II. Афонская живопись 1-й пол. XVIII в. В первые десятилетия XVIII в. на Св. Горе обозначилась тенденция возврата к образцам македон. школы (эталоном служила живопись Мануила Панселина). Этот интерес нашел отражение в теоретическом труде иером. Дионисия Фурноаграфиота (1670-1744) из Аграфы в Эвритании, составленном в 1728-1733 гг. при помощи иером. Кирилла Фотину с Хиоса († 1753). Это наиболее полный свод толкового подлинника ( Ерминия ), в к-ром помимо технических указаний содержатся основные сведения по иконографии и указания о программе росписи храмов. Сохранились живописные работы иером. Дионисия, среди к-рых - роспись своей келлии в Карее (1711) и подписная икона «Собор 12 апостолов» (1722), находящаяся в иконостасе кафоликона мон-ря Каракал. Кисти Дионисия Фурноаграфиота и его учеников, по мнению Е. Цигаридаса, могут быть приписаны: 2 иконы Христа Пантократора (одна - копия фрески Панселина в Протате, др.- в мон-ре Каракал), иконы Божией Матери Одигитрии, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца из мон-ря Каракал ( Τσιγαρδας. 2002. Σ. 322-323). В живопись иером. Дионисия при его следовании Панселину привнесены элементы совр. жизни (костюмы, пейзаж). Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. К этому же ретроспективному художественному течению принадлежат росписи парекклисиона вмч. Димитрия (1721) кафоликона Ватопедского мон-ря, работы Космы с Лемноса, а также росписи Давида Селинидзиотиса, родом из Авлоны (совр. Влёра, Албания), стилю к-рого присуще не только следование палеологовским образцам, но и оригинальность: роспись нартекса парекклисиона Богородицы Кукузелиссы (1715) в Великой Лавре; возможно, роспись экзонартекса кафоликона мон-ря Дохиар (в композиции «Апокалипсис» прослеживается зап. влияние, в композицию «Всякое дыхание да хвалит Господа» привнесены реалистические детали в сцены народной жизни). За пределами Св. Горы искусство, наследующее традиции визант. живописи, не нашло выражения, за исключением росписей Давида Селинидзиотиса в церквах свт. Николая в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания; 1726), св. Иоанна Предтечи в квартале Апозари в Кастории (1727) и фресок анонимного худож. в ц. Неа-Панагия в Фессалонике (1727) ( Τσιγαρδας. 1994. Σ. 315-352). В нек-рых из перечисленных росписей сер.- 2-й пол. XVIII в. заметно влияние фессалоникийских мастеров XIV в. Михаила Астрапаса и Евтихия ( Χατζηδκης. Σ. 106-107; Τσιγαρδας. 1994. Σ. 339). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным в сер.- 2-й пол. XVIII в.: напр., произведения артели мон. Макария из Галатисты ( Παπγγελος. 1998. Σ. 253-294).

