Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания». Таким образом, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. Такой подход исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках. — Владыка, добрый день. 1. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» читаем: «Задача светского закона — не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад». Скажите, владыка, насколько хорошо, на Ваш взгляд, выполняет свою задачу светский закон в современном мире и в России? 2. Ваше Преосвященство, какие меры Церкви, по Вашему мнению, сейчас наиболее актуальны для максимально широкого распространения христианской этики? Лариса, Балашов — 1. Светский закон в современном мире, как и внутренний нравственный закон, вложенный в человека Богом при его сотворении, если, конечно, они не утрачены человеком через пребывание в грехах и беззакониях, регулируют отношения граждан в государстве и являются «удерживающим началом» общественной и государственной жизни и деятельности граждан нашей страны. Святой апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам пишет, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). По учению святых отцов слова «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» относятся к светским законам, которые держат в каких-то разумных границах неправопослушных граждан от совершения преступлений и бунтов. Конечно, во всем мире, как и у нас в России, юриспруденция несовершенна, однако чего-либо иного, более лучшего человечество до сих пор не придумало. И отсутствие светских законов способно превратить весь мир в хаос, в котором невозможно будет выжить правопослушному гражданину, в котором невозможно будет сохранить отеческую веру и национальную культуру, в котором не будет границ, защищающих дом, семью, детей, женщин и стариков от нашествия иноплеменников.

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

Документы Обращение Епархиального совета Кишиневской епархии Православной Церкви Молдовы к духовенству и пастве в контексте современных вызовов 17.11.2023 15:23 Возлюбленные братья священнослужители и благочестивый наш народ, Озабоченные непростыми временами, исполненными тяготами и невзгодами, которые переживает ныне весь мир, вспомним слова нашего Спасителя: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Но вы смотрите за собою…» (Мк. 13, 7-9). Принимая это во внимание, мы призываем всех умножить молитву об установлении мира и взаимопонимания между лидерами государств и народами. С духовной трезвостью и надеждой на Божию помощь принесём Господу наше искренние покаяние и соединимся с Ним, неизменно приобщаясь Святых, Пречистых и Животворящих Тайн Спасителя Христа. В то же время мы призываем наших священнослужителей и верующих проявлять сознательность и быть разборчивыми в отношении информации, появляющейся в публичном пространстве, а также умеренно использовать в повседневной жизни социальные сети и другие средства коммуникаций. Считаем необходимым внести определенную ясность в массу слухов, циркулирующих в обществе относительно жизни Православной Церкви Молдовы. Мы с сожалением отмечаем явно разобщающий характер некоторых сообщений, исходящих от определенных учреждений и институтов, которые должны укреплять общество, способствовать миру и социальному единству. Безосновательные обвинения в неканоничности и призывы к священнослужителям нашей Митрополии о необходимости стремительного перехода в клир т.н. «Матери-Церкви», нарушают томос о каноническом и евхаристическом общении, которые имеет Молдавская митрополия не только с Румынским Патриархатом, но и со всеми другими Православными Церквями в мире. В этом смысле, Синод нашей Церкви призывает всех – и духовенство, и народ, сохранять мир и христианское единство, не допуская схождения во всякого рода политически ангажированные разделения, расколы и конфликты.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Достижения современной трансплантологии удивительны и с точки зрения традиционной медицинской практики кажутся неосуществимыми: пересадка внутренних органов — сердца, почек, печени и их модульных комплексов; создание электронных аналоговых копий внутренних органов и успешное их функционирование в организме пациента с безнадёжно утратившими свои функции больными или поражёнными органами, стали уже достаточно распространёнными явлениями в современной медицине.  Более того, сегодня проведение таких операций ставится на поток и основной проблемой становится не результативность и эффективность их осуществления (высокотехнологические операции проводятся безупречно), а отсутствие донорских органов. Конечно, в случае если поражённый и отживший орган заменяется искусственным имплантатом, электронным модулем, трансплантированным в организм, т.е. при операции не были использованы донорские органы, этический контекст снимается (хотя в отдельных случаях, о которых мы будем вести речь ниже, этика вновь актуализируется).  Но когда для осуществления высокотехнологических трансплантационных операций требуется наличие донорского органа — сердца, почек, лёгких и т.д. — т.е., по существу, в кратчайшие сроки для осуществления пересадки необходимы жизнеспособные органы человека, либо добровольно от них отказывающегося, либо ушедшего из жизни и юридически оформившего такой отказ, вопросы этики принимают небывалые масштабы. В православной антропологии, которая опирается на евангельское учение, тело человека понимается в единстве не только с его душой, но и с Создателем и Спасителем. Человек создан по образу и подобию Божию, а человеческое тело является Храмом Духа Святого, поэтому недопустимо, с христианской точки зрения, никакое своеволие в отношении тела, которое создано Богом и нам не принадлежит, как искуплённое крестными страданиями Христа Спасителя. Апостол Павел так пишет об этом: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3: 16-17). «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19-20).

