Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды. —Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии? —Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140й, 141й, 129й, 116й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Дни памяти: Обретение Честного Креста Господня и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме . Около трехсот лет на том месте, где был распят Господь, собирались для исполнения своих обрядов язычники. Только при императоре-христианине Константине гонения на верующих прекратились, и мать императора отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень. Пост: По сравнению с понедельником воздержание немного ослабляется, но на первой седмице пост принято держать все же особенно строго. Монастырским уставом разрешена вареная пища, но по-прежнему исключено масло. 20 марта, среда Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Во время Великого поста полная литургия в будние дни не совершается. А эта особенная служба по средам и пятницам дает возможность верующим причаститься Святых Даров, освященных в предыдущий воскресный день. На вечерне читается третья часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Споручница грешных » (то есть Заступница, Поручительница за грешников перед Господом). Пост: В течение практически всего года среда — постный день, и в великопостный период воздержание в среду также становится строже. Монастырский устав предписывает сухоядение. Причастники с 00 часов до подхода к Чаше держат евхаристический пост, то есть отказываются от еды и питья. 21 марта, четверг Особенности богослужения: Литургии нет. На вечерне читается четвертая, последняя часть Великого канона Андрея Критского. Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице. Дни памяти : Преподобного Феофилакта Исповедника, епископа Никомидийского, ученика патриарха Тарасия и, как и он, защитника иконопочитания. Курской иконы Божией Матери « Знамение » — одной из древнейших икон Русской Церкви. Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. 22 марта, пятница, Сорока Севастийских мучеников День памяти Сорока Севастийских мучеников — непереходящий (кроме исключительных случаев) праздник, особенно любимый в Русской Церкви. Существует народная традиция, связанная с этим днем: издавна принято печь булочки в виде жаворонков. Полет этих птиц как будто символизирует движение души христианина: быстрый взлет — ее стремление к Господу, резкое снижение — смирение перед Его величием.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Положение литургии свт. Василия перед литургией свт. Иоанна Златоуста указывает на принадлежность рукописи к архаичной визант. традиции, когда литургия свт. Василия еще была основной для воскресных и праздничных дней (см.: Jacob. Formulaire), хотя из текста рукописи ясно видно, что в эпоху ее написания основной уже стала литургия свт. Иоанна Златоуста (в чине литургии свт. Василия служащий неоднократно отсылается к литургии Златоуста). В формуляр литургии свт. Василия кроме обычных для всех визант. рукописей молитв входит особая заамвонная молитва , характерная для греч. Евхологиев периферийного (палестинского и южноитал.) происхождения. В анафоре литургии свт. Василия Великого нет вставки тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в эпиклезе произносится не 2 однократных и троекратное «Аминь» при благословении Даров, а 2 однократных - на 1-е и 3-е (т. е. «Изльяную живота ради...», т. к. фраза из анафоры свт. Иоанна Златоуста («Преложив Духом Твоим Святым») в эпиклезу анафоры свт. Василия не вставлена) осенение дискоса («блюда») и потира. Молитвы священника о себе перед службой («Владыко Господи Вседержителю, не хотяй смерти гршникомь», «Владыко Господи Боже нашъ, нын хотяще приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя» - Л. 10, 19 об.) обычны для рус. Служебников древнейшего периода (старше XV в.). Начало литургии Иоанна Златоуста. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.— 11) Начало литургии Иоанна Златоуста. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 10 об.— 11) Чин протесиса (проскомидии), согласно В. Х. С., совершается диаконом, что соответствует первоначальной традиции (диакон же осеняет народ свечами во время возгласа «Свет Христов...» на литургии Преждеосвященных Даров). Упоминается только одна просфора; Дары покрываются только покровцами; нет молитвы над кадилом (само каждение указано). Формуляр литургии свт. Иоанна Златоуста в целом соответствует греч. формуляру 1-й послеиконоборческой к-польской редакции, в основном использовавшемуся на Руси до XIV в.

