Три дня с Библией: постскриптум к конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» (ФОТОРЕПОРТАЖ) Темы, обсуждаемые на конференции, как раз и балансировали на тонкой грани новейших исследований и святоотеческой традиции. Современная теория перевода и александрийская школа богословия, Шестоднев глазами современных ученых и Отцов Церкви, критический текст Нового завета и разные уровни понимания Песни Песней Соломона… 2 декабря, 2013 Темы, обсуждаемые на конференции, как раз и балансировали на тонкой грани новейших исследований и святоотеческой традиции. Современная теория перевода и александрийская школа богословия, Шестоднев глазами современных ученых и Отцов Церкви, критический текст Нового завета и разные уровни понимания Песни Песней Соломона… Был ли знаком Псалмопевец с «Большим гимном Атону»? Какие задачи ставил автор книг Паралипоменон? Как переводить встречающиеся в Библии названия неизвестных современной ботанике растений? Почему в Евангелиях встречаются противоречия, и противоречия ли это? Когда увидит свет новый перевод Библии на русский язык? Если эти вопросы способны не дать вам заснуть, материалы конференции «Современная библеистика и Предание Церкви», прошедшей в Москве 26 — 28 ноября, будут для вас особенно интересны. Зачем читать Библию? Слово Патриарха Библию мы знаем плохо. Из трех-четырех процентов воцерковленного населения вряд ли хотя бы половина в совершенстве изучила Псалтирь, несмотря на то, что псалмы читаются и цитируются на службах едва ли не чаще, чем Евангелие. Между тем, изучение не только Нового, но и Ветхого Завета — прямая обязанность христианина. Как минимум, это постижение истории Богообщения и Богооткровения. Как максимум — воздух для христианина. «Слово Божие — чистейший источник, из которого мы почерпаем животворную воду спасения. Оно побуждает переосмыслить жизнь, оно являет ориентиры и подлинные ценности. Сила воздействия Библии заключается в том, что Сам Бог, Владыка неба и земли, обращается к нам человеческим языком со страниц священной книги», — напомнил в своем вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл .

http://pravmir.ru/tri-dnya-s-bibliej-pos...

Экуменизм и глобализация (Часть 1) Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? 7 февраля, 2004 Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? Экуменизм и его место в современном мире. Об этом Вы узнаете из нашей статьи. Экуменизм Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? — Понятие «экуменизм» происходит от греческого слова «ойкумена», что означает «обитаемая вселенная». После своего возникновения христианство, благодаря его необыкновенной духовной красоте и правде, а главное — помощи Божией, сумело победить язычество и покорить величайшую Римскую Империю. Эту Империю можно, наверное, сравнить с современными США — такая же огромная и подавляющая. Проповедь апостолов оказалась сильнее языческой культуры, идеологии, религии. Вскоре после своего возникновения христианство стало в полном смысле слова «экуменической», то есть всемирной, вселенской религией, далеко выходящей за границы Империи. Сегодня христианство распространено уже по всему земному шару, но, к сожалению, оно — далеко не единственная религия в мире. Но мы знаем об экуменизме и в ином его значении: как либеральном диалоге религий, как относительном признании истинности и иных духовных путей и верований помимо христианского. С таким экуменизмом Церковь столкнулась уже в первые дни существования. По сути, вся религиозная жизнь Римской Империи была экуменической. Да, действительно, древним христианам, первым мученикам предлагался экуменизм как раз в нашем нынешнем, современном значении. В камерах пыток от них чаще всего требовали не отказаться от Христа, но признать, что все религии — более или менее равноправны. Ведь в представлении римского гражданина Империя стоит выше любых частных интересов, она объединяет не только народы и их культуры, но и веры всех ее народов. И христианству предлагалось войти наряду — и на равных условиях — с языческими религиями. Для христиан же это было совершенно исключено, потому что, как говорит Священное Писание, «вси бози язык бесови» (Псалом 95: 5), то есть все боги языческих народов — бесы. Представления Империи о Божестве были искаженными, искажены они и в наше время настолько, что приводят своих адептов к весьма тяжелым духовным последствиям. Во многих религиях сейчас, как и в древности, совершаются кровавые и даже человеческие жертвоприношения. Во многих религиях даже и сейчас совершаются такие страшные жертвы. У всех на памяти недавняя мученическая гибель трех монахов Оптиной пустыни: они были именно принесены в жертву. На поразившем их клинке было отчеканено число шестьсот шестьдесят шесть. Это совсем не случайно… И хотя нас пытаются убедить, что убийца был одиночкой, это попросту несерьезно.

