Муром. Спасский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Среди дошедших до нашего времени памятников архитектуры 16 века заслуживает внимания Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Несмотря на то, что архитектура собора в значительной мере пострадала после сделанной в 1839 году пристройки с западной стороны, замены шлемовидных куполов на луковичные, увеличения оконных проёмов, в своей основе собор сохранил первоначальные формы. Подобно Богородицкому, Спасо-Преображенский собор - четырёхстолпный, фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, соответствующие организации внутреннего пространства. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро, собор завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна, освещающие внутренне пространство храма. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Ещё одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов). Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636-37 гг. было десять икон.

http://sobory.ru/article/?object=04955

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Храмы монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Александра Невского Часовня Тихвинской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается во второй половине XVI в. В 1764 г. был оставлен за штатом, затем упразднен. В 1864 г. восстановлен. Два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.) и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). Окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819). Действует с 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, в монастырской слободе города Рославля. Основан до 1560 года; в конце XVIII века обращен в приходскую церковь; восстановлен в начале XIX века. Здесь находятся две местно чтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и святой великомученицы Варвары. Монастырю принадлежит в 3 верстах от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Сюда 19 апреля совершается из монастыря крестный ход в память спасения государя императора Николая Александровича в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2004 году исполняется 185 лет со дня построения и освящения этого храма. На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены. Видя такой упадок храма Божьего, благочестивые рославльчане предложили настоятелю монастыря иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор пожертвований на строительство в обители нового каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00469

Судиславль. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Преображенский собор построен в 1758 г. на искусственной горе в центре города. Первая церковь в Судиславле- древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины 14 века,- была деревянной. Каменный храм на её месте с отдельно стоящей колокольней возвели в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: главный - в честь Преображения Господня и два боковых - в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. В документах 1789 года рядом со Спасо-Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале 20 века. Её изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева " Сумерки в Судиславле " (ныне этюд хранится в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Важным событием в истории Спасо-Преображенского храма стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим Императором Александром Вторым) и воспитателем наследника поэтом В.А.Жуковским, совершавшими путешествие по России. В 1898 году при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, " равно как и исправление стенной живописи " , были осуществлены " средствами благотворителя сего храма потомственного почётного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей " . В начале 20 столетия причт Спасо-Преображенского храма состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " , икона " Плач Пресвятой Богородицы " и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому храму была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.

http://sobory.ru/article/?object=00162

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

Белозерск. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Архитектурная доминанта кремля, главный храм города — Спасо-Преображенский собор. Строительство его началось в 1668 году и продолжалось почти десять лет. А строился он «казною великого государя и подаянием всяких людей». Несмотря на время постройки—конец XVII века, храм выдержан в традициях соборного храма XVI века: массивный куб четверика, скорее горизонтальной, чем вертикальной ориентации, очень скупо декорирован — традиционные плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Выделяются на этом фоне перспективные порталы, декорированные также в стиле XVI века. Чтобы впечатление было более полным и верным, постарайтесь представить себе на фасадах не нынешние большие окна с барочными наличниками, растёсанные и декорированные в XVIII веке, а узкие, щелевидные окна-бойницы, и ощущение XVI века будет полным. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты — основания на лопатках. Традиционного карниза под закомарами нет — прясла стен органично переходят в закомары. Здесь мы опять-таки сталкиваемся с неясным пока моментом — каково было первоначальное покрытие храма? Некоторые исследователи считают, что оно было позакомарным и позднее переделано, причём пазухи между закомарами были заложены. Другие же (и их большинство) полагают, что покрытие собора изначально было более простым — четырёхскатным, что мы видим и сейчас. Здесь сходство с XVI веком кончается — стоит поднять взгляд на барабаны, и пышный декор выдаёт истинный возраст храма. Маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила» —это конечно же «узорочье», XVII век! Замечателен по форме центральный крест. Происхождение его неясно —точно известно только то, что он не «родной», привезён откуда-то в Белозерск (из Вологды?) и установлен уже в недавнее время. Известно также, что крест действительно старый, не «новодел». С западной стороны собор портит притвор XIX века в духе классицизма. Как все храмы города, да и вообще большинство храмов на Севере, Спасо -Преображенский собор поставлен на фундаменте из дикого камня. Как выяснилось в результате раскопок, фундамент уходит на очень большую глубину.

