МОСК не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полубожественных проявлений Кришны (иногда пишется – Кршна). Адепты МОСК верят, что Иисус поклонялся Кришне. МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги являются формами Одного Абсолютного, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна – это «жизнь» всех живых существ, «живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью». Согласно доктрине МОСК, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, необходимо, в том числе, прилежно повторять имя Кришны, слушать и петь хвалу, размышлять над божественным поведением и делами Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Также человек должен повторять имя Бога, перебирая четки. Человек должен повторять мантру «Харе Кришна» определенное число раз. Сто восемь бусин четок отмечают начало каждой мантры: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Это должно быть повторено минимум 16 раз на четках, состоящих из 108 бусин, что в общей сложности составляет 1728 раз в день 777 . Ниже приведены положения священных книг кришнаитов, написанных основателем «Международного Общества Сознания Кришны» Шрилой Прабхупадой: «Бхагавад-Гита как она есть» 778 , «Шримад Бхагаватам», песнь 1 (части 1,2) 779 , 780 , «Шримад Бхагаватам», песнь 4 (часть 1) 781 , «Шри Йшопанишад» 782 , которые вызывают целый ряд этических нареканий и крайне недоуменных вопросов со стороны христиан и просто законопослушных граждан. Тезисы разбиты по темам. Сразу же отметим, предупреждая возможные обвинения кришнаитов, что приводимые цитаты отнюдь не являются надерганными и приведенными вне связи с общим контекстом, в чем читателю предлагаем убедиться самому, обратившись самостоятельно к указанным трудам Прабхупады. 1. Оскорбляющие некришнаитгов (иногда даже откровенно расистские) тезисы в произведениях Прабхупады:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

до Р.Х. По исследованиям ученых 28 , Бхагавадгита появилась на исходе I тыс. до Р.Х. Как видим, между годами жизни Кришны и литературой, описывающей его деяния и учение, существует значительный промежуток, исчисляемый тысячами лет. Допустим, что устная традиция сохранила и передала без малейших искажений описание жизни, дел и учение Кришны. Но далее, в самой Бхагавадгите, можно найти такие слова, которые о самом себе говорит Кришна: «Из «Вед» Я – «Сама-веда» 29 …» 30 . Но Веды формировались на территории Северо-Западной Индии, в период конца II – начала I тыс. до Р.Х 31 . На данный момент Ведам примерно 3500 лет. Как могло получиться, что Кришна упоминает Веды, которые во время его предполагаемого существования просто не существовали? До начала их создания оставалось еще примерно 1500 лет. Если Прабхупада ошибается в указании периода жизни своего «бога», то где гарантия, что он не ошибается в чем-нибудь еще? Возможно, он искажает реальное положение вещей, выдавая свои выдумки за истинное учение Кришны? Кришнаиты постоянно говорят о своих ведических корнях 32 , о том, что они следуют Ведам и т.д. Фактически, в современной Индии Ведам не следует никто: «идеалы провозглашенные в ведах, давно перестали быть исключительной движущей силой индийского образа жизни и мыслей» 33 . Одна из причин этого заключается в том, что «веды, как известно, представляют собой собрания по сути разнородных и порой внутренне противоречивых текстов,… веды допускают множество интерпретаций, ни про одну из которых нельзя сказать, что она является абсолютно авторитетной» 34 . Из-за этого в одной из Упанишад Веды были охарактеризованы как книги «низкого знания» 35 . Для своей же организации Прабхупада в качестве одного из главнейших источников учения избрал «Бхагавад-гиту», одну из книг «Махабхараты»: «Движение Сознания Кришны необходимо для человеческого общества, ибо оно предлагает высшее совершенство жизни. Каким образом – это полностью объясняется в «Бхагавад-гите»» 36 . Но здесь для наших читателей нужно сделать небольшое пояснение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

3 По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние. Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум. Бхактиведанта Свами Прабхупада – основатель Международного общества сознания Кришны      Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту. Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

