II. Афонская живопись 1-й пол. XVIII в. В первые десятилетия XVIII в. на Св. Горе обозначилась тенденция возврата к образцам македон. школы (эталоном служила живопись Мануила Панселина). Этот интерес нашел отражение в теоретическом труде иером. Дионисия Фурноаграфиота (1670-1744) из Аграфы в Эвритании, составленном в 1728-1733 гг. при помощи иером. Кирилла Фотину с Хиоса († 1753). Это наиболее полный свод толкового подлинника ( Ерминия ), в к-ром помимо технических указаний содержатся основные сведения по иконографии и указания о программе росписи храмов. Сохранились живописные работы иером. Дионисия, среди к-рых - роспись своей келлии в Карее (1711) и подписная икона «Собор 12 апостолов» (1722), находящаяся в иконостасе кафоликона мон-ря Каракал. Кисти Дионисия Фурноаграфиота и его учеников, по мнению Е. Цигаридаса, могут быть приписаны: 2 иконы Христа Пантократора (одна - копия фрески Панселина в Протате, др.- в мон-ре Каракал), иконы Божией Матери Одигитрии, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца из мон-ря Каракал ( Τσιγαρδας. 2002. Σ. 322-323). В живопись иером. Дионисия при его следовании Панселину привнесены элементы совр. жизни (костюмы, пейзаж). Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. Фрагмент композиции «Страшный Суд» в парекклисионе вмч. Димитрия мон-ря Ватопед. Мастер Косма с Лемноса. 1721 г. К этому же ретроспективному художественному течению принадлежат росписи парекклисиона вмч. Димитрия (1721) кафоликона Ватопедского мон-ря, работы Космы с Лемноса, а также росписи Давида Селинидзиотиса, родом из Авлоны (совр. Влёра, Албания), стилю к-рого присуще не только следование палеологовским образцам, но и оригинальность: роспись нартекса парекклисиона Богородицы Кукузелиссы (1715) в Великой Лавре; возможно, роспись экзонартекса кафоликона мон-ря Дохиар (в композиции «Апокалипсис» прослеживается зап. влияние, в композицию «Всякое дыхание да хвалит Господа» привнесены реалистические детали в сцены народной жизни). За пределами Св. Горы искусство, наследующее традиции визант. живописи, не нашло выражения, за исключением росписей Давида Селинидзиотиса в церквах свт. Николая в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания; 1726), св. Иоанна Предтечи в квартале Апозари в Кастории (1727) и фресок анонимного худож. в ц. Неа-Панагия в Фессалонике (1727) ( Τσιγαρδας. 1994. Σ. 315-352). В нек-рых из перечисленных росписей сер.- 2-й пол. XVIII в. заметно влияние фессалоникийских мастеров XIV в. Михаила Астрапаса и Евтихия ( Χατζηδκης. Σ. 106-107; Τσιγαρδας. 1994. Σ. 339). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным в сер.- 2-й пол. XVIII в.: напр., произведения артели мон. Макария из Галатисты ( Παπγγελος. 1998. Σ. 253-294).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Продолжалось и развитие иконописи. Наиболее замечательные произведения поствизант. периода были созданы в XVI в. Онуфрием Неокастритом из Эльбасана. Сохранились написанные им образы для иконостасов Благовещенского и Свято-Димитриевского храмов в замке Берата, фресковые росписи в Никольском храме в Шельцане и святых Феодоров в Берате. Живописец следовал визант. традиции, но не отказывался и от опыта западноевроп. искусства. В произведениях Онуфрия впечатляет гармоничное сочетание ярких красок, отход от традиц. канонов в пользу передачи психологического состояния образов, контраст света и тени, драматические эффекты. Работы последователей