1620 г.- 17 икон, в старом иконостасе кафоликона мон-ря Пробота (сер. XVII в.) - 18, причем добавлены сцены, нетипичные для данного чина: «Преполовение», «Беседа Христа с самарянкой», «Оплакивание Христа» и др. ( Sabados. 2007. P. 87-89). О развитии иконописи в XVI в. свидетельствует упоминание под 1570 г. цеха иконописцев (bratstvo zugrafskoe), по-видимому, из Сучавы, во вкладной записи к Четвероевангелию с изображением евангелистов (хранилось в Сучавской митрополии; ныне утрачено), которое братство передало митрополичьей ц. вмч. Георгия в Сучаве ( Яцимирский. 1905. С. 290-291). Когда был основан цех, неизвестно, однако его деятельность в посл. десятилетия XVI и первые десятилетия XVII в. подтверждается большим количеством сохранившихся произведений стенописи, иконописи и миниатюры, близких по стилю и иконографии. По неизвестным причинам приблизительно с кон. 10-х гг. XVII в. о деятельности сучавских иконописцев практически нет сведений, как и о памятниках стенописи этого периода. 1616 годом датируется последняя иллюминированная рукопись из Драгомирнского скриптория, хотя его работа в это время не прекращалась. В иконописи последующего периода отмечено сильное галицкое влияние. В соседних Галицких землях нередко заказывали иконы, иногда галицких мастеров приглашали в М. к. Так, господарь Василе Лупу заказал галицкой мастерской в 1643 г. иконостас для часовни крепости Нямц (частично представлен в Музее Нямецкого мон-ря; сохр. подпись иконописца: «Малар Бараски»), а в 1658 г., господарь Георге Штефан пригласил галицких мастеров для создания иконостаса в Архангельской ц. в своей вотчине - с. Рэдяна (совр. жудец Бакэу). В некоторых сценах намечается отход от традиционной византийской иконографии («Рождество Христово»), есть иконы, вписанные в интерьер («Рождество Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Сошествие Св. Духа» и др.), заметно смешение традиционного исполнения фигур со светотеневой моделировкой. Резной декор иконостаса представляет уникальное не только для М. к. в XVII в., но и для соседней Галиции обращение к барочной декоративной концепции, очевидной в деталях и в структуре иконостаса. Лишь спустя столетие барочная стилистика станет нормой для молдавских иконостасов ( Sabados. 2010. P. 31-53).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Сев.-Вост. Румынии (жудец Нямц), в Романской епархии Румынской Православной Церкви. Основан в Молдавском княжестве гетманом Гавриилом в 1642-1644 гг., во время правления господаря Василия Лупу . На территории мон-ря в 1644-1647 гг. возведен каменный триконховый одноглавый храм во имя святых архангелов Михаила и Гавриила (перестроен в 1823). В 1858-1861 гг. выдающийся румын. худож. Н. Григореску (1838-1907) расписал храм и создал для него картины в неоклассическом стиле. Самая древняя из сохранившихся икон мон-ря датируется 1-й пол. XVI в. Первоначально мон-рь был мужским. В связи с открытием в 1803 г. ДС в мон-ре Сокола его монахини были переведены в А., а монахи последнего - в Секу . В 1804-1834 гг. настоятельницей А. была Екатерина (в схиме Елисавета), сестра митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . А.- один из наиболее крупных жен. мон-рей Румынии. В мон-ре, возглавляемом одной настоятельницей, действуют 2 устава: особожительный и общежительный. Имеются богослужебные книги на румын. языке, написанные кириллицей. Священники мон-ря, как и всех церквей в окрестностях г. Нямц, служат в фелонях российского покроя, т. е. с высоким оплечьем. Действует ДС для монахинь. В монастырском музее имеется богатое собрание произведений средневек. молдав. церковного искусства. Ист.: Некулче И. О самэ де кувинте: Летописецул Цэрии Молдовей. Кишинэу, 1969. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908-1909. 2 vol.; Stati V. Istoria Moldovei în date. Chiinu, 1998; Nicolescu C. Icoane vechi româneti. Bucureti, 1971. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63168.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался видный представитель румынского монашества настоятель монастыря Пынгэраци архимандрит Феофил (Лефтер) 07.02.2012 2 февраля 2012 г. скончался настоятель монастыря Пынгэраци (жудец Нямц) архимандрит Феофил (Лефтер) . К монашеской братии со словами соболезнования и утешения обратился предстоятель Румынской Православной Церкви Патриарх Даниил. «С глубокой скорбью воспринял я известие, что в вечер праздника Сретения Господня от нас ушел настоятель монастыря отец Феофил. Душу архимандрита Феофила встретил Господь в Своем вечном Царствии небесном после того, как тот произнес слова праведного Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему с миром». ... Архимандрит Феофил стал не только восстановителем монастыря, но, прежде всего создателем Церкви, объединившей души монашествующих и всех паломников-мирян, приходивших к нему за исцелением своих грехов и учительным словом». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.02.2012 16:55:42

