#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Похищенный христианами О Святителе Иоанне Златоусте Протоиерей Сергий Архипов   11:53 09.02.2015 234 Время на чтение 16 минут Начало Будущий Святитель родился в 347 году в Антиохии - третьем по величине городе Византийской империи на берегах Оронта (совр. Антакья, юго-восток Турции). Он появился на свет в богатой дворянской семье. Его отец - офицер высшего командного состава византийской армии, умер вскоре после его рождения. Ребенка вырастила мать - умная и хорошо образованная женщина. Оставшись вдовой в 22 года, она отказалась от нового брака и посвятила жизнь воспитанию сына. Именно о ней знаменитый в те времена языческий учитель риторики Ливаний восхищенно сказал: «Ах, какие у христиан есть женщины!» Детство будущего Святителя прошло в огромном по тем временам городе, культурной столице империи. Антиохия эпохи Великого переселения народов была мегаполисом в котором бок о бок жили люди многих национальностей, разные по языку, культуре и вероисповеданию. Будущий Святитель рос в этой пестрой толпе, надежно защищенный от тлетворных влияний стараниями матери, ничуть, впрочем, не избегая людей различного звания, которых он хорошо узнал, полюбил и с которыми легко находил общий язык. Он получил прекрасное классическое образование. Был лучшим учеником Ливания, самого знаменитого мастера красноречия того времени, чья школа была предметом гордости антиохийцев. Позже, будучи на смертном одре, на вопрос учеников кого бы он хотел видеть своим преемником по школе, Ливаний ответит: «Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане». Завершив обучение, Иоанн становится адвокатом. Это занятие было свободно от различных превратностей государственной службы, и в тоже время давало возможность талантливым молодым людям сделать блестящую карьеру. Именно из среды адвокатов, сделавших себе имя в судах, выходили губернаторы провинций, префекты, патриции и консулы - административная элита огромной империи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

101       Имеется в виду Антиохия-на-Оронте (совр. Антакья на юго-востоке Турции), где в то время располагалась кафедра одного из четырех православных патриархов. В VI в. византийский император Юстиниан I переименовал город в Феуполь (греч.: Θεοπολις – град Божий). Это название сохраняется в титулатуре Антиохийских патриархов и в настоящее время. 102       О существовании католикосата у хазар нет сведений; возможно, Ибрахим ибн Юханна использует этот этноним применительно к грузинам (что встречается у арабских авторов), и тогда речь идет о Грузинском (Мцхетском) католикосате, существовавшем с в.; однако следует учитывать, что, по мнению большинства грузинских историков (Б. Ломинадзе, В. Гоиладзе, митр. Анании (Джапаридзе), Н. Ломоури), учреждение католикосского правления в Церкви Картли означало признание ее автокефального статуса. Абхазский католикосат не упоминается в источниках ранее XIII в., хотя, как считает ряд исследователей, он мог быть основан в IX или X в. (см.: Коридзе Т. В., Абашидзе З.Д. Абхазский (Западногрузинский) католикосат//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 67–72, здесь: с. 68). Что касается болгар, то предстоятель их Церкви первоначально (870–927 гг.) носил титул архиепископа, причем имел большую независимость (фактическая автономия в юрисдикции Константинопольского Патриархата), чем предполагал статус католикоса, как его описывает Ибрахим ибн Юханна. С 927 г. (дата условна) он носил титул патриарха, а с 1018 г. – вновь архиепископа. 103       Арабский эквивалент местного названия Чач; прибрежная область реки Чирчик, близ современного Ташкента. 105       Определением человека на Востоке, в частности в арабском и еврейском мире, в отличие от западного «homo sapiens», является «животное, наделенное даром осмысленной речи» (араб.: hayawan natik). 