Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Святой ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник Пророк Апостол Святитель МЧ, МЧНК Мученик Преподобный Надпись Страна Перевод Псков. XV в. Иисус Христос Греция. XVI в. Иисус Христос Русь. XVI в. Иисус Христос Византия. XIV в. Матерь Божия Русь. XVI в. Матерь Божия Сербия. XIV в. Матерь Божия Византия. XII в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Праведник Греция. XVI в. Праведник Русь. XV в. Пророк Греция. XVI в. Пророк Русь. XV в. Пророк Болгария. XIV в. Святой Сербия. XIV в. Святой Русь. XVII в. Святой Русь. XII-XIII в. Святой Греция. XVI в. Святой Русь. XVI в. Святой Русь. XVI в. Апостол Русь. XVII в. Апостол Русь. XVII в. Святитель Русь. XVII в. Святитель Русь. XVI в. Мученик Русь. XVII в. Мученик Русь. XVII в. Преподобный Русь. XVII в. Преподобный Русь. XV в. Греция. XVI в. Русь. XVI в. Греция. XVI в. Предтеча Русь. XVI в. Предтеча Византия. XI в. Златоуст Греция. XVI в. Златоуст Шрифт в русских иконах Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр) В визант. искусстве сложилась традиция изображать К. в богато украшенном одеянии с венцом на голове. Однако в некоторых ранних или провинциальных памятниках, как, напр., в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе 33) в Гёреме, Каппадокия (кон. X - 1-я четв. XI в.), она представлена как оранта, в богато украшенном плаще, без венца, с мафорием на голове. В др. каппадокийской церкви в дер. Орен близ Нара (XI в.) - в белом плате. Образ К. часто встречается в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), где она изображена в апсиде симметрично образу вмц. Параскевы и в Эгриташ-килисеси (Панагии Феотокос) в долине Ыхлара (XI в.). На своде в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) К. представлена, как др. св. жены, в темном мафории, покрывающем голову, с крестом в руке. С XII в. преобладающими становятся изображения К. в аристократическом одеянии. В ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) К.- оранта, в богатом одеянии, белом плате, с диадемой. Образ святой присутствует в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в нартексе Палеомонастиро близ Врондамаса, Лакония (1201); в нартексе (слой XIII в.) ц. «Агиос-Стратигос» в дер. Ано-Булари на п-ове Мани, Лакония ( Chadzidakis, Bitha. 1997. P. 260. Pl. 5). С XIII в. почитание К. распространилось в Греции, на Кипре и Балканах, ее изображения встречаются в целом ряде храмовых росписей. В ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) К. представлена на сев. стене, в рост, между святыми Евфимией и Варварой. Она облачена в плащ, украшенный драгоценными камнями, на голове - белый плат и диадема, в правой руке - крест. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), мученица изображена с венцом пламени над головой. Образ К. ассоциируется с воскресным днем в связи с тем, что существует особая иконография: на одеянии К. помещены 6 медальонов со святыми, олицетворяющими дни недели. Наиболее ранние фрески такого извода находятся, напр., в соборе мон-ря прп. Иоанна Лампадиста на Кипре (XIII в.), а также в росписи кипрской ц. арх. Михаила в Педуласе (1474, мастер Мина), на миниатюре в греко-грузинской рукописи (в т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.), в основной части минология под 7 июля на л. 120 об.- в мафории и белом плате на голове; на л. 58 К. представлена среди св. жен в традиц. варианте иконографии с венцом.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

