И вот однажды, когда я совсем не планировал посещения Новоспасского монастыря, потому что тогда ничего о нем и не знал, — я его увидел, идя по набережной, кажется, из Данилова. Увидел и решил зайти. Это был вечер воскресенья, скорее всего, летом, потому что служба шла в Преображенском соборе, где служат только в теплое время года. Я попал в тот момент, когда за вечерним богослужением пели нараспев всем народом акафист Иисусу Сладчайшему перед великим образом Спаса Нерукотворного, который находится в иконостасе на правой стороне от Царских врат. Я потом у братии спрашивал: да, действительно, был когда-то такой обычай; регент братского хора, ныне уже почивший, руководил этим народным пением. И вот все это меня потрясло: древний собор, который я совершенно не ожидал обнаружить в этом месте, — удивительный по своей внутренней атмосфере; народ, заполнивший собор до предела и поющий припевы акафиста Иисусу Сладчайшему… И особенно поразила братия, идущая совершать поклонение перед Нерукотворным образом Спасителя. Высокие монахи с окладистыми бородами, парами, в два ряда, подходили к образу, одновременно совершали земные поклоны, прикладывались, потом кланялись друг другу и расходились. Сохранилось юношеское впечатление, что их было много... Память об этом вечере и о братии, с великим благоговением подходившей к чудотворному образу Спасителя, осталась навсегда, и впоследствии это стало одним из камней в фундамент желания монашествовать. Поэтому я время от времени и заезжал в Новоспасский, хотя каждый раз попадал, когда в Преображенском соборе служб не было, и только однажды, уже став игуменом Богословского монастыря, был на торжественном Патриаршем богослужении. Возвращаясь к Вашему вопросу, — хотя формально, за исключением одного вот этого прикосновения, ничего меня с Новоспасской обителью прежде не связывало, я все равно удивился Промыслу Божию, который через волю Святейшего Патриарха определил меня сюда, потому что, по сути, из всех московских приходов и монастырей Новоспасский мне, пожалуй, ближе всего.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5461667...

Освящённый в 1813 году в Белгороде - как считается, в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне - каменный Преображенский храм наследовал сразу двум пришедшим к тому времени в ветхость городским церквям. Спасо-Преображенский и Ильинский приделы имеются в соборе и сейчас. К началу XIX века эти церкви находились в аварийном состоянии. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым - каменным, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе. Проект нового храма заказывали архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву - он работал и для Курска, и для Воронежа, создав в этих городах около двух десятков разнообразных построек: как церковных, так и светских. Был он выпускником Петербургской Академии художеств и стажёром Дж. Кваренги. Он, как и знаменитый архитектор, работал в стилистике модного тогда классицизма. Сохранилось письмо Владыки Феоктиста к Евгению Васильеву, в котором архипастырь настоятельно советует построить и " колокольню великолепную с часами и курантами для красы и славы всего города " . Место для храма выбрали видное - на Базарной площади, " между присутственными местами и красными рядами " . Его закладка состоялась в 1897 году. Деньги на строительство, продлившееся шесть лет, собирали всем миром - иные купцы даже жертвовали по несколько тысяч рублей. В августе 1813 года на волне патриотического подъёма, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор был освящён. Изначально Преображенский храм был трёхпрестольным - главный престол в нём освятили в честь Преображения Господня, придельные - во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (тёплого) этажа над трапезной добавились ещё два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жён Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры. В XIX веке Преображенский храм вёл тихую жизнь приходской церкви - все громкие события, запечатленные во многих печатных документах, вершились вокруг уничтоженного в советские годы Свято-Троицкого монастыря, в который, после переноса кафедры в 1830-х годах в Курск, была превращена бывшая архирейская резиденция.

http://sobory.ru/article/?object=03563

Собор, колокольня и святые ворота, крытые двумя бочками, сооружены в конце 17 – начале 18 веков. Западный корпус бывшей богадельни построен 1 1809 году, по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прошлого каменного, возведенного по повелению митрополита Новгородского Иова в начале 18 века. К первой половине 18 века относятся и северные корпуса. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. На этом месте с 14 века стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери «знамение», которая почиталась, как местная святыня и до строительства собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе. Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой. Соборная церковь. Возведенная в 1682 -1688 гг. была значительно больше древнего уличанского храма. Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца – всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах.

http://sobory.ru/article/?object=00322

Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы. 1 Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для России – сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня. 1 Когда освящается храм – на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории.

