Русский игумен Даниил, видевший этот обряд в 1106—8 г.г. сообщает, что он совершался, или после первой паримии, или же после шестой: «и яко начаша чести паримии тоя субботы великия на первых парими изыди епископ со дьяконом из великого алтаря и приде к дверем гробным и прозре в гроб сквозь крестец дверей тех и не узре света в гробе, и возвратися вспять, и, яко начаша чести 6-ю паремию тот же епископ прииде к дверем гробным и не виде ничтоже. И тогда все люди возопиша со слезами «Кирие елейсон»... и яко бысть 9-му часу минувшу и начаша пети песнь проходную «Господеви поим... тогда внезапу воссия свет святый во гробе святем». — Палест., Сборн., вып.9, 1885, 133—4. В основе рассматриваемых обрядов лежит древне-христианский обычай, перенесенный из еврейства, — вечером при зажжении светильника благодарить Бога за созданный им для освящения ночного мрака огонь (Мишна, Берахоть, VIII; Талмуд в переводе Н. Переферковича, I, 1899, стр. 29—30). У нынешних евреев этот обычай особенно торжественно исполняется вечером в пятницу и субботу (Buxtorf, Synagoga iudaica 1680, p.338) Аналогичные обычаи мы находим и у древних христиан. В эфиопских Canones ecclesiastici есть любопытная глава, имеющая такое надписание «правило о принесении светильника на вечерю в собрании (на агапе)» В ней описан обряд благословения светильника и приведен текст вечернего благодарения над светом, очень сходный с молитвой «Свете тихий» (см.другую книгу автора «Евхаристическая молитва, стр.16). Об этом древнехристианском обычае упоминает св. Василий Вел. в 29 гл. «Книги о Св.Духе», где он, по видимому, имеет ввиду и «Свете тихий»: «отцам нашим, пишет он, заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при появлении его немедленно благодарить. И не может сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения; по крайней мере народ возглашает древнюю песнь и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: «хвалим Отца, Сына и Св.Духа Божия (Творения в русск. пер., III. 1891, стр. 280)». Любопытно также описание у св. Григория Нисского последних минут св.Макрины: «Наступил вечер, в комнату внесли огонь. Она широко раскрыла глаза и, смотря на свет, как было видно, старалась прочесть светильничное благодарение. Но так как голос у нее уже пропал, то она выполнила молитву лишь в уме да движением руки и губ. Когда она кончила благодарение и занесла руку на лицо, чтобы перекреститься, вдруг сильно и глубоко вздохнула. Вместе с молитвой кончилась и ее жизнь». Vita s.Macrinae. Opera, II 1638, p.195.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Предвижу возражение: ну а если обстоятельства вынуждают служить раннюю? Ну что ж... (развожу руками). Но санкционировать это какими бы то ни было указаниями не надо. Хороших указаний и советов здесь не может быть. Всякие указания на этот счет могут быть только плохими. Богослужебные указания должны учить соблюдению Устава, а не его нарушению. Пусть, нарушая, знают, что нарушают. Не надо прихорашивать нарушений. Тем более что попытки прихорашивания ведут лишь к горшему. Вызывает у меня сомнение и возможность вторичного совершения 3-го часа (и других часов) после 9-го, часа и Литургии. Правда, у нас сейчас проскомидия не мыслится без часов. Сколько раз служится Литургия, столько раз повторяются часы. В Служебниках поздних изданий часы с проскомидией объединяются общим начальным возгласом «Благословен Бог наш». Но подумали ли редакторы Служебника о том, как чтец из притвора может услышать этот возглас и ответить «Аминь»? Они, вероятно, забыли, что перед утренней Литургией часы если и читаются, то по Уставу их следует читать в притворе. Затем. Мне кажется, что совершение в течение одних богослужебных суток несколько раз одного и того же часа, возврат к 3-му часу после 6-го и даже после 9-го ведет к извращению самого понятия «час». Стрелка суточного богослужебного