17-е Святого Алексия, человека Божия Св. преподобный Алексий, человек Божий, был сын благочестивых, знатных и богатых родителей, Евфимиана и Аглаиды, живших в Риме, в IV веке по Рождестве Христовом; получил хорошее воспитание; был обручён и обвенчан родителями с отроковицей из царского рода. После брачного веселия, ночью Алексий вошёл к своей юной супруге, и, взяв свой перстень золотой и пояс драгоценный и обвив порфирной завесой, отдал ей, сказавши: «сохрани сие, и Бог да будет между мной и тобой, доколе благодать Его в нас нечто новое устроит». Вышед от неё в свою отдельную ложницу, снял с себя златотканные одежды свои, облёкся в худшие и, взявши нечто из своего богатства, золота и камней драгоценных, скрылся из палат своих и из города. Пришед к морю, Алексий сел на корабль и отплыл в Лаодикию. Плывя, он молился Богу: «Боже! спаси меня ныне от суетного мирского жития, и сподоби десного на суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими». Из Лаодикии Алексий отправился в Месопотамию – в город Эдес. Продав все взятые им в доме родительском драгоценности свои и деньги раздав нищим, он облёкся в рубище нищего и пребывал почти непрестанно на паперти храма Божия, питался милостыней во имя Христово и остатками её питал иных нищих; был в непрестанном посте и молитве, вкушал немного хлеба и воды и еженедельно причащался святых Таин. Ум его, занятый Богомыслием, витал горе, плоть его от многого воздерживания увяла и иссохла. В сих подвижнических трудах преподобный Алексий провёл в Эдесе 17 лет, и был возлюблен Богу. Пономарю церкви, на паперти которой привитал преподобный, было в видении повеление от Богоматери: введи в церковь Мою человека Божия, да пребывает в ней, и под именем человека Божия указан был преподобный Алексий. Многим сделалось известно его Богоугодное житие, и он удалился из Эдеса в Тарс, но сильная буря загнала корабль, на коем он плыл, в Рим. Действием Промысла Божия возвращённый на родину, человек Божий испросил себе при родительском доме малую хлевину и жил в ней, как бесприютный нищий, незнаемый родителями, питаясь ради Христа подаянием от стола их. Ежедневно получая пищу от трапезы своих родителей, преподобный разделял иным нищим, а сам питался только хлебом и водой. Ночи проводил без сна в молитве и еженедельно причащался Божественных Таин. Дивно было терпение человека Божия от слуг. Иные ударяли его, иные за волосы терзали, иные толкали, иные же помои на голову его изливали, и иным образом ругались над ним. Непобедимый страдалец всё это переносил молча. Ещё более скорбное терпение человека Божия было от того, что против хлевины его было окно палаты, в которой жила невеста его, оставшаяся в доме жениха своего и с своей свекровью часто плакавшие – одна о вдовстве своём, другая о лишении сына своего, и эти слёзы видел и рыдания слышал человек Божий. Так при доме родительском он прожил 17 лет, никем неузнанный, но как нищий и бесприютный странник.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Скончался известный греческий старец архимандрит Поликарп (Манджароглу) Архимандрит Поликарп (Манджароглу), духовник монастыря Успения Богородицы в с. Макри близ Александруполиса в Греции, скончался 15 июня. Отпевание и погребение состоялось 16 июня в том же монастыре. АЛЕКСАНДРУПОЛИС. 15 июня скончался греческий старец архимандрит Поликарп (Манджароглу), духовник монастыря Успения Богородицы в с. Макри близ Александруполиса в Греции, сообщили греческие и болгарские СМИ. Отпевание и погребение известного духовника состоялось 16 июня в  том же монастыре. Старец Поликарп родился в городе Воден (ныне Эдеса) в 1929 г. Был пострижен в монашество в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. Во диакона был рукоположен в 1951 г., в 1952 г. — во иеромонаха, в 1958 г. был возведен в сан архимандрита. Служил в Солунской епархии с 1952 по 1970 г., когда перешел в Касандрийскую епархию (Халкидики). В 1983 г. вместе с несколькими монахинями создал монастырь в честь Успения Богородицы в с. Макри, в районе, населенном преимущественно мусульманским населением. Отец Поликарп заботился о развитии монашества в епархии, давал духовные наставления тысячам верующих, развивал отношения с другими Поместными Церквями. Вместе с монахинями посетил Россию, Болгарию, Сербию, Черногорию, Румынию, Сирию. Был назначен эфимерием митрополичьего храма свт. Николая. Ушел на покой в 1987 г., но продолжил быть духовником. За заслуги в укреплении духовной жизни в Греции архим. Поликарп в 2002 г. был награжден Синодом Элладской Церкви Золотым крестом св. апостола Павла. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/2995148.html

