Большое место в «К. п.» отведено определению королевских привилегий в вопросах инвеституры и патроната над церквами - права назначения кандидатов на вакантные посты (ст. 1-2, 12). Статьи 5-7 и 10 ограничивали возможность отлучения от Церкви и наложения интердикта , устанавливали механизмы защиты от обвинений в церковном суде. Определяя в ст. 8 в качестве высшей апелляционной инстанции короля (без упоминания о папе Римском) и запрещая архиепископам, епископам и клирикам, имевшим бенефиции, покидать пределы королевства без разрешения монарха (ст. 4), «К. п.» фактически отменяли право апеллировать к Папскому престолу. Ст. 16 ограничивала влияние Церкви: запрещалось посвящать в духовный сан сыновей крестьян без согласия сеньора, на чьей земле они родились. В целом принятие «К. п.» означало усиление власти короля над Церковью в Англии по сравнению с предшествующим периодом. Архиеп. Ф. Бекет счел даже частичное согласие с документом своей слабостью и в знак покаяния на время отлучил себя от совершения мессы. Конфликт между королем и архиепископом усилился. В окт. 1164 г. в Нортгемптоне на собрании светских и церковных магнатов против архиепископа Кентерберийского был выдвинут ряд обвинений, в т. ч. в финансовых нарушениях в бытность канцлером. Архиепископ отказался участвовать в суде и тайно бежал на континент. Он прибыл ко двору папы Римского Александра III, который в это время из-за конфликта с Фридрихом I Барбароссой жил в г. Санс (Бургундия). Архиеп. Ф. Бекет вручил папе свой экземпляр «К. п.», представив их как документ, ущемляющий права католич. Церкви. Одновременно к папскому двору прибыли посланцы кор. Генриха II, стремившиеся получить от понтифика одобрение «К. п.». Александр III, к-рый еще до избрания на Папский престол получил известность как канонист, отказался выносить суждение по всему документу в целом, рассмотрев отдельные статьи. В итоге он признал, что все положения «К. п.» не служат благу католич. Церкви в Англии: 10 статей (1, 3-5, 7-10, 12 и 15) прямо противоречат каноническому праву, остальные 6 папа назвал «терпимыми».

http://pravenc.ru/text/1841263.html

Еще далее отошел Кастальский от богослужебного назначения напевов панихиды в оратории для солистов, хора и оркестра, посвященной памяти воинов, павших в Первой мировой войне. Ее особенность – использование подлинных культовых напевов разных народов – русских, сербских, румынских, греческих, американских, православных и католических. Структура оратории «Братское поминовение» – по типу Реквиема, но с включением частей на русские тексты. Так наряду с традиционными частями Реквиема – Requiem aeterna, Kyrie, Rex tremende, Lacrimosa, Domine Iesu, Sanctus-Benedictus – введены две части на слова А. Толстого из поэмы « Иоанн Дамаскин » – хор «Средь груды тлеющих костей» ( 5) и ария для баса «Какая сладость в жизни сей» ( 13), являющиеся стихотворным переложением стихир Иоанна Дамаскина из чина отпевания. Музыку пятой части Кастальский изложил для хора a capella (в панихиде «Вечная память героям») на слова тропаря «Ты еси Бог , сошедый во ад и узы окованных разрешивши». Композитор смело сопоставляет напевы разных народов и, развивая, сближает их. Так, русские церковные напевы изложены преимущественно в народно-подголосочном стиле, но, сопоставляемые с католическими, они получают имитационное развитие ( 3 Sanctus, на слова «Hosanna» – вводится фугато, а в 17 «Requiem aeterna» напев «Со святыми упокой» на слова «Души воинов усопших» звучит имитационно, в противопоставлении групп хора (CA – ТБ). Насколько в оратории Кастальский далек от стиля церковной музыки, говорит хотя бы замысел одной из частей ( 14), где в заключении на фоне траурного марша Шопена звучит напев «Со святыми упокой». Да и предпосланная им программа оратории предопределила иллюстративный характер оркестрового сопровождения. Заупокойные напевы, вводимые Кастальским в ораторию, мыслились им как символы религиозного значения, объединяемые на основе их траурно-обрядовой функции. Из католических напевов им наиболее часто используется средневековая секвенция «Dies irae», ставшая в классической музыке символом смерти (Берлиоз, Лист, Сен-Санс, Рахманинов).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

