Постановлением Президиума ВЦИК от 6 апр. 1925 г. Оренбургская губ. была выделена из состава Киргизской АССР и напрямую вошла в состав РСФСР. 4 нояб. 1926 г. к губернии были присоединены Илекская и Ташлинская волости Илекского у. Уральской губ. Казакской АССР. Постановлением Президиума ВЦИК от 30 мая 1927 г. уездное деление упразднено, введено деление на 16 районов: Буртинский, Домбаровский, Ивановский, Илекский, Кваркенский, Каширинский, Краснохолмский, Ново-Покровский, Оренбургский, Орский, Петровский, Покровский, Соль-Илецкий, Софиевский, Троицкий, Шарлыкский. В 1922-1926 гг. Исаево-Дедово (с 1922 Каширинск, ныне с. Октябрьское), в 1923-1926 гг. Каргала и до 1927 г. Илек имели статус города; в 1926 г. этого статуса также лишился г. Илецк (Илецкая Защита). Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. Оренбургская губ. была упразднена, а ее территория передана в состав Средневолжской обл., туда же вошла и часть территории совр. О. о., входившая в Самарскую губ. В Средневолжской обл. территория совр. О. о. составляла Бугурусланский, Бузулукский и Оренбургский округа. В 1929-1934 гг. регион входил в состав Средневолжского края, где до 1930 г. составлял Бугурусланский и Оренбургский округа. Открыто движение по железнодорожным линиям Сара - Орск (1929), Золотая Сопка (Троицк) - Орск (1930), начато строительство ряда крупных предприятий, в т. ч. комбикормового завода, завода «Трактородеталь» (пущен в 1931) и др. В 1929-1931 гг. в окрестностях Орска открыты крупные месторождения железной руды (Орловское, Аккермановское, Промежуточное и др.), ставшие основой развития Орско-Халиловского промышленного р-на. В февр.-дек. 1934 г. в составе Средневолжского края существовал Орский промышленный округ. О. о. образована 7 дек. 1934 г. Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 25 янв. 1935 г. и постановлению президиума Оренбургского облисполкома от 13 февр. 1935 г. «О новой сети районов Оренбургской области», включала 52 района: Абдулинский, Адамовский, Акбулакский, Александровский, Андреевский, Асекеевский, Белозерский, Бугурусланский, Бузулукский, Буранный, Буртинский, Гавриловский, Грачёвский, Державинский, Домбаровский, Екатериновский, Зиянчуринский, Ивановский, Илекский, Каширинский, Кваркенский, Кичкасский, Краснопартизанский, Краснохолмский, Кувандыкский, Курманаевский, Люксембургский, Матвеевский, Мордовско-Боклинский, Мустаевский, Новоорский, Новопокровский, Новосергиевский, Оренбургский, Орский, Павловский, Переволоцкий, Покровский, Пономарёвский, Сакмарский, Саракташский, Свердловский, Секретарский, Сок-Кармалинский, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тепловский, Тоцкий, Троицкий, Халиловский, Шарлыкский.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Традиционными центрами казачьей беглопоповщины во 2-й пол. XIX в. служили станицы Сакмарская, Рассыпная, г. Илецк и пос. Кинделинский. Долго поддерживали традиции Иргизских мон-рей скиты Троицкого у. Оренбургской губ. (ныне в Челябинской обл.). В 1888/1889 г. позиция «духовномудрствующих» часовенных нашла свое воплощение в сочинении бывшего полковника Уральского казачьего войска И. И. Канбулина «Цветник», вероятнее всего составленном в Оренбурге. Широко толкуя предсказания отцов Церкви, он обосновывал фактически беспоповский тезис об исчезновении таинств после отступления от веры, но в отличие от беспоповцев связывал это не с реформами патриарха Никона (Минова) в XVII в., а с распространением униат. «обливательного» крещения, окончательно уничтожившего возможность найти «правильное» священство ( Боровик Ю. «Времена, они меняются»: дискуссии уральских старообрядцев о прошлом и будущем в контексте поисков «истинного» священства в кон. XIX в.