Ядрин. Собор Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В клировой ведомости Казанской Епархии о церкви соборной во имя Преображения Господня города Ядрина за 1902 г. имеются сведения, что Преображенский собор построен в 1735 г. на средства купца Андрея Ивановича Засыпкина. Престола в нем два. Главный храм во имя Преображения Господня, а предельный во имя Успения Божией Матери. Престолы освящены 27 августа 1735 г. Собор каменный, теплый, в одной связи с колокольнею. Вокруг церкви ограда каменная. Иконостас в главном храме трехъярусный. Имеется особо чтимая икона Казанской Божией Матери. Причт на основании Указа Святейшего Синода от 04 марта 1885 г. 3 состоит из протоиерея, дьякона, псаломщика. Притч получал от казны жалованье 650 рублей в год: священник - 400 руб., дьякон - 150 руб., псаломщик - 100 руб. Церкви принадлежала церковная лавка, построенная на церковной площади для однодневной ярмарки, которая ежегодно организовывалась 2 июля. В приходе Преображенского собора состояли жители следующих населенных пунктов: г. Ядрин, д. Иваньково, д. Никитино, д. Волчья Долина, д. Стрелецкая Слобода. Закрыт в 1936 г. При церкви имелась библиотека, состоявшая из 158 томов, журналов. В 1902 г. выписывались журналы «Известия по Казанской Епархии», «Церковная ведомость», «Церковный вестник». В приходе имелись два городских приходских училища. Одно - для мальчиков, с 67 учениками, другое — для девочек, с 78 ученицами. Имелись две церковно-приходские школы: Ядринская с 20 учениками и Иваньковская с 50 учениками. Была одна женская школа грамотности в д. Иваньково, с 26 ученицами. Церковно-приходское попечительство открыто в 1895 г. Земским начальником был Василий Игнатьевич Подерни. Церковным старостой состоял ядринский купец 2-й гильдии Александр Филиппович Ашмарин. Священником служил Михаил Михайлович Кармальский (38 лет). Родился он в с.Баалахчинск Лаишевского уезда Казанского губернии в семье псаломщика. Окончил курсы Казанской Духовной семинарии со свидетельством второго разряда.

http://sobory.ru/article/?object=41208

Бендеры. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенский собор (пл. Освобождения) — памятник архитектуры начала XIX века в приднестровском городе Бендеры, охраняется государством. История Преображенского собора ведёт отсчёт с 1814 года, когда инженерное начальство Бендерской крепости начинает работы по отодвижению города от крепости на 250 саженей (600 м) к югу с целью создания крепостной эспланады. Находившиеся на этой территории Успенская и Никольская церкви из-за своей ветхости при переносе разрушились, что и обусловило принятие решения о строительстве на месте развалин турецких казарм нового храма в честь Преображения Господня. 22 августа 1815 года при военном параде в присутствии горожан состоялась закладка Преображенского собора как символа освобождения Бессарабии от турецкого ига. Проект храма был подготовлен членом Кишинёвской духовной консистории архимандритом Иоанникием и предполагал в соборе три придела: Никольский (левый), Успенский (правый), названные приделы в память о разрушившихся церквях, а также Преображенский (центральный). Никольский придел был освящён 5 декабря 1819 года. В этот же день прихожане собрали средства на освящение Успенского, которое состоялось 19 декабря того же года. В 1820 году строительные работы были завершены в Преображенском приделе. В 1825 году для храма в Одессе был заказан иконостас с балдахином на семи деревянных колоннах. Иконописные и резные работы выполнили священник Н. Конилевский и канцелярист И. Палишинский. В 1827 году собор освятил Высокопреосвященнейший Димитрий. В 1832 году завершилось строительство колокольни, однако в связи с нехваткой средств как храм собор оформился лишь к 1840 году. Выполненный в стиле крестово-купольной архитектуры в рамках русского классицизма с элементами молдавских народных традиций, собор отличался лаконичностью, внушительной монументальностью, подчёркнутым контрастом глади стен и приставленных к ней колонн, а главный купол собора был решён в виде шлема древнерусского воина.

