33. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие — повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего . Не видишь ли, сколько бывает утешения и радости, когда что-либо делает Сам Бог? 13. Глава 11.   1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его . Другие переводчики: из пня, а еврейский текст говорит: из стебля (в современном еврейско-масор. т.: из ствола). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? И произойдет , говорить, от корня , показывая, что это — дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того вре­мени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта отрасль происходит из корней предков. Хорошо сказал: от корня т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рожде­ние без брака, как и другие говорят; " из пня " . Отрасль , го­ворит, произойдет не из семени или из земли, но из корней, — произойдет , как бы не проходя чрез корни, но — из самих кор­ней, т.е., Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: пришло и произошло от жены (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства — жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, — таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. И ветвь произрастет от корня его . Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова произойдет и произрастет означают преуспевающий и зако­носообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой отрасли , так что цвет отрасли никогда не завя­нет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: Иессеева , как делают евангелисты, вра­зумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А ведь еще тяжелее прекратить все контакты с родными и близкими, еще тяжелее — покинуть свою землю, свою родину! Если Аврам выдержит эти три испытания, можно будет сказать, что он стал совершенным человеком, и он будет достоин той награды, которую ему обещает Бог. Но это ошибочная точка зрения: Бог никого и никогда не испытывает, не искушает (см. Иак. 1, 13)! Бог — Сердцеведец! В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. И если в Библии иногда встречаются выражения, что Бог испытывал человека — считается, что было десять основных испытаний, которые пережил Авраам, — то это только метафора. Потому что Бог не имеет прошлого и будущего, у Него — всегда настоящее. Как первый наш вздох, так и последний выдох — все это известно Богу, для Него любой результат — налицо, Ему не надо перепроверять нас, устраивать какой-то экзамен! Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас Так чего же хочет достигнуть Бог, призывая Аврама покинуть свою родину, своих родных и близких, свой дом? Бог посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас . Сказано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 12—13). Есть и другая цель: показать нам нас самих. В еврейском языке этот раздел Библии называется «Лех Леха». Что такое «Лех Леха»? — это разговорное «иди себе», или «иди к себе»… Господь говорит Авраму: «Иди себе» … Представьте, что вам кто-то скажет: «Иди себе!» Или так: «Иди к себе!» — «Куда идти? Зачем? У меня есть дом, у меня есть родня, у меня есть земля, на которой я живу, где живут люди, язык которых я понимаю…». Получается (как в русской присказке): «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». В действительности означает: «Иди с полным доверием к Призвавшему, познай себя и свое истинное предназначение» . Некоторые ошибочно представляют, что города Ур и Харран, которые покинул Аврам, — это было что-то наподобие диких деревень в современной Африке. Но это далеко не так!

http://pravoslavie.ru/98709.html

А так как этого, к сожалению, не случилось, то мы имеем полное право предполагать, что их в этот период уже не было, а ссылки на них составителя Паралипоменон заимствованы им и добросовестно выписаны из того же первоисточника, который он непосредственно имел под руками в своем распоряжении. Что дело происходило именно таким, а не иным образом можно видеть с надлежащей ясностью и из самых книг. Приведем несколько примеров. В 4-й главе писатель говорит о потомках Симеона ( 1Пар.4:41 и далее): «и пришли сии, по именам записанные во дни Езекии царя Иудейского, и перебили кочующих и оседлых потомков Ханаана, которые находились там около Филистимского города Герары... Из них же, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир 500 человек (следует перечень их предводителей) и побили уцелевший там остаток Амаликитян и живут там до сего дня». Замечание «живут до сего дня» представляет анахронизм для эпохи, в которую были написаны книги Паралипоменон, потому что Симеонитяне в этих местах после падения Иудейского царства и пленения вавилонского жить не могли. Это выражение буквально взято из древнейшего первоисточника. Следовательно, и упоминание о записи, которая была произведена при Езекии и входила, подобно прочим записям того же рода, в книги царей Израильских, в неизменном виде перенесено в книгу Паралипоменон оттуда же. Еще более наглядный пример представляет ссылка на записи Самуила ( 1Пар.29:29 ): «дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца» и др. Историю еврейского царства составитель Паралипоменон начинает повествованием о битве Саула с Филистимлянами на горах Гелвуйских; несколько ниже упоминает и о более ранних событиях – посещении Саулом Аэндорской волшебницы ( 1Пар.10:14 ), пребывании Давида в Секелаге, когда он укрывался от Саула ( 1Пар.12:1 ); но все эти события случились после смерти Самуила и посему не могли быть им описаны. На другие, более ранние события, современные Самуилу, нет никаких указаний; следовательно, из приводимых составителем записей Самуила он для своей истории ничем не воспользовался и ссылку на них заимствует из своего действительного первоисточника, в котором история, очевидно, начиналась значительно ранее, всего вероятнее, с того же пункта, как и книги Царств, и эту чужую ссылку хронист, не мудрствуя лукаво, воспроизводит с буквальной точностью, хотя в историческом повествовании Паралипоменон и нет ничего, ей соответствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии По свидетельству Священного Писания (2 Пар.33:9; 4 Цар. 21:2–10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4 Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству. Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу: — «Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2–4). Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев — народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии [ 3 ]. По свидетельству Священного Писания (2 Пар.33:9; 4 Цар. 21:2–10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4 Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству. Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу: —  «Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии — и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2–4). Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское [ 4 ]. Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев [ 5 ], — народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Авраам не был иудеем, он не был христианин, он был – «ханив». То есть «преданный Богу, покорный Ему». Вот такой текст мы можем найти в Коране. Условно, эти религии называются авраамическими. Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается первый пророк еврейского народа, причем, почитается особым образом. В Новом Завете говориться о том, что уверившие в Иисуса Христа после смерти окажутся «на лоне Авраама». Удивительная деталь, на которую, может быть, кто-то не обращает внимания, но действительно в Новом Завете об этом много говориться! И в третьей главе к Римлянам апостол Павел пишет: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а больше всего в том, что им вверено слово Божье!» Такие слова мы находим у апостола Павла, которого трудно заподозрить в симпатиях к иудеям: они же и бичевали его, и камнями его хотели побить! Однако, в первом веке слово «иудей» носило совсем другую окраску! Если вы будете читать диалог мученика Иустина с иудеем Трифоном, то там в начале диалога мученик Иустин восклицает: «У вас и у нас – один Бог!» Иустин хочет обратить его в Христову веру, и он говорит: «У вас и у нас – один Бог, у нас – общие Но всё-таки: почему именно Православие? Иудаизм, религия Ветхого Завета – это очень древняя вера. Он начинается с личности праотца Авраама. Можно по-разному оценивать современный иудаизм в его связи с ветхозаветным иудаизмом, но истоки идут Главная заповедь иудейского народа гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». И когда однажды Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая наибольшая заповедь, хотя Он обычно говорил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и всем помышлением, и ближнего, как самого себя», то однажды Он ответил именно так: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». Для иудеев единство Бога – это главный догмат их веры. Известный лидер иудаизма Хаим Луцатто писал: «Если мы назовем Бога милосердным, мы не скажем о Нем всё, потому что Он не только милосердный, но ещё и правосудный.

