Понятие кришнаитов о любви диаметрально противоположно понятию христиан. Духовная любовь христиан требует очищения от чувственности и страстей; она чиста и жертвенна. Любовь для кришнаитов - источник наслаждений, инструмент наслаждений. Иконо-графические картины кришнаитов представляют сюжеты из " игр Кришны " , например, похищение Кришной одежд у купальщиц. В алтарях кришнаитских храмов находятся изображения Кришны и Радхи, предающихся любовным ласкам. Обряды кришнаитов сопровождаются танцами, музыкой, театральной имитацией " свадьбы Кришны " и тому подобных эпизодов. Современное движение " Сознание Кришны " представляет собой европеизированный и поэтому реформированный вариант кришнаизма. Подобно некоторым формам тантрического буддизма, " Сознание Кришны " стремится сочетать эротическую медитацию с внешним аскетизмом, потому кришнаиты находятся в состоянии постоянного нервного напряжения, которое воспринимают как общение с божеством. Это также было характерно для дуалистического сирийского гностицизма. Кришнаизм представляет собой один из рецидивов язычества в современном обществе. В нем отразились древние культы ведийских божеств, преломленные через мистику позднейшего индуизма, соединенную с языческой атрибутикой (идолопоклонством), ритуальными песнями и плясками, употребляемыми жрецами и жрицами (того, что европейцы называют дионисийством), зоолатрией (почитание коровы, вегетарианство), а также стремлением современного гуру придать ему, в результате сложной интеллектуальной косметики, приличный вид, приемлемый для европейцев. Любимая молитва кришнаитов - это часто повторяемый возглас: " Хари Кришна " , " Хари Рама " , наподобие " эвоэ эрос " в греческих мистериях. Хари - бог, божество. Кришна - в буквальном переводе означает: " черный " , Рама - " темный " . Для христиан такое совпадение вызывает тяжелую ассоциацию. А совпадение ли это? Когда Христа спросили... Когда Христа спросили , какая самая высшая заповедь в Священном Писании, Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это теория входит в моду в коммунистических странах. Старый человек – чей-нибудь дед – страдает, так лучше убить его...»( 809 , с.82). Характеристика «Международное Общество Сознания Кришны» классифицировано как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ), например, в: · Вербальной ноте Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995г. 810 , · Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 811 , · Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 12 января 1996 г. 812 , а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции 813 ; · Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 814 . В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) «Международное Общество Сознания Кришны» названо псевдорелигией. Корни Харе Кришна уходят в 15 век, когда Чайтанья Махапрабху вывел из верований индуистской секты Вишну доктрину Кришны. Впоследствии это движение ослабло, пока в 19 веке Бхактивинода Тхакур вновь не возродил Сознание Кришны. Тогда же начали появляться первые малочисленные общины кришнаитов в Европе. Его сын, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами стал учителем Абхая Чаран Де Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896–1977), которому поручил распространение этого религиозного учения на Западе. В 1965 г. кришнаизм появился в Америке. Прабхупада основал «Международное Общество Сознания Кришны» в 1966–67 гг. и оставался его руководителем до самой своей смерти в 1977 году.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Пища может на тонком уровне оказывать влияние на наше сознание» 818). Христос говорит в Евангелии: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево... А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы» ( Мф. 15:17–19 ). Молодые люди, распространяющие кришнаитскую литературу, поющие и танцующие на улицах, как правило, новички в кришнаизме. Они наивно полагают, что своими действиями они выполнят волю “бога” Кришны, проповедующего единство и любовь. Они ошибаются. В «Бхагавадгите» Кришна говорит: «Из мошенничеств Я – азартная игра», а Прабхупада, комментируя это место из десятой главы, добавляет: «Никто не может превзойти