Выпускник  американской школы Банха и средней иманской коптской школы в Шубре, он в 16 лет начал преподавать в одной из воскресных школ, процветанию которых придавал огромное значение, ввиду того, что уже с начала  ХХ века в Египте началась активная работа протестантских миссионеров. Работе с молодежью будущий Патриарх отдавал все свое время и силы, поскольку считал, что «Церковь без молодежи – это Церковь без будущего».  Он уделял особое внимание церковной молодежи. Будущий Предстоятель преподавал в воскресной школе святого Антония в Шубре, а затем при церкви Святой Марии в городе Махмаша. В 1947 году он окончил Каирский университет со степенью бакалавра английского языка и истории, прошел военную службу и, став учителем английского языка и общественных наук в Каире, попутно получал богословское образование в Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, после окончания которой, внештатно читал лекции по Ветхому и Новому Завету. В 1953 году преподавал в монастырском колледже в Хелуане.  18 июля 1954 года будущий Патриарх поступилт послушником в сирийский монастырь Дейр эль-Суриан, располагавшийся в Вади-эль-Натрун в египетском губернаторстве Бухейра. При постриге получил имя Абуна Антоний Эль-Сурани (отец Антоний Сирийский), стал монахом-отшельником, и с 1956 по 1962 годы жил в семи километрах от монастыря в вырубленной им пещере, посвящая все свое время духовным размышлениям, молитве и аскетизму. Впоследствии он говорил: «лишь в монашестве я обрел Жизнь… простую и свободную».  В 1959 году Патриарх Кирилл VI назначил отца Антония  своим личным секретарем. 30 сентября 1962 года отец Антоний, будучи хиротонисан Коптским Патриархом Кириллом VI во епископа с именем Шенуда, становится первым деканом Центральной духовной семинария Коптской Церкви. В его обязанности входило духовное окормление молодежи и студентов, а также руководство христианскими академическими учреждениями во всех епархиях Египта. За годы его правления число студентов возросло в три раза, к обучению впервые за всю историю были допущены женщины, сначала в качестве семинаристок, а, впоследствии, и лекторов.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Этот храм является духовным центром каирских коптов. Посетители, поднимающиеся по лестнице, видят перед собой большую карту с надписью: «Святая дорога в Египет». Здесь обозначен путь Святого Семейства, спасавшегося от гонений Ирода. Паломникам как бы предлагают повторить этот маршрут и посетить места, памятные для каждого христианина: Эль- Ариш, пустыню Вади-аль-Натрун, Эль-Маттарию, Меру, Дейр-эль-Мухаррак... Вверху надпись из книги пророка Осии: «Из Египта воззвах Сына Моего» (11, 1). Церковь св. Варвары. Коптский музей В Старом Каире, в той его части, которая носит название Вавилон, есть очень интересная по своей архитектуре коптская церковь св. Варвары. Она была сооружена в V в., перестроена в X столетии. Колонны с резными капителями делят внутреннее пространство церкви на три нефа, которым соответствуют три алтаря. По сторонам боковых нефов расположены хоры. Замечательная утварь, некогда украшавшая церковь , в настоящее время выставлена в Коптском музее, находящемся под эгидой Коптской Церкви. Коптский музей был основан Марком Симайка-пашой как музей Коптской Патриархии в 1908 году. Сюда были свезены памятники из коптских монастырей и церквей. В 1910 году для музея выстроили специальное здание; в дальнейшем оно было расширено несколькими пристройками. В 1939 году Коптскому музею была передана коллекция коптских памятников из Египетского музея, а после второй мировой войны площадь музея снова была увеличена за счет нового большого флигеля. Для пополнения своих коллекций музей проводит постоянные археологические экспедиции. В настоящее время коллекция музея насчитывает свыше пяти тысяч памятников, происходящих из различных мест Египта. При музее – библиотека древних рукописей. Памятники коптского искусства относятся в основной своей части ко времени между IV и X веками, но имеются и более поздние. Среди памятников коптской коллекции