Кубический объем 3-апсидного Георгиевского собора увенчан 3 куполами на барабанах; построен в стиле укр. барокко, по образцу Вознесенского собора киевского в честь Вознесения Господня и святых Флора и Лавра жен. мон-ря . Центральная прямоугольная в плане апсида имеет высоту, одинаковую с основным объемом здания, боковые 3-гранные - значительно ниже. Купола установлены по оси «восток-запад», по традиции укр. деревянного зодчества. Стены фасадов разделены на прясла пилястрами, соответствующими внутреннему делению пространства столбами. Окна обрамлены наличниками с простыми треугольными сандриками. Портал главного входа и барабаны куполов богато декорированы лепным орнаментом: овальными медальонами, в к-рых находились иконы, написанные на металле (Рождество и Успение Божией Матери), изображениями ангелов, гербов, военных атрибутов, аллегорических фигур, элементов растительного орнамента. Остальные плоскости здания оставлены гладкими, что придает орнаментальной лепнине особую выразительность. Иконостас собора был сооружен на средства киевского полковника Е. Ф. Дарагана. В Георгиевском соборе хранились серебряный и деревянный ковчежцы с частицами мощей мч. Трифона и мц. Марины, подаренные игум. Варлааму К-польским патриархом во время русско-тур. войны 1768-1774 гг., а также чудотворная икона вмч. Георгия Победоносца в серебряной ризе, от к-рой в XVIII-XIX вв. происходили исцеления. В усыпальнице собора и к востоку от него находились захоронения настоятелей и благотворителей Г. м.: полковников А. М. и М. А. Танских ( 1742, 1747), Е. Ф. Дарагана ( 1762) и его сродников, кнг. С. Е. Хованской ( 1819), коллежского советника В. С. Барановского ( 1843) и его сродников, капитана В. С. Катенича ( 1843), ген.-майора С. А. Лагоды ( 1876) и др. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца 1741 - 1770 гг. Фотография. 2005 г. Собор во имя вмч. Георгия Победоносца 1741 - 1770 гг. Фотография. 2005 г. К XIX в. б-ка мон-ря насчитывала неск. десятков богослужебных книг XVII-XVIII вв., издания «Ключ разумения» (1659) архим. Иоанникия (Галятовского) , «Слова» (1659) св. Григория Богослова , «Труби словес nponobiдhux» (1679) архиеп. Лазаря (Барановича) , «Венец Христов» (1688) игум. Антония (Радивиловского) и др.

