Вот почему на эту службу так важно попасть. И хотя Великий пост уже подходит к концу, все возможно при особом сердечном устремлении. К небу, домой Литургия Преждеосвященных Даров по-особенному красива. В течение ее хода обязательно читается отрывок из книги Бытия — рассказывается об изгнании Адама и Евы из рая после их грехопадения. И слушая в который раз об этом, ты словно заново понимаешь, чего от нас хочет Господь. Да одного — раскаяния и перемены жизни… «Свет Христов просвещает всех!» — когда священник выходит из алтаря и осеняет крестообразно всех молящихся свечой, при этом произнося эти слова, становится понятно, что любая перемена к лучшему возможна только с Богом. Только в лучах Его света и тепла, просвещающего и освящающего. Также поются стихи из 140-го псалма царя и пророка Давида. И как бы ни был неполон хор, слабы голоса, слова «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» невозможно спеть фальшиво — они поются сердцем. Вместо привычной «херувимской» на великопостной Литургии хор поет: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Затем все совершают земной поклон, становясь на колени, — в знак благоговения ко Христу, Который Своей Жертвой спас каждого грешника от плена смерти, показал всем путь домой, в рай… Прикосновение Неба …Моя первая Литургия Преждеосвященных Даров «состоялась» в полуразрушенном монастыре, затерянном среди заволжских степей. В монастыре в прямом смысле этого слова — богослужение совершал один-единственный иеромонах, которого отправили восстанавливать поруганную обитель: в советское время на ее территории устроили психиатрическую лечебницу, даже скорее — колонию для душевнобольных. Решетки на окнах в братских корпусах, полупровалившиеся крыши и вспученные, словно льдины, полы, водонапорная башня на месте величественного храма, холодный, пробирающий до костей мартовский ветер. А в малюсеньком, прокопченном за минувшие годы помещении бывшей поварни, освященном и украшенном по мере возможностей, вместе с отцом-настоятелем, единственным на тот момент насельником монастыря, служили силы небесные. И это было понятно — сердцем. Ведь не было на службе никого, кроме священника и меня, но полнота жизни, ее тишина, радость, ясность вошли даже внутрь моей души.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-stoit-ne...

Евхаристия пребывает все тем же явлением и присутствием, той же радостью и «горением сердец», той же сверхразумной и в то же время абсолютной уверенностью, что Воскресший Господь явил Себя в «преломлении хлеба». И так велика эта радость, что в первохристианской Церкви день Евхаристии не был одним из дней, но Днем Господним, днем уже вне времени, т.к. в Евхаристии уже предвосхищается Царствие Божие. Во время Тайной Вечери Христос Сам сказал Своим ученикам, что Он завещал им Царство так, чтобы они могли «есть и пить за трапезой (столом) в Его Царстве». «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лука 22,30). Поэтому присутствие за Евхаристией Воскресшего Спасителя, вознесшегося на небеса и сидящего одесную (по правую сторону) Отца — есть участие в Его Царстве, приобщающее нас «радости и миру во Святом Духе». Причастие — «пища бессмертия», «небесный хлеб», и мы, приближаясь к Святой Трапезе, действительно возносимся на небо. Таким образом, Евхаристия — Праздник Церкви, или, еще лучше, — сама Церковь, как праздник, как радость о присутствии Христа, как предвкушение вечной радости в Царствии Божием. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она — на небе, в своем небесном отечестве; она восходит туда, куда Христос вознесся, дабы нам «есть и пить за трапезой Его в Его Царстве»… Теперь становится понятным, почему Евхаристия несовместима с постом, потому что, как мы увидим ниже, когда мы постимся, мы изображаемся Церковью, как странники на пути к Царствию Небесному. А «сыны чертога брачного», как сказал Христос, «не могут печалиться, пока с ними жених» (Матф. 9,15). Но почему же тогда, можно спросить, в дни поста все же допускают к Причастию за литургией Преждеосвященных Даров? Не противоречит ли это принципу, изложенному выше? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть второе объяснение православного понимания Причастия, его значения, как источника и главной силы, поддерживающей нас в нашем духовном подвиге. Если, как мы только что говорили, Причастие есть завершение всех наших подвигов, цель, к которой мы стремимся, величайшая радость нашей жизни во Христе, оно также необходимый источник и начало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которому нам становится возможным знать, желать и стремиться к «совершенному причастию в невечернем дне» (бесконечном дне) Царствия Божия. Потому что, хотя Царствие уже пришло, хотя оно приходит в Церковь, оно все же должно быть исполнено и завершено в конце времен, когда Бог «исполнит» (наполнит) все Самим Собой.

http://pravmir.ru/liturgiya-prezhdeosvya...