//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018. 1. С. 265). В пос. Кинделинском до 1895 г. храмы РПЦ вообще отсутствовали, а построенный затем храм был единоверческим, в кон. 90-х гг. XIX в. там неоднократно проводились диспуты о вере между миссионерами и наставниками староверов. Несмотря на юридический запрет исповедания вероучения в казачьих войсках и малые офиц. цифры количества старообрядцев, они оставались заметной и влиятельной силой казачьего сообщества, прежде всего из-за более высокого уровня их грамотности и широты кругозора. Они выступали первыми кандидатами на должности командиров, введенный запрет на их назначение оставлял казачьи войска без подготовленного младшего командного состава и осложнял несение службы казаками в целом. В 60-х гг. XIX в. и. о. наказного атамана Оренбургского войска генерал-майор Е. И. фон Зенгбуш был вынужден ходатайствовать о разрешении производить старообрядцев хотя бы в урядники, нехватка которых в войске была наиболее острой, и в 1865 г. такое разрешение властями было дано. В крестьянской среде признанным центром беглопоповщины было с. Елатомка. Среди крестьян было распространено и беспоповство: в сер.- 2-й пол. XIX в. большие общины поморцев действовали в селах Ст. Тепловка, Лабазы, Изобильное (ныне Соль-Илецкого городского округа), Трудовое, Буранное; федосеевцев - в селах Ветлянка, Трудовое, Затонное (совр. Соль-Илецкого городского округа), Софиевка (ныне Пономарёвского р-на); дырников - в с. Затонное. Бегуны были отмечены в Троицком и Челябинском уездах Оренбургской губ. (ныне Челябинская обл.).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЕНБУРГСКАЯ И САРАКТАШСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Оренбурге. 1883–1886 гг., реконструирован в 1988 — 90-х гг. ХХ в. Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Оренбурге. 1883–1886 гг., реконструирован в 1988 — 90-х гг. ХХ в. Образована в 1799 г. с названием Оренбургская и Уфимская, в 1859-1908 гг. Оренбургская и Уральская, в 1908-1928 гг. Оренбургская и Тургайская, в 1929-1938 гг. Оренбургская, в 1945-1948 гг. Чкаловская, в 1948-1957 гг. Чкаловская и Бузулукская, в 1957-2011 гг. Оренбургская и Бузулукская, с 2011 г. имеет совр. название. Входит в Оренбургскую митрополию (образована 6 окт. 2011). Территория епархии включает города: Оренбург (в 1938-1957 Чкалов), Соль-Илецк, Абдулино, а также Абдулинский, Акбулакский, Александровский, Беляевский, Матвеевский, Новосергиевский, Октябрьский, Оренбургский, Переволоцкий, Пономарёвский, Сакмарский, Саракташский, Соль-Илецкий, Тюльганский и Шарлыкский районы Оренбургской области . О. и С. е. разделена на 19 благочиннических округов: Абдулинский, Акбулакский, Беляевский, Городищенский, Матвеевский, Новосергиевский, Октябрьский, Переволоцкий, Пономарёвский, Сакмарский, Саракташский, Соль-Илецкий, Тюльганский, Шарлыкский, 4 округа в Оренбурге: Иоанно-Предтеченский, Казанский, Никольский, Троицкий, а также монастырский округ. Кафедральный город - Оренбург. Кафедральные соборы - во имя свт. Николая, Мирликийского чудотворца, в Оренбурге и во имя Св. Троицы в пос. Саракташ. Правящий архиерей - митр. Оренбургский и Саракташский: Вениамин (Зарицкий). На нач. 2019 г. в О. и С. е. действовали 4 мон-ря (2 мужских и 2 женских), 211 приходов; в клире состояли 121 священник и 14 диаконов. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по канонизации святых, по взаимодействию Церкви и общества, по делам молодежи, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами РФ и правоохранительными учреждениями, по работе с казачеством, по тюремному служению, по церковной архитектуре и иконописи, культуры, по профилактике алкоголизма и наркомании, миссионерский (информационно-консультационный центр им. сщмч. Макария Оренбургского) и комиссии: по вопросам семьи, защиты материнства и детства, по вопросам физической культуры и спорта, богослужебно-инспекционная, дисциплинарная, попечительская (касса взаимопомощи).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