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневной кондак и кондак «Со святыми упокой...» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. На вечерне во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Великая ектения. Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 10 (от стиха: «Изведи из темницы душу мою...»): Триоди – 5: самогласен Триоди, глас 8-й: «Моими помышлении...» (дважды), и подобны Триоди, глас тот же: «Господи, Ты священныя ученики Твоя...», «Имуще вси время пощения...», «Апостоли прехвальнии...» ; и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный...» (дважды), «Являешися Мне, яко человек...» (дважды), «Бог идеже хощет...»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи , в четверг 5-й седмицы Поста (« Стояние св. Марии Египетской »), а также в дни храмовых праздников. На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на престоле в алтаре храма. Достоверно неизвестно, кто является составителем этой литургии. В древности авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию Великому, и Григорию Богослову, и Иоанну Златоусту, и другим. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения) указывает авторство св. Григория Двоеслова (VII в.), епископа Римского. Но это надписание появляется не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных униатами в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы (реформы) при патриархе Никоне в XVII веке. В современных греческих служебниках указание на святителя Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует. Но это никак не мешает нам поминать великого святого древней Церкви как небесного покровителя совершаемого богослужения, следуя сложившейся традиции. Ведь о подобном богослужении, как об особой литургии — вечерни с причащением, известно уже с VI — VII в., и не исключено, что и святой Григорий совершал её в том или ином виде. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. Но это не значит, что она обязательно совершается на закате дня, хотя в некоторых храмах и существует такой обычай. Дело в том, что византийское время отличается от принятого сегодня. Часы вечерние в пересчете на наше время — это около 14 часов дня. Перед этой великопостной литургией поется длинная утреня, читаются часы и изобразительны. И даже если служба началась рано, собственно литургия начинается ближе к полудню. Так что разница не такая уж и большая, и не стоит думать, что если служить Преждеосвященную вечером, часов в 18.00, это будет правильнее. Другое дело, что на вечерней литургии люди могут причаститься, придя в храм после работы. Причастие в будни. Зачем?

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

В пост св. Четыредесятницы правила церковные (48-е лаод. собора) в 167 г. запрещают совершать священнодействие полной литургии, кроме суббот и воскресных дней; и это потому, что дни поста должны быть днями подвижничества, печали и сокрушения, а священнодействие литургии есть праздничное, сопровождаемое духовным веселием и торжеством. Но чтобы, при не совершении литургии, верующие не лишаемы были духовной пищи Тела и Крови Христовой, св. апостолы и богомудрые отцы узаконили в некоторые дни поста совершать литургию преждеосвященных, т. е. под вечер или на вечернем пении, после которого дозволено разрешать пост, совершать некоторое подобие литургии и св. Евхаристию предлагать верующим. §6. Почему сия литургия не бывает в другие посты? Потому что пост св. Четыредесятницы есть важнейший и древнейший; и свят. апостолы, установившие литургию преждеосвященных для постных дней, имели в виду этот именно пост. Симеон солунский в 56 ответе: «не совершаются преждеосвященные во иных постах, зане сей (пост Четыредесятницы) паче иных един первый есть, и изящный, и Господний пост, и к том едином сие предадеси действовати в больший нам подвиг». §7. Почему она соединяется с вечерним богослужением? Потому что в дни поста вкушение пищи разрешается только к вечеру – в десятом часу дня по восточному счету, а по-нашему – в третьем. (Амвросий мед. в 26 слове). Симеон солунский : «о девятом убо часе совершаем сию службу, соблюдая предел поста». §8. Как начинается литургия преждеосвященных? Хотя литургия преждеосвященных начинается с вечерни, но начальный священнический возглас говорится тот же, что и на полной литургии, то есть – Благословенно царство… И это бывает по следующей причине. Так как на литургии преждеосвященных в предложенных Тайнах является совершенное домостроительство Нового завета, то и славится благодатное царство Лиц пресвятая Троицы. – На возглас священника лик отвечает аминь (т. е. так, истинно так!) – и затем совершается обыкновенным порядком вечерня. После великой ектении, бывает стихословие 15-ти псалмов Давидовых, так называемых «песней степеней». Это псалмы 119 – 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Побуждения, которыми руководствовалась Церковь , когда нарочито назначала христианам четыредесять дней для поста, показывают уже, сколь строгим было в древней Церкви хранение