http://pravmir.ru/ekumenizm-i-globalizac...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Осипов Как может спастись христианин в современном мире Ответы на вопросы Источник:  Интернет-журнал " Русская неделя " – Как может спастись христианин в современном мире? – Очень просто: " Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки – Тот же " (Евр. 13,8). Надо на каждом месте, во всякое время стараться жить по Его заповедям. Если ошибся, нужно тут же каяться пред Богом, не ожидая, когда пойдешь на исповедь. Тем более что на исповеди можно забыть, что сделал дурного. Каяться надо тут же и не думать, что это чепуха или мелочь, не откладывать на потом. Ведь часто люди умирают быстро и внезапно. У одного знакомого был нарыв, потом заражение крови, и он умер. Вроде такая чепуха – нарыв, а нет, не так. И самый страшный грех – тот, который мы совершаем осознанно. Поэтому жизнь в современном мире должна проходить так же, как всегда: в каждый момент времени мы должны жить по Евангелию, по Христу, а иначе не надо называться христианином, не надо обманывать себя. – Нужно ли относиться к телевидению как сатанинскому произведению? – Дело не в телевизоре, а в том, кто смотрит телевизор. По телевизору могут передавать что угодно. Если бы сейчас воскрес апостол Павел и ему предложили бы выступить по телевидению, то он бы согласился. И мы бы относились к телевизору хорошо. Телевизор есть только естественное звено в процессе научно-технического развития. Нужно не о телевизоре, а о человеке говорить. Зачем смотреть дрянь? Даже корова, когда она видит, что навстречу ей летит облако пыли, закрывает глаза. А человек, чем пакостнее вещи на экране показывают, тем их шире открывает. – Я иеромонах, служу в приходском храме, хотелось бы опять попасть в монастырь или из-за трудностей оставаться в миру? – Этот вопрос не ко мне. Как может человек в галстуке давать советы людям духовным? Дело очень индивидуальное и личное. Я знаю, что сейчас очень непросто найти хорошего духовного руководителя. Раньше монастыри возникали вокруг человека. Вот, преподобный Сергий был, к нему и приходили, или шли к другим. К Нилу Столобенскому, Нилу Сорскому... Приходили к святому человеку, жить рядом с которым значило назидаться образом его жизни, его словом и делом. Сейчас ситуация изменилась, мы восстанавливаем монастырские строения, но монастыри – это не стены, храмы и подрясники. Монастыри – это подлинная духовная жизнь, отделенная от мирской суеты. Афон закрыт для женщин, потому что для мужских монастырей – это первое монашеское правило. А найдите сегодня хоть один монастырь на Руси, где это правило исполняется?

