марта 1944 г. по заказу К. в мастерской г. Метлахе (Германия) - одной из лучших в Европе и предназначалась по замыслу художника для установки на Троицких воротах Псковского Крома (кремля). Впосл. хранилась в ц. св. Иоанна Крестителя в Риге, затем в Троицком кафедральном соборе Пскова. В 2003 г. установлена над центральным входом в Псковский кремль. Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига) Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига) В годы войны К. регулярно участвовал в выставках рус. художников (Рига, 1942, 1943, 1944). В авг. 1944 г. состоялась его персональная выставка в Вюрцбурге (Германия), вызвавшая сочувственные отзывы в немецкой прессе. Переехав в 1944 г. в Прагу, К. ок. года работал в Русском археологическом ин-те им. Н. П. Кондакова, где занимался реставрацией картин и икон. Впервые в истории ин-та расчистил ряд произведений древнерусской живописи (в т. ч. икону «Спас» из бывш. собрания К. Т. Солдатёнкова (ныне в ГТГ), приписывавшуюся кисти прп. Андрея Рублёва). Внес свой вклад в мозаичное убранство Успенской ц. на Ольшанском кладбище в Праге. По окончании реставрационных работ переехал в расположенный неподалеку от Праги городок Зац (чешск. Жатец), где написал ряд городских пейзажей маслом, издал альбом малого формата «Saaz». С вступлением в город Красной Армии выполнял оформительские работы по заказам советского командования. В авг. 1945 г. ввиду угрозы насильственной депортации в СССР и последующего ареста переехал в амер. оккупационную зону Германии. Четыре года провел в баварской дер. Хайденхайм, писал иконы, портреты и пейзажи. По воспоминаниям сына художника проф. А. Е. Климова, несмотря на тяжелейшие бытовые условия тех лет (К. потерял все зубы от недостатка питания), в баварский период (1945-1949) он создал ряд великолепных пейзажей, большое количество портретов и превосходных рисунков.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

109. Запись Розенфельдером своей беседы с оберщтурмфюрером СС Либрамом из оперативной команды СД Остланд 8 сентября 1941. Рига, 9 сентября 1941 г. ПО. Из меморандума Розенфельдера руководству Восточного министерства «Предложения о церковной политике в Остланде». Берлин, 7 октября 1941 г. 111. Из доклада представителя Министерства занятых восточных территорий при группе армий «Север» о положении в оккупированной Эстонии. Штаб-квартира, 9 декабря 1941 г. 112. Из речи рейхсминистра занятых восточных территорий Альфреда Розенберга перед генерал- и гебитскомиссарами. Рига, 16 мая 1942 г. 113. Приказ рейхскомиссара Остланда X. Лозе генералкомиссарам о курсе церковной политики. Рига, 19 июня 1942 г. 114. Циркуляр рейхскомиссара Остланда генералкомиссару в Ревеле относительно организационного устройства религиозных объединений в Эстонии. Рига, 24 июня 1942 г. 115. Указание фюрера эстонского самоуправления X. Мэе настоятелю Псково-Печерского монастыря подчиниться органам Эстонской Православной Церкви. Ревель, 9 июня 1942 г. 116. Письмо рейхсминистра занятых восточных территорий Розенберга рейхскомиссару Остланда об одобрении его церковной политики в Эстонии. Берлин, 22 июня 1943 г. 117. Телеграмма Восточного министерства в отдел политики рейхскомиссариата Остланд относительно эвакуации православного духовенства. 31 марта 1944 г. 118. Телеграмма начальника отдела политики рейхскомиссариата Остланд в Восточное министерство о необходимости сохранения экзархата Московской Патриархии. Рига, 10 мая 1944 г. 119. Ответная телеграмма начальника руководящей группы культурной политики РМО Милве-Шрёдена в рейхскомиссариат Остланд. Берлин, 19 мая 1944 г. 120. Из «Сообщения с занятых восточных территорий 28» штабного управления шефа полиции безопасности и СД. Берлин, 6 ноября 1942 г. 121. Сообщение митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о поведении партизан по отношению к Церкви. Рига, 19 марта 1943 г. 122. Меморандум митр. Сергия (Воскресенского) в ведомство рейхскомиссара Остланда о религиозном обслуживании войск Власова. Рига, май 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рига, 1890; Обозрение церквей, школ и приходов в 1891 г. Рига, 1892; О святой православной вере. Рига, 1894; Слова и речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894; О миссионерстве вообще и о Рижской епархии - особенно. Рига, 1897; Путешествие на богомолье в Киев. Каз., 1898; Мое участие в юбилейном торжестве Рижской епархии. Каз., 1900; Путевые заметки. Каз., 1902; Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Х., 1903; Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской. Каз., 1906; Послание к харьковской пастве. Х., 1911; Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. 