Раскопками раскрыта базилика Санта-Мария-ин-Инсула в Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (к северо-западу от Изернии, обл. Молизе; между 824 и 842) с широким центральным нефом и апсидой; под ней сохранилась крипта Сант-Эпифанио в форме греч. креста. Девятинефная крипта (2-я пол. IX в.) сохранилась в аббатстве Сан-Клементе-а-Казаурия близ Торре-де-Пассери (обл. Абруццо). Уникальной была композиция ц. Санта-Мария-делле-Чинкуэ-Торри в Кассино (обл. Лацио, 778-797; не сохр.), 3-нефное строение имело обход и 5 башен. В трехнефной базилике, раскопанной на территории археологического комплекса рядом с ц. Сантисима-Тринита в Венозе (к северу от Потенцы, обл. Базиликата, V-VI вв.), была апсида-трифолий с полуциркульным обходом. Эта форма встречается и отдельно: небольшая ц. Сан-Лоренцо в Мезанье (близ Бриндизи, обл. Апулия; между V и Х вв.; Puglia preromanica. 2004. P. 249) - храм-триконх c прямоугольным притвором. Возводились однонефные сооружения, напр. церковь аббатства Сант-Анастазия в Понте близ Беневенто (VIII в.) или ц. Аннунциата в Прата-ди-Принчипато-Ультра близ Авеллино (обл. Кампания, VII в., перестроена) с огромным сводчатым нефом, с эллипсовидной апсидой в туфовой скале и с использованием сполий. Подобно северолангобардским аналогам, такие зальные храмы могли строиться в качестве дворцовых - Сан-Микеле-а-Корте в Капуа (2-я пол. IX в.), сохранившая тройные аркады входа и в интерьере, и Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно (между 774 и 787), встроенная в комплекс античных терм. Специфичной была типология 2-купольных сооружений, весьма характерных в дальнейшем для архитектуры Апулии. Этот тип появляется, судя по всему, на рубеже VII и VIII вв. в Беневентском герцогстве (Ibid. P. 148), хотя датировки этих, преимущественно сельских, грубых по исполнению сооружений очень условны. В Беневенто сохранилась ц. Сант-Иларио-а-Порт-Ауреа (VIII в.) с куполами разной высоты. Ко времени, «когда 2-купольный тип был экспериментальным» (Ibid. P. 116), относят также руинированную ц. Сант-Аполлинаре близ Рутильяно, к юго-востоку от Бари (VIII в.) - небольшое зальное сооружение с 2 купольными сводами, которые могли иметь конусовидные или пирамидальные кровли, и маленькую ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Ломбардия и Пьемонт: ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Милане, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Турине, ц. свт. Амвросия Медиоланского в Павии, ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Верчелли, община Зачатия св. Иоанна Предтечи в Варесе, община в Виадане; Эмилия-Романья: ц. вмч. Димитрия Солунского в Болонье, ц. свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Парме, община прп. Иова Почаевского в Реджо-нель-Эмилия, община вмч. Георгия Победоносца в Ферраре; Тоскана и Лигурия: ц. Успения Пресв. Богородицы в Ливорно (с парекклисионом Св. Троицы в память существовавшей здесь одноименной церкви (1757), разрушенной землетрясением 1953 г., при к-рой действовало Греко-православное братство Св. Троицы), ц. свт. Николая Чудотворца и Благовещения Пресв. Богородицы в Генуе, кладбищенская часовня Всех святых в Генуе, община Трех святителей в Пизе; Флоренция: ц. ап. Иакова, брата Господня, во Флоренции (бывш. католич. храм XI в. с барочными перестройками XVIII в., предоставленный в 2006 г. правосл. общине католич. архиепископом Флоренции), община мц. Анастасии Римляныни в Сиене; Римини, Марке, Абруцци и Молизе: ц. Введения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца в Римини (службы в т. ч. на слав. и румын. языках), парекклисион свт. Николая Чудотворца в Римини (в котором хранится плечевая кость этого святого, привезенная в Римини из Бари в 1177 г., 1-я правосл. служба совершена 9 мая 2009), ц. мучеников Сергия и Вакха в Урбино, ц. арх. Михаила в Сан-Марино (румынская община), община святых Феодора и Татианы в Фано, община Трех святителей (св. Бессребреников) в Л " Акуиле, община равноапостольных Константина и Елены при ц. св. Антония в Кьети, община в Камерино, организуется