Онуфрия (сын Николай; соавтор последнего - Иоанн; позже Онуфрий Киприот и ряд анонимных живописцев), расписывавших храмы по всей А., представляли иконописную школу, к-рую можно назвать «школой Берата». Находясь под сильным влиянием искусства Онуфрия, они, однако, не достигли его уровня. В XVII в. многие храмы украшаются переносными иконами и стенной росписью: в Берате, в селах Мюзекеи, в Воскопое, Виткуки, Любоне, Радове и др. Подписи на греч. языке сохранили имена многих художников этого времени: Михаил Линотопи и его друг Никола (в стегопольском Ильинском храме, 1653), Михаил и Константин Грамоджи, Михаил Зерма - но большинство художников неизвестны (мон-рь св. Иоанна Предтечи в Воскопое, 1659, и др.). Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана) Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана) За «школой Берата» XVI-XVII вв. следует «школа Корчи» XVIII-XIX вв., в работах ее мастеров явственно различимо влияние искусства Афона и наряду с этим западноевроп. живописи. В работах Афанасия Зографа и его брата Константина (сер. XVIII в.) заметны элементы стиля барокко: лики их икон, гораздо более пластичные и «портретные», отражают национальный албан. тип. Богатейшие поствизант. росписи украшают стены сохранившихся храмов Воскопои: напр., в Свято-Никольском храме Давид Селеница в 1726 г.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Первоначальное почитание их было установлено в Охридской архиепископии не ранее рубежа XV и XVI вв. (Чешмеджиев), греч. служба написана и издана в 1741 г. в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания). Память Г. в западнослав. землях, вероятно, отмечалась только в Моравии. В 1967 г. папой Павлом VI было установлено празднование памяти Г. и др. учеников Кирилла и Мефодия (с той же датой) для Чехии (Bohemia sancta. S. 38). Иконография Г. изображается старцем с длинной окладистой бородой в епископском облачении и с Евангелием в руках; встречается только в композиции «Святые седьмочисленники». Древнейшее изображение 1612 г. сохранилось на фреске в притворе собора Сливницкого (Слимницкого) мон-ря на оз. Преспа (Македония). Предполагается, что иконография сложилась в XV-XVI вв. Лит.: Грозданов Цв. Hajcmapama представа на Седмочислениците//Културен живот. Ckonje, 1978. Кн. 7/8. С. 32; он же. Портрети на светителите от Makeдohuja. Ckonje, 1983. С. 115; Милтенова А. Горазд//КМЕ. Т. 1. С. 513-514; Димитров И. Ж. Животописни сведения за св. Кирил и Методий и учениците им от гръцките служби от тях//1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. Т. 1; Мареш Ф. В. «Седумите светители» во старословенската и гръчката книжевност//Климент Охридски и улогата на Охридската книжевна школа во развитокот на словенската просвета. Ckonje, 1989. С. 101-110 (то же на чеш. яз.: «Svati Sedmipocetnici» v staroslovenskem a reckim pismenictvi// Mare š F. V. Cyrilometodjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 237-246); Bohemia sancta: ivotopisy eskych svtc a prátel Boích. Praha, 19892. S. 29-39; Вашилевски Т. Двойните имена - светските (крыщелните) и монашеските - на славянските апостоли Константин-Кирил и Методий и въпросът за идентификацията на членовете на манастирского братство, заточено с Методий в Рейхенау//Paleobulgarica. 1992. N 1. S. 22-24; Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 20002. С. 96-98; Флоря Б. Н. , Турилов А. А. , Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия.