1873-1908. Х., 1908. Т. 1-3; Х., 1909. Т. 4. Кн. 1-2; Т. 5: 1909-1912. Х., 1912; [письмо к С. И. Опатовичу по поводу издания очередного тома Историко-статистического епархиального комитета от 17.10.1882 г.]//РНБ (Помяловский). 3239; письмо гр. И. И. Толстому от 21.09.1893 г.//РНБ. Ф. 781 (Толстой И. И.). 692. Лит.: Пребывание преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского, в Эстляндской губ. Ревель, 1887; 25-летие служения в священном сане преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского. Рига, 1893; Иоаким (Левицкий), еп. Брестский, Плис В. Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский и Митавский, и 10-летие управления его Рижской епархией: Ист.-стат. исслед. Рига, 1897; Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1897; Чествование высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Казанского и Свияжского, паствой 4 февраля 1898 г. Каз., 1898; И. С-ч. Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосв. Арсения. Каз., 1901; Попов К. Каталог книг Б-ки МДА: Книги, пожертвованные в Б-ку МДА высокопреосв. Арсением (Брянцевым), архиеп. Казанским и Свияжским. [Серг. П.], 1902; Багрецов Л. М. Очерк архипастырской деятельности архиеп. Арсения во время его 5-летнего управления Казанской епархией. Х., 1905; Истомин К. Е. К 25-летию архиерейского служения Арсения, архиеп. Харьковского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/76220.html

К., 1887; Большой и малый знаменный роспев. 1889. Рига, 18902 (испр. и доп.); Вып. 2: Нотные прил. с объясн. текстом. Рига, 1889; Из дневника любителя церк. пения//РукСП. 1888. Т. 1. Вып. 17. С. 557-567; Осмогласные роспевы трех последних веков Правосл. Рус. церкви: В 4 вып.: Киев. роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах». К., 1888. М.; Лпц., 18982; Болг. роспев или напевы на «Бог Господь» Юго-Западной Православной Церкви: Технич. построение. К., 1891. М., 18982; Греч. роспев в России: Ист.-технич. изложение. К., 1893; Прил.: Образцы осмогласия роспевов Киев., Болг., Греч. с объясн. их технич. устройства. Рига, 1893; Церк. пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII вв.: В 4 вып.: Состав, свойства и достоинство напевов, помещенных в юго-зап. ирмологах. К., 1890. М.; Лпц., 18982; Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси по ирмологам XVII и XVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г., моск. синод. изд. и гармонич. перелож. Л. Д. Малашкина. М.; Лпц., 1898; Ирмолог Гавриила Головни 1752 г. и Круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской Лавры на 4 голоса, Л. Д. Малашкина. М.; Лпц., 1898; Метод греко-слав. церк. пения испанца Иоанна де Кастро (De Castro) с присовокуплением сб-ка (Энхиридиона) песнопений той же церкви, сост. тем же авт.: Пер. М.; Лпц., 1899; О совр. нам нуждах и задачах рус. церк. пения//Рижские ЕВ. 1891 (отд. отт.: Рига, 1891; То же: М.; Лпц., 18992); Общедоступные чтения о церк. пении: В 3 вып., 6 ч.: О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церк. пения. Рига, 1892. Кострома, 18972; О совр. нам общенар. церк. пении в России. Рига, 1893; Технич. сторона состава и исполнения церк. песнопений. Мелодический и ритмический состав церк. напевов. Техника певч. исполнения//Костромские ЕВ. 1895. 8-20 (отд. изд.: Кострома, 1895); Главные пункты истории греч. церк. пения. Кострома, 1896; Опись старым нотным рукописям Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1896. 23; 1897. 1; О пении в Правосл. церквах греч.