циферблата не может двигаться туда и сюда. Должны быть какая-то логика и последовательность в этом движении. Мне кажется, Календарь 1961 года не допустил ошибки, когда указал совершать вечерню Пятидесятницы отдельно от Литургии. Ведь если в Типиконе сказано: прилагаем и 9-й час по обычаю или что-то в этом роде (у меня сейчас нет под рукой Типикона), то это значит, что обычное сохраняется, то есть сразу после отпуста Литургии – 144-й псалом, исхождение в трапезную, а потом 9-й час. Служить вечерню Пятидесятницы без предварительной трапезы, как это у нас делается повсеместно, значит превращать день величайшего праздника в день поста и навлекать на себя прещение 64-го Апостольского правила. Следовало бы перед вечерней хоть антидор раздать молящимся, яко да не наречется пост. (Опять «ниточка»!)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Настроение и тревожное и тяжелое, меня хотели арестовать за какие-то речи в соборе: везде, очевидно, есть шпионы. Но, как мне передавали, военная власть не утвердила этого ордера. Тяжело действовать в такое время, особенно при наличии горького чувства, что какие-то мерзавцы могут с тобою сделать что угодно и что судьбами России управляют проходимцы. Из Москвы никаких вестей не получаю. Вам послал письмо в ответ на Ваше от 8-го (через Соловьева присланное) в пакете из канцелярии. От своих из Москвы с Рождества не имею вестей. Наверно, уже писали к 12-му, но я ничего не получил. Газет нет никаких. Новгород объявлен в осадном положении. О[тец] Немов Вам сообщит, как мы здесь живем и действуем. С[естра] Ангелина умирает, агония со вчерашнего дня, она без памяти и только благодаря здоровому сердцу, по-видимому, не кончается; с часу на час, однако, ожидается развязка. 20-го февраля 1918 г. Скончалась с. Ангелина сегодня в 11 ч. 20 м. вечера. Жаль смотреть на ее мать, которая теряет единственного своего ребенка. Сегодня после долгих ожиданий получил из Москвы от 2-го февраля письмо от родителей. Их беспокоит их положение - при полном отсутствии возможности получить проценты и даже при невозможности продавать ценные вещи, т. к. при осмотре сейфа наиболее ценные золотые вещи были описаны... Но все в руках Божиих, и все может измениться так, что " аннулированы " будут как раз те, кто в настоящее время спешит " аннулировать " всех и вся... Мой отец пишет, что он Вам еще писал... Так что у Вас теперь постепенно образуется целый ряд изречений из творений митрополита Филарета. Итак, мир, по-видимому, подписан ; как бы он ни был позорен, все же это есть шаг вперед в смысле выяснения положения. Может быть, Господь пошлет на нас тяжелую, но твердую руку немцев для приведения в порядок в конец расстроенной России. Сегодня я видел в лазарете госпожу N. Но она какая-то рассеянная, и я не мог от нее толком добиться сведений о Вас. От представленного доклада и от множества писем, идущих к Вам отсюда, я боюсь, что у Вас голова пойдет кругом. Думаю, что для разрешения настоящего вопроса о положении архиерейского дома следует во что бы то ни стало добиться получения от арендаторов тысяч десять-двенадцать авансом. Тогда до мая можно будет дотянуть без перемен.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma7.htm

В настоящее время в православной церкви совершаются три чина литургии: Литургия Св. Иоанна Златоуста , Литургия Св. Василия Великого и Литургия Преждеосвящённых Даров (Св. Григория Двоеслова) . Основа литургии, самое совершение таинства всеми апостолами совершалось одинаково, но порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов. Можно сказать, что литургия была первой службой, которую начали совершать древние христиане по воскресении Христа, собираясь вместе в первый день недели для преломления хлеба и совершения таинства Евхаристии. Во время преследований, совершая литургию в подземельях-катакомбах, на гробах мучеников, христиане в течение