Здесь мы уже вплотную приблизились к основной части выступления, в которой поговорим о монашестве как высшей ступени христианского совершенствования, о монашестве как служении Церкви и о некоторых проблемах современного монашества. Монашество как высшая ступень христианского совершенствования Цель восхождения христианина одна — таинственная встреча с Богом, вступление в богообщение. Но к этой вершине ведут различные пути: один из них более пологий и длинный — это брак, другой более крутой и короткий — это монашество. Жизнь Предтечи и некоторых апостолов Христовых, а также некоторые эпизоды Евангелий и Павловых посланий говорят о возможности скорейшего достижения этой цели в безбрачии. Да и земное служение Спасителя могло осуществляться только необремененное обыденными семейными заботами. На монашеском постриге читается Евангелие, составленное из двух отрывков, заключающих в себе всю «философию» монашеской жизни: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 10, 37-38; 11, 28-30). Желание «быть совершенным» включает условие — «раздай все имение своё нищим и следуй за Мной» (ср. Мф. 19, 16-22). Каждый христианин призван к добродетельной жизни, но только монаху вменяется в обязанность безраздельное стремление к совершенству. Каждый христианин призван жить по Евангелию, но только монах воплощает евангельский идеал в жизнь наиболее радикальным образом, стремясь во всем подражать Христу. Каждый христианин в крещении дает обет верности Богу, но только монах обещает Богу следовать по пути полного нестяжания, целомудрия и послушания. Каждый христианин призван приносить покаяние, но только для монаха плач должен стать непрекращающимся и ежедневным подвигом. Если семейному человеку Господь заповедует соблюдать целомудрие в браке, не прелюбодействовать и не смотреть на женщин с вожделением, то от монаха Он требует полного одиночества и полного воздержания от супружества. Если мирянину Господь повелевает не накапливать сокровища не земле, но прежде всего заботиться о Царствии Божием, то монах должен вообще отрешиться от всякого земного стяжания, не иметь ничего своего, но все свое и всего себя отдавать Богу. Если мирянину заповедано «не любить мира и того, что в мире», то монах призван полностью отречься от мира и возненавидеть его.

http://patriarchia.ru/db/text/1322613.ht...

1933 г. 23/III. Из письма к иеродиакону А. Нынешние миссионерские труды и подобные им свидетельствуют, что современные христиане – не христиане, но еще оглашенные, а пастыри есть простые огласители, пользующиеся чужими трудами – плодами духа, а своего не имущие. Горе нам! Ведь теперь из оглашеннного не сделаешь верующего. Итак, и те и другие не отказались от Христа, но живут душевной жизнью и не стали разуметь духовной, а это уже отсутствие духа жизни. Чего же ждать? Только жестоких отрезвляющих скорбей. 1933 г. Келья. Теперь господствует вид благочестия без силы его – сластолюбие, а не боголюбие: (1) Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. (2) Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, (3) непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, (4) предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, (5) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся ( 2Тим. 3:1–5 ). Промысл Божий без участия нашего Я, то есть свободы нашей, ничего не делает с нами. Безусловное послушание основано на доверии послушника к руководителю, как это бывает в духовной жизни. Простая же необходимость послушания, хотя и основывающаяся на морали, как это бывает в общественной и государственной жизни, чиновничестве и даже обыкновенном внешнем монашестве, есть формальный закон и как таковой далеко не совершенен, почему в него глубоко слишком внедряются человеческие и житейские начала и отношения; это вызывает взаимодействие власти с подчиненными. И в жизни современных епархий не действует нравственный закон безусловного послушания, но формальное послушание власти, отчего и бывает, что резолюции епископа и консистории исполняются чаще всего сообразно с обстоятельствами или желаниями лиц, к которым относятся, а то и вовсе не исполняются или отменяются. 1933 г. Современные православные христиане – и пастыри, и паства – живут чужим запасом благодати Божией, пребывающей в Церкви, а не своею, которой не стяжевают даже простым ей послушанием, не говоря уже о подвигах, которых в них не видно. Но живые по духу верные хотят и видеть, и иметь свою личную благодатную жизнь. Вот трагедия их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