108       Патриаршество Агапия I отмечено лишь в хронике Яхьи Антиохийского и за неимением других свидетельств отвергалось исследователями, составлявшими списки Антиохийских патриархов (С. Каралевский, В. Грюмель, Дж. Федальто). Подробное повествование об этом патриархе Ибрахима ибн Юханны, современника и очевидца, служит неоспоримым доказательством его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полный титул Предстоятеля Александрийской Православной Церкви отличается особенной пышностью: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Епархия, возглавляемая Патриархом, резиденции к-рого находятся в Александрии и Каире, именуется Александрийской архиепископией. В состав Патриархата входят 14 митрополий в Египте и др. африкан. странах и 4 епископии. Помимо епархиальных архиереев имеются также титулярные митрополиты и епископы. Высшая власть в Александрийской Православной Церкви принадлежит Свящ. Синоду, в состав к-рого входят как епархиальные, так и титулярные митрополиты. Председателем Синода является Патриарх. Свящ. Синод избирает Предстоятеля Александрийской Церкви - Патриарха. Органами адм. управления Патриархата являются находящиеся в подчинении Патриарха и Синода синодальные комиссии, в т. ч. каноническая, юридическая, финансовая, ревизионная, по миссионерской деятельности, по межправосл. и межхрист. вопросам, по общественным связям Патриархии, по печати. В. у. Антиохийской Церкви Юрисдикция Антиохийской Православной Церкви распространяется на страны Ближ. и Ср. Востока: Сирию, Ливан, юго-вост. часть Турции, где и находятся возле совр. г. Антакья развалины древней Антиохии, Ирак, эмираты Персидского зал., Иран, Аравийский п-ов. Существуют также епархии в диаспоре - в Америке, Европе и Австралии. Главой Антиохийской Православной Церкви является Патриарх, полный титул к-рого - Блаженнейший Патриарх Великого Града Божия Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии и Месопотамии и всего Востока, Отец Отцов, Пастырь Пастырей. Резиденции Патриарха - в Дамаске. Высшая церковная власть принадлежит Свящ. Синоду, состоящему из председателя - Патриарха и 20 митрополитов, возглавляющих епархии (архидиоцезы). Синоду принадлежит право избрания Патриарха на вдовствующую Первосвятительскую кафедру. В. у. Иерусалимской Церкви

http://pravenc.ru/text/161103.html

Лекция 1. Характер культурного развития столицы селевкидов Антиохия на реке Оронте (совр. Антакья в Турции) была одним из феноменов глобального переворота в античном мире, произведенного во второй половине IV в. до Р. Х. Александром Македонским. Перехватив у персидских царей наступательную стратегическую инициативу, Александр впервые и за ничтожный срок сделал эллинов народом, создающим новые империи на месте старых. Завоеватель, провозглашенный современниками не только царем, но и богом, умер внезапно в зените славы в 323 г., оставив огромное наследство своим «диадохам» 11 . Один из них, Селевк по прозванию Никатор (греч. Победитель, царствовал с 305 по 281 г. до Р. Х.), сатрап Вавилонии, после битвы при Ипсе в 301 г. утвердил свое владычество над Месопотамией и Сирией. Селевк основал до 70 городов с греко-македонским населением. В 300 г. до Р. Х., построив по регулярному плану большой город в сердце Сирии, он назвал его по имени своего отца, знатного македонянина Антиоха, и заселил жителями разрушенной им Антигонии 12 . Вскоре Антиохия, ставшая одной из столиц державы Селевкидов, вступила в соперничество с крупнейшим городом на греческом Востоке – Александрией Египетской, которая была основана самим Александром Македонским, намеревавшимся сделать ее своей резиденцией в 332 г., и была главным городом империи Птолемеев. Египетские цари также происходили от могущественного диадоха. Владея древнейшим централизованным государством мира, они смогли воспользоваться всеми преимуществами устоявшегося в течение тысячелетий государственного аппарата: например, сборы налогов производились по системе, созданной еще фараонами. Александрия процветала, имея удобную гавань и хлебородные провинции, а уровень культуры в ней достиг такой образцовой высоты, что новая эпоха, называемая «эллинистической», носит также неоспоримое название «александрийской». Две мировые монархии постоянно вели между собой войны за обладание восточным побережьем