http://pravenc.ru/text/155118.html

Рига, 1931; Высокопреосв. Иоанн, Архиеп. Рижский и всея Латвии//ВРСХД. 1934. 10. С. 7-9; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 316-319; Келер Л. Св. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и Латвийский. Джорд.; Н.-Й., 1984; то же, изм. загл.: Никем не сломленный: Жизнь и мученическая кончина архиеп. Рижского Иоанна (Поммера). М., 1999р; Вейсбарде И. Архиеп. Иоанн Поммер//Православный церк. календарь на 1993 г. Рига, 1993. С. 64-66; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории РСХД. П., 1993. С. 196-201; Rigas un visas Latvijas Arhibiskaps Janis (Pommer)/Sast. J. Kalnins. Riga, 1993. 2 t.; Акты свт. Тихона. С. 125, 178, 235, 720, 769, 770, 864; Иоанн, архиеп. Рижский и всея Латвии//Православный церк. календарь на 1994 г. Рига, 1994. С. 94; К 60-летию со дня мученической кончины архиеп. Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера)//Христианос: Альм. Рига, 1994. 3. С. 5-32; К 120-летию со дня рождения архиеп. Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера)//Православный церк. календарь на 1996 г. Рига, 1996. С. 67-73; Цыпин. История РЦ. С. 219-220; Феофан (Пожидаев), игум. Архиеп. Иоанн (Поммер). Рига, 2000; он же. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005. С. 187-286; Незабытые могилы: Рос. Зарубежье: Некрологи, 1917-1997/Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 87; Сидяков Ю. Иоанн (Поммер) глазами биографов, историков и публицистов//Даугава. 2002. 4. С. 146-154; он же. Из архива архиеп. Иоанна [Поммера]: Письма Н. Нечаева к архиеп. Иоанну//Славянские чт., 2-е. Даугавпилс, 2002. С. 238-240; Евфросиния (Седова), мон. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и Латвийский//ЖМП. 2006. 7. С. 70-86. А. В. Гаврилин Иконография Сохранилось множество фотографий И. в сане епископа (1917) и архиепископа (20-30-е гг. ХХ в.). На иконе, созданной к его прославлению РПЦЗ (1981), И. изображен без митры, в красном саккосе и белом омофоре, с панагией, в левой руке 8-конечный крест, правая - в жесте именословного благословения. У него широкая раздвоенная борода с проседью и зачесанные назад длинные волосы.

http://pravenc.ru/text/469171.html

Latvijas transporta ve  ture. Rga, 1998; Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии: XIX в. Рига, 1999; он же. Под покровом Тихвинской иконы: Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009; Памяти Заволоко И. Н.: Сб. ст. и мат-лов, посвящ. 100-летию И. Н. Заволоко. Рига, 1999; Россия и Балтия/Отв. ред.: А. О. Чубарьян. М., Вып. Latvija 19. gadsimta  : Ve  stures apceres. Rga, 2000; 20. gadsimta Latvijas ve  sture/Atb. red. V. Be  rzinš. Rga, 2000. T. 1: Latvija no gadsimta sakuma ldz neamkarobas. Rga, 2001; Latvijas sena  ka   ve  sture: 9 g. t. pr. Kr.- 1200 g. Rga, 2001; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь: Кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Русские в Латвии: [Сб.]. Рига, 2002. Вып. 3: Из истории и культуры староверия; Lapin a M. Latvijas kultu  ras ve  sture: XX gs. 40.