Трагедия в том, что Греция не может сделать выбор: Запад или Восток. Ей этого не дано. Вообще любая трагедия – это отсутствие выбора, невозможность синтеза. Если и прав греческий премьер-министр Караманлис (судя по фамилии, турецкого происхождения) относительно того, что политически, географически и идеологически (что уже спорно) Греция есть Запад, то духовно и исторически Греция есть Восток. По своей идее, Великая Греция, породившая и Восток, и Запад, должна объединять эти два полюса. Если Запад есть тезис, Восток – антитезис, то Греция должна быть сюнтезис, т.е. синтез. Синтеза пока нет, как нет, впрочем, сегодня в " однополярном мире " и полноценного антитезиса. Имя: Константин Когда второму сыну будущего российского императора Павла I было дано имя Константин, это имело глубоко символический смысл. Предуготовляемый, согласно проекту своей бабушки, к греческому трону, он должен был стать законным преемником византийских императоров, начало и конец правления которых, по некоей удивительной исторической симметрии были связаны с именем Константин. Константин I Великий стал основателем Константинополя; Константин XI – последний император Византии, погибший во время осады Константинополя турками в 1453 г. Константин Павлович, наверное, не стал бы Константином XII, т.к. последней представительнице законной византийской династии Софии Палеолог суждено было соединиться браком не с Романовыми, а с Рюриковичами. Он мог бы стать Константином I, однако, новый Константин I происходил из датской династии Глюксбургов, утвердившейся в Греции после освобождения от турецкого ига и революции 1862 г. А имя последнего греческого короля, низложенного в 1973 г., из той же династии, было Константин II.Takuм образом, описаны два исторических круга. В Греции на этот счет, разумеется, существует легенда о Царе Константине – православном монархе, который воссядет на престол в Константинополе, столице возрожденной Византийской империи, и будет в последние времена противостоять Антихристу. Свято место, которое готовилось для великого князя Константина Павловича, но так и не было востребовано, не может оставаться пустым.

http://religare.ru/2_34100_1_21.html

Греция (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Греция Греция (кроме Афона ) [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы в южной части Греции находятся в храмах и монастырях Элладской Православной Церкви, в северной части Греции, включая Святую Гору, а также на о. Крит – в храмах и монастырях Константинопольской Православной Церкви. Афины . Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы («Большая Митрополия»). Мощи: Храм Св. Евстафия (район Периссос). Мощи: Храм Св. Елевферия. Мощи: Храм Св. Иоанна Предтечи «Охотника». Мощи: Храм Св. Константина (район Колонос). Мощи: Храм Св. Небесных Сил. Икона: Монастырь Петраки. Мощи: Монастырь Пендели. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. ИРИНЫ (район Ликовриси; принадлежит неканонической старостильной «Церкви истинных православных христиан»): НЕА-МАКРИ (32 км. к северо-востоку от Афин). Монастырь Благовещения (Св. Ефрема). Мощи: МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ (к северо-западу от Афин, близ Фили). Мощи и икона: Монастырь Святых Киприана и Иустины (к северо-западу от Афин, близ Фили; принадлежит неканонической старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции»). Мощи: Д. ИНОЙ (между Афинами и Фивами, близ с. Вилья). Монастырь прп. Мелетия. Мощи: С. СТИРИ (3 км. от Левадии; вход платный). Монастырь прп. Луки. Мощи: МОНАСТЫРЬ ИЕРУСАЛИМ (ном Беотия, 8 км. от Давлии). Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. ИЕРОФЕЯ (близ Мегары). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (7 км. к западу от Саламина). Мощи и икона: ЭГИНА. Храм Панагия-Фанеромени: Д. ПАЛЕОХОРА (ок. 6 км. от Эгины). Монастырь Св. Троицы (Св. Нектария). Мощи (в часовне): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ХРИСОЛЕОНДИССА (о. Эгина): МОНАСТЫРЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ (о. Эгина): КИМИ (о. Эвбея). Храм Успения: НЕА-ПРОКОПИОН (о. Эвбея, к северу от Халкиса). Храм Св. Иоанна Русского. Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАКРИМАЛИ (о. Эвбея, ок. 20 км. к северу от Халкиса, близ Псахны). Мощи и икона: ЛИМНИ (о. Эвбея). Храм Рождества Богородицы: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДАВИДА (о. Эвбея, к западу от Лимни, близ Ровьеса). Мощи и чтимая могила:

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

Храм Св. Феодоры. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. АНАСТАСИИ (ок. 30 км. к юго-востоку от Салоник, близ с. Василики). Мощи: МОНАСТЫРЬ СУРОТИ (ном Халкидики, близ Суроти). Мощи: НЕА-МИХАНИОНА (ок. 20 км. к юго-западу от Салоник). Кафедральный собор Успения: НЕА-ИРАКЛИЯ (ном Халкидики): С. ПИРГАДИКИЯ (ном Халкидики): НЕА-ОЛИНТОС (к юго-западу от Полийироса): НЕА-МУДАНЬЯ (54 км. к юго-востоку от Салоник). Храм Панагия-Корифини: МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (подворье афонского монастыря Ксенофонт; 12 км. к северо-востоку от Сереса). Мощи: МОНАСТЫРЬ ИКОСИФИНИССИС (близ Драмы). Мощи и икона: С. СИПСА, близ Драмы. Монастырь Вознесения. Мощи: НЕА-КАРВАЛИ (8 км. от Кавалы). Храм Св. Григория. Мощи: КЕРКИРА. Храм Св. Спиридона. Мощи: Кафедральный собор Св. Феодоры. Мощи: Епископская часовня при Митрополии. Мощи: Храм Свт. Николая: Храм Св. Иасона и Сосипатра (район Горица). Мощи: Храм «Влахернской» иконы Божией Матери (район Канони): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ПАЛЕОКАСТРИЦА (ок. 20 км. к северу от Керкиры): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (3 км. к западу от Лефкаса): ГИРАС (о. Лефкас). Храм Успения: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРАСИМА (о. Кефалиния, близ Аргостолиона). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СИССИОН (о. Кефалиния, ок. 15 км. к юго-востоку от Аргостолиона): Д. МАРКОПУЛО (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Успения: С. ПАСТРА (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Панагия-Крини: МОНАСТЫРЬ АГРИЛИОН (о. Кефалиния, ок. 20 км. к востоку от Аргостолиона, близ Сами): ЛИКСУРИОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Аргостолиона). Храм Св. Панагия. Мощи: МОНАСТЫРЬ КОРОНАТУ (о. Кефалиния, 3 км. от Ликсуриона): МОНАСТЫРЬ КИПУРЕОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Ликсуриона). Мощи и иконы: МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ МЕЛАПИДИАС (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ КАФАРОН (о. Итака, к северо-западу от Вати, близ д. Агро): СТАВРОС (о. Итака, к северу от Вати). Храм Св. Варвары. Мощи: ЗАКИНФ. Собор Св. Дионисия. Мощи: С. ГИТАНИ, к западу от Закинфа. Храм Пантократора. Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЭЛЕВФЕРОТРИЯ (к юго-западу от Закинфа, близ д. Пантократорас):

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

до 11 сент. 1893 г. Посетил Аливерион (прибыл 29 марта 1891), затем отправился в Кими. Там освятил приходской храм св. Георгия в Паралии, в сел. Монодрион в храме Небесных Сил бесплотных совершил хиротонию Георгия (Кехриса). Также посетил сел. Айос-Лукас, в нач. июня 1892 г. побывал на Скиросе ( Димитракопулос. 2012. С. 144-148). В нач. марта 1892 г. пришло внезапное распоряжение о переводе Н. Э. в ном Лакония. После того как жители Эвбеи возмутились указом, вышло новое постановление от 26 марта того же года, отменявшее перевод. 4 авг. 1893 г. Синод принял решение «ради духовных причин» перевести Н. Э. в Фтиотидскую архиепископию и Фокидскую епископию. Основным местом пребывания Н. Э. стала Ламия, куда святитель прибыл 30 сент. 1893 г. Он прожил там 8 месяцев, совершал богослужения, объехал города Амфиса, Аталанди, Домокос, Галаксидион. После зимней поездки 1893/94 г. Н. Э. серьезно заболел. 1 марта 1894 г. греч. король подписал указ о назначении Н. Э. директором ДС им. братьев Ризари (Ризарийская семинария, или Ризарион). Рассматривая кандидатуру владыки, правительство Греции запросило сведения о нем у дипломатического агента в Александрии И. Грипариса. В отчете от 28 янв. 1894 г. Грипарис отметил, что поначалу деятельность Н. Э. вполне удовлетворяла патриарха Софрония, но затем патриарх стал высказывать недовольство «его склонностью к своевольным и независимым действиям», которые были расценены как непослушание. Сам Грипарис считал, что в Египте владыка стал жертвой интриг ( Димитракопулос. 2012. С. 95-97). Случайно узнав через 14 месяцев об отзыве Грипариса, Н. Э. написал 11 марта 1895 г. письмо патриарху Софронию и выразил свое недоумение по поводу явной клеветы. Сведения о реакции патриарха не сохранились; возможно, на этом переписка Софрония с Н. Э. прекратилась ( Димитракопулос. 2012. С. 97-98). Архим. Амвросий (Фонтрие) сообщает о том, что на назначение Н. Э. директором семинарии повлияла греч. кор. Ольга, которая познакомилась со святителем и впосл. стала его духовной дочерью ( Амвросий (Фонтрие).