сего поста. Древние Отцы, говоря, что пост Четыредесятницы служит приготовлением для христиан к достойному участию в торжестве Пасхи Христовой, свидетельствуют, что такое приготовление состояло в подвигах, подобных подвигам Моисея, Илии и самого Спасителя. Евсевий Кесарийский от лица христиан своего времени говорил: «мы каждогодно празднуем Пасху, предпринимая прежде праздника четыредесятидневный подвиг, ради приготовления, в подражание ревности святых Моисея и Илии» 9 . Св. Григорий Назианзин , сравнивая сорокодневный подвиг, соблюдаемый христианами пред Пасхою, с постом Спасителя, говорил, что сей подвиг знаменует для христиан умерщвление со Христом: «Христос постился пред искушением, а мы постимся пред Пасхою... Христос противопоставлял пост искушениям, а у нас знаменует он умерщвление со Христом и служит предпразднственным очищением» 10 . Св. Златоуст , изображая время Четыредесятницы, как время, назначенное для заглаждения грехов делами благочестия, между подвигами, к коим каждый обязывался в Четыредесятницу, полагает «молитвы, милостыни, пост, бдения, слезы, исповедь» 11 . Таким образом телесное воздержание и духовное сокрушение, пост и покаяние издревле были общими обязанностями христиан во дни Четыредесятницы, – обязанностями столь важными, что, при всей общеизвестности поста великой Четыредесятницы, Церковь не преставала подтверждать особыми постановлениями строжайшее соблюдение оного 12 . Так как Богослужение есть ближайшее средство, которым Церковь содействует христианам в делах благочестия, то она заботилась, чтобы великопостное Богослужение всего более соответствовало состоянию постящихся. Состояние поста и покаяния, в котором пребывают верные в Четыредесятницу, устраняет на время подвига все, что может разрешать оный. Посему в известные дни Четыредесятницы воспрещено было и совершение полной Литургии, поколину соединялось оно с особыми обычаями, несовместными с строгостию поста. Чувства высокой радости о Боге Спасителе, одушевляющие христианина при участии в Тайне Евхаристии, в Церкви первенствующей были началом некоторых особенных обычаев при самом совершении Литургии. Внешний вид первобытной Литургии заслуживает особенного внимания при объяснении того, почему воспрещено было Церковию совершение полной Литургии во дни поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нач. XI в. прп. Евфимий Святогорец , настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, в «Послании… Феодору старцу», отвечая на вопрос о подлинности Литургии св. ап. Иакова, указывал: «...хороша всякая литургия: и Иакова, и Петра, и Василия, и Златоуста» (груз. текст и рус. пер.: Кекелидзе. 1908. С. 152). Не вполне ясно, какой чин он имел в виду, упоминая имя ап. Петра: рим. мессу в ее оригинальном виде, ее византинизированную версию (т. е. собственно Л. а. П.) или что-то 3-е (напр., литургию Преждеосвященных Даров, ср. высказывание из «Протеории», византийского литургического комментария XI в., о Преждеосвященной литургии: «Одни говорят, что она [принадлежит] Иакову, называемому братом Господним, другие - первоверховному апостолу Петру, иные - еще кому-то» (PG. 140. Col. 460)). Груз. перевод Л. а. П. сохранился в рукописи Vat. Borg. Iber. 7, XIII-XIV вв. Впрочем, богослужебное предназначение этой рукописи сомнительно: содержащийся в ней же текст груз. версии Литургии ап. Иакова не совпадает с древним груз. переводом этой литургии и был выполнен для богословских или образовательных целей - как, вероятно, и перевод Л. а. П. (изд. текста: Tarchnišvili, ed. 1950). Еще одна грузинская рукопись Л. а. П. (НЦРГ А 81), хранящаяся в Тбилиси,- датируется XVIII в., т. е. совсем поздним временем, когда Л. а. П. совершаться у грузин никак не могла. Как и ватиканская, тбилисская рукопись также содержит еще и Литургию ап. Иакова, т. е. была написана, по всей вероятности, с той же целью (см. рус. пер. Л. а. П. по тбилисской рукописи: Кекелидзе. 1908. С. 200-206; на этом переводе основан лат. перевод груз. Л. а. П. в работе: Goussen. 1913, где упоминается со ссылкой на предшествующих исследователей еще одна груз. рукопись Л. а. П.: свиток из собрания семинарии в Телави, датировка и дальнейшая судьба к-рого неизвестны: Idem. S. 4). Славянские рукописи В 1880 г. еп. Порфирий (Успенский) сообщил об обнаружении им в б-ке Зографского мон-ря слав. списка Л. а. П. (в действительности это ркп. Ath. Chil. 332, 1676 г.; см. о ней: 1989). Он опубликовал выписки из него и отнес появление Л. а. П. у славян, несмотря на позднюю датировку рукописи, к VII в. ( Порфирий (Успенский). 1880). Публикация полного текста Л. а. П. по этой рукописи была осуществлена П. А. Сырку, к-рый пытался доказать, что содержащийся в ней перевод Л. а. П. был осуществлен патриархом Евфимием Тырновским ( Сырку. 1890; автор исходил из убеждения в переводе патриархом Евфимием также и Литургии ап. Иакова, возникшего из-за ошибочного смешения патриарха Тырновского († между 1402 и 1409) со справщиком Московского Печатного двора мон. Евфимием Чудовским († 1705)).