http://pravoslavie.ru/4882.html

Кришнаиты считают брак в общепринятом понятии этого слова грехом, но допускают связь между мужчиной и женщиной лишь с целью продолжения рода. Восхищаясь любовными играми Кришны, кришнаиты абсолютно не понимают значение брака как божественного установления. Исследуя проблему отношения кришнаитов к браку, Б.З.Фаликов пишет: “Теологическая рефлексия по поводу гопи привела теологов секты к любопытным взглядам по “женскому вопросу”. В Бхагавата-пуране содержатся указания на то, что гопи устремились к Кришне, забыв о своих законных мужьях. Поэтому они являются “паракия”, то есть чужими женами, ублажающими своего любовника, в данном случае любовника божественного” 160). Правильное понимание таинства Брака, общение личностей в таинстве нового творения Святого Духа – один из важнейших критериев Православия. Человек, созданный по образу Едино-сущного и Триипостасного Бога, только тогда осуществляет свое предназначение, свое призвание к тому, чтобы стать личностью, когда находится в общении любви с другими личностями – по образу Троичного Бога. Для осуществления этого общения, направленного на уподобление Богу, человек нуждается в «помощнике, соответственном ему” ( Быт. 2:18 ). В Евхаристическом Приобщении единение человека с Богом является сверхприродным, а в общении между полами это единение является природным. Кришнаиты, живущие отдельно от общины, обязаны иметь дома статуи Кришны и Радхи. Помимо того, они обязаны отдавать часть своих доходов на нужды храма и содержание живущих в нем постоянно. Прабхупада говорил: «Продвинутый преданный должен по меньшей мере половину своих доходов тратить на служение Господу и его преданным... Какими бы средствами вы ни располагали, пятьдесят процентов этих средств нужно использовать для Кришны» 45). Благотворительность, которая являтеся у кришнаитов добродетелью, должна оказываться только для того, чтобы она могла способствовать «распространению по всему миру сознания Кришны» 703). По вероучению кришнаитов, человек не может спастись, если не будет следовать определенным требованиям, неким духовным стандартам, которые называются у кришнаитов «регулирующими морально-этическими принципами». Их четыре:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

Кришна, будучи верховным божеством, сам принимает это поклонение. Поклонение аватарам Кришны в принципе также относится к нему, и поэтому если вы христианин и поклоняетесь Христу, то на самом деле вы, даже не зная того, все равно поклоняетесь Кришне. Хотя, как напоминает Прабхупада, очень глупо чтить других богов, если можно обращаться к богу напрямую. Как написано в «Шримад-Бхагаватам»: «Не верующие в Кришну на самом деле поклоняются всего-навсего полубогам и могут получить лишь иллюзорные и преходящие блага». В своем комментарии к «Бхагавадгите» Прабхупада говорит, что все люди глупцы и все страдания человечества происходят от невежества («99,9% относятся к нарадхама... Нарадхама – это низшая форма человеческой жизни» 423 ), но общество, которое разовьет в себе сознание Кришны, было бы замечательным и процветающим. Итак, обыкновенного человека, лишенного духовных знаний, «Шримад Бхагаватам» причисляет к категории собак, свиней, верблюдов и ослов, и это отнюдь не преувеличение. Вожди таких невежественных людей очень гордятся тем, что ими восхищается такое количество собак и свиней, но на самом деле в этом нет ничего лестного для них, «Бхагаватам» открыто провозглашает, что тот, кто не проявляет желания постичь науку о Кришне – будь он даже великий лидер человекоподобных собак и свиней, – по сути дела является животным. Он может быть могущественным, сильным или большим животным, но, с точки зрения «Шримад Бхагаватам», в силу атеистического склада его ума такого лидера нельзя считать человеком. Иначе говоря, подобные собакам и свиньям лидеры-атеисты – всего-навсего более крупные животные, у которых лишь ярче выражены животные качества 424 . «Внешним» кришнаиты с удовольствием сообщат, что Бог явился во многих формах и поклоняться ему можно по-разному. Но тем не менее сами для себя поклонники Кришны вслед за своим основателем считают, что любой человек, предпочитающий поклоняться кому-либо еще кроме Кришны, – атеист, глупец, человекоподобное существо, свинья, собака, крокодил и все остальные обитатели зоопарка. Лишь кришнаиты находятся на самом верху пирамиды, и у них несравнимо наибольший шанс для спасения. 6. «Я – всепожирающая смерть»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И в заключение диалога Прабхупада требует: “Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте «Христос», «Кришта», или «Кришна» Мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога”. Итак, Прабхупада утверждает, что Христос и Кришна — это одно и то же, только кришнаизм лучше (вспомним введенный Честертоном емкий термин хрислам ), так как лучше исполняет заповеди Христовы. Но действительно ли Прабхупада думает, что Христос и Кришна идентичны? Ответ мы найдем в статье “Иисус Христос был гуру”, помещенной сразу же после вышеприведенного диалога (с. 154–155). Прабхупада готов признать Христа “представителем Бога” и “духовным учителем — гуру”, то есть поставить на один уровень с собой. А в диалоге с Джоном Ленноном Прабхупада говорит о том, действительно ли равнозначно повторение имен Иисуса Христа и Кришны: “ Джон Леннон : Я хочу спросить, повторение «Господи Иисусе, Господи Иисусе, Господи Иисусе» даст какой-либо результат? Прабхупада : Господь Иисус говорит, что он — сын Божий. Он не Бог, а Его сын. В этом смысле между сознанием Кришны и христианством нет разницы. Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «Любите Бога», а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Любите Меня». Это одно и то же. Если вы скажете: «Любите меня», — и ваша жена скажет: «Любите моего мужа», — разницы в ваших словах не будет” (Там же, с. 194; выше он говорил о том, что безразлично, чье имя воспевать,Христа или Кришны — А. Д .). А вот утверждения ученика Прабхупады, укрывшегося за псевдонимом Сатьяраджа Дас, автора брошюры “Так написано в Библии?» (пер. с англ.; русское издание “Йамуна Пресс Компани”. Б/м, 1992). Задача автора, сформулированная им в начале брошюры, идентична той, которую декларировали Блаватская, Рерихи, Алиса Бейли и прочие пророки и апостолы New Age: “Показать гармонию, существующую между Библией и более древ­ними ведическими текстами Индии (читай — произведениемПрабхупады “Бхагавад-Гита как она есть”.