община св. Анны в Мачерате; Лацио и Центральная Италия: сокафедральный собор вмч. Феодора Тирона в Риме (VI в., переданный католич. Церковью Италийской митрополии в 2000 и освященный Патриархом Варфоломеем в 2004), ц. ап. Андрея Первозванного в Риме (основанная К-польским Патриархом Афинагором, при ней груз. община), ц. первомч. Стефана в Риме (румын. община), серб. община свт. Саввы Сербского в Риме, ц. св. Герасима в Перудже, ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, в Авеццано, община ап. Андрея Первозванного в Читта-ди-Кастелло (служба совершается раз в месяц в ц. св. Иеронима), румын. община св. Никодима в Алатри, организуются еще одна правосл. община в Риме, а также в Кори и Кассино;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

XII в.), и образа Богородицы «Tempuli», Агиосоритиссы, VI-VII вв., послужившего образцом для богородичных икон гл. обр. храмов жен. мон-рей (Санти-Бонифачо-э-Алессио, Сан-Грегорио-Надзиандзено, Санта-Мария-ин-Арачели, Санта-Мария-ин-Виа-Лата, XI-XII вв.). Ок. 1161 г. была исполнена мозаика в апсиде ц. Санта-Мария-Нова, где на фоне классической аркады представлена Богоматерь на престоле с предстоящими святыми по сторонам. К посл. десятилетию XII в. относятся сильно поврежденные во время реставрации 40-х гг. XX в. росписи в ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина. В ц. Сан-Джованни по аналогии с декорацией великих раннехристианских базилик Рима на стенах центрального нефа представлены параллельно ветхозаветные и новозаветные сцены. Интерьер ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме с мозаиками 1130–1143 гг. Интерьер ц. Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме с мозаиками 1130–1143 гг. Эти фрески, обнаруживающие в лучше всего сохранившихся фрагментах византийские черты, рассматриваются в т. ч. в последних публикациях ( Romano. 2006) среди обширного круга памятников Рима, Умбрии и Тосканы. Это не только «атлантовские» Библии, выполненные в эти годы в Центр. Италии, но и монументальные циклы в ц. Сан-Пьетро-ин-Валле в Ферентилло (пров. Терни в Умбрии) и в ц. Санта-Мария-ин-Монте-Доминичи в Марчеллине близ Рима. В XIII в. в Лацио наблюдался всплеск художественной активности. В мон-ре Гроттаферрата, недалеко от Рима, основанном 2 веками ранее аббатом Нилом, мастера, весьма вероятно пришедшие из Монреале, выполнили мозаику алтарной арки «Сошествие Св. Духа на апостолов» (нач. XIII в.). Между 1205 и 1209-1212 гг., при папе Иннокентии III, художники этой артели вместе с местными художниками работали над новой мозаичной декорацией апсиды собора св. Петра в Ватикане. От нее сохранились только некоторые фрагменты, снятые со стен; все остальное погибло при перестройке древней базилики в эпоху Ренессанса. Католич. св. Франциск Ассизский. Роспись капеллы Сан-Григорио ц. Сакро-Спеко в Субиако. Ок. 1227 г. Католич.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Она выложена из кирпича, с разнопролетными и разновысотными арками над столбами аркад. На западном фасаде окна сгруппированы в композицию и имеют гладкий раструб. Перед базиликой - портик с колоннадой ионического типа. Аналогична ей композиция ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина (1190), хотя аркады интерьера содержат ионические колонны, а внешний портик - аркатуру на ионических колоннах. Центральное пространство характеризуют высоко поставленные боковые окна и огромные окна в апсиде. Райский дворик собора в Амальфи. 