http://pravenc.ru/text/164483.html

Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ) Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ) Игумении Г. м. упоминаются лишь после Смутного времени , но, вероятно, уже в нач. XVI в. мон-рь был женским и особножительным. Сохранилась духовная грамота 1542-1543 гг. кнг. Аксинии Ромодановской, дочери Ю. Кошкина, в к-рой она распорядилась продать свои кельи в Г. м., а вырученные средства отдать взаймы «в рост». Полученные на проценты деньги делили пополам между причтом храма и старицами. Имена наследников, названные в духовной, указывают на семью Захарьиных-Юрьевых-Романовых. В их числе - и буд. царица Анастасия, чей отец выступает в качестве первого душеприказчика. По-видимому, именно кнг. Аксиния совпадает с героиней монастырского предания Феодосией. Возможно, Феодосия - это монашеское имя Аксинии Ромодановской, хотя факт ее пострижения в источниках не зафиксирован. По описанию монастырского храма Казанской иконы Божией Матери, на наружной стене вост. стороны алтаря был помещен образ Спасителя, а у его подножия была высечена надпись: «На сем месте погребена сего монастыря начальница Феодосия Романова-Кошкина». Источником существования Г. м. были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, к-рый в свою очередь отдавался в долг под проценты, о чем свидетельствуют размеры заемных обязательств князей Феодора и Иоанна Борисовичей и духовная кнг. Аксинии Ромодановской. В кон. XVII - нач. XVIII в. Г. м. владел 173 дворами, в 1744 г. за мон-рем числилось 757 крестьян. В XVI-XVIII вв. в Г. м. были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т. д., в их числе - кн. Феодор Юрьевич Ромодановский, гр. Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Н. М. Зотов. Со 2-й пол. XVII в. в Г. м. велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской ц. по благословению патриарха Московского Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведен 5-главый храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 окт. 1703), и вмц. Екатерины (упразднен в 1779). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг 5-главый 2-светный четверик с сильно выступающими 3 полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. 4-скатную кровлю венчало необычное 5-главие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, к-рые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1648) находится в г. Идра на одноименном о-ве. Ранее собор принадлежал Успенскому мон-рю, действовавшему до 1832 г. и игравшему значительную роль в общественной жизни острова. Другие 5 митрополичьих соборов: свт. Николая Чудотворца на о-ве Спецес, Успения Пресв. Богородицы на о-ве Эгина, Небесных сил бесплотных в Эрмиони, св. Иоанна Предтечи в Краниди, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Порос. В наст. время в епархии 52 приходских храма, 754 сельские церкви и часовни. Действуют 3 муж. и 8 жен. мон-рей; муж. и 9 жен. исихастириев. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Муж. мон-ри: Живоносного Источника на о-ве Порос (нач. XVIII в.; 5 монахов); прор. Илии на Идре (основан в 1771 иеромонахами Дамаскином и Нафанаилом как подворье мон-ря Пресв. Богородицы, в 1815 храм подворья был разрушен и заново отстроен пелопоннесским мон. Иерофеем; в 1824-1825 здесь находился под арестом Т. Колокотронис, полководец национально-освободительной революции 1821-1829 гг.; 2 монашествующих); Св. Троицы на о-ве Идра (1704). Жен. мон-ри: Успения Пресв. Богородицы ( Хрисолеондисса ) на о-ве Эгина (нач. XVII в.; название происходит от сел. Леондио; 5 монахинь); св. бессребреников Космы и Дамиана в Эрмиони (XI в.; 5 монахинь); Всех святых на о-ве Спецес (1830-1833; 32 монахини); прп. Евпраксии (Доку) на о-ве Идра (1808; назван по имени Георгия Доко, внука основателя мон-ря Анфима Хадзинкиониса, или по о-ву Докос; 1 монахиня); Рождества Пресв. Богородицы Зурвы на о-ве Идра (1710; название происходит от имени аристократа, имевшего там поместье; 8 монахинь); прп. Матроны Хиосской на о-ве Идра (1865; 2 монахини); свт. Николая Чудотворца на о-ве Идра (1724; 2 монахини); Пресв. Богородицы Элефтеротрии на о-ве Эгина (1960; 3 монахини). Муж. исихастирий во имя Пресв. Богородицы Кехаритомени близ Тризины (1976; 15 монахов). Жен. исихастирии: Св. Троицы (свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) на о-ве Эгина (нач. XX в.; 13 монахинь); вмц. Екатерины на о-ве Эгина (1917; 4 монахини); вмч. Мины Фригийского на о-ве Эгина (1953; 30 монахинь); Рождества Пресв. Богородицы и мч. Христофора Ликийского на о-ве Эгина (1946; 5 монахинь); вмц. Анастасии Узорешительницы на о-ве Эгина (1955; 10 монахинь); мц. Фотинии Самаряныни и прп. Елисаветы Чудотворицы на о-ве Идра (1860; 2 монахини); Пресв. Богородицы Пантанассы (Всецарицы) в Краниди (1965; 4 монахини); прав. Анны в Краниди (1945; 1 монахиня); вмч. Димитрия на о-ве Эгина (1 монахиня).

