Распространение визант. искусства комниновского времени как бы раздвинуло границы империи вопреки территориальным потерям. Эту своеобразную ситуацию демонстрирует искусство норманнской Сицилии сер. XII в. Король Сицилии Рожер II пригласил в 1148 г. к-польских художников для украшения собора в Чефалу. Визант. мастера уже работали при дворе этого правителя. В 1143 г. ими была расписана Палатинская капелла в Палермо (построенная в 1132-1140). Она была посвящена ап. Петру, изображение к-рого первоначально украшало конху центральной апсиды. В 60-х гг. XII в. при кор. Вильгельме I капелла была перестроена, заменена мозаика конхи апсиды и выполнена роспись нефов. К 1-му этапу относятся мозаики алтаря и купола трансепта с изображением Христа Пантократора в медальоне, окруженного архангелами, пророками в барабане и евангелистами в тромпах. В 1146-1151 гг. греч. мастера украсили мозаиками ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо), построенную адмиралом Антиохии Георгием, где в подражание визант. василевсам кор. Рожер II изображен коронуемым Христом. Программа росписи ц. Марторана, так же как и купольной части Палатинской капеллы, является вариантом визант. декорации купольного здания. В соборе в Чефалу визант. мастерами была разработана новая живописная система. Сочетание базиликальной формы здания с визант. программой росписи крестово-купольного храма придало своеобразие сицилийским мозаикам. Созданный в Чефалу тип декорации с изображением Христа Пантократора в конхе апсиды затем повторился в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166) и в соборе в Монреале (80-е гг. XII в.). Текст на страницах раскрытого Евангелия написан на греч. и лат. языках. В верхний ярус апсиды переместилось изображение Богоматери, по сторонам Которой архангелы и апостолы (Чефалу), а также святители (Палатинская капелла, собор в Монреале). Евангельские сюжеты сосредоточены в трансепте, на стенах центрального нефа - сцены ветхозаветного цикла. Помимо греч. и западноевроп. мотивов в убранстве интерьера сицилийских храмов большую роль играют араб. декоративные элементы: стены покрыты орнаментами, использованы раскрашенная деревянная резьба, инкрустация по мрамору и позолоченные детали. Благодаря многолетним работам над огромными мозаичными ансамблями в Сицилии сформировалась собственная школа, ее произведения сохранились также в Италии (напр., мозаики мон-ря Гроттаферрата, кон. XII в.). Др. итал. центром византинизирующей живописи была Венеция . Тесные контакты с К-полем и большая греч. диаспора способствовали развитию на визант. базе местной школы. Об этом свидетельствуют мозаики XII в. соборов в Торчелло , Мурано и Сан-Марко в Венеции. Связи с Византией поддерживали мн. мон-ри Италии, в к-рых сохранились росписи, выполненные греч. художниками и сопровождающиеся греч. надписями, напр. фрески кон. XII в. в атриуме ц. Сант-Анджело ин Формис в Капуе (основной объем храма расписан в 70-80-х гг. XI в.).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Живопись ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому

http://pravenc.ru/rubrics/123124_3.html

Ист. и лит.: Служебник. СПб., 19056; Требник: В 2 ч. М., 1915. Ч. 1; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1992-1997; Минея (МП): Сент.-авг. М., 1978-1989; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1-3. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

657-658 658-660 660-661 661-663 664-665 665-666 666-667 667-668 668-669 МАРК II (Ксилокаравис), патриарх К-польский (осень 1465 или нач. 1466 - 15 янв. 1467), архиеп. Охридский (с 1467) 669-670 670-671 671-672 673-674 674-675 МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко 711-721 675-680 680-681 681-684 684-685 МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) 685-693 МАРКЕЛ (IX в.), отшельник, отшельник, прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский 722-725 МАРКЕЛЛ (ок. 400 - ок. 484/5), прп. (пам. 29 дек.), игум. к-польской обители «неусыпающих» (акимитов) 725-728 728-729 МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 729-730 730-732 732-735 МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария 735-740 740-744 МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии 744-745 745-750 696-698 693-695 МАРК И МАРКЕЛЛИН Марк и Маркеллин [Маркеллиан] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня) 695-696 МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) 698-701 МАРК ПАСТЫРЬ мч. (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

