Еще они не легли спать, как нечестивые жители Содома, собравшись, приступили к дому Лота и стали требовать, чтобы он выдал им странников. Лот вышел к ним и стал просить их, говоря: «Братья! Не делайте никакого зла людям, которых я привел в свой дом». Но содомские жители не слушали его слов и хотели выломать дверь. Тогда ангелы наказали их слепотой, так что они не могли найти дверей. Затем ангелы открыли Лоту, что Господь положил истребить Содом, а ему с семейством велели скорее выбираться из города. Как только стала заниматься заря, они взяли за руки Лота и его жену и двух его дочерей, вывели их за город и сказали: «Убегайте скорее и не оглядывайтесь назад, чтобы не погибнуть». Едва только Лот с семейством успел отойти от города, как Господь послал с неба огонь на Содом и Гоморру и попалил их. Жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Бог справедлив: тех, кто не слушает Его, Он наказывает. Где были эти города, там теперь соленое озеро, известное под именем Мертвое море. Принесение Исаака в жертву Предсказание Божие исполнилось. Аврааму и Сарре на старости лет дал Бог сына, которого они назвали Исааком (что значит «смех»). Когда Исаак вырос, Бог захотел испытать веру Авраама. Явившись ему, Бог сказал: «Возьми возлюбленного твоего сына Исаака, иди в землю Мориам, там, на горе, принеси его Мне в жертву». Авраам повиновался повелению Божию. Встав рано, он наколол дров, оседлал осла, взял с собой двух служителей и Исаака, сына своего, и отправился в путь. На третий день они пришли к месту, указанному Богом. Тогда Авраам сказал слугам: «Останьтесь с ослом здесь, под горой, а я с сыном пойду на гору помолиться». Сам он взял огонь и нож, а Исаак нес дрова. Дорогой Исаак спросил: «Отец мой! Огонь и дрова у нас есть, где же агнец для жертвы?» «Господь укажет нам агнца», – ответил Авраам, и оба пошли далее. Взойдя на гору, Авраам устроил жертвенник, положил на него дрова, а на дрова связанного Исаака, своего сына, и уже взял нож, чтобы заколоть его, но в эту минуту услышал голос с неба: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на Исаака, теперь Я знаю, что ты боишься Бога, когда не пожалел для Меня единственного возлюбленного своего сына. За это Я умножу потомство твое, как небесные звезды и как морской песок». При этом Авраам опять получил обещание, что от потомства его родится Спаситель мира.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Они служат их раскрытию, осуществляемому постепенно, с неподражаемой тонкостью. Его моральная и религиозная проницательность есть прямая противоположность очевидному. У Мориака редко можно найти необоснованное предположение или шаблонный персонаж. Взять, например, бедного благочестивого причетника месье Пюибаро. Это тип, который мы называем «святоша», но Мориак показывает, как на самом деле святоша может обрести подлинную святость. В самой фарисейке, под покровом разрушительного эгоизма и притворной жалости автором с сочувствием раскрывается религиозная сущность. Лицемерие приводит к искренности. Лицемерка не может всю жизнь сохранять иммунитет к проповедуемым ею взглядам. У Мориака есть ирония, но нет сатиры. Я сознаю, что разбросал слишком много имен и сравнений в этом коротком и поверхностном очерке, но одно имя, величайшее, нельзя не упомянуть, говоря о Мориаке: это Паскаль. Современный романист, Мориак оставляет за собой свободу комментировать и делает это– от имени ли своих персонажей или своего собственного — исключительно в манере Паскаля. «Люди не изменяются. Эта истина в моем возрасте бесспорна. Но они часто возвращаются к склонностям, с которыми они всю жизнь боролись до изнеможения. Это не значит, что они уступают самому худшему, что в них есть: Бог есть то благое искушение, какому