http://religare.ru/2_47510.html

Свидетельство и смирение Как жить в современном мире христианину, который не хочет хранить веру, как спрятанный под сосудом светильник, хочет быть «солью земли», но при этом оставаться смиренным? 12 мая, 2010 Как жить в современном мире христианину, который не хочет хранить веру, как спрятанный под сосудом светильник, хочет быть «солью земли», но при этом оставаться смиренным? Я хочу говорить о простых вещах. Почему столь важные вещи, столкнувшись в нашей жизни, оказываются взаимоисключающими? Как жить в современном мире христианину, который не хочет хранить веру, как спрятанный под сосудом светильник, хочет быть «солью земли», но при этом оставаться смиренным? Я не могу ни теоретически рассуждать об этом, ни быть примером, я только задаю мучающие меня вопросы, в этом тексте не будет ответа. Так получилось, что я долго пребывала в исключительно христианской среде, как рыбка в аквариуме. Сначала – верующая семья, домашняя православная школа, потом музыкальное училище, дирижерско-хоровое отделение. Училище было светским, но многие девочки шли подрабатывать на клирос, а так как в 14-16 лет многих как раз начинают волновать экзистенциальные вопросы (да-да, мы в столовой не столько о мальчиках говорили, сколько о смысле жизни), почти все в храме и остались. После окончания музыкального училища я год училась в православной миссионерской школе. Так что, когда я поступила в РГГУ, я впервые оказалась в действительно светской среде. Я хотела свидетельствовать о вере во Христа. Вера была связана для меня с радостью, утешением и с общением, для меня всегда важна была Церковь как место Встречи не только Бога с человеком, но и человека с человеком, Литургия – Общее Дело. Думаю, что это именно то, чего так не хватает в современном мире, особенно молодым. Мне казалось, что в миссионерской школе я хорошо подготовилась, сейчас, в светском учебном заведении я буду, наконец, свидетельствовать. Смешно… как будто я относилась к поступлению в РГГУ как к миссии в далекую языческую страну… На самом деле, я была еще более наивна, чем можно подумать из всего вышесказанного.

http://pravmir.ru/svidetelstvo-i-smireni...

Аннотация Статья посвящена постановке проблемы выявления особенностей аскетической практики христианина в эпоху информационного взрыва. Обозначена актуальность христианской аскезы, которая должна рассматриваться как важная и необходимая составляющая жизни современного человека. Применяются такие методы, как семантический анализ понятия и его рассмотрение в русле православного предания, аналитический обзор тенденций развития современного общества, синтез психологических проблем, выявленных при пастырском окормлении прихожан. Обращено внимание на доминирование негативно-агрессивного фона информационного пространства современного общества. Информационно-психологические войны определяются как реальность современного мира, искажающая фундаментальные категории человеческого бытия. В качестве главных средств для выработки психологической устойчивости христианина предлагается обращение к опыту святых, близких к нам по времени, а среди христианских добродетелей особенно выделяются «нищета духа», вера как доверие Промыслу Божию, трезвение, благоговение, постоянство, молитва краткими словами, «подвиг общения». Новизна исследования заключается в обращении к проблеме аскетики в контексте расцвета новых информационных технологий. 1. Аскеза в Священном Писании и Предании Церкви Аскеза как подвиг и практика христианской жизни Св. ап. Павел говорил о себе: «Подвизаюсь (древнегреч. –– σκ) всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» ( Деян 24:16 ). И хотя это единственное место в Св. Писании, где употребляется производная от глагола «σκω» (упражняться, тренироваться), но сама идея необходимости духовного подвига для выполнения божественных заповедей и наследия Царства Божия является одной из важнейших истин, выраженных многоразличными способами и терминами, как в Библии , так и в Св. Предании Церкви. Достаточно вспомнить слова Христа Спасителя «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» ( Лк 13:24 ), а также многократные упоминания ап. Павла о пастырском подвиге за христиан ( Кол 2:1 ), о «подвиге добром» ( 2Тим 4:7 ), «подвиге веры» ( 1Тим 6:12 ), о страдании за Христа как особом даре и подвиге ( Фил 1:29–30 ), о «подвиге благовестия Божия» ( 1Сол 2:2 ), чтобы освежить в нашем сознании эту общепринятую в Православии нравственную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В Братиславе проходит международная конференция «Роль женщины в современном мире: православный подход» 15 февраля 2007 г. 19:56 Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор призвал избегать «экстремально-феминистического и экстремально-традиционного» взглядов на место женщины в современном мире. «Православная Церковь также не избежала дискуссий, в которых мы встречаемся с двумя основными взглядами на женщину и ее роль», — сказал Митрополит в четверг на международной конференции «Роль женщины в современном мире: православный подход» в Братиславе. По его словам, один очень традиционный взгляд отвечает немецкому выражению «киндер унд кюхе» («дети и кухня»). «Иногда поддерживается экстремальное мнение, что женщина как бы от рождения предопределена к заботе о доме и детях раз и навсегда», — отметил Митрополит. С другой стороны, учение Церкви, по его словам, гласит, что и мужчины, и женщины и в работе, и в рождении детей равно спасаются через Иисуса Христа от первородного греха и под ведением Церкви достигают единения с Господом. «Здесь мы видим, что, хотя Церковь, с одной стороны, подчеркивает роль женщины в семье как матери и хозяйки, с другой, подчеркивает ее высшее, универсальное для человечества призвание, которое в Церкви действует для всех. Этим призванием является принятие Христа, сплочение с Ним, достижение добродетелей и через это спасение», — пояснил докладчик. «Пока преувеличенно подчеркивается только призвание женщины как матери и жены, ее позиция в семье, а при этом забывается о ее высшем призвании и послании, происходит ошибка», — убежден Митрополит Христофор. Он также опроверг обвинение, что христианство «однозначно угнетает женщину», напомнив, что именно «предхристианское общество, почти без исключения, смотрело на женщину как на низшее существо». В ветхозаветном обществе «женщины рассматривались как обманщицы и сообщницы дьявола, поэтому они не могли даже свидетельствовать перед судом». «В эпоху античности ценились прежде всего отвага и храбрость, проявленные в боях, поэтому женщины воспринимались как менее ценные члены общества. На основании такого взгляда в старом Риме женщины не могли, например, быть представителями политических сил и не могли участвовать в выборах», — сказал Митрополит.