SB. Theol. lat. Fo. 485; 1 лист - в сокровищнице собора в Кведлинбурге). На основании сходства стиля миниатюр с мозаиками нефа рим. базилики Санта-Мария Маджоре эта рукопись датируется 2-й четв. V в. Сохранившиеся листы содержат фрагменты Книг Царств в доиеронимовском переводе. Иллюстрации перемежались с текстом, занимая целые страницы, разделенные на прямоугольные компартименты, отведенные для отдельных сцен. Изображения предваряли фрагменты текста. Согласно реконструкции, манускрипт включал в себя 220 листов, в т. ч. ок. 60 страниц с миниатюрами. Фризообразные композиции, пейзажи в духе античного иллюзионизма, трактовка поз и одежд персонажей, а также почти квадратный формат листов, особенности написания текста, устройство заголовков и простые красные обрамления миниатюр сближают эту рукопись с ватиканским Вергилием. История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) Одним из наиболее богато иллюстрированных раннехрист. кодексов был Коттоновский Генезис (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI, кон. V или VI в.). Он сильно пострадал от пожара, случившегося в 1731 г. в б-ке лорда Коттона: примерно из 220 листов с 339 миниатюрами сохранилось неск. обугленных фрагментов, иллюстрирующих историю Лота (Быт 19. 4-10, 12-13). Композиции этого памятника, или скопированной с него рукописи, были взяты за образец мозаичистами, украшавшими в нач. XIII в. собор Сан-Марко в Венеции. Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) В VI в. были созданы 3 рукописи, написанные серебром и/или золотом на пурпурном пергамене: Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31), Россанский кодекс (Архиепископский музей в Россано) и Синопское Евангелие (Parisin. Suppl. gr. 1286). Они отличаются друг от друга по стилю и расположению миниатюр.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Встреча Марии и Елисаветы. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Встреча Марии и Елисаветы. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий В совр. рус. издании Минеи (Минея (МП). Сентябрь. С. 134-145) также содержится полиелейная служба Е., к-рая включает тропарь 2-го гласа           (общий тропарь обоим святым), кондак 4-го гласа           канон 8-го гласа с ирмосом:     нач.:         величание (с именованием святых      ) и избранный псалом (составной: 1-я ч.- избранный псалом на рождество Иоанна Предтечи, 2-я ч.- различные стихи из Псалтири, прославляющие праведных), светилен, неск. циклов стихир-подобнов, ряд самогласнов, неск. седальнов. На вечерне чтения Быт 18. 1-14, Суд 13. 2-20, 1 Цар 1. 9-20a (отчасти совпадают с паремиями 24 июня), на утрене прокимен из Пс 15, со стихом из Пс 67 (несовпадение псалмов указывает на искусственное позднее происхождение прокимна), Евангелие - Лк 1. 5-25. Лит.: Дмитриевский А. А. 5-е сентября: Служба («ина») св. пророка Захарии и св. праведной Елизаветы//РукСП. 1885. 44. С. 241-252. А. А. Лукашевич Иконография Самое раннее изображение Е., матери св. Иоанна Крестителя, сохранилось в сцене «Встреча Марии и Елисаветы» на мозаике кафедральной ц. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553): Е. в светло-желтом мафории и лиловом платье на пороге дома встречает Богоматерь, протягивая к Ней руки. В росписи ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VII в.) изображение Е. включено в уникальную композицию, где по сторонам трона Богоматери, держащей перед грудью медальон с Младенцем Христом, представлены в рост фронтальные фигуры прав. Анны с Младенцем Марией (справа) и Е. с младенцем Иоанном (слева) на руках. Уподобление Е. прав. Анне отражено также в единоличном изображении святой в позе оранты с медальоном на лоне в составе Пала д " Оро (ок. 1100, собор Сан-Марко в Венеции). Подобный вариант будет использоваться в рус. искусстве эпохи царя Иоанна IV Васильевича, соименного прор. Иоанну Крестителю. Образ Е. с фигуркой младенца Иоанна на лоне присутствует в росписях собора Успенского мон-ря Свияжска (нач. 60-х гг. XVI в.), на зап. стене в составе композиции, иллюстрирующей Рождественскую стихиру.

