Богородицы» (фреска в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде, 1378, мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божией Матери, кон. XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, ок. 1479). Изображение Д. А. часто входит в минейные циклы под 3 окт. на миниатюрах визант. рукописей (Минологий Василия II, 976-1025 гг.- Vat. gr. 1613. P. 255v - в рост, P. 82 - в мучении; Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 255v, 3-я четв. XI в.) и Минологий (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Минологий посл. четв. XI в. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Греч. 175. Fol. 19v - в рост, Fol. 28r - в мучении; Минологий (Bodl. Охоп. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - в мучении) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Успения Богородицы в мон-ре Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- полуфигура, Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (1335-1350) - в мучении и др.). В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Д. А. изображен среди святителей, представляющих свои творения императору (Vat. gr. 666. Fol. 1v; ГИМ. Греч. 387. Fol. 5v - 6 - обе рукописи 2-й пол. XII в.). В нек-рых греч. синаксарях и стишных слав. Прологах после сказания имеется подробное описание облика Д. А., заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Д. А. описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами» (Ч. 3. § 8. 10), «был усечен мечом… держит голову свою в руках» (Ч. 3. § 22. 3 окт.). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Д. А., так и сцены с его участием («Успение Пресв. Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи» (С. 165). Легенда, соединившая в образе одного человека личности Д. А., Дионисия, автора «Ареопагитик», и мч. Дионисия, 1-го Парижского еп., отразилась на иконографии святого как на греч. Востоке, так и на лат. Западе (Д. А. среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресв. Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Д. А. представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собр. лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Царский путь является средним по самому принципу царственности – объединения многих сил, где ни одну из них нельзя поставить в положение единственной. Каждое начало, которое себя считает единственным, исключительным стремится по внутренней логике к собственному абсолютизму. Только поставив над собой абсолют в виде Бога, а монарха в качестве иконы и проводника Высшей воли возможно избежать вырождения и патологии монархии. Не собой, но Богом цари царствуют. Если же самая монархия исказится и перед вырождением наденет одежды абсолютизма, то и это всё же лучше демократического правления. По словам либерального лорда Актона, «абсолютная власть развращает абсолютно», но тогда при монархии развращается душа одного правителя, а при верховной власти народа – целое государство. И если одного развратника можно вразумить, либо сдержать, перетерпеть, изолировать, то растленную людскую массу вразумить, не может и Всевышний, как мы помним по Содому и Гоморре. Погибельность абсолютизма хорошо заметна из слов Императора Всероссийского Николая I: «Компасом для меня служит моя совесть, я иду прямо своим путем – так, как я его понимаю; говорю открыто и хорошее, и плохое, поскольку могу; в остальном же полагаюсь на Бога». Несмотря на благодушие этих слов, в них опасный плод эпохи Просвещения: следуя совести, порой будешь и ошибаться по ограниченности человеческой натуры. Самодержавный монарх на путях своих руководствуется волей Господа, насколько ее понимает, а в моменты сомнений полагается на совесть. И пока живёт вера во Всевышнего, опасность абсолютизма останется преувеличенной. Средний путь далеко не всегда есть поиск компромисса. Это нахождение такого решения, которое приняли бы противоборствующие стороны, будь они на высоте своей нравственной идеи. Потому в иных случаях может быть компромисс, в других – больше учтено мнение знати либо народа, а порой будет принято решение, задевающее интересы основной массы подданных, но полезное государству или нуждающемуся меньшинству. Что поделать – пути царские не всегда постигаются умом; одна вера делает их понятными сердцу. Вера же эта исходит из понимания, что государь радеет не о народе или знати, живущих в данный момент, но о нации, т.е. о бесконечном количестве поколений народа и знати, которым суждено или уже судилось жить в его государстве. Текущие запросы подданных монарх принимает во внимание, но руководствуется принципом интересов нации. Потому и бывает критика государя, что не сразу понимают значения его решений, которое открывается со временем. И потому фигура монарха должна быть святыней, чтобы непонимание высоты его замысла вызывало смирение, а не протест и бунт.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/14/o_...