http://pravoslavie.ru/89785.html

архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восстановленный Спасский собор представляет собой четырехстолпное, трехапсидное, трехглавое здание на высоком подклете. С двух сторон он обстроен галереями – с севера закрытой, а с запада – открытой, арочной (с южной стороны собор по-прежнему соседствует с огромной церковью Ярославских Чудотворцев). Центральная четырехстолпная часть храма заметно смещена к востоку. Световые барабаны возвышаются над центральной и восточными угловыми ячейками основного объема, опираясь на пониженные подпружные арки. Подобные же арки служат опорой для крестовых сводов, перекрывающих его остальные части. Стройные, относительно небольшого сечения столпы совсем не затесняют храмовое пространство, отчего оно кажется легко обозримым и цельным. Это впечатление усиливают расположенные на одном уровне крестовые своды, что придает интерьеру собора явно выраженный зальный характер. Пространственный крест, столь характерный для более ранних крестово-купольных русских храмов, здесь почти не выявлен. О нем отдаленно напоминает лишь большая, по сравнению с крайними, ширина продольного и главного поперечного нефов. При этом главный поперечный неф по ширине близок западному поперечному нефу, что так же усиливает впечатление зальности пространства для молящихся. В системе же перекрытий пространственный крест вообще никак не обозначен. Первоначально храм довольно равномерно освещался окнами трех барабанов, круглыми окнами в люнетах южной, западной и северной стен и расположенными относительно невысоко окнами северной стены четверика и апсид. При этом свет из круглых окон акцентировал внимание на системе перекрытий храма. Зодчий явно стремился к соразмерности и конструктивной ясности в построении интерьера. В самом деле, его ширина почти равна расстоянию от пола до верхнего обреза подкупольного карниза центрального барабана. Кроме того, длина пространства для молящихся почти равна высоте подкупольных столпов. Высота же первоначально относительно невысокого иконостаса составляло примерно половину расстояния от порога западного входа до иконостаса. Это соотношение между длиной самого храма и высотой его иконостаса было довольно широко распространено в русской храмовой архитектуре XV-XVI веков.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Храмы и скит монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Захарии и Елисаветы Скит Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Енисейска — старейший монастырь Красноярской митрополии. Основан не позднее 1642 г. на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 г.). Во владении монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесословное духовное училище. Летопись монастыря велась с 1804 г., библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х гг. монастырь был закрыт и подвергся разграблению, в 1937-1938 гг. на его территории происходили массовые расстрелы. В 1990 г. в обители началось возрождение монашеской жизни. К настоящему времени полностью восстановлены главный храм и братский корпус, продолжаются реставрационно-восстановительные работы. Источник: официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/2468346.html Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям, – в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, у дороги, ведущей в Маковский острог, на краю подступающей с запада невысокой, но крутой террасы. Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В середине 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви был построен Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. Сложные, многоугольные очертания территории монастыря, огороженной деревянным заплотом, определялись направлением двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города. Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную) половины. В 1785-1796 г.г. к востоку от собора, на самом краю террасы, были выстроены каменные ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы. В 1789-1806 г.г. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794-1796 г.г. к северу от собора, в линии ограды, выстроен каменный настоятельский корпус. В 1803 г. ростроен каменный корпус братских келий, к западу от собора. Наконец, в 1805-1808 г.г. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел. Создание каменного монастырского ансамбля совпало по времени с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля (с несколько смещенным к северу восточным окончанием), совпадающую с направлением продольной Ручейной ул. (ныне ул. Фефелова), упиравшейся в монастырские ворота; здесь перед воротами, возникла сенная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=15135

Лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры. Памятник — одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 290-292, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год В плане трехнефный, с шестью опорными столбами; боковые апсиды прямоугольные, а центральная – граненая, пятистенная и сильно выступает. Длина собора по оси восток -запад 40 м; высота интерьера до зенита главного купола 28 м. Главный поперечный неф и притвор отмечены на фасадах ризалитами (длина 1,5 м). Храм венчали семь куполов: пять над трехнефным объемом и два над угловыми помещениями притвора. В 1754 г. восстановили только центральный купол, а также боковые восточные и два над притвором. Фасады оформлены широким карнизом, членящим здание на уровне хор на две части, и двухъярусными пилястрами ионического ордера. Порталы и окна украшены в 1754 г. сочным растительным и геометрическим орнаментом с головками ангелочков. В интерьере гармонично объединены глубинное и высотное раскрытие внутреннего пространства. Стены, как и на фасадах, оформлены пилястрами и лепными орнаментами. В структуре сооружения гармонично соединились традиции древнерусского зодчества (трехнефный план) с особенностями архитектуры украинского барокко (любовь к горизонтальным членениям, орнаментальным украшениям и грушевидным ярусным верхам). Собор является одним из лучших произведений украинского барокко. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г. Одним из документов, прямо указывающим на наличие архитектурного чертежа проекта, является письмо гетмана Самойловича от 12 января 1684 г. к игумену Мгарского монастыря Русановичу по поводу строительства главного собора этого монастыря. В письме идет подробный рассказ о том, что «немецкий майстер» Иван Баптист показывал гетману чертежи Черниговского собора, по которым он рекомендовал построить и Мгарский собор. «Показывал нам оный тут абрис Чернеговское пасторское церкви… Прето ваше превелебност, там з ним майстром и о абрисе помыслите извол и який том мере будет ваш вымысл, о том нам дайте знати» (Модзалевский В. Будування церков у Лубенському Мгарському в 1682-1701 р.р. «Наше минуле», 3, 1918) . за: Цапенко М. «Архитектура Левобережной Украины XVII – XVIII веков». – М.: 1967 г., с. 43–44).

