Местное предание сел. Эль-Баяху иначе объясняет чудо перенесения церкви. Во время уборки урожая в Каллине (родной деревне И.) ежегодно справляли свадьбы. В один из таких дней разбойники попытались напасть на церковь, где собралось ок. 100 чел. По молитвам И. церковь вместе с находящимися во дворе целебным источником и деревом была перенесена в Эль-Баяху. Выйдя из церкви, жители Каллина захотели вернуться домой, спустившись на лодке по Нилу к дельте. Перевозивший их лодочник-язычник, удивившись перемещению церкви и тому, что путь по реке вместо недели занял 1 день, принял христианство и обещал отдавать церкви половину доходов. Церковь, посвященная И., расположена в центре сел. Эль-Баяху; к юго-зап. углу храма примыкает высокая колокольня. Совр. здание было построено в сер. XX в. на месте древней церкви V в. В 2007 г. церковь реконструировали. Иконостас датируется 2-й пол. XIX в. Главными святынями церкви являются: рака с частью мощей И. (в сев. стороне, около иконостаса), часовня с купелью и целебным источником (в вост. стороне двора), каменные и деревянные фрагменты старой церкви и часть лодки, на которой жители Каллина вернулись домой, переданная в церковь по завещанию лодочника. Эль-Баяху является центром паломничества коптов, особенно на праздник Вознесения Господня ( Viaud G. Les pèlerinages coptes en Égypte. Le Caire, 1979. P. 47-48). В брошюре, распространяемой в церкви, говорится, что вместе с И. пострадали 2 его брата, что его укреплял в мучениях арх. Михаил и что по дороге в Асьют ему явился Христос. Вероятно, эти подробности являются частью местного предания или восходят к др. редакции Мученичества И. (неясно, были ли 2 брата И. воинами из числа 5 пострадавших с ним). Мощи Описание перенесения мощей И. содержится в араб. рукописи из мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун 77 в собрании исторических рукописей, fol. 115v - 118r; изд.: Burmester. 1937. P. 53-55). После краткого пересказа сообщения копто-араб. Синаксаря о мученичестве И. отмечается, что 5 воинов, пострадавших вместе с ним, были казнены 9 бауна (3 июня).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

об-ва: от нищих до гос. чиновников высокого ранга, в 81-й гл. жития свт. Афанасий упоминает переписку подвижника с имп. Константином и его сыновьями Констанцием и Константом. Вместе с Макарием и Аматасом А. В. прожил во «внутренней горе» еще 40 лет и завещал ученикам похоронить его тайно. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Роспись собора мон-ря прп. Антония Великого. Египет. XII в. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Роспись собора мон-ря прп. Антония Великого. Египет. XII в. В наст. время в зап. науке принято считать, что А. В. не был первым монахом и отцом монашества его можно считать лишь условно, гл. обр. благодаря последующему широкому распространению и популярности его жития. Свт. Афанасий не говорит об А. В. как о первом монахе и упоминает о том, что до А. В. «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни» (Гл. 9), должно быть имея в виду под «монастырями» кельи отдельных подвижников. В это время существовали и др. группы монашествующих, напр. т. н. sarabaitae и remnuoth, о к-рых известно по обличениям их аскезы со стороны блж. Иеронима (Epist. 22. 34) и прп. Иоанна Кассиана (Collationes. XVIII 3. 2). В папирусе, датированном 324 г. (P. Coll. Youtie 77), упомянут некий мон. Исаак, подвизавшийся в дер. Каранис (Ср. Египет) или возле нее. Там же, в Ср. Египте, неподалеку от Писпира, находилась община монахов-мелитиан, с к-рыми А. В., согласно житию, не поддерживал никаких контактов, считая их раскольниками. Имя А. В. «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины» ( Лобачевский. С. 17), жизнь его явилась образцом подражания для многочисленных подвижников как в Египте, так и за его пределами. Известно, что ученики после кончины А. В. подвизались в мон-рях Н. Египта, среди них был и прп. Макарий Египетский, основатель монашеской жизни в Скиту (совр. Вади-эн-Натрун). Прп. Антоний Великий. Мозаика собора мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г.

