Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Димитракопулос Софоклис Несостоявшееся перемещение Хотя служение в номе Эвбея проходило успешно и добрая слава о Пентапольце распространялась повсюду, в марте 1892 года пришло внезапное распоряжение о переводе его в ном Лакония. Сохранился запрос мэра города Спарта министру церковных дел К. Папамихалопулосу, который одновременно был и депутатом парламента от Эпидавры – Лимеры, что в номе Лакония: «Было бы желательно перевести отсюда действующего нынешнего иерокирикса так, чтобы вместо него, если возможно, прибыл иерокирикс Эвбеи Нектарий Кефалас, который, как мне точно известно, является к тому же епископом и происходит из порабощенной Эллады. Спарта, 1 марта 1892 года». Министр наложил резолюцию: «Быть посему». Сказано – сделано. 7 марта королевский указ о переводе был подписан, а 9-го – опубликован. 13 марта 1892 года об указе узнала вся Эвбея, и начались хлопоты о его отмене. На другой день «Эврипос» опубликовал знаменательный текст: «Вчера совершенно внезапно и сверх всякого чаяния стало известно, что иерокирикс Эвбеи кир Нектарий, митрополит Пентапольский, переведен в ном Лакония. Это неожиданное известие поразило и в буквальном смысле потрясло нашу общину, питающую глубокое уважение к достопочтенному клирику, который столь красноречиво и с такой силой убеждения проповедует слово Божие по [всему нашему] ному, утверждая прихожан в вере отцов». Далее следовало обращение к министру церковных дел за подписью 509 граждан Халкиды, которые, превознося добродетельную жизнь и труды своего иерокирикса, требовали отмены перевода. В тот же день выступила и «Палирия»: «Решение о переводе эвбейского иерокирикса кир Нектария произвело болезненное впечатление на христиан нома Эвбея. Нам неизвестно, чьим советам уступило правительство, переводя от нас этого замечательного служителя Церкви. Город наш любит кир Нектария, смиренного и истинного проповедника Евангелия, неутомимого писателя, глубочайшего богослова, проповедью своей обновляющего сердца слушателей и путеводящего их на пажити спасения. Это решение, принятое без всякой причины и против воли населения нома, побуждает нас подать куда следует просьбу о его отмене за подписью более тысячи человек. Зачем, правители, налагаете вы руки на то, чего не должно касаться, покоряясь внушениям сатанинским и колебля доверие к вам народа, которому ничего не нужно, кроме Бога и избранников Божиих, и который не позволит смущать непоколебимую его веру. Узнайте же, что народ, как и Бог , долготерпит, но не забывает!».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

до 11 сент. 1893 г. Посетил Аливерион (прибыл 29 марта 1891), затем отправился в Кими. Там освятил приходской храм св. Георгия в Паралии, в сел. Монодрион в храме Небесных Сил бесплотных совершил хиротонию Георгия (Кехриса). Также посетил сел. Айос-Лукас, в нач. июня 1892 г. побывал на Скиросе ( Димитракопулос. 2012. С. 144-148). В нач. марта 1892 г. пришло внезапное распоряжение о переводе Н. Э. в ном Лакония. После того как жители Эвбеи возмутились указом, вышло новое постановление от 26 марта того же года, отменявшее перевод. 4 авг. 1893 г. Синод принял решение «ради духовных причин» перевести Н. Э. в Фтиотидскую архиепископию и Фокидскую епископию. Основным местом пребывания Н. Э. стала Ламия, куда святитель прибыл 30 сент. 1893 г. Он прожил там 8 месяцев, совершал богослужения, объехал города Амфиса, Аталанди, Домокос, Галаксидион. После зимней поездки 1893/94 г. Н. Э. серьезно заболел. 1 марта 1894 г. греч. король подписал указ о назначении Н. Э. директором ДС им. братьев Ризари (Ризарийская семинария, или Ризарион). Рассматривая кандидатуру владыки, правительство Греции запросило сведения о нем у дипломатического агента в Александрии И. Грипариса. В отчете от 28 янв. 1894 г. Грипарис отметил, что поначалу деятельность Н. Э. вполне удовлетворяла патриарха Софрония, но затем патриарх стал высказывать недовольство «его склонностью к своевольным и независимым действиям», которые были расценены как непослушание. Сам Грипарис считал, что в Египте владыка стал жертвой интриг ( Димитракопулос. 2012. С. 95-97). Случайно узнав через 14 месяцев об отзыве Грипариса, Н. Э. написал 11 марта 1895 г. письмо патриарху Софронию и выразил свое недоумение по поводу явной клеветы. Сведения о реакции патриарха не сохранились; возможно, на этом переписка Софрония с Н. Э. прекратилась ( Димитракопулос. 2012. С. 97-98). Архим. Амвросий (Фонтрие) сообщает о том, что на назначение Н. Э. директором семинарии повлияла греч. кор. Ольга, которая познакомилась со святителем и впосл. стала его духовной дочерью ( Амвросий (Фонтрие).