http://pravenc.ru/text/293551.html

«Собор преподобных отец, Соловецких чудотворцев». Икона. Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) «Собор преподобных отец, Соловецких чудотворцев». Икона. Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва) Редакция Соловецкого патерика нач. XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366) включает «Повести о Соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», основанные на более ранних агиографических сочинениях и на позднейших рассказах соловецких и анзерских монахов о встречах с пустынниками. В разделенных на 5 частей «Повестях о Соловецких пустынножителях» содержится более подробный, чем в повествовании о прп. Дамиане, рассказ о прп. Никифоре Новгородце (3-я повесть), а также сообщения о не названных в рассказе о прп. Дамиане пустынниках - преподобных Савве и Несторе (5-я повесть) и о неск. неизвестных по имени Соловецких и одном Анзерском пустынножителях (4-я повесть). 2-я повесть посвящена прп. Дамиану и в целом совпадает с текстом из древнейшего Соловецкого патерика. В повести, посвященной прп. Никифору Новгородцу, рассказывается, что святой был, вероятно, сыном новгородского священника, поступил трудником в Соловецкую обитель в 1602 г., «юн леты, но стар разумом». Прп. Никифор проходил все монастырские послушания со смирением, имел дар слез. Святой просил настоятеля мон-ря о монашеском постриге, но из-за молодости и благообразия преподобного ему было отказано. Родители безуспешно просили юношу вернуться домой. Однажды во время чтения любимого св. Никифором Жития прп. Марка Фракийского прп. Никифор вскочил, снял с себя пояс и обувь и «во единой свитце серой потече в лес внутрь острова». 12 лет он жил отшельником, после чего принял постриг от пустынника иером. Мисаила и провел в пустыне еще 3 года до кончины в 1617 г. В 5-й повести сообщается, что при соловецком игум. Рафаиле (1632-1636), ок. 1632 г., в 10 верстах от мон-ря и в 6-7 верстах от монастырского сел. Реболда в лесах жили неск. особо строгих отшельников, «о нихже никтоже ведяше, токмо един промышляя о них Бог и неции боголюбивии иноци» (цит. по: Петренко. 2001. С. 505). Из этих пустынножителей по именам известны преподобные Адриан Соловецкий , Нестор и Савва. О последнем сообщается, что он был трудником в Соловецком мон-ре, затем «отъиде в пустыню... идеже подвизася на диавола жестоко 11 лет». Преподобные Нестор и Савва были похоронены близ Дамиановой пуст.

http://pravenc.ru/text/182163.html

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года " 103 новомученика Черкасских " были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Список прославленных 103-х святых новомучеников Черкасских Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Рождества Богородицы мужской монастырь (Черкассы) [ править править код ] Рождества Богородицы мужской монастырь В 1901 г. горожане Стефан Ромодан и Иван Кривокобыльский пожертвовали 2 принадлежавших им в Черкассах незастроенных участка Жаботинскому монастырю для обустройства подворья. В 1903-1906 гг. здесь был сооружен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1915 г. при храме выстроили странноприимницу. В 1921 г. гражданские власти передали ее детскому приюту. С 1922 г. подворье служило резиденцией епископа Черкасского Николая (Браиловского) (†1925), викария Киевской епархии (1921-1923). Ввиду тяжелого материального положения, в том же 1922 г. Жаботинский монастырь заявил о невозможности содержать подворье, и оно, кроме храма, было также отдано приюту: братия перешла на частные квартиры, но собиралась на богослужение в храм. В 1923 г. храм был закрыт. С 1940-х гг. он являлся главной действующей церковью Черкасс (до освящения кафедрального Архангело-Михайловского собора). В 2002 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открыть при храме мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Адрес: 18020, Украина, г. Черкассы, ул. Благовестная, 374 Телефон: (0472) 43–36–24 Храмы [ править править код ] Михайловский кафедральный собор (Черкассы) [ править править код ] Михайловский кафедральный собор В 1992 г. было восстановлено Черкасское викариатство, которое в том же году преобразовано в самостоятельную епархию. Решением Свящ. Синода УПЦ от 28 окт. 1997 г. к лику святых были причислены 104 свв. новомученика (память 26 мая н.ст.), пострадавших на Черкасщине от репрессий 20-х и 30-х гг. ХХ в. (чин прославления состоялся 26 мая 1998 г. за Литургией на месте строительства кафедрального собора св. Архангела Михаила). В 2002 г. в Черкассах освящен возведенный по проекту митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) кафедральный собор св. Архангела Михаила (строительство шло с 1994 г.) – самый большой православный храм Украины (высота 72 м, рассчитан на 12000 молящихся). До 1930-х гг. на месте собора стояли кладбищенская Успенская церковь и храм-памятник св. вмч. Георгия Победоносца, построенный в 1916-1917 гг. для поминовения воинов, погибших на фронтах 1-й мировой войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Черкассы