За столетие число митрополий в государстве франков выросло с 13 до 21: перед кончиной Карл Великий завещал из его личных средств сделать пожертвования митрополиям Рима, Равенны, Медиолана (Милан), Форума Юлия (Фриули), Градуса (Градо, этот город на острове стал новой резиденцией Аквилейских Патриархов), Колонии (Кельна), Могонтиака (Майнца), Юваума (Зальцбурга), Треверы (Трира), Сеноны (Санса), в юрисдикцию которой входил Париж, Везонтиона (Безансона), Лугдунума (Лиона), Ратумагуса (Руана), Ремы (Реймса), Ареласа (Арля), Виена (Вьенна), Дарантазия (Тарантез – ныне это деревня в Савойе), Эбродунума (Амбрена), Бурдигалы (Бордо), Туронеса (Тура), Битуригии (Буржа). Таким образом, в империи Карла Великого в конце его правления находились 5 итальянских митрополий (Рим, Равенна, Милан, Фриули и Градо), 5 митрополий Бургундии, территория которой тогда значительно превосходила размеры современного региона с этим названием и включала большую часть Прованса (Арль, Лион, Вьенн, Безансон, Тарантез), 5 митрополий в Нейстрии (Тур, Руан, Санс, Бурж и Бордо) и 5 митрополий Австразии, в том числе одна – в ее романоязычной части – Реймс – и 4 – в германоязычной, из которых в VII веке существовала лишь одна – в Трире, при том, что в самом этом кафедральном городе сохранялось еще и романоязычное население. В VIII веке учреждены были, главным образом с миссионерскими целями, митрополии с центрами в Кельне, Майнце и Зальцбурге, при том, что в Зальцбурге (Ювауме) ранее не существовало епископской кафедры вообще. В состав Церкви Галлии входили тогда все эти митрополии, за исключением Римской и тех, что находились на территории Лангобардского королевства, которое было уничтожено Карлом Великим и вошло в состав его империи. В VIII столетии митрополитов титуловали также и архиепископами, в то время как в прошлом архиепископы возглавляли Церкви, состоявшие из нескольких митрополий и в ряде случаев обладавшие автокефалией. В VIII веке, опираясь на поддержку франкских государей, епископы Рима более уже не признавали права на автокефалию какой-либо западной Церкви, хотя Церкви в Ирландии, но также и в иных местах, где удавалось внедрить ирландский обряд, сохраняли еще полную независимость от папской курии. Но и Церковь Галлии, а также митрополии Северной Италии, более уже не претендовавшие на полную автокефалию, тем не менее обладали несравненно большей автономией, чем это стало возможным в Средневековье.