http://pravmir.ru/obshhestvo-soznaniya-k...

Общество сознания Кришны как секта “Нью Эйдж” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 21 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 (К использованию христианских образов и концепций) Общество сознания Кришны — секта или нет? Одной из наиболее активных сект, действующих сейчас на территории России, является “Общество сознания Кришны”. Его навязчивые торговцы стали привычным явлением на улицах, его радиопередачи звучат в эфире, его рекламные ролики крутятся по телевидению, его руководители заседают в различных общественных и государственных комитетах, активно лоббируя интересы “Общества”. Одна из структур ОСК — “Пища жизни” даже получала государственные фонды для распространения идоложертвенной пищи. При этом ОСК совершенно не выносит критики, болезненно реагируя на любое не стопроцентно положительное высказывание в свой адрес. Одним из любимых приемов отечественных кришнаитов является призывание себе на помощь индуизма и всего индийского народа. Стоит газете опубликовать статью, скажем, о сомнительных способах выкачивания денег из населения членами ОСК, как немедленно в редакцию поступает гневная отповедь: все верующие кришнаиты-вайшнавы принадлежат к древней ведической традиции совместно с 500-600-800-(возможны варианты)-миллионной армией индуизма, статьей был оскорблен весь индийский народ и будущее индийско-российских отношений теперь поставлено под угрозу. Затем по тому же адресу направляется второе письмо, приблизительно такого же содержания, но написанное уже каким-нибудь “сво­им” индусом, занимающимся public relations 1 для ОСК, а после этого льется поток возмущений от рядовых кришнаитов. Методика проверенная; часто сектантам удается запугать редакцию, и та более не помещает критических материалов о них. Таким образом, кришнаитам очень выгодно выставлять себя “для внешних” традиционной индийской религией. Вот, например, строки из письма, адресованного руководством ОСК Патриарху Алексию II. Обратите внимание на тот недопустимый тон, с которым Вайдьянатх Дас — воспринявший индийское имя и титул молодой москвич, президент центра “Обществ сознания Кришны” в России, обращается к первоиерарху нашей Церкви:

http://pravmir.ru/obshhestvo-soznaniya-k...

Посмотрим, как Прабхупада развивает свою мысль: “Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа «индус», «мусульманин», «христианин» и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти ”. Характерно, что Прабхупада заявляет о необходимости отказа от всех существующих религий и перехода к новой синкретической мировой религии. Таким образом, ОСК становится в один ряд с теософией, рериховской агни-йогой и прочими неоязыческими культами движения New Age, “новой эры”. Когда католический монах вполне резонно спрашивает, за-чем Прабхупада прибыл со своей проповедью в западные христианские страны, в рассуждениях Прабхупады появляется интересный логический поворот. “ ШП : Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны? ОЭ : Да, в значительной мере вы правы. ШП : В чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей так возродить в себе забытую любовь к Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы и мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки «христианин», «индус», «мусульманин», но не повинуются Богу”. Далее Прабхупада поясняет, что христиане главным образом виновны в нарушении “первой (!) заповеди Христа” “не убий”, так как они содержат бойни и убивают животных для пищи. Никакие возражения, что эта Моисеева заповедь относилась к людям, а не к животным, на главного идеолога кришнаизма не действуют, и он с завидным упорством повторяет это вновь и вновь. Вот так “Общество сознания Кришны» с его историей разрушенных семей, искалеченных судеб, вымогательства, контрабанды, торговли наркотиками и оружием, насилия, растления детей и убийств, взялось учить мир любви к Богу.

http://pravmir.ru/obshhestvo-soznaniya-k...