http://sobory.ru/article/?object=00364

Рыбинск. Кафедральный собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Величественный Спасо-Преображенский собор, построенный по проекту ректора Академии художеств А.И. Мельникова, расположенный в центре Соборной площади, неподалёку от Волжского моста, по праву считается визитной карточкой Рыбинска. Первая, в своё время ещё деревянная, церковь возникла на этом месте почти одновременно с образованием города. В 1797-1804 гг. крестьянином деревни Кочевки Ярославского уезда С.М. Карповым была выстроена новая, существующая ныне колокольня собора. Она имеет значительную высоту и выполнена в традициях раннего классицизма с элементами барокко. В 1838 г. разобрали старый храм и на деньги рыбинских купцов началось строительство нового пятиглавого собора, который мог бы вместить одновременно 4000 прихожан. 29 июня 1851 г. торжественным архиерейским чином архиепископ Евгений (Казанцев) освятил только что устроенный храм. Колокола также отливались на средства купечества, один из колоколов собора был по своему весу третьим в Ярославской губернии. Гранитные работы по собору выполнял крепостной тверской крестьянин И. Львов. Декоративное убранство собора характерно для позднего классицизма. Стены и колонны в своё время были облицованы искусственным мрамором, но, к сожалению, богатейшее внутреннее убранство собора не сохранилось, так как в 1929 году он был закрыт, в 1930-х гг. были разрушены барабаны глав, а интерьер разделён на два этажа и приспособлен под конторские помещения. Даже на сегодняшний день Спасо-Преображенский собор не отреставрирован до конца. В 1991 г. при соборе зарегистрирована церковная община, которой в 1996 г. передали в пользование колокольню собора. Расположена на соборной площади в начале улице Крестовой, рядом мост через Волгу. Собор на реставрации, которая завершиться не ранее 2007 г. «Я был в земном раю. Не знаю, сподобит ли меня Господь быть в раю небесном?.... Я был в Рыбинском соборе!» - так писал в прошлом веке архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев) после посещения храма в 1881 г.

http://sobory.ru/article/?object=01819

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание об основании Спасо-Преображенского монастыря содержится в Новгородской Первой летописи под 1192 годом: " В то же лето в Русе срубиша церковь на острове, Мартурий игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и бысть прибежище крестьяном (христианам) " . Собственно говоря, эта запись является вообще первой в ряду регулярных летописных свидетельств о Старой Руссе, хотя за четверть века до неё, в 1167 году, Руса уже была однажды упомянута на страницах летописи. В приведённой выше летописной записи говорится, что монастырь возник " на острове " , между тем как сейчас местность, где находится ансамбль строений обители, островом никак не назовёшь. Дореволюционное описание Спасо-Преображенского монастыря предлагает считать, что прежде " ручей Войе, обтекающий город с восточной стороны и впадающий за монастырём, на северо-западной стороне, в реку Полисть, при значительном водном пространстве в древнее время, образовал собою остров " . В 1194 году монастырь выгорел со всеми другими постройками Русы. А в 1198 году его основатель - теперь уже архиепископ - Мартирий выстроил в нём каменный соборный храм. Новгородская Первая летопись сообщает: " Заложи церковь камяну в Русе святого Преображения боголюбивый архиепископ Мартурий; нацяша делати месяця маия в 21... а коньцяша месяца июля в 31, на святыя Улиты; и святи церковь на Успение святеи Богородици, и створи праздник честьн и служьбу створи... " На другой год сообщается уже о росписи Преображенского храма: " Испьсаша церковь в Русе святого Спаса владычьню в манастыри " . Примечательна стремительность, с которой возводился храм. Нигде более, кроме как в новгородских пределах, не ставились церкви за два с небольшим месяца. В том же году, когда в Русе возводили " церковь камяну " , в самом Новгороде строился знаменитый храм на Нередице (тоже, кстати говоря, посвящённый Преображению Господня). А на следующий год его - как и собор в Русе - расписали.

http://sobory.ru/article/?object=06903

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Изюм. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Одно из первых сооружении изюмской крепости 1681 г. Сходство архитектурных деталей изюмского и харьковского соборов, несмотря на принципиальное различие объемно-пространственного решения, дает основание исследователям считать, что оба памятника строились одним мастером либо народными зодчими под руководством одного мастера. В 1751 г. капитально отремонтирован. В 1886 г. с западной стороны были пристроены притвор и колокольня. В 1902—1903 гг. собор был перестроен инж. М.И. Ловцовым. Главы XVII в. за исключением барабана центральной главы, были разобраны, возведены новые с луковичными главками, по верху стен надстроены кокошники. Все это изменило архитектурный облик здания. Собор в стиле украинского барокко. Кирпично-побеленный по затирке, крестовый в плане. пятиглавый. Традиционные формы украинской деревянной архитектуры нашли отражение в пятибашенном объеме этого памятника, с пятигранниками боковых ветвей, примыкающими к центральному в плане объему, а также конструктивном решении трапециевидных сводов, компактно размещенных глав, напоминающих плоские грани деревянных рубленых сводов. В декоре фасадов широко применен зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в венчающих карнизах основного объема и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, расположенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трехчетвертными колонками с перехватом посередине, поддерживаемыми кронштейнами из местного камня. Оконные проемы и ниши обрамлены наличниками и декорированы полуколонками, поддерживающими трех- и пятилопастные кокошники. Три входа решены как нарядные порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные колонки. Декоративное убранство выполнено из лекального кирпича. В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцеитромм подпружным аркам, объединяющим ветви собора с центральным объемом. Во время Великой Отечественной войны были разрушены восточная и западная главы, притвор с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=04258

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010