http://pravenc.ru/text/166461.html

В июле 1726-го года «инозомец Брандебанские земли Гендрик Фонберден» договорился изготовить по рисунку «из самого большого белого камня, которой важностью по 209 пуд», две модели капителой для соборной церкви, – предназначенных быть первый под колокольной и второй по сторонам соборной церкви 2377 . В октябре сдан был подряд на поставку с монастырских кирпичных заводов к строению соборной церкви двухсот тысяч красного мелкого кирпича, по 35-и копеек за тысячу, а в марте 1726-го года доставка была закончена и кирпич сложен «в клетки» 2378 . На строительный сезон 1726-го года нанимали рабочих для строения соборной церкви 2379 . 4-го января 1726-го года архимандрит Петр докладывал Государыне в зимнем дворце о делах Невского Монастыря, и на вопрос, какому иконостасу быть в соборной церкви, Государыня повелела иконостас строить мраморный, а иконы писать живописным самым добрым мастерством, на сумму в 20.000 рублей, и «денег требовать смотря откуда прилично» 2380 . «О бытии в соборной церкви мраморному из разных цветов и таковыми ж статуями иконостасу, а живописи святых икон на медных досках – план, фасад и профиль аппробован Ее Императорским Ведичеством Екатериною 1-ою в 1726-м году и своеручно на нем подписать изволила: строить по сему» 2381 . В одной из архивных справок указан день высочайшей рсзолюции – 22-е мая 2382 . В Государствепном Архиве сохранился следующий документ: «1726-го году мая 26-го, Троицкого Александро-Невского Монастыря иконостасной чертеж, которой из оного Монастыря взношен для аппробации всемилостивейшей Государыни Императрицы и Ее Величества собственною рукою подписан, Петр, архимандрит Алсксандро-Невсий, принять и сие подписую своеручно» 2383 . По требованию Швердфегера, в 1727-м году нужно было купить для соборной церкви 10.000 черепицы. 5.000 взяли у Саввы Владиславовича Рагузинского 2384 . К 1732-му году соборная церковь возведена была но верхние круглые окна, а колокольни и купол – до 12-и сажень 2385 . В верхней церкви в 1726-м году, к празднику 30-го августа, по распоряжению архимандрита Петра, сделаны «место и болдахин Ее Императорскому Величеству», отделанные малиновым бархатом и штофом, с золоченными гербами 2386 , в 1727-м году золоченая медная решетка к раке 2387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Синоде присутствовал по 1726 год. 15 . РАФАИЛ Заборовский, Архимандрит Калязинский, Асессор, с 1723 года. В 1725 году Именными Указами Июля 31, Августа 7 и Августа 23 пожалован Епископом Псковским и Членом Синода. В 1727 году уволен в Епархию. 16 . СЕРГИЙ I, Архимандрит Высокопетровский, Асессор, с 1724 по 1731 годы. Наконец, Епископ Великоустюжский. 17 . ИОНА Саникеев, Архимандрит Спасо-Казанский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 18 . СЕРАПИОН I, Архимандрит Ипатский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 19 . ГЕОРГИЙ I Дашков, Епископ, затем Архиепископ Ростовский. В 1725 году с 18 Октября был Советником. В 1731 году лишён сана. С 1726 года Статские Чины совершенно отменены и учреждены ЧЛЕНЫ Святейшего Синода. 20 . АРСЕНИЙ I, Архимандрит Спасо-Прилуцкий, с 1726 по 1727 годы. 21 . ЛЕВ Юрлов, Архимандрит Переславский Горицкий, с 1726 по 1727 годы, потом Епископ Воронежский 63 . 22 . ИГНАТИЙ Смола, Митрополит Коломенский, с Июля 1727 года. В Декабре 1730 года отрешён за медление в решении дела о Льве, Епископе Воронежском. 23 . ПИТИРИМ, Архиепископ Нижегородский, с 1730 года. В 1736 году скончался. 24 . ИОАКИМ, Епископ Суздальский. С 1730 года. В 1731 году, Апреля 13, переведён в Ростов. Июня 16 пожалован Архиепископом. В 1732 году уволен в Епархию. 25 . ЕВФИМИЙ Колетий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Чудовский. С 1730 по 1733 год. 26 . ДОСИФЕЙ I, Архимандрит Савино-Сторожевский, с 1730 по 1732 год. 27 . ИЛАРИОН I, Архимандрит Переславский-Горицкий. Наконец, Новоспасский, с 1730 года. В 1735 году скончался. 28 . ПЛАТОН I Малиновский, Архимандрит Харьковский Преображенский, а потом Ипатский. С 1730 по 1733 год. Он паки присутствовал, будучи Епископом Сарским, с 1744 года, затем Архиепископом Московским, с 1749 по 14 Июня 1754 года. 29 . ИОАНН II, Протоиерей Успенский, с 1730 по 1733 год. 30 . ИОАНН III, Протоиерей Благовещенский, с 1730 года. В 1737 году, Сентября 15, уволен. 31 . ВАРСОНОФИЙ, Архимандрит Соловецкий, с 1732 по 1734 год, а потом вторично с 6 Июля 1737 года по 1740 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Когда при Константине Великом гонения на христиан прекратились, в Иллирике было уже много храмов, и христианская община к тому времени была уже многочисленной. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, уже подавляющее большинство населения было христианским. Конечно, албанских святых много – нужно просто внимательнее всмотреться в историю Церкви. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам Во время Великой схизмы 1054 года половина населения осталась православной, половина подчинилась Риму, но, так или иначе, до XV века Албания была полностью христианской страной. Об этом говорят и древние храмы и часовни страны – взгляните на часовню св. Астия в Дурресе (V в.) или храм VI века в Бутринте, сохранились и другие храмы. И сейчас, когда археологи ведут раскопки на местах древних поселений, они постоянно находят церкви, мозаики, относящиеся к первым векам христианства. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам. Деревни, села названы в честь святого Георгия, Пресвятой Богородицы и т.д. – Но долгое время Албания находилась под османским игом. Я прав, отец Григорий? – После падения Константинополя в 1453 году османы пришли на эту землю, и большинство христианского населения вынуждено было бежать из Албании, потому что албанцы не хотели принимать ислам. Часть христиан оказывала сопротивление, и можно сказать, что после падения Царьграда Албания стала одним из форпостов борьбы с захватчиками в Европе. И, кстати, всем известная Косовская битва проходила при активнейшем участии албанских войск на стороне христианских государей, это необходимо знать, на мой взгляд. Позднее албанские князья и их войска у крепости Лежа предотвратили проход османской армии через свою страну – турки стремились в Италию, в Рим. К этому печальному, но героическому времени и относится история нашего национального героя Георга Скандербега. Будучи сыном албанского великого князя, он был взят в заложники османам и и воспитывался при турецком дворе вместе с тремя своими братьями. Став видным военачальником, Скандербег, по замыслу османов, должен был руководить их войском в битве против христиан-венгров под сербским Нишем. Тогда, не желая сражаться против единоверцев, он вместе с 300 воинами покинул турецкую армию и вернулся в Албанию, в г. Крую, откуда и начал сопротивление захватчикам. Борьба за христианство продолжалась почти четверть века. Подчеркну: борьба именно за христианство, а не за национальность, потому что в то время не национальность считалась решающей, а вера человека, это было естественным для Византийской империи.

