По всей видимости, американский консул записал устное предание, которое он слышал из уст многих своих собеседников в уже свободной Греции, ведь у многих из них дедушка или отец обучались в тайной школе. Тем не менее, свидетельства Такерманна, Константина Икономоса, Николая Драгумиса и прочих ученых мужей XIX века опровергаются в относительно недавнем исследовании Алкиса Ангелу «Тайная школа: летопись одного мифа» (Το κρυφ Σχολει: χρονικ ενς μθου. Βιβλιοπωλεον της «ΕΣΤΙΑΣ». Αθνα, 1997), утверждающего, что все они находились под влиянием мифа, распространяемого Церковью и сторонниками консервативной идеологии! Но мнение тех, кто писал в позапрошлом веке, опираясь на недавние живые свидетельства очевидцев времен турецкого господства, имеют намного большую ценность, чем измышления идеологически настроенного, исполненного антицерковных предрассудков автора нашего времени. Интересно, что Ангелу привлекает в качестве основного источника против существования тайной школы работы известного историка XX века Янниса Влахоянниса, который, надо отметить, весьма противоречив. В своей публикации в журнале «Неа эстиа» (1948. Т. 44. С. 1110), озаглавленной «Карайскакис», этот автор приводит стихотворение «Месяц мой ясный…», одновременно признавая, что «во всех тех деревнях, от которых монастырь отстоял далеко, ребенок должен был выходить вместе с другими детьми и до рассвета идти по пустынной местности». То есть даже Влахояннис признает связь песни с обучением греческих детей в монастырях. Ангелу, как и другие противники существования тайной школы, использует свидетельства выборочно и весьма своевольно: те, что подтверждают его мнение, приводит, те же, что противоречат ему, замалчивает. Подлинное свидетельство существования тайной школы дает топонимика. В разных уголках расселения греков сохраняется предание и живая память о том, что «когда-то здесь действовала тайная школа». Неутомимый исследователь Тасос Грицопулос в своей монографии «Димицанская школа» (Σχολ Δημητσνης. Αθνα, 1962) говорит, что народное предание связывает существование тайной школы с монастырем Философа в Димицане, обителью Стратигопула или монастырем Дилиоса на Ионических островах. В то же время топоним Крифо схолио (греч. тайная школа. – А.Ч.) зафиксирован и на острове Иосе Кикладской группы островов, на берегу озера, недалеко от пещеры. Грицопулос отмечает: «Именно сокрытые, но всегда присутствующие эти элементы обнаружил в сознании народа Гизис, создав свою знаменитую картину “Тайная школа”». Филолог и историк Сарантос Каргакос в газете «Эксусия» от 24 марта 1998 года заявляет по этому поводу: «То, что является легендой, не есть неправда». Он поддерживает мнение, что в деревне Вергия в области Лакония есть два места, которые народ называет Крифо схолио. И дополняет: «Разве возможно, чтобы весь народ лгал?». На Крите также сохраняется живое воспоминание о существовании тайной школы в монастырях Фанеромени, Топлу, Кремастон и других.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

352 Родился в 1908 году. В монашество пострижен епископом Матфеем (Карпафакисом). В сан диакона и иерея рукоположен в 1947 году. Умер в 1964 году. 353 Родился в 1914 году Образование получил в гимназии. В 1941 году пострижен в монашество с именем Георгий и посвящён во иеродиакона и иеромонаха. В деревне Мандра (Аттика) основал храм имени апостола Матфея и в нём совершал своё епископское служение. Умер в 1966 году. 354 Родился в 1913 году. Пострижен в монашество с именем Василий и рукоположен во иеродиакона в 1939 году. Иерейское посвящение принял в 1941 году, Архиерейское посвящение принял с именем Виссарион. Основал монастыри в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы в Эгалео Афини в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в Пиги Трикала. Умер в 1977 году. 355 Родился в 1893 году. В 1909 году, не окончив среднюю школу, ушёл на Афон и поступил в монашескую общину иеромонаха Матфея (Карпафакиса), где принял постриг с именем Нектарий и нёс послушание столяра. После епископского посвящения постоянно служил в Свято-Троицком храме в Спарте (Лакония, Греция). Основал в Амарусии монастырь в честь иконы Божией Матери Миртидиотиссы. Умер в 1963 году. 356 Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 337–338; Lardas D. George. Op. Cit. P. 72. 360 Родился в 1888 году. Окончил Ризарийскую Церковную Школу, факультет теологии Афинского Университета. Работал школьным учителем греческого языка. После посвящения во иерея служил клириком Фокидской митрополии, затем был протоиереем на острове Тинос, профессором Флоринской Педагогической Академии. В 1957 году присоединился к «матфеевской» группировке и в этом же году посвящён во епископа Мессинийского. Умер в 1967 году. 368 Α λεπτομρεναι τς Θεθεν πελθοσης νσεως μετ τς γνησως ρθοδξου Ρωσσικς θνικιστικς κκλησας τς Διασπορς//Κρυξ κκλησας ρθοδξων, 1971, Νομβριος. Σ. 4. 371 Архиепископ Филофей (Нарко) родился в 1905 году в Виленской губернии. Белорус. В 1921–1924 годы обучался в Виленской Духовной Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

