150 Поскольку речь здесь идет о Божественной литургии, следует отметить то, что необходимо знать христианам. Когда священник собирается читать входные молитвы перед тем, как приступить к литургии, христиане не должны выходить из церкви и садиться на улице для болтовни и суесловия, но должны войти в церковь . И сразу же, как священник прочтет входные молитвы и войдет в алтарь, то дает возглас «Благословен Бог наш...», после чего начинают читать часы. Священник же совершает проскомидию, и как только помянет всех своих, кто у него записан, тогда должен позвонить [в колокольчик] и дать знак тем, кто находится вне алтаря. И как только христиане, находящиеся в церкви, услышат этот знак, они должны выйти из стасидий и, сняв головные уборы, с непокрытой головой каждый втайне поминать имена своих родителей, учителей и сродников, а затем снова спокойно и чинно сесть в свои стасидии. Священник же, пока вне алтаря стоящие христиане поминают имена, не произносит внутри алтаря никаких других слов, кроме как «помяни, Господи; помяни, Господи». При этом вместе с произносимыми словами он вынимает и частицы и делает так, пока не закончат читать часы. Тогда и священник заканчивает в алтаре и начинается Божественная литургия. Когда в конце часов произнесут молитву: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу...», священник творит отпуст. Вот такой добрый обычай соблюдают на Святой Горе Афон отцы и многие другие архиереи, священники и христиане во многих местах. И такой обычай должны соблюдать и все вообще христиане. – Примеч. прп. Никодима Святогорца . 151 Вероятно, имеется в виду положение тела при нахождении в церкви, о чем уже говорил выше автор. – Примеч. пер. Читать далее Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

15. Филипп Злотковский. Аврамий Назоров. Яков Охотин. Арсений Полубенский. Егор Вишневский. Михаил Стеженский. Василий, в мон. Варлаам, Исполатов. Николай Архангельский. 5. Ксенофонт Делекторский. Василий, в мон. Виталий, Щепетев. Фодор, в мон. Феодотий, Озеров. Петр Козловский. Борис Крестников. Степан Левитский. Иосиф Самчевский. 10. Феодор Волченский. 25. Николай Тырыданов. Николай Соколов. Козьма Чередеев. Иеродиакон Иосиф. Феодор Аменицкий. – кандидата: Иером. Мельхиседек Золотинский. 35. Иван Никотин. Ефим Воскресенский. Николай Полиевктов. Михаил Головщиков. Иван Вязнин. Семен Каменский. Никита Владимирский. Иван Песков. Степан Ефиров. 30. Семен, в мон. Савва, Ольхин. 41. Иван Соловский. Иван Рубцов. Федор Гиляровский. Дмитрий Глухарев. Константин Видякин. VI-ro курса Старшие кандидаты: 1. Дмитрий Вершинский. 20. Александр, в мон. Амвросий, Красовский. Павел Соколов. Иван Шангин. Матфей Руднев. Иеродиакон Евгений Добротворский. Григорий, в мон. Гавриил, Амалиев. Михаил Верещагин. 5. Иеродиакон Варсонофий Лебедев. 25. Василий Попов. Иван Синицын. Александр Вельяминов. Андрей, в мон. Афанасий, Соколов. Николай, в мон. Нил, Исакович. С правом на получение степени магистра, по выслуге двух лет. Максим Лебедев. Иван Массальский. 10. Алексей, в мон. Елпидифор, Бенедиктов. Николай Раевский. Иван Смирнов. Иван Ивановский. Николай Турчанинов. 15. Николай Оржевский. Иван Сиротинский. Семен, в мон. Стефан, Зелятров. Яков Морошкин. Феодор Троицкий. – кандидата: Алексей Никольский. 45. Иван Пельгорский. Матфей Смирнов. Михаил Попов. Алексей Максимов. Александр Светлов. 30. Зиновий Орлов. 50. Иван Розов. Никандр Ласточкин. Яков Василевский. Петр Постников. Егор Четыркин. Александр Лавров. Григорий, в мон. Гавриил, Любомудров. 53. Федор Соколовский. Александр Горянский. Александр Стратилатов. Александр Дроздов. Алексей Драницын. 40. Федор Колосов. Михаил Дмитревский. Алексей Садовский. Федор Дарский. Яков Надеждин. VII-ro курса Со степенью магистра: 1. Иван, в мон. Иосиф, Позднышев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На Кипре появилась улица митрополита Никодима (Ротова) Лимассол, 17 января 2018 г. В 2018 году исполняется 40 лет со дня кончины выдающегося иерарха ХХ века митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Представители русскоязычного прихода святителя Николая Чудотворца в Лимассоле (Кипр) обратились к муниципальным властям с инициативой переименовать в честь митрополита Никодима (греч. Μητροπολτου Νικοδμου Ρτωφ) улицу, на которой располагается строящийся приходской храм. По словам настоятеля прихода священника Георгия Видякина, местные власти с радостью откликнулись на эту просьбу и после всех необходимых процедур приняли положительное решение, сообщает Патриархия.ru . «Владыка Никодим был многолетним председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, поэтому весьма символично, что улица его имени появляется на одном из зарубежных приходов, — отметил священник Георгий Видякин. — Трудно переоценить масштаб этой личности, его многолетние кропотливые труды на благо Церкви и во имя христианского единства. Примером для нас является и его благоговейное отношение к богослужению. Многие из принципов, которые он заложил в отношении к службе Божией, мы стараемся реализовывать на нашем приходе». Это первая в мире улица, названная в честь митрополита Никодима (Ротова). Приход святителя Николая в Лимассоле был основан в 1995 году. 9 июня 2012 года в ходе своего визита в пределы Кипрской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня нового храма. С мая 2016 года на участке ведутся строительные работы. В настоящее время богослужения на церковнославянском языке совершаются в храме Христа Человеколюбца, временно переданном в пользование русскоязычной общине, а также в часовне святителя Алексия Московского — по воскресным и праздничным дням, а также в дни памяти русских и кипрских святых. Со всей необходимой информацией можно ознакомиться на сайте прихода, а также на сайте строящегося храма святителя Николая Чудотворца. При приходе действует центр духовно-нравственной культуры «София». 17 января 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/109970.html

