Татьяна Шумова, принявшая деятельное участие в организации конференции, рассказала о проектах возглавляемого ею Центра кинофестивалей и международных программ в Италии. На церемонии открытия слово также было предоставлено генеральному консулу Итальянской Республики в Российской Федерации Франческо Форте, советнику по туризму, децентрализации и взаимодействию с регионами региона Венето Паоле Мар, декану факультета философии и культурного наследия Университета Ка’Фоскари Джузеппе Барбьери и генеральному директору Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елене Кальницкой. Затем состоялась стратегическая сессия «Диалог культур. Взгляд в будущее», модераторами которой стали руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио и директор Центра изучения русского искусства Университета Ка’Фоскари Сильвия Бурини. Заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев) обратил внимание присутствующих на то, что одним из ключевых факторов, объединяющих Россию и Италию, являются христианские ценности, и не согласился с распространенной точкой зрения о том, что современную эпоху можно назвать постхристианской. В своем выступлении священнослужитель представил духовно-нравственные ориентиры русской литературы и искусства как надежную платформу для цивилизационного диалога. Другие докладчики, в числе которых были директор Государственного Русского музея Владимир Гусев; ректор Санкт-Петербургской академии художеств, комиссар российского павильона Венецианской Биеннале современного искусства Семен Михайловский; художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов; директор Объединения музеев области Лацио Эдит Габриэлли; директор Галереи Академии художеств Венеции Паола Марини; директор Римской академии изящных искусств Тициана Д’Акилле, отметили насыщенную повестку дня и значительные перспективы российско-итальянского сотрудничества в разных областях культуры. Выступающие сошлись во мнении, что особое место в двусторонних проектах занимает изобразительное искусство.

http://pravoslavie.ru/112459.html

Абруццо. В 1263 г. были написаны фрески оратория Сан-Пеллегрино в Боминако; они демонстрируют влияние мозаик Монреале и включают редкие изображения на тему календаря, аллегории месяцев и сцены из жизни св. Пеллегрино (Перегрина). На о-ве Сардиния известно мало живописных произведений, однако благодаря археологическим раскопкам и случайным находкам их число в последние годы постоянно увеличивается. При рассмотрении раннесредневек. живописи на Сардинии отправными точками служат фрески в 2 скальных помещениях неолитической эпохи, составляющих т. н. Гробницу вождя (Tomba del Capo), впосл. ц. Сант-Андреа близ дер. Бонорва. Ее продолжали использовать до кон. VIII-IX в. Этим временем датируют фрески, изображающие Христа в мандорле и символы евангелистов, сцены из жизни Христа. Не менее редкими являются монументальные росписи романского времени; среди наиболее значительных - ц. Санта-Тринита-ди-Саккарджия и ц. Сан-Пьетро в Гальтелли, обе кон. XII - нач. XIII в. В ц. Санта-Тринита-ди-Саккарджия живопись сохранилась только в апсиде: в конхе - Христос в мандорле в окружении ангелов, архангелов и серафимов. Нижняя зона апсиды разделена на 3 регистра, в верхней части представлены Богоматерь и апостолы, в центральной - евангельские сцены, внизу - орнамент в виде пальметток. Стилистически эти фрески восходят к живописи Умбрии и Лацио, так же как роспись ц. Сан-Пьетро в Гальтелли с циклом земной жизни Иисуса Христа на стенах центрального нефа и, вероятно, со сценой «Страшный Суд» на зап. стене. Лит.: Venturi A. Storia dell " arte italiana. Mil., 1904. Vol. 3: L " arte romanica; Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lombardia. Mil., 1912; idem. Il Medioevo. Torino, 1927. 