8 «Слава» – означает чтение: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». «И ныне» – чтение: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». 9 Если нет иерея, то этот возглас совершенно опускается, и чтец, без каких бы то ни было пауз, продолжает читать: «Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся...» 10 «Аллилуиа (трижды)» – означает, что следует читать: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже», три раза. 11 Если в уходящий день праздновались два святых или праздник и святой и т. д., то первый («больший») тропарь читается до Славы, а второй – после. 12 Трисвятое по Отче наш», – означает, что надо читать т. н. «обычное начало», но без первых двух молитв. 14 Если перед малой вечерней не был совершен 9–й час, то чтец, после «Аминь», читает «обычное начало». 18 На малой вечерне положено петь четыре стихиры на «Господи Эти стихиры находятся в чине великой вечерни в Октоихе. Первая стихира малой вечерни соответствует первой воскресной стихире великой вечерни, затем, вместо второй стихиры она вновь повторяется, а третьей и четвертой следуют вторая и третья соответственно воскресные стихиры великой вечерни. 24 Если упоминается митрополит или архиепископ, то о Высокопреосвященнейшем, а если епископ, то о Преосвященнейшем. 26 Что соответствует 1-му часу ночи Типикона и 6–7 часам пополудни российского местного времени. 29 Существует большое число различных традиций молитвенных чинов на вход в храм и в алтарь, а также на облачение перед суточными службами (греческую традицию мы частично упомянули в чине малой вечерни). 31 При благословении кадила, надо простирать благословляющую руку на содержимое внутри кадильницы, а не на цепочку. 34 В три взмаха, т. е. приподнимая кадило, опуская и опять приподнимая, при чем один раз кланяясь, в тот момент, когда опустят кадило. 39 Различные напевы, принятые в славянских и греческих Церквах подразумевают различное число стихов и припевов 103-го псалма. 41 Если на службе поют несколько хоров, то сначала кадят главный (начинающий основные песнопения), вне зависимости от того где он находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

267. См.: Парвев. «Папские буллы по греко-униатскому вопросу». Спб. 1888. 6, 7 и др. 268. Семь соборов — это вселенские, на которых была раскрыта в главных чертах вся суть христианского учения. Вопросом о Св. Духе главным образом занимался 2-й Вселенский собор, хотя и раньше это учение было довольно полно раскрыто в сочинениях св. отцов: Афанасия Александрийского, Василия Великого и др. 269. Т. е. по иудейскому обычаю, по которому употреблялся только пресный хлеб. 270. Соборный храм всей Святой Горы — на Карее. 271. См. 13 мая. 272. См. 4 января. 273. На Востоке 1-й час после восхода солнца соответствует 7-му часу вечера по европейскому счету времени. 274. С рукописи. По нашим месяцесловам память его — 15 октября, в Четьих Минеях же святителя Димитрия краткие о нем замечания находятся под 14 числом сего месяца. Под сим же числом и в синаксаре Никодима св. Евфимий показан подвизавшимся за св. иконы: но из жития его не видно таких подвигов. Житие св. Евфимия написано учеником его архиепископом солунским Василием, причтенным Церковью тоже к лику святых: память его, по греческому синаксарю, 1 февраля; скончался он в конце IX в.; указанный год его кончины в П. Мес. арх. Сергия — 830 г. — неверен, так как он описывает в сказанном житии происшествия 867 г. и далее. Полагают, что он святительствовал на Солуни в 895–900 гг. (см. Ekklhsiastikh Alhqeia. 1897, 46.). 275. Как из этого, так и из других мест жизнеописания Евфимия ясно видно, что святой Евфимий, придя с Олимпа на Святую Гору, нашел ее не пустынею, как думают некоторые; только не видно, как в то время жили на Афоне иноки: в монастырях ли или в скитах, или в кельях. 276. Замечательная черта области Армянской в девятом веке. 277. Т. е., так как не посвященным не позволено брать Христовы Таины своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне запасными Дарами. Агиорит Иаков. 278. Следовательно, в наших месяцесловах память его обозначена вернее, чем в греческом синаксаре. Впрочем, Никодим упоминает, что память святого в некоторых греческих источниках указывается и 15 ноября. Год кончины преп. Евфимия — по вычислениям еп. Порфирия — 889-й.