http://sobory.ru/article/?object=17197

Лишь только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, пристроили алтари. Эта пристройка не особенно значительно изменила архитектурные его достоинства, тем более что благодаря устройству православных алтарей в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен иконостас главного придела, здесь мы видим прототип иконостаса еще больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Идея построения одна и та же: колоссальные царские врата являются главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя. Во второй половине XVIII века к северной стороне собора пристроен каменный теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова. Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины. В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь. http://www.gpedia.com/ru/ …В 1558 г. 12 мая Нарва пострадала от сильного пожара и подошедшими из Ивангорода русскими войсками была взята приступом… В 1581 г. 6 сентября Нарва… была взята шведским полководцем Понтусом-де-ла-Гарди… 19 февраля 1590 г. царь Федор Иванович сделал к городу приступ; шведы вступили в переговоры и 25 февраля отдали царю Ивангород, Ямы и Копорье, чем прекращена была осада Нарвы. В 1611 г. Ивангород, Ямы и Копорье опять завоевали шведы и владели ими до 1704 г. В 1704 г. 9 августа Петр I взял приступом Нарву, а потом и Ивангород. Тогда же две городские кирки – немецкая и шведская отданы православным, новым гражданам Нарвы. Относительно двух кирок, взятых у лютеран, свидетельствует опись их имущества, написанная в 1704 г.: «Кирка немецкая, а вновь строение в олтаре, месная икона з затвором. Иконостас в два поеса золоченый. Распятие рам золоченое-же. По большой улице, около той кирки ограда каменная, лавки каменныя, приделаны к церковной ограде». Кирка эта, называемая киркою Иоанна Иерусалимского, и есть нынешний Спасо-Преображенский собор. Он находится почти в середине города, на возвышении, и фасадом и колокольнею обращен на главную Вышгородскую улицу…

http://sobory.ru/article/?object=36709

Отделение III. Церкви В Новгороде на Торговой стороне 1. Знаменский собор Местоположение Знаменского собора и первоначальное его основание в честь иконы Знамения Божией Матери. Построение нынешнего храма и последующая его судьба. Устройство его совне и внутри. Стенная иконопись. Колокольня. Преимущества собора. Новгородский Знаменский собор находится на Торговой стороне от Софийского собора к востоку, расстоянием около версты, идучи от оного на правой стороне Ильины или нынешней Знаменской улицы. Он окружен со всех сторон принадлежащими к нему зданиями, а именно от западного угла чрез святые ворота с простенками по ту и другую сторону оных одноэтажною каменною женскою богадельнею, которая устроена для вдов и сирот духовного звания преосвященным митрополитом Иовом в начале прошлого столетия 600 , а митрополитами Гавриилом и Амвросием возобновлена 601 . От юго-западного угла богадельни по южной стороне продолжается такое же здание, занимаемое Попечительством о бедных духовного звания, до самой колокольни оного собора, от которой до юго-восточного угла простирается стена. По восточной стороне находится дом каменный одноэтажный, занимаемый церковнослужителями собора, и далее до северо-восточного угла и от оного до собора продолжается стена. Первоначальное основание Знаменского собора относится в XIV веку. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, в честь коей устроен собор, до сего времени находилась в Спасо-Преображенской церкви. Но частию пожары 1329 и 1340 годов 602 , в которые сгорела Спасская церковь , а еще более усердие Новгородцев к чудотворной иконе, служили побуждением к построению Знаменского собора в 1355 году 603 . Об этом в Новг. I летописи значится: 604 «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена в имя святыа Богородиця Знамение, на Ильине улице.» А в Новг. III летописи под 6862 (1454) годом показано, что из двух каменных церквей одна построена 605 : «Знамение пресвятей Богородпцы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами пресвятой Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно.» В другом месте тойже XIX летописи еще яснее сказано: «По преславном чудеси (1169) пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы образ в церкви Всемилостивого Спаса 186 лет. В лето же 6862 (1354), изволением Божиим и пречистыя Его Матери, нецыи христолюбивые людие ненасыщаемым желанием одержими и велию верою влекоми к

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010