После брачного веселья ночью вошел к своей юной супруге и, взяв свой перстень золотой и пояс драгоценный и обвив порфирною завесою, отдал ей, сказав: «Сохрани сие, и Бог да будет между мною и тобою, доколе благодать Его в нас нечто новое устроит». Выйдя от нее в свою отдельную ложницу, снял с себя златотканные одежды свои, облекся в худшие и, взявши нечто из своего богатства, золота и камней драгоценных, скрылся из палат своих и из города. Пришедши к морю, Алексий сел на корабль и отплыл в Лаодикию. Плывя, он молился Богу: «Боже! Спаси меня ныне от суетного мирского жития и сподоби десного на суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими». Из Лаодикии Алексий отправился в Месопотамию – в город Эдес. Продав все взятые им в доме родительском драгоценности свои и деньги раздав нищим, он облекся в рубище нищего и пребывал почти непрестанно на паперти храма Божия, питался милостынею во имя Христово, и остатками ее питал иных нищих; был в непрестанном посте и молитве, вкушал немного хлеба и воды и еженедельно причащался Св. Таин. Ум его, занятый богомыслием, витал горе, плоть его от многого воздержания увяла и иссохла. В сих подвижнических трудах преподобный Алексий провел в Эдесе 17 лет и был возлюблен Богу. Пономарю церкви, на паперти которой привитал преподобный, было в видении повеление Богоматери: «Введи в церковь Мою человека Божия, да пребывает в ней», и под именем человека Божия указан был преподобный Алексий. Многим сделалось известно его богоугодное житие, и он удалился из Эдеса в Тарс, но сильная буря загнала корабль, на коем он плыл, в Рим. Действием Промысла Божия возвращенный на родину, человек Божий испросил себе при родительском доме малую хлевину и жил в ней, как бесприютный нищий, не знаемый родителями, питаясь ради Христа подаянием от стола их. Ежедневно получая пищу от трапезы своих родителей, преподобный разделял иным нищим, а сам питался только хлебом и водою. Ночи проводил без сна в молитве и еженедельно причащался Божественных Таин. Дивно было терпение человека Божия от слуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Итак, цель была достигнута, Крест восторжествовал над исламом. Город был наполнен враждебным мусульманским населением, завоеватели обошлись с ним в высшей степени жестоко. Как бы в отмщение за свои продолжительные страдания, они предали мечу и огню все, что было в городе мусульманского. Летописцы с удовольствием рассказывают о лужах крови, по которым ходили воины Христовы. Кровожадностью и хищностью отличился Танкред, удовлетворивший на этот раз, сколько возможно было, своей жестокости и ненасытной скупости. Первым делом, которое должны были решить крестоносцы, был вопрос об устройстве административной власти в Иерусалиме. Но здесь снова они опять разделились на две партии: одна стояла за то, чтобы устроить в Иерусалиме церковную республику с патриархом во главе – это партия духовного господства; другая партия выдвигала светский принцип, эта последняя взяла перевес. Предложили Раймунду Тулузскому принять на себя управление Иерусалимом, но он в силу своих личных нравственных принципов отказался; предложили Роберту Нормандскому, и тот отказался. Остался один Готфрид Бульонский, который и согласился на предложение, заявив, однако, что будет носить титул не иерусалимского короля, а «защитника Гроба Господня». Таким образом, Иерусалим был предоставлен во власть герцога нижнелотарингского Готфрида Бульонского. Это обстоятельство имеет важное значение для последующей истории государств, основанных западными князьями. В Малой Азии было другое княжество – Эдеса, принадлежавшее брату Готфрида Бульонского, Балдуину; таким образом, в руках одного дома были два владения, которые при необходимости могли соединяться и оказывать сильное влияние на политику и положение других княжеств. Вручение власти над Иерусалимом Готфриду Бульонскому обусловливало собою усиление лотарингского дома на Востоке. Готфрид Бульонский был человек добрый, уступчивый, но в то же время весьма недалекий. Он едва не упустил из рук и той незначительной доли власти, которая ему досталась. В первый же год княжения Готфрида духовенство иерусалимское в высшей степени систематично начинает его стеснять, доводя его власть до минимума.