христ. архитектуре Е. были не столько литургические перемены или влияние араб. зодчества, сколько стоимость кирпича-сырца, использовавшегося для их возведения, существенно уступавшая стоимости деревянных стропильных конструкций. Купола возводили на тромпах, т. к. парусные конструкции требовали материала более прочного, чем кирпич-сырец. Христос во славе. Роспись церкви мон-ря св. Павла Фивейского. 1713 г. Христос во славе. Роспись церкви мон-ря св. Павла Фивейского. 1713 г. Рост количества богослужений, притом что служить на 1 престоле можно лишь раз в день, привел к распространению с кон. XII в. 3-частных алтарей, боковые помещения к-рых были перекрыты куполами и имели отдельные престолы. Апсиды соединялись друг с другом и с хурусом проходами. В кон. XII в. алтарь ц. аль-Адра мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун был преобразован в 3-частный. Ок. 1330 г. было реорганизовано алтарное пространство в соседнем Дейр-Анба-Бишой: над центральной и юж. (перестроенной из узкого бокового компартимента) апсидами были возведены купола. Яркий пример характерного для архитектуры Е. слияния хуруса и апсид в единое пространство алтаря-хайкала (от евр. хекал - главный зал храма; «хайкал» означает всякое пространство с престолом) - алтарная часть ц. св. Меркурия одноименного мон-ря Дейр-Абу-Сайфайн (от эпитета, относящегося к святому, «отец двух мечей», VI, нач. VIII в.) в Каире, где при перестройке в 1175 г. над центральной апсидой и хурусом было возведено общее купольное перекрытие. В связи с появлением в храме неск. алтарей к позднему средневековью окончательно исчезает хурус. В старых церквах стена между ним и апсидами демонтировалась, а его зап. стена трансформировалась в иконостас-хиджаб, к-рый мог быть деревянным (великолепные образцы сохр. в церквах Ст. Каира, напр. в ц. Божией Матери «аль-Муаллака» («висячая») и ц. св. Сергия) или каменным. Обособление статичных пространственных зон, приведшее к утрате характерного для раннехрист. базилики ощущения единого, пронизанного движением к престолу пространства, отразилось в структуре наосов храмов Е., что отчетливо проявилось в Х в. Этому способствовала и замена дорогостоящих деревянных стропильных конструкций более дешевыми, неуязвимыми для огня сводчатыми и купольными. Возможно, именно об экономическом факторе свидетельствуют церкви богатых христ. общин Ст. Каира. Вост. части 3-нефных базилик святых Сергия и Вакха (Абу-Серга) и св. Варвары (Ситт-Барбара), восходящих к кон. VII в., в XI-XIII вв. приобрели новые формы (хурусы и т. п.), но нефы сохранили колоннады (в ц. св. Сергия - из мрамора и розового гранита, сполии IV-V вв.) с зап. обходами и деревянные стропильные перекрытия. В храме св. Меркурия в Каире зап. часть также имеет стропильное перекрытие, однако первоначальные колонны в 1175 г. были заменены столбами, выделившими в центральном нефе 2 поперечных компартимента, с конхами.

http://pravenc.ru/text/187963.html

1986. Р. 307). Известно, что «уроженцы пограничных провинций и их монофизитский клир были объединены антипатией к Константинополю. Оказавшись в изоляции, они пристрастились к старомодным церковным планам, в которых местные традиции перемешались с ранее заимствованными из-за рубежа элементами. Пропорции неуклюжи, детали грубы, качество построек низкое» (Ibidem). Большинство храмов строилось из сырцового кирпича, не позволявшего создать долговечный декор, служащий основным признаком при датировке, в связи с чем затруднительно определить время возведения зданий и последовательность их перестроек. Черты самобытной копт. архитектуры формировались на протяжении VIII-IX вв.: алтарное пространство обособлено, зап. части храма утрачивают черты базиликальности. С сер. VII в. усиливается тенденция к обособлению вост. обхода (CoptE. Vol. 1. Р. 212-213) в специальное пространство для клира - хурус (от греч.- хор), ставшее характерной чертой средневек. копт. архитектуры. От апсиды (гунка, от греч.- конха) хурус первоначально отделялся стеной. Высокая, нередко достигавшая потолка стена между хурусом и наосом могла быть каменной (декорированной скромно) или деревянной (более престижной в силу дороговизны дерева и, как правило, богато украшенной). Она имела 1 или неск. дверных проемов (боковые - поздние), центральный из к-рых закрывался занавесом или дверями, подобными великолепным деревянным резным дверям, инкрустированным слоновой костью (нач. Х в.), ведущим из алтаря в хурус (910) и из хуруса в наос (926) ц. Божией Матери (аль-Адра) в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Ските (Вади-эн-Натрун, мухафаза Бухейра). Престол размещался перед апсидой, внутри хуруса, совершение литургии оказывалось полностью скрытым от глаз верующих. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг.