http://radonezh.ru/analytics/mnogoobrazi...

Ап. Павел также под змеем – искусителем прародителей ясно разумел только злого духа – дьявола (срв. 2Кор. 11, 3 ). После этого не трудно доказать, что идея змея – искусителя, как злого духа и существа враждебного человеку, была не чужда сознанию еврейского народа и до «неканонического времени», т.е., до времени плена вавилонского. В книге Чисел (21:6–9) повествуется, о том, как на возроптавших на Бога израильтян во время их странствования по аравийской пустыне Господь послал ядовитых змеев, которые уязвляли и умерщвляли множество людей. Когда народ в сокрушении сердца раскаялся в своем согрешении, Моисей, по повелению Божию, сделал медного змея и выставил его на знамя, для того, чтобы уязвленные змеями израильтяне, взирая на него с верою в обетованного Мессию, спасались от смерти. Это событие Сам Спаситель изъяснил ( Иоан. 3:14 ) как прообраз Его крестной смерти. Смысл его понятен: как чрез змея – искусителя люди подпали проклятью Божию, так они будут искуплены крестною смертью обетованного Мессии. Сами ветхозаветные иудеи прекрасно понимали, что не в медном змее заключалась спасительная сила, а в благодати Божьей, даруемой верующим в обетованное примирение. «Израильтяне, – говорит Соломон в молитве своей Богу ( Прем. 16:5–11 ), – были истребляемы угрызениями коварных змиев, но гнев Твой не продолжился до конца. Они были смущены на краткое время для вразумления, получивши знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех... Сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их. Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих, но скоро были и исцеляемы, дабы, впавши в глубокое забвение оных, не лишились твоего благодеяния». Но если бы современные Моисею израильтяне не имели представления о змее, искусившем прародителей к противлению воле Божией, – могли бы они понять это «знамение спасения на воспоминание о заповеди Божией? Наконец, совершенно неверно мнение Пфлейдерера, будто бы первоначальное учение евреев о происхождении зла в мире изложено в Быт. 6:1–6 , где идет речь о смешении сынов Божьих с дочерьми человеческими, а рассказ о грехопадении прародителей вставлен в книгу Бытия будто бы уже впоследствии, в «неканоническое время, когда ветхозаветные евреи усвоили себе учение Зороастра.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Апостол Павел говорит, что слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Этот образ напоминает образ рассеченного пополам человека. Верный раб – это тот, кто верен слову Божию, откликается на него и воплощает его в жизнь. Неверный – тот, кто не хочет слышать это слово и следовать ему. Обоюдоострый меч слова Божия рассекает человечество на две части: на овец и козлов, на тех, кто войдет в Царство Небесное, и тех, кто наследует муку вечную. Но этот же меч рассекает напополам одного конкретного человека, если его жизнь не соответствует правде Божией, если человек не готов отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света ( Рим. 13:12 ). Злой раб забыл о своем господине и в его отсутствие начал вести себя так, будто его вовсе не существует. Еще в Ветхом Завете, в цитированном выше 13-м псалме, зло и непотребство представлены как прямое следствие неверия в существование Бога и в Его присутствие среди людей: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро ( Пс. 13:1–4 ). Время, в которое жил Иисус, отнюдь не было временем массового неверия: Его современники и соотечественники признавали существование Бога. Это не помешало значительной части еврейского народа не распознать в Нем обетованного Мессию, не откликнуться на Его призыв к покаянию, а религиозно-политической верхушке народа – открыто противостать Ему и добиться для Него смертного приговора у римской власти. Его первое пришествие разделило народ израильский на две неравные части: уверовавших в Него и оставшихся равнодушными к Его проповеди либо противоставших ей. Его второе пришествие проведет окончательную разделительную линию между теми, кто вне зависимости от этнической принадлежности или социального положения исполнял волю Божию, и теми, кто подобно злому рабу строил свою жизнь так, будто Бога не существует. Вся история человечества после распятия и воскресения Иисуса и вплоть до Его второго пришествия укладывается в тот промежуток времени, который символически обозначен в притче как время отсутствия господина. Этот промежуток оказался значительно