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Когда Филипп был убит, к власти пришел его сын Александр Великий (Македонский) , который подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы , поскольку жители этого города восстали против него, а затем повел македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов и за 11 лет военных походов расширил свои владения до р.Инд и захватил Египет . После смерти Александра в Вавилоне огромная империя была разделена между его военачальниками, при этом Македония отошла к Антипатру . Эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур. В III в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена , которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию , однако не оказали заметного влияния на Македонию. В 148 г. до н.э. римляне присоединили Македонское царство к своей империи . С этого времени начинается период восьмивекового римского правления. В Средневековье и Новое время влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 году н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи . Нашествия славян Набеги готов , вандалов и гуннов в IV - V вв. незначительно изменили этнический облик этой области. Однако в конце VI в. в Македонии появился такой важный этнический элемент, как славяне и авары , говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения р. Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней, или Северо-Западной, Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, поселилившиеся к востоку от р.Струма, стали называться струмянами . Славянские нашествия VI - VII вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города – Салоники , Сере , Эдеса и Верия . Позже византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.

http://drevo-info.ru/articles/13671484.h...

Придя к морю, Алексий сел на корабль и от – плыл в Лаодикию. Плывя, он молился Богу: «Боже, спаси меня ныне от суетного мирского жития, и сподоби десного на суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими!» Из Лаодикии Алексий отправился в Месопотамию – в город Эдес. Продав все взятые им в доме родительском драгоценности свои и деньги раздав нищим, он облекся в рубище нищего, и пребывал почти непрестанно на паперти храма Божия, питаяся милостынею во имя Христово и остатками ее питая иных нищих; он был в непрестанном посте и молитве, вкушал немного хлеба и воды и еженедельно причащался св. Таин. Ум его, занятый богомыслием, витал горе, плоть его от многого воздержания увяла и иссохла. В этих подвижнических трудах препод. Алексий провел в Эдесе 17-ть лет, и был возлюблен Богу. Пономарю церкви, на паперти которой привитал преподобный, было в видении повеление Богоматери: «введи в церковь мою человека Божия, да пребывает в ней», и под именем человека Божия указан был преп. Алексий. Многим сделалась известна его богоугодная жизнь, и он удалился из Эдеса в Тарс, но сильная буря загнала корабль, на коем он плыл, в Рим. Действием Промысла Божия возвращенный на родину, человек Божий испросил себе при родительском доме малую хлевину и жил в ней, как бесприютный нищий, незнаемый родителями, питаясь ради Христа подаянием от стола их. Ежедневно получая пищу от трапезы своих родителей, преподобный разделял ее иным нищим, а сам питался только хлебом и водою; ночи он по-прежнему проводил без сна в молитве и еженедельно причащался божественных таин. Дивно было терпение человека Божия от слуг: иные ударяли его, иные за волоса терзали, иные толкали, иные же помои на голову его изливали, и иные образом ругались над ним. Непобедимый страдалец все это переносил молча. Еще более скорбное терпение человека Божия было от того, что против хлевины его было окно палаты, в которой жила невеста его, оставшаяся в доме жениха своего и с своею свекровию часто плакавшие – одна о