, судя по этим указаниям, это издание не имеет важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Монумент появится во Владимирской области 17 октября. ПРАВМИР. В городе Александрове Владимирской области 4 ноября хотят установить еще один памятник Ивану Грозному. На прошлой неделе, напомним, монумент царю установили в Орле. О том, что в России появится второй памятник Ивану Грозному, сообщил глава Александровского района Владимирской области Игорь Першин. Открытие монумента запланировано на 4 ноября на берегу реки Серой. «В связи с тем, что первый памятник открылся сегодня в Орле, нет ни грамма расстройства, 17 лет при Иване Грозном Александров был негласной столицей Руси. Царь управлял страной отсюда. Поставили первыми в Орле, молодцы, наш памятник будет правдоподобнее», —  сказал Першин ТАСС. По его словам, новый памятник будет «более реалистичным». Сейчас рабочие заливают постамент и готовят площадку. Сам монумент (трехметровая скульптура из камня) отливают в Москве. В Александрове в эпоху опричнины находилась резиденция царя, напоминают историки «В день народного единства хотят открыть памятник человеку, который страну как раз разделил — на опричнину и земскую часть. Это сопровождалось массовыми переселениями, именно в опричнину, особенно в 1568 году, начался массовый террор. И, кстати, о «единстве»: в Троицком соборе слободы посетители могут наглядно убедиться в некоторых последствиях опричного погрома Новгорода в январе-феврале 1570 г. В соборе находятся древние врата — Васильевские и Тверские — Новгородского Софийского собора, вывезенные опричниками в Александрову слободу зимой того же года. Можно сказать, материальное воплощение единства», — цитирует историка Владислава Назарова «Новая газета». На прошлой неделе, напомним, памятник Ивану Грозному был установлен в Орле. На открытие монумента, в частности, приехали Александр Проханов, Сергей Кургинян, депутат Госдумы и координатор «Бессмертного полка» Николай Земцов и байкер «Хирург». Идея установить в городе памятник вызвала протест среди многих местных жителей и историков. Градозащитники устраивали протестные пикеты, собирали подписи, а затем, когда начались работы по подготовке места для памятника, останавливали эти работы. В числе лозунгов протестующих были «Убийце митрополита всея Руси Филиппа второго тут не место!», «Памятник тирану нам не нужен!».

http://pravmir.ru/vtoroy-pamyatnik-ivanu...

  Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что такая выставка особенно уместна в церковном пространстве Феодоровского собора. " Разнообразие шрифтов, которое здесь представлено, соответствует тому разнообразию, которое наполняет пространство всего нашего собора, - сказал он. - Особенное внимание мы хотим уделять слову осмысленному, внятному, и красота этого слова на выставке представлена " . Каллиграф из Киева Виктория Лопухина представила помимо традиционных каллиграфических работ экспериментальные произведения в технике мозаики. Она объяснила, что черпала вдохновение как в композициях художников-авангардистов, так и в мозаике XI века киевском Софийском соборе, где есть много шрифтов. На вопрос, важно ли иметь художественное образование, чтобы быть каллиграфом, устроители выставки объясняют, что совсем не обязательно, можно начинать с нуля, но профессиональное образование будет подспорьем в понимании того, что такое композиция, ритм, как добиваться нужного эффекта. Издан каталог выставки в виде открыток. На следующий день в рамках выставки прошел мастер-класс Марии Скопиной, где она познакомила всех желающих с основами каллиграфии; под ее руководством участники создали первые пробные работы. В ночь с 19 на 20 мая, во время акции " Ночь музеев " , участники выставки покажут свое мастерство. Выставка открыта до 27 мая, вход свободный. ИА " Вода живая " , 05.05.18   Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:17 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:17 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 18 апреля 2024 3 апреля 2024 24 марта 2024 19 марта 2024 25 февраля 2024 6 ноября 2019 17 октября 2019 9 октября 2019 8 октября 2019