http://drevo-info.ru/news/12324.html

Stpânitorii cetii Severin în sec. al XIV-lea//Analele Banatului: Arheologie, istorie. S. N. Timioara, 2016. An. 24. P. 379-391. И. Гуменый История Трансильвании. Название Трансильвания (лат. Transsilvania, Transsylvania; наиболее ранний вариант, отраженный в источниках,- Ultrasilvana; букв.- над лесом, Залесье; румын. Transilvania) регион получил на рубеже I и II тыс. В средние века также существовали альтернативные названия: Семиградье (лат. Septemcastra), сохранившееся в нек-рых совр. европ. языках (нем. Siebenbürgen, саксонский Siweberjen), а также Ардял, сохранившееся в венг. и тур. языках (венг. Erdély, от erd elü - за лесом; румын. Ardeal; тур. Erdelistan). Географическое значение названия Трансильвания менялось с течением времени, ныне оно относится к историческим географическим провинциям, расположенным в центральной, западной и северо-западной частях Р., это собственно Внутрикарпатская Трансильвания (жудецы Клуж, Сэлаж, Бистрица-Нэсэуд, Алба, Муреш, Харгита, Хунедоара, Сибиу, Брашов и Ковасна), Банат (жудецы Караш-Северин, Тимиш и Арад), Кришана (жудец Бихор) и Марамуреш (жудецы Марамуреш и Сату-Маре). В древности регион был провинцией Римской империи, в средние века - воеводством Венгерского королевства, затем автономным княжеством под сюзеренитетом Османской империи и провинцией Габсбургов; в 1918 г. Трансильвания стала частью Р. Формирование венгерской административной системы в Трансильвании, IX-XIV вв. Первые военно-политические образования (воеводства или герцогства) на территории Трансильвании, образованные в IX в. носителями лат. языка и народами, рядом с которыми они жили (прежде всего славянами), упоминаются в соч. Gesta Hungarorum (Деяния венгров; между 1196 и 1203), созданном анонимным нотариусом венг. кор. Белы III (1172-1196): воеводство в Кришане, управляемое Менуморутом, с центром в крепости Бихор (Бихаря, ныне близ г. Орадя, жудец Бихор); воеводство Глада с центром в Кувине (ныне в жудеце Арад) в Банате, между реками Муреш и Дунай (в войске воеводы представлены печенеги, болгары и румыны); воеводство «Гелу, некоего влаха» (Gelou quidam Blacus) на Трансильванском плато, населенное румынами и славянами, центр которого, возможно, находился в Дэбыке (ныне в жудеце Клуж) (главы 11, 19-22, 28-29, 50-52). Анонимный автор опирался на бытующую среди венгров традицию, согласно к-рой их приходу в Трансильванию оказывали сопротивление коренные румыны, организованные в воеводства.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

С нач. XVII в. Марамуреш стал предметом территориальных споров между Габсбургами и Трансильванским княжеством, поддерживаемым Османской империей. В соответствии с Никольсбургским (Микуловским) мирным договором (1622), ставшим итогом успешных военных походов трансильванского кн. Габора Бетлена против Вены, территория Марамуреша вместе с др. сев.-вост. землями Венгрии (ныне Закарпатская Украина, Вост. Словакия, жудец Сату-Маре в Румынии и др.) была передана во владение Трансильванского княжества в обмен на отказ его правителей от венг. короны. Сер. XVII в., золотой век в развитии относительно самостоятельного Трансильванского княжества c его протестантской (кальвинистской) венг. элитой, характеризовался политикой веротерпимости: католики, кальвинисты, лютеране и унитарии мирно сосуществовали как носители официально признанных религий. Языком культурного и делового общения оставался венгерский. Несмотря на то что религ. равноправие не распространялось на правосл. румынское и русинское население, православные тем не менее обладали возможностью свободно совершать богослужения и поддерживать монастырскую жизнь. В 60-х гг. XVII в. внешнеполитические и военные неудачи трансильванских князей (в т. ч. в борьбе за польск. престол) привели к укреплению османского сюзеренитета над княжеством. Согласно исследованиям совр. румын. историков, М. е. выделилась из состава Мукачевской епархии не позднее нач. XVII в. ( P curariu. 1993. P. 225). При этом как молдавские, так и валашские господари в целях укрепления своего влияния на румын. население Марамуреша и близлежащих районов пытались предоставить места в церковной иерархии своим ставленникам. В 1591 г. господарь Валахии Михай Храбрый, стремившийся подчинить себе Трансильванию, сумел поставить во главе Мукачевской епархии (в ведении которой находился и Марамуреш) игум. Сергия из мон-ря Тисмана в Валахии, в 1608 г. молдав. господарь Константин Могила (Мовилэ) утвердил своего кандидата по имени Сильван архиереем уже самостоятельной М. е.

