Независимо от переводов, выполненных БИБО во 2-3-й четв. XIX в., было сделано неск. переводов новозаветных книг для литургических нужд в объеме лекционария (Евангелия и Апостола апракос). Они были сделаны на юго-зап. (македонянские) диалекты болг. языка на территории совр. греч. Македонии, отнесение этих переводов к числу болг., а не македонских продиктовано определением самими переводчиками языка как «богарской», «пугартцкой». Это т. н. Кониковское Евангелие, переведенное протосинкеллом иером. Паисием, уроженцем с. Кониково в окрестностях Водена (совр. Эдеса, Греция), и изданное в 1852 г. в Фессалонике (Солуни), в типографии Кириака Дингова Держилова (Държилова - Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1931. С. 181-182, 10). Второй перевод Евангелия-апракос - т. н. Колакийское Евангелие - представлен 2 списками, сделанными в 1863 г. вероятным переводчиком Евстафием (Евстатием) Киприады в с. Колакия на нижнем течении Вардара (один список находится в Архиве Свящ. Синода в Софии, второй - в собр. Школы восточных языков в Париже; памятник исследован и издан, см.: Mazon A. , Vallant A. L " évangelaire de Kulakia, un parler slave du Bas-Vardar. P., 1938; Иванов. Български старини. С. 195-198, 3). Известен также перевод Пасхального Евангелия того времени, написанный кириллическим и греч. письмом ( Кандиларев И. Един български превад на Пасхалного евангелие с кирилско и с гръцко писмо//Македонски преглед. София, 1932. Кн. 4. С. 141-146). Перечисленные переводы помимо географической привязки (болг. диалекты) роднит между собой то, что они написаны или изданы греч. буквами и предназначались, по всей вероятности, для греч. священников, служивших в приходах со слав. паствой, либо для иереев слав. происхождения, получивших образование на греч. языке (для сер. XIX в. известны и др. памятники подобного рода, в частности сборники проповедей (Дамаскины) - см., напр., рукопись 1859 г. («Райковский Дамаскин») - Пловдив, Народная б-ка «Иван Вазов». 660). Вслед. диалектной привязки этих переводов и специфики их графики они не оказали воздействия на позднейшую традицию переводов Б. на болг. язык.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Кондак 5 Боготечным звездам на тверди небесней подобнии были есте, святии мученицы, лучами жития своею тьму языческаго нечестия просвещающии и многих на путь истинны наставляющии. Темже благоговейно чтуще память вашу, благодарно поем Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша людие града Эдеса многие чудеса, бываемыя от раки святых мучеников Гурия, Самона и Авива, зело радовахуся и Господа всем сердцем прославляху, мы же чтуще святую память вашу, святии мученицы, умильно взываем: Радуйтеся, неправедно гонимых заступницы. Радуйтеся, верных рабов Христовых друзи. Радуйтеся, сущих во узах и темницах хранителие. Радуйтеся, гонителей и обидящих вразумители. Радуйтеся, плачущих утешители. Радуйтеся, от наглыя и лютыя смерти избавители. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 6 С высоты мудрии благодать приемше, за сущих во искуплении предстоите, всехвальнии, темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте. Вы бо воистинну есте граду Эдесу слава и миру радость, сего ради воспеваем ко Господу: Аллилуиа. Икос 6 Вражия работы избави нас, Иисусе Жизнодавце, Твоих страдалец мольбами умоляем, яко да не порабощенну стяжав от страстей душу и тело, восхваляем тех скорейшую помощь, якоже во гробе затворенную мужем и сию скоро предваривше от смерти избавиша, темже взываем вам сице: Радуйтеся, невинную жену от лютыя смерти спасшии. Радуйтеся, дивным спасением ея зверства мучителя победившии. Радуйтеся, злаго мужа жестокое деяние обличившии. Радуйтеся, и того веровати в силу Бога христианскаго научившии. Радуйтеся, податели милости тоя требующим. Радуйтеся, стражи неусыпнии почитающих память вашу. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 7 Хотяй Человеколюбец Господь явити милость Свою людям Своим, сохрани телеса ваши нетленны, чудеса точащии, от них же вси вернии токи исцелений получают, зовуще Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новых заступников и дивных чудотворцев ведуще, людие из града Эдеса святой храм в память вашу создаша, в нем же и мощи ваша положиша, да вси страждущии помощь в них почерпают, мы же такожде тверду надежду на вас имуще, взываем вам сице: Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целители. Радуйтеся, бесов о имени Господни изгонители. Радуйтеся, Евангельския истины благодати благовестители. Радуйтеся, Божественныя благодати носители. Радуйтеся, скорби многи за имя Господне приявшии. Радуйтеся, дивно во святых Его просиявшии. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