За время послушания в Хабаровской епархии, помимо священнослужения и трудов в Хабаровской духовной семинарии, мне многократно приходилось участвовать в разных конференциях и общественных мероприятиях, посещать с лекциями школы и вузы, работать на радио и телевидении. Всегда меня вдохновляли и укрепляли примеры служения и проповеди Святейшего Патриарха и его соработников. А в дальнейшем мне предстоят, несомненно, еще большие труды, чем раньше. Смиренно прошу Вас, Ваше Святейшество и богомудрые архипастыри, вознести обо мне молитвы при моем рукоположении, дабы Святой Дух освятил меня и укрепил на предстоящем поприще, а также помог по принятии благодати апостольского служения «соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1 Фес. 4:4). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас», — увещает нас святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1:8). Поэтому полностью сознаюсь в своем недостоинстве, но желаю все свои силы употребить без остатка ради Святой Христовой Церкви. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1916888.ht...

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Приидите, вернии...» (дважды), стихиры мучеников, глас 2-й – 4 (см. в Минее 9 марта; первая или вторая стихира – дважды), и стихиры вмч. Феодора Тирона (из Триоди), глас тот же – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосуда употребив враг...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею...»; стих: «Господи, силою Твоею...») и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся паче смысла...». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит окрест стола с коливом и священнослужителей. Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й. По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобрачную Матерь...». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Веру Христову...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Якоже Предстательство...». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Неустанно свидетельствуя о евангельской истине, проявляя деятельную заботу о христианском просвещении и духовно-нравственном воспитании соотечественников, владыка снискал уважение и любовь духовенства и народа Божиего. Прекрасно образованный, обладавший широчайшей эрудицией, владыка находил общий язык со всеми, кого Господь посылал ему на жизненном пути. Строгий и взыскательный во время богослужения и неизменно простой и душевный в повседневном общении, он буквально лучился христианской любовью, был подлинным отцом для своей паствы. Последние месяцы владыка сильно болел. Но и в этом состоянии, страдая физически, он находил в себе силы для общения с посетителями: утешал, подбадривал, призывал не отчаиваться, внушал надежду. Тем тяжелее для всех, знавших владыку Феофана, стала его кончина. Отпевание архиепископа Феофана состоится 14 сентября по окончании Божественной литургии в Воскресенском соборе Берлина. Согласно последней воле владыки, он будет погребен на русском православном кладбище в Тегеле. Берлинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5008132.ht...