http://pravoslavie.ru/131116.html

Параллельно развивался богословский Г., центром к-рого стал богословский фак-т Парижского ун-та. Для его представителей главным был тезис о том, что папа Римский не безошибочен в определениях, касающихся вопросов веры и нравственности. Национальный Собор франц. Церкви (Орлеан, 1478), ассамблеи духовенства (Лион, 1479; Санс, 1485; Тур, 1493; Орлеан и Тур, 1510), Генеральные штаты (Тур, 1484) напоминали о принципах Г. и об особом статусе католич. Церкви во Франции. Однако королевская политика отличалась большей гибкостью и поиском путей согласия с папством для дальнейшего подчинения франц. духовенства власти короля. После долгой борьбы Риму удалось добиться отмены Прагматической санкции 1438 г. Промежуточным звеном явился Амбуазский конкордат (1472), согласно к-рому в обмен на подчинение власти папы король получал решающий голос при раздаче бенефициев. Однако короли Карл VIII (1483-1498) и Людовик XII (1498-1515) вновь вернулись к Прагматической санкции 1438 г. Окончательная ее отмена произошла в период Итальянских войн (1494-1559), когда король Франции нуждался в поддержке папства для усиления власти над франц. Церковью. Между папой Львом X и Франциском I был заключен Болонский конкордат (18 авг. 1516), к-рый действовал до 1790 г. Папа разрешил королю взимать ежегодную десятину с доходов духовенства, выборы сохранялись лишь в нек-рых капитулах и привилегированных аббатствах (отменены в 1531). Только в Провансе и Бретани, присоединенных к Франции после принятия Прагматической санкции 1438 г., папство сохраняло право замещать церковные вакансии, но впосл. там тоже было распространено действие Болонского конкордата. В булле «Pastor aeternus», к-рая утверждала конкордат, папа Лев X осудил доктрины Г. Во Франции конкордат встретил сопротивление со стороны приверженцев парламентского Г. Парламент в течение 2 лет затягивал его ратификацию (утвержден в марте 1518). Др. центром оппозиции Болонскому конкордату стал Парижский ун-т. Оба института прибегали к тактике задержки регистрации решений папы: если оно им не нравилось, то парламент направлял апелляцию к буд. Собору и т. о. блокировал вступление в силу этого решения во Франции. Впосл. парламент, ссылаясь на принципы Г., долго препятствовал публикации во Франции решений Тридентского Собора .

http://pravenc.ru/text/161574.html

Flacci Albini, siue Alchuuini abbatis Opera/Ed. A. Quercetanus. P., 1617. Col. 1397-1401; PL. 101. Col. 657-662; Biggs. 1996. P. 302-306). Бóльшую часть сведений Алкуин заимствовал из сочинений Сульпиция, но он использовал также труды Григория Турского. В проповеди М. представлен как просветитель Галлии, один из тех «наставников», к-рых Христос послал на землю для проповеди христианства. Алкуин вкратце излагает основные события из жизни святого и избранные чудеса (милостыня М. и явление ему Христа; несостоявшаяся битва с варварами; знакомство со св. Иларием; обращение разбойника; встреча с сатаной, обещавшим всегда преследовать святого; воскрешение катехумена и др.). После пространного перечисления добродетелей М. говорится о его миссионерской деятельности и разрушении языческих капищ, об исцелениях и экзорцизмах, о видениях и пророчествах святого. Проповедь в день памяти М. (11 нояб.) начинается с краткой похвалы; далее говорится о дарах чудотворения и пророчества, к-рыми обладал святой. Кончина и погребение М. описываются в соответствии с 3-м письмом Сульпиция; в конце проповеди упоминается о церкви, построенной еп. Перпетуем над чудотворной гробницей святого (см.: I Deug-Su. 1981; CSLMA. AG. T. 2. P. 491, 498-501; Hewish. 2008. P. 49-50). В сер. IX в. Аудрад Малый, к-рый до назначения хорепископом в диоцезе Санс был каноником ц. во имя М. в Туре, сложил «Песнь в честь блаженного Мартина» (BHL, N 5627; изд.: MGH. Poet. T. 3. P. 86-88). Начиная с IX в. в рукописях получили распространение специфические версии «Мартинелла», в состав к-рых входили фрагменты сочинений Сульпиция Севера, Григория Турского и др. авторов, а также краткие оригинальные произведения. Среди них - краткое сказание о «мученичестве» М., составленное в эпоху Каролингов. Сюжет сказания восходит к мотиву «бескровного мученичества», введенному Сульпицием. М. представлен как исповедник, к-рого императоры Антиох, Трибун и Юлиан подвергли мучениям за отказ принести жертву языческим богам. Палачей постигла божественная кара, и святой остался жив ( Peebles.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