1266–1268 гг. 12. Началом распространения романики в Кампании и Юж. Лацио стало строительство аббатом Дезидерием огромной базилики в аббатстве Монте-Кассино, к северу от Гаэты (1066-1071; не сохр.). Построенный при участии мастеров из Сев. Италии, храм реконструируется как 3-нефная 3-апсидная базилика с трансептом, более высоким, чем кровля центрального нефа. Композиция монастырского храма, включая обширный атриум, была вскоре повторена в грандиозном соборе Сан-Маттео в Салерно (после 1076-1085). Весьма широко распространился упрощенный вариант, без трансепта, напр. построенная тем же Дезидерием церковь в аббатстве Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуа (1072-1087) и ц. Сант-Эустакьо в Понтоне близ Амальфи (до 1187; руинирована). Грубый вариант, с каменными столбами вместо колонн-сполий,- ц. Санта-Мария-делла-Либера в Акуино (1125). Собор Сан-Микеле-Арканджело в Казертавеккья (1113-1153) первоначально также следовал упрощенному плану, но при перестройке (1207-1216) получил трансепт с крестовыми сводами над рукавами и купол на 8-гранном барабане. Трехнефная базиликальная композиция с 3-апсидным трансептом и куполом представлена также церквами Сан-Джованни-дель-Торо (1065-1069) и Санта-Мария-а-Градилло (кон. XII в.) в Равелло близ Амальфи. Ее вариант - ц. Сан-Джованни-а-Маре (известна также как Сан-Джузеппе) в Гаэте (основана ок. 1009-1012; перестроена после 1213?), где трансепт с куполом перемещен в центр базилики. Для Кампании характерны кампанилы, завершенные одним или неск. кубическими ярусами звона, прорезанными бифорием (напр., у ц. Сан-Джованни-дель-Торо). Иногда они имели дополнительный цилиндрический ярус (напр., кампанила собора в Салерно, 1-я пол. XII в.), который в XIII в. фланкировал 4 дополнительными цилиндрическими башенками, что в сочетании с изысканным арабизирующим декором из пересекающихся стрельчатых арок давало весьма причудливый эффект: колокольни при соборах в Казертавеккья (1234), Сант-Андреа в Амальфи (1180-1276) и Санти-Эразмо-э-Марчано в Гаэте (1148-1174; завершение - 1279). Этот характерный для мн. памятников региона арабизирующий декор заимствован, по всей видимости, у норманнских памятников Сицилии и распространился только к XIII в. Наиболее яркий декор такого типа украшает Райский дворик (1266-1268) при соборе в Амальфи, окруженный «частоколом» перекрещивающихся стрельчатых арок, напоминающих не только об араб. прошлом, но и о наступившей эпохе готики.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Рим. Церковь Екатерины при посольстве России. Церковь. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской , Константина и Елены Год постройки:Между 2003 и 2009. Архитектор: А.Н. Оболенский Ссылки:   Адрес: Италия, административная область Лацио, г.Рим, территория Российской посольской виллы Абамелек Координаты: 41.894685, 12.454247 Проезд:От вокзала Термини на автобусом до конечной остановки Пьяца Стацьоне ди Сан Пьетро. Вход с виа Лаго Террионе. Изменить описание Добавить фотографии Проект уникального иконостаса создал преподаватель иконописной школы Александр Солдатов, он состоит из резной мраморной архитектурной части, фресок в нижнем ярусе, золоченых деревянных резных царских ворот и собственно икон. Также, Солдатовым с помощниками написан образ Матери Божией " Знамение " в полукуполе алтаря. Анастасия 9 октября 2010 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Россия давно мечтала иметь свой религиозный очаг на берегах Тибра. В далеком 1836 году открылась небольшая домовая церковь, распологавшаяся в наёмных помещениях, которые подыскивали российские дипломаты. В ту эпоху другой возможности не было, ибо по законам Папского государства строительство " схизматических " храмов на его территории категорически возбранялось. Однако Россия своей мечты не оставила, и в 1870 году, когда Рим вошел в состав объединенного королевства, гарантировавшего свободу вероисповедания, решила возвести свой храм. В 1889 году начался официальный сбор средств. Окончателный состав строительного комитета сформировался лишь в 1915 году под руководством русского римлянина князя С.С. Абамелек-Лазарева. Тогда же был приобретен участок на набережной Тибра вблизи Понте Маргарита и торжественно заложен первый камень будущего храма. Проект был разработан архитектором Винченцо Моральди. Казалось, что всё движется к осуществлению мечты... Теперь же по месту, где должны были бы выситься купола и восьмиконечные кресты, мчатся машины. Посольство, строившее храм, из российского превратилось в советское и продало церковный участок с уже выведенным фундаментом. Участок этот отошел к городским властям, проложившим здесь автотрассу.