Я говорю неясно, может быть; но лучше к делу. Скажи мне, религиозны ли вы? А? То есть ходите ли вы в церковь? - Ходим, ваше сиятельство. - И прекрасно, друзья мои, прекрасно. О, будьте религиозны, верующие. Я принадлежу к таким людям, которые уважают веру, считают ее даже главным делом. Я вам советую именно быть религиозными; исполняйте, что велит вам религия или вера. - Мы исполняем, сколько силы нашей. - Однако, Антон, я ведь был сегодня в церкви; конечно, я пришел не к началу, однако служили еще, и я видел, что народу немного. - Да вы, батюшка, после обедни пришли, а это служили молебны; так те и остались, кто служил, а другие разошлись. - Да, точно, да, молебны. Позволь, однако, позволь: там священник давал крест целовать. - Да как же, батюшка, это за всяким молебном бывает. - Бывает, да, бывает, точно. Не хочешь ли ты позавтракать? Я тебе велю там подать. - Нет, батюшка, не стану. - Отчего? - У нас пост, батюшка; это скоромное. - Пост, какой пост? - Петровки, батюшка. - Петровки! Признаюсь, не знал. - Ваше дело господское, батюшка И по другим вопросам заговаривал князь со старостой, и неизменно ему приходилось терпеть поражение, пока он не сознался, что многие вещи он не так понимал, что он вообще не знал и не понимал русского народа и его Церкви. В таком же стиле есть злая и остроумная повесть князя В. Мещерского " Лорд-апостол в большом петербургском свете " , изданная в 1876 году. Здесь превосходно описаны петербургские поклонницы лорда-апостола, их сантиментальное умиление и обильные слезы от пустых и туманных сектантских проповедей лорда на английском языке. Большой петербургский свет пришел в движение, а потом решил везти лорда-апостола в деревню просвещать и крестьян. Приехали в деревню. Сначала просят сельского иерея отслужить обедню. Оказалось, что обедня летом в деревне кончается прежде, нежели господа успеют встать. Служить обедню после десяти часов батюшка отказывается, говоря, что крестьяне к этому времени по деревням разойдутся. Тогда господа предлагают ему отслужить две обедни: одну пораньше для крестьян, другую попозже для господ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/223/...

– О, да, множество заметок. Вот, напр., в “Morning-Post” говорится, что свадьба будет очень тихая в церкви св. Георгия на Ганноверской площади; приглашено только несколько близких друзей; после бракосочетания все присутствующие отправятся в Ланкастер, где мр Алоизий Дорэн устроил помещение для молодых. Два дня позже – т.-е. в прошлую среду – появилась короткая заметка о том, что свадьба состоялась и молодые проведут медовый месяц в имении лорда Бакуотера, вблизи Питерсфильда. Вот все, что появилось в газетах до исчезновения новобрачной. – До чего? – переспросил Холмс, приподымаясь в кресле. – До исчезновения новобрачной. – Когда же она исчезла? – Во время свадебнаго завтрака. – Вот как. Дело-то оказывается интереснее, чем я ожидал. Драматическое происшествие. – Да, и мне оно показалось не совсем обыкновенным. – Невесты часто исчезают перед свадьбой, новобрачныя сбегают иногда во время медоваго месяца, но подобнаго случая я не запомню. Пожалуйста, расскажите мне все подробности. – Предупреждаю, что подробностей мало. – Может-быть, мы можем выяснить многое сами. – Я прочту вам заметку одной утренней газеты от вчерашняго дня. Вот название ея: “Странное происшествие на великосветской свадьбе”. “Семья лорда Роберта Сен-Симона неприятно поражена странным происшествием, случившимся после его бракосочетания. Венчание, как было сообщено в газетах, состоялось вчера утром, но только сегодня оказывается возможным подтвердить странные слухи, ходившие в городе. Несмотря на все старания друзей замять дело, о нем говорят так много, что и мы не видим больше повода умалчивать о нем. “Венчание происходило в церкви св. Георгия, на Ганноверской плсщади. Кроме отца невесты, мра Алоизия Дорэн, присутствовали только герцогиня Бальмораль, лорд Бакуотер, лорд Юстэс и леди Клара Сен-Симон (младший брат и сестра жениха) и леди Алисия Виттингтон. После венчания все общество отправилось в дом мра Алоизия Дорэна, у Ланкастерских ворот, где был приготовлен завтрак. Оказывается, что вслед за новобрачными пыталась проникнуть в дом какая-то неизвестная женщина, предъявлявшая права на лорда Сен-Симона.