В соборе святителя Сабина Согласно ещё одному преданию, один амбициозный архидиакон решил воспользоваться слепотой святителя и подослал к нему слугу с бокалом, полным яда. Святой Сабин сказал: «Я выпью этот яд, но тот, кто его приготовил, не будет епископом на моем месте». И действительно, яд не причинил вреда святому, по слову Господа: И если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк. 16, 18). Святитель остался невредим, а архидиакон скончался в тот же миг. Умер святой епископ Сабин на 105-м году жизни, девятого февраля 566 года. В XI веке епархиальная кафедра была перенесена из Канозы в Бари, а вместе с ней и мощи святого, которые покоятся сейчас в крипте. Великая святыня собора – византийская икона Одигитрия, авторство которой приписывают евангелисту Луке. Икону привезли в Бари в VII веке из Византии. И сам собор расположен на пьяцца (площади) Одигитрия. Святая Коломба Санская Святая Коломба Спасение святой Коломбы Санской медведем_Джованни Баронцио Ещё в крипте, в прозрачном саркофаге, в манекене из папье-маше, находятся мощи святой Коломбы, или Святой Голубки, как называют её барийцы. По преданию, святая родилась в 257-м году в Андорре, в богатой языческой семье. В шестнадцать лет приняла христианство и бежала от преследований во Францию, в город Санс. Когда святую нашли и бросили в тюрьму, стражники решили воспользоваться её беззащитностью, но сбежавший из цирка (или амфитеатра) медведь спас девушку. Когда святую решили сжечь на костре – неожиданно прилетевший голубь и начавшийся дождь потушили огонь. По преданию, Коломба была казнена через усечение мечом, а один слепой горожанин, почитавший её как святую, прозрел после её казни. День памяти святой – 31 декабря. Несколько картин из жития святой Коломбы, предположительно, написал итальянский художник Джованни Баронцио (1326-1362). Мученичество святой Коломбы Другие достопримечательности Бари Замок Бари Недалеко от собора находится древний Castello Normanno-Svevo di Bari – Норманно-Швабский замок Бари, построенный в XI-м веке на развалинах более раннего византийского укрепления. Замок служил и крепостью, и тюрьмой, и казармой, а сейчас превратился в музей. Он находится на самом краю Старого Города и является одним из крупнейших оборонительных сооружений во всей Апулии. Часы работы: с 8.30 до 19.30 ежедневно (выходной – среда).

http://pravoslavie.ru/109261.html

Явившийся ангел сообщил, что они погибнут, если не покаются. Разбойники покаялись, пропели гимн и были прощены. Во 2-й версии составление гимна «во времена Валента и Валентиниана» (между 364 и 375) связано с горой Юпитера (у перевала Большой Сен-Бернар) в Альпах, мимо к-рой пролегал путь И. в г. Сусанна (Санна). По предположению издателей текста, здесь подразумевается г. Свессиона (ныне Суасон) или Сеноны (ныне Санс), однако, возможно, в первоначальном варианте легенды сообщалось о путешествии через Альпы в Рим св. Илария , еп. Арелатского (444 - The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 2. P. 125). Поздние предания о почитании И. отразились в Житии св. Фридолина (VI-VII вв.), составленном в XI в. мон. Бальтером. Согласно этому произведению, Фридолин, выходец из Ирландии, прибыл в Пиктавий для поклонения гробнице святого и был избран аббатом мон-ря св. Илария. Явившись ему в видении, И. повелел восстановить церковь и перенести мощи в более почетное место. Фридолин посетил кор. Хлодвига и обратил его в христианство, после чего король пожертвовал средства для перестройки храма. По инициативе Фридолина епископ Пиктавия совершил перенесение мощей И., после чего аббат отделил часть мощей для себя. Затем И. вновь явился Фридолину и повелел идти в страну алеманнов и основать там мон-рь. По дороге святой посетил г. Курия (ныне Кур, Швейцария), где построил церковь во имя И. По свидетельству агиографа, св. Фридолин основал также мон-рь во имя И., известный под названием Хелера, на берегу р. Мозелла (ныне Мозель) (ActaSS. Mart. T. 1. P. 433-438). Житие св. Фридолина содержит недостоверные сведения и анахронизмы, свидетельства существования мон-ря св. Илария в Пиктавии, строительства базилики и перенесения мощей святого при кор. Хлодвиге не соответствуют действительности. На Житии св. Фридолина основана проповедь св. Петра Дамиани «О перенесении мощей св. Илария» (ок. 1060), в которой имеются дополнительные подробности - мощи И. переносят ангелы и т. д. Авторы XVI-XVII вв. (Ж. Буше, А.