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Следующей отличительной чертой Е. Т., как уже было отмечено, является практика совершения всенощных бдений особого состава, включающих паннихис, великое чтение , утреню и 1-й час (Там же. С. 607-609 и др.; в позднейшей богослужебной практике правосл. Церкви подобная служба сохр. в пасхальную ночь - евергетидской паннихис здесь соответствует т. н. пасхальная полунощница, но чтение совершается до нее). Из особенностей чина утрени следует отметить широкое употребление т. н. праздничного окончания утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции и опущением стиховных стихир утрени (в первоначальной студийской традиции утреня имела подобное окончание лишь в Великую субботу), а также возможность включения в состав праздничной и воскресной утрени элементов, происходящих из палестинской литургической традиции: полиелея , а зимой в воскресные дни - еще и непорочных с соответствующими тропарями (при этом полиелей не является обязательной частью утрени воскресений и праздников - после кафизм и седальнов праздничной утрени все еще могут, как и в первоначальной студийской традиции, сразу следовать степенны , прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие). Во время 1-го часа аналогично студийской практике читались огласительные слова; соответствующий сборник огласительных слов (равно как и др., более известный святоотеческий сборник - 4-томный «Евергетинос»), включавший сочинения прп. Максима Исповедника, прп. Макария Великого, Евагрия Понтийского, преподобных Марка Подвижника и Феодора Студита, был составлен основателем мон-ря прп. Павлом (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1; Leroy. 1957). По заимствованному из келлиотской традиции обычаю в Е. Т. предписывалось совершать 3 службы дневных часов не в храме, а по кельям. В храме часы совершались только в многодневные посты, в Великий - в самом храме, в Апостольский и Рождественский - в притворе; во время последних по кельям вместо часов совершались междочасия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 314-315), причем лишь при отсутствии полной литургии (к 9-му часу тогда присоединялось последование изобразительных ).

http://pravenc.ru/text/187120.html

Если бы память усекновения Предтечи совершалась (как то положено в тропологиях месопотамских) на другой день крещения Господня, то был бы понятен идеальный мотив такого празднования. Оно рельефно выражало бы ту мысль, что Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде проповесть Христово пришествие: 6-го января он рукою показует Христа и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, а 7-го сходит благовестить и сущим во аде Бога явльшагося плотию. 29-е августа избрано очевидно не по идеальным соображениям, а по историческим потребностям, которые угадать не особенно трудно. Цифры «29-е августа», 29-е лоя или аб’, столь же мало выразительны, как и ante diem IV kalendas septembres. Следовательно ни Константинополь, ни Антиохия, ни Рим, не имели поводов именно этот день отличить таким праздником. Напротив, в александрийском календаре 29-му августа соответствует 1-е тоут, 1-е число первого месяца, день нового года. – Известно, сколько забот пастырям церкви создавали kalendae januariae. Римский новый год язычники справляли как «праздник бесовский» – нужно было превратить его в «праздник духовный». В противовес языческим strenae diabolicae западная церковь назначала 1-го января пост, предписывала мессу начинать лишь во 2-м часу по полудни. «Они (язычники) в театр бегут,– взывал блаж. Августин: – вы – в церковь ; они пьянствуют: вы поститесь». – Что в Александрии в новый год не обходилось без излишеств, нетрудно допустить. А что именно хотела сказать Александрийская церковь, установив в новый год такой праздник, как память усекновения главы Предтечи, понятно и без комментариев. Но гипотеза об александрийском происхождении этого праздника встречается с возражением, на первый взгляд весьма серьезным: копто-абиссинские месяцесловы все без изъятия память усекновения главы Предтечи полагают не 1-го тоут, а 2-го, не 29-го августа, а 30-го 12 ; 1-го тоут празднуется память апостола Варфоломея и Авилия, епископа Александрийского. Это явление однако тем более теряет свою силу, чем ближе мы с ним знакомимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И наш современный устав, и, в особенности, древние памятники вполне ясно отличают «тропари царских часов со чтениями» 304 от самого последования часов. При этом тропари и чтения в древнейших памятниках не всегда распределяются между отдельными часами, а часто сосредоточиваются на службе одного какого-либо часа, напр. третьего, составляя как бы особое последование. Такой именно чин царских часов излагается в Евергетидском Типиконе XII в. По этому Типикону, в