http://pravenc.ru/text/189821.html

иконографии, видны еще долго, в особенности в алтарных образах Девы Марии, варьирующих тип Богоматери «Умиление» и др. восточнохрист. изводы. Региональное же итал. (или, в более широком смысле, западное) своеобразие проявляется в том, что в иконы вносится все больше чувственно-эмоциональных черт. Так, сцены Страстей Христовых концентрируют внимание на страдающей плоти, а различные образы Богоматери риторически подчеркиваются символами и регалиями (напр., цветами и короной). Зрительская сопричастность усиливается в Треченто и за счет того, что чудесное, в т. ч. и в агиографических сюжетах, все чаще изображается в виде развернутых к зрителю пространственно-детализованных сцен. Таковы, напр., сюжеты «Стигматизация св. Франциска», «Видение св. Доминика», «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской». Поэтика сопереживания, максимально сближающая видение с жизнью, культивируется и в мистической лит-ре того времени (в т. ч. в письмах св. Екатерины Сиенской). В сакральные изображения вводится все больше жанровых деталей, достоверно передающих атмосферу сельской и городской жизни. Духовная близость к художественному иератизму Византии ярче всего проявляется в искусстве Венеции (средоточием художественной жизни являлся собор Сан-Марко, в к-ром не прекращались работы по поновлению его убранства вплоть до нач. XVII в.), однако и здесь ощущается, пусть и в более гармоничной форме, столь характерная для Треченто зап.-вост. эстетическая сбалансированность. Так, в алтарных образах Паоло Венециано (в основном 40-50-е гг. XIV в.) черты «палеологовского стиля» достаточно органично сочетаются с элегантным готицизмом. Мадонна «Смирение». Ок. 1456 г. Худож. Джованни ди Паоло (Национальная Пинакотека, Сиена) Мадонна «Смирение». Ок. 1456 г. Худож. Джованни ди Паоло (Национальная Пинакотека, Сиена) Проторенессансные веяния появляются и в достаточно консервативных художественных центрах, таких как Сиена, где не произошло столь резкого разрыва с иконописной манерой, как у Джотто. Изысканная одухотворенность, свойственная живописи Симоне Мартини («Благовещение», Симоне Мартини и Липпо Мемми, 1333, Галерея Уффици, Флоренция) и сиенскому религ.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