10 Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, то есть его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковь в таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т. д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья». 11 « Мф. 23, 23 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же – самой главной, которая есть, так сказать, душа их,– совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или « Мк. 9, 11–13 : И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Книжники – современные ученые богословы – разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». 12 Например: « Мк. 8, 12–13 : И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

[v] Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, т.е. его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковьв таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т.д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья».   [vi] «Мф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять - Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же - самой главной, которая есть, так сказать, душа их, - совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или: Мк. 9:11-13 « И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.  Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем - Книжники - современные ученые богословы - разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». [vii]   Например: «Мк. 8:12-13 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и  И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону - Так Христос учит нас не вступать в споры и прекословия с противниками истины, но удаляться от них».

http://bogoslov.ru/article/4604758

   «Не было между ними никого нуждающагося, и все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду»...— вот основа подлинной христианской благотворительности, единственным побуждением которой должна являться любовь, но не тщеславие и не какие-либо иные греховные чувства, какие часто лежат в основании так называемой «общественной благотворительности» современного расцерковленного общества.    Из всего вышесказанного нам должно быть ясно, что в основе жизни, весьма близко приближавшегося к идеалу первого христианского общества, лежало исполнение той заповеди, которую Сам Господь назвалглавною заповедью в законе. Это — заповедь о любви к Богу и о любви к ближним. Следовательно, и весь труд современного христианского пастыря, направленный на оцерковление жизни, должен идти в этом направлении — он должен быть направлен прежде всего на возгревание,как в самом себе, так и в душе своих пасомых любви к Богу и к ближним (Матф. 23:35—40).    Без этого безпредметны, безсмысленны, безвольны все пастырские труды его, и все сетования на упадок веры и нравственности в пасомых, и все разговоры об оцерковлении жизни.    Другой вопрос, какими путями идти к этому, как достичь этого.    Но мы установили самое главное положение и, исходя из него, уже легче определить и самые пути какими надо идти, чтобы оцерковить нашу жизнь.    Надо пастырю начинать прежде всего с самого себя. Неопустительно, со всем усердием совершать ежедневно свое утреннее и вечернее домашнее молитвенное правило. Как можно чаще, насколько это позволяют обстоятельства, совершать Богослужение в храме и считать высшею радостью для себя, в особенности, совершение Божественной литургии, готовясь к ней со всем усердием, со всею тщательностью, как это предписывают церковные правила. Всякое Богослужение, не исключая треб, совершать истово, благоговейно и благолепно — так, чтобы пасомые чувствовали искренность молитвы своего пастыря и были убеждены, что пастырь их действительно молится и священнодействует, а не «отбывает» только свою служебную повинность, как равнодушный к своему делу «наемник», или, не дай Бог (что уж совсем плохо!), как тяготящийся им и старающийся скорее «отделаться» от него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

– Если воцерковлённые молодые люди ищут образы «романтического поведения», где они могут их найти? В литературе? Кино? Житиях? – Везде можно найти высокие образы поведения возлюбленных молодых людей. Но мне кажется, что ничего не следует конструировать по чьему-то образцу; наоборот, надо быть наиболее естественными друг перед другом. Иначе фальшь обнаружится очень скоро, и последствия её могут стать драматичными. – Как скоро Вы сами приняли решение о браке? – С моей будущей супругой мы «гуляли» до брака почти год, а после брака «гуляем» уже 33 года, у нас трое детей и семеро внуков. Мы твёрдо уверены, что наш брак совершён на небесах. Мы с женой самые близкие друзья, и с каждым годом нам всё больше и больше не хватает времени для общения друг с другом. – В чём секрет непреходящего интереса супругов друг к другу? Нередко люди расстаются и после пятнадцати, тридцати и даже сорока лет брака. Где здесь причина разрыва и где – возможность его избежать? – Ответы на эти вопросы могут составить многостраничный трактат. Но «сухой остаток» этого исследования будет заключаться в нескольких евангельских советах: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7); «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2); «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 15-18). – Есть ли, по-вашему, «непреодолимые препятствия» для брака двух молодых людей? – Таким препятствием являются всякого рода «расчеты» и, как это ни банально, отсутствие любви. – Что в современном мире может дать человеку христианский брак? – Господь освятил брак Своим присутствием на брачном пире в Кане Галилейской, где претворил воду в вино. Христианский брак – это создание «малой» Церкви со всеми вытекающими отсюда последствиями. И если главной мишенью врага рода человеческого – дьявола – в современном мире стал именно институт семьи, то и значение брака становится не просто важным, а ключевым для сохранения человека как образа и подобия Божьего.

http://pravmir.ru/lyubov-so-vremenem-tol...