http://sobory.ru/article/?object=09355

Усиление роли кардиналов в системе высшей власти католич. Церкви, а также их относительная немногочисленность (не более 20 чел.) привели к тому, что при соблюдении всех условий, в т. ч. наличия квалифицированного большинства голосов, процедура выборов папы Римского постоянно затягивалась. Так, после смерти папы Римского Климента IV кардиналы, собравшиеся в г. Витербо (Лацио, Италия), где скончался папа и находилась папская курия, не могли прийти к согласию более 2 лет (с нояб. 1268 по сент. 1271). Согласно легенде, рассерженные горожане потребовали от кардиналов скорейшего избрания папы Римского, для чего заперли их в зале папского дворца, над к-рым была разобрана крыша, а городские власти сократили рацион питания кардиналов до хлеба и воды. Избранный в результате папа Римский Григорий Х выпустил 7 июля 1274 г. конституцию «Ubi majus periculum», утвержденную Лионским II Собором , к-рой определялся порядок проведения выборов папы и исключалась возможность длительной вакации Папского престола. Конституцией были установлены нормы, согласно к-рым консистория Коллегии кардиналов для избрания Римского папы должна проводиться в закрытом помещении, где кардиналы изолируются от контактов с внешним миром, проживают в стесненных условиях, в случае замедления выборов сокращается их рацион питания. На время проведения папских выборов кардиналам приостанавливались выплаты доходов с бенефициев, им запрещалось заниматься к.-л. иными делами, кроме участия в выборах. Строгие правила проведения К. вызывали недовольство у части кардиналов. В 1276 г. папа Римский Адриан V временно приостановил действие конституции «Ubi majus periculum», а папа Римский Иоанн XXI выпустил буллу «Licet felicis recordationis» (30 сент. 1276), отменявшую правила К., но не успел утвердить новый порядок проведения папских выборов. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V восстановил действие правил конституции «Ubi majus periculum», окончательно утвердив закрытый порядок избрания Римского епископа. В 1298 г. папа Римский Бонифаций VIII включил конституцию «Ubi majus periculum» в свод декретального права «Liber Sextus» (см.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Бастион Сан-Джовенале в Орвието. XIII–XIV вв. В XIII в. началось оформление Папской области в том виде, в каком это гос-во просуществовало до эпохи Рисорджименто. В начале века основные территории Папской области (Анконская марка, Пентаполь, Равенна, Умбрия, Юж. Тоскана, Лацио и часть Кампании) были заняты герм. войсками, поэтому восстановление папской власти на этих землях и их юридическое оформление стали важнейшими задачами папы Римского Иннокентия III (1198-1216) и его преемников. Папа подчинил своей власти Анконскую марку, Сполето, Ассизи и Юж. Тоскану, назначив туда кардиналов-ректоров. Законность притязаний Римских понтификов на основной комплекс земель Папской области, включая владения Матильды Тосканской, была подтверждена Нойсским соглашением, подписанным в 1201 г. Иннокентием III и претендентом на герм. престол Оттоном IV Вельфом. Впосл. условия этого соглашения были подтверждены «Золотой буллой» от 1209 г. и изданной после вступления Фридриха II на герм. престол эгерской «Золотой буллой» от 1213 г. Несмотря на юридическое урегулирование вопроса о статусе земель Центр. Италии, власть папы в этих владениях носила скорее номинальный характер. Отношения между понтификом и коммунами на территории Папской области определялись системой договоров: города проводили относительно самостоятельную политику, могли создавать союзы с коммунами за пределами Папской области и даже воевать друг с другом (традиционным было противостояние Рима и Витербо). Папа имел формальный сюзеренитет над городами, обладал правом постоя, особенно актуальным в связи с постоянными беспорядками в Риме в XIII в., правом ежегодного получения от городов денежных выплат и военной помощи. За пределами земель, подчиненных городам-коммунам, господствовали местные феодалы, могущество к-рых ограничивало политику пап. Герм. государи, формально признав в нач. XIII в. права папы Римского на Равеннский Экзархат, продолжали назначать туда своих правителей. В 1278 г. соглашением папы Николая III (1277-1280) с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом был утвержден статус Романьи как папской провинции.