дольше, чем того ожидали первые христиане. И если во времена Иисуса ни один безумец не посмел бы вслух сказать, что Бога нет, то с веками человечество все более дерзко оспаривало власть Бога над собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостол Петр писал впоследствии: «Начальник… не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). Так утверждается мысль, что всякая государственная власть сравнительно с анархией и беспредельным произволом есть необходимое противодействие злу. Первым к Божественным обетованиям был призван язычник-сотник италийского полка – Корнилий. Военная служба не мешала ему быть человеком благочестивым и боящимся Бога ( Деян. 10:2 ), хотя любая война, в собственном смысле, – вероломство и насилие. Церковь призывает нас бороться со злом. Сам Господь бичами изгнал из Иерусалимского храма продавцов и менял. Апостол Павел пресек зло коринфского кровосмесника, предав его «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор. 5:5 ). Он же предал сатане Именея и Александра, чтобы оставили богохульства ( 1Тим. 1:20 ). Спаситель попускал светским властям в лице государства иметь своих защитников. «Царство Мое, – говорил Он, – не от мира сего, если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин. 18:35–36 ). Ряд функций государства связаны с карательными мерами пресечения зла. Если бы государство не пресекало беззакония своих сограждан, жизнь в обществе была бы попросту невозможна. Образно говоря, вся наша Земля представляет собой одно гигантское государство со своими достоинствами и пороками. И, когда худшее восстает против менее худшего (не говоря уже о благом), необходимо пресекать распространение этого более худшего. В Ветхом Завете неумышленное убийство не приравнивалось к убийству. Этот принцип введен в юридические нормы почти всех современных государств. Убийство на войне также не является убийством, исходящим из злого сердца, а есть служебное исполнение заповеди о любви к ближним ( Ин. 15:13 ). Заповедь «не убий» была дана еврейскому народу в Десятисловии, которое включает в себя только частную жизнь, ее морально – нравственную сторону, заповедь «не прелюбодействуй» есть поощрение честного и благодатного брака, а заповедь «не убий» никоим образом не препятствует справедливой оборонительной войне.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Архив Пн Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан 12 мая 2017 г. 13:48 10-13 мая 2017 года в Вашингтоне  проходит  Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, собравший 800 участников из более чем 135 стран. С докладом перед собравшимися  выступил  председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион .  Ваши Святейшества, Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства!  Досточтимые отцы, братья и сестры!  От лица Русской Православной Церкви приветствую всех вас на заседании Всемирного саммита в защиту гонимых христиан.  Прежде всего хотелось бы поблагодарить Евангелистскую ассоциацию Билли Грэма и ее президента Франклина Грэма за организацию столь масштабного форума, призванного привлечь внимание мирового сообщества к страшной трагедии гонений на христиан в современном мире.  Двухтысячелетняя история гонений на христиан  Гонения на христиан не являются для нас чем-то новым. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:10). Тема гонений проходит лейтмотивом через всю Его проповедь, через все Его наставления Своим апостолам. Вспомним, что Он сказал двенадцати апостолам сразу после того, как избрал их и послал на проповедь: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-22).  Адресуя эти слова ученикам, Спаситель подчеркивает изначально конфликтный характер христианской миссии, которая будет совершаться вопреки устоявшимся и в еврейском, и в языческом мире законам, будет вызывать раздражение, неприятие, злобу, будет причиной семейных раздоров. Иисус поступает совсем не так, как поступил бы обычный иудейский раввин Его времени, который наверняка наобещал бы своим ученикам различные блага, предсказал успех и научил, как его добиться. Ничего подобного Иисус не говорит. Он не обещает ученикам ни успеха, ни счастья в личной жизни, ни материального благосостояния, ни душевного комфорта. Он не обещает им признания ни со стороны евреев, ни со стороны язычников, ни даже со стороны близких родственников. 

http://patriarchia.ru/db/text/4891505.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010