Заглавие первого русского издания, подготовленного около 1705 гг. «Книга преизрядная, именуемая Амартолон сотириа, сиречь Грешных спасение, юже сочини на греческий простый язык многим прилежанием Агапий Критянин, скитствующий во святой горе Афонстей». – Примеч. ред. 76 Дагон – западно-семитское божество, ставшее богом-покровителем филистимлян в начале первого тысячелетия. Отрывок 1Цар. 5, 2–7 повествует о том, что когда филистимляне завоевали ковчег Божий у израильтян, то поместили его перед статуей Дагона в его святилище в городе Азот. Когда пришли в святилище на следующий день, то увидели статую Дагона, лежащую ниц перед ковчегом. На другой день статуя, возвращенная на прежнее место, оказалась вовсе разбитой. – Примеч. ред. 77 Поэтому древние мудрецы имели обычай изображать время подобным юноше, спереди лица своего имеющему волосы, а сзади лысому и обнаженному, чтобы этой загадкой показать, что тогда только сможешь ты схватить и удержать в своих руках время, когда идешь перед ним; когда же ты его пропустишь и оно повернется задом, то схватить и удержать его ты уже не сможешь. – Примеч. при. Никодима Святогорца . 79 Во времена поздней Римской империи должность куриала, то есть члена городского правительства, окончательно утратила свой былой престиж и превратилась в обременительную повинность, которую государство возлагало на плечи граждан в качестве наказания: все свои должностные обязанности куриал выполнял за счет собственного имущества. Среди тех, кто не мог привлекаться к службе в городских куриях, были клирики, поэтому те из них, кто лишались сана, закономерно становились пожизненными куриалами. – Примеч. пер. 80 Имеется в виду «Шестикнижие Арменопула» – частная кодификация византийского права, созданная верховным судьей г. Фессалоники К. Арменопулом около 1345 г. – Примеч. пер. Читать далее Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Государя указу, из Сумскаго острогу на Соловецкой осгров для промыслу над Соловецкими мятежниками, которые заперлись в Соловецком монастыре, пойду тотчас. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России Самодержцу, холоп твой Ивашко Мещеринов челом бьет. По твоему Вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца указу, велено мне холопу твоему быть на Соловецком острову и Соловецких мятежников, которые в Соловецком монастыре заперлись, уговаривать и твоею Государскою милостью обнадеживать, чтоб они отмятежу своего престали и святей восточней, соборной апостольской церкви покорились и тебе б Вел. Государю в винах своих добили челом и монастырь отперли, а будет они мятежники от мятежу своего не престанут и святей соборней, апостольской церкви не покорятца и тебе Вел. Государю в винах своих не добьют челом и монастыря не отопрут, и будет меня холопа твоего в монастырь не пустят и мне холопу твоему, прося у Господа Бога милости и у Пречистые Богородицы заступления и у преподобных отцов Зосима и Савватия помощи над ними Соловецкими мятежниками велено промысл чинить, чтоб тот их мятеж и непокорство за помощью Божиею вскоре искоренить; а пушкарей, Государь, и пушек со мною холопом твоим не послано, а Каргопольскаго уезду в Крестном монастыре есть 7 пушек железных и я холоп твой, посылал в тот монастырь порутчика Василья Гутковскаго и велел те пушки пересмотреть и переписать на роспись, а строитель того монастыря Иеромонах Герасим сказал, что у тех пушек пушкарей и пушечного пороху у них в монастыре нет, и пушек мне холопу твоему без твоего Вел. Государя указу и без грамоты не дает, и мне холопу твоему на Соловецком острову над мятежниками, будет они в винах своих тебе Вел. Государю не добьют челом, без пушек промыслу чинить не мочно и о пушкарях и о пушках и к пушкам о пороху Вел. Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя России Самодержец, что укажешь, а какову мне холопу твоему порутчик Василей Гутковский, пушкам роспись за рукою Крестнаго монастыря строителя старца Германа подал, и я холоп тое роспись послал к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России Самодержцу, к Москве под сею отпискою с Колмогорским стрельцом с Фирском Видякиным, маия в 10 день нынешняго 182 года, а отписку и роспись, велел я холоп твой подать в Новогородском приказе окольничему Артемону Сергеевичу Матвееву, да дьяком думному Григорью Богданову, Якову Поздышеву, Ивану Евстафьеву Василью Бобинину, Степану Полкову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Кипре появится первая в мире улица, названная в честь митрополита Никодима (Ротова) 18 января, 2018. Новостная служба На этой улице строится приходской храм 18 января. ПРАВМИР. Одна из улиц кипрского города Лимассола будет названа в честь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). С такой инициативой выступили представители местного русскоязычного прихода святителя Николая Чудотворца, сообщает пресс-служба Рязанской епархии. Муниципальные власти поддержали просьбу прихожан. «Владыка Никодим был многолетним председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, поэтому весьма символично, что улица его имени появляется на одном из зарубежных приходов. Трудно переоценить масштаб этой личности, его многолетние кропотливые труды на благо Церкви и во имя христианского единства. Примером для нас является и его благоговейное отношение к богослужению. Многие из принципов, которые он заложил в отношении к службе Божией, мы стараемся реализовывать на нашем приходе», — рассказал настоятель прихода священник Георгий Видякин. Улица в Лимассоле станет первой в мире улицей, названной в честь митрополита Никодима (Ротова). В 2018 году исполняется 40 лет со дня его кончины. СПРАВКА Митрополит Никодим родился в 1929 году в Рязанской области в семье служащего. После окончания средней школы поступил в Рязанский педагогический институт, а в 1947 году принял монашеский постриг. Служил священником в Ярославской епархии, в 1955 году заочно окончил Ленинградскую духовную академию. С 1957 года — архимандрит, с 1960-го — епископ Подольский, затем Ярославский и Минский, с 1963 года — Ленинградский. В том же году возведен в сан митрополита. С 1956 по 1959 годы возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме, с 1960 по 1972-й — Отдел внешних церковных сношений РПЦ. С 1963 года также председатель комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. С 1974 года патриарший экзарх Западной Европы. Иерарх скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 года на аудиенции у новоизбранного папы Римского Иоанна Павла I.

