Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

квартала были визант. военнопленные (румы), поселенные там халифом аль-Махди. Им же обязан своим названием большой мон-рь Дейр-эр-Рум, находившийся на территории квартала. Однако подавляющее большинство багдадских христиан составляли сирийцы-несториане. Дейр-эр-Рум стал резиденцией несторианского католикоса (с 780 при патриархе Тимофее I), рядом с мон-рем был построен кафедральный собор, славившийся своей величиной и убранством. Сиро-яковиты неподалеку имели собственную церковь, о ее фресках высоко отзывались средневек. араб. писатели. Помимо этих культовых зданий христиане построили в разных частях Б. множество малых мон-рей, большинство из них принадлежали несторианам. Источники упоминают 6 мон-рей на зап. берегу Тигра: Дейр-эль-Адхара (мон-рь Девственниц) в р-не Карх, Дейр-Дурта с величественной церковью, Дейр-эль-Кибаб (мон-рь Куполов), к северу от Круглого города - мон-рь Дейр-Ашмуна (названный по имени его основателя), а также Дейр-Мидьян и Дейр-эс-Саалиб (мон-рь Лисиц). На вост. берегу Тигра помимо Дейр ар-Рум известно 5 мон-рей: Дейр-Дармалис и рядом с ним Дейр-Самалу, построенный переселенными в Б. пленными с арм. границы, за воротами квартала Шаммасия выше по течению реки, к северу от них,- Дейр-Сабур, неподалеку от Б.- Дейр-Джурджис (св. Георгия), в юж. части города - Дейр-эз-Зандавард. Средневек. авторы упоминали также мон-ри Дейр-эль-Асиях и Дейр-эз-Зурайкия, местонахождение к-рых не установлено. Главный источник сведений о багдадских мон-рях - сочинение араб. географа Якута (1226), его сведения в свою очередь восходят к несохранившемуся тексту более раннего автора аш-Шабушти (ум. в 1000), составившего описание ближневост. мон-рей «Китаб ад-Диярат». Упомянутые мон-ри существовали в Б. в Х в., а ко времени Якута многие из них пришли в упадок, исчезли или лежали в руинах, оставив после себя лишь когда-то принадлежавшие им обширные фруктовые сады. Монастырские сады были у багдадцев излюбленным местом отдыха и праздничных гуляний. В Б., столице огромной империи, жили представители всех этносов и конфессий халифата.