http://pravenc.ru/text/166167.html

миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII в. возводились новые мон-ри, к-рые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию, воспитания, напр., в мон-рях Равенийском, Пепельском, Дринском, Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском, Палашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком, Аполлонийском, Предтеченском в Мосхополе (совр. Воскопоя) и др. Православное население поддерживали клирики. Особенно отличался иером. Нектарий (Терпос) из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата и Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу «Вера», к-рой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах А. со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Население его было достаточно однородно в религ. и социальном отношении - это были правосл. купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала «Новая Академия» Мосхополя (1744), ее библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем - Корчинской митрополии. Его упадок начался после разграбления, к-рому он в условиях феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился в деревню. Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами». В об-ве они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли правосл. традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в А. является Тоскидон (Спафия) - горный район южнее Эльбасана.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Несмотря на гибель Византийской империи и тур. завоевание в кон. XV в., в XVI-XVII вв. традиции визант. церковного искусства в А. продолжали развиваться. Однако церковное строительство в старых центрах постепенно сокращалось. В XVI в. церкви стали строить во вновь возникших городах в горных районах, напр. в Мосхополе (Воскопоя), Виткуки и Ниче и в отдаленных мон-рях, где с сер. столетия возводят все больше храмов простой, но изящной архитектуры. Характерными постройками XVI в. являются храмы св. Афанасия в Мазаре, Поличани (1513); св. Димитрия в мон-ре прор. Илии в Ергуцати (1526); Христа Спасителя в Тремишти близ Пермети (1540-1560). Выдающимися произведениями албан. архитектуры XVII в. являются храм в Бармаши (р-н Колёня) и собор мон-ря Иоанна Предтечи в Воскопое (1632). В XVII в. ряд мон-рей появляется на побережье Ионического м.: Кокамьяшский (1672), Акроризский (Крорези), Криморова, Пикераси (1672). В условиях исламизации естественный прогресс в церковной архитектуре А. был невозможен (законы Османской империи прямо запрещали строительство христ. храмов). Поэтому в городах и селах строительство велось т. о., чтобы в архитектурном отношении храмы уподоблялись простым домам. В XVIII в., в период относительной политической стабильности, укрепления экономического и социального положения албан. феодалов, особое внимание стали уделять внутреннему убранству храмов. Характерные примеры - кафедральный собор Богоматери в Берате (1797), Арденицкий мон-рь в обл. Мюзекея (храм XVIII в., сооружен на руинах средневек. визант. мон-ря). За период с сер. XVIII по сер. XIX в. почти в каждом селе Мюзекеи были сооружены храмы в своеобразном стиле: трехнефная базилика с деревянными колоннами и наземным этажом (напр., храм св. Георгия в Либофше, 1776). 5 сохранившихся в Воскопое храмов - выдающиеся произведения архитектуры. Из церквей, построенных в XIX в., сохранились сравнительно немногие, среди них - собор мон-ря св. Космы в Колкондаси, 1813-1814 гг., трехнефная купольная базилика.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в. Периодом расцвета христ. архитектуры в А. стали XIII и XIV века. Хотя варварские нашествия середины I тыс. по Р. Х. привели к полному разрушению большинства городов Иллирии, в средневековье их отстроили как крепости (Лежа, Бутринти, Дуррес). Наряду с этим в VII-XI вв. возникли новые города (Круя, Сарда) и типичные феодальные замки (Петреля). Начиная с X-XI вв. в них стали вновь возводить храмы обычного базиликального типа (ц. св. Стефана в Дримаде) и купольные базилики с высокими барабанами, имеющие сложную композицию (ц. мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии и ц. свт. Николая в Месопотаме, XIII в., исключительная по архитектурной и декоративной выразительности). Умножились также однонефные постройки (церкви прор. Илии в Буал близ Пермети, Пресв. Богородицы в Церцке (близ Лесковику), святых Сергия и Вакха в Химаре, св. Иоанна в Бобоштице). В юж. районах А., теснее связанных с Византией, постепенно стал доминировать новый крестово-купольный тип церквей (напр., в Косине, в Мармиро (близ Влёры), в Авлоне, в мон-ре Пресв. Богородицы в Звернеце (близ Влёры)). Большое внимание уделялось внешнему оформлению храмов (декоративная кладка стен из кирпича и камня - напр., ц. Пресв. Богородицы в Верх. Лябове, Х или XIII в.). Архитектура Сев. А. в средне- и поздневизант. период находилась под воздействием западноевроп. школ, сначала романской, позже - готической и ренессансной (церкви XIII в. в районе Шкодера: святых Сергия и Вакха на р. Буне, Страстной Пятницы в Кавае, церковь в г. Вау-и-Дейесе). Однако на росписях храмов это влияние не сказалось - в них по-прежнему доминировали восточнохрист. (визант.) мотивы. В центральных р-нах А. (Дуррес, Берат) начинала развиваться архитектура, сочетавшая черты зап. и вост. традиций, к-рые образовали оригинальный местный сплав. Но феодальные войны и последующее тур. завоевание прервали самостоятельное развитие христ. архитектуры А.