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Евсевий (Матфопулос), старец из миссионеров (1849–1929). Его родина – Мелиссопетра в Гортинии. В юном возрасте постригся в монахи. Посвятил себя, главным образом, проповедническому служению. Осуществил множество миссионерских поездок. Писатель и основатель братства богословов «Зои». Иаков (Цаликис), старец с о.Эвбея (1920–1991). Родился на Эвбее и подвизался в монастыре св. Давида. Стал известным, великим старцем, есть явные свидетельства его святости. Иероним (Апостолидис), старец с о. Эгина (1883–1966). Его родина – Гелвери в Каппадокии. В 1922 году приехал в Грецию. Имел дар слова. Посвятил себя исихатской жизни, поддерживал многих людей своими высоко духовными советами. Иоиль (Яннакопулос), старец из г. Каламы (1901–1966). Родился в местечке Петалиди нома Мессиния. В 1924 году постригся в монахи, а позже рукоположен во дьякона и пресвитера. Преподавал в средней школе. Занимался, главным образом, написанием книг. В 1964 году был обновлен монастырь св. Пророка Илии в Каламах, строителем которого он являлся. Иосиф, афонский исихаст (†1959). Его родина – о.Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом. Паисий (Эзнепидис), афонский старец (1924–1994). Родился в с.Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г.Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая в решении их разнообразных проблем. Явны признаки его святости. Филофей (Зервакос), старец с о.Парос (1884–1980). Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий. Святитель Савва Сербский (1169–1237), младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Себским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

В ном. 2655 газеты «Последния Новости» и в ном. 1123 газеты «Возрождение» от 8 июня 1928 года напечатан указ митр. Сергия, в котором говорится: «Преосвященного Управляющего русскими церквами в Зап. Европе, митрополита Евлогия, архиепископа бывшего Белостокского Владимира, епископов бывшего Бельского Сергия и бывшего Севастопольского Вениамина с прочими священнослужителями, давшими затребованное от них обязательство, считать по прежнему состоящими в административно каноническом ведении Московской Патриархии... Раздел VIII: По получении от Преосвященного митрополита Евлогия подробного донесения о последующем, иметь особое суждение о Преосвященных и прочем духовенстве Карловацкой группы, чтобы: а – тех из них, кто с принятием настоящиого предписания даст вместе и обязательство о лояльности к советской власти – признать остающимися в каноническом подчинении Московской Патриархии». Входящий в окружение митр. Евлогия профессор Карташев в газете «Борьба за Россию» в ном. 41 от 3-го сентября 1927 года в передовой статье «Церковный вопрос» восхваляет акт митр. Евлогия, подчинившегося Москве, и резко критикует позицию Синода. Вместе с митр. Евлогием дали подписку о лояльности советской власти его викарии, начиная с архиепископа Владимира, и большинство духовенства. Были и отказавшиеся. Так, например, настоятель церкви в Женеве протоиерей Сергий Орлов в ответ на полученный вопрос о его ответе на циркулярное письмо митр. Евлогия писал: «...На всем духовенстве Церкви лежит по меньшей мере долг подвига крепкой, стойкой, горячей молитвы Господу об избавлении дорогой Родины нашей и всего русского православного народа от «богоборческой советской власти». Если же я об этом ежедневно и усердно молюсь, призывая и других со мною молиться, то не могу я лицемерить и не говорить, что я не признаю советской власти законною и благою для моей Родины, от которой советская власть оторвала и дорогое мне имя «Россия»... Церковь не может быть аполитичной по отношению к таковой власти, и советская власть истолкует означенное обязательство в том смысле, что мы не только должны быть не деятельны противно ей, но должны быть безмолвны против всей ея правительственной т. е. политической деятельности, направленной к поруганию и искоренению из жизни всех основ святой веры нашей, к разрушению самой Церкви нашей. Таковы мои верования и убеждения совести, которая не позволяет мне давать никакой подписки и никакого письменного заявления, из которых можно было бы заключать о каком бы то ни было обязательстве в отношении к так называемой советской власти, большевицкой, интернациональной, богоборческой».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010