2015, с 25 февр. 2004 в сане митрополита; с 5 окт. 2011 именовался Оренбургским и Саракташским). Оренбургский и Саракташский: митр. Вениамин (Зарицкий; с 22 окт. 2015). Монастыри на территории Оренбургской обл. Действующие: Бузулукский Спасо-Преображенский (мужской, недалеко от Бузулука при Атаманском ключе, учрежден в 1853 из общины, существовавшей с 20-30-х гг. XIX в., закрыт в 1929, возрожден в 2003), бузулукский Тихвинский (женский, в Бузулуке, учрежден в 1859 из общины, существовавшей с 1835, закрыт в 1930, возрожден в 2000), оренбургский Успенский (женский, в Оренбурге, учрежден в 1872 из общины, существовавшей с 1854, закрыт в 1923, возрожден в 2013), Николаевский пещерный (близ с. Покровка Оренбургского у., ныне Новосергиевского р-на, первоначально мужской, учрежден в 1913 из общины, существовавшей с 1906 (утверждена Синодом в 1909 как скит оренбургского Успенско-Макариевского (Мещеряковского) мон-ря), закрыт в 1925, возобновлен в 2002 как женский, официально открыт в 2018), Елисаветинская община при Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия (женская, в пос. Саракташ, учреждена в 1996 как сестричество, с 1999 община), Свято-Андреевский (мужской, в с. Андреевка Саракташского р-на, учрежден в 1996), Николая Чудотворца, святителя (в с. Новоникольском Александровского р-на, в 2002-2010 муж. мон-рь, с 2015 жен. община, с 2018 жен. мон-рь), Димитрие-Солунский (мужской, в Оренбурге, учрежден в 2016), орский в честь Иверской иконы Божией Матери (женский, в Орске, учрежден в 2016). Закрытые: оренбургский Богодуховской Иоанно-Предтеченский (мужской, на горе Маяк недалеко от Оренбурга (ныне в черте города), учрежден 7 янв. 1867, закрыт в 1929), Михаило-Архангельское подворье оренбургского Успенского женского мон-ря (близ с. Бродецкого Оренбургского у., существовало в 1868-1923), оренбургский Успенско-Макариевский (Мещеряковский) (мужской, близ с. Подгородняя Покровка Оренбургского у. (ныне Оренбургского р-на), учрежден в 1895, закрыт в 20-х гг. XX в.), орский в честь Покрова Пресв. Богородицы (женский, в Орске, учрежден в 1898 из общины, существовавшей с 1885, закрыт в 1925), илецкий Николаевский (женский, близ г. Илецка (ныне Соль-Илецк), учрежден в 1900 из общины, утвержденной Синодом в 1893, закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Покровский (Разгуляевский) (женский, близ деревень В. и Ср. Каинкуловых Оренбургского у. (совр. пос. Шар Александровского р-на), учрежден в 1904 из общины, существовавшей с 1894, закрыт в 20-х гг. XX в.), подворье афонского Пантелеимонова муж. мон-ря (в Оренбурге, существовало с кон. XIX - нач. XX в., закрыто в 20-х гг. XX в.), Пантелеимоновское подворье Николаевского (пещерного) муж. мон-ря (в Оренбурге, учреждено в 1916, закрыто в 1929).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (22.10.1867, г. Бузулук Самарской губ., ныне Оренбургской обл.