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Открытая галерея ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в. Открытая галерея ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в. О времени основания Белиградской митрополии (Белиград - совр. Берат) мы не имеем свидетельств. Название Белиград встречается в нач. XIV в. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из к-рых наиболее известными являются Игнатий (1691-1693; впосл. архиеп. Охридский) и Иоасаф I (1752-1760 и 1765-1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию К-польского Патриархата. Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория - совр. территория Греции), к-рая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в нач. XVII в., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую (Селасфор - совр. Звезда) епископии. Первым известным епископом Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиеп. Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ к-рой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского. Епископии Юж. А. по-прежнему входили в юрисдикцию К-польского Патриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний - Ма(на)сия (1270), среди прочих выделяются ученый муж Захария (1670-1682) - неустанный проповедник, Манассия (1682-1695) - создатель школ в селах своей епархии, предшественник в этом св. равноап. Космы Этолийского (пам. 4 авг.). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в XI-XVIII вв. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672-1700) - борец против исламизации, Митрофан (1752-1760) - музыковед и Досифей (1760-1799), к-рому в эпоху господства мусульм. властей удалось воздвигнуть ок. 70 храмов. В период османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви А. было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христ. лит-ры на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римско-католич.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II [болг. Йоасаф] († не позже янв. 1746), архиеп. Охридский в 1719-1745 гг. Родом из Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), И. в 1706 г. упоминается как митрополит Преспанский, в 1709 г. избран митрополитом Корчинским. Когда стало ясно, что грек-фанариот архиеп. Охридский Филофей не вернется из России, куда уехал в 1714 г. (в 1722 стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским), 6 февр. 1719 г. при поддержке «автохтоной» партии И. возглавил Охридскую архиепископию . Созванный им Собор 21 февр. 1719 г. заявил о прекращении участия К-польского Синода в делах Охридской архиепископии и о необходимости принятия мер, ограждающих ее престол от попыток незаконного (т. е. без согласия иерархов и народа) управления. Это вызвало недовольство в К-поле, в дальнейшем К-польский Синод неоднократно прибегал к различным интригам, чтобы восстановить свое влияние. Напр., после переговоров 1737 г. австр. властей с Охридской архиепископией и Печским патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) о поддержке антиосманского восстания в серб. землях И. был объявлен австр. шпионом, поскольку согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиями. При И. Охридская архиепископия была максимально независима от К-поля. Отличался любовью к науке, поддерживал духовное образование: по его личным просьбам валашский господарь Иоанн Маврокордат и богатые горожане выделяли средства на содержание греч. уч-ща в г. Корица (ныне Корча, Албания) и на строительство здания для греч. «Новой академии» в Мосхополе (1740-1750). При нем типография в Мосхополе (при храме св. Иоанна Богослова, с 1744/45 в мон-ре св. Наума) издавала слав. службы и жития святых, в т. ч. местных, учебные пособия и богословские произведения. Для поощрения пожертвований повелел записывать имена ктиторов в специальные помянники, которые периодически полностью зачитывались в храмах. Передал собору Св. Софии в Охриде подаренную ему венецианскую корону из золота и серебра с драгоценными камнями, а кафедральному собору в Корче свои городские дома. Сократил размеры долга кафедры, к-рый остался после его предшественника, регулярно выплачивал налоги, построил резиденцию в Охриде (1730-1735) и установил ограду вокруг кафедрального собора. В 1727 г. по предложению И. церковно-народный Собор архиепископии перенес празднование памяти св. Наума Охридского с 23 дек. на 20 июня. В глубокой старости в окт. 1745 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 550) И. ушел с кафедры и вскоре скончался. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1394-1767. С. 138-140, 345-347, 357-359, 383-386, 391-405, 409-411. Н. С. Першина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578120.html