http://pravenc.ru/text/389089.html

3 июня 1749 г. по инициативе панамского свящ. Франсиско Хавьера де Луны Виктория-и-Кастро (1695-1777) королевским указом при коллегии иезуитов в г. Панаме были основаны 3 кафедры - философии, морального богословия и схоластики, тем самым коллегия была преобразована в Королевский и папский ун-т св. Ксаверия. Ун-т работал в течение 18 лет, его 1-м ректором был приехавший из Кито (ныне в Эквадоре) Эрнандо де Каверо, затем эту должность занимал местный уроженец Хуан Антонио Гарсия Хиральдо. В 1751 г. Луна Виктория-и-Кастро стал первым панамцем, рукоположенным во епископа Панамы. Он использовал собственные средства для финансирования ун-та и продолжения строительства собора в г. Панаме. В 1758 г. он был поставлен на кафедру г. Трухильо (Перу). 27 февр. 1767 г. кор. Испании Карл III (1759-1788) подписал Прагматическую санкцию об изгнании иезуитов из испанских владений. 2 авг. того же года иезуиты П. были заключены в тюрьму и лишены имущества, ун-т св. Ксаверия закрыт. Чтобы получить высшее образование, панамские студенты были вынуждены ехать за границу, гл. обр. в Лиму. В 1796 г. еп. Ремихио де ла Санта-и-Ортега (1792-1797) торжественно освятил кафедральный собор г. Панамы. В 1797-1813 гг. епископом Панамы был местный уроженец Мануэль Хоакин Гонсалес де Акунья-и-Санс Мерино, придерживавшийся строгих консервативных позиций. Во время Войны за независимость в Лат. Америке (1810-1826) он вступил в конфликт с представителями светских властей, поддерживавшими либеральные настроения в обществе. После его внезапной смерти новый епископ был назначен только в 1815 г. Им стал сочувствующий либеральным идеям Хосе Ихинио Дуран-и-Мартель (1815-1823), к-рый в 1821 г. решительно поддержал провозглашение независимости П. от Испании и был одним из подписавших Акт о независимости. Одновременно с провозглашением независимости П. добровольно вошла в состав Вел. Колумбии. В 1830 г. была принята Конституция Вел. Колумбии, которая объявила католицизм гос. религией и запретила исповедание др. религий. В 1831 г. апостольской конституцией «Sollicitudo Ecclesiarum» Папский престол признал Вел. Колумбию, но в том же году это гос-во распалось и П. вошла в состав Нов. Гранады. 22 апр. 1836 г. папа Григорий XVI издал буллу «Romanorum Pontificum», согласно которой еп-ство Панама перешло в подчинение архиеп-ства Богота. 8 нояб. 1840 г. ген. Т. Эррера объявил о создании Государства Перешейка, к-рое просуществовало до 31 дек. 1841 г.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

