Наиболее близкая к первоначальному тексту редакция Студийского синаксаря сохранилась в так называемом Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 года, дошедшем до нас только в славянском переводе (см.: Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). Как и в Типиконе Великой церкви, службу Благовещения в Великую субботу здесь предлагается совершать по аналогии с уставом соединения благовещенского последования со службой Великого четверга. Общий порядок, следовательно, таков. На вечерне в Великую пятницу: стихиры дня (т. е. Великой субботы) и праздника (т. е. Благовещения), «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читаются паремии дня и праздника (как известно, в константинопольском послеиконоборческом лекционарии Благовещение имеет 5 паремий — 3 общих Богородичных и 2 особенных, Исх 3. 1b — 8a и Притч 8. 22–30, пророчествующих о Боговоплощении; здесь читаются только 3 общих Богородичных паремии); следует пение «Да исправится…»; читаются Апостол и Евангелие дня и совершается литургия Преждеосвященных Даров (в древней константинопольской практике в Великую пятницу всегда совершалась литургия Преждеосвященных Даров). На утрене в Великую субботу: на «Бог Господь» — тропарь праздника и тропарь дня («Благообразный Иосиф»); после кафизмы (следует заметить, что знаменитых похвал Великой субботы в уставах студийской традиции еще не было — они появляются только в Иерусалимском уставе, да и то не сразу, — кафизма пелась с обычным припевом «Аллилуия») — седальны праздника и дня; затем — степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие праздника; после 50 псалма —каноны праздника и дня (по 3 песни — кондак дня, по 6 песни — кондак праздника); на хвалитех стихиры праздника и дня; чтения в конце утрени — Великой субботы. Днем в Великую субботу должен совершаться крестный ход. На вечерне в Великую субботу: стихиры дня и праздника, «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читается первая паремия дня, а затем — 2 особые паремии праздника и, наконец, оставшиеся паремии дня; после малой ектении — «Елицы во Христа крестистеся» (эта особенность службы Великой субботы, связанная с ее крещальным характером, специально отмечена как отличие устава соединения Благовещения с Великой субботой от устава его соединения с Великим четвергом); прокимен дня; Апостол и Евангелие — праздника и дня; совершается литургия свт. Василия Великого (Там же. С. 337–339).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

260-263 263-278 ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА чин литургии Преждеосвященных Даров согласно традиции древнего иерусалимского богослужения 278-280 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год 280-289 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней 289-295 ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) 296-299 299-300 300-302 ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ 302-303 (1906-1999), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель 303-398 308-311 ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии 311-314 ЛИЦИНИЙ [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний] (ок. 265 - весна 325), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324) 314-316 ЛИЦО философский и богословский термин, к-рый обозначает целостного человеческого индивидаиндивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; в христ. богословии употребляется также для обозначения Ипостасей единого Бога 316-326 326-328 ЛИЯ старшая дочь Лавана, жена прав. ветхозаветного патриарха Иакова (пам. в Неделю св. праотец) 328-329 ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом 329-332 ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры

http://pravenc.ru/vol/xli.html

Совершение Литургии святителя Григория Двоеслова в некоторых местах практикуется и утром, если в этом есть необходимость или же это предусмотрено местной традицией, как, например, в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых в Санкт-Петербурге. «В нашем храме Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в вечернее время во все дни, когда она предусмотрена Уставом. Есть лишь два исключения, когда мы переносим это богослужение на утро. Первое — наш престольный праздник, день празднования Феодоровской иконы Божией Матери (27 марта), если он выпадает на будние дни, по причине участия в нем гостей (клириков и прихожан других храмов), которым неудобно приехать в храм вечером, ведь многие живут или служат далеко, — объясняет настоятель собора протоиерей Александр Сорокин. — Второе исключение — Великая Среда. В этот день вечером совершается утреня Великого Четверга». Для обоснования упомянутой практики совершения Литургии Преждеосвященных Даров священник приводит несколько аргументов, в частности богословско-литургический, согласно которому данное богослужение начинается вечером, потому что сопряжено с уставной вечерней (которая, в свою очередь, в древности совершалась исключительно вечером). Соображения аскетического толка в данном случае связаны с продолжительной подготовкой христианина к принятию Святых Даров. Однако важно помнить, что меру строгости евхаристического поста каждый определяет по силам, согласовывая данный вопрос с духовником. «Молящихся и причастников на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров бывает значительно больше. Прихожанам полюбились эти вечерние службы. Мне лично, как человеку, работающему все седмичные дни в синодальном учреждении, вечерние Преждеосвященные подарили возможность не выпадать из великопостного духовного настроя в течение всей Четыредесятницы, как бывало прежде, когда участие в собственно великопостных службах большей частью ограничивалось у меня первой седмицей, а потом уже Страстной, — поясняет настоятель столичного храма в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрофорный протоиерей Николай Балашов . — И по свидетельствам прихожан, рабочий день, прошедший в бодрственном ожидании предстоящей встречи со Христом в Святом Приобщении, — это очень важный духовный опыт. Все-таки евхаристический пост, проведенный главным образом ночью в постели, — это не то же самое, что пост, сочетаемый с исполнением ежедневных обязанностей».