Его в хитрости» 520). Демоническое начало Кришны открывается его последователям постепенно, в тот момент, когда на противостояние тому, что происходит с ними порой уже нет сил. Вот какой рассказ молодой женщины был опубликован в газете «Вечерняя Москва» в статье «Планета Кришны. Взгляд со стороны»: «В двадцать лет я вышла замуж за француза и уехала во Францию. Пьер был очень эмоциональным и живым человеком. Все случилось внезапно и почти в одно и то же время: у нас трагически погиб сын, у Пьера начались крупные неприятности на работе. Он замкнулся в себе. Однажды кто-то из приятелей вытащил его к кришнаитам. Пьер читал их книги, выполнял их обряды, без конца жертвовал деньги и в короткое время стал совершенно другим человеком, вернее, никаким человеком. Представьте себе: из полноценного мужчины, прывыкшего отвечать за свои поступки, он превратился в марионетку. Он говорил о каком-то освобождении, но при этом все прочнее попадал в самое настоящее духовное рабство. Потом он передал Обществу Сознания Кришны почти все наше имущество... Мне кажется, что они это делают намеренно: находят людей, по тем или иным причинам переживающих кризис, и накладывают на них лапу» 22.10.93). Одна из книг Прабхупады носит название “Наука самосознания». Прабхупада называет наукой самосознания практику бхакти-йоги. Целью бхакти-йоги является достижение блаженства, наслаждения в «небесных обителях Кришны», а не спасение от вечной гибели и смерти через распятие со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

В 1997 году в Екатеринбурге арестован руководитель местной организации кришнаитов «Санкиртана» Тенгиз Амерян по обвинению в изготовлении фальшивых денег, наркобизнесе и организации заказных убийств. На его квартире обнаружена крупнейшая партия героина. Московские кришнаиты поспешили отмежеваться от своих екатеринбургских единоверцев (38, с. 74). Помимо участия в наркобизнесе, недавно стали известны и другие аспекты деятельности кришнаитов, связанные с наркотиками. Важную роль в религиозных представлениях «Движения Кришны» играет «прасад» — ритуальная пища, предлагаемая в качестве жертвы идолу Кришны и затем раздаваемая верующим. Как можно более частому вкушению его кришнаиты придают большое значение и, как выяснилось, не случайно. Во время предложения прасада идолу Кришны руководители, по крайней мере, некоторых групп добавляют в него «корицу Кришны», слабодействующий наркотик, вызывающий при частом применении привыкание и повышающий вну-шаемость. Видимо, во время своих занятий фарма-цевтикой «Его Божественная Милость» Свами Прабхупада открыл его и использовал для успеха проповеди своего учения, основной момент которого состоит в слиянии с «сознанием Кришны», достига-емом через экстаз. Сама религиозная практика и образ жизни кришнаитов очень напоминают наркоманию: потребность в состоянии эйфории, бегство от «материального мира», когда даже собственные дети, согласно Прабхупаде, считаются не более чем «побочными продуктами тела». Другим религиозным авантюристом, возвысившимся на волне интереса к Индии и «восточной духовности», был Бхагаван Шри Раджниш (1931 – 1990), известный также как Ошо (Океанический). Он закончил университет с отличием и золотой медалью, получил степень магистра философских наук и преподавал философию. В конце 60х гг. он начал демонстрировать свои оригинальные медитативные техники. В начале 70х гг. вокруг него собралась коммуна, привлекавшая многих духовных искателей с Запада. Некоторые из них возвращались с рассказами о сексуальных оргиях и употреблении в общинах Ошо наркотиков. Суть его учения сводилась к необходимости уничтожения «комплексов», то есть совести, чтобы приобрести естественность, граничившую, на деле, с полной половой распущенностью. Целью всех упражнений, как и у кришнаитов, являлось состояние эйфории. Раджниш нередко вводил своих адептов в «нирвану» при помощи наркотиков, а отдельные сеансы медитаций в ашрамах «Святого человека» (так переводится его имя «Бхагаван») заканчивались драками и поножовщиной. Были случаи, когда сектанты, обезумев от причитаний Бхагавана и от наркотиков, ломали друг другу руки и ноги.

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-osnov...