http://patriarchia.ru/db/text/197340.htm...

Доклад митрополита Калужского Климента на конференции " Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99342.html 29 января 2013 Доклад митрополита Калужского Климента на конференции " Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2754667.html Официальный сайт РПЦ МП 25 января 2013 года председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом на конференции " Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе " . Дорогие участники конференции! Я рад сердечно приветствовать всех вас, собравшихся в этом зале Храма Христа Спасителя. XX век был особенно тяжелым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных – мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа. Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом? Ответ простой, хотя, быть может, для кого-то и неожиданный: в кровавые 20-е-30-е годы у нас в России тоже свершилась великая Победа. Объяснение этому можно увидеть в словах христианского апологета Тертуллиана. " Мы побеждаем, когда нас убивают, – обращался он к римских языческим правителям в III веке. – Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя " . Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

http://religare.ru/2_99342_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 1150 лет духовному сретению Византии и Руси Почему мы не празднуем юбилей современной славянской письменности? 22.12.2011 407 Время на чтение 12 минут И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. И Бог возрадовался, видя это, а дьявол был посрамлен. Житие Константина, XV В сентябрьские дни 2011 года православная церковь начала широко отмечать 1150 лет обретения мощей священномученика Климента, четвертого папы Римского, рукоположенного самим святым апостолом Петром. Сосланный в Херсонес римским императором Траяном, он принял там мученическую смерть за христианскую веру от рук язычников. Естественно, Севастополь стал центром юбилейных мероприятий. 14 сентября в Херсонесском заповеднике открылась Международная церковно-научная конференция, посвященная этой дате. 15 сентября верующие во главе с митрополитом Лазарем прошли Крестным ходом от Херсонеса до островка святого Климента в Казачьей бухте. Священномученика Климента одинаково почитают и в Риме и в Москве (разделение церквей, как известно, произошло только в 1054 году), поэтому в Крестном ходе приняли участие и православные, и католики. Перед нами новый пример того, как Православная церковь чтит свою историю и скрупулезно отмечает юбилеи памятных дат. Честь ей и хвала за это! Но сейчас речь не о ней. Речь о нас - светских гуманитариях современной России, современной Украины и современной Белоруссии. Речь о филологах и историках, философах и писателях, архивистах, преподавателях школ и вузов, библиотекарях... Словом, о всех хранителях исторической памяти, о всех людях письменной культуры. Что с нами происходит? Почему мы со стороны наблюдаем за юбилейными церковными торжествами, не вспоминая о другой, не менее значительной дате, заботу о которой должны проявлять мы сами и никто другой? Как известно, обретение мощей Климента Римского имело место в 861 году. Произошло это в окрестностях Херсонеса (конкретное место - вопрос исторической полемики). Их обрели первоучители славянские - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (в другом варианте - только Кирилл, в миру Константин Философ), которые оказались в Херсонесе по пути в Хазарию, где они должны были вести полемику с иудеями и мусульманами по вопросам веры.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/24/...