-80. g. Rga, 2002; Зимова З. Н. Старообрядцы Екабпилса. Рига, 2003; Кузнецова Т. Латышский крестьянский союз (1917-1934): Знакомый незнакомец. Даугавпилс, 2003; Baltijas valstis starp Va  ciju un PSRS (1920-1934)/Sast. J. Keruss. Rga, 2003; Š teimans J. Latgale, 1939-1959. Re  zekne, 2003; Deguiu metraštis: Chronografas, arba Kuršo ir Lietuvos metraštis [=Дегуцкий летописец]. Vilnius, 2004; Барановский В. С., Поташенко Г. В. Староверие Балтии и Польши: Кр. ист. и биогр. слов. Вильнюс, 2005; Бутулис И. и др. История Латвии: XX в. Рига, 2005; Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - нач. XIX в. Новосиб., 2006; Maza  kumtautbas Latvija  : Ve  sture un tagadne/Sast. L. Dribins. Rga, 2007; Зубкова Е. Ю. Прибалтика и Кремль, 1940-1953. М., 2008; Никонов В. В. Староверие в Латгалии. Резекне, 2008; Таннберг Т. Политика Москвы в республиках Балтии в послевоенные годы (1944-1956): Исслед. и док-ты. Тарту, 2008. М., 2010; Чапенко А. А. История стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва) в первый период независимости и годы Второй мировой войны. Мурманск, 2008; Иконопись Латвии XX-XXI вв.: Кат. выст. Рига, 2009; Интеллигенция в многонациональной империи: Русские, латыши, немцы: XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

чтен. 1851 г., курсовое сочинение); 3) Катакомбы св. –  Министерства Народн. Просвещения); 4) богослужении западной церкви. СПБ., 1849 и 1856; 5) богослужебном благочинии западной церкви. СПБ., 1859; 6) Определение различия между восточною и западною церковию относителъно учения о состоянии душ святых до всеобщого воскресения (Духовн. Беседа 1860 г ); 7) Об индульгенциях. СПБ., 1860 г., 2-ое издание исправлен. и дополнен. Рига, 1896 г.; 8) причинах разногласия между восточными и западными христианами во времени празднования св. Пасхи на русском, немецком, французском и итальянском языках. Берлин, 1863; на русском и немецком. Рига, 1896; 9) крещении мирском и иноверном (Христ. чтен. 1868); 10) Можно ли молиться за усоппшх, не признавая латинского чистилища? Или: нужно ли признать латинское чистилаще, чтобы молиться за усопших? (Христ. чтен. 1868); 11) Брак есть таинство (Христ. чтен. 1869); таинствеи брака (Христ. чтен. 1893); 12) Вопросы и замечания, относяициеся к божественной литургии и ея чину в нашей православной Церкви (Христ. чтен. 1869); 13) Богословский факультет королевского Берлинского университета (Христ. чтен. 1869); 14) Непогрешимост римского папы в учении веры и нравственности христианской пред судом священного писания и священного предания, церковной истории, самих епископов римских, латинских богословов, западных соборов и здравого смысла (Христ. чтен. 1870 г.); Особенности в священпослужебных обрядах и обычаях греческой русской церкви (Христ. чтен. 1871 г.; 16) том, что преждеосвящснная литургия не может быть заупокойною (Церковн. Вестн. 1877, 1878 и 1885 г.г.); 17) Библиографическая заметка на кну и руководство к обличительному богословию Ив. Перова. Изд. 2-ое, исправл. и дополн, Рязань, 1892 г. (Христ. чтен. 1892 г.); 18) протестантстве в сравнении с православием в Рижск. Епарх. Вед. 1888 г. и отдельное издание. Рига, 1889 г.; 19) Общественное богослужение у протестантов в Риж. Епарх. Вед. 1889 и отдельное издание, Рига, 1889; 20) Сводная таблица христианских веироисповеданий и сект, или сравнительнос христианское вероучение Рига, 1890; Ответ на рецензию И.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