навечерие Рождества Христова 1-й час, как и всегда, соединяется с утреней и совершается без тропарей. Все тропари вместе с чтениями положены на 3-м часе, после обычного богородична, и подразделяются на четыре части, из которых каждая сохраняет вместе с тем наименование соответствующего часа. Состав обычный; допущена, правда, незначительная перестановка в ряду тропарей и, кроме того, во второй части, соответствующей 3-му часу, положено чтение из послания к Евреям: «Братие, имуще дерзновение» (10:19). Тропари поются по дважды со стихами, а третий тропарь каждой части поется еще и третий раз – на «Слава и ныне», для чего оба хора сходятся вместе на средине храма. После этого произносится малая ектения, и следуют чтения. При чтении пророчеств, по Уставу, полагается сидеть, а при чтении апостола – стоять. По прочтении евангелия, поются три следующих тропаря, и произносится ектения, затем идут чтения, – и так далее. После четвертого евангелия, которым заканчивается последование 12-ти тропарей, произносится ектения, «в которой, по обычаю, вспоминаем, – как говорит Типикон, – только игумена с братией, и прежде отшедших отец наших». За возгласом «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» сряду читается: «Господь Бог благословен», Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 45 и обычная молитва «Иже на всякое время». Потом – три поклона, молитва 3-го часа, – и непосредственно следует 6-й час. Девятый час совершается особо, «в свое время»; «а междочасия поем в келиях наших», – замечает Устав. Это обычный порядок. – В воскресные дни и по субботам часы, по Евергетидскому Уставу, не поются в общем собрании. Однако пение тропарей не отменяется и не переносится на другой день; а все тропари часов распределяются между вечерней и утреней, – распределяются так: тропарь «Слыши небо» поется на «Господи воззвах», вместо повторения третьей стихиры; тропарь «Приидите, христоноснии людие» заменяет стихиру на «Слава и ныне»; пять тропарей с положенными для них стихами поются вместо стихир «на стиховне»; остальные четыре тропаря исполняются на утрене, в качестве хвалитных стихир; тропарь «Удивляшеся Ирод» совсем не поется на рождественской службе и переносится на день памяти святых младенцев, 29 декабря. Что же касается чтений, то некоторые из них тоже перемещались на другие службы. В частности, все паремии читались на вечерне; из евангелий одно читалось на утрене, другое на вечерне, третье на литургии 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

См.: Парвев. «Папские буллы по греко-униатскому вопросу». Спб. 1888. 6, 7 и др. Семь соборов – это вселенские, на которых была раскрыта в главных чертах вся суть христианского учения. Вопросом о Св. Духе главным образом занимался 2-й Вселенский собор, хотя и раньше это учение было довольно полно раскрыто в сочинениях св. отцов: Афанасия Александрийского, Василия Великого и др. Т.е. по иудейскому обычаю, по которому употреблялся только пресный хлеб. Соборный храм всей Святой Горы – на Карее. См. 13 мая. См. 4 января. На Востоке 1-й час после восхода солнца соответствует 7-му часу вечера по европейскому счету времени. С рукописи. По нашим месяцесловам память его – 15 октября, в Четьих Минеях же святителя Димитрия краткие о нем замечания находятся под 14 числом сего месяца. Под сим же числом и в синаксаре Никодима св. Евфимий показан подвизавшимся за св. иконы: но из жития его не видно таких подвигов. Житие св. Евфимия написано учеником его архиепископом солунским Василием, причтенным Церковью тоже к лику святых: память его, по греческому синаксарю, 1 февраля; скончался он в конце IX в.; указанный год его кончины в П. Мес. арх. Сергия – 830 г. – неверен, так как он описывает в сказанном житии происшествия 867 г. и далее. Полагают, что он святительствовал на Солуни в 895–900 гг. (см. Ekklhsiastikh Alhqeia. 1897, 46.). Как из этого, так и из других мест жизнеописания Евфимия ясно видно, что святой Евфимий, придя с Олимпа на Святую Гору, нашел ее не пустынею, как думают некоторые; только не видно, как в то время жили на Афоне иноки: в монастырях ли или в скитах, или в кельях. Замечательная черта области Армянской в девятом веке. Т.е., так как не посвященным не позволено брать Христовы Таины своими руками, то святой Евфимий принял диаконское рукоположение, чтобы ему можно было самому приобщаться в пустыне запасными Дарами. Агиорит Иаков. Следовательно, в наших месяцесловах память его обозначена вернее, чем в греческом синаксаре. Впрочем, Никодим упоминает, что память святого в некоторых греческих источниках указывается и 15 ноября. Год кончины преп. Евфимия – по вычислениям еп. Порфирия – 889-й.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