http://pravenc.ru/text/2564898.html

В горах добывали прекрасный мрамор. Ахайя с ее относи­тельно скудными аграрными ресурсами была самой урбанизиро­ванной провинцией империи. Поэтому в ее продукции промыш­ленные и ремесленные изделия составляли значительную долю. В Афинах процветали художественные ремесла, там изготавли­вали керамические и бронзовые изделия, ювелирные украшения из драгоценных камней и металлов. Патры стали крупным цент­ром ткацкого производства. Афины, Коринф и Фессалоники были торговыми городами, в них производились и масштабные по тем временам банковские операции. Важнейшие торговые пути Элла­ды, связывающие одни полисы с другими, а также с отдаленными провинциями и с имперской столицей, проходили по морю, но в экономике Македонии существенную роль играла пересекаю­щая ее с запада на восток, начинающаяся на Балканах в портовом Диррахии и заканчивающаяся во фракийском Византии Эгнациева дорога, которая строилась, конечно, с военно-стратегическими целями, но использовалась и для перевозки товаров. Простодушную, но оттого и особенно достоверную характе­ристику Ахайской провинции дал один купец из Египта. Его текст дошел до нас в латинском переводе с греческого. Хотя написа­но это было в более позднюю эпоху, в середине IV века, но, похо­же, экономическая ситуация в стране к тому времени мало отли­чалась от той, что сложилась при первых императорах. «Страна Ахайа, Греция и Лакония, – писал наблюдательный купец, чело­век деловой, прагматичный, и видимо, без филэллинского пиете­та – обладает большим запасом учености, но для удовлетворения других потребностей она недостаточна; ибо это маленькая и гори­стая провинция, которая не может давать много зерна, но произ­водит некоторое количество оливкового масла и аттического меда и славится более своими школами и красноречием, но в осталь­ном почти ничего собой не представляет. Из городов она имеет Коринф и Афины. Коринф ведет большую торговлю и имеет пре­красное здание – амфитеатр; в Афинах же имеются старинные картины и заслуживающая упоминания постройка – акрополь, где стоит много статуй, удивительно хорошо изображающих во­енные подвиги предков. Лакония, как говорят, может похвастать­ся только мрамором из Крокей, который называют лакедемон­ским» (цит. по: Моммзен, цит. изд., т. 5, кн. 8, с. 289–290, прим.). 11. Крым и Боспорское царство