2 vol.; idem. Il Battistero di Parma. Mil., 1960; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1916. 4 Bde; Serra L. L " arte nelle Marche. Pesaro, 1929. Vol. 1: Dalle origini cristiane alla fine del gotico; Marle R., von. Le scuole della pittura italiana.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Территории распространения технических и стилистических особенностей этих школ взаимопроникаемы, поскольку существовали миграция артелей, обычай приглашения известных зодчих и почти повсеместное распространение «монастырской» стилистики, единой для каждого из орденов. Наиболее интересными представляются школы Тосканы (внутри ее - флорентийская и пизанская), Ломбардии (охватывающая также Пьемонт), Эмилии (в ней синтезировались 2 упомянутые), Венеции (с ее византинизирующими особенностями), Рима (с его неколебимой верностью раннехрист. традиции), Апулии и Сицилии. С этими основными направлениями связаны традиции в других областях, напр. Лигурии, Венето (без Венеции), Марке, Сардинии, Кампании и др., которые в основном получили развитие в XII в. Образцы романской архитектуры, в наибольшей мере близкие к европейским,- связанные с тем пониманием пространственной структуры храма, к-рое нашло наиболее яркое воплощение в архитектуре Франции и Германии,- создавались в основном в Ломбардии, Эмилии и на западе Венето. Ломбардские мастера, развивавшие кирпичные конструкции, создали уже к кон. XI в. новую систему перекрытий из крестовых сводов с нервюрами и на пучковых столбах и даже могли повлиять на ее появление в архитектуре Юж. Бургундии того же времени ( Armi. 2004). С деятельностью ломбардских мастеров было связано распространение классической романики не только на севере И., но и в ее центральных провинциях: Тоскане, Умбрии, Марке, Лацио. Стилистические нововведения, придавшие итал. романике своеобразие, связаны прежде всего с Тосканой, к-рой свойственна ориентация на местные античные образы. Мн. устоявшиеся датировки, особенно церквей в Милане, Комо и Флоренции, подверглись в научной литературе обоснованному сомнению (в данной статье все даты романских храмов Тосканы даются по: Lombardia romanica. 2010 и Tigler. 2006). 1. Центры Ломбардии - Милан и Павия - демонстрируют наиболее яркие образцы нового европейского стиля. Для миланской ц. Сан-Винченцо-ин-Прато (вероятно, вскоре после 1000), как и для нек-рых других ломбардских храмов XI в., напр.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

По мере развития искусства М. появились новые техники набора: opus tesselatum (М. из небольших, приблизительно 1 кв. см, кубиков (тессер) природных камней - гранита, мрамора, порфира, известняков и проч., с хорошо отшлифованными гранями); opus vermiculatum (М. из разной формы и размера кусочков полудрагоценных камней - малахита, лазурита, агата, обсидиана, опала, яшмы и стекла синего цвета, с помощью которых создавались сложные высокохудожественные произведения); opus sectile (М. из тонких полированных пластин натурального камня, мрамора, перламутра, стекла, часто довольно крупного размера). Все 3 техники М. широко использовались в эллинистическую и римскую эпохи. Однако каким образом происходил переход от галечных М. к М., сложенным из тессер, и в какой точно период, установить невозможно. Техника opus sectile (настенной и напольной М. из мрамора и других материалов, выполненной из пластин определенной формы, плотно примыкающих друг к другу и образующих общий рисунок; поверхность такой М. гладко отполирована) пользовалась большой популярностью в рим. мире; она считалась более сложной и более дорогостоящей, чем другие техники М. Ранние примеры напольных М. opus sectile (простейшие геометрические мотивы) известны