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

Ha первой неделе, в понедельник, вторник, среду и четверг в храмах читается «Великий покаянный канон» святого Андрея Критского 79 – одно из величайших произведений византийской духовнои поэзии 80 . В оригинале – это ритмические стихи. Длинной чередой проходят перед молящимися образы из Ветхого и Нового Заветов, и каждый эпизод становится призывом к покаянию. Чтение Канона помогает верующим «настроить» душу на «светлую печаль» Великого поста, задуматься о жизни и смерти. Канон Андрея Критского очень красив, но так как читается он на церковнославянском языке, то не всем понятен. Поэтому перед постом во многих храмах продаются брошюры, где Канон напечатан с параллельным русским переводом. Во время служб многие люди стоят с этими книжками и читают текст по-русски. Христиане заранее готовятся к этим службам и планируют свои повседневные дела таким образом, чтобы иметь возможность в первые четыре вечера Великого поста пойти в храм и послушать Покаянный канон. В субботу первой недели – память святого Феодора Тирона 81 . В этот день люди стараются по возможности причаститься. Воскресенье первой недели – праздник Торжества Православия, установленный в память о победе Церкви над иконоборцами. В первое воскресенье Великого поста тоже принято причащаться. Вторая и третья недели менее строгие. Во время Великого поста в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров 82 . Каждая Евхаристия – это праздник, поэтому в Церкви сложилась традиция не совершать ее в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы и воскресенья). Но, чтобы не лишать людей возможности причаститься на неделе, обратились к практике первых христиан – оставлять Святые Дары для больных и отсутствующих. Так получила начало Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу второй, третьей и четвертой недель совершается поминовение усопших. Воскресенье второй недели – память свт. Григория Паламы 83 . Накануне воскресенья третьей недели на середину храма выносится крест и кладется на аналой для поклонения. Крест будет находиться там всю следующую неделю – Крестопоклонную. Эта неделя посвящена воспоминаниям крестной смерти Спасителя, поэтому она отличается строгостью. В среду – преполовение поста (то есть его середина).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сегодня, в канун Великого Четверга, когда воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь наш Иисус Христос преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, мы совершили последнюю в этом посту Литургию Преждеосвященных Даров – особую вечернюю Литургию, которая совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Совершается она для того, чтобы мы, проходящие в Великом посту через подвиг покаяния и через дни, когда воспоминается последние дни и часы земной жизни Спасителя, духовно укреплялись и соединялись с Господом через Таинство Святой Евхаристии. Не случайно Церковь установила для совершения этой Литургии вечерние часы, и в последние годы по благословению Святейшего Патриарха в нашем стольном граде Москве и в других городах возродилась древняя церковная практика совершения вечерних Литургий для того, чтобы мы в течение всего дня себя подготовили – не только молитвенно, но и всеми своими поступками – к приобщению Святых Христовых Таин. И те люди, которые весь день проводят на работе, вечером могут прийти в храм, чтобы соединиться с Господом в Таинстве Святого Причащения. С завтрашнего дня и до следующего Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров совершаться уже не будут. Завтра будет отслужена полная Литургия святителя Василия Великого, на которой мы будем вспоминать, как Господь умыл ноги Своим ученикам и преподал им Свои Пречистое Тело и Честную Кровь – всем двенадцати, включая и Иуду, для которого это причастие оказалось не в жизнь вечную, а в суд и в осуждение, ибо он приступил к Таинству с раздвоенными чувствами, с лукавым сердцем, с намерением предать Спасителя. Каждый раз, приступая к Святой Евхаристии, мы вспоминаем и об этом человеке. Его имя тоже не вычеркнуто из истории − оно стало нарицательным, означающим предательство и неверность. Мы просим Господа о том, чтобы нам не оказаться Его предателями, о том, чтобы, принимая внутрь себя Тело и Кровь Спасителя, мы принимали их не в суд и не в осуждение, как это произошло с Иудой, но в жизнь бесконечную и вечную.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает " Алексей В. 11 марта 2014, 10:58 Абсолютно согласен с Юлией. Впрочем, здесь имеет место нарушение отдельных церковных уставов ради усиления аскетического подвига. Отец Тихон, будучи не только наместником, но и духовником обители, вполне имеет право призвать своих духовных чад к этой сверхаскетической практики, ибо видит в этом духовную пользу. В другие периоды года он призывает причащаться как можно чаще (в идеале - за каждой Литургией, как и заповедовано святыми отцами). Ведь исторически отказ от служения Литургии в четыредесятницу обусловлен тем же самым - желанием возбудить покаянный настрой. Отец Тихон - опытный духовник и имеет право пойти в чем-то против устава для того, чтобы этим небольшим нарушением принести большой плод. Ольга 10 марта 2014, 18:11 Юлия! Ваш первый комментарий оканчивался вопросом, в последнем - восклицательный знак просто напрашивается. Вы, наверное думаете, что Ваш вопрос " или причастился - покаяние закончилось? " - риторический. Но задумывались ли Вы о том, почему после принятия Святого Причастия Тела и Крови Господней не становятся на колени? Юлия 8 марта 2014, 22:04 «Дерзостно скажет: а вот я хочу…» Почему же обязательно дерзостно? Дерзостью можно считать нарушение церковных установлений, ограничивающих причащение за Литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице поста. Но их, скорее всего, не существует. В частности, Святейший Патриарх Кирилл в минувшую среду сказал следущее: «Всех вас, дорогие владыки, братья и сестры, поздравляю со средой великого поста. Это особый день, когда люди, старающиеся посещать храм Божий утром и вечером, имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин и подкрепить свои физические и духовные усилия, направленные на преодоление греха, на изменение сознания и сердца силой Божественной благодати. Вот почему так важно на первой седмице Великого поста стараться посещать Литургию Преждеосвященных Даров — потому что силой благодати Божией мы укрепляемся. Свойственная в той или иной мере каждому из нас человеческая слабость и немощь как бы отступает, когда прикасается к сердцу, к разуму, к природе нашей Божественная благодать. Вот и сегодня произошло то же самое. Силой Святого Духа мы укрепляемся на дальнейший подвиг, чтобы совершать постное течение, блюсти свою мысль и состояние своего сердца, постоянно отдавая о том отчет Богу». И если в каком-то монастыре или храме существует традиция не причащаться в среду и пятницу на первой неделе, то не стоит всех тех, кто поступает иначе, априори считать нетерпеливыми, неблагочестивыми и дерзостными. Простите.