http://bogoslov.ru/article/5706523

Древние храмы, монастыри, фрески — преображение камня, глины, дерева, органических красок. Преображение человека. Можно ли облагородить подобным образом технический век? Для этого следует не столько вносить в Церковь лишние предметы (электрические свечи, плазменные панели с иконами, которые отныне будут зависеть от прихотей абстрактного «чубайса», и прочий вздор, занимающий праздные умы), сколько вносить христианские идеи, образы, ценности в то новое измерение пространства, которое предоставляет нам современная техника. При любых обстоятельствах необходимо помнить, что современная техника есть всего лишь а) способ улучшения производства и б) средство коммуникации. То и другое может быть востребовано Церковью при необходимости, но само не является необходимостью для неё. Итак, общим правилом касательно causa finalis будет, по всей видимости, следующее: « ни при каких обстоятельствах не нужно иметь целью обновление Церкви по миру ».   Causa efficiens «И сказал Господь Моисею, говоря: Смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела... И в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх. 31: 1-6). Эти слова свидетельствуют о том, что благословение творческой деятельности находится в тесной связи с особым избранничеством Божьим. Разумеется, это избранничество не может быть безразличным по отношению к нравственному состоянию человека, ибо в противном случае жертва оскверняется самим приносящим, как видно из нижеследующего. Священное Писание удостоверяет нас в том, что Бог не приемлет жертвы, приносимой от неправедного прибытка. «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету; ибо то и другое есть мерзость пред Господом, Богом твоим» (Втор. 23: 18). Тем более отвергается приношение, сделанное человеком, притесняющим других людей — не выплачивающим своевременной платы работнику, отнимающим у вдов и сирот их наследство, дающим деньги в рост и наживающимся на соплеменниках. «Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис. 1: 13).

http://bogoslov.ru/article/418880

Если правила аргументации в конвенциональной аудитории (например, в суде) допускают эристическую аргументацию, то ее следует применить. Ритор, применяющий эристическую аргументацию, должен помнить, что тактическая победа в полемике легко может обернуться стратегическим поражением в оценке ритора аудиторией. Применение софистических аргументов не рекомендуется, даже если оппонент их использует. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7th ed. Glenwiw. 1975. Р. 231–232. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. С. 358–362. Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535–537. Это правило относится в основном к продолженной речи – проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказываетея от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Если ты, говорит Господь, принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда приди и принеси дар твой. ( Мф. 5:23 и 24). Относительно же того, как мы должны молиться и главное – как мы должны держать себя на молитве, Господь учит нас так: когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату свою, и затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 16:5 – 6 ). Судя по тому, как молятся в синагогах и нередко на улице наши современные фарисеи, подражающие во всем древним фарисеям, как стараются они выказаться пламенно молящимися пред людьми, чтобы их видели и хвалили, не трудно догадаться, каково было моление древних фарисеев, и почему они были так обличаемы Господом. Всякий раз, как только мы вспомним говоренное иудеями против Иисуса Христа, будто бы Он уклонил людей от веры в Бога, мысленно повторяем те слова, которые произнесены были Господом на кресте: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Луки 28, 84 ). Вот как учит Господь о благотворительности. Он повелевает оказывать помощь нуждающимся: просящему у тебя дай; и хотящего занять у тебя не убегай ( Мф. 5, 44 ). При этом, когда подаем милостыню, мы, по слову Спасителя, не должны делать это гласно, как делали это древние фарисеи и как делают это же современные фарисеи, которые любят, чтобы везде о них говорили, что они (рахманым), т.е. милосерды. Посмотрим далее. Известно, что древние фарисеи более всего обращали внимание на обрядность закона, пренебрегая в то же время сущностью его. Они однажды осмелились поставить на вид Господу, что ученики Его едят неумытыми руками и нарушают, предание старцев. Он же сказал им в ответ: для чего вы нарушаете заповеди Божии ради предания вашего? Ибо Бог заповедал, говоря; чти отца и мать, и злословящий отца или мать смертью да умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Закрыть itemscope itemtype="" > О слове св. Пророка Даниила о «совершенном низложении силы народа святого» Размышления 18.07.2013 1368 Время на чтение 8 минут Низложение силы народа святого есть оскудение благочестия, низложение крепости духа. Подобно тому, как тело отдельного человека (или всечеловечский организм) дряхлеет с приближением конца и теряет крепость от поражающих его болезней, так дух человеческий оскудевает силою, когда невыносимо умножается «тяжкое греховное бремя». Низложение силы народа святого есть оскудение страха Божия и веры у людей, пребывающих в православии, т.е. под покровом Божественной благодати. И чем сильнее поражен организм, тем слабее способность противостоять растлению. Было время, когда св. Иоанн Креститель, обращаясь к оскудевшему силою благочестия, но не лишённому ещё благодати Израилю, говорил такие слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3: 11-12). Как современно это слово! Вся житница соборного церковного организма, согласно слову Св. Иоанна Богослова, имеет семь сокровенных отделений для освящённого зерна Христова. Иначе - семь Апостольских приделов Единого Вселенского Собора-семисвечника. Поэтому всякий православный христианин, где бы он ни предстоял Богу, к какой бы ни принадлежал Поместной Церкви, в соответствии с характером своего духовного служения, определён Спасителем в одно из этих сокровенных отделений, наименованных, согласно Божественному Откровению, как семь Азийских церквей. Было время, когда св. Иоанн Предтеча Христов, обращаясь к фарисеям и саддукеям, идущим креститься к нему, говорил такие слова: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»...» (Мф. 3: 7-9). Как современно это слово! Если воцерковлённому человеку есть дело только до себя, если он «ни холоден, ни горяч», но кичится (до времени гонений) своей так называемой «православностью», т.е. почитает себя весьма богатым бесспорным наследником праотца нашего Авраама, то несомненно он принадлежит по духовному устроению своему к собору Лаодикийской церкви. И это огромное по количеству людей и совокупной территории церковное пространство современной жизни практически не приносит в житницу Христову чистого зерна. И всё это - при неоскудевающей благодати Божественных Таинств. Как говорил в своё время св. епископ Игнатий (Брянчанинов): «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство».