Средиземного моря и Палестиной. Впоследствии обе они вошли в состав Римской империи, но прежде историческое противостояние разрешилось в пользу сирийских владык, проявивших больше упорства и энергии в достижении своих целей. Как представляется, это существенно для понимания сходства и различий в менталитете обеих эллинистических культур. В отличие от своей могущественной соперницы, Антиохия Сирийская не имела морского порта, Мусейона 13 , равного александрийскому, и величайшего в мире собрания рукописей, которым славилась Александрийская библиотека (в свои лучшие времена хранившая до 600 тыс. свитков). Столица Селевкидов, «будучи большим и славившимся своей красотой городом, не стала сколько-нибудь заметным научным центром. В первую очередь этот факт следует, видимо, объяснять личными качествами правителей этого царства, которые, в отличие от первых Птолемеев, не проявляли большого интереса к науке» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Сооружения византийской эпохи, зачастую неплохо сохранившиеся, привлекали преимущественное внимание. В 1883 г. научное путешествие в Сирию и Месопотамию совершил берлинский профессор Эдуард Захау (1845–1930) 2078 . В начале XX в. в исследование Сирии включились США, успешные экспедиции в Сирию организовал Принстонский университет. Ховард Кросби Батлер (1872–1922) опубликовал сначала отчеты о работах 1899–1900, 1904–1905 и 1909 гг. 2079 , а позже – монографию о раннехристианских церквах Сирии 2080 . Исследованиями на Востоке прославилась энергичная и решительная Гертруда Маргарет Л. Белл (1868–1926) 2081 , первая в Англии и во всем западном мире женщина – профессиональный археолог, которую можно сравнить только с Прасковьей Сергеевной Уваровой (1840–1924), первой женщиной – профессиональным археологом в России 2082 . Белл, происходя из состоятельной семьи и имея связи в дипломатических кругах, изучила арабский язык и посвятила свою жизнь экспедициям в Месопотамию и Сирию. Свое первое путешествие на Восток она совершила в 1892 г., обследовав районы Хаурана, Дамаска, Алеппо, памятники Амиды (Дийарбекира), Typ Абдина и др. В центре внимания Белл были церкви и монастырские комплексы ранневизантийской эпохи 2083 . Она опубликовала ряд работ, в том числе в сотрудничестве с крупными учеными своей эпохи. Совместно с Рамсеем Белл издала книгу о церквах Анатолийского плато в районе Бинбир-Килисе, использовав в качестве названия современный турецкий топоним, означающий «тысяча и одна церковь » 2084 . Работы Белл ценны полнотой своей документации. Ее книга о Сирии была издана дважды 2085 , книгу о церквах Typ Абдина в недавнее время переиздала Марлия Манделл Манго, дополнив ее неизданными рисунками и фотографиями, с комментариями 2086 . В начале XX в. немецкие ученые Фридрих Зарре (1865–1945) и Эрнст Эмиль Херцфельд (1879–1948) предприняли успешное изучение территории между Тигром и Евфратом, результаты были опубликованы в 3-х томах 2087 . Важным событием археологии Сирии были раскопки в Антиохии (совр. Антакья на юге Турции), проведенные Принстонским университетом с участием французских археологов. Хотя бóльшая часть города раннехристианской эпохи не сохранилась, археологи смогли изучить пригороды и кладбища, в том числе жилые дома с мозаичными полами в Якто, христианский некрополь, термы, стадион и другие гражданские сооружения 2088 . Страсбургский археолог Жан Лассюс (1903–1990) раскопал крестовидный мартирий св. Вавилы, построенный епископом Антиохии св. Мелетием к Константинопольскому собору 381 г. Это большое сооружение типа «свободный крест» состояло из четырех рукавов, каждый длиной 25 и шириной 16 м. В центре помещались могилы св. Вавилы и епископа-строителя. В V в. литургические функции здания изменились и расширились, к нему был пристроен баптистерий с купелью глубиной немногим более 80 см 2089 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом. В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р. Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам. В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии - Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I , сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама. Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сев. Сирии [англ. Dead Sities; нем. Tote Städte; франц. Villes Mortes; иногда используются также названия «забытые города», «мертвые деревни», «древние деревни»], принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.). М. г. расположены на гористых плато в районе между городами Антакья (древняя Антиохия ), Алеппо (Халеб, древняя Вероя) и Апамея ; они занимают территорию ок. 140 км с севера на юг и до 50 км с востока на запад. Точное число селений не определено; их научное исследование археологами, историками и искусствоведами остается фрагментарным. Чрезвычайно большое число архитектурных памятников различных типов в М. г., создающих уникальную сохранность среды античной сельской жизни в эпохи и римского язычества, и византийского христианства, позволило в 2011 г. внести М. г. в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с гражданской войной в Сирии (началась в 2011) памятники М. г. находятся под угрозой уничтожения. Базилика в Кальб-Лузе. Реконструкция вост. фасада. 2-я пол. V в. Базилика в Кальб-Лузе. Реконструкция вост. фасада. 2-я пол. V в. Причины сохранности объектов М. г. связаны в основном с географическими особенностями занимаемой ими местности. Они расположены на обширных нагорьях, образованных различными породами известняка. Общая высота нагорий ок. 400-500 м над уровнем моря; отдельные вершины возвышаются более чем на 800 м. Географы выделяют в этой зоне 5 основных горных массивов: Симъан, Эль-Халака, Бариша, Эль-Ала и Эз-Завия (или Риха). Их территория, с одной стороны, весьма неудобна для ведения сельского хозяйства и поэтому заселялась и использовалась людьми лишь в отдельные особые исторические периоды. Здесь нет источников воды, и поэтому во всех селениях строились цистерны для сбора дождевой воды. С другой стороны, известняковые нагорья имеют большие территории «красной земли» (терра роса) - почвы с большим содержанием железа и других продуктов выветривания известняка, хорошо удерживающие влагу и пригодные для виноградарства и садоводства.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

ПЕРИОД ЕДИНОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА ПЕРИОД ЕДИНОГО ИЗРАИЛЬСКОГО ЦАРСТВА Широкое использование железа в земледелии и кустарных промыслах и неуклонно растущая торговля в X в. свидетельствуют о радикальной перемене в экономике Израиля. Библия характеризует время Соломона (по крайней мере 1-ю половину его царствования) как период мира - в отличие от царствования Давида, сопровождавшегося почти постоянными войнами,- и экономического процветания (3 Цар 4. 20; 5. 4; 10. 14-29; 2 Пар 1. 14-17; 9. 13-28). В обществе образовалась значительная прослойка ремесленников, купцов, адм. служащих, военных, проживающих в укрепленных царских городах. В большом количестве появлялись предметы роскоши и керамика высшего качества, красноречиво свидетельствующие об изменениях в материальной культуре Израиля. К концу царствования Соломона на территориях, где проживали израильтяне, население, видимо, удвоилось за столетие (с начала царствования Саула). Бюрократический аппарат в царстве Соломона расширился по сравнению с царством Давида и стал более сложным по структуре; появились новые чиновники, напр. наместники в 12 адм. округах и их начальник, начальник над домом царским, начальники-надзиратели над тяглым трудом ханаанского населения, работающего на царских работах. В организации гос. аппарата при Соломоне усматривают егип. влияние ( Mettinger. 1971). Страны, подконтрольные Израилю, управлялись местными династиями и имели различный статус (см.: Avishur, Heltzer. 2000). Важнейшим событием в истории Израиля явилось строительство Соломоном храма в Иерусалиме на горе, которая позднее стала обозначаться как Сион (см. в ст. Иерусалим ) (в 2 Пар 3. 1 она названа «горой Мориа»; ср.: Быт 22. 2). Традиция, идентифицирующая Сион с горой, расположенной к западу от холма Офел, появляется не ранее рим. периода. Строительство длилось ок. 7,5 лет (3 Цар 6. 