http://sobory.ru/article/?object=26848

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо- Преображенский храм (мужской монастырь), г. Енисейск. Имеет престолы: Преображения Господня – освящён архиерейским чином 11 мая 2002 года, Нерукотворенного Образа Спасителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Усекновения главы Иоанна Крестителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Пророка Илии- освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года. Источник: сайт Енисейской епархии http://eniseiskoe.narod.ru/xram_enblag.htm Возведен собор на месте сгоревшей деревянной соборной церкви. Строительство каменного собора начато в 1731 году, освещены теплые церкви в 1750 году. Последним построен южный Ильинский придел в 1808 году. В конце XVIII-XIX вв. появились западные пристройки — палатки. После ликвидации монастыря в 1930 годах в соборе долгое время размещался склад. Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря в Енисейске — типичное произведение культовой ар­хитектуры Сибири середины XVIII в., сохраняющее арха­ичные черты русского зодчества XVII в. и формы «ураль­ского барокко», своеобразно освоенные местными масте­рами. Это одно из ранних сооружений времени становле­ния енисейской школы. Собор размещается в центре восточной (передней) половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром ансамбля. (Монастырский ансамбль состоит из: Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды) Спасский Собор продольной трехчастной структуры храм с глубокой полукруглой абсидой, широтно скомпонованной трапезной и трехярусной колокольней, размещенных на одной оси. Трапезную фланкируют два повышенных придела. Нарушающий осевую симметрию крайний южный придел т западные палатки построены позже. Храм — " восьмерик на четверике " перекрыт восьмилотковым куполом с высоким световым барабаном, одноглавый. Диагональные стены восьмерика опираются на тромпы. Двухсветные приделы перекрыты сомкнутыми сводами. Двухстолпная трапезная перекрыта коробовыми сводами. Центральная часть собора отличается несколько грубоватыми, разнообразных форм, крупными деталями. Боковые приделы декорированы значительно скромнее. Восьмерик и главная алтарная абсида завершены профилированными карнизами на крупных кубических консолях, очень характерных для уральской и сибирской школы. Такой же карниз — под ярусом звона колокольни. Четверик храма завершается арктурным поясом и карнизом. Ребра колокольни и восьмерика подчеркнуты узкими переломленными пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Путивль. Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИй СОБОР В 1617 г. на месте деревянной начали возводить каменную Святодуховскую церковь, строительство которой длилось несколько лет. В середине XVII в. с севера пристроен Введенский придел. В 1693—1697 гг. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью и колокольней над ней. В 1770 г. Святодуховская церковь преобразована в городской Спасо-Преображенский собор. В 1822 г. центральная часть собора тремя арками, пробитыми в стенах, была соединена с южной папертью, а в 1834 г.— двумя арками с северным приделом. Собор возведен в форме русской архитектуры первой половины XVII в., кирпичный, оштукатуренный, пятиглавый, складывается из разных по высоте объемов. К основному бесстолпному четверику, перекрытому сомкнутым сводом и увенчанному пятью декоративными луковичной формы главками на высоких шейках, примыкают с восточной стороны полукруглая невысокая апсида, с южной и западной — закрытая одноэтажная паперть, с северной — Введенский придел с полукруглой апсидой. Паперть перекрыта полуциркульными сводами, апсиды — конхами остальные помещения — сомкнутыми с распалубками сводами. Таким образом, из невысоких объемов апсиды, придела и паперти поднимается величественный четверик основного объема. Плоскости его фасадов расчленены на три части тонкими полуколоннами, украшены многопрофильным карнизом с глухой стеной под ним наподобие аттика с декоративными арками, имитирующими закомары. Окна обрамлены наличниками. Углы паперти обработаны спаренными полуколоннами с граненой тягой между ними, а углы придела — пучками, состоящими из трех полуколонок. Высокий аттик придела украшают четыре декоративные арочки. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской CCP», XVII, том 4, стр. 24-25, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Недалеко от центра современного города, на посаде древнего Путивля, расположен Спасский собор. Ранее он был главным храмом Святодуховского монастыря, история которого такова. В XVI в. на этом месте возник девичий монастырь, где каменное строительство развернулось лишь в XVII в. В 1617 г. в нем начали возводить Святодуховскую каменную церковь, строительство которой было окончено через несколько лет. В середине XVII в. с севера к ней была пристроена часовня. В 1693–1697 г.г. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью с колокольней. В 1770 г. Святодуховский монастырь был упразднен, а каменная церковь переименована в Спасо-Преображенский собор в связи с тем, что существовавший на «городке», на месте древнего, главный храм города того же названия тогда был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=14222

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО. Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ( " Новгородская первая летопись " ) выглядит так: " В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента... " Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине XII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Боровск. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня на Взгорье Карта и ближайшие объекты На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье». Построен в 1804 году московским купцом Василием Степановичем Просвириным. Это был один из самых благоустроенных храмов города. В 1848 году при нем была выстроена каменная богадельня для женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12000 рублей. Последним настоятелем храма был священник Андрей Иванович Жаров. Родился в 1873 году в деревне Ново-Скаково Калужского уезда (ныне Дзержинский район). В 1900 году после окончания Калужской духовной семинарии рукоположен в священника и назначен в Тарусский Свято-Троицкий женский монастырь. В 1916 году переведен настоятелем храма Преображения Господня на Взгорье. В 1937 году отец Андрей был арестован и 3 декабря того же года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В 30-е годы 20 века храм был закрыт. В послевоенное время в нем была устроена мельница, частично сохранившаяся до нашего времени. В конце 20 века храм использовался под склад торга. Позже, до самой передачи епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор». В здании богадельни (улица Урицкого, 21) в настоящее время проживают люди. В конце 1980-х годов в храме были проведены консервационные работы, в том числе заменена обветшавшая кровля. Без периодического ремонта он постепенно разрушался. Со временем в нем были выломаны окна и двери. 12 февраля 2001 года в администрацию области обратился архиепископ Климент с просьбой вернуть храм Церкви. 13 декабря 2001 года храм был передан епархии в безвозмездное пользование. Его восстановление ведет Благовещенский кафедральный собор во главе с настоятелем протоиереем Димитрием Орловым. Построена в 1804 г. сыном священника , московским купцом, а потом дворянином Протопоповым. В 1848 г. при церкви им же была выстроена каменная богадельня на 12 человек женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12 тыс. руб. Приделы: Покрова Божией Матери и апостолов Петра и Павла. Имелось Боровское городское приходское училище для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=02038