в Др. Греции; они относятся к IV в. до Р. Х. Значительное число М. такого типа, высокого качества, с использованием большого числа материалов (разных видов камня и мрамора), образующих сложные композиции (геометрические фигуры в перспективном сокращении, нестандартной формы пластины, оригинальные, неповторяющиеся орнаментальные и цветочные мотивы), сохранилось с рим. периода истории в Италии (напр.: в храме Аполлона, II в. до Р. Х.; в доме Фавна, ок. 100 г. до Р. Х.; в доме Эфеба, 3 четв. I в. по Р. Х.,- все в Помпеях; в доме Амура и Психеи в Остии, IV в.). Уникальна фигуративная напольная М. в технике opus sectile - «История Ромула и Рема» (74×59 см, II в. до Р. Х., Бовилле-Эрнике, Лацио). Об использовании М. opus sectile для украшения стен храмов и частных рим. домов свидетельствуют росписи 2-го помпеянского стиля (напр., в Доме грифонов, в Риме, ок. 90 г. до Р. Х.). Первые примеры известны, начиная со времени имп. Августа (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.); большинство выполнено в технике инкрустации (напр., в доме Нерона на Палатинском холме в Риме, 59-64 гг.; в нимфее и триклинии дома в Байе, Италия, I в.; в Доме расписанных капителей в Помпеях, 3-я четв. I в.). Все они представляют образцы нефигуративных М.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Неудивительно, что без видимых усилий итальянцы выглядят отлично: сотни поколений вырастают в музее под открытым небом, с детства окружённые гармоничными сочетаниями цветов, идеальными пропорциями, роскошными пейзажами. Не видят ничего сногсшибательного в том, чтобы, копаясь на грядке, найти этрусскую вазу в отличном состоянии. «Наверное, всё же, мессапийскую, — поправит заглянувший на кофе сосед. — Но в любом случае ваза будет неплохо смотреться на вашем буфете в гостиной». Как выяснилось, внимательны итальянцы не только к собственному внешнему виду. Если долго донимать их вопросом вроде «Вот как вы отличаете русских — от поляков, например?» — через какое-то время, поняв, что перевести разговор на другую тему не удастся, собеседник не без смущения признаётся: «По манере одеваться». Военнопленные англичане, бежавшие из лагерей во время Второй мировой войны, испытывали наибольшие трудности при продвижении через территорию Италии. Ни в одной другой европейской стране их костюмы, перешитые из военной формы, одеял и простыней, не привлекли бы столь пристального внимания. Такое могли пропустить немцы, но не итальянцы! Нам, несведущим иностранцам, жители Италии могут казаться каким-то монолитом. Стоит начаться поверхностной беседе — каждый участник развернёт веер навевающих скуку стереотипов в стиле «все китайцы на одно лицо». Однако обобщения говорят больше о тех, кто их делает (или повторяет), нежели о предмете суждений. Несмотря на отдельные общие черты, не похоже, чтоб итальянцы воспринимали себя единым целым. Может, разве что, во время европейского футбольного чемпионата, когда «Сквадра адзурра» играет против сборной Германии. О культурных, бытовых, гастрономических и философских различиях между регионами Италии написаны сотни книг. Умбрия, Калабрия, Венето, Лацио, Базиликата… — всего двадцать областей, которые друг другу подчас кажутся разными планетами. Весь мир наслышан о противостоянии между севером (деловитым, рациональным, сосредоточенным) и югом (бедным, радушным и беспечным). Этот антагонизм многое упрощает и мало что объясняет. Водоразделов сотни, тысячи. «Истинная» Италия дробится на бесчисленные осколки и для отдельно взятого итальянца ограничивается пределами того населённого пункта, где ему довелось родиться. Это явление здесь прозвали «кампанилизм» (от слова «кампаниле») — каждый городок смотрит со своей колокольни. А колоколен в Италии — не счесть.