По рукописям известен канон Ермолаю, Ермиппу и Ермократу 2-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Τος Παντελεμονος αν συμπνους (Пантелеимона восхвалю сострадальцев), ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τος νοητος σμερον φωστρας (Мысленные днесь светила), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 11. P. 506-516). Е. Е. Макаров Иконография Образ Ермолая, почитаемого как врача и пресвитера, часто встречается в визант. и древнерус. искусстве, уступая только образам св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна. Его изображали седовласым старцем с небольшой заостренной бородой, обычно облаченным, согласно сану, в священнические одежды (фрески Кылычлар-килисе, ок. 900, и Саклы-килисе, 3-я четв. XI в., в Гёреме; неф «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита на о-ве Кипр, ок. 1200; ц. Спасителя в Ано-Алепохори близ Мегары, между 1260 и 1280; ц. св. Врачей на п-ове Мани, 1265; ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1315) или в хитон и плащ (в каппадокийских храмах: в ц. 15а в Гёреме, 1-я пол. X в., в сев. апсиде ц. Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.), с крестом и Евангелием или принадлежностями для врачевания (с коробочкой с врачебными инструментами, с сосудом с маслом). Также Ермолая нередко изображают благословляющим. Одно из ранних изображений Ермолая сохранилось на эмалевом медальоне (X в.) из Пала д " Оро (собор Сан-Марко в Венеции). В священнических одеждах, в фелони, с епитрахилью и эпигонатием Ермолай представлен на литой иконе (нач. XI в., Дамбартон-Окс), в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Ермолая часто изображали в вост. части храма: в алтарной апсиде под святительским чином в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028); предположительно в диаконнике ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164); в кафедральном соборе Санта-Мария Нуова в Монреале на о-ве Сицилия (между 1183 и 1189); в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1259-1265). Изображения Ермолая нередко помещались рядом с врачами-бессребрениками, особенно часто с Пантелеимоном, к-рого Ермолай крестил и обучил искусству врачевания: в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (XII в.); в ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в ц. Спасителя в Ано-Алепохори (между 1260 и 1280); в ц. сщмч. Власия в Фрилингианике на о-ве Китира (90-е гг. XIII в.). Рядом с мучениками Иоанном и Киром держащий Евангелие Ермолай представлен в ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо) (1146-1151) и в Палатинской капелле (50-60-е гг. XII в.) в Палермо; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в ц. вмч. Димитрия в Пурко на о-ве Китира (нач. XIV в.); в ц. Таксиархов (Чиноначальников) в Кастории (1359); в группе с мучениками Иоанном и Киром и вмч. Пантелеимоном - в ц. св. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.).

http://pravenc.ru/text/190207.html

А потом XVII век со всем его многоцветьем, Хамовники и прочее. А дальше пришла классика XIX века. А до этого было ещё барокко, а потом модерн. Щусев, Покровский и Перетяткович, и так далее. Все соответствовало своему времени, своей эпохе. Сегодня на дворе XXI век. Где храм, который соответствует этой эпохе, храм XXI века? Пока это все цитаты, это все эклектика. А вот проект для Ходынки я считаю одним из храмов XXI века; таким, который на основе традиций идет дальше. – Расскажите о проекте. – По проекту планировки было задано, что здание должно быть одно, оно должно быть компактное, то есть комплекс. Парковая зона, метро и все эти природные комплексы не позволяют сделать выгородку с оградой и домом причта. Получается, должно быть открытое сооружение на эспланаде, которое компактно стоит единым объемом. Поэтому оно и приобрело ту кубическую композицию, которая сегодня кому-то не нравится. Надо, конечно же, понимать контекст и окружение. Вы посмотрите, какие агрессивные там вещи – четыре сундука «Авиапарка». И ещё строятся высоченные апартаменты, жилые корпуса. Поэтому, по заданию и было так – чтобы это было монументальное сооружение. Как его сам Кузнецов назвал — «кубарь». Все это должно быть лаконично. Если хотите, брутально. И на этом огромном Ходынском поле оно будет смотреться, даже будучи небольшим сооружением, поскольку имеет свой определенный масштаб. Храм Сергия Радонежского на Ходынском Поле – А точные габариты здания определены? – Сейчас пока сложно сказать. Участок выделили 0,5 га. Первый этаж, подклет занимают всякие канцелярские и складские помещения, ризница, трапезная и т.д. Один из блоков, как раз боковой, на все три этажа занимает большая церковно-приходская школа. То есть предполагается духовно-просветительский социальный комплекс. Еще одна особенность – это постановка куполов в ортогональной проекции – примерно, как собор Сан-Марко в Венеции, то есть не по углам, а по основным осям. Это придает храму определенную фундаментальность и центричность по типу купольной базилики.

http://pravmir.ru/hram-na-hodyinke-v-mos...

Богородицы», как, напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). И. З. изображается в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», иконография к-рой, по мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях, напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в визант. иконописи и в составе монументальной декорации храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост. куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле ( Озолин Н., прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» сохранились в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. XIII в.). Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок. 1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля (ок. 1405, ГММК); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З. изображен в середине правой группы апостолов. В сценах апостольского служения образ И. З. представлен: на фреске «Проповедь ап. Иакова» из цикла деяний апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 - мученичество. Образ И. З. присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения, напр.

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010