ежегодник за 1940 г. Рига, 1940. С. 40-41; Латвийская живопись//Сов. Латвия. Рига, 1941. 1/2. С. 163-166; Певец тихой жизни: Памяти М. В. Нестерова (1862-1943)//За Родину. Рига, 1943. 7 янв.; Заметки о живописи//Рус. вестник. Рига, 1944. 15 апр.; Русские художники в Латвии//Там же. 16 апр.; Певец крестьянской детворы: Памяти акад. Н. П. Богданова-Бельского//Грани. Мюнхен, 1948. 3. С. 47-48; Русские женщины в изображении рус. художников. Вашингтон, 1967; Памяти проф. В. И. Синайского//Новое рус. слово. Н.-Й., 1969. 3 сент.; Raffaello e la Russia//Fenarete Letture d " Italia. Mil., 1971. Anno 23. N 130. Р. 25-30; М. В. Добужинский (1875-1957)//Зарубежье. Мюнхен, 1972. Март. С. 18-20; Александр Бенуа (1970-1960)//Там же. Июль-окт. С. 31-33; Город Петра Великого и рус. художники//ЗРАГ. 1973. Т. 7. С. 213-219; Russian Architecture: 1880-1910//Apollo. L., 1973. Vol. 98. N 142. P. 436-443; Alexandre Benois and His Role in Russian Art//Ibid. P. 460-469; Лев Толстой по портретам рус. художников//ЗРАГ. 1978. Т. 11. С. 34-52; Выставка рус. живописи в Нью-Йорке//Зарубежье. 1978. Февр./март. С. 17; Книга о худож. И. Глазунове//Рус. возрождение. Н.-Й., 1979. 5. С. 75-79; Иллюстрации рус. художников к произведениям Ф. М. Достоевского//ЗРАГ. 1981. Т. 14. С. 357-363; Творчество А. Иванова//Там же. 1982. Т. 15. С. 95-106; Восп. о проф. И. А. Ильине//Рус. возрождение. 1983. 23. С. 95-106; Иллюстрации рус. художников ХХ в. к произведениям Н. В. Гоголя//ЗРАГ. 1984. Т. 17. С. 193-215; Чехов и рус. художники//Там же. 1985. Т. 18. С. 143-156; Судьба моей мозаики//Новое рус. слово. 1986. 19 июля; Об одном возможном автографе Пушкина, промелькнувшем на пушкинских торжествах в Риге в 1937 г.//ЗРАГ. 1987. Т. 20. С. 207-211; Встречи в Петербурге, Риге, рус. Зарубежье: Из восп. художника/Вступ.: С. И. Журавлёва; послесл.: В. Н. Сергеев. Рига, 1994; Письма к Е. Н. Морозкиной//Новости Пскова. 1994. 11 авг.; Встречи/Публ.: В. Н. Сергеев//Лит. Россия, 1994. 19 мая; Восп. о Ломоносовской гимназии и ее учителях//Рижская гор.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

7648. И.Д. Монахиня Кассиана. Поучение о христианской любви. Изд. “Л’аж д’ом” (“Возраст человека”), Лозанна, 1988, 106 с. – 1990, 9, 80. 7649. В. А. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата, М., 1989, 475 с. – 1992, 4, 64. 7650. ВОСТРЫШЕВ М. Окунев Н.П. Дневник москвича. 1917–1924. Париж, 1990, 600 с. – 1993, 7, 119. Сурожская епархия 7651. И.П. Православный церковный календарь Сурожской епархии на 1995 год (на англ. яз.). – 1995, 11, 79. Среднеевропейский Экзархат Экзархат Центральной и Южной Америки Благочиние в Венгрии Старообрядческих церквей 7652. НИКИТИН В. Старообрядческий церковный календарь на 1985 год. Рига, 1985, 112 с. – 1985, 11, 110. 7653. М.Г. Старообрядческие календари на 1986 год. – 1986, 7, 79. 7654. МАЦНЕВ С. Древлеправославный старообрядческий молитвослов. Изд. Древлеправославной старообрядческой Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси, 1986. – 1987, 5, 80. 7655. ЕГО ЖЕ. Молитвенник и Псалтирь. Изд. старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси, 1985. – 1987, 6, 80. 7656. ЕГО ЖЕ. Старообрядческий церковный календарь на 1987 год. Рига, 1987, 108 с. – 1987, 10, 80. 7657. ЕГО ЖЕ. Старообрядческий церковный календарь на 1988 год. Рига, 1988, 116 с. – 1988, 7, 80. 7658. ЕГО ЖЕ. Избранные каноны. Изд. Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси, 1987, 128 с. – 1989, 6, 80. 7659. ЕГО ЖЕ. Древлеправославный календарь на 1989 год. Новозыбков, 1989, 80 с. – 1989, 8, 80. 7660. ЕГО ЖЕ .Канонник. ч.1. Новозыбков, 1988, 160 с. – 1989, 8, 80. 7661. ЕГО ЖЕ. Старообрядческий церковный календарь на 1989 год. Рига, 1989, 112 с. – 1989, 10, 80. 7662. ЕГО ЖЕ. Старообрядческий церковный календарь. Рига, 1990, 116 с. – 1990, 8, 80. Константинопольской Церкви 7663. А. П. Протат. Информационный бюллетень Святой Горы, 1982–1983. – 1984, 11, 80. Александрийской Церкви Антиохийской Церкви Иерусалимской Церкви Грузинской Церкви 7664. В.Н. Календарь Грузинской Православной Церкви. –1985, 11, 109.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания: 1 Самостоятельная Рижская епархия была образована в 1850 году. Приходы Эстляндской губернии вошли в состав Рижской епархии в 1865 году. 2 См.: Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Популярно – исторический очерк. Краслава: Изд. Сахарова С.П., 1937. 3 Подробнее см.: Гаврилин А.В. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига: Филокалия, 1999. 4 Поммер А. Православие в Латвии. Исторический очерк. Рига: Тип. И. Люкстиня, 1931. С. 89–90. 5 Цыпин В. Каноническое право. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. С. 376–377. 6 См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 30, д. 31, л. 5–9. 7 Поммер А. Православие в Латвии... С. 94. 8 Ceturt tautas skaitšana Latvij 1935. gad. Salntis V. (sast.). I sjums, Rga: Valsts statistik prvalde, 1936. 84.–86. lpp. 9 Balodis K. Latvijas nkotne pie labas un sliktas valdbas. Liepja: LSDSP Liepjas komitejas izdevums, 1920; На дис- путе об антисемитизме. «Сегодня», 16.12.24, No 286, с. 4. 10 См.: Apinis K. Latvijas pilstu vsture. Rga: Izdeva .Gulbis, 1931. 11 Гаврилин А.В. Утраченные в XX веке храмы Риги. В кн.: Православие в Латвии. Исторические очерки. Вып. 5. Сб. ст. Гаврилин А.В. (ред.). Рига: Филокалия, 2006. C. 31. 12 Часовня была построена в 1889 году на пожертвования рижан в память о спасении царя Александра III во время катастрофы поезда в 1888 году. Символизировалась именно с этим царем, проводившим политику по русификации в крае. Конкретным предлогом для сноса стало то, что она якобы мешала движению транспорта. Никакие увещевания верующих, что часовня теперь только храм, а не символ царизма, ее не спасли. См.: Снос часовни. «Сегодня», 21.07.25, No 158, с. 1; Озолиньш К. Положение Латвийской православной церкви в 20-е годы XX века. В кн.: Православие в Латвии. Исторические очерки. Вып. 2. Сб. ст. Гаврилин А.В. (ред.). Рига: Благовест, 1997, с. 28. 13 Гаврилин А.В. Утраченные в XX веке храмы... C. 33. 14 Поммер А. Православие в Латвии... С. 94. 15 Мало приспособленные для жизни подвальные помещения Рижского кафедрального Христорождественского собора оставались «архиерейской квартирой» вплоть до кончины архиепископа Иоанна. Единственно, в 1924 году, владыка там занял более просторное помещение, чем то, которое было в его распоряжении изначально. Д.В. Архиепископ – в подвал. «Сегодня, 26.07.21, No 166, с. 1; Кирилл Зайц. В подвале у архиепископа. «Вера и жизнь», 1924, No 6, с. 2–7; Теодорович Т. Впечатления путешественника. «Вера и жизнь», 1937, No 2, с. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010