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНИ [Греч. Μνη], историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников. П-ов Мани является средней из 3 юж. оконечностей Пелопоннеса. Горный массив Тайгет до недавнего времени затруднял сухопутное сообщение и способствовал изоляции М., тогда как рельеф береговой линии с бухтами и естественными гаванями благоприятствовал морским коммуникациям. П-ов Мани делится на 3 части, к-рые обладают особыми природными, социально-экономическими, культурными и градостроительными чертами: плодородное Эксо-Мани на зап. склонах сев. части Тайгета; бедное природными ресурсами и отличающееся суровой зимой Меса-Мани на западных склонах юж. части Тайгета и на каменистом прибрежном нагорье; Като-Мани в восточной части Тайгета. Географический термин «Майна» (Μανη), который приводится в источниках средневизант. периода, по всей видимости, следует отождествлять с территорией Меса-Мани, тогда как с посл. четв. XIV в. он относится и к Эксо-Мани ( Avraméa. 1998. P. 56-57, 60). В наст. время Меса-Мани и Като-Мани входят в подобласть Лакония, а Эксо-Мани - в совр. подобласть Месиния. История М. В ранневизант. период В ранневизант. период п-ов Мани как часть Пелопоннеса входил в пров. Ахайя. В IV-V вв. города М. пострадали от нашествий готов и вандалов, а также от землетрясений, но до V-VI вв. сохранялся градостроительный план «городов Тенара», унаследованный от поздней античности. Население было сосредоточено в прибрежных местностях, где существовали христ. общины, о чем свидетельствуют археологические находки в Кипарисосе (визант. Кениполь), Тигани, Итило (визант. Итил), Котронасе, Йитио (визант. Гифий). Единственное упоминание М. в письменных источниках VI в. содержится у Прокопия Кесарийского ( Procop. Bella. III 13. 8-9), к-рый отмечает, что визант. флот в 533 г. отплыл из Кениполя во время морского похода Велизария против вандалов в Африке.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Утверждается также, что германский подводный флот не только не выполнял правил о предупреждении и спасении утопающих, содержащихся в Протоколе, но и что Дёниц преднамеренно приказал убивать людей, спасшихся после потопления судов, независимо оттого, были ли они вражескими или нейтральными. Обвинение представило множество доказательств в связи с двумя приказами Дёница — оперативным приказом изданным в 1939 году, и так называемым приказом «Лакония» от 1942 года. Защита утверждает, что эти приказы и подтверждающие их доказательства не доказывают существования такой политики, и представила много доказательств, свидетельствующих об обратном. Трибунал придерживается мнения, что доказательства не устанавливают с несомненностью, требуемой в данном случае, того факта, что Дёниц намеренно приказал убивать людей, спасшихся с потопленных судов. Приказы были, несомненно, двусмысленными и заслуживают серьезнейшего осуждения. Доказательства далее устанавливают, что правила о спасении утопающих не выполнялись Германией и что подсудимый приказал не выполнять их. Утверждение защиты сводится к тому, что безопасность подводной лодки, — что является основным правилом на море, — стоит выше, чем спасение людей, и что развитие воздушного флота сделало спасательные операции невозможными. Это, возможно, и правильно, но Протокол весьма точен в формулировках. Если командир не может проводить спасательных операций, он, в соответствии с условиями Протокола, не может топить торговое судно и должен дать ему возможность безопасно пройти перед перископом. В таком случае эти приказы доказывают, что Дёниц виновен в нарушении Протокола. Учитывая все доказанные факты и в особенности приказ британского адмиралтейства, объявленный 8 мая 1940 года, о том, что все суда, появившиеся в Скагерраке ночью, должны быть потоплены, а также ответы адмирала Нимица на опросный лист, которые гласят, что Соединенные Штаты вели в Тихом океане неограниченную морскую войну с первого дня вступления этого государства в войну, мера наказания Дёницу определяется на основании нарушения им международного права в области подводной войны.

http://azbyka.ru/fiction/njurnbergskij-d...

Карфаген — древнейшая, знаменитая колония финикийцев, на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. Х.; на развалинах древнего Карфагена при первых римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. В Карфагене весьма сильно был развит языческий греко-римский культ, со всеми его суевериями, чародействами и «магическим искусством».  Аполлон — один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего. Одним из главных мест его культа была, между прочим, долина Темпейская, в Северной Греции, расстилавшаяся у подошвы знаменитой в древности горы Олимпа.  Олимп представляет собою собственно целую (юго-восточную) ветвь цепи гор, составляющей границу между Македонией и Фессалией, в Северной Греции. Олимп у древних греков почитался местопребыванием их языческих богов.  Аргос — древняя греческая столица восточной области Пелопоннеса (южной Греции) — Арголиды; недалеко от него находился знаменитый храм языческой богини Геры.  Гера (Юнона) почиталась древними греками и римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее возвышенной и почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств.  Таврополь — собственно храм в честь богини Артемиды (Дианы — богини луны, почитавшейся также покровительницей свежей, цветущей жизни природы) на острове Икаре, в юго-восточной части Эгейского моря (Архипелага). Наименование этого места происходит от того, что греки приравнивая к Артемиде богиню древних обитателей Таврического полуострова — Тавров Орсилоху, называли ту и другую безразлично Таврополой.  Лакедемон или Лакония — юго-восточная область Пелопоннеса (Южной Греции). Частнее это наименование обозначало главный город Лаконии, иначе Спарту, от которой сохранились теперь лишь небольшие развалины. 