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

. Далее, личная «помощь» короля Георга V своему, якобы любимому, двоюродному брату Императору Николаю II: Чета Романовых стала всерьёз рассчитывать на временное убежище в Англии. Как оказалось, напрасно. 22 марта кабинет из премьер-министра Англии, министра финансов, юристов лорда Стеймформхэма, личного секретаря короля и лорда Хардинга, заместителя министра в Иностранном комитете, принял решение о предоставлении «императору и императрице приют в Англии на время, пока идет война» , сообщив об этом в Петроград через посла в России Джорджа Бьюкенена. 30 марта Георг V сделал попытку дезавуировать это приглашение кабинета, через своего личного секретаря лорда Стеймформхэма отправив в российский МИД письмо: «Король много думал о предложении правительства пригласить императора Николая и его семью приехать в Англию . Но его величество не может не высказать сомнений не только из-за опасности рейса, но, и по соображениям целесообразности пребывания императорской семьи в этой стране. …». 2 апреля министр иностранных дел Англии лорд Артур Бальфур на это ответил милому Джоржи, что как-то нехорошо идти на попятную: «Министры вашего величества понимают трудности, о которых Вы говорите в Вашем письме, но они не думают, что если ситуация не изменится, возможно взять назад свое приглашение, которое было послано, и они полагают, что король согласится придерживаться прежнего решения, которое было послано Советом министров его величества». Утром 6 апреля Георг V ответил Бальфуру через секретаря Стеймформхэма, что де, общественное мнение отрицательно относится к приезду императорской семьи, посему «Король пожелал, чтобы я спросил Вас, не следует ли после консультации с премьер-министром сэру Джорджу Бьюкенену предложить российскому правительству, чтобы оно приняло какой-либо другой план относительно будущего места жительства их императорских величеств». Вечером этого же дня, во втором письме Бальфуру, Георг ужесточил требование: «… Проинструктируйте Бьюкенена, чтобы он сказал Милюкову, что оппозиция приезду императора и императрицы здесь настолько сильна, что мы должны отказаться от своего согласия на предложение российского правительства». Ллойд Джордж повторил аргументы короля кабинету, почти слово в слово, не упоминая об их источнике. В мае 1917 года МИД дел Великобритании через своего посла Бьюкенена передало российскому министру иностранных дел М. И. Терещенко, что «Британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны». Вопрос был решён. Прощай, старина Ники. Причём, Георг V был против идеи предоставления убежища Николаю II с самого начала: об этом написал английскому послу в Париже лорду Бертье секретарь короля - во время перебрасывания стрелок на Францию: «Это было твердое убеждение короля, который никогда этого не хотел, но правительство согласилось с предложением Милюкова об их приезде в Англию и люди думают, что это была идея самого его величества».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/20/u_...