большой раздел составляет каменная скульптура – капители колонн, резные алтари, надгробные стелы. Копты были необыкновенно искусны в резьбе по дереву. Капители колонн, резные потолки и двери церквей свидетельствуют о большом мастерстве создавших их резчиков. Особенной известностью пользуется дверь, перенесенная из коптской церкви св. Варвары, на которой вырезаны Христос и апостолы. В музее сохранилось много бронзовых церковных предметов – кадила, светильники, лампы, кресты. Гордостью Коптского музея является собрание памятников письменности: молитвенники, жития святых, древнейшие списки Евангелия и Библии . Иллюстрирующие их миниатюры поражают богатством красок и разнообразностью сюжетов 603 . Церковь св. Семаана Кожевника

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Белый мон-рь Шенуте в Египте Женские М. возникли одновременно с мужскими. На раннехрист. Востоке они могли основываться и как присоединенные к большим муж. М. «Лавсаик» свидетельствует о жен. М., созданном при М. Пахомия: «К Пахомиевым же монастырям принадлежит женский монастырь, имеющий около четырехсот инокинь; в нем содержат такой же устав и образ жизни, только не носят милоти (муж. одежда из овчины; милоть носил прор. Илия, он передал ее Елисею, вместе с этим наделив его пророческим даром.- Л. Л.). Инокини живут на одном берегу Нила, а монахи - против них на другом. Если скончается девственница, другие девственницы, приготовив ее к погребению, выносят и полагают ее на берегу реки. Иноки же, переплывши реку, переносят умершую на свой берег с пальмовыми и оливковыми ветвями и псалмопением и погребают в своих гробницах. Кроме пресвитера и диакона, никто не входит в женский монастырь, да и они - только по воскресеньям, для богослужения» ( Palladius. Lausiac. 33). Женские М. существовали и как двойные М. Двойными М. были Белый мон-рь Шенуте, М., основанный Авраамом из Фаршута (см.: Рышковская. 2014. С. 164, 167). «По форме устройства для Египта были более характерны двойные монастыри, обеспечивающие более удобное экономическое и социальное положение, как для женской, так и для мужской братии в условиях египетской реальности» (Там же. С. 167). Шенуте полагал, что нет необходимости в отдельных жен. М., со специфическими уставами и умеренным аскетизмом. Женщины могут и должны жить как монахи мужчины. Преодолеть грех и получить спасение способны как монахи мужчины, так и монахини. Объединение монашеского опыта мужчин и женщин в Белом мон-ре сформировали традицию более строгой аскетической жизни, нежели она могла быть у монахинь при самоуправлении (Там же. С. 194). Свт. Иоанн Златоуст полагал, что слабость пола не служит женщине препятствием, ибо она ведет борьбу с диавольскими искушениями, исход же этой борьбы зависит не от физической силы, а «от произволения души» ( Ioan. Chrysost. In Matth. VIII 4). В Белом мон-ре подвизались 2200 монахов и 1800 монахинь. Сам Шенуте называл его одной из величайших базилик мира. «Громадное четырехугольное здание, наклоном своих стен напоминающее храмы Древнего Египта, было сложено из тесаного местного известняка и с XIII века носит народное прозвище Дейр-эль-Абиад, то есть Белый монастырь, в отличие от соседнего кирпичного монастыря - Дейр-аль-Ахмар, то есть Красного» ( Казанский. 2000. Ч. 2. С. 545).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Монастырь Дейр-эль-Анаб-Була. Фотография. 2007 г. Фото: L. Komito Один из наиболее важных монашеских центров в Вост. Египте, расположен в 150 км на юго-восток от Каира и примерно в 40 км на юго-запад от мест. Рас-Зафарана в Аравийской пустыне, недалеко от Красного м. Согласно Житию П. Ф., оттуда примерно за 2 дня можно было добраться до мон-ря прп. Антония. Мон-рь П. Ф. основан на месте подвигов преподобного не ранее V в.: в одном из диалогов, написанных Сульпицием Севером († ок. 400), его собеседник Постумиан упоминает о паломничестве к пещере П. Ф., но еще ничего не говорит о существовании там обители ( Sulp. Sev. Dial. I 17. 1). О посещении места захоронения П. Ф. с упоминанием источника воды рассказывает и анонимный паломник из Пьяченцы (570) ( Anon. Placent. Itinerarium. 