http://pravmir.ru/nebo-italii/

Как пишет Guardian, позиция официального Лондона «вызвала гнев официальных лиц в ЕС». В ЕС лишь 2% взрослого населения  получили прививку, а в Великобритании привито уже 11 % населения. При этом нет никаких признаков того, что кампания по вакцинации в странах ЕС хоть как-то движется вперед. Отсутствие доз в ЕС уже вынудило испанское правительство объявить о временной приостановке вакцинации в Мадриде и предупредить, что то же самое ждет Каталонию. Агентство общественного здравоохранения Парижа, где, с пригородами, проживает более 12 млн человек, сообщило больницам, что программа вакцинации приостанавливается со 2 февраля. Больницам   на севере Франции сообщено, что вакцинация населения отложена до первой недели марта. Министр здравоохранения Германии Йенс Спан заявил, что он опасается «по крайней мере еще 10 тяжелых недель» дефицита вакцины. Короче, как в том фильме, «никто не хотел умирать», но и никто не хотел делиться. Стороны теряют терпение и политес, ситуация явно вышла из-под контроля и показывает истинное лицо европейцев, которые, будто бы живя в «едином доме», тут же замыкаются в своих границах, когда «жареный петух» начинает их клевать в разные части тела. То же самое мы наблюдали в начале пандемии в 2020 году, когда страны ЕС не хотели помогать друг другу, а в марте Италия вообще обвинила Польшу в краже 23 тыс. медицинских масок, направленных из России и предназначенных для врачей региона Лацио. Председатель Европейского совета Шарль Мишель приветствовал планы Еврокомиссии блокировать экспорт вакцины за пределы ЕС. Он сказал, что ЕС должен «изучить все варианты и использовать все правовые средства и меры принуждения, имеющиеся в нашем распоряжении в соответствии с договорами». «Я считаю, - сказал Мишель, - что ЕС необходимо принять решительные меры для обеспечения поставок вакцины и конкретно продемонстрировать, что защита наших граждан остается нашим абсолютным приоритетом». Но европейская коса тут же встретила британский камень. Глава секретариата британского кабмина Майкл Гоув, в свою очередь, заявил, что Великобритания поможет Евросоюзу с дозами только в том случае, если у нее останется лишнее. «Мы захотим поговорить с нашими друзьями в Европе, чтобы узнать, чем мы можем помочь, - сказал Гоув. - Но прежде важно убедиться, что наша собственная программа вакцинации идет точно так, как планировалось».

http://radonezh.ru/2021/02/05/igor-pshen...

Церковный регион Апулия объединяет архиеп-ство Бари и Битонто (архиеп-ство-суффраган Трани, Барлетта и Бишелье; еп-ства-суффраганы Альтамура, Гравина и Акуавива-делле-Фонти; Андрия; Конверсано и Монополи; Мольфетта, Руво, Джовинаццо и Терлицци), архиеп-ство Лечче (архиеп-ства-суффраганы Бриндизи и Остуни; Отранто; еп-ства-суффраганы Нардо и Галлиполи; Удженто и Санта-Мария-ди-Леука), архиеп-ство Таранто (еп-ства-суффраганы Кастелланета; Ория), архиеп-ство Фоджа и Бовино (еп-ства-суффраганы Чериньола и Асколи-Сатриано; Лучера и Троя; Сан-Северо; архиеп-ство Манфредония, Виесте и Сан-Джованни-Ротондо). Церковный регион Базиликата состоит из архиеп-ства Потенца, Муро-Лукано и Марсико-Нуово (архиеп-ства-суффраганы Ачеренца; Матера и Ирсина; еп-ства-суффраганы Мельфи, Раполла и Веноза; Трикарико; Турси и Лагонегро). В церковный регион Калабрия входят архиеп-ство Катандзаро и Скуиллаче (архиеп-ство-суффраган Кротоне и Санта-Северина и еп-ство-суффраган Ламеция-Терме), архиеп-ство Козенца и Бизиньяно (архиеп-ство-суффраган Россано и Кариати; еп-ства-суффраганы Кассано-аль-Йонио; Сан-Марко-Арджентано и Скалеа), архиеп-ство Реджо-Калабрия и Бова (еп-ства-суффраганы Локри и Джераче; Милето, Никотера и Тропеа; Оппидо-Мамертина и Пальми) и еп-ство Лунгро (подчинено непосредственно Папскому