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В 1425 г. М. стал сам назначать лиц, руководивших работами по строительству и благоустройству города (магистров строений и улиц), к-рые отвечали за разрешение территориальных и имущественных споров, следили за соблюдением чистоты, состоянием проездов, водоснабжением и т. д. В Риме при М. частично были реставрированы Латеранская базилика, базилика св. Петра, Ватиканский дворец, Пантеон и замок Св. ангела, церкви Санта-Мария-Маджоре и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Были отремонтированы мосты через Тибр, некоторые городские ворота укреплены башнями. Дворец сенаторов на Капитолии был украшен башней, которая носит имя М. Папа оказал помощь в реставрации церквей в Авиньоне, Венеции, Орвието и Веллетри. В 1427 г. М. поручил Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) написать в Латеранской базилике фрески со сценами жития Иоанна Предтечи . Среди этих фресок (не сохр.) было и изображение понтифика с 10 кардиналами. После смерти Дж. да Фабриано роспись закончил Антонио Пизанелло († 1455). В 1428 г. Мазолино да Паникале (ок. 1383 или 1381 - ок. 1440) и Мазаччо (1401-1428) получили папский заказ на 2-сторонний полиптих для рим. базилики Санта-Мария-Маджоре (в наст. время панно из него находятся в разных музеях). Папа уделял внимание прикладному искусству; находясь во Флоренции, он заказал для себя тиару, украшенную 8 фигурами ангелов работы скульптора и ювелира Лоренцо Гиберти (ок. 1378-1455). М. часто дарил прелатам, государям и военачальникам роскошные предметы облачения, оружие, драгоценности. В окт. 1428 г. в папскую капеллу поступил выдающийся музыкант и композитор фламандец Гийом Дюфаи (1397-1474), к-рый продолжил службу и при папе Римском Евгении IV (подробнее о деятельности Дюфаи см. в ст. Италия ). М. собирал богослужебные и другие книги, занимался их реставрацией, заботился о сохранности церковных архивов. В Ватиканской библиотеке сохранилась происходившая из Авиньона рукопись бревиария, к-рая принадлежала М. М. покровительствовал своей семье в более скромных масштабах по сравнению с др. папами эпохи Ренессанса. Возможно, причина в том, что род Колонна, как и семейство Орсини, был одним из самых влиятельных и богатых в обл. Лацио. Тем не менее папский секретарь Поджо Браччолини в своих записках упрекал М. в непотизме . Возвышение семьи Колонна в Риме при М. привело к конфликту этого рода со следующим понтификом, венецианцем Евгением IV, к-рый даже был вынужден на неск. лет покинуть город. Брат М., Джордано Колонна, участвовавший в переговорах с неаполитанской кор. Джованной II, получил титулы князя Салерно и герцога Венозы в ее владениях, др. брат, Лоренцо Колонна,- титул графа Амальфи. Свою сестру Паолу М. выдал замуж за правителя Пьомбино Герардо д " Аппиано, племянницу Катерину - за Гвидантонио да Монтефельтро, синьора Урбино. Др. племянницу, Анну, он выдал замуж за князя Тарантского Джованни Антонио Орсини, представителя рода, соперничавшего с родом Колонна.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