43). Возможно, первыми насельниками мон-ря были ученики прп. Антония Великого, затем недолгое время в обители жили мелькиты . В 1235 или 1245 г. монастырь заселили сирийцы ( Evelyn White. 1932. Р. 317. Not. 4; P. 389-390). В 1484 г. обитель разорили бедуины и ок. 120 лет она оставалась в запустении. Возрождена на короткое время копт. патриархом Гавриилом VII (1525-1568), к-рый поселил там 10 сир. монахов, но во 2-й пол. XVI в. снова была разграблена бедуинами ( Coquin, Laferri è re. 1978. P. 278. Not. 2; P. 279). Европ. путешественники, посещавшие мон-рь в XVII в., сообщали, что он был разрушен и необитаем ( Coppin J. Les voyages en Egypte/Éd. S. Sauneron. Le Caire, 1971. P. 238; Gonzales A. Le voyage en Egypte. Le Caire, 1977. Vol. 1. Pt. 2. P. 33, 654). В 1701 г. копт. патриарх Иоанн XVI (1676-1718) восстановил обитель, а Марк, настоятель мон-ря прп. Антония, переселил в нее часть монахов. Вплоть до XIX в. путешественники отмечали, что возрожденным братством руководил настоятель мон-ря прп. Антония ( Sicard C. Œuvres. Le Caire, 1982. Vol. 1. P. 24-28). Три копт. патриарха подряд избирались из насельников мон-ря П. Ф.: Петр VI (1718), Иоанн XVII (1726), Марк VII (1745). В «Истории церквей и монастырей Египта», атрибутируемой Абу-ль-Макариму , сообщается о подчинении этой обители мон-рю прп. Антония. Мусульманский географ аль-Макризи (ум. 1442) называет ее Дейр-эн-Нумура (Монастырь тигров). Начиная с XIV в. заметки о мон-ре регулярно встречаются в записках путешественников ( Meinardus et al. 1991. P. 741). Еп. Порфирий (Успенский) - 1-й русский путешественник, посетивший мон-рь ( Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и прп. Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856. С. 232-261); оставил заметки о нем и Норов, хотя и не как очевидец ( Норов А. С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. СПб., 1853. Ч. 2. С. 378).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III МИЛОСТИВЫЙ [Иоанн Саманнудский] ( 27.11.686 или 689), копт. Александрийский патриарх (c 677 или 681). Сведения об И. М. сохранились в «Истории Александрийских патриархов» , он также кратко упоминается в соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.). Известно о существовании Жития И. М., составленного его ближайшим учеником и помощником Исааком Диаконом. В наст. время почитание И. М. в Коптской Церкви отсутствует. И. М. род. в г. Саманнуд в Н. Египте. Был разносторонне образован. Поступил в монастырь св. Макария (араб. Дейр-Анба-Макар). Во время паломнического путешествия по Скитской пустыне неожиданно заболел тяжелой и странной болезнью. После видения, в котором ему было открыто его буд. служение, и чудесного исцеления он вместе с 2 учениками ушел в Файюм и поступил в монастырь Братьев (араб. Дейр-эль-Ихва) недалеко от сел. Сайла. Здесь Мина, еп. Файюмский, рукоположил И. М. во иерея. Спустя некоторое время патриарх Агафон (659-677) попросил епископа прислать И. М. к нему в Александрию для знакомства, которое послужило началом возвышения И. М.: он был поставлен во главе александрийского клира. Патриарх Агафон готовил И. М. себе в преемники, он даже отказал в просьбе жителям В. Египта поставить его их епископом, что воспрепятствовало бы ему впосл. занять Александрийскую кафедру. Вступив на Александрийский престол после смерти патриарха Агафона, И. М. осознал необходимость мирного сосуществования с арабами-завоевателями. Он нуждался в их поддержке для противодействия халкидонитам, стремившимся завладеть большим количеством церквей в Александрии. Правитель Египта Абд аль-Азиз ибн Марван (684-703) оказывал покровительство И. М., хотя однажды патриарх подвергся тюремному заключению и едва избежал пыток. И. М. восстановил и украсил ц. св. Марка в Александрии. Продукция мельницы и маслодавильни, устроенных им, помогала нуждающимся выжить во время 3-летнего голода, вызванного засухами. Полемика И. М. с халкидонитами нередко заканчивалась обращением нек-рых из них в монофизитство.