http://pravenc.ru/text/77320.html

Рукоп. Дейр аль-каддис Димитриус. – Васф махтутат Дейр аль-каддис Димитри-ус Кусба (Описание рукописей монастыря св. Димитрия Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Маляк Микаил – Васф махтутат дейр аль-маляк Микаил Бука‘ата (Описание рукописей монастыря архангела Михаила Бука‘ата)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Харф. – Васф махтутат дейр аль-каддис Джавурджийус Дейр аль-Харф (Описание рукописей монастыря св. Георгия Дейр аль-Харф)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Кафрбейгим. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Латакия. – Махтутат абрашия аль-Лязикия (Рукописи епархии Латакия)/Махту-тат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Ильяс аль-Хомси. – Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Мах-тутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Юханна Дума. – Васф махтутат дейр аль-каддис Юханна аль-Ма‘мадан Дума (Описание рукописей монастыря св. Иоаннна Крестителя Дума)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Элементарный рисунок и простой колорит с доминированием красного цвета при общей близости к визант. искусству выказывают родство с монастырским искусством, отличающимся художественной «неискушенностью» и строгостью. Рисунок складок, образующий геометрические формы (черными линиями по цветному фону), нек-рые приемы рисунка (обрисовка колен, плеч, жесты) сходны с западноевроп. и визант. образцами, широко известными в эпоху крестовых походов. Росписи монастыря свидетельствуют и о контактах (через миниатюры, образцы монументальной живописи, живопись на посуде) с араб. художественным миром: образ арх. Михаила (в нефе) близок по рисунку, колориту и проч. особенностям к араб. миниатюре. С подобными изображениями соседствуют выполненные в местной традиции «иссушенные» фигуры святых с напряженными взорами, безыскусно раскрашенные. Приоритетом такого искусства стала духовная насыщенность, представляющая материальное лишь как знак. К росписям церкви монастыря Дейр-эль-Барамус близки росписи слоя ок. 1225 г. монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани). Высоким художественным качеством отличаются росписи ц. св. Антония Великого одноименного мон-ря (Дейр-эль-Каддис-Антван) (ок. 1232-1233 или 1240-1280). В куполе и подкупольном пространстве представлена сложная иконографическая программа: в центре купола - Христос Пантократор, поясом вокруг - небесные силы, в барабане между проемами - предстоящие ангелы; на стенах подкупольного куба - образы 24 апокалиптических старцев; по сторонам от откосов арочных проемов - парные сюжеты («Жертвоприношение Авраама» и «Жертвоприношение дочери Иеффая (?)», «Явление серафима прор. Исаии» и «Причащение Авраама Мелхиседеком»; на своде триумфальной арки - праотцы в медальонах; в конхе центральной апсиды - Христос на троне в мандорле с поклоняющимися ангелами по сторонам, ниже - Богородица с Младенцем на троне между 2 архангелами; на стенах нартекса - изображения конных святых: Клавдия и Виктора, Мины, Феодора (на зап. стене), Георгия, Фойбаммона (на юж. стене); на стенах нефа в рисованных арках на колонках - 14 образов святых, на участке стены, примыкающему к хурусу,- образ Богородицы; в тимпане входного проема между хурусом и алтарем - сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Явление Христа двум Мариям», в часовне св.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хиндер. На попечении сестер-кармелиток находится единственная в стране католическая школа св. Иосифа в Абу-Даби. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь в ОАЭ представлена 2 капелланствами, входящими в состав диоцеза Кипра и стран Персидского зал. Епископальной Церкви Иерусалима и Ср. Востока. Капелланство Абу-Даби объединяет церкви св. Андрея в Абу-Даби и св. Фомы в Эль-Айне. Кроме того, в Абу-Даби ведется строительство крупнейшей в регионе англикан. ц. Всех святых. Капелланство Дубая, Шарджи и Сев. Эмиратов включает церкви Св. Троицы в Дубае, Христа в Джебель-Али, св. Мартина в Шардже, св. Луки в Рас-эль-Хайме и св. Николая в Эль-Фуджайре. Многие англикан. церкви, напр. ц. св. Андрея в Абу-Даби, ц. Св. Троицы в Дубае, ц. Христа в Джебель-Али, являются межденоминационными: в них имеют возможность проводить службы представители др. христ. конфессий. Кроме того, в ОАЭ представлены следующие протестантские конгрегации: Христианские братья, Коптская евангельская церковь, Церковь евангелического альянса, Арабская евангельская церковь в Дубае, Дубайская городская церковь Братство Эмиратов, Дубайская объединенная христианская церковь. Общее число протестантов в ОАЭ составляет до 4% населения. Ислам Гос. религию - суннитский ислам - исповедуют 85% граждан ОАЭ, исторически принадлежащих к различным мазхабам : в приморских районах эмиратов Абу-Даби и Дубай и в эмиратах Аджман и Умм-эль-Кайвайн доминируют маликиты (исторически - среди племен конфедерации хинави); в пустынных районах тех же эмиратов (в т. ч. в оазисной зоне Эль-Бурайми) и в эмиратах Шарджа и Рас-эль-Хайма значительно присутствие ханбалитов (исторически - среди племен конфедерации гафири), учение к-рых (в форме ваххабизма ) возобладало среди правящих домов большинства княжеств; немногочисленные сообщества шафиитов, крупнейшая группа к-рых (исторически - племя шиху) сосредоточена в Эль-Батине, разбросаны по эмиратам Абу-Даби и Дубай. 15% граждан ОАЭ - приверженцы шиизма , включая имамитов, компактно проживающих помимо городов Абу-Даби и Дубай в эмирате Эль-Фуджайра (в основном потомки выходцев из Ирана), и исмаилитов (ответвления ходжа), населяющих Умм-эль-Кайвайн (в основном потомки выходцев из Британской Индии, носители языка синдхи). Мусульмане - сунниты и шииты (включая зайдитов среди йеменцев и друзов среди ливанцев) - преобладают и среди иммигрантов (ок. 55%). Хариджиты (ибадитского толка) проживают в прилегающих к оманской границе районах, прежде всего в оазисе Эль-Бурайми и в целом на востоке эмиратов Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Эль-Фуджайра и Рас-эль-Хайма; хариджизма придерживаются также большинство выходцев из Омана. Деятельность суфийских братств (тарик) носит ограниченный характер. Другие религии