престолу). Церковный регион Кампания представлен архиеп-ством Беневенто (архиеп-ство-суффраган Сант-Анджело-деи-Ломбарди; еп-ства-суффраганы Авеллино; Ариано-Ирпино и Лачедония; Конца, Нуско и Бизачча; Черрето-Саннита, Телезе и Сант-Агата-де-Готи), архиеп-ством Неаполь (архиеп-ства-суффраганы Капуа; Сорренто и Кастелламаре-ди-Стабия; еп-ства-суффраганы Аверса; Алифе и Каяццо; Ачерра; Искья; Казерта; Нола; Поццуоли; Сесса-Аурунка; Теано и Кальви), архиеп-ством Салерно, Кампанья и Ачерно (архиеп-ство-суффраган Амальфи и Кава-де-Тиррени; еп-ства-суффраганы Валло-делла-Лукания; Ночера-Инфериоре и Сарно; Теджано и Поликастро). В церковный регион Лацио кроме диоцеза Рим входят субурбикарные еп-ства: Альбано; Веллетри и Сеньи; Остия; Палестрина; Порто и Санта-Руфина; Сабина и Поджо-Миртето; Фраскати, а также диоцезы, непосредственно подчиненные Папскому престолу: архиеп-ство Гаэта, еп-ства Ананьи и Алатри; Витербо; Латина, Террачина, Седзе и Приверно; Риети; Сора, Акуино и Понтекорво; Фрозиноне, Вероли и Ферентино; Чивита-Кастеллана; Чивитавеккья и Таркуиния; Тиволи; Витербо.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Восстания были подняты в Романье и других частях Папской области, а также в Королевстве обеих Сицилий. По условиям Цюрихского мирного договора (нояб. 1859) Австрия уступила Франции Ломбардию для последующей передачи ее Сардинскому королевству, но сохранила за собой обл. Венето в статусе королевства. Правительства Тосканы, Пармы, Модены и Романьи (т. н. Объединенные провинции Центр. Италии) объявили о намерении войти в состав Сардинского королевства. В марте 1860 г. Пьемонт организовал в Объединенных провинциях и Ломбардии плебисциты, после к-рых они офиц. вошли в состав Сардинского королевства. В то же время по условиям Туринского договора между Францией и Сардинским королевством Савойя и Ницца отошли Франции. Продолжая дело объединения итал. земель под властью Сардинского королевства, в мае 1860 г. Гарибальди организовал военную «экспедицию Тысячи» (более 1 тыс. волонтеров) на Сицилию, где при поддержке местного населения победил неаполитанские войска и установил от имени кор. Виктора Эммануила II режим революционной диктатуры. В авг. 1860 г. соединения Гарибальди, к которым примкнули ок. 18 тыс. др. добровольцев, перенесли военные действия в Неаполитанское королевство. 7 сент. они заняли Неаполь, 1 окт. победили в главном сражении на р. Вольтурно. Последний король Королевства обеих Сицилий Франциск II был вынужден удалиться в крепость Гаэта. В сент. регулярные части Пьемонта под командованием кор. Виктора Эммануила II вступили на территорию Королевства обеих Сицилий, заняв по дороге папские владения Анкону и Перуджу. 21 окт. в Королевстве обеих Сицилий, а также на территориях Папской области, занятых пьемонтскими войсками (Марке и Умбрия), были проведены плебисциты, по результатам к-рых они вошли в состав Сардинского королевства. В февр. 1861 г. сардинские войска овладели крепостью Гаэта, что означало переход под власть Савойской династии большей части территории И. (кроме Папской области, границы к-рой были сведены к обл. Лацио, и оставшейся в составе Австрийской империи обл.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