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 С минаретов, пристроенных в османский период к собору Святой Софии, вновь будет звучать азан 21.10.2016 С минаретов, пристроенных в османский период к собору Святой Софии в Константинополе , вновь будет звучать азан — обращенный к мусульманам призыв муэдзина к молитве. Должность муэдзина при бывшем соборе Святой Софии была создана в 1936 году, но оставалась вакантной в течение многих лет. Теперь с четырех минаретов Айя-Софии будет звучать голос муэдзина пять раз в день, пишут турецкие СМИ, которые цитирует греческое информационное агентство " Ромфея " . Другой провокационный шаг турецких властей, отмечает агентство, — это решение назначить постоянного имама в Айя-София. С 1935 года на протяжении многих лет этот пост также оставался вакантным. В соответствии с решением муфтия района Фатих, которое опубликовано агентством Free Press, новый постоянный имам будет нести ответственность за проведение всех исламских молитв в бывшем соборе Святой Софии. В июле прошлого года Коран был прочитан внутри Софийского собора впервые после того, как служивший с середины XV в. мечетью храм Святой Софии при Кемале Ататюрке стал музеем. Решение о назначении имама и муэдзина в храм-музей Айя-София было принято 29 сентября 2016 г., но известно об этом стало только в настоящее время. Примечательно, что новый шаг в направлении превращения собора Святой Софии в действующую мечеть был предпринят в тот же день, когда Реджеп Тайип Эрдоган, выступая перед главами сельских администраций в Анкаре, поставил под сомнение Лозаннский мирный договор 1923 года, на основании которого были определены современные границы Турции. «Они (т.е. противники Турции в Первой мировой войне — " Седмица.Ru " ) вынудили нас к подписанию Севрского договора 1920 года и уговорили подписать Лозаннский договор в 1923 году. Кое-кто пытался обмануть нас, представляя этот договор как победу. Но всем все понятно. В Лозанне мы отдали Греции острова в Эгейском море, крик с которых слышен на нашем берегу. Там есть наши мечети и наши святыни. Мы до сих пор боремся за шельф. Эти проблемы возникли из-за тех, кто сидел за столом в Лозанне и не смог защитить наши права», — заявил Эрдоган, впервые отважившийся на столь резкую критику в адрес Ататюрка. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.10.2016 22:14:24

http://drevo-info.ru/news/21423.html

Все ораторы выражали радость по поводу моего возвращения, а также моего «возвеличения», в связи с моею «соборною деятельностию», избранием в кандидаты на Патриарший престол и в Священный Синод. Дамы благодарили меня за «отеческую, чуждую потворства любовь к своей пастве». Вместе с тем выражали радость о спасении моем среди московских ужасов. В ответ я произнес довольно длинную речь, с большим волнением, вызванным неожиданностию такой встречи. Краткое содержание моей речи изложено под моею редакцией) в 23-м номере Епархиальных ведомостей 598 . 12-е декабря – 20-е декабря. Привыкаю к старой обстановке. К сожалению, значительная часть моего помещения занята под лазарет, начиная с большой библиотечной залы, так что я теперь очень стеснен. Но хорошо, что помещения заняты под лазарет, а не под разного рода Советы, а то скоро помещение мое превратилось бы по меньшей мере в сарай или свинюшник, как например это сделалось с домом бывшего Губернатора. А сколько было таких посягательств на мое помещение! И, конечно, еще будут. Но будем всячески отстаивать экспроприацию моего жилища. В Новгороде власть захвачена большевиками! Иные учреждения теперь уже бастуют, как протест против большевизма. Суд упразднен, вместо него «революционный трибунал». В пятницу – 15-го – служил акафист в Знаменском соборе и проповедовал, в воскресенье 17-го служил литургию в Софийском соборе, переполненном молящимися, и проповедовал. В проповеди своей, между прочим, коснулся московских событий и расстрела Кремля. По-видимому, проповедь произвела сильное впечатление. В государственной жизни – никакого просвета. С внешними врагами – перемирие и обсуждаются условия мира «без аннексий и контрибуций» 599 . Но в сущности – Россия отдает себя в военную кабалу немцам. На юге идет междоусобная война казаков и Рады против большевиков. Масса убитых с обеих сторон. На севере, и в Новгороде, голод: хлеба нет. Начинаются ужасные голодные бунты. Такие уже были в Новгороде. Прямо страшно становится жить. Боже! Когда все это окончится? Слишком тяжело жить во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010