393. Более подробное изложение истории распространения старокалендарной схизмы на Афоне приводится в разделе «V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон». 383 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 357; Lardas D. George. Op. cit.– Р. 51, 74. 384 Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης. Ιστορικ κα κανονικ … Σ. 358; Η να Ιεραρχα των Γ.Ο.Χ./Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. 393 Род. в 1883 г. В монастырь поступил в 1901 г. В монашество был пострижен с именем Герасим. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1926 г. К старостильному расколу присоединился в 1934 г. При архиерейской хиротонии получил имя Хризостом. Умер в 1956 г. 394 Род. в 1908 г. В монашество пострижен епископом Матфеем (Карпафакисом). В сан диакона и иерея рукоположен в 1947 г. Умер в 1964 г. 395 Род. в 1914 г. Образование получил в гимназии. В 1941 г. пострижен в монашество с именем Георгий и посвящен во иеродиакона и иеромонаха. В деревне Мандра (Аттика) основал храм имени апостола Матфея и в нем совершал свое епископское служение. Умер в 1966 г. 396 Род. в 1913 г. Пострижен в монашество с именем Василий и рукоположен во иеродиакона в 1939 г. Иерейское посвящение принял в 1941 г. Архиерейское посвящение принял с именем Виссарион. Основал монастыри в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы в Эгалео Афин и в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в Пиги Трикала. Умер в 1977 г. 397 Род. в 1893 г. В 1909 г., не окончив среднюю школу, ушел на Афон и поступил в монашескую общину иеромонаха Матфея (Карпафакиса), где принял постриг с именем Нектарий и нес послушание столяра. После епископского посвящения постоянно служил в Свято-Троицком храме в Спарте (Лакония, Греция). Основал в Амарусии монастырь в честь иконы Божией Матери Миртидиотиссы. Умер в 1963 г. 398 Lardas D. George. Op. cit.– Р. 72; Χριστδουλος Κ. Παρασκευαδης, μητροπολτης.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лакедемоняне Лакедемоняне ( II Mak. V, 9 ) – страна Лакедемония, иначе Лакония или Спарта, находилась в ю. части Пелопонеса и составляла после Афин важнейшее государство в Древней Греции. Название означенной страны под именем Спарты в различных отношениях к народу иудейскому встречается в книгах Маккавейских не более двух или трех раз. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИФИЙСКАЯ И ИТИЛСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Γυθεου κα Οτλου], в составе Элладской Православной Церкви. Гифий (Гифион, совр. Йитио) является одним из древнейших городов Пелопоннеса и крупным портом в зал. Лаконикос. В период тур. господства город назывался Маратониси, до образования Греческого гос-ва он входил в состав Кариупольской епископии Лакедемонской митрополии. В 1833 г. Кариупольская епископия была упразднена и ее последний еп. Кирилл (Гермос) из Димицаны стал первым епископом Гифийским. Кафедральным собором стала ц. вмч. Георгия Победоносца в Йитио, прежде бывшая подворьем мон-ря Зербица. После смерти еп. Кирилла в 1842 г. Гифийская епископия влилась в состав Лакедемонской митрополии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы 3 епископии: Монемвасийская и Спартанская, Гифийская, Итилская. Гифийскую кафедру возглавил активный участник Греческой революции 1821-1829 гг. еп. Иерофей (Афанасопулос). В 1900 г. Итилская епископия была объединена с Гифийской. В 1931 г. они были слиты со Спартанской, но в 1936 г. выделены и возведены в ранг митрополии Гифийской, Итилской и Кифирской (впосл. на о-ве Китира была учреждена собственная митрополия). В наст. время в митрополии насчитывается 110 приходских храмов, 276 парекклисионов, 315 экзокклисионов (церквей и часовен в сельской местности), 80 кладбищенских храмов, 59 домовых церквей, 5 монастырских храмов; действуют мон-ри: муж. Рождества Пресв. Богородицы (Панагии Ятриссы), жен. Успения Пресв. Богородицы (Фанеромени) и Успения Пресв. Богородицы (Панагии Андрубевицы). На п-ове Мани расположены визант. памятники: Влахернская ц. близ Мезапоса (2-я пол. XII в.), ц. Агиос-Стратигос (кон. XII в.), ц. Епископи (нач.- 1-я треть XIII в.), ц. св. Бессребреников в Кипуле (1265) и др. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Γυθεου κα Οτλου, Μητρπολις//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 840-844; πτυχα. 2005. Σ. 840-844. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165045.html

Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320). В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в. В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Соборов. Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах). В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

   001    002   003