http://pravoslavie.ru/56706.html

Майнская и Кариопольская епископии продолжали существовать на протяжении османского периода, а в XVIII в. число епископий увеличилось до 8, что отражает расцвет п-ова Мани. В нач. XIX в. наметилась тенденция укрупнения и слияния епархий (напр., Никлийская епископия была присоединена к Майнской), особенно после провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви (1833). В 1833 г. Майнская епископия была преобразована в Гифийскую, Кариопольская - в Итилскую, Лагийская - в Асинскую, Зарнатская и Андрувистская объединены в Кардамильскую епископию, Милейская (Мильская) и Плацийская составили Зигскую епископию. К Лакедемонской епископии были присоединены Кардамильская (в 1834), Итилская (в 1841), Зигская (в 1841), Гифийская (в 1842), Асинская (в 1852) епископии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы Монемвасийская и Спартанская архиепископия, Гифийская епископия и Итилская епископия (последние 2 объединились в 1900 - см. в ст. Гифийская и Итилская митрополия ). Церковная архитектура византийского периода На территории М. обнаружены ок. 1800 церковных памятников визант. и поствизант. периодов, многочисленные светские здания периода до Греческого восстания 1821-1829 гг., руины доисторического и античного времени. Архитектурным феноменом М. является уникальная для Пелопоннеса концентрация визант. церковной архитектуры. Храмы типа вписанного креста, к-рые по форме и способам строительства относят к т. н. элладской школе, сосуществуют с маленькими однонефными сводчатыми церквами без внешнего декора, но расписанными внутри. М. дает ученым возможность на примере комплекса памятников проследить эволюции строительной практики и живописных стилей, исследовать связи с соседними областями, распознавать артели мастеров. Первыми исследованиями, посвященными визант. памятникам М., были статьи Р. Тракуэйра и А. Миго в ж. «Ежегодник Британской школы в Афинах» за 1908-1909 и 1932-1933 гг. Известность памятники М. получили в результате систематических описаний и публикаций в ж. «Протоколы Афинского археологического общества» проф. Н. Драндакиса и группы его сотрудников в 70-80-х гг. XX в. Исследования Драндакиса посвящены живописному и скульптурному украшению храмов М., наиболее полно и обобщенно эти темы освещены в 2 его монографиях. Изучение храмов М. было продолжено сотрудниками Драндакиса и профессорами Афинского национального ун-та Н. Гиолесом, Е. Делиянни-Дори, С. Калописи-Верти, В. Кепедзи, Х. Константиниди и М. Панайотиди.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

