В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIV. Епархия Вологодская Вологодская епархия основана (под названием Пермской) в 1383 г.; кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду, после 1492 г. Седьмая из третьеклассных. I. Епископы Пермские (Кафедра в Устышме.) 1. Стефан Храп хирот. 1383, из иеромонахов Ростовского Григориево-богословского монастыря; † 26 апр. 1396, в Москве. Погребён у Спаса на Бору. Святой. 2. Исканий , хирот. 20 янв. 1398; упом. 22 мар. 1416. 3. Герасим был на соборе 1441. Погребён в Устьвыме. Святой. 4. Питирим (из архим. Чуковских) упом. с 1447; 19 авг. 1456 убит Вогуличами. Погребён в Устьвыме. Святой. 5. Иона хирот. в 1459; † 6 июня 1471. Погребён в Устьвыме. Святой. II. Епископы Пермские и Вологодские потом Вологодские и Великопермские. 218 6. Филофей хирот. 2 нояб. 1471, из игум. Ферапонтова монастыря; в февр. 1492 придана к епархии Вологда; в апр. 1501 отошёл на покой в Кириллов Белоезерский мнтрь. 7. Никон хирот. 5 мая 1502, из игум. Дионисиева Глушицкого монастыря; † в 1514 там же, на покое. ?? Тарасий (Летоп. Новг., II, 148, 184; Карамз., VII, 383). 8. Пимен Ходыкин хирот. 16 февр. 1520, из игум. Соловецких; упом. 1524. 9. Алексий хирот. 9 апр. 1525, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; упом. до 1543. 1 апр. 1545 был уже на покое в Кириллове и упом. там в 1549. 10. Киприан хирот. 30 янв. 1547, из игум. Московского Богоявленского монастыря; упом. до 1558. Погребён в Софийском соборе. 11. Иоасаф упом. с 1560; † 1570. 12. Макарий , в 1571–75. 13. Варлаам , в 1576–84??; († 21 апр. 1610, в Троицкой Сергиевой Лавре. Вт. чт. Ист. Общ., 34). 14. Антоний 11 окт. 1585 хирот. из игум. Троицкого Болдина монастыря; † 26 окт. 1587. Погребён в Софийском соборе. III. Архиепископы Вологодские и Великопермские 15. Иона хирот. из архим. Владимиро-Рождественских, в 1588 (после мая); с мая 1589 архиепископ. В 1603 перев. на Ростовскую епархию. 16. Иоасаф хирот. в дек. 1603, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря, упом. до мая 1609; († 3 июня, какого года?) Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Преступная, дикая, средневековая, но – реальность» Украинские власти отказали УПЦ МП в проведении молебна в Софийском соборе, а последователям Думенко – разрешили 18.12.2020 929 В октябре 2020 года, когда Украинс кая Православная Церковь праздновала 30-летие даровании ей Грамоты о независимости и самостоятельности в управлении, Министерство культуры Украины отказало УПЦ МП в проведении богослужения в заповеднике «София Киевская», обосновав свой отказ пандемией коронавируса . А 15 декабря, «ПЦУ» совершила свой «молебен» в Софийском Соборе. В дополнение, торжества по случаю второй годовщины так называемого «объединительного собора по созданию «Православной церкви Украины» транслировали общественный телеканал ИА:ПЕРШИЙ и все региональные каналы сообщает Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Ранее, комментируя отказ чиновников, Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний обратил внимание на факт вмешательства прошлой власти в религиозную жизнь, активное участие в создании так называемой «ПЦУ» и всяческое содействие этой структуре. «Когда было принято решение о создании “СЦУ/ПЦУ”, это все происходило в большой Святыне», – напомнил он. В период, когда ситуация с пандемией только ухудшилась, государство готовится к жесткому локдауну, «ПЦУ» разрешено то, что было запрещено полтора месяца назад УПЦ МП. Тем временем архиепископ Черкасский и Каневский Феодосий отметил, что дискриминационное и антиконституционное отношение к УПЦ МП – реальность, которая уже никого не удивляет. Ситуация со «служением» «ПЦУ» в Софийском соборе Киева и отказ в этом же Украинской Православной Церкви – типичный пример двойных стандартов в отношении религиозных организаций в Украине. Об этом управляющий Черкасской епархией УПЦ архиепископ Феодосий (Снигирев) сказал в комментарии СПЖ . «Типичный и предсказуемый пример, – уточнил иерарх. – Мы к этому уже давно привыкли». По его словам, то, что подобного рода дискриминационное и антиконституционное отношение к УПЦ МП – самой большой и многочисленной конфессии на Украине – «норма» для политиков и чиновников Украины, уже ни у кого не вызывает удивления, поскольку, «к большому сожалению, это реальность нашей жизни. Преступная, дикая, средневековая, но – реальность».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/18/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит (Димитров), патриарх Болгарский. Фотография. После 2013 г. (Димитров Симеон Николов; 15.10.1945, г. София - 13. 03. 2024, там же), патриарх Болгарский с 2013 г. После окончания средней школы осенью 1959 г. был принят в Софийскую ДС, располагавшуюся в Черепишском монастыре, которую окончил в 1965 г. В сент. 1967 г. поступил в ДА свт. Климента Охридского в Софии, окончил ее в 1971 г. С 1971 по 1973 г. проходил богословскую специализацию по кафедре церковного пения при МДА под рук. Н. В. Матвеева , защитил дис. «Московско-синодальное направление в русском церковном пении и его значение». Одновременно с аспирантурой закончил регентское отд-ние МДА. Первый кандидатский знак «Золотой камертон регентского класса» ему вручил патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). 1 сент. 1973 г. назначен преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора при ДА в Софии. 3 авг. 1975 г. в Троянском монастыре патриархом Болгарским Максимом (Минковым) пострижен в монашество с именем Неофит; его духовником стал игумен мон-ря архим. Геласий (Михайлов ; в 1987-1989 митрополит Нью-Йоркский). 15 авг. 1975 г. рукоположен во диакона, 25 марта 1976 г. в кафедральном соборе св. Недели (Кириакии) в Софии патриархом Максимом - во иерея. С 30 сент. 1975 г. являлся регентом Софийского хора священников, а с 15 июля 1977 до кон. 1980 г.- старшим преподавателем восточно-церковного пения и богослужебной практики Софийской ДА. 21 нояб. 1977 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии патриархом Болгарским Максимом был возведен в сан архимандрита. С 1 янв. 1981 по дек. 1985 г. занимал пост протосинкелла Софийской митрополии. 8 дек. 1985 г. в патриаршем кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии был хиротонисан во епископа с титулом Левкийский и назначен 2-м викарием Софийского митрополита. С 1 дек. 1989 г. Н. являлся ректором Софийской ДА, а после преобразования ДА в богословский фак-т Софийского университета свт. Климента Охридского (1 июля 1991) - его 1-м деканом (с 26 июля). На этой должности оставался до янв. 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2564976.html