http://pravoslavie.ru/93804.html

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело об освящении новопостроенной каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, по прошению боярина князя Ивана Алексеевича Голицына, поданному в Казенный Приказ 1726 года 26 июля. В прошении он писал: «по челобитью бывшего боярина князя Петра Ивановича Прозоровского из Патриаршего Казенного Приказа для построения в Русской его вотчине, в селе Благовещенском Долгие Ляды тож, вместо сгоревшей церкви, чтоб построить вновь каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы дана благословенная грамота, а ныне оная вотчина во владении за мною и по той благословенной грамоте оная церковь построена и ко освящению со всем в готовности и чтоб повелено было оную церковь освятить и о том Богоявленского монастыря, что за иконным рядом к архимандриту дать указ». На этом прошении написана резолюция Казенного Приказа: «1726 года июля 26 дня, записав сообщить к делу и выписав доложить». Вследствие сего прошения в Синодальном Казенном Приказе написана была справка, в которой оказалось: «В окладной и доимочной книге прошлых лет и сего 1726 года по Русской десятине написано: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в вотчине боярина кн. Петра Ивановича Прозоровского в селе Долгих Ляд, дани 25 алтын, 4 деньги, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги и те данные и пошлинные деньги на прошлые годы и на нынешний 1726 год плачены. В писцовых книгах Русского уезда вышеозначенной церкви не написано. А по переписанным книгам Песношского монастыря игумена Тихона 186 (1678 г.) у оной написано: дворы попов, дьячков, Пономарев, в приходе 29 дворов и по переписным же книгам 1703 г. значится: поп Иван Филиппов, дьячек Еремей, пономарь Иван Михайлов, просвирня, в приходе 74 двора, пашни и сенных покосов не написано; а он поп с причетниками живет на руге». По этому делу последовала резолюция преосвященного Леонида архиепископа Барского и Подонского: «1726 году июля 27 день, дать указ о освящении против прошения». И того же года из Синодального Каз. Прик, выдан указ архимандриту Богоявленского монастыря Иоакинфу. (См. Патр. Прик, вязка 453, дела 1181).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пянда. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Пяндском погосте /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход располагался на левом берегу Северной Двины, рядом с местом впадения в нее реки Пянды, вдоль Московского тракта. Троицкий храм был построен вместо сгоревшего в 1726 г. храма, по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 г., освящен 27.11.1728 десятским священником из Березницкой волости Гавриилом. Храм с двумя престолами - Георгиевским и Крестовоздвиженским, построенный в 1709-1710 г.г. вместо одноименного храма, сгорел от удара молнии 3.6.1886. Часовня: во имя свт. Николая в с. Васильевском (8 верст от прих. храмов), построена в 1829 г. Священники: Савва 1726 г.; Осия Щеколдин 1810 г., был благочинным. Библиография: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 157-159. Пяндский Троицкий погост располагался в Шенкурском уезде Архангельской губернии на левом берегу Северной Двины и правом - р. Пянды, близ её устья, при Московско-Архангельском тракте, упоминающийся ещё в XVI веке. В древних исторических источниках есть упоминание о двух каменных крестах, приплывших в XIII веке в Пянду по Северной Двине. Они выплыли на песчаный берег, и когда конь подошёл в этом месте попить воды и наступил на один из крестов, то сразу же упал замертво. Вблизи места обретения этих крестов, по преданию, был впоследствии основан Пяндский погост. Первое письменное упоминание о Пяндском погосте относится к 1617 году. К тому времени это был уже крупный административный центр Архангельского Подвинья. В XVII веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. Здесь взималась пошлина за провозимый товар со всех судов, плывших по Северной Двине. Здесь же жители Подвинской четверти Важского уезда платили налоги на ямщиков. Троицкий храм был построен по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 года, вместо сгоревшего в 1726 году одноимённого храма. Построенный деревянный храм был освящён десятским священником из Березницкой волости Гавриилом 27 ноября 1728 года. Троицкая церковь построена по типу «восьмерик на четверике», с относительно невысоким шатровым завершением. К основному объёму примыкали алтарный прируб и трапезная с притвором. Позднее, видимо уже при его ремонте в 1893 году, храм был обшит тёсом и заново освящён 28 ноября 1893 года.