сосеады – 11. VI, 78 (Sosaeadae) – горный народ в Индии у подножия Кавказа (здесь Гималаев?) у восточного берега Инда; см. сондры. Не идентифицируется. Сосий – 29а. II, 31 – греческий философ-атеист, упоминается только здесь. Сосикуры – см. Мосикури. сосна – 2б. р. 47b. 8. XV, 1, 29. 11. XXXVII, 46 (сосновая кора). Сотак – 11. XXXVII, 86 – греческий автор сочинения о камнях (предположительно кон. IV–III вв. до н. э.); сочинение не сохранилось. Сотион – 27. Вступление, I, 1 – из Александрии (в Египте), греческий философ-перипатетик (школа Аристотеля) II в. до н. э., автор сочинения «Преемства философов» (история философии) и других (не сохранились). Софагасен – 5. XI, 34, 11 (Σοφαγασνος) – царь в Индии, с которым Антиох III (см.) возобновил дружественный союз в 206 г. до н. э. Считают, что санскритское имя его – Subhgasena (Субхагасена), что он был сыном царя Ашоки, а царство его находилось в долине Кабула (на севере нын. Пакистана и Афганистана). Софокл – 8. XV, 1, 7. 11. XXXVII, 40–41 – греческий трагедиограф (496–406 гг. до н. э.); здесь ссылки на Софокла относятся к его несохранившимся трагедиям. Спарта, спартанцы – 15г. 7. XVII, 104, 2 – также (официальное название) Лакедемон, главный город государства (и его области), которое называлось Лакедемон=Лаконика=Лакония=Спарта, на юго-востоке п-ова Пелопоннес (юг Греции), самая южная оконечность которого – мыс Тенар. Жители назывались лакедемонянами, лаконцами (=лаконянами), спартанцами. Многое в государственном устройстве Спарты приписывалось полулегендарному Ликургу, 2. Античные авторы иногда отмечают в Индии некоторые общие черты с этим спартанским устройством. Спартанцы были дорийскими племенами, которые завоевали эту территорию, превратив часть, покоренного местного населения в илотов, а другую часть, оставив свободной, но без политических прав (периеки). Небольшой господствующий слой завоевателей назывался спартиатами, полноправными гражданами, основным занятием которых было военное дело, на которое было направлено все внимание, т. е. это было военное сословие. Во главе Спарты стояли два царя из двух родов; они ведали только всем военным делом. Пять выборных эфоров («надзирателей») контролировали все действия царей. Высшим органом государства была герусия (совет старейшин).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

325 Пелопоннес – мифологическая страна фригийца Пелопса, там правили его потомки Атрей и Агамемнон, иначе «Остров Пелопа», южная полуостровная часть Балканского полуострова, ныне Морея. Пелопоннес не был исторической областью. В более поздней редакции «Хроники» Ипполита о Пелопоннесе написано (Н2 § 84): « Πελληνς, καλεται Πελοπννησος» (Пелленида, которую называют Пелопоннесом). Город Пеллена находится в Лаконии. Таким образом, можно предположить, что Пелопоннес – это Лакония. 326 Конъектура Ducangii, хотя Ипполит, Синкелл и Логофет, «Пасхальная хроника» дают: Ακαρνα (Акарния). Кедрин дает правильное чтение – Ακαρνανα. Акарнания – горная область в центральной Элладе с рекой Ахелой, по которой проходила граница с Этолией. 327 Эпир – страна в северной Греции, граничащая с Акарнанией, Этолией, Фессалией и Македонией. В Римской империи на рубеже IV–V вв. были провинции Эпир Новый и Эпир Старый в диоцезе Македония. 328 На протяжении античности разные области носили название Иллирии. Первоначально так называлась область средней части Адриатического побережья совр. северной Албании. Позднее – название северо-запада Балканского полуострова от побережья Адриатики до Моравии и от Эпира до среднего течения Дуная. С 168 г. до н. э. появляется провинция Иллирия, которая была поделена позднее на Нижнюю Иллирию (Illiricum inferius), называемую также Паннонией, и Верхнюю (Illiricum superius) со вторым названием Далмация. Как таможенная зона Иллирия включала также Рецию, Норик, Мезию и Дакию. 329 Казалось бы, слово ενταϑα (здесь) неуместно, однако в «Хронике» Ипполита в списке стран последней стоит «Испания Великая», которая в дальнем приближении находится близ Британнских островов. 332 Острова Эгейского моря Родос, Хиос, Лесбос образуют Спорады (букв.: рассеянные), т. е. острова, которые не входят в группу островов в том же море, называемую Киклады (букв.: кругообразно расположенные). Киклады образуют круг, центром которого является остров Делос. 333 Кифера – остров в Средиземном море, расположенный к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. Дюканж указывает на разночтения (Ducangii nota 88).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

  001     002    003