http://pravmir.ru/akafist-svyatym-muchen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Политика христианских князей на Востоке преследовала ложную цель – уничтожение византийского господства в Азии и ослабление того элемента, на который естественно нужно было рассчитывать в деле уничтожения мусульман. Такая политика привела к тому, что мусульмане, ослабленные и отодвинутые внутрь Азии вследствие первого крестового похода, снова усилились и начали из Месопотамии угрожать христианским владениям. Один из наиболее сильных мусульманских эмиров, Мосула Имад-эд-дин Зенги, начал весьма серьезно угрожать передовым княжествам. В 1144 г. Зенги сделал сильный натиск, который окончился взятием Эдесы и падением Эдесского княжества. Это наносило весьма чувствительный удар всему восточному христианству: Эдесское княжество составляло форпост, о который разбивались волны мусульманских приливов, в Эдесском княжестве был оплот, защищавший весь христианский мир. В то время, когда Эдеса пала под ударами мусульман, другие христианские княжества или находились в стесненном положении, или были заняты вопросами чисто эгоистического характера и поэтому как не могли подать помощи Эдесскому княжеству, так не в состоянии были заменить для христиан его значения. В Иерусалиме незадолго перед тем умер король Фулько, тот самый, который соединил интересы Иерусалимского княжества с интересами своих французских владений. После его смерти во главе королевства стала вдова, королева Мелизинда, опекунша Балдуина III; непокорность вассальных князей отняла у нее всякую возможность и средства даже для защиты собственных владений – Иерусалим находился в опасности и не мог подать помощи Эдесе. Что касается Антиохии, то князь Раймунд завязал несчастную войну с Византией, кончившуюся для него полною неудачею – и, таким образом, также не мог подать помощи Эдесе. Слух о падении Эдесы произвел сильное впечатление на Западе, и в особенности во Франции. Франция во весь период крестовых походов отличалась своею отзывчивостью к интересам христиан на Востоке; из Франции всего больше шло на Восток рыцарей; Франция более других европейских государств чувствовала связи с Востоком, ибо в Эдесе, Иерусалиме, Триполи сидели князья французского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кондак 8 Странно и страшно неверным слышати, каковы дивные дела от святых мощей ваших совершаются: недузи врачуются, страсти исцеляются, мы же, тверду надежду на нас имуще, Богу о вас тако благодеющему с верою взываем: Аллилуиа. Икос 8 Всеми добродетельми исполненнии, за нихже и славою Божиею почтении, внимайте, святии мученицы, молитвам верных, чтущих святую память вашу, от нихже слышисте сицевая: Радуйтеся, нищии духом, яко ваше есть Царствие Небесное. Радуйтеся, плачущии, яко утешистеся. Радуйтеся, кротции, яко наследовасте землю. Радуйтеся, алкавшии и жаждавшии правды, яко насытишася. Радуйтеся, милостивии, яко стяжали есте помилование. Радуйтеся, чистии сердцем, яко уже Бога узресте. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 9 Всякия напасти, находящия на град Эдес, разоряли есте, святии мученицы, темже и ныне не оставите нас смиренных и грешных, но вся люди страны нашия в православии и единомыслии утвердите, да вси едиными усты и единым сердцем воскликнем прославившему вас Господу: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии, яко рыбы безгласнии зрим о вас, святии мученицы: недоумеют бо, како в пустыни духом витали есте и посреде человек неусыпными подвиги подвизастеся. Мы же радующися, яко таковы имамы учители и молитвенники, прославляем вас, глаголюще: Радуйтеся, кимвалы Слова Божия. Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи. Радуйтеся, иудеев и еллинов просветители. Радуйтеся, тридневнаго Божества благовестители. Радуйтеся, кротости и воздержания учители. Радуйтеся, лжи и татьбы обличителие. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 10 Спасти хотя люди града Эдеса от мысленнаго волка, твердо увещали есте тех стояти во истинней вере ниже козней вражиих устрашатися, но и в скорбех и напастех за вас благодарити Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена тверда и надежнее прибежище есте, святии мученицы, всем к вам прибегающим и скорыя помощи требующим, сего ради во умилении сердца нашего взываем: Радуйтеся, всех скорбящих радование. Радуйтеся, всех угнетенных и порабощенных прибежище и освобождение. Радуйтеся, вдов и сирот заступление. Радуйтеся, от ересей и расколов ограждение. Радуйтеся, яко вси нечестивии житию вашему удивляются. Радуйтеся, яко вси благочестивии о имени вашем веселятся. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