http://pravenc.ru/text/187963.html

памятники, близкие к др. образцам средиземноморского искусства; памятники собственно копт. искусства, в к-рых в большей или меньшей степени отразились визант. (т. н. копто-визант. искусство) и араб. (т. н. копто-араб.) влияния; копт. памятники, близкие (или принадлежащие) к сир. и арм. искусству. Расцвет искусства христиан Е. после V в., т. е. собственно копт. искусства (рельефы, каменные надгробные плиты, иконы, монументальная живопись, книжная миниатюра, ткани, изделия из бронзы, серебра, терракоты, украшенные резьбой по кости и дереву церковные двери, мебель, ларцы), приходится на период визант. владычества в Е. (VI - 1-я пол. VII в.). Исследования, проведенные в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в 90-х гг. XX в., позволяют ожидать открытий, к-рые могут изменить взгляд на развитие и на художественный уровень копт. искусства. Христос на престоле. Икона. Сер. XIII в. (Коптский музей, Каир) Христос на престоле. Икона. Сер. XIII в. (Коптский музей, Каир) На протяжении столетий копт. живопись стилистически мало изменялась. Каноническая и художественная однообразность, декоративность, локальные цвета, схематизм рисунка могут отчасти объясняться наследием егип. художественного менталитета, склонного к повтору, схеме, традиционности. Сильное фольклорное начало в ряде копт. памятников может быть связано с отсутствием крупных городских центров (подобно Каиру и Александрии), а также с опорой на монастырскую традицию. В раннюю эпоху художественными центрами были Александрия, города в округе Меридова и Мареотийского озер, древнейшие мон-ри в Вади-эн-Натрун, в Среднем Е., на берегу Красного м. Позднее эта роль перешла гл. обр. к мон-рям. Монументальная живопись В греко-рим. (кон. IV в. до Р. Х.- II в.) эпоху в эллинистических центрах Е., прежде всего в Александрии, сложилась собственная художественная школа, во многом определившая пути развития егип. искусства позднеантичного и ранневизант. периодов. Для нее характерны пластичность, изысканность рисунка как основа художественного языка, декоративная ритмика.

http://pravenc.ru/text/187963.html

искусством. Фрагмент ткани с изображением павлина. V - VI вв. (Гос. музеи Берлина) Фрагмент ткани с изображением павлина. V - VI вв. (Гос. музеи Берлина) Стилистическая разнородность (что, впрочем, может быть связано с разновременностью живописи) отмечается во фресках ц. св. Макария Великого одноименного монастыря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. Для атрибуции росписи отправным моментом является датировка барабана и купола XI-XII вв. ( Capuani. 2002. P. 87). На предалтарной арке в алтарном приделе св. Вениамина изображен Христос на троне с высоко поднятой благословляющей десницей между 2 летящими ангелами, по сторонам центральной композиции, в арочных обрамлениях, представлены фигуры святых в рост, ниже сохранились изображения святых Мины и Клавдия на конях. В рисунке и орнаментации росписи придела св. Вениамина проступают упрощенная визант. основа и приметы «арабизированного» вкуса (геральдические фигуры святых Мины и Клавдия, кони изукрашены орнаментом, как в араб. миниатюре). Живопись в подкупольных пристенных глубоких арках стрельчатых очертаний (по сторонам, поверх и между ними) в алтарном приделе св. Иоанна Крестителя (св. Марка) (Деисус, евангелисты, «Благовестие Захарии», «Благовещение», «Жертвоприношение Авраама», «Преображение», «Воскресение», «Сон Иакова», «Призвание Нафанаила», пророки Моисей и Аарон, «Явление серафима прор. Исаии», «Причащение, или благословение, Авраама Мелхиседеком», «Св. Макарий с серафимом и святые Пахомий Великий, Антоний Великий, Павел Фивейский») - пример адаптации разных влияний и вкусов. Нек-рые образы (медальон с изображением Богоматери из Деисуса) отдаленно напоминают произведения «аскетической» линии визант. искусства 2-й и 3-й четв. XI в. (Богоматерь из Деисуса в соборе Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.) и могут быть отражением общего процесса стремления к простоте и строгости. Высоким качеством исполнения, сказавшимся в рисунке, ритме жестов и расстановке фигур, отличаются росписи (XI в.- до 1198) апсиды и вост. стены храма мон-ря в Куббат-эль-Хава близ Асуана (первоначальное посвящение неизв.).