В тот сеанс, когда я присутствовал, открылось 1-ое послание к Коринфянам в первой своей главе. «Первое послание св. Павла к Коринфянам» прочитал лорд и стал разбирать это заглавие слово по слову. «Послание – это просто письмо; первое – потому, что есть и второе; апостола – т. е. посланника; так называли учеников Иисуса Христа; Павел – так его звали; к Коринфянам – это значит к жителям Коринфа». («Как это ясно, восхищаются слушающие лорда дамы, и как это просто! О, добрая весть – евангелие – проста, и этой-то простотою проповеди Бог хотел спасти мир!») Предавшись таким комментариям, слушательницы лорда, как бы, для большего убеждения в том, попадают глазами на стихи 17, 19, 20 и 21 и радуются быстроте своих успехов в понимании смысла Писания. «В истинной проповеди, какова проповедь лорда, продолжают они про себя, есть что-то такое, что мгновенно сообщает вам полный свет доброй вести. Как мне понятна теперь Библия!»). Лорд, между тем, продолжает свое дело. Прочитав первый стих первой главы послания, он переходит прямо ко второму и останавливает свое внимание на словах: «церкви Божией, находящийся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым». Церкви – это просто собранию, подобно нашему, т. е. нам самим. Вы спасены, освящены, оправданы, искуплены, вы святы и вы должны этому радоваться. Всякий, верующий в Иисуса Христа, уже через это самое спасен, оправдан, искуплен и освящен. Но спросят: кто это всякий? Все думают, что этот всякий, кто-либо другой. В этом отношении, большинство людей похоже на того нотариуса, который занимается внесением в реестр разных завещаний. Он прочитывает их сотни и интересуется лишь их формальной стороною. Но, что должно произойти в нем, если нечаянно среди других завещаний ему попадется завещание в его собственную пользу? И большинство людей разбирают дело спасения, как разбирает чужие завещания нотариус. Они задают себе чисто формальные, называемые у них историческими и догматическими, вопросы: кто такой Христос, от кого и как Он происходит, кого Он спас и кому оставил Свое завещание и как, почему, и за что? Но какая им польза от всего этого? Что же должно произойти в человеке, когда он вдруг узнает, что это завещание в его пользу? Этот-то переворот и есть то, что называется возрождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

А между тем, пренебрегая истинное св. предание, то именно, что «кто не с епископом, тот – не в Церкви, и кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» (Кипр. Карфаг. Пис. 54 к Флоренц. Пушану), они чуждаются законных епископов и вместе с тем лишаются всех благ, подаваемых земнородным в недрах Православной Христовой Церкви. Другие (различные сектанты) отвергают священное предание, говоря в своё оправдание: мы имеем вернейшее пророческое и апостольское слово ( 2Пет.1:19 ) в Богодухновенном Писании, могущее умудрить нас во спасение ( 2Тим.3:15 ). И что же отсюда выходит? Отвергая ненаписанное в Священном Писании или отвергая св. предание (напр., крестное знамение, почитание икон и прочие обряды), они отвергают и здравое или истинное разумение Св. Писания и, по слову св. Василия Великого , искажают Евангелие в самом главном, лучше же сказать, обращают проповедь о спасении в пустое имя. Называя себя умными, они обезумели ( Рим.1:22 ). Таковы следствия неповиновения вселенской Церкви. А кто с верою принимает наставления Церкви Божией и повинуется её руководству, тот безопасен от сих и подобных заблуждений. Он принимает и разумеет Священное Писание по разуму Церкви, как она понимала издревле; он понимает и священное предание так же по разуму св. Церкви, как она учила издревле. Повинуясь Церкви, он верует так, как веровали истинные христиане при апостолах, как веровали св. отцы поместных и вселенских соборов, как веровали вселенские святители и учители. Церковь не вводит ничего нового в догматах веры и правилах христианской жизни. Господь Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки ( Евр.13:7 ), и Церковь Его, как говорит св. Златоуст, «не состаревается, не ослабевает, и не преодолевается, будучи теснима многими» (Сл. на Пятидесятницу). Теперь понятно, братие, к чему уготовляют себя все те христиане, которые отвергают предания церковные, «Божественному Откровению – священному Писанию согласная и Православно-кафолическою Церковью хранимая». Не подчиняясь учению Православной Церкви, а взимаясь своим кичливым разумом на разум Божий ( 2Кор.10:5 ), таковые христиане извращают истинный смысл писанного слова Божия и, чем более извращают, тем более утрачивают правую веру и, как ветви вне лозы, иссыхают духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собор открылся 22 