http://pravenc.ru/text/116054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI (2.08.1902, дер. Тух-эн-Насара, совр. мухафаза Минуфия, Н. Египет - 9.03.1971, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 10 мая 1959), один из наиболее почитаемых коптами совр. подвижников. В миру носил имя Азир Юсуф Ата. В детстве переехал вместе с семьей в г. Даманхур, где учился в начальной школе, затем - в Александрию, где получил среднее образование. Семья была очень религиозной; отец, работавший у местных предпринимателей, служил диаконом, привлекая к богослужениям и своих сыновей, в свободное время занимался восстановлением старинных церковных книг. По окончании школы Азир поступил на работу в транспортную судоходную компанию, а в 1924 г.- в туристическое агентство «Томас Кук», где выучил англ. язык. В 1927 г. стал послушником мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун, 25 нояб. 1928 г. принял монашество с именем Мина. 18 июля 1931 г. был рукоположен во иерея, после чего направлен на обучение в ДС для монахов в г. Хелуан. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Стремясь к анахоретству, Мина еще во время учебы в семинарии предпринял попытку поселиться в заброшенном Белом мон-ре под Сохагом (В. Египет), но был отозван оттуда патриархом Иоанном (Юаннисом) XIX (1928-1942). По окончании учебы он удалился в небольшую пещеру в 3 км от Дейр-эль-Барамуса, фактически возродив наряду с мон. Абд аль-Масихом аль-Хабаши копт. традицию пустынножительства. В 1936 г., после 3 лет отшельнической жизни, у Мины произошел конфликт с настоятелем монастыря, и он переселился в окрестности Ст. Каира, где стал жить в одной из заброшенных ветряных мельниц в холмистой гряде Эль-Мукаттам. Поскольку Мина уже не относился ни к одному из мон-рей, он получил прозвище аль-Мутаваххид (Отшельник). Слава о нем быстро распространилась в копт. общине. К нему стали приходить паломники, множились свидетельства творимых им чудесных исцелений и его исполнявшихся пророчеств.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам). Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.

http://sobory.ru/article/?object=22005

[Матта аль-Мескин/Мискин; араб.     - Матфей Бедняк/Убогий; англ. Matthew the Poor] (20.09.1919, Бенха, совр. мухафаза Кальюбия, Египет - 8.06.2006, Дейр-Анба-Макар, Вади-эн-Натрун), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви (КЦ) в XX в., участвовавший в возрождении традиций древнего егип. монашества. В миру Юсеф Искандер. По окончании фармакологического фак-та Каирского ун-та (1944) держал крупную аптеку в г. Даманхуре, построил в городе ц. св. Георгия. В 1948 г., распродав все имущество, присоединился к братии бедного и отдаленного мон-ря св. Самуила Каламунского в В. Египте, где принял постриг с именем Матта (Матфей; впосл. получил прозвище Бедняк (аль-Маскин/Мискин), которое уже носили 2 др. одноименных деятеля КЦ, известных своим аскетизмом,- почитаемый 7 кихака (3 нояб.) средневек. подвижник (см.: Coquin R.-G. Matthew the Poor, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1571-1572) и патриарх Матфей I . В этот период М. а.-М. испытал влияние книг православного архим. Лазаря (Мура; 1902-1992; РПЦЗ) и обобщил свой молитвенный опыт в соч. «Православная жизнь в молитве». В 1951 г., после ухудшения здоровья из-за суровых условий жизни, переехал в монастырь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун, где принял священнический сан. В 1952-1954 гг. М. а.-М. периодически жил в уединении в скалистой местности около обители, нек-рое время подвизался вместе с Абд аль-Масихом аль-Хабаши , также исполняя послушание духовника и наставника молодых монахов. Примером для М. а.-М. служили основоположники египетского монашества. Его духовный авторитет оказал влияние на многих молодых людей. С марта 1954 по май 1955 г. М. а.-М., возведенный в сан игумена, занимал пост викария патриарха Иосифа II в Александрии (а также его представителя в Совете общины (Маджлис аль-милли)) и в этом качестве провел ряд церковно-адм. реформ. Затем вернулся в Дейр-эс-Суриан и поселился в одной из окрестных пещер. В июле 1956 г. в поисках большего уединения вместе с группой учеников возвратился в монастырь св. Самуила. В кон. 50-х гг. XX в. М. а.-М. руководил движением «Байт ат-такрис» (Дом посвящения), члены которого, будучи мирянами, жили под его руководством по особому уставу, близкому к монашескому.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