http://pravenc.ru/text/2561950.html

Первые христ. предметы, найденные на территории Трансильвании, относятся к IV в. Это канделябр с лат. надписью Ego Zenovius votuum posui (Я, Зеновий, принес дар), подаренный неким Зеновием церкви сельской общины (Бьертан, жудец Сибиу); драгоценный камень с изображением Доброго Пастыря с ягненком на плечах, происходящий, вероятно, из Потаиссы. К V-VI вв. относятся многочисленные предметы керамики (плошки) со знаком креста (Потаисса, Ульпия Траяна (Сармизегетуза), Герла, Фелдиоара, Меркяша (все на территории совр. жудеца Брашов)). Почти все эти предметы были привезены из западнорим. земель, однако нек-рые были сделаны в Сев.-Зап. Африке или имели сиро-палестинское происхождение; также среди находок есть копии, изготовленные в местных мастерских. К IV-VI вв. относятся христ. памятники, воздвигнутые на местах языческих мемориальных мест (погребальные ансамбли в Напоке (ныне Клуж-Напока) и Потаиссе). По мнению прот. Мирчи Пэкурариру, в период с нач. IV и до кон. IX в. территории совр. Р., включая Трансильванию, окормляли хорепископы, присланные либо К-польскими патриархами, либо архиепископы из Юстинианы Первой (ныне на территории Сербии), либо южно-дунайские епископы, либо из Добруджи ( Pcurariu . IBOR. 2004. Vol. 1. P. 196). Распространение христианства на территориях севернее Дуная происходило из Юж. Подунавья. На правом берегу Дуная и близлежащих территориях существовало ок. 15 епископских кафедр в городах Сингидун, Виминаций, Аквы, Ратиария, Кастра-Мартис, Эск, Новы, Сексагинта-Приста, Аппиария, Дуростор, Абритт, Никополь, Маркианополь, Томис и др. После Миланского эдикта распространение христианства в небольших поселениях в сельской местности было поручено хорепископам. Территории, соответствующие современным румынским провинциям Молдова и Мунтения, испытали влияние христианства, пришедшего сюда из М. Скифии, однако об интенсивности христ. жизни в раннее время ничего не известно. Очевидно, во II-III вв. здесь проповедовали также военнопленные римляне-христиане, привезенные из Каппадокии, Фригии и Галатии дакийскими племенами костобоков и особенно карпов, а также готами начиная с 257 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Программу реформ Вешшеленьи представил на гос. собрании (1841-1842, Клуж) барон Жигмонд Кемень. Тогда же обсуждались вопросы о принятии Православной Церкви в число официально признанных в Трансильвании конфессий и о введении венг. языка как официального (обязательного для всех, кроме трансильванских саксов). Австрийский имп. Фердинанд I (1835-1848) отложил обсуждение вопросов до созыва следующего собрания. На собрании 1846-1847 гг. (Клуж) произошло столкновение между либералами и консерваторами по крестьянскому вопросу (в результате реформ 1764-1772 гг. имп. Марии Терезии крестьянская семья была обязана отработать помещику 104 дня в год пешей барщины (или 52 дня с тяглом); кроме барщины, размеры к-рой помещики могли увеличить, крепостные отбывали также натуральные и денежные повинности). Предложение либералов об отмене крепостничества вызвало отрицательную реакцию консерваторов. Неспособность венг. партий примирить различные интересы привела к тому, что реформы так и не были осуществлены. Трансильвания после Венгерской революции, 1848-1919 гг. В период Венгерской революции (1848-1849) 15 мая 1848 г. венг. революционное правительство объявило об объединении Трансильвании и Венгрии; 30 мая об этом объявило гос. собрание в Клуже. 20 февр. (4 марта) 1849 г. была принята новая Конституция, к-рой была восстановлена автономия княжества Трансильвания. В состав Трансильвании были возвращены историческая область Парциум (комитаты Зэранд (Заранд), Красна, Внутренний Сольнок), г. Залэу (в жудеце Сэлаж) и дистрикт Кьоар (жудец Марамуреш, аннексированный Венгрией весной 1848). На всех этих территориях, как и в Венгрии, с 1849 по 1860 г. функционировал неоабсолютистский режим; сохранялась социальная и национальная напряженность, нагнетаемая, с одной стороны, представителями Габсбургов, к-рые действовали по принципу «разделяй и властвуй» (венгры были противопоставлены румынам и саксам; православные - греко-католикам и т. д.), с другой стороны - знатью, стремившейся восстановить свои привилегированные позиции.