- 13.09.1928, Москва), свящ., композитор, исследователь церковного пения, педагог. Окончил Самарскую ДС. В 1883 - 1895 гг. псаломщик Воскресенской ц. в г. Илецке (совр. Соль-Илецк), в 1895-1899 гг. регент архиерейского хора в Орле, в 1898 - 1901 гг. псаломщик Введенской ц. в бывш. Новинском мон-ре в Москве. В 1900 г. получил аттестат регента 2-го разряда в Придворной певч. капелле . В 1901-1904 гг. жил в г. Мензелинске (Уфимской губ.), где принял священнический сан. С 1904 г. учитель пения в МДС и член причта ц. свт. Николая при семинарии, с 1909 г. член совета Общества любителей церковного пения в Москве (см. Общества церковно-певч. ), в 1905 - 1918 гг. член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще церковного пения , заведовал частными духовно-певч. хорами. В 1910 - 1918 гг. преподаватель истории церковного пения в Синодальном уч-ще. В 1908-1918 гг. служил в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове в Москве. В 1925-1928 гг. член Союза драматических и муз. писателей (Драмосоюза). В 1912 г. подготовил план восстановления древнерус. церковного пения (собирание и изучение крюковых рукописей, греч. и визант. трактатов). А. был последователем теории Ю. К. Арнольда : отрицая попевочную теорию осмогласия , считал, что древнерус. распевщики свободно трактовали закономерности греч. ладов, по-своему их интонируя. По мнению А., специфика рус. интонационности отразилась в обиходном звукоряде. Стиль духовных сочинений и обработок А. не выходит за рамки общепринятых в церковном пении 2-й пол. XIX в. средств: нормативное четырехголосие, использование диссонансов, хроматизмов, опора на интонации и гармонический язык обиходных песнопений. Муз. соч.: Духовно-муз. соч. и перелож. М.: Юргенсон, 1892. Т. 1. 1 - 16; 1893. Т. 2. 17 - 46 [в т. ч. 15 стихир на двунадесятые праздники]; 1896. Т. 3. 47 - 81: 12 избр. стихир Постной Триоди; Пение на Божественной литургии св. Иоанна Златоуста. Давида царя и пророка песни. 1897. Сер. 1-2; 1898. Сер. 3; 1898 - 1899. Т. 4. 82-93 [в т. ч. Гармонизация древле-рус. церк. пения по христианско-визант. теории и законам церк. осмогласия. 3 вып.: Богородичны догматики воскр.; «Бог Господь» с тропарями воскр.; Ирмосы воскр.]; 94: Канон и стихиры Пасхи знам. росп. М.: изд. авт., 1911; 95 - 101 [в т. ч.: Богородичны догматики воскр. 8 гласов большого знам. росп.]. М.: изд. авт., 1905; «Блаженны», Славословие великое. 15 авг. 1928 г. (литогр.).

http://pravenc.ru/text/114702.html

д. 458 «Сердце» принимает иногда значение: «нутро, недро, утроба, средоточие, нутровая средина», так что говорится «сердце земли» , вместо нутро земли, «сердце дерева» (ср. французское cœur d’un arbre) и «сердце пера» – в смысле «средины толщи» их. Подобным же образом можно слышать выражения: «сердечко яблока», т. е. гнездо, семена вместе с кожухом; « сердцевина дерева», т. е. срединная мякоть в дереве, проходящая как бы жилою от корня, до самой вершины; «сердцевина камня», ядро где оно есть, особого вида или состава камень внутри другого; «соляная сердцевина» в горной соли (Илецк), чистые гранки, прозрачные как стекло, лежат гнездами; кремневый голыш в меловой толще, или, на казанском наречии, сердце. Поэтому же сердечником называется всякий стержень, влагаемый в ствол, в дыру; болт, пропускаемый сквозь переднюю подушку и ось повозки, на котором ворочается передок; шворень, штыр, курок; железный стержень с шаром, для образования пустоты, при отливке пустотелых артиллерийских снарядов; или, еще, мягкое железо, образующее электромагнит и помещаемое внутри намотки, например, в динамо-машинах, «сердечник электромагнитов» или «сердечник барабана». Обратимся теперь к языкам семитским, преимущественно к еврейскому.