Согласно кришнаитской доктрине, убийство можно вообще не считать за убийство: «Это только при поверхностном взгляде Арджуна причинил этим людям вред, поскольку... все люди, собравшиеся на поле боя, продолжали бы жить как индивидуальные существа, ибо душа не может быть уничтожена... Поэтому Арджуна, сражаясь на поле битвы при Курукшетре, фактически не сражался вообще – он просто исполнял приказания Кришны» (Гл. К чему такие формулировки могут привести – страшно и думать. Но знание содержания подобных элементов внутренней доктрины не мешает руководителям организаций делать такие заявления: «Проповедь высоких моральных и этических норм, которых придерживаются в своей жизни члены нашего движения, помогла многим избавиться от пагубных привычек и вести более чистую жизнь» (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России «Об отношении к религиозным традициям» от 24 марта 1996 г.). Не менее удивительны критерии различения добра и зла, которых надо придерживаться, согласно внутренней доктрине: «Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел» (Гл. Иными словами, кришнаизм полностью освобождает от ответственности за свои поступки. При этом критерием оценки «хорошее плохое» являются слова руководства кришнаитов, а не моральные нормы: «Правильные поступки согласуются с наставлениями шастр, а неправильные противоречат установленным в них принципам» (Гл. Это не удивительно, т. к. «Кришна является источником всего, что мы видим, хорошего или плохого» (Гл. Легко понять, почему Кришне несложно быть источником «плохого», если поближе ознакомиться с этой личностью и некоторыми характерными его чертами. Описание облика Кришны приводится в Главе 11, Текстах 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30: «Я вижу в Твоём теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с её многими ликами, глазами, руками, бёдрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нём... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими». Довершает это «милое» зрелище ложа из змей, на котором восседает Кришна (Гл. Кришнаиты неоднократно заявляли, что Иисус Христос не кто иной, как сам Кришна в своём очередном воплощении, но кто хоть раз читал христианское Священное Писание, тот после вышеприведённых описаний «прекрасного» Кришны поймёт, что утверждать такое можно лишь по дремучему невежеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой бы то ни было другой религиозной системой Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию " (Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?//Наука самосознания. Изд. " Бхактиведанта Бук Траст " , 1991 г. С. 135, 141). Таким образом, о 800 или 900 млн. индуистов кришнаитам-прабхупадовцам лучше не упоминать, также как о " 5000-летней " истории кришнаизма. Собственно, и индуизм возник все же не так давно. Уверенно можно говорить о том, что индуизм сложился в своем классическом виде в результате трансформации ведийского брахманизма в период с середины первого тысячелетия до Р.Х. до середины первого тысячелетия после Р.Х. " Бхагавад-Гита " была введена в состав " Махабхараты " примерно в III в. после Р.Х. Культ Кришны Гопалы, которому поклоняются кришнаиты, стал популярным в Индии в VI – IX веках после Р.Х., после того, как образ Кришны-Ваудэвы из " Махабхараты " соединился с образом пастушеского божества Гопалы. О том, что Кришна возвысился до положения высшего бога только в учении Чайтаньи в XVI в., мы уже говорили. Многие свойства, приписываемые кришнаитами своему " богу " , с точки зрения христиан приличествуют не Богу, а диаволу. Например: " Во всей вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех типов мошенничества азартная игра стоит выше всех и поэтому представляет собой Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не может превзойти Его в коварстве " (Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Москва: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. Глава 10, комментарий к тексту 36). Далее для сокращения ссылки на это произведение будут в таком виде – БГ. 10:36. Или вот это: " Я – Бог смерти... Я – всепожирающая смерть великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей " (БГ. 10:29,34; 11:32).