http://pravenc.ru/text/2578117.html

В архитектуре Верхнего Е. постепенно произошел отказ от базиликального плана, предпочтение было отдано куполам для перекрытия нефа. Основным памятником является обширная церковь мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра, традиционно ошибочно именуется мон-рем св. Симеона) близ Асуана (греч. Сиена), построенная в 1-й пол. XI в. по образцу храма мон-ря св. Шенуды; от нее сохранились стены и апсиды. Вост. часть церкви в Дейр-Анба-Хадра - триконх с прямоугольными в плане экседрами, перекрытыми конхами. Центральный компартимент купольный, зап. часть триконха является хурусом. Триконх практически равен по ширине центральному нефу, состоящему из 2 квадратных в плане компартиментов, каждый из к-рых был перекрыт огромным куполом на 8 опорах-столбах (включенных в зап. и вост. стены нефа). Компартименты были соединены широкой аркой. Боковые нефы представляли собой ряд отдельных помещений, перекрытых разными способами. Участки, соответствующие сев. и юж. подкупольным аркам, были перекрыты парусными сводами, благодаря чему зап. компартимент превратился в крестово-купольный октагон (ср. с кафоликоном мон-ря Осиос Лукас в Греции, 20-е гг. XI в.). Это пространственное решение получило развитие в церкви мон-ря Дейр-эль-Кубания (ранее Дейр-эш-Шайха) близ Асуана (1-я пол. XI в., сохр. нижние части стен): зап. неф был сокращен до 1 купольного компартимента с традиц. зап. обходом. Как и в Дейр-Анба-Хадра, подкупольные арки открываются здесь в нефы, перекрытые парусными сводами, с севера, юга и запада. Пространство воспринималось как крестообразное, поскольку с востока композиция дополнялась центральным купольным компартиментом триконха. Близким решением отличается композиция монастырского храма, расположенного у входа в древнеегип. гробницу Хунеса комплекса Куббат-эль-Хава близ Асуана (XI-XII вв.?), от которого сохранились фрагменты стен и апсид; ее отличает трансформация зап. части триконха в обычный хурус, ширина которого равна ширине храма. Упрощенными повторениями перечисленных храмов были 2-купольная церковь мон-ря Дейр-эш-Шухада (мон-рь Мучеников) близ Исны (мухафаза Кена, 2-я пол. XI - нач. XII в.) и некоторые др. храмы; в них купола опирались не на столбы, а на углы стен.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Гости из Египта посетили монастырский некрополь и Большой собор, где поклонились Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Утром 26 августа делегация посетила Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы и поклонилась пребывающим в нем святыням. Представителей Коптской Церкви тепло принял наместник обители епископ Солнечногорский Алексий, с которым у гостей состоялось продолжительное общение. После этого гости отбыли в пределы Тверской митрополии, где продолжится их визит в Россию. Они также посетят святые места на территории Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий и обители Русского Севера. В составе делегации — настоятель Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) епископ Вукол, глава делегации; настоятель монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Саверий; настоятель монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) епископ Матфей; наместник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне епископ Агафий; первый Патриарший викарий в Каире епископ Михаил; Патриарший секретарь, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне иеромонах Кирилл Анба Бишой; насельник Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) иеромонах Тавадрос Эль Мохарраки; насельник монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) монах Макарий эль-Томаси; насельник монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) монах Юссеф эль-Ахмими; насельники монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне монах Петр эль-Макари, монах Зевс эль-Макари, монах Меркурий эль-Макари и монах Марк эль-Макари; специальный представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад. Во время пребывания в Москве гостей из Коптской Церкви сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, сотрудники ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов), С.Г. Алферов и Д.Э. Аракелян.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Последняя фаза развития церковной архитектуры Е. представлена простыми храмами на 4 опорах, к-рые относятся скорее всего ко времени мамлюков (1250-1517). Их наос имеет 9 почти одинаковых компартиментов, центральный из к-рых выделен повышенным и богаче декорированным куполом (CoptE. Vol. 2. Р. 554). Такова церковь мон-ря Дейр-эш-Шахид-Тадрус-эль-Мухариб близ Мединет-Абу (XIV-XV вв.), где зальный наос с 9 ячейками отделен от хуруса лишь 2 небольшими участками стен (к концу эпохи мамлюков хурус выходит из употребления, престол помещают в апсиду). Центральная часть хуруса выделена большим куполом. Позднее к храму с севера было пристроено 2 алтарные апсиды. Для ряда храмов Верхнего Е. XVI-XVII вв.- ц. св. Меркурия в Ахмиме (мухафаза Сохаг) и храмов мон-рей близ Ахмима: Восточного мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда-эш-Шарки), арх. Михаила (Дейр-эль-Малак-Микаил) и Пресв. Богородицы (Дейр-эль-Адра) - характерны 5-частные алтари с 3 купольными апсидами и 2 дополнительными помещениями по бокам. Поперечно ориентированный наос этих храмов имеет 3 нефа, разделенные 1 (при 6-частной схеме) или 2 (при 10-частной схеме) колоннами. Существуют и композиции с 5 и более апсидами ( Krautheimer. 1986. P. 307). Выделение купольных пространств в зап. нефе приводит к превращению традиц. для архитектуры христ. Е. базиликального здания в разделенную на равные купольные компартименты мечеть, что выводит поздние копт. храмы за рамки визант. архитектурной традиции (Ibid. P. 308). Лит.: Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Quibell J. E. Excavations at Saqqara, 1908-1909. Le Caire, 1912. [Vol. 4]: The Monastery of Apa Jeremia; Monneret de Villard U., Patricolo A. The Church of Sitt Barbâra in Old Cairo. Florence, 1922; Monneret de Villard U. Les couvents prés de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Mil., 1925-1926. 2 vol.; idem. Il monastero di San Simeone presso Aswân. Mil., 1927; idem. Deyr el-Muharraqah.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010