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Также религ. орг-ции могут создавать свои конфессиональные учебные заведения для подготовки учителей, служителей и клириков, программу обучения одобряют Государственный секретариат по культам и Мин-во народного образования; учебную программу в вузе разрабатывает вуз (Const. Art. 32.7; Leg. Art. 32-39). В вопросах внутренней дисциплины признанные религ. орг-ции могут иметь собственные судебные структуры (Leg. Art. 26); также они могут приобретать собственность и владеть ею; могут владеть конфессиональными кладбищами и содержать их, статус таких кладбищ охраняется законом (Leg. Art. 27-28). Содержание религ. орг-ций осуществляется в первую очередь за счет доходов этих орг-ций; однако гос-во, обеспечивая право каждого гражданина Р. на получение «религиозной помощи», поддерживает деятельность признанных культов, выплачивая зарплату клирикам и служащим, единовременные пособия на конкретные нужды (все средства подлежат гос. контролю) и предоставляя налоговые льготы (Leg. Art. 10-12). Правительство может лишить религ. орг-цию статуса признанной, если будет доказано, что ее деятельность «вредит общественной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности или основным правам и свободам человека» (Leg. Art. 21). Э. П. Ц., И. Гуменый История румынских земель с древнейших времен до образования Молдавского и Валашского княжеств. Древние поселения. Следы обитания человека на территории Р. ученые относят к эпохе каменного века (палеолита). Археологами найдены примитивные орудия из камня, датируемые приблизительно 600 тыс. лет до Р. Х. (раскопки в долине р. Олт). В междуречьях рек Олт и Арджеш нижний палеолит отмечен многочисленными (более 1 тыс.) инструментами из камня (в основном кремня), принадлежавшими к т. н. культуре гальки. Также к концу палеолита относятся археологические находки из Бая-де-Фьер, Дуруитоаря-Веке, Выхватинца и Чахлэу. В карпато-дунайских землях мезолитические поселения были обнаружены в Чахлэу, Рэпичени, Чумешти, Костанда-Ладауцы (Лодэуци) (жудец Ковасна), Заиме (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВАИ БИРО Деваи Биро [венг. Dévai (Dévay, Dévaj, Deuay и Devai) Biró; в записях Виттенбергского ун-та - Biro de Way] Матьяш (ок. 1500, Дева, совр. жудец Хунедоара, Румыния - ок. 1545, Дебрецен), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. Был учеником венг. гуманиста-реформатора Шимона Гринеуса в столице Венгрии Буде; с 1523 по 1525 г. учился в Ягеллонском ун-те в Кракове. Вернувшись в Венгрию, стал монахом-францисканцем, принял священный сан и в 1527 г. получил должность придворного священника у воеводы Иштвана Томори в крепости Больдогкё. В дек. 1529 г. уехал в Германию на обучение в Виттенбергском ун-те, где познакомился с Ф. Меланхтоном и М. Лютером , с к-рыми сохранил дружескую связь на долгие годы. Весной 1531 г. вернулся в Венгрию убежденным сторонником богословских идей Лютера. Поселившись в Буде, оказался в ближайшем окружении кор. Венгрии Яноша Запойяи. Здесь Д. Б. написал на лат. языке богословское сочинение, в котором в 52 пунктах представил полное изложение целей и догматических основ лютеранства (не сохр.). Сведения о нем содержатся в апологетическом труде францисканского аббата г. Надьварад (совр. Орадя, Румыния) Гергея Сегеди «Censurae Fratris Gregorii Zegedini ex ordine diui Francisci, in propositiones erroneas Matthiae Devai» (Рассмотрение ошибочных заявлений Матьяша Деваи Биро), а также в ответном соч. Д. Б. «Disputatio de stato in quo sint beatorum animae post hanc vitam...» (Спор о состоянии душ святых после этой жизни...). Осенью 1531 г. по приглашению городского