в конце концов поддаются люди». «Есть существа, которые расставляют сети и могут долго голодать, пока в них не попадется жертва. Терпение порока беспредельно». «Не должно пытаться войти в жизнь других вопреки их воле. Запомни это, малыш. Нельзя распахивать дверь ни в жизнь других, ни в жизнь вечную, которая ведома только Богу. Нельзя оборачиваться в сторону неведомого нам города, города, в котором были прокляты другие, если не хочешь быть превращенным в соляной столп…» «Наш Спаситель велит нам возлюбить врагов своих; это часто бывает легче, чем не испытывать ненависти к тем, кого мы любим». Будь Паскаль романистом, это был бы его метод и стиль. БРЕМЯ ДЕТСТВА Есть писатели, столь различные между собой, как, например, Диккенс и Киплинг, которые так и не стряхнули с себя бремени своего детства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет илюстирует эпизод из Священного Писания. После спасения от преследования содомлян и разрушения города, Лот с дочерьми поселился в  лесу, в пещере. Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода напоили отца вином и по очереди возлегли с ним. От этой связи они родили сыновей Моава и Бен-Амми: потомков моавитян и амонитян. Описание Действие происходит на лесной опушке, недалеко от города Содома, развалины которого мы видим на заднем плане. На переднем мы видим седовласого Лота, облаченного в богатые одежды. Взор его обращен на одну из дочерей, которая пытается соблазнить его, другая находится поодаль – она объята сном. Поодаль изображена жена Лота, обратившая свои взоры к пылающему в огне Содому – она превращается в соляной столп. Фигуры на переднем плане, объединены утонченным ритмом линий. Их позы и жесты отличаются некоторой манерностью и легким эротизмом. Обнаженная фигура справа, благодаря четко прорисованным объемным формам и слишком светлому цвету тела, напоминает собой безжизненную мраморную статую. Такая мертвенность в христианской иконографии символизировала греховность персонажа. Удлиненные силуэты фигур, их элегантность и грациозность, а также богатый колорит, построенный на сочетании изумрудно-зеленых, темно-красных и рыжих тонов усиливают эффект внешней декоративности. История Франс Флорис работал в жанрах ветхозаветных историй, аллегорий, античных сюжетов и светского портрета. Он синтезировал итальянскую манеру живописи с нидерландской. Ему удавались динамичные многофигурные композиции, а в светских портретах – передача различных эмоциональных состояний своих моделей. Критика А.Н. Бенуа дал следующую характеристику творчества художника: «Будучи… натурой крайне впечатлительной и большим знатоком своего ремесла, Флорису удалось в нескольких произведениях связать то, что он себе усвоил на изучении Микель Анджело и флорентийцев, с тем, что сближает его творчество с искусством Тинторетто и других венецианцев… Искать в творении Флориса ярких впечатлений от жизни природы в целом было бы тщетно. Главный его интерес был направлен на изучение нагой человеческой фигуры; что же касается пейзажа, то мастер ему отводил исключительно служебное место, заполняя им оставшиеся пустыми места между персонажами и удовлетворяясь при этом готовыми схемами. Однако и это имело тогда свою хорошую сторону». Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/lot-s-docheryami/