— Очень непростой вопрос. Во-первых, сколько голов, столько и умов; сколько людей, столько и специфических видов эмоционального и интеллектуального поведения; поэтому здесь невозможно ничего рекомендовать в каких-то общих выражениях. У священника должно быть, что называется, чутье, но в первую очередь, я думаю, наше отношение к приезжим должно быть христианским. В том смысле, что если человек просит о помощи, нужно эту помощь оказать. Но, с другой стороны, мы не должны забывать, что священник призван ограждать свою паству от таких влияний извне, которые могут разрушать веру, подрывать нравственность, и особенно от ситуаций, когда со стороны приезжих возникает угроза здоровью или жизни. В нашем отношении не должно быть предвзятости, чтобы никто не сказал: Церковь против мигрантов. Но нельзя, чтобы говорили: Церковь нас не вообще защищает. Мы должны оставаться самими собой, мы должны служить Господу и быть водителями нашей паствы. Наши слова не должны расходиться с нашими делами. Когда мы говорим, что христианин должен проявлять любовь или, по крайней мере, снисхождение — так и должно быть. В отношении к приезжим не должно быть априори негативного отношения, мы должны всех принимать по-христиански. Для всех я был всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (см. 1 Кор. 9:22), учит нас апостол. Но при этом нужно уметь различать духов, потому что среди приезжих — очень разные люди. Принципиальная христианская позиция по отношению к ближнему остается непререкаемой, но я бы призвал всех к мудрости и бдительности, в том числе в сфере межнациональных отношений, в которые вовлекается и священник. (Иерей Димитрий Нестеров, настоятель храма в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии, город Королев, Сергиево-Посадская епархия) Каково Ваше отношение ко времени служения вечерни и утрени? Дело в том, что в современной практике эти богослужения совершаются вечером, а Великим постом — наоборот, утром. Из этого проистекают две проблемы. Первая — это отсутствие богослужебной логики, когда молитвы и ектении, произносимые на богослужении, не соответствуют той реальности, в которой находятся священнослужители и молящиеся. И вторая проблема — то, что Великим постом люди, которые работают, не имеют возможности участвовать в Литургии Преждеосвященных Даров, которая на практике совершается в утренние часы. В связи с этим два вопроса. Первый: возможно ли совершать эти богослужения в то время, которое предписывает устав, то есть утреню утром, вечерню вечером — разумеется, в тех храмах, где это возможно? И второй: возможно ли Литургию Преждеосвященных Даров совершать в вечернее время? К примеру, оставить одну Литургию в утренние часы для тех, кто к этому привык, и одну Литургию, соответственно, вечером?

http://patriarchia.ru/db/text/6104647.ht...

С благодарностью упомянув о большом вкладе, который внесли главы трех государств — России, Украины Белоруссии — в подготовку празднования юбилея, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Мы молимся о том, чтобы братские связи, которые соединяют эти три народа, никогда не ослабевали, чтобы никакие силы не могли разрушить нашего единства, которое восходит к святому равноапостольному князю Владимиру, — единства, которое засвидетельствовало свою жизненность на протяжении 1025 лет». Святейший Патриарх Кирилл отметил церковными наградами ряд лиц, внесших большой вклад в организацию на белорусской земле торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси. Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени был вручен заместителю премьер-министра Республики Беларусь А.А. Тозику и уполномоченному по делам религий и национальностей страны Л.П. Гуляко. Ордена Славы и Чести III степени были удостоены председатель Минского областного исполнительного комитета Б.В. Батура и председатель Минского городского исполнительного комитета Н.А. Ладутько. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/3136810.ht...

Я хотел бы выразить глубокую благодарность всем нашим прихожанам, которые любят эту обитель. Все здесь находят радость, духовное утешение и каждый по силе своих возможностей старается внести свой труд и материальную лепту, чтобы наша обитель сияла не только красотой духовной, но и внешней. Трогательно, что наши жертвователи не делают это напоказ, а анонимно, смиренно оставляют свои здесь пожертвования, которые дают возможность и обители полнокровно существовать, и мы можем осуществлять и деятельность свою (особенно ценно воспитание детей в воскресной школе), и реставрировать и созидать что-то во славу Божию в этом монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Я хотел бы всех нас горячо и сердечно поздравить с этим историческим, благодатным для всех событием — освящением храма в честь святого Крестителя Руси, благоверного великого князя Владимира. За большой вклад в создание нового храма церковных наград Московской епархии были удостоены настоятельница Новодевичьей обители игумения Маргарита (Феоктистова) и благотворители монастыря. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/1292524.ht...