Коломна. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь бывшего Спас-Ядринского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIV-XVIII вв. собор мужского Преображенского монастыря, закрытого в 1800, затем приходская церковь. Одноглавый кубический двустолпный храм, возможно, построенный с использованием конструкций предшествовавшего здания, упомянутого каменным уже в 1570-х в. Сломан в 1930-х. Церковь Преображения Господня входила в состав Спасского монастыря и находилась на месте, где в настоящее время расположился Коломенский авторынок. На месте утраченного Храма сейчас стоят торговые павильоны авторынка. Церковь Преображения Господня имела придел Нерукотворного Образа Спасова. Спасский монастырь являлся одним из самых древних коломенских монастырей. Время его основания точно неизвестно, но он существовал уже в XIV в. В документах 1377 г. упоминается, что во время путешествия Михаила-Митяя в Константинополь в составе свиты, говорится о «Мартин архимандрит коломьский», который являлся настоятелем Спасского монастыря. Монастырь принадлежал к обителям очень высокого ранга: немногие настоятели того времени имели сан архимандрита. В состав Спасского монастыря входили Храм Преображения Господня с приделом Нерукотворного Образа Спасова и надвратный Храм Нерукотворного Образа Спасова с колокольней. В настоящее время на территории Спасского монастыря расположился Коломенский авторынок. В XV веке коломенские монастыри ведут крупную торговлю. Только Спасскому монастырю принадлежало на Торгу 12 лавок. Подвалы монастырских зданий использовались для хранения товаров. В Коломенском уезде насчитывалось тогда не менее 15 монастырских вотчин, принадлежавших Спасскому, Чудову, Троице-Сергиеву, Симонову, Свято-Данилову, Николо-Угрешскому, Кириллово-Белозерскому и другим монастырям. О.П. Булич в книге «Коломна. Пути исторического развития города» (1928) пишет: «… Лишь потребностью в надежной охране товаров можно объяснить существование еще в конце XVI века внутри крепостных стен города осадных дворов монастырей - местных - Спасского, Голутвина и Бобренева... Показательны так же и громадные помещения, дошедшие до наших дней, могшие быть своевременно использованными под товарные склады: это - белокаменные подвалы в одной из церквей быв. Спасского монастыря, что «за торгом» (позднее служившие местом погребения) и внутренние палаты Успенской соборной колокольни. Торговой деятельностью монастырей и объясняется громадное накопление ими различных имущественных ценностей.

http://sobory.ru/article/?object=35100

Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Собор Спасо-Преображенского мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI в., первоначально был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище. Главный деревянный храм богатого Спасского монастыря должен быть величественным высоким зданием башенного типа, с небольшим по площади, но вытянутым вверх объемом молельного зала. Для такого образа подходил очень распространенный в строительстве того времени тип храма, называемый «о двадцати стенах». В основании – четырехугольный равносторонний сруб, к каждой стороне которого пристроены небольшие помещения, служащие для размещения алтаря, ризницы и сеней. Эти небольшие помещения удачно покрываются тремя рядами убывающих кверху кокошников – бочечная кровля. Четырехугольный сруб – четверик традиционной продолжался восьмиугольным срубом – восьмериком, а уже восьмерик, во второй половине XVI века, непременно покрывался шатровой кровлей. Завершался шатер храма луковичной главкой с крестом на шейке-барабане. Главка и шейка обычно покрывались лемехом: осиновой фигурно вырезанной дощечкой. Вход в здание оформлялся высоким крыльцом, которое защищалось от дождя и снега скатной крышей. С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, обустраиваясь новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения. Древнейшим и самым первым каменным зданием в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К его постройке приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Ново-Спасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Но в том же 1638 году игумен Иона был переведен в Ново-Спасский монастырь, а его преемник игумен Корнилий по какой-то причине убавил размеры храма и иконостаса. При нем же была закончена постройка этого здания. Собор был освящен не позже 1643 года.

http://sobory.ru/article/?object=04942

Белёв. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х. В 1980-х начата реставрация, не завершенная. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии. Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XVII века. Собор – это композиционное ядро комплекса. Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный. Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества. В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма. Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры). В 2014-2018 г.г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области (Белевской епархии) проводились ремонтно-реставрационные работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Собор является объектом культурного наследия федерального значения и официально именуется: «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, XVII-XVIII в.в. Собор Спасо-Преображенский, 1686 г».

http://sobory.ru/article/?object=04684

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010