целой ночи готовились к великому и страшному таинству. Даже в те древние времена, когда прямо от повседневной будничной жизни переходили к таинству причастия. Позднее, когда кончились гонения, и христиане могли свободно собираться для богослужений в любое время, вся эта подготовка была разделена на несколько служб. Такими древними службами и были вечерня и утреня. Церковные сутки начинаются с вечера (следуя примеру Библии , которая в истории сотворения мира говорит: «и был вечер и было утро – день един»). Поэтому первым богослужением каждого дня является вечерня накануне его. Утреня совершается рано утром. Накануне же воскресных и праздничных дней: Вечерня, Утреня и Первый Час соединяются в одно богослужение, которое называется Всенощной или Всенощным Бдением, потому что в древности, как мы сказали, это богослужение длилось всю ночь. С самого древнего времени христиане любили молитвой отмечать наступление часов, в которые совершались те или иные святые события. У древних евреев дневное время от восхода до захода солнца делилось на четыре части или стражи, которые начинались в часы: первый, третий, шестой и девятый. Первый час соответствовал нашему 6-му часу утра, третий – 9-му, шестой – 12-му, девятый – 3-му часу пополудни. В Первый Час христиане молитвой отмечали начало дня, в Третий Час – время, когда совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, в Шестой Час – время, когда Иисус Христос был распят, и в Девятый Час – время, когда Христос предал дух на кресте. А в IV и V веках эти молитвы были разработаны в монастырях в особые чтения Первого, Третьего, Шестого и Девятого Часов. В греческих и других балканских церквах эти так и остались только монастырскими, в русской же церкви они введены были в приходских храмах. Первый Час читается после утрени, Третий и Шестой – перед литургией, а Девятый Час – перед вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И октеньи малые по всякой песни по крылосом. Которой поп возглас сказывает, тот и ирмос начинает. По 3 песни чтут Слово в Еуангелии. По 6-й песни Пролог с синаксарем, а чтут на оба крылоса. А девятою песнью покроют на сходе и поклон в землою. И заутреню всю стоят с свещами, а гасят на статьях. А царьских дверей не затворяют. Светилен поют 3-жды по крылосом. Архимарит и священьницы идут в олтарь, и затворяют двери 375 , и целуются в олтари. И как пропоют Пасху и Христос воскресе 3-жды, таже архимарит, и священницы, и диакони выдут царьскими дверьми. < л. 108 >//Архимарит 376 станет со крестом, а священник большей с Еуангелием, а прочии с образы. И пойдут ко крестом на целование крылошане, и братия, и миряня. И по целовании идут в олтарь, таже архимарит станет царских дверей на порозе и чтет поучение Златоустаго, а братия вся приступят к царьским дверем и слушают. 377– Скончавшу же чтению рекут ему вся братия Много лет, владыко – 377 . По чтении же тропарь От уст Твоих без богородична, потом октенья большая вечерняя и другая Исполним молитвы. У Троицы после Исполнения – Утверди, Боже . А в Кирилове после Исполения – Христос воскресе 3-жды по крылосом. Таже архимарит или поп поют Христос воскресе 1-жды, стоя к престолу лицем со крестом в царьских дверех, а крылошане конец И гробным живот дарова. А обратясь на церковь говорит < л. 108 об.>//отпуст 378 Воскрес из мертвых и Христос воскресе 3-жды, а крылошане И нам дарова живот вечный и Христос воскресе 3-жды. И час 1-й, тропари единова, а отпуст 1-му часу не бывает. После Честнейшу – Христос воскресе 3-жды на оба крылоса, и Многолетны, и расход по кельям. А у Троицы отпуст говорят Христос воскресе весь, потом Истинный Бог наш молитвами Пречистыя Его Матере, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Таже глаголет высочайшим гласом Христос воскресе 3-жды, мы же отвещаем Воистинну воскресе Христос. И крылошаня поют И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению и Христос воскресе 3-жды. Таже час 1-й по уставу, архимарит осеняет братию крестом, а отпуст 1-му часу, тако же и во всю седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всем том, мы несказанно были довольны своим ночлегом, потому что в нем было просторно и тепло, да и были живые люди. Лишь успели мы согреться, подкрепились пищей и проспали всю ночь самым богатырским сном. 6-го числа марта не хотелось нам расставаться с теплым ночлегом, но необходимость требовала спешить вперед. На рассвете мы двинулись с Алазеи. Переезд до поварни большой, в 90 верст. Более 30 верст ехали по рыхлому снегу тундрою, а рыхлый снег убийственно изнуряет собак. На берегу моря развели огонек, согрелись чаем и отправились далее. Часу в 11-м ночью, прибыли к одному из притоков р. Индигирки и в поварне, именуемой Яр, нашли себе очень удобный и теплый приют. Здесь несколько домов, но живут в них только летом для промысла рыбы. Жители Индигирки удобрились послать нам человека, чтобы он заблаговременно нагрел наш ночлежный приют и тем доставил спокойствие усталым путникам. Спасибо им за такое благодетельное распоряжение! Должно быть, мы прибыли к Яру очень поздно, потому что ожидавший нас сторож уже спал. Юрта была очень хорошая и теплая, и мы, обогревшись, в скорости заснули крепким сном. 7-го марта, после усталости, мы проспали до восхода солнечного, и очень болезновали, что запоздали и не можем доехать в Русское Устье (деревня в 80 верстах выше устья р. Индигирки), но нас уверили, что отсюда пойдет дорога хорошая, и чрез несколько часов мы будем на месте. И действительно, дорога была превосходная. Проехавши верст 30, мы остановились в деревне Станчик и подкрепили себя горячим чаем, а часу к 1-му проехали еще верст 40 и прибыли в Русское Устье, где есть часовня, а ожогинский священник служил в ней целую неделю для готовящихся ко святому причащению. При всем желании моем служить на другой день божественную литургию, я не мог исполнить своего желания, потому что не было при мне ни одежды, ни сослужителей. 8-го числа марта, часу в 3-м пополудни, наконец, прибыли и остальные путники наши, и я благодарил Бога, что с ними не случилось несчастья. Вечером того же дня мы отслужили всенощную, а утром 9-го марта божественную литургию, за которою приобщено Святых Таин до 50 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Села Чернева староста Ивашко Васильев сказал: патриарх Никон приехал в Чернево в субботу до вечера за час или за полтора, а с ним Воскресенского монастыря архимандрит Герасим – в одних санях, да с ними же приехал верхом слуга Еремка Семенов, и, покормив лошадей и под архимандрита взяв у него лошадь с санями, поехали в Воскресенский монастырь; а отколе приехали, того он не знает. Того же села крестьянин Микишка Анисимов сказал: патриарх Никон проехал к Москве, а декабря в 26 числе проехали к Москве мимо села Чернева Воскресенского монастыря архимандрит, наместник, строитель и молодые старцы. Декабря 27 ехал он с Москвы и в Тушине на пролубе поил лошадь, и в то же время проехал мимо их с Москвы Воскресенского монастыря архимандрит Герасим в санях, а перед ним верхом служка Еремка Корнеев, а патриарха он не видал. Крестьянской сын Максимко Федоров сказал: патриарх Никон проехал из Воскресенского монастыря мимо села Чернева декабря против 27-го числа в ночи, к Москве приехал на утренней заре, а с Москвы в село Чернево приехал с архимандритом Герасимом в одних санях в субботу перед вечернею, архимандрит в санях сидел, а патриарх в тех же санях лежал под полостью, да с ними два вершника, служки: Еремка Семенов да Миколайко, и на ухабе патриархов стольник, а как его зовут, того не знает; да с ними ж была и четвертая лошадь в санях в пошевнях, и, покормив лошадей, они поехали в монастырь в другом часу ночи. По дороге к Москве, посланные к патриарху в Чернево, возвращаясь