Χ. Литургия в Великую субботу совершается вместе с вечернею (как и в Великий четверг), на которой прочитывается 15 паремий, 94 заключающие в себе пророчества и преобразования о крестной смерти и воскресении И. Христа. Шестая паремия содержит в себе описание перехода Израильтян чрез Чермное море, заканчивается песнью Моисея: Поим Господеви, славно бо прославися (л. 113), – поется многократно; последняя паремия – о чудесном спасении 3-х отроков в Вавилонской печи, оканчивается песней: Господеви поим (л. 113), также поется несколько раз. По прочтении Апостола поется стих Воскресни Боже (см. л. 114), во время коего священнослужители из черных священных одежд переоблачаются в белые – в напоминание того, что Ангелы, возвестившие мироносицам о воскресении Спасителя, были в белых одеждах. Евангелие читается уже о воскресении Христа Спасителя. Вместо Херувимской песни поется умилительная песнь Да молчит всякая плоть (см. л. 114). В конце Литургии освящаются хлеб и вино в напоминание, что христиане первых веков по окончании Литургии в этот день не выходили из храма и, подкрепивши себя пищей, всю ночь проводили в церкви, слушая чтение Деяний Апостольских. А в полночь начиналось пасхальное Богослужение. Посему церковный устав и ныне предписывает оканчивать Литургию в Великую субботу во 2-м часу ночи (соответствует 8-му вечера), после чего до начала Пасхальной утрени и читается книга Деяний Апостольских. VI. Церковные песнопения из служб двунадесятых праздников и Св. Пасхи Рождество пресвятой богородицы (8 сентября) Стихиры на Господи воззвах: – Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. – Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой! ( Пс. 129:1–2 ). Гл. 6. Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предъуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам Матерь Свою. Иже чудес Бог, и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе! – Бог, почивающий на разумных (одаренных разумом) престолах (ангелах), сегодня предуготовил престол Себе святый на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба).И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть....» Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни. «Прочитав молитву... (согласно «Апостольским постановлениям» это – молитва «Боже духов и всякия плоти...» которая просит Господа принять наши утренние благодарения и сподобить вечной жизни). Итак: «Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он, выходя, благословляет каждого по очереди. Затем, уже на рассвете, бывает отпуст» – буквально: «lit missa» и, т.к. название «Мисса» (Месса) происходит от торжественной формы отпуста («ite missa est»), то многие западные толкователи полагают, что сразу после утрени служилась литургия (ранняя?). Но, т.к. о ней не сказано ни слова (а повествование сразу переходит к 6-му часу), то это сомнительно. Как бы то ни было, структура Утрени у нас фактически дублирует структуру вечерни (что мы видели уже в 3 веке), отличаясь только содержанием молитв: 1 . Утренний псалом – 62-й. 2 . Другие псалмы или антифоны. 3 . Вход епископа 4 . 5 . Великая ектения. 6 . Утренняя молитва епископа: «Боже духов....» 7 . Молитва главопреклонения. 8 . Благословение и отпуст. Здесь не хватает только двух элементов: чтения Писания и литии. Но мы легко найдём их в описании Воскресной Утрени, которое следует ниже: «На седьмой день, в воскресение, еще до пения петухов... множество людей... собирается во дворе у храма Воскресения... Люди поют гимны и антифоны и произносят после каждого гимна и антифона молитвы... Здесь всегда присутствуют пресвитеры и диаконы, готовые к совершению бдения...» (т.е. эта предварительная часть соответствует нашей полунощнице). «Как только пропоет первый петух, епископ сразу же приходит в церковь  и входит в пещеру в храме Воскресения. Тогда сразу раскрываются все двери храма и многочисленная толпа людей входит в Анастасис, полный света от бесчисленных горящих лампад». Т.