А что в слове плотского и питательного, пусть будет съедено и потреблено с внутренностями и сокровенностями ума и подвергнуто духовному перевариванию – все от головы и до ног, то есть от первых умозрений о Божестве и до последних рассуждений о воплощении. Но ничего не вынесем, ничего не оставим до утра ( Исх.12:10 ), потому что многие из наших таинств не должны быть разглашаемы посторонним, потому что по прошествии этой ночи нет очищения, потому что не похвально до другого времени откладывать тем, которые приняли слово. Как хорошо и богоугодно, чтобы гнев не продолжался целый день, но прекращался до захода солнца (понимать ли это о действительном времени или таинственно, ибо не безопасно для нас, гневающихся, видеть зашедшим Солнце правды), так этого яства не следует оставлять на всю ночь и откладывать к следующему дню. А кости и несъедобное, то есть недоступное нашему пониманию, да не сокрушатся ( Исх.12:10 ), через худое разделение и разумение (повременю говорить о том, что кости Иисуса не сокрушены и в историческом смысле, хотя распинатели и желали ускорить смерть по причине субботы), и да не будут извержены и расхищены, чтобы святыни не дать псам – злым терзателям слова, и не бросать свиньям того, что в слове светло, как бисер, но да сожжется это огнем, которым попаляются и всесожжения все испытующим и ведущим Духом истончаемые и соблюдаемые, а не гибнущие и не рассеиваемые по водам, как поступил Моисей с отлитой израильтянами главой тельца, в укоризну их жестокосердия. Не должно оставить без внимания и образ вкушения, потому что закон не умолчал и этого, но и об этом сокрыл умозрение в букве. Потребим жертву с усердием, съедая с пресным хлебом и с горькими травами ( Исх.12:8 ), перепоясав чресла и надев обувь и подобно старцам опершись на посохи ( Исх.12:11 ). С усердием, чтобы не сделать того, что заповедь запрещает Лоту, не будем оглядываться и нигде [не будем] останавливаться в окрестности сей, будем спасаться на горе, чтобы не погибнуть от содомского и необычайного огня ( Быт.19:17 ), и да не отвердеем в соляной столп от возвращения к худшему, что производится задержкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Однако чудовище не прекратило своих нападений. Оно лишь более тщательно выбирало время, чтобы уносить детей из города. Но храбрецы, как правило, отражали и эти его нападения. В конце концов чудовище получило столько тяжелых ран, что начало терять силы и было обречено на смерть. Все это способствовало славе христиан во всей округе. Жители стали уважать их, хотя и следует заметить, что в этом городе число жителей, умеющих ценить истинное достоинство, было еще невелико. Пилигримов стали принимать с большим почетом. Однако все еще находились люди, которые вместо того, чтобы ценить их неустрашимость и самоотверженность, продолжали насмехаться над ними и презирать их. Пришло время расставания с гостеприимным хозяином. Пилигримы стали готовиться к отъезду и, желая посоветоваться с друзьями, послали за ними. Они провели несколько часов в дружеской беседе и совместной молитве. Горожане снабдили пилигримов на дорогу съестными припасами и всем необходимым. Наконец пилигримы пустились в путь, а друзья вышли их проводить. Расстались они, поручая себя милости своего Владыки. Итак, пилигримы продолжили свое странствие, имея верного проводника. Каждый шел в меру своих сил. Слабодушный и Хромоногий на своих костылях не отставали от остальных. Дойдя до того места, где был сожжен Верный, они остановились, чтобы воздать хвалу Тому, Кто дал Своему служителю силу принять мученическую смерть ради истины. За разговором о Христианине и Верном они незаметно прошли очень большое расстояние и дошли до холма Выгода. Тут они вспомнили, что там находится серебряная руда, из-за которой Димас вообще отказался от дальнейшего странствования. Впоследствии Извыгод тоже остановился посмотреть на руду и, как полагают, погиб. Эти воспоминания заставили их прибавить шагу, и вскоре они увидели соляной столп, в который превратилась жена Лота. И они, как и прежние пилигримы, удивлялись, что люди, одаренные умом и вооруженные знанием Слова Божия, могут дойти до такого нравственного