Троицкий собор. Фотография. 2000 г. Троицкий собор. Фотография. 2000 г. Разоренный в Смутное время Б. м. был восстановлен и благоустроен при игум. Тихоне (1617, 1621, 1623-1630). Согласно описи Б. м., в 1627-1629 гг. было 23 чел. братии; помимо храмов среди построек упомянуты братские кельи, гостиная, поварня, а также 5 башен с бойницами, каменная колокольня и стена, на к-рой стояло 11 пушек и 20 пищалей. В сер. XVII в. Б. м. посетил Патриарх Антиохийский Макарий III , в описании путешествия к-рого архидиак. Павел Алеппский описал «выстроенный из камня и кирпича и весь выбеленный известью» Б. м. с «высокой церковью во имя св. Николая, наподобие башни, с высоким куполом и навесами вокруг». К кон. XVII в. мон-рю было приписано 1500 чел. крестьян, до 4500 дес. земли. Среди жертвователей Б. м.- боярские и княжеские фамилии: Долгоруковы, Мещерские, Горчаковы, Оболенские, Хрущовы и др., большие вклады делали и крестьяне. Многие из жертвователей были соседними помещиками, нек-рые принимали постриг; в монастырском некрополе сохранилось надгробие кн. Юрия Михайлова Мещерского (в схиме Парамона), бывшего первым осадным головой в Смоленске в 1581 г., воеводой в Михайлове и Белёве. С 1681 по 1700 г. грамотой царя Феодора Алексеевича Б. м. со всеми владениями был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, 1 нояб. 1700 г. указом Петра I передан в ведение ТСЛ. После неоднократных челобитных Коломенских архиереев в 1764 г. Б. м. был передан Коломенской епархии как заштатный, управлялся строителями, пришел в запустение: в 1801 г. в нем проживало 5 чел. братии, в 1802 г. неск. сосланных за провинности монахов. В 1800 г. митр. Московский Платон (Левшин) предписал восстановить Б. м., увеличив его доходы и привлекая благотворителей и вкладчиков. На средства братьев М. И. и И. И. Раевских были построены храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделом Обновления храма Воскресения Христова, часть монастырских стен, каменная сень над колодцем прп. Сергия на монастырской территории. Во избежание затопления мон-ря от разливов Оки была возведена насыпь, проведены др. дренажные работы. М. Раевский был погребен у стен Предтеченского храма. В 1804 г. по благословению митр. Платона (о чем свидетельствует сохранившаяся каменная летописная доска) на древних белокаменных подвалах трапезной ц. прп. Сергия был построен новый теплый одноименный храм в стиле классицизма с купольной ротондой. Никольский храм под колокольней в 1794 г. был реконструирован и в 1833 г. переосвящен во имя вмч. Георгия Победоносца, в Сергиевском храме устроены приделы Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая. В 1842-1851 гг. были вновь возведены 2 каменные башни, надстроен 2-й этаж братского корпуса, в 1863 г. построена гостиница, реконструирован и 9 июля 1867 г. освящен Троицкий собор.

http://pravenc.ru/text/77942.html

Памятники раннехрист. и визант. периодов сохранились как в самом Коринфе (см. в ст. Коринф ), так и на территории совр. митрополии: 3-нефная базилика в Кьято (V в.), церкви св. Андрея в Лутраки, свт. Николая Чудотворца в местности Малагари близ Перахоры (с фресками XIII в.), вмч. Георгия Победоносца в Немее, Успения Пресв. Богородицы в Стефани, а также прп. Антония Великого, Св. Троицы (с фресками XIII в.), св. Таксиархов, Пресв. Богородицы «ту Стири» (с фресками иером. Феодула Какаваса, 1668), Сретения Господня (с фресками XIII в.) в Софико и др. В 1210 г., после нескольких лет осады крестоносцами, Коринф вошел в Ахейское княжество, в нем была учреждена лат. архиепископия. В 1262 г. ахейский кн. Гийом II Виллардуэн формально уступил город Византии, но капитан Коринфа отказался передать грекам контроль над крепостью. В XIII в. на Пелопоннесе были учреждены новые митрополии - Монемвасия и Аргос. При имп. Андронике II Палеологе Коринфская митрополия была перемещена в списках епархий с 27-го на 33-е место ( Darro u z è s. Notitiae. P. 395, 406. N 17, 18). Ок. 1300 г. Коринф перешел под власть представителей Анжуйской династии, с 1358 г. городом управлял Никколо Аччаюоли. В этот период городская жизнь сосредоточилась в крепости Акрокоринф. Нерио I Аччаюоли выделил Коринф в качестве приданого своей дочери Бартоломее, вступившей в брак с деспотом Феодором I Палеологом. В 1395 г. Феодор I присоединил Коринф к Морейскому деспотату, но в 1397 (или в 1400) г. продал этот город рыцарям-иоаннитам, которые владели им до 1404 г., затем Коринф окончательно перешел к Палеологам. В период лат. владычества в нижнем городе продолжали существовать ц. ап. Павла и ц. великомучеников Феодоров, которая стала соборной. Латиняне построили госпиталь Сен-Сансон и небольшой зальный храм над вост. частью центрального нефа разрушенной Кранейской базилики. Кафедральный собор во имя апостолов Петра и Павла в Неа-Коринтос. Фотография. 2012 г. Кафедральный собор во имя апостолов Петра и Павла в Неа-Коринтос. Фотография. 2012 г.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