собрания Д. Б. прибыл на служение в г. Кашша (совр. Кошице, Словакия), находившийся на территориях, подвластных Фердинанду Габсбургу. Здесь он прославился проповедями в поддержку церковных реформ в духе Лютера, сумев распространить новое учение в ряде городов Сев. Венгрии. Д. Б. ввел в обиход богослужение на венг. языке и причащение под 2 видами. Подобная практика была крайне отрицательно встречена католич. церковной властью, и 6 нояб. 1531 г. по инициативе Эгерского еп. Тамаша Салахази Д. Б. был схвачен и отвезен сначала в крепость Ликава (совр. Словакия), затем в Пожонь (совр. Братислава, Словакия), откуда позднее был переправлен в Вену. Там Д. Б. находился в заключении, где его неоднократно допрашивал известный католич. богослов и Венский еп. Иоганн Фабер, активно боровшийся против распространения протестантизма. В июле 1533 г. Д. Б. при помощи своих сторонников бежал и нашел убежище в Буде, однако за проповедь протестант. идей вскоре вновь был брошен в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/171531.html

завоевание не распространилось; они жили в условиях первобытнообщинного строя, находившегося в стадии разложения ( Dio Cassius. Hist. Rom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 705). Днестровско-карпатские земли в этот период были заселены свободными гето-даками. В бассейне р. Тирас (Днестр) проживали тирагеты, вост. кробиды, в Н. Подунавье - геты, бесы и трибалы, в центральных районах пруто-карпатских земель - карпы, севернее их - костобоки. Отношения между Римской империей и свободными гето-даками в различные времена были разными. В 117 г., после смерти Траяна, и в 118 г. имели место набеги сарматов-роксоланов и свободных даков на зап. и вост. окраины провинции Дакия; их поддерживало местное дакийское население ( Zosim. Hist. I 3// Popa-Lisseanu. 1943. P. 83-84). В Дакию для стабилизации ситуации прибыл рим. имп. Адриан (117-138), для облегчения управления он в 118 г. разделил провинцию на Tres Daciae (Три Дакии): Dacia Porolissensis (Дакия Поролисская; территория к северу от рек Муреш и Арьеш; столица Поролисс), Dacia Superior (В. Дакия; территория совр. Баната; столица Апул) и Dacia Inferior (Н. Дакия; территория совр. Олтении; столица Ромула (ныне с. Решка, жудец Олт)). Каждой частью управлял прокуратор, остальные части были подчинены наместнику В. Дакии (Itinerarium Antonini //FHDR. 1964. Vol. 1. P. 746-751). В 156-157 гг. Дакию посещал рим. имп. Антонин Пий (138-161), при нем отремонтировали дороги и нек-рые крепости. В 158 г. (по др. данным, в 168) Антонин провел реформы: Дакия Поролисская оставлена без изменений; В. Дакия переименована в Dacia Apulensis (Дакию Апульскую), Н. Дакия преобразована в Dacia Malvensis (Дакию Мальвийскую), 1-м наместником Дакии Апульской стал Марк Клавдий Фронтон (Inscripiile Daciei Romane. 1980. P. 90-91). В 167 г. Дакию атаковали костобоки, через 3 года они прошли в Н. Мёзию, затем через Фракию и Македонию дошли до Ахайи и Афин. Против них снарядили экспедицию, костобоки были побеждены, их предводитель взят в плен ( Pausan. Descript.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 621). Особенно пострадала провинция во время Маркоманской войны (166-180), которую вели против Рима сарматские и герм. племена (война названа по наименованию одного из германских племен - маркоманов, обитавших в районе совр. Моравии), воспользовавшиеся ослаблением империи после Парфянской войны (161-166), эпидемии чумы и неурожаев. Отдельные эпизоды войны изображены на барельефах колонны (общая высота ок. 42 м) рим. имп. Марка Аврелия в Риме ( Bejan. 1998. P. 158-172). В 1-й пол. III в. вновь участились набеги на Дакию свободных гето-даков; в 232-250 гг. на территорию провинции вместе с гетами напали также карпы. Столкновения носили временный характер, чаще всего заканчиваясь победой римлян и установлением мира ( Zosim. Hist. I 27// Popa-Lisseanu. 1943. P. 83).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010