http://religare.ru/2_23996.html

419 Эта оценка подтверждается даже фактами, изложенными боготворившими Прабхупаду кришнаитами в восторженных воспоминаниях о нем. 422 Первым об этом довольно безапелляционно заявлял сам «непогрешимый» Прабхупада (см.: Шри Шрнмад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Кришна. Кристос, Христос//Наука самосознания. С. 125–156). 432 Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей, б. г. С. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу.) 436 История МОСК полна сексуальных скандалов самого различного рода, связанных с именами «отрекшихся от мира саньясинов». 438 То есть вишнуистов – так себя называют кришнаиты по имени бога Вишну – по их мнению, аватары Кришны. 439 См. интервью с Моти Лап Пандитом о «Международном Обществе сознания Кришны» в журнале «Прозрение» (1998. 1. С. 61–63). 440 Шри Шримад А.Ч. Бхакгиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?//Наука самосознания. 1991. С. 135, 141. 442 Мы допускаем, что это приведенное самими кришнаитами число может быть завышенным (см. ниже существенно более скромные данные). Но тем не менее в Германии, где МОСК существует и действует уже более 30 лет, число кришнаитов давно застыло на отметке в несколько сот человек, в Дании их меньше сотни, в США не более 2 тысяч. 443 Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» не вооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) брала средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность, весьма дорогостоящие издания и т.д.? Не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками? 444 После недавнего скандального раскола в МОСК (см. ниже) кришнаитское радио – «Кришналока» закрылось.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Представление о порядке, чистоте, умелой и упорной работе, а также буквальное исполнение всех приказаний наставника вряд ли имеют аналогию в истории традиционных религий Индии». Данное высказывание было приведено А.А.Ткачевой со следующим примечанием: «с последним пунктом этого перечня вряд ли можно согласиться, однако в целом канадский учёный совершенно справедливо подметил черту, выделившую движение западных кришнаитов из многих других ориенталистских движений, в том числе и из неоиндуистских, – его „христианоподобие“, проявившееся не только в пиетистских аспектах, но и в сфере самого учения, что разводило его уже и с Миссией божественного света». Также она обращает внимание на то, что «особенно же интересно, что при пересадке на западную почву кришнаизм в интерпретации Прабхупады вводится нечто вроде научно-фантастического элемента (путешествия по материальным и духовным галактикам, доступные пребывающим в «истинном сознании Кришны») и происходит отчетливо выраженная христианизация не только языка, но и некоторых элементов доктрины». Также Клостермайер характеризует МОСК как «самое истинно индуистское из всех многочсленных индийских движений на Западе», а также как «самое известное современное индуистское движение бхакти». Многими учеными поддерживается точка зрения, что Индия всячески поддерживает ИСККОН – в благодарность за распространение веди- утверждают, что в проповедях кришнаитов Иисус представляется как «гуру-учитель, преданный Кришны», «истинный духовный учитель», пришедший «с целью пробудить наше сознание Бога и научить нас всех, как служить Богу в настроении любви». Б.З.Фаликов отмечал, что „Бхактиведанта не настаивал, будто Иисус – одно из многочисленных воплощений Кришны наряду с божествами других религий, что является самым распространенным в современном индуизме толкованием религиозного плюрализма. Нет, его ответ был выдержан в тринитарном ключе: Иисус – сын Кришны, Бога-отца“. Гэвин Флад отмечает, что «внутри индуизма всегда существовали течения, отвергавшие касты и утверждавшие общедоступность спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/indijski...