http://pravoslavie.ru/68946.html

В этот день богослужение совершается только по Триоди; канон рядового святого Минеи переносится на одно из повечерий по усмотрению настоятеля. Сразу отметим, что служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения. Более того, даже в среду 5й седмицы, то есть накануне службы Великого канона, совершение праздничной службы невозможно. В противном случае на литургии в среду пришлось бы вместе со стихирами праздника петь 24 стихиры Великого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несовместимо в смысле идейного содержания. Потому полезно запомнить следующие правила: — если в среду или четверг случится праздник полиелейный, то служба святого переносится на вторник; — если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородице или храмовый праздник, то на вторник переносится служба Великого канона (стихиры Великого канона в таком случае поются на вечерне в понедельник); — если в четверг случится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородице (соответственно, сам праздник — в пятницу), то служба канона остается на месте, а служба предпразднства переносится на среду. В целом в день Великого канона службы совершаются по великопостному чину, но имеют немало индивидуальных особенностей.   Литургия Преждеосвященных Даров (в среду) Все особенности службы ограничиваются только пением стихир на «Господи, воззвах…»; в остальном — обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. На «Господи, воззвах…» всего поется 30 стихир (с учетом стихиры на «И ныне» — 31 стихира): дневные стихиры Триоди на 6 (самогласен — дважды , мученичен и подобны — по разу ) и 24 стихиры Великого канона, называемые также «стихиры по алфавиту». «Слава» — последняя стихира «по алфавиту»; «И ныне» — еще одна стихира, не входящая в число 24 стихир, но имеющая ту же заключительную фразу «Господи, прежде даже до конца…». Припевы для стихир указаны в самой Триоди: они берутся преимущественно из «Господи, воззвах…» от стиха «Падут во мрежу свою…» и до конца; когда же закончатся эти стихи, берутся два стиха из стиховны, а для оставшихся — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

Великий пост призван напомнить нам и о том, что все ветхозаветное человечество жило ожиданиями пришествия в мир Господа Спасителя и Господь пришел для того, чтобы искупить все человечество и каждого человека. Своей смертью Он победил смерть, Своей победой над грехом Он победил грех в каждом человеке. Как мы услышим в молитвословиях Страстной седмицы, с тех пор, как Господь воплотился и стал Человеком, хоть грех царствует, власть его не вечна над родом человеческим. Мы сами так устраиваем свою жизнь, что грех становится для нас как бы печальной необходимостью, но он не может вечно преобладать над нами, потому что над нами вечнствует Сам Господь Иисус Христос. В дни Великого поста Господь через великопостные богослужения, через Литургию Преждеосвященных Даров дает нам возможность соприкоснуться с вечностью, для которой все мы созданы и для которой предназначены. В эти дни Святая Церковь также напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки. И как было невозможно для Адама и Евы вкушать одновременно от древа жизни и от древа познания добра и зла, так и для нас невозможно грешить и в то же время идти путем ко спасению. Поэтому мы всякий раз, когда согрешаем, нуждаемся в покаянии, и Господь дает нам это лекарство, которое мы принимаем через исповедь. Господь дает нам воссоединение с Самим Собой, которое мы принимаем через Причащение Христовых Таин, для того, чтобы вновь и вновь мы восставали от греха и возвращались на путь спасения. Во время Великого поста будем стараться по возможности приходить в храм не только по воскресеньям, но и в те дни, когда Церковь установила великопостные богослужения, особенно Литургию Преждеосвященных Даров. То, что она совершается вечером, дает возможность и тем, кто день проводит на работе, прийти в вечерние часы в храм, в покаянной молитве соединиться с Господом и через причащение Святых Христовых Таин получить новые силы на прохождение поприща Великого поста. Пусть Господь дарует нам этот Великий пост как время покаяния, время обновления, как духовную весну, которая очистит нас от всякой скверны плоти и духа и приуготовит к встрече с Господом нашим Иисусом Христом, Который был распят и воскрес нашего ради спасения. Аминь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

—За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием? —Бывает, но — только на Страстной Седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских — 22 марта), когда за Преждеосвященной Литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом — по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий» — это тоже элемент вечерни. —Остановимся на чтении паремии — ветхозаветного текста… —Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечой в руках возглашает «Свет Хрис­тов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание. —Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя», когда хор спускается с клироса на середину храма… —«Да исправится…» — это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: «…не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко. Богослужения Великого Понедельника УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час. Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня — личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В  понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса. В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника. На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа. Богослужения Великого вторника УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час. Общая схема служб Великого вторника  — такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно-следственной связи в жизни человека.

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010