итальянцы воспринимали папу Пия XII как единственного законного представителя и защитника интересов итал. народа, что позволило закрепить высокий духовный авторитет католич. Церкви в И. Активную деятельность развернуло движение Сопротивления под руководством Комитета национального освобождения, созданного 9 сент. из представителей основных антифашистских сил И.- ИХДП, ИКП, ИСППЕ, Партии действия, либералов, демократов и беспартийных. 22 апр. 1944 г. в г. Салерно под рук. Бадольо было сформировано 1-е коалиционное «правительство единства», в к-рое вошли представители партий, участвовавших в Комитете национального освобождения. В янв.-мае 1944 гг. войска союзников по антигитлеровской коалиции развернули сражения в Апеннинских горах в р-оне Монте-Кассино и близ г. Анцио (обл. Лацио), в результате бомбардировок было почти полностью разрушено аббатство Монте-Кассино. 4 июня союзные войска вступили в Рим, 18 июня новое правительство И. возглавил президент Комитета национального освобождения И. Бономи. По соглашению с Комитетом кор. Виктор Эммануил III отказался от управления И. и назначил генерал-лейтенантом и регентом королевства своего сына, принца Умберто. К кон. 1944 г. войскам союзников удалось отвоевать Центр. и часть Сев. Италии. На территориях, оккупированных герм. войсками, особенно на севере страны, под руководством комитетов освобождения партизанскую борьбу вели бригады, отряды и соединения, состоявшие из коммунистов («бригады Гарибальди»), социалистов («бригады Маттеотти»), сторонников Партии действия (дивизия «Справедливость и свобода»), католиков из ИХДП (бригады и дивизии «Зеленое пламя») и др. Партизанскому движению противостояли нем. войска, национальная гвардия и др. вооруженные формирования республики Сало, что вносило в освободительную борьбу элементы гражданской войны. Там, где усилиями коммунистических «бригад Гарибальди» на освобожденных территориях были созданы стихийные «партизанские республики» (гл. обр. в Эмилии-Романье), в 1945-1946 гг. проводились репрессии против католич.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

религ. центрах региона не удалось обнаружить произведений живописи, созданных ранее 1-й пол. XII в. Эти росписи выполнены под влиянием современной им художественной продукции Кампании и Лацио, что демонстрирует живописный цикл нач. XII в. в ц. Сан-Пьетро-ад-Ораториум близ Капестрано (пров. Л " Акуила, обл. Абруццо), имеющий близкое сходство с живописью Сант-Анжело-ин-Формис (кон. XI в.). В конхе, вероятно, находились сцена «Traditio legis» или изображение Богоматери Царицы ( Della Valle. 2003). Ниже сохранились фрески c процессией святых, их фигуры помещены внутрь арок. На апсидной арке - Христос на престоле в окружении символов евангелистов и 24 апокалиптических старца, помещенные ниже. Кон. XII в. датированы фрески мон-ря Сант-Анжело в Пьянелла (пров. Пескара, обл. Абруццо), где в алтарной нише сохранилось изображение Христа в мандорле, к-рую несут 2 ангела (сильно переписанное); в апсиде, по сторонам 2 архангелов, полукругом располагаются сидящие апостолы. Фрески исследователи сравнивали как с произведениями позднекомниновской эпохи в юж. регионах И., испытавшими влияние мозаик Монреале, так и с византинизирующими произведениями с адриатического побережья, в частности с фресками Аквилеи (Ibidem). Это первые образцы самостоятельного местного искусства, открытого тем не менее влияниям, идущим с граничащих с обл. Абруццо территорий и с побережья Адриатики. Более многочисленные и значительные живописные свидетельства дошли от 2-й пол. XIII в. Среди них - фреска «Встреча трех живых и умерших» в кафедральном соборе Атри (ок. 1260). Она выполнена с большим изяществом, по стилю напоминает произведения из Юж. Италии времени Фридриха II и его сына Манфреда. 80-ми гг. XIII в. датируются фрески ц. Санта-Мария-ад-Криптас в Фосса близ Л " Акуилы, от к-рых сохранилось изображение Богоматери Млекопитательницы, написанное худож. Джентиле да Рокка в 1283 г. (Национальный музей Л " Акуилы). Такой иконографический тип, особенно в варианте «Богоматерь Царица» (напр., Мадонна д " Амбро или Богоматерь из Монтереале, обе - в Национальном музее Л " Акуилы), был одним из самых распространенных в обл.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009