О современных искажениях церковного Предания Так почему мы не стремимся изучать Евангелие и жить по нему? Ответ очевиден – у нас нет страха Божия. Мы вроде бы знаем, что будет Суд, но не готовимся к нему, он нас не страшит. Для нас неважно решение этого Суда о нашей вечной участи, зато нам важны все наши житейские дела и заботы, нам важно знать, что происходит в мире, в обществе, у наших коллег по работе, знакомых, друзей, родных и близких. Это означает, что мы вполне уверены в своем оправдании на этом Суде за свою праведность. Мы – праведники. Зачем изучать Евангелие, зачем нам знать о наших грехах, даже смертных? Нам важнее знать о том, о чём пишут в интернете, нам важно обязательно высказать своё мнение обо всем этом, поспорить, показать свою осведомлённость о всём том, что волнует мир и даже о делах вроде бы церковных, но только не затрагивающих главного, «единого на потребу» – учения Церкви о пути к спасению. А если же кто-то из христиан вдруг отважится заговорить на эти непривычные для нашего слуха, главные и важнейшие темы – о покаянии и спасении, – то мы, конечно, можем его послушать, потому что «ни в чем охотнее не проводим время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21), но, послушав учение святых отцов о покаянии, обязательно скажем такому человеку: «Что-то странное ты влагаешь в уши наши» (Деян. 17:20), и при этом «одни будут насмехаться, а другие говорить: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Вот так и проходит наше время пребывания на земле. День проходит за днём, месяц за месяцем, год за годом, а наши души не исцеляются от грехов и страстей, а значит – продолжают оставаться в состоянии вечной смерти и под властью ада, несмотря на наше самомнение и на имя христиан, которое мы носим всуе. А всё потому, что мы не вошли в Церковь так, как учит сама Церковь. Мы не вошли в неё теми тесными вратами и не пошли тем узким путём, о которых говорит Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Многие, очень многие из нас, к сожалению, пока не нашли их.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/o_...

СОВРЕМЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ДВУМ ГОСПОДАМ. «Иже веру имеет и крестится, спасен будет: а иже не имеет веры, осужден будет» ( Мк.16,16 )  – так засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос перед Своим вознесением. Если мы уверовали и приняли Святое Крещение, то, по слову Его, будем спасены, а те, кто не уверовали – тут имеется в виду, конечно, злостное, упорное неверие, противление вере – те будут осуждены. Если мы действительно искренно верующие, то что у нас может быть общего с такими злостными неверами, упорно противящимися вере во Христа? Вот почему великий Апостол языков святой Павел увещевает христиан: не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или, какое соучастие верного с неверным  ( 2Кор.6,14–15 ) . И далее он же говорит: Темже изыдите от среды их и отлучитеся … и нечистот их не прикасайтеся  ( 2Кор.6,17 ) . Почему же это? Да очень просто, ибо общаясь постоянно со злостно-неверующими, весьма легко заразиться их неверием. Итак, у нас, христиан, не должно быть никакого взаимообщения с безбожниками, что ясно видно из вышеуказанных наставлений Слова Божия. Но что мы наблюдаем в нынешнее, поистине страшное, переживаемое нами время, когда все нравы так развращены и все понятая так искажены и извращены? Сейчас мы видим не простое только взаимообщение с неверующими безбожниками, людей, называющих еще себя «христианами», но даже подчинение им, угождение им, служение им. Совершенно забыто как-будто ныне предостережение Господа Иисуса Христа, так ясно и убедительно сказавшего: Никто не может двум господинам работати: либо единого возлюбит, а другого возненавидит: или единого держится о другом же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне  ( Мф.6,24 ) . «Мамона» – это широкое божество богатства, под коим символизируется вообще служение греховным страстям, поскольку богатство дает возможность человеку удовлетворять все свои греховные страсти: и гордость, и тщеславие, и честолюбие, и сластолюбие, вплоть до самых низменных плотских страстей, удовольствий и наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Только заповеди Христа Спасителя дают миру высочайший и непреложный идеал нравственности. Этот идеал, имея божественное происхождение, не подлежит изменению или развитию. Более ста лет назад один из русских мыслителей писал: «Хотя бы современное человечество стало летать по воздуху и добралось до луны, нравственный христианский идеал и тогда, как изначала, будет один и тот же» . За истекшие сто лет человечество вполне освоило воздушное пространство, действительно достигло луны, проникло в глубочайшие тайны мироздания, но не сумело создать ничего подобного христианскому нравственному идеалу. Напротив, отвергнув христианский взгляд на нравственность, современное человечество погрузилось в глубины безнравственности и развращенности. Только при вере в Бога, во Христа как спасителя мира и Его Евангелие, открывается возможность нравственного устроения как отдельной личности, так и всего человеческого общества, ибо Евангельский нравственный закон — средоточный пункт нравственного бытия человечества. Нравственность и вера во Христа имеют неразрывную связь. С оскудением истинной веры в обществе неотвратимо падает и нравственность его членов. Наибольшее оскудение веры будет наблюдаться в мире перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» — говорит Спаситель ( Лк.18:8 ). Следствием этого оскудения веры будет небывалая развращенность нравов. «В последние дни, — повествует слово Божие, — наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.5:1-5). Ввиду взаимообусловленности вопросов веры и нравственности перед церковным проповедником стоит задача раскрытия христианского нравоучения в неразрывной связи с догматическим учением Церкви. Эта истина запечатлена в слове Божием: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» ( Ин.4:24 ).

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Что это – как не повторение безумия тех евреев, которые распяли «Господа славы»? Подтверждая свою мысль о единстве Существа и Лица в Боге, адвентисты, обычно, приводят свидетельства из Ветхого Завета. Но, пользуясь Ветхим Заветом, они смотрят на него, как на вечно обязательный для людей закон, а не так, как христиане, которые в нем видят лишь проводника и «детоводителя ко Христу». Вследствие такого отношения к Закону Моисееву, адвентисты, подобно евреям, буквой его усиливаются ниспровергнуть самую евангельскую проповедь о Троичном Боге. Потому же заповеди «Десятословия» они принимают не по их смыслу, как все добрые христиане, а грубо – по букве, как неверные евреи. И, так относясь к Закону Моисееву, адвентисты твердят, что будто–бы «на вечныя времена» Бог установил праздником для людей субботу, а не воскресенье. Следя за настроением адвентистов седьмого дня дальше, видим в их быту господство еврейского закона о пище, о десятине, которую верующий еврей обязан был приносить от доходов своих на служение Богу... Таким образом, при внимательном наблюдении, в адвентизме мы замечаем то же самое, что в современном еврействе. Говорим – в «современном», потому что нынешнее еврейство – совсем не то же, что еврейство времен Моисея, пророков и царей. У нынешних евреев от древней веры отцов их остались одни обрывки. В древности, через Моисея, Господь дал народу не десять только заповедей Закона, а и заповеди о том, как нужно построить скинию, как в ней совершать богослужение и как приносить «приятныя» Богу жертвы. Как же все эти заповеди, помимо Десятисловия, хранят современные евреи? Никак. У них нет священства, нет жертвенника; некому и негде совершать для них жертвоприношений по закону. ( Дан. 3:37, 38 ) Между тем богослужебные уставы даны Богом народу на вечные времена. Вечно евреи должны по Закону зажигать светильники при скинии ( Исх. 27: 20–21 ); вечно следовало от священников, в день помазания их отца Аарона, приносить Богу хлебную жертву ( Лев. 6:19–22 ); вечно же обязывались Законом евреи соблюдать и заповедь, изложенную во Второзаконии: « три раза в году весь мужеский пол должен являться пред Лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред Лицом Господа с пустыми руками, по каждый с даром в руке своей »...( Втор. 16:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010