http://pravenc.ru/text/187963.html

[Нитрийский; греч. Αββς Ησαας] (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», или «Аскетикон» (Ασκητικν), фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» . В источниках имя И. С. появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); не всегда уверенно можно судить, идет ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский ( Palladius. Lausiac. 14) упоминает о некоем Исаие, к-рый с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (прп. Памва ) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (90-е гг. IV в.) этот Исаия скончался. Видимо, он вместе с Паисием упоминается в послании еп. Аммония 363 г. ( Ammonius. Ep. 35//Sancti Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). О нем, возможно, говорится в сб. Apophthegmata Patrum (Изречения египетских отцов) как о знаменитом подвижнике рядом с Памво (Apophthegmata patrum. 11//PG. 65. Col. 372). В егип. «Истории монахов» отмечено, что И. С. видел еще первых подвижников, в т. ч. прп. Павла Фивейского (Hist. mon. Aeg. 11; Rufin. Hist. mon. 10). В Apophthegmata Patrum упоминаются Исаия, ученик и секретарь прп. Макария Великого ( ок. 390), подвизавшийся в Ските (Apophthegmata patrum. 27//PG. 65. Col. 273), Исаия, ученик аввы Амоя (Ibid. 2//Ibid. Col. 125), Исаия, ученик аввы Ахилия (Ibid. 3//Ibid. Col. 124), Исаия, ученик прп. Пимена Великого († 449) (Ibid. 20//Ibid. Col. 328). В неизданной версии Апофтегм (Ath. Karakal. 251) также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (ок. 400; Draguet. 1965). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем - И. С. В таком случае И. С. в молодости вел жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть прп. Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впосл. он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал еп. Аммоний и где он нек-рое время был секретарем прп. Макария Великого. Здесь он жил еще ок. 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобная реконструкция является не более чем гипотезой и не может служить надежным основанием для воссоздания жизненного пути И. С. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, прп. Арсений Великий и прп. Иоанн Колов , однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни И. С., поскольку, за исключением 2 последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Можно лишь с уверенностью сказать, что время подвижничества И. С. скорее всего 2-я пол. IV - нач. V в.

http://pravenc.ru/text/674860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН патриарх Александрийский (род. ок. 535; занимал кафедру с 578 по 12 июня 607), монофизит. Уроженец Сирии. Происходил из знатной семьи; его брат был префектом пров. Осроена . Став монахом в юности, 17 лет подвизался в Скиту (Вади-эн-Натрун), в мон-ре св. Иоанна Малого (прп. Иоанна Колова). В сане диакона перешел в мон-рь Энатон (мон-рь Отцов - Тν πατρων) в 16 км к западу от Александрии. В 575 г. монофизиты Египта после 9 лет раскола (после смерти в 566 в К-поле Александрийского патриарха Феодосия I) выбрали патриархом Петра IV . Поскольку монофизитским патриархам под угрозой тюремного заключения было запрещено пребывать на своих кафедрах, Петр был вынужден удалиться в Энатон, где ему был представлен Д. Петр сделал его секретарем (γραμματες), помогавшим ему в управлении Церковью. Менее чем через 2 года (19 июня 577) патриарх Петр умер. В течение года кафедра оставалась незамещенной, затем патриархом был избран Д. В отличие от своего предшественника он много ездил, посетил Антиохию и К-поль. Воспользовавшись разделением среди монофизитов Антиохии на сторонников патриарха Павла из Бет-Уккаме и скончавшегося к тому времени Иакова Барадея, Д. вопреки канонам при живом патриархе Павле пытался поставить патриархом в Антиохии некоего Севира. Этому воспрепятствовал Антиохийский правосл. патриарх. Д. и его сообщники спаслись от ареста бегством. В 580 г. в К-поле он тайно встретился с вождем арабов-гассанидов аль-Мундиром, покровителем монофизитов, и говорил с ним о достижении церковного мира между александрийцами и антиохийцами, дав обещание примириться с патриархом Павлом Антиохийским. Но, вернувшись в Египет, Д. уже через неск. недель пренебрег обещаниями и подверг Павла анафеме, циркулярным письмом поставив об этом в известность церкви Египта и Сирии, а также аль-Мундира. В 581 г. часть монофизитских епископов и клириков Антиохийского Патриархата, противников Павла, выбрала патриархом Петра, уроженца Каллиника. Петр направился в Александрию и был рукоположен Д. и др. епископами в патриарха Антиохийского. Павел Антиохийский ничего не предпринял против этого противоречащего канонам шага. В 584 г. он умер в К-поле, покинутый всеми.