http://sobory.ru/article/?object=57491

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНИЯ [Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqiperia], гос-во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км. Столица: Тирана (270 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго-зап. части Балканского п-ова, на побережье Адриатического и сев. части Ионического морей. Граничит на севере и сев.-востоке с Югославией, на востоке с Македонией, на юге с Грецией. Климат средиземноморский. Население: ок. 3400 тыс. чел. (1999), 95% - албанцы (2 диалектные группы - геги и тоски), 3% - греки, остальные - влахи, цыгане, сербы, македонцы и др. Офиц. язык: албанский (тоскский диалект). Гос. устройство. По Конституции 1998 г. А. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент (с июля 1997 - Р. Мейдани), избирается парламентом сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти - кувенд (парламент), состоящий из 140 депутатов, избираемых на 4 года. Глава исполнительной власти - председатель СМ (с нояб. 1999 - И. Мета). Религия: ок. 70% - мусульмане; более 20% - православные; 10 % - католики (1997). Албанская Православная Церковь имеет в стране 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская возглавляется архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием (Яннулатосом), Берато-Влёро-Канинская - еп. Игнатием (Триантисом), Гирокастринская; Корчинская - еп. Иоанном (Пелуши) и Апполонийское вик-ство. Католич. Церковь имеет митрополию Шкодер, в к-рую входят 4 еп-ства - Пулати, Сапе, Лежа и Решени; архиеп-ство Дуррес-Тирана, а также апостольского администратора в Юж. А., подчиняющегося непосредственно Римской курии. Католич. общины возглавляет Епископская конференция. Протестантизм представлен общинами евангелистов, баптистов , адвентистов Седьмого дня, методистов , изначально связанных с миссиями США и Нидерландов. Ислам. Мусульмане А.- последователи суннитской доктрины, а также дервишского ордена бекташей, основанного в XV в. С 1925 до 1967 г. центр бекташизма находился в А. Традиционно наиболее сильные позиции ислама в сев. и центральных районах страны. Руководящий орган мусульман - Албанская исламская община (осн. 1991).

http://pravenc.ru/text/64028.html

Независимо от размеров большинство работ И. отличается тяготением к масштабности, монументализацией форм и образов, повышенной экспрессивностью. Особо выделяются небольшой иконостас и алтарные иконы в храме Казанского скита в Муазне (1938), написанные под влиянием традиций византийской живописи XIII-XIV вв.; в работах 30-х гг. XX в. заметны черты произведений рус. искусства XV-XVI вв. (картон с запрестольным панно «История Адама и Евы» во Введенской ц. на ул. Оливье-де-Сер в Париже, 1937); на произведения позднего периода повлияло увлечение И. раннехристианским искусством: росписями катакомб, мозаиками римских и равеннских храмов. Святые Русской Церкви. Роспись часовни свт. Василия Великого в доме Содружества св. Албания и прп. Сергия Радонежского, Лондон. 1945-1947 гг. Святые Русской Церкви. Роспись часовни свт. Василия Великого в доме Содружества св. Албания и прп. Сергия Радонежского, Лондон. 1945-1947 гг. Главными произведениями И. позднего зарубежного периода стали работы в часовне свт. Василия Великого в доме Содружества св. Албания и прп. Сергия Радонежского в Лондоне (1945-1947). Содержание росписей перекликается с трудами умершего к тому времени свящ. Сергия Булгакова. Росписи отличают масштабность и устойчивое для творчества И. внимание к апокалиптической теме. В сохранившихся машинописных комментариях (датированы 29 апр. 1949, частный архив) автора к росписям излагается программа художественного замысла: «Общая тема росписи - Церковь. Ее история как бы в двух планах… Нижний - видимая… представлена соборами исторических церквей; верхний иллюстрирует видение Иоанна (Апокалипсис), которое… рассказывает историю Церкви, идущую в метафизическом плане». Роспись часовни выдержана в классических формах произведений сходной тематики, элементы художественной и религиозной эстетики XX в. выражены через очищенные, аскетические черты, экспрессию образов, обостренное восприятие колорита росписей. Лондонский ансамбль - одна из вершин правосл. искусства на Западе, И. как автор росписей вошла в число художников «большого стиля» 30-40-х гг.