http://pravenc.ru/text/2110601.html

Морель снабжал свои издания только одним печатным текстом литургии св. Иакова. В 1583 году Амвросий Дуард отпечатал том под заглавием « Λειτουργα του γου αποστλου και εαγγελστου Μρκου μαθητο του γου Πτρου " 821 . Текст начинался письмом кардинала Вильяма Сирлети с датой: «Рим, 16 мая 1582 г. Иоанну святого Андрея, канонику церкви в Париже». Кардинал сообщал, что в письмо вложена копия литургии св. евангелиста Марка, которую он собственноручно переписал с очень древнего манускрипта из монастыря Святой Марии Одигитрии в Россано, где еще существует устав св. Василия. На последней странице имелась санкция самого епископа, из которой мы узнаем, что комментарий был взят из манускрипта более чем тысячелетней древности с привилегией императора Филиппа И. Единственной информацией епископа было его сообщение о том, что он нашел эту литургию в большой библиотеке кардинала Сирлети и что один ученый греческий библиотекарь переписал ее для него, а сам он перевел ее на латинский язык 822 . Другое издание этой литургии вышло в Париже, в типографии «главного королевского печатника» Фредерика Мореля в 1595 году. Фактическим издателем был «Иоанн святош Андрея». Литургия сопровождалась вступлением, в котором утверждается, что папа Григорий II Двоеслов (715–731) был составителем литургии Преждеосвященных Даров. Утверждение ошибочное, хотя оно имеет греческую интерпретацию с именем Георгия Кодина 823 . Несколько слов о втором томе литургий Ренодота. Наиболее существенными для православных богословов являются в нем сирийские литургии св. апостола Иакова, относящиеся к периоду до Халкидонского Собора. Древнейшая богослужебная практика не знала тайного чтения евхаристических молитв. По этому случаю свт. Иоанн Златоуст писал: «Есть случаи, в которых священник ничем не отличается от подначального, например, когда должно причащаться Страшных Тайн… И в молитве, как всякий может видеть, много содействует народ… И молитвы благодарения также суть общие, ибо не один священник произносит благодарение, но и весь народ, ибо сперва получив ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со священником взывает народ, когда он возносит сии священные песни совокупно с самими херувимами и горними силами» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Чтобы иерей и диакон, по возможности, могли иметь в одной книге всю службу, в Служебнике, для удобства, присоединены краткие изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии. Эти молитвословия суть: во 1-х, отпусты вечерни, утрени и литургии; во 2-х, прокимны Евангелий утренних, прокимны апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. В отпустах же дневных воспоминаются дневные святые; посему в Служебнике печатается месяцеслов с означением святых, ежедневно воспоминаемых Церковью . К месяцеслову присоединяются из Месячной Минеи прокимны, аллилуиарии, такие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым святым и произносятся на службах священником или диаконом. После месяцеслова, в Служебнике печатаются, в особых отделах: прокимны, аллилуиарии, причастны – из Триодей, из Октоиха и из Общей Минеи. В конце Служебника находится «Известие учительное, как иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к божественней литургии, и каковыя бедственные и недоуменные в скорости случаи, и как в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения Кроме рассмотренного Служебника, который в просторечии носит название «простого», есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейском служении. Поскольку же при литургии, которую совершает архиерей, бывают посвящения лиц в разные церковные степени, например: Чтеца, диакона, священника и другие, и бывает освящение антиминса, то в Служебник архиерейский привнесены чины таких посвящений и освящения. Архиерейский Служебник потому, что содержит в себе эти чины (не излагающиеся в других богослужебных книгах), называется также «Чиновник архиерейского священнослужения». Часослов 231 . Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом, суть следующие: полунощница, часы с междочасиями, чин Изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга Часослов получила свое название.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010