оттуда, наехали идущего в Москву поповского сына Логина Михайлова, остановили и расспросили его. Логин сказал: ходил он в Воскресенский монастырь повидаться с отцом своим, черным попом Антонием, и его в том монастыре не стало до его приходу, и он в том монастыре пожил недели с две в дьячках, а стоял на конюшенном дворе. Декабря к 27-му числу, к субботе, в ночи, в 4-м часу, приехал с Москвы того же Воскресенского монастыря от строителя, старца Аарона, в Воскресенский монастырь на конюшенной двор конюх Федька и привез с собою письмо, запечатано красным воском, а на печати рука, и сказал, что то письмо прислано к патриарху и с тем письмом пошел на монастырь, а в 5-м часу ночи пришел на конюшенной двор Миколайко Степанов и велел во властелинские сани впрячь две лошади с припряжью, те сани повезли в монастырь, и патриарх Никон с монастыря поехал к Москве, а с ним поехал один вершник, прочие же слуги лошадей седлали и поехали за ним после его и спрашивали друг друга: куда патриарх поехал? И говорили, что поехал к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Младшая сестра Авдотья Васильевна прожила «вековушей». Она часто и долго гащивала у моего отца. Это была очень худая брюнетка. Она картавила и слово «галка» произносила галька. Мы и прозвали ее «галькою», не зная еще четверостишия: Суха как лавка, Черна как галка, О, как мне жалко, Тебя, весталка! Следующая отметка календаря: «1803-го года, апреля 3-го, в Великий пяток, перешли жить в новый дом». Постройку этого нового дома в селе Черкизове и самый план дома читатель найдет у Н. П. Гилярова («Из пережитого», 605 т. I, стр. 51–56). Затем апрельская страница календаря занята скорбными записями: «1805-го года апреля 7-го в 9-м часу утра умерла тиоща Мария Михайловна, 606 в Великий пяток». 607 «1844-го года апреля 8-го числа в час 11 пополудни умер брат Феодор Матфиевич». 608 Здесь на одной странице две пометки, разделенные почти сорока годами. Эта теща деда Марья Михайловна, дочь Болоны, была замужем за Федором Андреевичем Рудневым, который был сначала дьячком, потом солдатом. Подробную историю его излагает «Из пережитого» (т. I, стр. 24, 26–29). В мае одна только заметка: «1824-го года мая 23-го числа родился сын Никита пополуночи в 40 минут 12-го часа». Это Никита Петрович Гиляров-Платонов , о котором будет много говорено ниже. В июне следующие отметки: «1778-го года июня 23-го дня родился я, священник Петр Матфиев». «1807-го года июня 30-го родился сын Сергей в первой половине четвертого часа пополуночи». Этот родной брат отца Сергей Петрович Гиляров 609 был на четыре года 610 моложе моего отца и частию по этой разнице лет, частию по меньшему успеху в ученье (дядя 611 окончил курс в семинарии по 2-му разряду, тогда как отец 612 – по 1-му) питал к 613 старшему брату чувства почти сыновнего уважения. По окончании семинарского курса он даже довольно долго жил у моего отца. Он всю жизнь прожил священником в селе Черкизове Московской губернии, Коломенского уезда, в родовом нашем гнезде. Из всех наших двоюродных братьев и сестер «Черкизовские» были самыми для нас близкими. Я был особенно близок с старшим его сыном Владимиром, 614 а сестры мои 615 – с его двумя барышнями дочерями. 616

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Богослужение накануне первого дня Пасхи Литургию Великой субботы, по Типикону, л. 346 на об., надобно оканчивать во 2 часу ночи, т. е. по нашему в 8-м вечера. По отпусте литургии и по совершении обряда благословения хлеба и вина братия входят в трапезу. Здесь чтец глаголет начало, или, по выражению Триоди Постной, л. 492 на об., предисловие к чтению, т. е. «Деяний св. апостол чтение»; иерей стих: «Молитвами св. апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; чтец: «Аминь» и начинает чтение книги Деяний св. апостолов. Братия в это время вкушают пищу. По окончании трапезы бывает клепание (звон), а братия переходят в церковь 829 . Чтение Деяний св. апостолов продолжается попеременно разными чтецами и оканчивается к 4-му часу ночи, т. е. по нашему к 10 ч. вечера. В указании Триоди Постной, л. 492 на об., есть некоторая особенность. В ней сказано, что вслед за окончанием литургии и совершением обряда благословения хлеба и вина в самой церкви, но не трапезе, должно быть вкушение пищи, сопровождаемое чтением книги Деяний св. апостолов. По окончания чтения параекклисиарх (Тип., л. 347), или кандиловжигатель (Тр. Поста, л. 492), вжигает все кандила и, приняв от настоятеля благословение, ударяет в било (Типик.) или клепало (Тр. Поста.). Начинается и отправляется полунощница в таком порядке: Благословен Бог наш... Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш. Яко Твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Поется канон Великой субботы: Волною морскою..., ирмос по 2, тропари на 12. со стихами песней 830 ; на катавасию – ирмос того же канона оба лика вместе. По 3 песни – седален: Гроб твой, Спасе... Слава, и ныне, тот же. Читается Слово Епифания Кипрского : Что сие днесь безмолвие... По 6 песни – кондак: Бездну заключивый... и икос. Читается толкование Златоуста на сказание евангелиста Матфея или же Иоанна о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По обеим сторонам раки, на серебряных пьедесталах, литые из серебра арматурные группы с воинскими доспехами и оружием: знамя, копье, шлем, латы, булава, бердыш 3709 . Крышка раки поднималась на блоках 3710 . Митрополит Гавриил 28-го мая 1785-го года дал предложение Консистории, чтобы святому князю Феодору Ярославичу во храме его в Александро-Невском Монастыре празднество совершать навсегда июня в 5-й день, так как в Новгородском Летописце, изданном в Московской Синодальной Типографии в 1781-м году, напечатано, что князь Феодор Ярославич преставился июня в 5-й день 3711 . По-прежнему Монастырь был удостаиваем высочайшего посещения. 1-го июня 1743-го года Государыня, пребывавшая в Царском Селе, объявила, что она изволить праздновать день святого благоверного великого князя Александра Невского 30-го августа в Александро-Невском Монастыре 3712 . Государыня была в Монастыре 1-го июля 1743-го года 3713 . Возвращаясь из Москвы, Императрица Елисавета сначала прибыла в Царское Село, откуда 25-го мая 1751-го года, выехав утром кружной дорогой, проехала в Монастырь, где отслушала благодарственное молебствие по случаю благополучного прибытия, и «от Монастыря после вечерен» проехала с большим парадом в летний дворец в 8-м часу вечера 3714 . Государыня была в Монастыре на торжестве 30-го августа 1757-го года и пожаловала на строение поднесенные ей Святейшим Синодом 100.000 рублей 3715 . В 1758-м году прибыла в Монастырь 30-го августа пред всеношной ввечеру и, отслушав молебствие, обратно отъехала, «а в самый праздник присутствовать и в С.-Петербурге не соизволила» 3716 . Была Государыня в Монастыре в 1759-м году 3717 . При присутствии Ее Величества 29-го августа этого года графы Алексей Григорьевич Разумовский и Михаил Иларионович Воронцов и Иван Иванович Шувалов «имели рассуждение» с архиепископом Сильвестром «о всходной лестнице деревянной» в Александро-Невскую церковь и решили к 23-му ноября, когда снова ожидалось прибытие в Монастырь Государыни, устроить для нея «подъемный стул». «И оной подъемной стул с машиной и подъемная люлька со шкафом и к машине шестерня с колесом со станом, как наддежит, исправлены, а машина для подъема того стула сделана в погребу, которое место к тому весьма способно, и отделано совсем ноября к 19-му числу, который стул его рейхс-графское сиятельство Алексей Григорьевич нарочно приезжал и осматривал, и в подъеме того стула апробовал, но токмо присутствия Ее Императорского Величества того ноября 23-го числа не было» 3718 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010