Архитектурный ансамбль обители венчает каменный 3-главый собор Преображения Господня, построенный в 1767-1771 гг. по проекту зодчего Ивана Григоровича-Барского в стиле украинского барокко при содействии свт. Софрония Иркутского. Кроме главного престола, на хорах собора существовал престол в честь св. вмч. Георгия Победоносца. После закрытия монастыря в 1923 г. храм обветшал и лишился куполов с кровлей, но на стыке XX-XXI вв. был отреставрирован. 2-й храм обители, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, также каменный, построен в 1860 г. В его основание при закладке положен дуб, на котором, по преданию, явилась одна из святынь обители – Дубенская икона Божией Матери. В 2 км от обители расположен скит св. ап. Иоанна Богослова, основанный в 1871 г. для устройства епархиального девичьего училища, которое открылось в 1874 г. (в том же году при училище обустроили домовой деревянный храм св. ап. Иоанна Богослова). В 1920-х гг. скит был отобран у монастыря, а в 2003 г. – возрожден. В отремонтированном корпусе был устроен домовой храм свт. Софрония Иркутского. «Золотоношской» обитель названа в связи с близким расположением к Золотоноше (в 4 км к северо-востоку от города), а «Красногорской» – по красоте монастырской горки, которую в старину покрывали кусты «дикого персика» (распускающего весной ярко-розовые цветы). Адрес: 19700, Украина, Черкасская область, Золотоношский район, с. Бакаевка Телефоны: (04737) 5-36-88 Свято-Троицкий Матроненский женский монастырь [ править править код ] Троицкий-Матроненский монастырь Свято-Троицкий Матронинский монастырь - женский монастырь Черкасской епархии Украинской Православной Церкви. Расположен в Холодном Яру на месте древнерусского городища и еще более древних скифских поселений (сохранились скифские валы). Обитель стоит в 4 км к западу от села, внутри валов скифского городища (VI-IV вв. до н.э.), условно именуемого Матронинским и окруженного лесами. С северной стороны в овальную по очертаниям территорию городища, которая занимает 200 га, входит клином начало оврага, известного как «Холодный Яр». В окрестностях монастыря сохранились монашеские пещеры.

http://azbyka.ru/palomnik/Черкасская_обл...

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

Престолы нового храма Богоявления Господня      В марте 1898 года духовенство и прихожане, в преддверии столетней годовщины Бородинского сражения, решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма. Благодаря этому Богоявленский храм стал самым обширным из всех московских приходских храмов и третьим в Москве по величине и вместимости (десять тысяч человек) после храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле. В храме было устроено пять престолов. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). К моменту разрушения в храме было уже семь престолов. Средний престол был освящен в честь Богоявления Господня, с южной стороны находились приделы в честь свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Георгия Победоносца и преп. Сергия Радонежского, с северной стороны — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», иконы Божией Матери «Казанская» и свт. Тихона Задонского. В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Упомянутый собор остался верен патриарху, и вскоре стал кафедральным храмом Московской епархии. Считается, что кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату — конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения. 1920-1930-е богослужения в этом храме часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал ряд набросков к своему знаменитому полотну «Русь уходящая». В этом соборе будущего патриарха Пимена рукоположили сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931-1935 гг.) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым.

http://pravoslavie.ru/116454.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010