июня в храме Пресвятой Богородицы. Первое заседание открыли 148 епископов. Посреди храма, на возвышенном троне, положили Евангелие, как знамение присутствия Самого Иисуса Христа. Вокруг Него составилось избранное общество благочестивых епископов, из коих каждый занял место, смотря по важности занимаемого им престола. Так как епископ римский был в отсутствии, а константинопольский был обвиняем, то св. Кирилл, как старший из всех присутствующих епископов, по занимаемому им престолу и личным достоинствам и заслугам, занял первое место на соборе, с правами председателя. Феодот, епископ анкирский, предложил, чтобы сам Несторий явился в собрание, и чтобы с общего согласия рассматривались дела веры. Тут встали 4 епископа, посылаемые к Несторию, и объявили ответ его: «Подумаю, и если мне заблагорассудится, приду». Флавиан филиппийский предложил, чтобы в другой раз послали епископов просить Нестория на собор; вследствие чего отправлены были к Несторию еще 3 епископа, которые, возвратившись, донесли следующее: «Мы, пришед к дому Нестория и увидевши около него множество вооруженных воинов, просили, чтобы кто-нибудь доложил ему о нас. Нам отвечали, что он спит и не велит никого пускать к себе. Мы спрашивали, что нам отвечать собору, от которого мы посланы: некоторые из клириков, вышедши на порог, отвечали нам то же, что и воины. Когда же мы настоятельно требовали ответа от самого Нестория, то вышел Флоренц, трибун, и, велевши нам подождать, пошел за ответом. Наконец, вышел с некоторыми клириками и сказал: «Я сам не видал Нестория, но он велел сказать, что придет на собор тогда, когда все епископы соберутся». Хотя из сего ответа можно было уже видеть, что Несторий не хочет явиться на собор, но, следуя порядку суда церковного, свв. отцы собора послали в третий раз 4 епископов с письменным приглашением, в котором говорили: «Св. собор терпеливо ожидает твоего прибытия; если же и теперь не придешь оправдаться пред ним в еретических предложениях, проповеданных тобою публично в константинопольской церкви, то знай, что он поступит с тобою, как повелевают каноны свв. отцов». Но это кроткая внимательность св. собрания к вероотступнику оказалась напрасною. Тревожимый преступною совестию, он укрывался под защитою вооруженных воинов и не допускал к себе никого из собора, так что посланные епископы принуждены были возвратиться без всякого ответа. Свв. отцы собора, видя такое упорство Нестория, приступили к исследованию дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

1. Политические свободы, свобода слова, печати, собраний, совести. Создав человека по Своему образу и подобию, Бог дал человеку свободу, и православное христианство не может соглашаться с навязанными государственной властью ограничениями этих свобод. Так, свобода совести способствовала возрождению Церкви. Свобода печати, если она осуществляется последовательно, позволяет вести проповедь и миссионерскую деятельность в СМИ. При этом ни в одном современном демократическом обществе свобода не отождествляется со вседозволенностью и анархией; такое понимание свободы было характерно только для России начала 1990-х гг. В католическом и протестантском богословии довольно глубоко разработана тема соотношения свободы и греха, противопоставление “либеральной” свободы для греха христианской свободе от греха. В последнее время и Русская Православная Церковь начинает работать в этом направлении. Потенциально опасным моментом является разрешение на действия тоталитарных сект под предлогом свободы совести. Однако и эта проблема может быть успешно решена в демократическом обществе и не выходя за рамки демократических процедур, о чём свидетельствует опыт современных Греции, Литвы, Финляндии (во всех этих странах Православие признано государственной религией) и ряда других государств. 2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (с выделением четвёртой власти — прессы), независимость ветвей власти друг от друга. По образному и весьма точному определению Дж. Актона, “власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно”. Принцип разделения властей не позволяет сосредоточить абсолютную власть в одних руках. Таким образом, ограничивая правителя и элиту не только во времени, о чём говорилось выше, но и в масштабах, демократия опять-таки ограждает их от грехов гордыни и многих соблазнов. Более того, в американской и европейской политических системах выработаны чёткие механизмы взаимодействия исполнительной и законодательной власти в тех случаях, когда они представляют соперничающие партии 8 .

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-demokrat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010