C. 117, 127, 138, 148; изд.: Lagarde. 1886) сохранилась в единственной рукописи (Lond. Brit. Lib. Orient. 8812, 888 г.), происходящей из мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (рукопись имеет лакуны и перепутанную нумерацию листов). Предположительно катена является переводом несохранившегося греч. оригинала и содержит фрагменты сочинений ок. 35 толкователей, среди к-рых преобладают толкования свт. Кирилла Александрийского, свт. Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского († 538). Последний является самым поздним из цитируемых в катене авторов, следов., греч. оригинал ориентировочно мог быть составлен спустя нек-рое время после его смерти, в VII-VIII вв. ( Achelis. 1897; идентификацию фрагментов Севира Антиохийского и их сравнение с араб. катеной см.: Yossef. 2004. P. 97-120). Вопрос об идентификации остальных толкований не ставился. Указания в леммах на авторство того или иного фрагмента требуют проверки. Фрагменты копт. перевода схолий свт. Афанасия Великого на Псалтирь, которые широко используются в греч. К., были опубликованы по рукописи IX в. Vat. copt. 108, содержащей Псалтирь, снабженную схолиями одного автора ( David J. Les éclaircissements de saint Athanase sur les Psaumes: Fragments d " une traduction copte sahidique//ROC. 1924. Vol. 24. P. 3-57 (текст: P. 15-57)). Копт. перевод в основном соответствует греч. оригиналу, часто он содержит фрагменты, отсутствующие в греч. корпусе схолий. Кроме того, копт. текст не имеет тех фрагментов, к-рые в издании мавристов были ошибочно приписаны свт. Афанасию, но содержит схолии, соответствующие изданным в греч. оригинале Вианом ( Vian. 1978; Idem. 1989. P. 140-141). Арабская традиция Жанр К. в араб. лит-ре мало изучен; в наст. время известны следующие компиляции: I. Яковитская катена на Пятикнижие сохранилась примерно в 15 рукописях (список см.: Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 289). Она была составлена предположительно в XIII-XIV вв. неизвестным сиро-яковитом, жившим на территории совр. Ирака, об этом свидетельствует использование им Пешитты и Таргумов, а также ссылки на топографию Междуречья при описании райских рек (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Богоматери в Харат-Зувайла в Каире). Стилистические ориентиры возродившейся в XVIII в. иконописи связаны с регулярными контактами с Зап. Европой, близостью к греч. мон-рям, прежде всего к мон-рю вмц. Екатерины на Синае, с наличием арм., греч. диаспор и торговых групп разной этнической принадлежности и др. (работы для ц. Божией Матери «аль-Муаллака» арм. иконописца посл. четв. XVIII в. Ованнеса Карапетяна; икона «Посещение св. Антонием Великим св. Павла Фивейского» (1777, Коптский музей, Каир), на к-рой черты ранней копт. живописи совмещены с приемами «живописности»; житийный образ св. Бахнама и его сестры (XVIII в., Коптский музей, Каир) из ц. св. Бахнама в Каире, выполненный с использованием приемов исламской (араб., османской) живописи XVIII в.; икона «Бегство в Египет» (XVIII в., Коптский музей, Каир) в традиции поствизант. живописи; икона кон. XVIII - нач. XIX в. (?) с образами 3 Макариев в церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун греч. письма; образ Христа с фигурами 24 апокалиптических старцев (XVIII в., Коптский музей, Каир) в традициях копт. живописи при смягченном, «живописном» письме). На иконе «Христос Великий Архиерей» (XVII в.?, Коптский музей, Каир) традиц. для храмовых апсид композиция с изображением Христа на троне в окружении символов евангелистов соединяется с образом Христа Первосвященника, распространенного в поствизант. искусстве; барочные формы трона свидетельствуют о знакомстве, возможно, с итало-критскими произведениями. В триптихе «Распятие» (1783, Коптский музей, Каир) в стремлении мастера передать анатомическое построение обнаженных фигур, в интересе к подробно разработанному архитектурному фону прослеживается влияние образцов зап. искусства или произведений итало-греч. круга живописи. Приметы копт. стиля в совр. иконописи представляются данью этнографической специфике копт. среды в Е. Книжная миниатюра Миниатюры украшают рукописи IV-XIX вв. на греч., копт., сир., древненубийском, араб., эфиоп. языках или копто-араб. билингвы. Писчей основой для рукописей служили папирус, пергамент, бумага, кость, деревянные дощечки. Среди них встречаются рукописи с иллюминированными страницами, но большая часть манускриптов декорирована лишь орнаментированными копт. крестами и плетенками, напр. Молитвенник X-XI вв. из мон-ря Каср-эль-Визз (Б-ка рукописей Коптского музея, Каир).