В католич. богослужебной традиции, а также у англикан (не повсеместно) аналогию Л. П. Д. составляет традиция причащения Преждеосвященными Дарами в Великую пятницу - соответствующее богослужение может обозначаться как «месса Преждеосвященных [Даров]» (Missa Praesanctificatorum). Можно также отметить, что в католич. среде очень распространена практика, когда за всякой мессой освященную гостию полностью потребляет священник, а мирян причащают заготовленными заранее облатками, освящаемыми сразу в большом количестве в удобный для священника день и затем расходуемыми по мере необходимости на протяжении неск. дней или недель; типологически это напоминает Л. П. Д. Отдаленной параллелью к Л. П. Д. можно также считать восточно-сир. практику добавления «святой закваски» в тесто для изготовления просфор (см. ст. Восточно-сирийский обряд ). Происхождение Наиболее ранние свидетельства о совершении Л. П. Д. на Востоке относятся к VII в. В к-польской «Пасхальной хронике» под 615 или 616 г. говорится, что «в этот год при Сергии, патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после «Да исправится…», во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее песнопение]: после священнического возгласа «По дару Христа Твоего...» народ сразу начинает: «Ныне силы…» [это песнопение доныне исполняется на Л. П. Д.; в «Пасхальной хронике» его текст приведен полностью.- Авт.]. И это [теперь] поется не только Великим постом во время входа Преждеосвященных [Даров], но и в другие дни, когда бы ни случилась [служба] Преждеосвященных» (PG. 92. Col. 989). А в происходящих из Палестины «Чудесах Святой Девы Марии в Хозиве» - сборнике различных историй, составленном Антонием Хозевитом († между 632 и 640),- описывается, как послушник или молодой монах прочел над просфорами, к-рые он нес в свой монастырь, какую-то часть евхаристической молитвы, услышанной им в церкви (вероятно, эпиклезу), после чего на него и на просфоры сошел Св. Дух, а настоятелю монастыря, ожидавшему прибытия своего послушника, явился ангел, повелев совершить над просфорой вместо полного чина «Преждеосвященный… ибо она освящена» ( Houze C. Miracula Beatae Virginis Mariae in Choziba//AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 366-367). Наконец, 52-е правило Трулльского Собора 691-692 гг. канонически закрепляет совершение Л. П. Д. «во все дни поста Святой четыредесятницы [т. е. Великого поста.- Авт.], кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения», тем самым корректируя предписания 49-го и 51-го правил Лаодикийского Собора (до 343 или ок. 360 г.), запрещавшие совершение к.-л. литургии в дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

О. Серединский считает неуместным прилагать на Преждеосвященной литургии эктенью за усопшего и говорит, что на ней тело и кровь Иисуса Христа не приносятся в жертву Богу Отцу за умерших, а только предлагаются для причащения живым. Заметим мимоходом, что в практике цель эта, исключая разве церквей при полках, не достигается, так как всюду принято, что живые причащаются в субботу на литургии Златоустого. Такой обычай ведется с самой глубокой древности. Если о. Серединский утверждает, что Преждеосвященная литургия совершается только для причащения живых, то зачем же учрежден особый чин богослужения литургийного? Почему бы не причащать их, как рекомендует о. Хойнацкий в своём руководстве (см. ч. 1, Чернигов, 1874 г., §60), запасными дарами за часами? Когда же церковь установила особое священнодействие для литургии преждеосвящённой, надобно видеть в сем более глубокий и высший смысл. «Наше служение, – говорит святой Златоуст, – не забава, но совершается по устроению Духа». И действительно. Вникая глубже в смысл литургийного богослужения Преждеосвящённых даров, видишь в нем попечение святой Церкви не о живых только, но и об умерших; ибо на ней, пред освященными дарами, воссылается моление о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных. Почему же, спрашиваем, о. Серединский считает неуместным после сего прилагать особую эктенью с именем усопшего, который погребается в этот день? Очевидное дело – эктенья эта весьма уместна и законна, и согласна с богослужебным чином. Ясно также, что церковь молится на Преждеосвященной литургии и за умерших. О. Серединский за литургиею Преждеосвященною не усвояет умершим плодов бескровной жертвы в смысле бескровного жертвоприношения, а допускает одно только предложение святых даров живым. Вникая в смысл литургийного богослужения, находим в нём мысли совершенно несогласные с мнением о. Серединского. Так, молясь прежде на литургии преждеосвященных о живых и о всех прежде почивших отцех и братьях, мы после того (по поставлении святых даров на престол) молимся о предложенных и преждеосвященных честных дарех, да человеколюбец Бог наш примет я (то есть дары) во святый и пренебесный Свой жертвенник в воню благоухания духовнаго. Что, эта молитва о святых дарах за одних живых, а не за умерших? Что, в ней не усвояются плоды бескровной жертвы умершим? Очевидное дело, что церковь молится и за живых и за умерших и желает, чтобы молитвы за них приняты были ради святых даров в воню благоухания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010