В русском переводе Библии словом «сердце» передается понятие, выражаемое по-еврейски словом libb, соответствующим accupuйckoмylibbu, арамейскому ; эфиопскому , арабскому лубб и т. д., или словом libab, а в арамейском 459 . Слова эти происходят от √. Но глагол , встречаясь лишь в формах нифаль и ниель, в форме каль не употребляется, так что об основном значении √ можно лишь строить догадки. 460 Правда, высказывавшиеся предположения не исключают друг друга и могут быть объединены. Это объединение происходит наиболее естественно, если в основу положить гипотезу Фюрста, 461 к тому же более вероятную, ибо она находит себе параллель в этимологии индоевропейских слов, означающих «сердце» . По мнению Фюрста, глагол имеет первым своим значением, переходным: укутывать, завертывать, обвертывать, обвивать, покрывать, а вторым, переходным: пылать, гореть, тлеть, быть накаленным. Переходное значение доказывается параллелями: арабского языка: йапавапокрывать, – отсюда йапав кожа, мех, щит; паффа convolvit, свернул, – глагол равносильный еврейскому завертывать; Сирскими: паф, прикрывать, откуда епибе’ веки (глаз), т. е. кожи, покровы и др. Отсюда понятно, что глагол действительно мог бы означать pinguis fuit, был жирен, как указывает Гезений, 462 ибо быть жирным и значит быть окруженным, быть, как бы, укутанным жиром. Точно так же понятно и то, что рассматриваемый глагол мог бы иметь значения «держания на чем-нибудь, крепкого приставания к чему-нибудь, прицепления вьющегося растения к деревьям», – откуда затем «обворачиваться, обвиваться». 463

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Сердце» принимает иногда значение: «нутро, недро, утроба средоточие, нутровая средина», так что говорится «сердце земли», вместо нутро земли, «сердце дерева» (ср. французское coeur d " un arbre) и «сердце пера» — в смысле «средины толщи» их. Подобным же образом можно слышать выражения: «сердечко яблока», т. е. гнездо, семена вместе с кожухом; «сердцевина дерева», т. е. срединная мякоть в дереве, проходящая как бы жилою от корня, до самой вершины; «сердцевина камня», ядро где оно есть, особого вида или состава камень внутри другого; «соляная сердцевина» в горной соли (илецк), чистые гранки, прозрачные как стекло, лежат гнездами; кремневый голыш в меловой толще, или, на наречии, сердце. Поэтому же сердечником называется всякий стержень, влагаемый в ствол, в дыру; болт, пропускаемый сквозь переднюю подушку и ось повозки, на котором ворочается передок; шворень, штыр, курок; железный стержень с шаром, для образования пустоты, при отливке пустотелых артиллерийских снарядов; или, еще, мягкое железо, образующее электро–магнит и помещаемое внутри намотки, например, в динамо–машинах, «сердечник электромагнитов» или «сердечник барабана». Обратимся теперь к языкам семитским, преимущественно к еврейскому. В русском перевод Библии словом «сердце» передается понятие, выражаемое по–еврейски словом libb, соответствующим ассирийскому libbu, арамейскому ; эфиопскому лэбэ, арабскому лубб и т. д., или словом libab, а в арамейском   . Слова эти происходят от √. Но глагол , встречаясь лишь в формах нифаль и пиель, в форм каль не употребляется, так что об основном значении √ можно лишь строит догадки  . Правда, высказывавшиеся предположения не исключают друг друга и могут быть объединены. Это объединение происходит наиболее естественно, если в основу положить гипотезу Фюрста  , к тому же более вероятную, ибо она находи т себе параллель в этимологии индо–европейских слов, означающих «сердце». По мнению Фюрста, глагол имеет первым своим значением, переходным: укутывать, завертывать, обвертывать,обвивать, покрывать, а вторым, переходным: пылать, гореть, тлеть, быть накаленным. Переходное