http://pravmir.ru/na-kipre-poyavitsya-pe...

Архиеп. сщмч. Александр (Трапицын). Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. Архиеп. сщмч. Александр (Трапицын). Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. В 1919 г. развернулась кампания по вскрытию мощей , натолкнувшаяся на сопротивление верующих. В апр. при исполнении постановления Вельского исполкома увезти вскрытые 7 марта мощи прп. Прокопия Устьянского в Вологду «населением было оказано сопротивление, выразившееся в избиении коммунистов», св. мощи были оставлены на месте. 15 июня произошел конфликт верующих с властями в Новоезерском Воскресенском мон-ре. В мае 1920 г. собрание правосл. приходов добилось от властей разрешения поместить мощи прп. Феодосия Тотемского, вынесенные из Спасо-Суморина мон-ря, в одном из городских храмов. В 1921-1922 гг. вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 г. проходили сборы в храмах, в февр. 1922 г. состоялись 2 духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей . Из храмов Вологды с 17 марта по 1 июня 1922 г. было изъято 3 фунта 85 золотников 42 доли золота, 110 пудов 4 фунта 91 золотник 27 долей серебра, 2 фунта жемчуга россыпью, 1 пуд 2 золотника 10 долей жемчуга в шитье, 5269 драгоценных камней, из них 1165 бриллиантов, 586 алмазов, 363 рубина. Из храмов Вологодской губ. было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье. В 1922-1924 гг. в Вологде прошли неск. судов по обвинению клириков В. е. и мирян - членов приходских советов в сокрытии церковных ценностей: в апр. 1922 г. состоялся судебный процесс над настоятелем Никольской Глинковской ц. прот. Симеоном Видякиным и членами приходской общины; в мае того же года на особой сессии Вологодского совнарсуда слушалось дело по обвинению настоятеля кафедрального собора прот. Феодора Казанского и членов приходского совета в сокрытии книг по описи драгоценностей кафедрального собора; последний процесс подобного рода прошел 23 янв. 1924 г., когда на заседании судебной коллегии уголовного отдела Вологодского губ. суда рассматривалось дело по обвинению свящ. Богородской Нижнедольской ц. Александра Дмитриевского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В феврале 1913 года в сопровождении С.Я.Тимофеева на станцию Плесецкая прибыл архипастырь Архангельский и Холмогорский Нафанаил. 30 июня он благословил закладку храма. К осени 1914 года церковь-школу в основном построили. Тогда же жители Плесецкой, а также соседних станций собрали между собой около 70 рублей на школьную обстановку. А в ноябре 1914 года в одноклассной церковно-приходской школе начались занятия. Первой учительницей для 16 первых учеников школы была Мария Петровна Денежникова. Уже в первый год существования школа была признана хорошей среди 24 церковных школ Архангельской губернии. Из отчета первого учителя Марии Петровны мы узнаем о том, что школе катастрофически не хватало учебников и учебных пособий. В нем она просит к началу учебного года выслать учебники, а также письменные принадлежности, тетради, «1 коробку мела, 5 пакетов чернильного порошка и 2 коробки перьев. Также необходимо снабдить школу книгами для внеклассного чтения. Дети интересуются чтением…». В 1916 году при школе было открыто попечительство. Попечитель Г.В. Солодяжников «кроме денежного пожертвования 100 руб., предоставил дрова для отопления школьного здания…». Завершить строительство церкви помешала Первая мировая война, которая отвлекла на время и силы, и средства. Для церкви по заказу С.