Сведений о почитании солунских братьев в османский период практически не сохранилось ( Ангелов Б. 1958. С. 202-214). Возобновление празднований дней их памяти относится лишь к кон. XVII в. К этому периоду относится и появление их новых изображений в храмах. Возрождению их почитания способствовала просветительская деятельность архиеп. Охридского Иоасафа II (1719-1745). По его указанию в типографии в Мосхополе (ныне Воскопоя, Албания) в 1742 г. были изданы службы, посвященные К. и Мефодию и их ученикам. Прп. Паисий Хиландарский в посвященной слав. просветителям главе «Истории славяноболгарской» (1760-1762) подчеркивал, что они создали именно болг. азбуку и книжность, к-рая позже стала называться славянской, и что болгары, первые из славян принявшие крещение и получившие письменность, из-за османского порабощения утратили навык чтения на родном языке, в то время как другие славяне более образованны благодаря своей свободе ( Паисий Хилендарски, иером. История славянобългарская/Ред.: Й. Иванов. София, 1914. С. 68). Мн. южнослав. писатели и историки XVIII-XIX вв. (напр., свящ. Христофор Жефарович (Стематография. Виена, 1741), архим. Иоанн (Раич) , Парфений Павлович и др.) считали солунских братьев олицетворением Православия, духовного просвещения и культуры в слав. мире. В «Хрестоматию славянского языка» (Царьград, 1852) архим. Неофит Рильский перенес Житие К. и Мефодия из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, под 11 мая (дата также появилась из Миней Димитрия Ростовского и стала главной болг. датой памяти равноап. учителей) о них сообщает и «Месяцеслов и календарь вечный» (1853, см.: Ангелов Б. 1969. С. 126-127; Колева. 2003. С. 273). В 1857 г. еп. Патароликийский Поликарп (Цонков) опубликовал в болг. «Цариградском вестнике» (позже и отдельной брошюрой) «Краткое Житие и историю святых отцов наших Кирилла и Мефодия» ( Желев Й. Към биографията на еп. Поликарп Патароликийски//ИП. 2004. Год. 60. Кн. 3/4. С. 142-176). Крестный ход в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Болгария. Фотография. 20-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Виссарион Ларисский, свт. - житие ВИССАРИОН (ок. 1490-1540/41), свт., митр. Ларисский (1520-1541) (пам. греч. 15 сент.). Род. в благочестивой семье среднего достатка в мест. Мегалон-Пилон т. е. Великих врат; совр. Пили) в Фессалии. С отроческих лет стал духовным чадом Марка, еп. Триккского, впосл. митрополита Ларисского. Тот рукоположил его сначала во диакона, а затем во иерея. В 1514 г., когда В. достиг 20-летнего возраста, он поставил его во епископа Домениконского и Элассонского. Паства не признала столь юного архиерея законным. Ему пришлось покинуть кафедру, но, проявив смирение, В. не стал оспаривать решение К-польского Патриарха Феолипта (1513-1522), назначившего вместо него еп. Никанора. Когда овдовела кафедра ближайшей Стагийской епископии, В. в течение 6 лет управлял ею. Помогал в устройстве Метеорских мон-рей. Много претерпел от некоего влиятельного лица по имени Дометий. Митр. Ларисский Марк назначил В. своим преемником. В 1520 г. В. был избран на эту кафедру и пребывал на ней до конца своей жизни. Он прославился как мудрый пастырь и ревностный служитель Церкви. Помогал бедным, выкупал пленных христиан, организовывал правосл. общины, строил дороги и мосты. У себя на родине В. основал мон-рь Дусику, посвященный Христу Спасителю, со строгими правилами монашеской жизни (1527). Сохранились 3 ктиторских завещания, написанные В.: 2 кратких относятся к 1535 г., более позднее пространное завещание не имеет точной даты. В них святой говорит об организации монашеской жизни, аскетике, необходимости постоянного физического труда, дает духовные наставления братии. Им был наложен запрет на вход женщин в мон-рь. Обустройство мон-ря продолжили его родной брат Игнатий, еп. Каппуанский и Фанарийский, и племянник Неофит, митр. Ларисский. В. был похоронен в основанном им мон-ре, его мощи прославились чудотворениями. Он имел особую благодать избавлять от чумы. В кон. XVII - нач. XVIII в. мусульмане, услышав об этих чудесах, похитили мощи святого и продали их во Францию. В мон-ре Дусику осталась глава святого. Почитание В. широко распространилось в Фессалии, Эпире, Македонии и придунайских княжествах. Повествование анонимного биографа, составленное вскоре после смерти В., было использовано для написания жития святого (ок. 1544) Пахомием Русаносом, ученым монахом с о-ва Закинф (BHG, N 2064). В честь В. было написано 8 служб, изданных в Бухаресте (1705 и 1749), в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания) (1744), в Вене (1797), в К-поле (1800), в Венеции (1848), в Афинах (1856 и 1897) (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 27-31). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Виссарион Ларисский, свт. " .

http://pravicon.com/info-1983

  001     002    003    004    005