падения, что в этом месте сворачивают с истинного пути. Однако при дальнейшем размышлении они пришли к выводу, что беда и горе других не делают человека умнее, особенно, если соблазн так велик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В духе сложившейся с древних лет традиции вместо образования, просвещения и культуры на первом место у нас стояли дисциплина, послушание и смирение, причем не перед волей Божией, все устрояющей и любящей, а перед авторитетом лица, возвышающегося по церковной иерархии. Разумеется, это положение дел было характерно не только для Русской церкви, но нашего государства и русского общества в целом. Если власть становится основой общественного строя, ее альфой и омегой, если выше «коллективного блага», для которого можно и нужно принести в жертву все, нет никакой ценности, то личность, как повсеместное и массовое явление, сформироваться в народе не может. И личную инициативу образованного, мотивированного к действию человека всегда в таком случае заменяет бюрократ – это аксиома социальной жизни. Или, как говорил в свое время В.В. Розанов, «если человеку «верить нельзя», то тут, здесь и там невольно поставишь чиновника» . С власти все началось, ею же и заканчивается, все возвращается на круги своя… Чем была обусловлена такая тяга к слепой дисциплине и безусловному, слепому послушанию? Вопрос далеко не праздный, но не имеющий однозначного и простого ответа. Конечно, в значительной степени традициями, среди которых интерес к богословскому спору, уважение к чужому мнению никогда не занимали первенствующего места в России . Несомненно также, чрезвычайно низким уровнем культуры и образования в обществе, грубыми, домостроевскими» нравами. Протоиерей Георгий Флоровский как-то горестно констатировал: «Наше понимание Церкви не идет дальше «обычаев» и «традиций». Не является ли богословие просто роскошью для небольшого количества «умников», которые являются не «элитой», а скорее группой мечтателей «со странностями»? Священство и миряне в настоящий момент не знают, зачем вообще нужна «христианская культура». Разве не являются «русский мужик» и старая няня истинными «хранителями веры?» . Действительно, мы привыкли говорить применительно к Церкви о традиции, но последняя можем вырасти лишь в том случае, когда христианское общество, все и каждый, нечто «культивирует», отбирает лучшее, передавая это, как драгоценное наследство, из поколения в поколение. Если же культуры нет, если ничто не отбирается в копилку народной нравственности, то вянет и традиция, превращающаяся в «соляной столп» статичной формы, «мертвую букву», «русского мужика» и «старую няню», которых следует сохранять и сберегать. Это и есть – «истина», которая уже понята и открыта, познавать больше нечего. Помноженная на силу государственного и архиерейского авторитета, скрепленная цементом власти, выданная за «русскую самобытность», такая «истина» становится чугунным ядром на ноге человека, способном его утопить в собственных заблуждениях.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

Нынешние иорданские власти также спокойно и веротерпимо относятся к христианам, живущим в этой мусульманской стране. Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем Чем ближе к морю, тем меньше зелени на его берегах. Широкая прибрежная полоса, изрезанная разломами и трещинами, бугристая, с большими соляными разводами вообще кажется непригодной для жизни. И, тем не менее, то тут, то там видны шатры-палатки; это либо пастухи, либо цыгане-земледельцы. — Здесь по берегу вообще-то запрещено ходить, — продолжает Самер. — Земля очень солёная, а соль иногда вымывается дождями, образуются пустоты, и можно провалиться. Интересно, какие тайны хранят эти берега под напластованиями