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 г. 16:00 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Никанора (Анфилатова)  во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Омский и Таврический Владимир ;  митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ;  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ;  епископ Евтихий (Курочкин) ;  епископ Елецкий и Лебедянский Максим ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Канский и Богучанский Филарет ;  епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ;  епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ;  епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство  Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

II. Символика Софийского собора Вам угодно было поручить мне, при моем отъезде в Киев, составить для В. С. объяснение символики Софийского собора, разумея только мозаику и древние Фрески времен Ярославовых, ибо новейшие не заключают в себе особого символического смысла. Хотя довольно трудно после обновления собора отличить старое от нового, и много древних фреск перемешано с новейшими чрез произвольное наименование неизвестных ликов: однако я постараюсь, сколько могу, изложить пред Вами мои мысли по сему предмету, которые не смею выдавать за что-либо положительное. Скажу вообще, какое впечатление производит на сердце мое древний чудный собор сей по сравнению с Цареградским, который также я имел случай видеть. Отрадно молиться в родном святилище Киева; утешительно думать, что оно есть единственное на Руси, в котором от самого начала нашего Христианства молилось все, что только было святого и великого в отечестве нашем, начиная от Святителей и князей. Чудотворцы Московские: Петр, Алексий, Иона, Феогност, Киприан и Фотий совершали священнодействие в Софийском соборе Киевском. коего стены уцелели и после запустения Татарского, тогда как Успенский собор первопрестольной столицы, куда перенесена была первосвятительская кафедра, и где доныне почиют нетленно мощи Святителей, сооружен был вновь уже после их блаженного преставления. Если только вспомнить. что под сими священными сводами, устоявшими против бури времен, почиют великий основатель собора Ярослав и величайший из его преемников Мономах, и что несокрушимый храм сей был свидетелем славнейших событий земли Русской до Монгольской эпохи, то невольный восторг овладевает сердцем при первом шаге внутрь заветного святилища, которое напоминает нам начало нашего просвещения в Царьграде. Если однако говорить беспристрастно, то, кроме имени и значения первенствующей кафедры, нет никакого сходства между Киевскою и Цареградскою Софиею: до такой степени они разнствуют по своим размерам, по внутреннему расположению и по самому зодчеству; стоит только взглянуть на их размеры, чтобы убедиться в этой истине. – Наша митрополия слишком мала в сравнении с Византийскою патриархиею и так мало носит на себе ее отпечаток, что нельзя даже уподоблять одну другой. Но, не смотря на такое несходство, они невольно роднятся в нашем воображении, ибо св. София стояла у нас во главе Церкви всея Руси, как и София Царьграда во главе вселенской, и нам утешительно думать, что Церковь восточная отразилась, как бы в чистом зерцале, в матери церквей наших. Вот почему так близко нашему сердцу имя св. Софии, которое встречаем в древнейших городах Русских: мы привыкли с детства при этом родственном названии соборных храмов наших искать в них и самый образ того первобытного святилища, из коего пролилась благодатным потоком на всю Россию вера Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Тобольск. Кафедральный собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. В 1684 году строители уже завершали главный барабан, но тут " падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена. Как и предшествующий ему деревянный, новый собор стал называться Успенским, но впоследствии был переименован в Софийский. Одновременно была закончена и каменная колокольня. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Тобольский Кафедральный Софийский Успенский собор, летний, каменный, построен в 1683 году на казенный счет. Два престола: во имя Успения Божией Матери и Софии, Премудрости Божией, в приделе - во имя Святителя Иоанна Златоустого. Зимний Покровский храм также каменный, построен в 1746 году на казенный счет, в нем два престола: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в приделе - во имя преподобных Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев. Капитал церкви и причта 20 904 руб. находится в кредитном учреждении. Жалованье причту: настоятелю 588 руб., ключарю 441 руб., священникам по 366 р. 50 к., протодиакону 366 руб. 50 коп., диаконам по 264 руб., иподиаконам по 264 руб., псаломщикам по 205 руб. 80 коп. Для причта имеются три деревянных дома и три флигеля при них, приобретены покупкою на средства церковные и составляют собственность собора. Штат: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика; кроме того, открыты две штатные вакансии священников, 2 диаконов и 2 псаломщиков без права пользования жалованием и доходами. Попечительство при соборе есть, открыто 13 ноября 1898 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=00976

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010