http://pravenc.ru/text/168772.html

С. В. Алпатов Прп. Павел Фивейский. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Древнейшее изображение П. Ф. сохранилось на иконе X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, некогда представлявшей собой триптих: на боковых створках (средник, который, вероятно, занимало изображение Нерукотворного образа Спасителя, не сохр.) на золотом фоне представлены сверху ап. Фаддей и царь Авгарь, внизу - П. Ф., прп. Антоний Великий, свт. Василий Великий и прп. Ефрем Сирин. П. Ф. изображен в светло-коричневом хитоне и темно-коричневой мантии, его голова обнажена, короткие седые волосы, борода длинная, заостренная; руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены наружу. С образом собеседника и сподвижника П. Ф.- прп. Антония Великого, а также с иллюстрированием житийных сюжетов будет связано развитие иконографии святого в произведениях к-польского искусства. Так, на миниатюре в Минологии представлена композиция прощания прп. Антония Великого с усопшим П. Ф. (Vat. gr. 1613. P. 321, 1-я четв. XI в.): перед пещерой лежит П. Ф.- его глаза закрыты, руки сложены на груди, рядом с почившим (в ногах) - коленопреклоненный прп. Антоний. Образ П. Ф. на миниатюре похож на тот, что можно видеть на синайской иконе: облачение коричневого цвета, из-под мантии видна схима, голова не покрыта. Точным повторением этой композиции является миниатюра в январском томе Императорского минология (Baltim. 521. Fol. 28, 1034-1041 гг.). В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 287, кон. XI в.) под 3 янв. П. Ф. изображен стоящим, в монашеских одеждах, на голове - черная шапочка. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. В XIII в., в эпоху активных латино-визант. художественных контактов, сохраняется тип изображения П. Ф. как седовласого старца в монашеских темных одеждах, напр. в составе чина егип. преподобных - прп. Онуфрий Великий, Максим и Дометиан, дети имп. Валентиниана I, чье присутствие дало имя мон-рю Римлян (Дейр-эль-Барамус, в Вади-эн-Натрун), на нижнем поле иконы «Распятие, с избранными святыми» (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В монашеском облачении, с непокрытой головой (без седины) П. Ф. изображали на миниатюрах греческих и славянских Псалтирей с иллюстрациями на полях, в частности при тексте Пс 101. 25 («Боже мой! Не восхити мене в половине дней моих»), напр. в греч. Псалтири (Baltim. 733. Fol. 69v, ок. 1300 г.), и в близкой к ней Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 140 об., 1397 г., с надписанием имени).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия). Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян). В византийском искусстве изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью ( Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия)//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153). Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Она избежала разрушения во время араб. завоевания (639-642), но была сожжена арабами вместе со значительной частью города при попытке его отвоевания визант. армией в 645 г. К повествованию о сожжении церкви в «Истории Александрийских патриархов» примыкает рассказ о чуде с мощами М. (содержится также в Житии патриарха Вениамина I в копто-араб. Синаксаре). Согласно этому рассказу, капитан корабля дукса Санутия (к-рый ходатайствовал перед араб. полководцем Амром ибн аль-Асом о возвращении в Александрию копт. патриарха Вениамина I ) проник в церковь и, увидев, что покров с мощей М. снят грабителями, искавшими сокровища, взял главу апостола и спрятал ее на корабле. Однако сверхъестественная сила удерживала корабль в порту до тех пор, пока капитан не признался в краже и главу М. не передали патриарху Вениамину. Санутий пожертвовал патриарху значительные средства на восстановление храма во имя М., к-рое было в основном завершено в 80-х гг. VII в., при патриархе Иоанне III Милостивом. Аббат Адамнан , сообщая о посещении галльским еп. Аркульфом в те же годы этого храма, очевидно уже восстановленного, отмечает, что там «лежит погребенным» М. (его мраморную гробницу показывали в вост. части храма, перед алтарем). Т. о., по мнению О. Мейнардуса, предание о чудесном спасении главы М. появилось уже после похищения тела М. венецианцами в IX в. Поскольку повествующие об этом зап. источники не указывают, что глава М. была оставлена в Александрии, появление легенды следует отнести ко времени, когда глава М. была важным литургическим символом в чине поставления на Патриаршество ( Burmester O. H. E. The Rite of Consecration of the Patriarch of Alexandria. Le Caire, 1960. P. 83), т. е. по крайней мере с XI по XIV в. Сказание о чуде, как считает Мейнардус, помогало объяснить, с одной стороны, исчезновение тела М., а с другой - передачу главы М. мелькитами коптам. В XI в., согласно «Истории Александрийских патриархов», глава М. находилась в мон-ре прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010