Я. Тимофеева были еще в 1914 году отлиты новые колокола общим весом 25 пудов на заводе братьев Оловянишниковых в Ярославле. Тогда же был изготовлен иконостас для церкви мастером Василием Егоровичем Видякиным, правда установлен он был спустя год. Несмотря на проблемы со строительством, уже в феврале 1916 года храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. А до этого император Николай II утвердил присвоение церкви-школе наименование «В память 300-летия царствования дома Романовых». До начала 1930-х годов в одной половине церкви-школы проходили занятия с детьми, а во второй – церковные службы. Церковь разобрали в 60-х годах прошлого века. В 2015 году в Плесецке, на месте, где размещалась церковь-школа во имя преподобного Сергия Радонежского, был установлен поклонный крест. Освящение возглавил благочинный округа иеромонах Антоний (Ласточкин), ему сослужил настоятель Иоанно-Богословского храма в Плесецке священник Глеб Должиков.

http://sobory.ru/article/?object=38225

Двухэтажная Николо-Глинковская церковь имела три престола: в верхнем этаже, служившем холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем – престолы во имя Николая Чудотворца и во имя Святых великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). Наиболее почитаемыми иконами храма были: Казанская икона Божией Матери (в настоящее время хранится в Богородице-Рождественском кафедральном соборе ), Святой Троицы и храмовая икона Николая Чудотворца. В 1922 году был арестован настоятель храма Симеон Видякин . На общем собрании прихожан, посвященном сбору средств голодающим, протоиерей предложил совету религиозной общины " ...священные культовые предметы, в виду отделения Церкви от государства, не отдавать, а позволить заменить их пожертвованиями со стороны прихожан в виде денег, хлеба или предметов домашнего обихода " . Храм закрыли 7 декабря 1929 года под предлогом необходимости организации в нем Дома пионеров для детей железнодорожников. 11 февраля 1930 года в газете " Красный Север " был опубликован репортаж с субботника по снятию колоколов с 12 церквей Вологды, среди которых была и Николо-Глинковская церковь. В том же 1930 году комиссия в составе представителей Городского коммунального и административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея высказалась за осуществление сноса здания бывшей Николо-Глинковской церкви. Здание храма использовалось под пересыльный пункт, потом здесь была баня, прачечная… Последними " квартирантами " были мастерские психиатрической больницы. Решением Совета самоуправления города Вологды (городской Думой) от 16 февраля 1995 года храм Святителя Николая на Глинках возвращен Вологодскому епархиальному управлению. Вновь обретенный храм освятили и приписали к Рождество-Богородицкому кафедральному собору . Позднее он стал самостоятельной приходской церковью. С 1996 года силами прихожан храма на средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. В июле 1997 года была восстановлена главка четверика. 24 марта 2011 года колокольню украсил шпиль с небольшим крестом.

http://drevo-info.ru/articles/13672693.h...

Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы. Самым младшим - Марии Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей - Александре Степановской - 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое - из духовного и мещанского сословий, и лишь одна единственная Евдокия Толбузнна - из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими: семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. За исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными. Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском " Источник живой воды " , впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку. " Постройка монастыря, - сообщает " Летопись " , - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова " . Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь. Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава.

http://sobory.ru/article/?object=16023

   001    002    003   004     005