вдовстве Своем, другая о лишении сына своего, и эти слезы видел и рыдания слышал человек Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Твоими молитвами совершена жатва, итак, приди, получи плату. Из этого у них родился спор. Заболевший и неработавший брат говорил: – Не возьму денег, потому что я не работал. Они не хотели успокоиться, если он не возьмет своей части. Не согласившись, все трое пошли судиться к некоторому великому старцу. Первый брат говорил старцу: – Мы пошли втроем жать поле некоторого владельца за плату; когда пришли на место жатвы, я в самый первый день сделался болен и возвратился в келлию мою, не будучи в состоянии даже в течение одного дня принять участие в работе; ныне они принуждают меня, говоря: «Брат, приди, получи плату за работу», которой я не работал. Другие два брата говорили: – Точно, мы пошли жать и взялись выжать пространство, которое нам отмерили, но если бы мы жали и все трое, то лишь с великим трудом могли бы выжать такой участок; за молитвы же этого брата мы двое выжали его скорее, нежели могли бы выжать трое, почему и сказали ему: «Приди, получи следующую тебе плату», а он не хочет сделать этого. Старец, услышав такой спор, удивился и сказал одному из своих монахов: – Ударь в било, чтобы братия, находящиеся по келлиям, сошлись все сюда. Когда они пришли, старец сказал им: – Придите, братия, услышьте сегодня праведный суд. Потом пересказал им все, слышанное от братий, пришедших судиться, и присудил первому брату взять следующую ему плату и употребить ее по своему усмотрению. И вышел этот брат печальным: он плакал, как будто совершено было над ним неправосудие. (Из «Уроков и прим. христианской любви» свящ. Дьяченко) Искупление из темниц должников имеет великую цену в очах Божиих К делам милости телесной, между другими, можно еще отнести искупление из темниц несостоятельных должников или вообще облегчение их участи. Какую цену имеет это дело в очах Божиих, вы увидите из следующего случая, бывшего в жизни преподобного Феодула, память которого св. церковь совершает в 3 день декабря. Этот святой, удалившись от мира, близ Эдеса взошел на столп и на нем тридцать лет провел в посте и молитвах. Перед кончиною ему однажды пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в своей жизни преимущественно пред другими угодили Ему. Молитва дошла до Бога, и Феодул услышал следующий голос: «Корнилий, который родом от Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и царства небесного достоин. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро». Феодул тотчас же отправился искать этого Корнилия и нашел. Падши к ногам его, Феодул стал умолять, чтобы он открыл ему жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Кирилл (Пейчинович ; ок. 1771-1845), архим. Феодосий Синайский (2-я пол. XVIII в.- 1843), иером. Рильский Неофит (1793 или 1790-1881), братья Д. Миладинов (1810-1862) и К. Миладинов (1830-1862), Йордан Хаджиконстантинов (Константинов; 1818-1882), Нафанаил (Бойкикев ; 1820-1906), митр. Охридский, Г. Пырличев (1830-1893), Райко Жинзифов (1839-1877) и др. Пробуждению национального самосознания у болгар способствовала деятельность рус. славянофилов, большую роль сыграло издание книги Ю. И. Венелина «Древние и нынешние болгары» (1829). Среди молодежи, приезжавшей для получения образования в рус. учебные заведения, были и уроженцы М. (но массовый приток учащихся начался после Крымской войны, когда правительство Александра II взяло курс на поддержку славян). Процесс национального возрождения болгар был связан с обретением не только политической независимости от турок, но и церковной независимости от греков. Уже во 2-й четв. XIX в. они стали выдвигать требование о назначении епископами в епархии с преимущественно болг. населением этнических болгар. В период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. македон. греки принимали активное участие в боевых действиях. Купец Э. Папас из г. Сере (Серры) вложил состояние в организацию восстания на п-ове Халкидики. В восстании приняли участие также жители п-ова Касандра и афонские монахи. Повстанческие отряды почти дошли до Фессалоники, но туркам удалось подавить восстание. Ответные репрессии опустошили города Центр. М., в особенности Фессалонику. В 1821-1822 гг. повстанческие движения охватили также города Западной М. (Науса, Эдеса) и горный массив Олимп. Оставшиеся в живых повстанцы участвовали в боевых действиях против турок в Центр. Греции и на Пелопоннесе. Но и в это время конфессиональная самоидентификация на Балканах еще оставалась сильнее национальной: главных своих врагов греч. повстанцы видели в мусульманах, а на стороне греков против турок сражались болгары и сербы, напр. отряд болг. серба Кристе Даговича (Хаджихристоса Вулгариса), ставшего впосл.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