значение доказывается параллелями: арабского языка: йапава покрывать, — отсюда йапав кожа, мех, щит; паффа convolvit, свернул, — глагол равносильный еврейскому завертывать; Сирскими: паф, прикрывать, откуда епибе’ веки (глаз), т. е. кожи, покровы и др. Отсюда понятно, что глагол действительно мог бы означать pinguis fuit, был жирен, как указывает Гезений  , ибо быть жирным и значит быть окруженным, быть, как бы, укутанным жиром. Точно также понятно и то, что рассматриваемый глагол мог бы иметь значения «держания на чем–нибудь, крепкого приставания к чему–нибудь, прицепления вьющегося растения к деревьям», — откуда затем «обворачиваться, обвиваться»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

школ и б-к, освобождали дома духовенства от уплаты налогов и т. д. На протяжении XVIII - нач. XX в. число мусульм. культовых зданий в Оренбургской губ. постепенно росло: в 1800 г. насчитывалось 1147 мечетей, в 1858 г.- 1699. Этот рост продолжился и после выделения самостоятельной Уфимской губ. В 1885 г. в Оренбургской губ. было 486 мечетей, в 1912 г.- 599. Крупные мусульм. общины сложились в Сеитовском посаде (ныне с. Татарская Каргала Сакмарского р-на) - 10 мечетей, в Оренбурге - 8 мечетей, в с. Новомусине (ныне Шарлыкского р-на) - 6 мечетей, в Орске - 5 мечетей; в Асекеево и Сарманае (ныне Шарлыкского р-на) действовали по 4 мечети; в с. Дюсметьеве (ныне Пономарёвского р-на), г. Илецке (ныне Соль-Илецк), пос. Никольском (ныне Кувандыкского городского окр.), селах Новосултангулово, Старокульшарипово, Старомукменево (ныне Асекеевского р-на), Тукай (ныне Александровского р-на) и Утеево (ныне Красногвардейского р-на) - по 3 мечети. Со 2-й пол. XVIII в. крупнейший на Юж. Урале комплекс мусульм. образовательных учреждений среднеазиат. типа складывался в Сеитовой слободе (Сеитовский посад). Ежегодно сюда прибывали десятки новых учеников из Ср. Поволжья, где они в основном не имели возможности получить традиц. образование из-за действовавших ограничений со стороны властей. Стандарты образования в местных медресе были столь высоки, что в кон. XVIII в. даже имамы и мударрисы из Волжско-Уральского региона нередко отказывались от религ. дел и отправлялись на обучение в Сеитовский посад. В 1810 г. здесь обучались 359 шакирдов, в 1869 г.- 496, к кон. XIX в.- ок. 700. Мн. выпускники продолжали обучение в Бухаре, Самарканде, Балхе, Герате, Кабуле и др. признанных центрах ислам. культуры. В Сеитовском посаде получили образование мн. выдающиеся деятели мусульм. культуры: крупнейший поэт, автор многочисленных трактатов по философии, богословию, праву, филологии Габдрахим Утыз Имяни (1754-1834), поэт и дипломат Абульманих Каргалый (1782 - не ранее 1833), автор популярных религиозно-дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794-1867), 3 первых главы российских мусульман муфтии Мухамеджан Хусаинов (1756-1834), Габдессалям Габдрахимов (1765-1840) и Габделвахид Сулейманов (1786-1862).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

селах: верующие регулярно проводили молитвенные собрания, соблюдали религ. обрядность при проведении похорон, отмечали все религ. праздники. Весной 1951 г. ряд пресвитеров, проживавших в нем. селах, были обвинены в антисоветской деятельности и репрессированы. К кон. 50-х - нач. 60-х гг. в меннонитские общины О. о. входило 4410 чел. В 1961-1964 гг. за пределы своих районов в О. о. сроком на 5 лет было выселено 14 проповедников, после чего религ. жизнь замерла. Однако с сер. 60-х гг. XX в. попытки меннонитов зарегистрировать свои общины возобновились, и в нояб. 1967 г. было принято решение о