Диакон А. Кураев: Я не претендую на заключительное слово всего нашего разговора, но могу сказать, что для себя я в ходе нашей беседы лишь раз увидел некий внутренний трагизм той ситуации, в которой находится общество Сознания Кришны. Трагизм заключается в двух вещах: люди, которые живут в некотором таком напряжении на разрыв. С одной стороны, совершенно естественно для религиозного человека желание глубже войти в традицию, пустить корни в то лоно, в котором традиция растет через века. С другой стороны жизненная и миссионерская необходимость говорить на языке совершенно другой, западной культуры. Вторая ситуация разрыва – это то, что действительно практически 3000-летняя традиция индийской мысли — это все-таки традиция пантеистического философствования. И вот есть субъективное желание, философов, мыслящих о Кришне как о личном Верховном Боге, есть их искреннее личное желание создать внутреннюю логическую целостную модель персоналистической теологии, но при этом они не могут прямо объявить о разрыве с этим 3000-летним имперсоналистическим давлением индийской традиции. И в каких-то инерциях речь, штампах, привычках мысли, обиходных формулах, привычных аргументах, притчах, аналогиях, вот это очень чувствуется. И я думаю, что все-таки наверное необходимо еще несколько поколений, выросших в западном и христианском окружении для того, чтобы философская модель, ростки которой мы сегодня здесь видели, чтобы эта модель обрела все-таки свою целостность и завершенность, пока здесь все-таки есть ряд серьезных противоречий, причем это не противоречия неумелости речи отдельного адепта, это объективные противоречия становящейся и растущей традиции. Так что я считаю, что будущее движения Общества Сознания Кришны – это открытое будущее. И я не могу заранее предсказать, куда это развитие приведет наших собеседников и их учеников через несколько поколений. Мне бы только очень хотелось пожелать, чтобы в данном случае точки конца и начала не совпадали. Вот тут отец Олег упоминал общество Брахма самадж, как колыбель, из которой вышли многие неоиндуистские течения, но со своей стороны добавлю, что общество Брахма самадж — это по сути первая масонская ложа, созданная не без западного влияния в Индии. Соответственно масонские идеологии – это проект изначально по пафосу своему антихристианский. Вот мне бы очень хотелось, чтобы эта гениология — она была отброшена, забыта и чтобы умный и совестливый поиск духовной истины он позволил бы создать чистую модель нашей мысли, достойную того единого непознаваемого любящего Господа, к которому стремится общество Сознания Кришны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

В 1996 году Центр Обществ Сознания Кришны в России опубликовал заявление “Об отношении к религиозным традициям”. Это заявление было приурочено к празднованию кришнаитами 100-летия со дня рождения Прабхупады. Из бесед с директором Центра общественных связей ЦОСК С.Л.Дагисом (Санака Кумар дас) и председателем исполкома ЦОСК С.В. Зуевым (Сучару дас), являющимися авторами заявления, о котором идет речь, а также после просмотра и анализа видеозаписей бесед священника Олега Стеняева (руководителя Центра реабелитации жертв тоталитарных сект имени А.С. Хомякова) с членами кришнаитской общины, автор данной работы пришел к выводу, что в настоящее время ЦОСК переживает в России период, когда он вынужден пересматривать отдельные позиции в направлении своей деятельности. В этой связи православным христианам при проведении диспутов и бесед с кришнаитами стоит обратить особое внимание не на этические принципы, которым учат последователи “Харе Кришна”, а на кришнаитское вероучение, некоторые из положений которого являются полной противоположностью того, о чем учит в Евангелии Господь Иисус Христос . В следующей главе будет представлен анализ основных вероучительных положений кришнаитов с точки зрения православного христианского богословия. Православных священнослужителей, миссионеров, преподавателей Закона Божия ни в коей мере не должен приводить в какое-либо смущение тот факт, что, как написали в заявлении “Об отношении к религиозным традициям” руководители ЦОСК, кришнаиты со своей стороны осуждают “прозелитизм как по отношению к членам Русской Православной Церкви, так и по отношению к последователям всех мировых религий в целом” 24.03.96). Сегодня, пользуясь любой возможностью наладить контакты с Русской Православной Церковью , а также с представителями традиционных религий, исторически существующих на территории нашей страны, кришнаиты пытаются добиться широкого общественного признания и внимания к своей деятельности со стороны государственных и общественных структур. Так, например, в сентябре 1996 года Российкое Общество Сознания Кришны совместно с Международным обществом культурных связей с Индией, Центром индийских исследований Института востоковедения РАН, Индийской Академии прикладных наук и исследований и Обществом индийской культуры в Москве проводили празднование самого большого в году кришнаитского праздника Джанмаштами (дня рождения Кришны) и 100-летия со дня рождения основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krishnai...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010