соли и горелого камня? Шальная мысль проскакивает в голове: вот так провалишься в какую-нибудь пустоту сквозь пару-тройку культурных слоёв и очутишься в руинах древнего города. Только бы не в Содоме и Гоморре. Факт-открытие: оказывается, в православной среде до сих пор ведутся серьёзные споры по поводу того, можно ли верующему купаться в Мёртвом море — дескать, его воды уничтожили нечестивые города Содом и Гоморру и потому место сие едва ли не проклято. Обсуждения с сотнями комментариев, противоречащие друг другу ответы священников, настоящие «холивары» можно найти на всех более или менее известных православных сайтах. Горные породы на берегах Мёртвого моря Развалины монастыря святого Лота. Фото: Paul Salopek Пещера Лота. Фото www.biblewalks.com Дорога к Мёртвому морю спускается с близлежащих гор Иордания туристическая. Замки в пустыне Солнце с утра уже в зените. Раскалённый асфальт, редкие деревья на обочинах, ветви которых, вместо того чтобы тянуться к небу, стелются по земле, прячась от иссушающей жары. Позади остаются окраины Аммана, холмы уступают место равнине. Бесконечные «лежачие полицейские», которые на улицах иорданских городов установлены буквально через каждые триста метров, заканчиваются, и наш автобус, разогнавшись, ныряет в обжигающие объятия пустыни. Вокруг иорданской столицы сохранилось больше десятка средневековых замков. Точнее было бы назвать эти постройки крепостями; ни один из тех, что мы увидели, не похож на замок в представлении европейца. Но и крепостями они в полной мере не являются просто потому, что далеко не все из них возводились как фортификационные сооружения.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

De poster. Cain. 175-178). Имя Лот Филон истолковывает как «уклонение» (πκλισις) ума от блага ко злу, а его самого уподобляет кораблю в бушующем море ( Idem. De migr. Abr. 148). В раввинистической литературе В раввинистической традиции сформировались разные оценки личности Л., зачастую негативные. В то же время, согласно отдельным евр. комментаторам, Авраам, вопрошая Господа, «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт 18. 23b), под праведником (  ) подразумевал именно Л. (Пирке де-Рабби Элиезер. 25; Hirschberg. 2007. P. 216; ср.: Skinner. 1930. P. 307; Sarna. 1989. P. 135). После того как Л. покинул Авраама, от него отступил Господь (Бэрешит Рабба. 41. 5-7). В этом же трактате объясняется и причина, по к-рой Л. выбрал Содом местом своего поселения: он сам был похотлив и его склонность к плотским страстям отразилась на дочерях. Кроме того, опьянение Л. Талмуд определяет как состояние, характеризующееся полной невменяемостью (Эрувин. 65а; Бэрешит Рабба. 41. 4). Согласно иудейскому преданию, у Л. было 4 дочери, 2 из к-рых вместе с женихами погибли в Содоме (Бэрешит Рабба. 51. 9). Поскольку жена Л. беспокоилась за судьбу оставшихся в порочном городе дочерей, то она оглянулась и, увидев Шехину (   - «присутствие [Божие]»), превратилась в соляной столп (Пирке де-Рабби Элиезер. 1). Также Л. осуждался за то, что согрешил со своими дочерьми, особенно он виновен в том, что позволил себя во 2-й раз напоить и переспал с младшей дочерью. Однако намерение его детей признавалось почетным ( Hirschberg. 2007. P. 216). Согласно комментарию Раши (XI в.), Л. был назначен содомлянами судьей над ними (Тора с коммент. Раши: Брейшит. М., 2009. С. 328); отказ же Л. спасаться «на горе» (Быт 19. 19) означает его нежелание обнаружить свою греховность в сравнении с прав. Авраамом (Тора с коммент. Раши. 2009. С. 340). В исламе Л. (араб. Лут) не только считается праведником (Коран XXI 75), но и наряду со мн. др. библейскими персонажами был переосмыслен как пророк и посланник Аллаха (XXVI 162, XXXVII 133 и др.).