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Время, в которое мы живем, весьма благоприятно для выстраивания сбалансированных отношений между религиозными традициями и государством Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 26 ноября 2016 года гостем передачи " Церковь и мир " , которую на телеканале " Россия-24 " ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала заведующая кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, главный научный сотрудник Центра " Религия в современном обществе " Института социологии РАН, доктор политических наук, профессор Мария Мчедлова. Митрополит Иларион : Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу " Церковь и мир " . Религию часто считают чем-то статичным и устаревшим, в то время как мир меняется: развиваются технологии, наука и другие сферы жизни. Остается ли религия актуальной, и если да, то почему? Об этом мы сегодня беседуем с заведующей кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, главным научным сотрудником Центра " Религия в современном обществе " Института социологии РАН, доктором политических наук, профессором Марией Мчедловой. Здравствуйте, Мария Мирановна! М. Мчедлова : Здравствуйте, владыка! Мне очень приятно говорить на тему религии в современном мире, в современном обществе. Мне кажется, что религия вновь становится актуальной, причем в совершенно различных смыслах и контекстах. И эти смыслы настолько разнообразны, что порой не сразу начинаешь понимать, где те сферы, куда все более явственно возвращается религия: то ли это общественная жизнь, а то ли это горизонты персональной ответственности и личной свободы. Митрополит Иларион : Мы с Вами участвовали в конференции " Религия против терроризма " в Российском университете дружбы народов. В этой конференции принимали участие представители ислама, христианства, других религиозных традиций, светские религиоведы. Думаю, это как раз одна из тем, где значение религиозного фактора очень велико. Ведь мы с Вами помним время, когда религию практически списали со счетов, когда политологи считали, что религию можно вообще никак не учитывать. Это было и у нас в Советском Союзе, это происходило и в западной политологии. Но, как оказывается, во-первых, история продолжается, а во-вторых, религия продолжает играть огромную роль в жизни людей. Возрождение религии в нашей стране произошло на наших глазах.

http://religare.ru/2_110658.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления М.С. Дикарева, А.М. Копировский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Возможности использования опыта поручительства древней церкви в современной практике оглашения М.С. Дикарева, А.М. Копировский В Избранное В статье исследуется содержание понятия «поручитель» согласно историческим источникам раннего христианства. Описываются опыт поручительства в древней церкви и возможности его применения в современной катехизической практике на примере Преображенского содружества малых православных братств. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поручитель, крестный, восприемник, свидетельство, катехизация/оглашение, катехумены/оглашаемые, древняя церковь, Преображенское братство. Возможности использования опыта поручительства древней церкви в современной практике оглашения Проблема так  называемого номинального христианства была осознана в Европе еще в XX веке. В «Лозанском вестнике», издании Лозанского международного миссионерского движения (1980. 10), отмечалось: Невозможно говорить о всемирной евангелизации и игнорировать тот факт, что в евангелизации нуждаются множество людей, которые уже являются членами или приверженцами церкви и сами себя считают христианами. Этот феномен «номинального христианства» — приверженности христианству на словах, но не в сердце — обнаруживается и среди католиков, и среди православных, и среди протестантов (Пер. мой. — М. Д.). Номинальное христианство — частный случай явления номинальности, по определению профессора Trinity International University, дра Тите Тейну, и выражается в том, что «люди причисляют себя к чему-то без ясного понимания, что это значит, или серьезной приверженности этому». Если говорить о номинальности применительно к христианской вере, то «номинальные члены — это те, кто придерживается внешних форм благочестия и набожности, отрицая то, что за этим стоит. Такие христиане могут участвовать во многих христианских мероприятиях, но они хотят такую религию, которая бы не сильно их обременяла»   (Пер. мой. — М. Д.).

http://azbyka.ru/katehizacija/vozmozhnos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010