http://pravenc.ru/text/469744.html

Симеона постепенно увеличивалась. К сер. V в. слава о прп. Симеоне распространилась по всему Средиземноморью, а место его жизни привлекало бесконечный поток паломников. Ко времени смерти прп. Симеона в 459 г. мон-рь, образовавшийся вокруг его столпа близ сел. Теланисс, превратился в один из важнейших религ. центров Сирии и всей Вост. Римской империи. Комплекс мон-ря ныне известен под позднейшим араб. названием Калъат-Симъан. Он находится в центральной части массива Симъан, к-рый в наст. время также назван в честь прп. Симеона. Вокруг мон-ря в сел. Теланисс в V-VI вв. продолжал развиваться паломнический центр: построили неск. мон-рей, в т. ч. с сооружениями для столпников, подражавших подвигу прп. Симеона. Дороги, по к-рым шли паломники от Калъат-Симъана к ближайшим крупным городам Антиохия и Вероя, также пользовались большим вниманием местных церковных властей. На почтовых станциях, а иногда и в чистом поле, у дорог, было построено неск. храмов, специально предназначенных для встречи паломников и молитвенного приготовления их к посещению главной святыни. Среди таких храмов наиболее хорошо сохранились базилика в Мушаббаке и, возможно, базилика Кальб-Лузе. Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в Базилика в Такле близ Дейр-Симъана. Сер. V в VI век стал временем наивысшего расцвета монашества в М. г. По 2 или 3 небольших мон-ря строились вокруг большинства крупных селений. Как правило, в них сооружались небольшие однонефные храмы, часто полностью обстроенные жилыми помещениями монахов; иногда встречаются столпы неизвестных подвижников. Наряду с обычными типами монастырей в М. г. имеются также небольшие пещерные комплексы с кельями и небольшими храмами, высеченными в скалах. Таковы Хараманда в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 153) и Харим в горах Эль-Ала ( Burns. 1999. P. 130-131). Мон-ри вели активную хозяйственную деятельность, владели окрестными землями, но мало участвовали в производстве оливкового масла - маслодавильни рядом с ними встречаются сравнительно редко и имеют небольшие размеры.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья. По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников (их могила находится под церковью свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита или, как ее еще называют, часовни св. первомученика Стефана). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь. Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре. Рядом с киновией образовывались пещерные кельи монахов, ищущих полного уединения. Анахореты жили там до конца эпохи крестоносцев и с 1880 года стали вновь заселять их. По преданиям, в этих пещерах скрывались еврейские пророки и праведники, очищая свои сердца постом и молитвой. Не исключено, что здесь подвизался будущий вождь еврейских повстанцев Шимон бар Кохба, о чем говорит его настоящее имя – Симон Хозиба.

http://sobory.ru/article/?object=04044

II. «Добродетели праведного отца нашего аввы Макария» ( Am é lineau. 1894. P. 118-202; новый, уточненный перевод отрывков, не сохранившихся на др. древних языках: Regnault L. Les Sentences des pères du désert: Troisième recueil et tables. Solesmes, 1976; англ. пер.: Vivian T. The Virtues of St. Macarius. Pt. 1//Hallel. Roscrea, 1999. Vol. 24. N 2. P. 116-135; Idem. Pt. 2//Ibid. 2000. Vol. 25. N 1. P. 1-20). «Добродетели...» объединяют апофтегмы М. В., «Послание к чадам», отдельные фрагменты Макариевского корпуса и апофтегмы, принадлежащие др. авторам ( Дунаев. 2015. С. 51). III. Апофтегмы ( Am é lineau. 1894. P. 203-234). Копт. версия зависит от греч. сокращенной редакции апофтегм и др. текстов ( Дунаев. 2015. С. 49-50). Греч. оригинал для некоторых фрагментов «Добродетелей...» и апофтегм обнаружен П. Жеэном в рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2492 (Там же. С. 53). Рус. пер.: Палладий (Добронравов). 1898; Изречения египетских отцов. С. 106-111 300-325: 26 апофтегм М. В. из алфавитной версии по изданию Амелино, дополняющих 8 апофтегм копт. тематической версии Патерика. Основной перевод апофтегм 1-299 был выполнен А. И. Еланской по каирскому изданию тематической версии с восстановлением нек-рых недостающих фрагментов по др. рукописи). Житие М. В. род. в дер. Джиджбер (ныне Шабшир) на юго-западе Дельты ( Am é lineau. 1894. 50-51). В детстве и юности воровал овощи или фрукты вместе с товарищами, пас стада, добывал и продавал селитру. Затем стал вести уединенную жизнь поблизости от др. деревни. Согласно прп. Иоанну Кассиану, М. В. «не учился аристотелевскому хитрословию» ( Ioan. Cassian. Collat. 15. 3). В 30 лет удалился в Скитскую пустыню (ныне Вади-эн-Натрун). Эту местность он знал еще с юности. Отказавшись стать священником, ушел в деревню, где был оклеветан одной женщиной, утверждавшей, что он имел связь с ней. Сначала пребывал в центральной части пустыни, поблизости от озер, потом южнее, где ныне располагается монастырь Дейр-эль-Барамус. Здесь он приспособил для своих нужд грот с 2 помещениями, одно из к-рых служило ему молельней. Затем перебрался на восток Нитрии , где в наст. время расположен мон-рь Дейр-Абу-Макар. Во время арианских гонений в 374 г. был сослан имп. Валентом и еп. Александрии Лукием на неск. месяцев на остров Дельты вместе с прп. Макарием Александрийским и др. монахами. В 388 г. М. В. в последний раз посетил Нитрию. Когда Палладий прибыл в Келлии в 391 г., М. В. уже год как преставился в возрасте 90 лет.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