http://pravenc.ru/text/187963.html

В 80-х гг. отставание развития городской инфраструктуры и неконтролируемый рост населения привели к самым мрачным прогнозам. Массовая трудовая эмиграция из Египта снизила демографическое давление в городе. Стремясь разгрузить перенаселенный К., правительство при содействии амер. специалистов разработало проект строительства городов-спутников в пустыне (т. н. Американский план). С 1977 г. вокруг К. начали возводить города (Мадинат-эс-Садат, Мадинат-Ситта-Уктубар, Мадинат-эль-Ашир-мин-Рамадан и др.), однако ввиду прироста населения К. на 2,74% в год результаты оказались намного меньше ожидаемых. Несмотря на быстрые темпы жилищного строительства, половина населения К. живет в крайне тяжелых условиях. В XX в. с ростом населения К. увеличивалась и численность христ. общин. Коптами были построены десятки новых церквей, особенно в 20-40-х гг. Большинство возводилось в районах новой застройки - Гелиополе, Эль-Вайли, Маади, Хелуане, Эль-Матарии, Шубре, Руд-эль-Фараге. Большую роль в копт. духовном возрождении XX в. сыграли воскресные школы, ставшие центрами воспроизводства копт. культуры, местом подготовки церковных деятелей. Почти все монахи, пополнявшие во 2-й пол. XX в. мон-ри Вади-эн-Натрун и ряд др. обителей Египта, были выпускниками 4 крупнейших воскресных школ К., открытых при церквах св. Антония (1934), св. Георгия в Гезирет-Бадран (1936), св. Михаила в Тусуне (все 3 в р-не Шубра) и св. Марка в Эль-Гизе. Крупнейшими памятниками совр. копт. архитектуры стали ц. святых Петра и Павла в Эль-Аббасии (1911); ц. Пресв. Богородицы на о-ве Эз-Замалик, построенная в 1960 г. в модернистском стиле архитектором Висой Васифом; возведенная им же ц. св. Георгия в Гелиополе, повторяющая формы собора Св. Софии К-польской; коптский кафедральный собор св. Марка в Эль-Аббасии (1965-1968), ставший одним из крупнейших церковных зданий в Африке. Центром паломничества егип. христиан и мусульман стала ц. Пресв. Богородицы в Эз-Зейтуне (1925), где в 1968 г. произошло чудо явления Божией Матери. В честь этого события в 1970 г. напротив этой церкви была заложена новая - Явления Пресв. Богородицы. Среди последних по времени постройки копт. храмов в К. выделяется ц. св. Симеона Кожевника у холмов Эль-Мукаттам (1977).

http://pravenc.ru/text/1319897.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010