http://pravenc.ru/text/2110743.html

Как хорошо и богоугодно, чтобы гнев не продолжался целый день, но прекращался до захода солнца (понимать ли это о действительном времени, или таинственно, ибо не безопасно для нас гневающихся видеть зашедшим Солнце правды), так этого яства не следует оставлять на всю ночь и откладывать к следующему дню. А «кости» и несъедобное, то есть для нас неудобопонимаемое, да не «сокрушатся» (Исх.12:10), через худое разделение и разумение (повременю говорить о том, что кости Иисуса не сокрушены и в историческом смысле, хотя распинатели и желали ускорить смерть по причине субботы), и да не будут извержены и расхищены, чтобы «святая не дать псам» — злым терзателям слова, и не бросать свиньям того, что в слове светло, как бисер, но да «сожжется» это огнем, которым сжигаются, и всесожжения все испытующим и ведущим Духом истончаемые и соблюдаемые, а не гибнущие и не рассеиваемые по водам, как поступил Моисей с отлитой израильтянами главой тельца, в укоризну их жестокосердия.    Не должно оставить без внимания и образ вкушения, потому что Закон не умолчал и этого, но и об этом сокрыл умозрение в букве. Потребим жертву со «тщанием», съедая «с пресным хлебом с горькими травами» (Исх.12:8), перепоясав чресла и надев «обувь», и подобно старцам опершись на «посохи» (Исх.12:11). «Со тщанием», чтобы не сделать того, что заповедь запрещает Лоту, не будем «оглядываться и нигде останавливаться в окрестности сей, горе спасаемся, чтобы не погибнуть от содомского и необычайного огня» (Быт.19:17), и да не отвердеем в соляной столп от возвращения к худшему, что производится задержкой. «С горькими травами», потому что жизнь по Богу горька и трудна, особенно для начинающих, и она презирает удовольствия. Ибо хотя новое «иго благо, и бремя легко», как слышишь (Мф.11:30), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без этого кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Событие Священной истории Библия Великий канон Сотворение человека ВК 1:10 Грехопадение первых людей ВК 1:3–3:6 Одевание прародителями смоковных листьев ВК 2:12 Кожаные ризы ВК 2:11 Изгнание из рая Жертва Авеля Жертва Каина Убийство Каином Авеля ВК 1:7; 2:29 Убийство Ламехом некоего мужа ВК 2:32–33 Допотопные праведники Сиф, Енос, Енох и Ной ВК 2:30 Умножение беззаконий на земле перед потопом ВК 3:11 Всемирный потоп ВК 2:31 Грех Хама ВК 3:13 Благословение за уважение к отцу Сима и Иафета ВК 3:14 Построение Вавилонской башни и его остановка Господом ВК 2:34 Оставление своей родины Авраамом по повелению Господа ВК 3:15–16 Встреча Авраама с Мелхиседеком ВК 3:22 Рождение Исмаила от рабыни Агари ВК 3:20 Встреча Авраамом трёх Ангелов ВК 3:17 Бегство Лота из Содома в Сигор и в горы Наказание Содома и Гоморры в виде дождя из огня и серы ВК 2:36; 3:1; 3,24 Жена Лота – соляной столп ВК 3:23 Изгнание Измаила из дома за дерзость по отношению к Сарре и Исааку ВК 3:19 Жертвоприношение Авраама Исааком ВК 3:18 Продажа Исавом своего первородства и благословение Исааком Иакова ВК 4:11 Многожёнство Исава ВК 4:12 Лествица Иакова ВК 3:21; 4:6 Работа Иакова у Лавана за жён ВК 4:7, 9 Рождение Лией и Рахилью детей Иакову ВК 4:8, 10 Борьба Иакова с Ангелом Грех Рувима Пребывание Иосифа в колодце Продажа Иосифа братьями в рабство в Египет ВК 5:3–4 Искушение Иосифа женой Потифара История праведника Иова Книга Иова ВК 4:13–16 Убийство фараоном еврейских младенцев Спасение Моисея в корзине Убийство Моисеем египтянина Бегство Моисея в пустыню и видение Неопалимой купины ВК 5:10 Чудо с проказой и рукой Моисея Мудрецы фараона ВК 5:13 Жезл Моисея, которым море расступилось ВК 5:11 Потопление войска фараона Сетование Израиля о голоде в пустыне Жажда воды в Рефидиме Произведение Моисеем воды из камня Сражение Иисуса Навина в Рефидиме ВК 6:11 Осмотр Иисусом Навином земли обетованной ВК 6:10 Чудо перехода через Иордан посуху ВК 6:12 Варак, Девора, Иаиль и Иеффай ВК блаж. 5, 6 Гедеон ВК блаж. 8 Иеффай ВК блаж. 7

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010