регистрации религиозного об-ва в с. Кичкасс Переволоцкого р-на. В О. о. продолжали нелегально действовать 53 религ. объединения меннонитов (35 братских и 18 церковных), насчитывавшие свыше 2,6 тыс. чел. В нач. 70-х гг. прошел целый ряд судебных процессов, на которых рассматривалась противоправная деятельность руководителей общин меннонитов. В 1973 г. в О. о. нелегально действовали 44 объединения меннонитов. Принятое 26 июня 1974 г. постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан немецкой национальности» привело к решению Оренбургского облисполкома в сент. 1974 г. поддержать ходатайства и зарегистрировать общины братских меннонитов в поселках Донское (150 чел.) и Подольск (70 чел.); общины братских меннонитов в селах Калтан и Ишалка, церковных меннонитов в с. Токском были взяты на учет. Община в Донском получила регистрацию только в июне 1976 г., в окт. 1978 г. там состоялось открытие молитвенного дома. Практически одновременно молитвенный дом стал функционировать и в Подольске. К кон. 1980 г. в О. о. действовали 12 зарегистрированных объединений меннонитов: 7 - братских меннонитов (Сузаново, Претория, Подольск, Канцеровка, Ждановка, Каменка, Ишалка) и 5 - церковных (Ждановка, Петровка, Степановка, Кичкасс, Соль-Илецк). Кроме того, в местах компактного проживания немцев-меннонитов действовали молитвенные дома общин баптистов (Кубанка, Претория, Донское). По представлениям Оренбургского облисполкома были зарегистрированы еще 8 религ.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Павловская реформа губерний очень быстро проведена в государственную жизнь. В своем результате она имела то, что вместо 51 губернии с землями Донских казаков, Российская Империя оказалась разделенной только на 41 губернию. Уменьшение числа губернии очень заметно отразилось на изменении территорий почти половины оставшихся губерний. I. Олонецкая губерния совершенно упразднена; её города: Петрозаводск, Олонец, Каргополь, Вытегра и Лодейное Поле были приписаны к Новгородской губернии, сохранив значение уездных городов, кроме Лодейного Поля, оставшегося за штатом. Города Повенец, Пудож и Кемь отошли к Архангельской губернии, при чем г. Кемь укрепился в ней указом 15 июля 1798 г. Город Олонец удержался в Новгородской губернии, хотя первоначально, в качестве заштатного города, отделялся к Архангельской губернии. 1134 II. Саратовская губерния также была упразднена, города её не надолго отходили частью к Пензенской, названной Пензенской и Саратовской, частью к Астраханской губерниям. Но в следующем же 1797 г. 11-го октября Пензенская губерния уничтожена, вернее переименована в Саратовскую губернию. Прежние ее города отошли к четырем губерниям – Тамбовской (уез. г. Нижний Ломов, зашт. г. Керенск и Верхний Ломов, присоединенный к Н.-Ломовскому уезду, и Чембар, присоединенный к Кирсановскому уезду), Нижегородской (уез. г. Краснослободск, зашт. Троицк и Наровчат), Симбирской (уез. г. Саранск, Инсар, зашт. Шешкеев). К восстановленной в прежнем составе Саратовской губернии из Пензенской губернии вместе с г. Пензой отошли зашт. города Мокшан и Городище. 1135 III. Астраханская губерния, названная так вместо Кавказской, при переделе пензенских городов осталась в прежнем своем объеме со включением, Кавказской области в пределах Моздокского викариатства и Уральского войска с городами – Уральск и Илецк. 1136 Колыванская губерния (в Сибири) указом 12 декабря 1796 г. прикрыта с припиской её городов к Тобольской губернии, в которой теперь оказалось 16 уездных городов с губернским г. Тобольском. 1137

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004