е. с приходом епископа открывается храм Воскресения и в нём утреня начинается как бы заново (а в будние дни епископ только доканчивал её): поются три псалма, за каждым из которых следует молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Угодник ответил: — Кто не верит, пострадает более тебя… III В тот день — это было 11 августа — она получила исцеление глаза, ноги и рана ее закрылась, но припадки к 11-му часу стали еще сильнее, и она начала упрекать, что брат ее и Лыкошина не истинно верующие, что они хоть и верующие, но вера их пополам с любопытством, и что она оттого сильнее страждет. В двенадцатом часу ночи явился ей Святитель Митрофан. Опять было то же моление. Когда пришла в себя, сказала, что Угодник объявил ей, что в следующую ночь он ей откроет жизнь, смерть и Царствие Небесное. К третьему часу ночи спросила себе чистое белье и сказала: — Рубашка будет освящена нынешнюю ночь. В десятом часу утра с нею были необыкновенные припадки, продолжавшиеся до трех часов дня. Следующую ночь явился Святитель Митрофан, открыл ей книгу ее жизни, в коей от самого ее детства вписаны все ее дела, добрые и дурные, ее чувства и помышления. Потом он показал ей смерть. Она закричала: — Как темно! — и с ужасом искала себе защиты у Угодника, и опять кричала: — Заступи, помоги, выведи! — и как бы оборонялась от кого-то. В это время тело ее местами вспухало и покрывалось синими пятнами. Потом в трепете и исступлении воскликнула: — Ах, как хорошо и светло!… Господи! Ты очистил мою душу! На ее лице был виден необыкновенный восторг… Потом, вдруг опечалившись, воскликнула: — Для чего же мне еще здесь жить? Кому нужна жизнь моя?.. Да будет воля твоя, святой Угодник!… Молю тебя благословить всех, кого я назову. И стала называть с расстановкой, как бы давая Угоднику повторять, имена всех предстоящих, многих отсутствующих и всех православных христиан. Тут все с воплем кинулись под ее руки, которые она держала так, как бы получала благословение. А она все время явления хватала Анну Андреевну Соколовскую: видно было, что ей хотелось подвинуть ее к Угоднику. Потом Святитель Митрофан помазал ее миром. Она подставляла для помазания руки и ноги и отирала их рубашкой. После того как Святитель возложил на ее голову руки, тогда она поспешно велела разбудить всех детей, говоря, что лишь их невинные уста должны прикоснуться к сему освященному месту.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕСАХ Главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55). Первый из трех «паломнических праздников» (regalim), наряду с Шавуот (Пятидесятницей) и Суккот (Праздником кущей), в к-рые Писание заповедало «являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он» (Втор 16. 16). Слово «песах» (pesach), от глагола pasach (миновать, проходя мимо), букв. относится к пасхальному жертвоприношению и появляется как его название уже в кн. Исход: «...это пасхальная жертва (zevach-pesach) Господу, Который прошел мимо (pasach) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх 12. 27). Обычаи праздника, в разъяснение и дополнение к изложенным в Законе Моисея (Исх 12-13; Лев 23; Числ 28), установлены в трактате Песахим, принадлежащем ко 2-му отделу Мишны , а также в талмудических комментариях на него и в целом виде сложились после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. П., согласно указанию Исх 12. 8, отмечается в ночь на 15-е число лунного месяца нисана (авива). Праздничными считаются последующие 7 (в диаспоре - 8) дней, в продолжение к-рых верующие не вкушают квасного («дни опресноков» - Деян 12. 3). В будние из этих дней (т. н. будни праздника) дозволяется работа с нек-рыми ограничениями, кроме последнего дня, к-рый по значению приравнивается к 1-му (Исх 12. 16) и считается датой перехода через Красное м. Приготовления к празднованию П. занимают неск. дней, среди них наибольший ритуальный смысл придается тому, чтобы в доме не было ничего приготовленного с закваской (т. н. хамец, к к-рому относятся не только дрожжи, но и любой злак, замоченный в воде). Закваска помимо прямого смысла заповеди (Исх 12. 15; 34. 25) трактуется символически - как страстное начало человеческой природы. Обычай печь квасной хлеб, или «халу бедняка», из части муки, заготовленной для мацы (опресноков), в последнюю субботу перед П. (т. н. Великую субботу) указывает на то, что главным способом «избавления» от квасного хлеба накануне праздника было его съедение. Посуду очищают посредством кипячения или прокаливания. Квасного не должно остаться в домах к полудню (7-му солнечному часу) 14 нисана, после к-рого происходило заклание пасхальной жертвы (ср.: Исх 12. 6), хотя прямых указаний в Писании на это нет: согласно Исх 12. 8, обязанность есть пресный хлеб наступает в ночь после заклания; фактически же поиск остатков «хамеца» ведется еще вечером 13 нисана. Утром 14-го найденное сжигается, а ненайденное посредством особого заклинания вменяется в «прах земли».

http://pravenc.ru/text/2580068.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010