Рогов Савва – распевщик (XVI в.) Родионов Константин Иванович – звонарь Троице-Сергиевой Лавры (первая половина XX в.) Родионовы Рождественский Геннадий Николаевич (род. 1931) – дирижер Рожков Николай Григорьевич – регент Троице-Сергиевой Лавры (19151919), Сергиево-Посадских Пятницкой и Петропавловской церквей (1920-е), московских церквей (после 1935) Розанов Василий Васильевич (18561919) – писатель Розанова Александра Васильевна (18801920) – дочь В. В. Розанова Розанова Татьяна Васильевна (18951975) – дочь В. В. Розанова Роллан Ромен (18661944) – французский писатель Роман Сладкопевец (конец V в.) – преподобный Рубинштейн Николай Григорьевич (18351881) – пианист, дирижер, композитор С Сакетти Ливерий Антонович (18521960) – историк музыки, теоретик Сальери Антонио (17501825) – итальянский композитор Салтыков Кирилл Георгиевич (19141939) – пианист Санков Георгий Прохорович (18601929) – железнодорожный мастер в Сергиевом Посаде, тесть З.В. Трубачева Санкова К.Г. (см. Трубачева К.Г.) Санковы Самарин Петр Дмитриевич (18611916) – член Общества любителей церковного пения, издатель, брат Ф.Д. Самарина Сапарова Нина Аркадиевна (конец XIXok. 1920) – певица, двоюродная сестра П.А. Флоренского Сапарова (в замужестве Карамян) София Павловна (18661939) – тетка П.А. Флоренского Сараджев Константин Константинович (19001942) – звонарь Сараджев Константин Соломонович (18771954) – дирижер Сараджев Нил Константинович – брат К.К. Сараджева Сарти Джузеппе (17291802) – итальянский композитор Сахаров (см. Афанасий (Сахаров)) Светланов Евгений Федорович (19282002) – дирижер Светозаров (см. Стефан (Светозаров)) Свешников Александр Васильевич (18901980) – хоровой дирижер Свиридов Георгий Васильевич (19151998) – композитор Свирин Алексей Николаевич (18771976) – искусствовед Себастиан (III в.) – мученик Себастьян Георг (19031989) – дирижер Сен-Санс Камилл (18351921) – французский композитор Серафим Саровский (Мошнин Прохор Исидорович, 17591833) – преподобный Сержантова Наталия Михайловна (ум. 1994) – духовная дочь архиепископа Августина (Беляева)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Распад Франкской империи и усиление политической раздробленности были в числе главных причин внутренних конфликтов в Западнофранкском королевстве. После разделов империи владения знатных семейств оказались в составе разных королевств. Во время конфликтов правителей магнаты могли переходить от одного короля к другому, иногда по принуждению, но нередко добровольно. Так поступили, напр., Роберт Сильный, происходивший из прирейнских земель (в 853 назначен графом Тура, Ле-Мана и Анже, наместником области в низовьях Луары, в 861 - герцогом Нейстрии), и Бозон, выходец из лотарингской знати и брат Рихильды, 2-й жены К. Л. (после 870 исполнял обязанности графа Лиона и Вьена, затем гр. Буржа, фактически наместника Аквитании, с 875 был представителем К. Л. в Италии). Представители знати стремились распоряжаться гос. должностями как личными бенефициями, пожалованными королем, в т. ч. передавать по наследству. Получив должность, они укрепляли свое влияние в регионе, собирали вооруженные отряды вассалов, с к-рыми выступали на войну по призыву короля. К. Л. и его братья принимали меры для ограничения самостоятельности знати, пытались регулировать отношения между сеньорами и вассалами. Так, на совещании в Мерсене (847) Лотарь, Людовик и К. Л. запретили магнатам переходить на службу к др. правителю, а вассалам - переходить к др. сеньору (MGH. Capit. T. 2. P. 68-71). В отличие от представителей светской знати, к-рые стремились упрочить свое положение и нередко выходили из повиновения королю, церковные иерархи были опорой власти К. Л. Епископы, в основном из церковных провинций Реймс и Санс, служили советниками и посланниками (missi) короля, контролировали деятельность графов и др. должностных лиц. Они оказывали королю материальную помощь, снаряжали военные отряды. Самым влиятельным франк. иерархом, к-рый поддерживал К. Л., был архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882). Однако в то же время прелаты выражали недовольство практикой раздачи церковных земель в качестве королевских бенефициев, а также назначением светских аббатов (К. Л. с 867 был светским аббатом крупнейшего франк. мон-ря св. Дионисия под Парижем, а др. светские аббаты, напр. Вивиан, гр. Тура и аббат монастыря св. Мартина в Туре (845-851), являлись его вассалами). Одним из ревностных защитников прав Церкви, выступавшим за ограничение своеволия магнатов, был Луп , аббат монастыря Ферьер (840 - ок. 862). Особым покровительством К. Л. пользовались Реймсская и Осерская кафедры, а также нек-рые крупные мон-ри, прежде всего аббатства св. Дионисия и св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) под Парижем, св. Германа в Осере и монастырь Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О).

http://pravenc.ru/text/1681077.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009