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

Закрыть Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск Олег Сыромятников   11:56 21.11.2022 1267 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

Закрыть Пророчества преподобного Серафима Вырицкого О новой книге В.П.Филимонова 15.05.2017 1710 Время на чтение 9 минут «...никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21) Редких подвижников наделяет Господь пророческими дарованиями. Одним из таких избранников Божиих стал преподобный Серафим Вырицкий. Удивительные случаи прозрения святого Серафима в область прошлого, настоящего и будущего множества его современников, предсказания целого ряда конкретных эпизодов общественной жизни и важнейших исторических событий являются сегодня неоспоримыми фактами. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Все они имеют особую духовную ценность для наших современников, ибо главные из этих пророчеств служат призывом к искреннему, покаянному возвращению народа к Богу и Православной вере. В православном издательстве «Сатисъ» вышла в свет новая книга В.П. Филимонова «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого». В ней приведены многие свидетельства очевидцев о непостижимых духовных дарах великого старца, собранные автором книги - биографом преподобного. С родственниками и духовными чадами преподобного писателю довелось общаться лично в течение многих лет. Началось это общение при написании Валерием Павловичем подробного жития подвижника и подготовке материалов к его прославлению в 1995 году. Автор на живых примерах убедительно показал, что святой преподобный Серафим Вырицкий был воистину избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святаго Божия, посредством которого действовал Сам Господь. «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17). Старческое служение - это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 1-2) , - так рассуждает святой апостол Павел о духовных дарованиях.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/16/...

Зачем нам Евангелие? 2. « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28). Так обличал Господь ветхозаветных фарисеев. А для современных христиан, не желающих знать и исполнять заповедь Господа о покаянии, фарисейство – это едва ли не самая актуальная и всеобщая смертельная болезнь, которая рождается из того же источника – из наших неочищенных внутренних гробов, наших сердец, в которых живёт вечная смерть как результат грехопадения человеческого рода. Святитель Иоанн Златоуст в беседе на это место Евангелия учит, что Господь « различает внутреннюю чистоту от внешней, и показывает, что за внутреннею чистотою необходимо следует и внешняя, но не наоборот … Он не сказал: " очистите и внешнее " , но – " внутренность " : за этим , без сомнения, последует и то . А впрочем, Христос говорит не о чаше и блюде, но рассуждает о душе и теле, под словом: " внешность " разумея тело, а под словом: " внутренность " – душу. Если же в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, нерадите о важном и внутреннем; отсюда происходит тот величайший вред, что вы, считая себя исполнившими все, прочее пренебрегаете; а пренебрегая, и не заботитесь; или не принимаетесь за его исполнение». Как же должно происходить внутреннее очищение души человека, от которого со временем может родиться его истинное благочестие? В предыдущих статьях я уже не раз писал об этом, поэтому повторю сейчас кратко. Святые отцы учат, что путь покаяния, путь очищения и исцеления души человека начинается с исправления ума, которое, согласно канонов Церкви, должно состояться в результате длительного и качественного Оглашения. В статье « Крестить без Оглашения – то же самое, что родить младенца и выкинуть его на погибель » я постарался показать, что этого в современной земной Церкви не делается, в результате чего более 90% крещёных людей совершенно чужды Церкви, а в статье « О современной практике причащения Святых Тайн » было показано, что большинство из оставшихся крещёных людей, которые ещё посещают храмы и считаются нынче «воцерковлёнными», также не имеют правильных понятий о Православии, в результате чего пребывают в смертных грехах, страстях и с искажёнными понятиями о вере, имеют различного рода еретические заблуждения и суеверия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/za...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010