1929) и XI вв. ( Zampetti. 1988); к нему относятся неск. фигур без голов, видимо оставшихся от сцены «Иисус Христос с апостолами». От изображений дошли только контуры; несмотря на общее грубое исполнение фресок и плоскостную трактовку, одежды написаны очень тщательно. Значительное число фрагментов живописи сохранилось в ц. Сан-Деченцио в Пезаро. В здание 1787 г. включена крипта старой базилики XII в., построенной на месте раннехрист. церкви; фрески XII в. запечатлены на акварелях, выполненных до перестройки романской базилики в XVIII в. Самый крупный из этих фрагментов, снятый со стены и в наст. время хранящийся в Городском музее Пезаро, выполнен в богатой колористической гамме. На нем представлены святые, имена к-рых известны из надписей: Герман, Декентий, Терентий; справа находилась фигура еще одного святого, предположительно Константина. Если первые исследователи фресок предлагали датировку X в., то в последнее время их относят их к романской эпохе, когда в период григорианской реформы возродился интерес к античному искусству. В верхнем ярусе ц. Сант-Анжело-Маньо в Асколи-Пичено представлены пророки со свитками в руках, одни из которых сидят, а другие стоят. Эти изображения относят к XIII в.; в них едва заметно византийское влияние, указывающее на их близость к художественной культуре внутренних территорий Марке, Юж. Умбрии (их сравнивают с фигурами пророков в ц. Сан-Паоло-интер-Винеас в Сполето) и Лацио. Страстной цикл в центральном нефе и трансепте ц. Сан-Лоренцо в Фьястра, вероятно, относится ко 2-й пол. XIII в. В этих фресках также ощущается близость к искусству Абруццо и юж. земель. Те же аналоги можно рассматривать в связи с росписями ц. Сант-Уго в Монтегранаро: снятые со стены крытой галереи фрески со сценами земной жизни Христа датируют уже кон. XIII в. Сцены из Жития св. Алексия. Роспись нижней ц. Сан-Клементе в Риме. Ок. 1078–1084 гг. Память о них сохранилась благодаря упоминанию их имен в надписях к портретам ( Romano. 2006). Среди светских заказов была икона «Страшный Суд» из Ватиканской пинакотеки, происходящая из жен.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

XI - нач. XII в. в Лацио: ветхозаветные сюжеты в ц. Санта-Мария-Иммаколата-ди-Чери (Непорочной Девы) близ Рима и теофаническое видение в конхе, образы святых и архангелов в нижней части апсиды в ц. Сант-Анастазио в Кастель-Сант-Элия близ Витербо. Первые десятилетия XII в. в Риме отмечены возрождением мозаичной техники и появлением знаменитых мозаик в апсидах Сан-Клементе и Санта-Мария-ин-Трастевере. Они созданы в атмосфере проводившихся папами церковных реформ. Для апсиды Сан-Клементе (ок. 1118) была выбрана сложная и не имеющая аналогий в более ранних памятниках иконография, выражающая идею обновления Церкви в духе раннего христианства. Декорация ц. Сан-Клементе, возможно, наиболее раннее и планомерное воплощение этой концепции. В конхе апсиды помещен крест с фигурой распятого Христа, по сторонам - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов. Внизу, под Распятием,- огромный куст аканфа с многочисленными побегами, внутри которых помещены сотни маленьких фигур и сцены, символизирующие дела и обязанности как церковных иерархов, так и граждан. Каким было изображение в апсиде нижней ц. Сан-Клементе, неизвестно, тем не менее некоторые исследователи полагают, что оно повторяло алтарную композицию верхней церкви. Декорация апсиды верхней церкви, вероятно, возникла под впечатлением от мозаик нартекса Латеранского баптистерия, выполненных за 700 лет до этого (в 432-440). В ц. Санта-Мария-ин-Трастевере (1130-1143) была использована схема апсидной композиции базилики Санти-Козма-э-Дамиано, только в центре представлены Иисус Христос и Богоматерь, сидящие на престоле. Их лики, согласно убедительной гипотезе, высказанной Э. Китцингером, повторяют знаменитые рим. средневек. иконы: «Нерукотворный» образ Христа из капеллы при Латеранском дворце Санкта-Санкторум и образ Богоматери «делла Клеменца» (Милостивой) нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-ин-Трастевере ( Kitzinger. 1980). В те же годы были выполнены списки с наиболее почитаемых рим. икон: «Нерукотворного» образа из Санкта-Санкторум, самая древняя реплика к-рого находится в кафедральном соборе в Тиволи (Триптих дель Сальваторе) (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009