http://pravmir.ru/akafist-svyatym-muchen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кондак 2 Видя нечестие людей града Эдеса, святии Гурий и Самон в пустыню удалишися, бегая князя мира сего и соблазнов и усердно служаще Богу, день и ночь воспеваху: Аллилуиа. Икос 2 Разум премудр имея, святии мученицы, выну трудишася во славу Божию, языческое нечестие обличая, ищущия истины на путь правый наставляя и мнози неверныя к Богу Истинному привлекоша, сего ради глаголем вам сице: Радуйтеся, насадители истиннаго богопочитания. Радуйтеся, искоренители демонскаго служения. Радуйтеся, тьмы нечестия обличители. Радуйтеся, идольския прелести низложители. Радуйтеся, исповедницы Христовы изряднии. Радуйтеся, светила веры православней. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 3 Силою свыше осененнии святии мученицы, гонителей святой веры неустрашишася, веления нечестиваго Антониана небрегоша и веру Христову велегласно прославиша, темже и в темницу ввержени пояху Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея веру во Христа адаманта твердейшую и силою тоя вооружившиися, мужественно претерпели есте, святии мученицы, темничные узы и самую смерть, сего ради похваляюще таковое мужество, ублажаем вас сице: Радуйтеся, истинныя веры исповедницы. Радуйтеся, Царствия Божия наследницы. Радуйтеся, мучеников похвало. Радуйтеся, страстотерпцев славо. Радуйтеся, святыя Церкви утверждение. Радуйтеся, всего рода христианскаго украшения. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие! Кондак 4 Бурею помышлений сумнительных одержимый, нечестивый царь Ликиний воздвиже жестокое гонение на христианы, ты же, страстотерпче Авиве, того не убояся, с твердою верою взывал еси Христу Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышав царь Ликиний твои подвиги, досточудный Авиве, и твое твердое веры исповедание, разъярися на тя злобою, повеле предати тя смерти лютей яко противника царева, ты же, уведев о сем, добровольно потекл еси на мучение, и с радостию претерпел еси огненное сожжение, сего ради дивящеся великому мужеству твоему, величаем тя сице: Радуйся, поборниче веры во Христа неустрашимый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, повешанный на древе за Распростершаго руце Свои на древе крестнем. Радуйся, строганный когтьми железными. Радуйся, утешение подаваяй скорбящим. Радуйся, скорый помощниче всем за истину терпящим. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

http://pravmir.ru/akafist-svyatym-muchen...

Удалившись от мира, преподобный Феодул взошел на столп близ Эдеса и тридцать лет провел на нем в посте и молитве. Перед кончиной ему однажды пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в этой жизни преимущественно, по сравнению с другими, угодили Ему. Молитва его дошла до Бога, и Феодул услышал голос: “Корнилий, который родом из Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и Царства Небесного достоин. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро.” Феодул тотчас отправился искать этого Корнилия и нашел. Упав к его ногам, Феодул стал умолять, чтобы он открыл ему свою жизнь. “Грешник я, – отвечал Корнилий, – и никакого хорошего дела не сделал.” Старец не переставал просить. Тогда Корнилий сказал: “Воспитан я, отче, в обществе дурных людей, но теперь, благодаря Богу, дал обещание жить целомудренно и быть милостивым, насколько можно, и забочусь об этом.” – “Скажи мне и остальное о своей жизни,” – не переставал умолять Феодул. Тогда Корнилий сказал: “Не так давно, отче святый, был со мной следующий случай. Некая женщина, славная родом, богатая и целомудренная, вступила в брак с одним человеком, который оказался нестоящим ее. Он вскоре истратил не только ее имение, но и много задолжал у людей. Заимодавцы бросили его в темницу, в которой он и пробыл долгое время. Это причиняло его жене самые тяжкие страдания. Не имея денег, она вынуждена была выпрашивать милостыню для того, чтобы накормить мужа, а также день и ночь искала человека, который бы взялся выкупить его, и не находила. Женщине этой пришлось встретиться и со мной, и я, узнав о ее положении, сжалился над ней и, желая помочь, спросил: “Сколько должен твой муж?” Она отвечала: “Четыреста пенязей.” А так как у меня в то время было только двести тридцать пенязей, то я, чтобы дополнить недостающее, продал некоторые из своих вещей, вырученными деньгами дополнил недостающую сумму и передал все бедной женщине, сказав, чтобы та шла с миром, освободила своего мужа из темницы и помолилась всем сердцем обо мне, грешном, чтобы помиловал меня Господь на Суде Своем.” Слыша это, Феодул прославил Бога, возвратился на свой столп и после, недолго пожив, отошел ко Господу. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

  001     002    003