От духов требуют новых знаний, избавления и спасения от жизненных невзгод. Типично в этом отношении шведское движение «Община финдхорна» (основоположник Дэвид Спенглер), созданное, как они утверждают, по вдохновению «тихого голоса» некоего духовного существа. Его основатель, вдохновленный духами, пришел к убеждению, что человеческая земная жизнь должна стать всеобъемлющим единством. Финдхорский университет света, созданный в 1974 году, пояставил своей целью с помощью своих «цветников», то есть объединений, которые устанавливают правильные отношения с природой и таким образом становятся «центрами света» — помочь человеку стать «частью гармонии Нового времени (Нью эйдж)». Лихорадочная активность западного человека, проистекающая от чрезмерной алчности к материальным благам и приобретению знаний, а также неестественный для человека темп жизни, навязанный ему технократической цивилизацией, стали причиной глубочайшего стресса, усталости и болезненности, физической и душевной. В силу того, что рационализированное западное христианство, со своим морализмом и социальным утилитаризмом, не в состоянии предложить противовес экзистенциальному смятению и поиску мистического опыта, которые все более характерны для опустошенного, уставшего человека западного потребительского общества, он все более охотно и легко увлекается восточными методами освоения внутреннего душевного пространства и помощью погружается в ту мнимобожественную и космическую реальность, которую они предлагают. Одно из движений такого рода, нашедшее многочисленных приверженцев в Европе и Америке — движение Харе Кришна. Его духовный вождь, Свами Прабхупада, прибыл в Нью-Йорк в 1966 году, где начал проповедовать свое учение хиппи. Цель его учения — развитие «сознания Кришны», которое бы спасло человека от ослепленности современного мира. Он учит, что это сознание развивается от повторения имени Кришны: «Харе Кришна, Кришна Кришна, харе харе, харе рама...» Непрестанное пение и произнесение «святого» имени, помогает человеку освободиться от беспокойства и мрака и устремиться душой к богу. Чтобы приблизиться к нему, нужно отправиться дорогой преданности (бхакти-йога), то есть отказаться от четырех земных элементов, пленяющих душу, делающих ее рабой низших страстей и мрака неведения (майя) — перестать есть мясо, рыбу и яйца; исключить наркотики, алкоголь, чай и кофе; не вступать в близкие отношения, не имеющие целью рождение детей; не играть в азартные игры. Кроме того, необходимо ежедневно читать «святое писание» — «Бхагават-гиту». Вегетарианство и воздержание приверженцев Кришны заимствованы из древнеиндийских традиций, и нужно признать, что они спасли многих наркоманов от верной гибели. Между тем открывается что-то неестественное и леденящее душу в том, каким образом группы Кришны выражают ему свою абсолютную преданность: многие бывшие кришнаиты рассказывали о чудовищном насилии над членами этих групп на собраниях, доступных только посвященным.

http://pravoslavie.ru/2073.html

Одним из основных компонентов ритуала являются киртаны, славословящие Кришну. Особая их роль в чайтанизме непосредственно связана с теорией шакти. Кришна, как шактиман, включает в себя и энергию звука, поэтому он соприроден собственному имени. Рецитация имени Кришны – нама киртана – это не просто обращение к божеству, но и его магическая инвокация. Ритуально правильно произнесенное имя – это присутствие Кришны среди поющих 388 . Киртаны используются не только для пробуждения вайдхи бхакти, но и рагануги. В этом случае, они называются «лила-киртаны» и воспевают эротические забавы Кришны с гопи. Публичное исполнение киртан во время религиозных шествий называется «нагара-киртана» (нагара – санскр. «город»). Исполнение киртан сопровождается музыкальным аккомпанементом на кхоле (бенгал. – длинный цилиндрический барабан с особым звучанием) и карталах (бенгал. – маленькие медные цимбалы), а также экстатическими танцами. Киртана, хотя и не была изобретена Чайтаньей (ее происхождение очень древнее), но введена им в повседневный ритуал. Интересно отметить, что аналогичный процесс имел место и в иудаизме. Указания на культовые экстатические песни и танцы встречаются уже в Ветхом Завете (танец Давида перед скинией и т. д.), однако в позднее средневековье этот элемент выходит на первый план в одной из иудейских сект – хасидизме. Теологическая основа у этих явлений, конечно, разная. В хасидизме экстатическая радость помогает рассеять силы зла и отделить от него божественную искру добра, в чайтанизме – очистить сознание для встречи с Кришной. Теологическая рефлексия по поводу гопи привела теологов секты к любопытным взглядам по «женскому вопросу». В Бхагавата-пуране содержатся указания на то, что гопи устремились к Кришне, забыв о своих законных мужьях. Поэтому (согласно санскритской поэтике – любимому богословскому инструменту госвами) они являются «паракия», т. е. чужими женами, ублажающими своего любовника, в данном случае, любовника божественного. Это бросало вызов традиционному индийскому обществу, и вриндаванцы потратили немало сил, чтобы доказать, что гопи были не паракия, а свакия, т. е. законные возлюбленные Кришны 389 . Вначале влияние признанных авторитетов сыграло свою роль, и свакия возобладала, однако, со временем, победила все же паракия.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010