37-38; 2 Пар 3. 2), приблизительно с 966 по 959 г. Полагают, что часть возведенной Соломоном подпорной стены Храмовой горы сохранилась на ее вост. стороне (см., напр.: Laperrousaz. 1987). В строительстве Иерусалимского храма активное участие принимали финик. мастера и широко использовались финик. материалы. Храмы, возведенные по сопоставимым планам, были обнаружены в Телль-Тайинате (в 25 км от г. Антакья, Турция), Самале (близ совр. сел. Зенджирли, Турция) и Хаме (древний Хамат) в Сирии, но построены они были уже позже, в IX-VIII вв. Рядом с храмом, к югу от него, в течение последующих 13 лет (ок. 959-946) был построен царский дворец (3 Цар 7. 1; 9. 10; 2 Пар 8. 1), к к-рому примыкали дома царедворцев и иерусалимской знати. Иерусалим был обнесен массивной стеной с неск. монументальными воротами. Столица Израиля в определенном смысле уподобилась месопотамским «храмовым городам», в к-рых большинство населения группировалось вокруг храма и дворца. Согласно 3 Цар 9. 15, Соломон перестроил и укрепил Асор, Мегиддо и Гезер, что подтверждают и данные археологии.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИОХИЯ [греч. Αντιχεια] (совр. Антакья, Юго-Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А.-на-Оронте обозначалась также как А. Сирийская, А.-при-Дафне ( π Δφνη - по названию одного из пригородов) и А. Великая. В VI в. переименована в Феополь (Θεοπολις - Божий Град), под этим названием вошла в титулатуру Антиохийских Патриархов. Антиохия Антиохия История А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского. Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та) Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та) Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток - в Персию и Индию, на север - в М. Азию, на юг - в Египет, на запад - в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

http://pravenc.ru/text/115782.html

возвращена Византии и удерживалась до 1084 г., когда была захвачена сельджуками. В период средневековья Антиохийская Церковь потеряла свое прежнее значение, использовалась визант. императорами как фактор в борьбе за влияние на Ближ. Востоке и фактически находилась под контролем К-польского Патриархата. Город превратился в один из пограничных опорных пунктов империи; он был окружен землями, оставшимися под контролем мусульман. В 1098-1268 гг. А. стала центром Антиохийского княжества , гос-ва крестоносцев на Ближ. Востоке. Здесь была создана латинская церковная иерархия во главе с Патриархом, подчиненная Риму (см. Мелькитская католическая Церковь ); город испытал влияние католичества и западноевроп. культуры. В 1268 г. А. была захвачена мамлюкским султаном Бейбарсом и почти все ее население было перебито или продано в рабство. В кон. XIII в. город на нек-рое время запустел и, возродившись, уже никогда не играл значительной роли. С 1517 по 1918 г. А. находилась под властью Османской империи. После первой мировой войны вошла в состав франц. протектората Сирии. В 30-х гг. XX в. округ А. передан Турецкой Республике. Совр. Антакья, центр тур. пров. Хатай, занимает лишь небольшую площадь в юж. части территории античного города (население в 1994 - 138,2 тыс. чел.). «Дом Менандра» в предместье Антиохии Дафна. III в. Распространение христианства (см. также ст. « Антиохийская Православная Церковь» ). Как библейский город А. известна тем, что здесь последователи Христа были впервые названы христианами (χριστιανο; Деян 11. 26). Первое упоминание А. в НЗ связано с рассказом о выборах 7 диаконов Церкви (Деян 6). Один из них, антиохиец Николай, происходил из языческой среды (Деян 5-6), однако, приняв крещение, возможно, стал первым христианином в А. Христ. Церковь в А. была основана выходцами из Иудеи, бежавшими от преследований христиан в Иерусалиме, последовавших за мученической кончиной св. Стефана (Деян. 11. 19). Эти беженцы проповедовали Евангелие в основном иудеям, однако среди них были также выходцы с Кипра и Киренаики (Сев.

http://pravenc.ru/text/115782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009