радуйтеся, и того веровати в силу Бога христианскаго научившии. Радуйтеся, подателие милости тоя требующим; радуйтеся, стражи неусыпнии память вашу почитающих. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие. Кондак 7 Хотяй Человеколюбец Господь явити милость людем Своим, сохрани телеса ваша нетленна и чудоточаща, от нихже вси вернии токи исцелений получают, зовуще Богу: Аллилуия. Икос 7 Новых заступников и дивных чудотворцев вас ведуще, людие из града Эдеса святый храм в память вашу создаша, в немже и мощи ваша положиша, да вси страждущии помощь от них, яко от обильна источника, почерпают. Такожде и мы, тверду надежду на вас имуще, взываем вам сице: Радуйтеся, душевных и телесных недугов наших целителие; радуйтеся, бесов о имени Господни изгонителие. Радуйтеся, Евангельския истины благовестителие; радуйтеся, Божественныя благодати носителие. Радуйтеся, скорби многи за имя Господне приемшии; радуйтеся, дивно во святых Его просиявшии. Радуйтеся, града вашего Эдеса похвало и утверждение; радуйтеся, и всея вселенныя славо и похваление. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие. Кондак 8 Странно и страшно неверным слышати, какова дивная дела от святых мощей ваших совершаются: недузи врачуются и страсти исцеляются. Мы же, тверду надежду на вас имуще, Богу, о вас тако благодеющему, с верою взываем: Аллилуия. Икос 8 Всеми добродетельми исполненнии, за няже и славою Божиею почтеннии, внимайте, святии мученицы, молитвам верных, чтущих святую память вашу, от нихже слышите сицевая: Радуйтеся, нищии духом, яко ваше есть Царствие Небесное; радуйтеся, плакавшии, яко утешистеся. Радуйтеся, кротции, яко наследовасте землю; радуйтеся, алкавшии и жаждавшии правды, яко насытистеся. Радуйтеся, милостивии, яко стяжали есте помилование;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Аудио: Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 24 сентября 2021 года (журнал 67) Кондак 1 Избраннии чудотворцы Христовы и святыя веры исповедницы,/Гурие, Самоне и Авиве добронравнии,/память вашу чтуще песньми похвальными,/воспеваем яко заступников христиан и покровителей страждущих./Вы же, имуще дерзновение ко Господу,/от всяких бед и напастей свободите нас,/верою и любовию зовущих://Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие. Икос 1 Ангели во плоти, Троице Святей равночисленнии, любовию к Богу горяще, идолы попрасте, веру Христову укреписте, Троицу Святую прослависте, темже похваляюще подвиги ваша, глаголем вам сице: Радуйтеся, закона Господня теплейшии хранителие; радуйтеся, Евангельскаго учения добрии послушателие. Радуйтеся, светильницы благочестия; радуйтеся, обличителие нечестия. Радуйтеся, утверждение веры Христовы; радуйтеся, столпи Церкве Божия. Радуйтеся, верных надеждо и заступление; радуйтеся, неверных устрашение и посрамление. Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие. Кондак 2 Видяще нечестие людей града Эдеса, святии Гурий и Самон в пустыню удалишася, бегая мира сего и соблазнов его, и усердно служаще Богу, день и нощь воспеваху: Аллилуия. Икос 2 Разум премудр имеюще, святии мученицы, выну трудишася во славу Божию, языческое нечестие обличающе, ищущия истины на путь правый наставляюще, и многи неверныя к Богу истинному привлекоша, сего ради глаголем вам сице: Радуйтеся, насадителие истиннаго богопочитания; радуйтеся, искоренителие демонскаго служения. Радуйтеся, тьмы нечестия обличителие; радуйтеся, идольския прелести низложителие. Радуйтеся, исповедницы Христовы изряднии; радуйтеся, светила веры православныя. Радуйтеся, крини благоуханнии рая превышняго;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001   002     003