http://pravenc.ru/text/471579.html

По сей день так и никто не сделал серьезного анализа тех событий в СССР, и то, как они осуществились. Храм Рождества Христова в Степанакерте. Кресный хо д Фото:  fine-news.ru Рассмотрим одну из тем в ряду основных разногласий армяно-азербайджанских взаимоотношений по Карабаху, вопрос принадлежности наследия Кавказской Албании. Немного из истории христианства в Восточном Закавказье. Кавказская Албания – государственное образование на большей части современного Азербайджана. В этой стране в разное время правили династии, так или иначе связанные с Ираном – представители правящей Аршакидской, марзпаны (их наместники), Михраниды (потомки Аршакидов в Закавказье), Гасан-Джалалиды. Албания (греческой версии) в иранской версии именовалась – Ардан, в армянской – Агванк, в сирийской – Аран, арабской – Арран, в древнерусской – Альванья. В битве Александра Македонского с персами при Гавгамелах в 331 г. до Р.Х, бойцы Македонского на расстоянии распознали албан среди разноплеменного персидского войска. Это говорит о том, что грекам албаны были знакомы еще до этой битвы. Кавказская Албания являлась многонациональным государством, что отметил еще античный историк Страбон. Он писал, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». Если проводить некоторую аналогию, то это образование, по своему народонаселению чем-то напоминает современный Дагестан. Этноним «албан», следует считать за собирательный образ. В начале XVIII века удины, писали царю Петру I: «…мы агваны и по нации утийцы (т.е. удины)». То есть еще в XVIII веке удины одна из крупнейших наций населявших Кавказскую Албанию сохраняла албанскую государственную ментальность, среди преобладающей ираноязычной и тюркоязычной среды, но в то же время отождествляла себя с определённой нацией. Удины, небольшой дагестаноязычный народ, сохранивший христианскую веру, и поныне компактно проживает на севере Азербайджана. Проповедь христианства в Закавказье, после апостолов Варфоломея и Фаддея, продолжил Григорий Просветитель (особо почитаемый в Армении). Он, будучи иранцем по происхождению, принадлежавший к правящей Аршакидской династии, власть которых распространялась на всё Закавказье, крестил Армению и Кавказскую Албанию. В 313 году после особого времени «оглашения» албанский царь Урнайр Благословенный, зять персидского царя Шапура I, вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория на библейском Евфрате.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/mn...

Отец Георгий: Она специализируется как раз на армянах-халкидонитах, которые не отпали в монофизитство . Часть армянского народа приняла Халкидонский Собор и осталась в Православии. Не все отделились Аркадий Рамазян: Да, ее статья мне попалась, и так я впервые узнал, что часть армянского народа приняла Халкидонский Собор и осталась в Православии. Потом и сам начал собирать материалы по этой теме. На самом-то деле не все отделились. Большая часть Западной Армении, которая сейчас входит в состав Турции, была под сильным византийским влиянием. И когда уже было второе разделение, в 592 году, возникает Армянская Православная Церковь. Хотя этот халкидонский католикосат просуществовал недолго. Но был католикос в Православии, Иоанн, он в 610 году погиб в плену. Потом уже не избирали католикоса, но были православные армянские епархии. Когда я работал над курсовой, то мне тоже попадались свидетельства об армянах-халкидонитах. Например, написанное в VII веке «Повествование о делах армянских» или у историка того же века Мовсеса Каганкатваци и других. Источники рассказывают о том, как внутри самой Армении шло противоборство между халкидонитами и нехалкидонитами. И даже были такие периоды, когда, например в начале VIII века, католикос Елеазар устроил гонения на православных армян. В то время еще была Албания Армянская, которую также называют Албания Кавказская. Сейчас это место находится на территории Азербайджана, и часть Арцаха, современного Нагорного Карабаха, тоже входила в это государство. Так вот там очень много православных армян жило. Глава местной Церкви епископ Нерсес Бакур принял Православие и наладил связи с Константинопольским Патриархатом, Грузинской Православной Церковью. Одним словом, чуть ли не вся Албания Кавказская стала православной. Очень много было православных епископов, священников. Сжигали целые сундуки православных армянских книг И вот католикос Елеазар устраивает гонения на православных армян с помощью арабских правителей и их воинов. При этом, как свидетельствуют источники, сжигали целые сундуки православных армянских книг.

http://pravoslavie.ru/88621.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010