Елена Зелинская: Но, тем не менее, Луксор — это вполне известно для большинства российских туристов. Виктор Солкин: Луксор — отправная точка. Три часа на север — это современный египетский город Сохаг, вот там находятся два знаменитых монастыря — Белый и Красный — Дейр Амба Шенуда и Дейр Амба Пишой. Это монастыри, которые собраны частично из блоков соседних древнеегипетских храмов, то есть совершенно потрясающие сооружения, когда ты действительно видишь такой палимпсест, то есть источник, в котором есть и иероглифы, и раннехристианская культура, и все последующие века. В этих монастырях были колоссальные библиотеки, исконно хранившиеся. И у нас в России просто посчастливилось, потому что, что важно, кстати, отметить, русские ученные всегда очень толерантно, очень корректно относились к наследию той страны, которую они изучали, чего порой нельзя было сказать о Европе. И вот некие двое французов, они прибывают в этот Белый монастырь, обманом забирают оттуда огромное количество рукописей, и эти рукописи потом позже продаются в Париже на аукционе. Где-то треть этой коллекции покупает Кабинет медалей и Сорбонна в Париже, а остальную часть покупает русский императорский дом. Ныне все эти рукописи хранятся в Российской национальной библиотеке в Петербурге. И вот первые переводы этих изданий как раз делала Алла Ивановна Еланская, которая опубликовала полностью все коптское собрание этого потрясающего хранилища знаний. По сути, сегодня копты — это, условно говорится цифра — 10% современного населения Египта. Я сразу же предлагаю слушателям нашим не вестись на ту порой очень жесткую информацию, которую предлагают СМИ, потому что в Египте и мусульмане, и христиане на протяжении веков живут вместе. И я сколько раз вижу в нетуристской зоне, когда, например, соседние деревни, одна — христианская, другая — мусульманская, дружат, общаются. Один мой друг-мусульманин возил меня в один из древнейших египетских христиански монастырей, который был построен в конце IV beka новой эры, это знаменитый Дейр Эль-Ситт Дамиана в районе города Абидоса, очень простой, очень лаконичный монастырь, который построен тоже на месте древнеегипетского святилища. И, обращаясь к настоятелю монастыря, там потрясающий совершенно священник Микаэль, он с ним общался потрясающе тепло — как со своим отцом. Мне это показалось очень интересным. И я потом задал вопрос своему другу: «Как, но ведь ты же мусульманин?» — Он говорит: «Ты не понимаешь, все наши поколения, все века, которые прошли, мы всегда жили вместе».

http://pravmir.ru/v-poiskax-smysla-egipt...

Различные рассказы о жизни св. Шенуди содержат ценные сведения об истории монастыря. Поначалу обитель и церковь имели небольшие размеры, но когда число братии умножилось (под правлением св. Шенуди жило 2200 монахов и 1800 монахинь, не считая послушников и рабочих), то помещения стали тесными. По словам самого святого, Сам Христос, явившись ему однажды, велел увеличить церковь и построить монастырь. Недостававшие для постройки средства явились из клада, который был найден в пустыне самим Шенуди. Было собрано большое число каменщиков, каменотесов, плотников и других мастеров. Все они принялись за работу, которая, под руководством сподвижника св. Шенуди – Висы, продолжалась шесть месяцев. Когда постройка была закончена, главный каменщик весь свой заработок отдал на изготовление прекрасного венца, который он водрузил над престолом, а его брат сделал украшенный золотом и серебром крест и подвесил его к середине двускатной крыши церкви. Так был построен Белый монастырь, который сам Шенуди называл одной из величайших базилик мира. Он давал ему иногда также имя Иерусалима, призывая туда на поклонение всех тех, кто не мог отправиться в настоящий Иерусалим 733 . Громадное четырехугольное здание, наклоном своих стен напоминающее храмы Древнего Египта, было сложено из тесаного местного известняка и с XIII века носит народное прозвище Дейр-эль-Абиад, то есть Белый монастырь, в отличие от соседнего кирпичного монастыря – Дейр-аль-Ахмар, то есть Красного. В начале ХШ в. в монастыре, по сообщению Абу-Салиха, почивали тела апостолов Варфоломея и Симона Кананита; тот же Абу-Салих рассказывает, что в начале XII века в монастырь поступил монахом визирь халифа Аль-Хафиза, армянин Бахрам, после того как лишился своего места (в 1137 г.). Этот факт интересен в связи с присутствием в монастыре армянских надписей на фресках начала XII в. 734 Позднейшая история монастыря не так хорошо известна. Лишь с XVII века на него было обращено внимание европейских путешественников. Первоначально это были католические миссионеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010