Представители Московской и Киевской духовных академий приняли участие в конференции по библеистике в Венеции 13 июля 2009 г. 13:13 С 1 по 7 июля 2009 года в Венеции (Италия) состоялась конференция по библеистике «Священное Писание в разных традициях» с участием преподавателей и студентов Московской и Киевской духовных академий, а также Богословского факультета Белградского университета. На конференции выступили с докладами профессора богословских факультетов университетов Венеции и Падуи. По благословению ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония в работе конференции приняли участие заведующий кафедрой древних языков и филологии КДА протоиерей Олег Скнарь и студент I курса КДА Андрей Музольф. Конференция проходила на различных университетских площадках Венеции под патронатом Венецианской Патриархии Римско-Католической Церкви. Куратором выступил священник дон Марко Скарпа, представлявший Венецианский исследовательский институт Сан Бернардино — Сан Франческо делла Винья. Среди докладов, представленных на конференции: Организаторами была также предложена насыщенная культурно-познавательная программа. Участники конференции смогли посетить кафедральный собор San Marco, где с начала VIII века находятся мощи св. апостола и евангелиста Марка. Гости побывали также в Gallerie dell’Accademia, где экспонируются шедевры венецианской живописи эпохи Возрождения: полотна Беллини, Тициана, Тинторетто, а также известная «Тайная вечеря» руки кисти Веронезе. Библиотека Marciana предоставила уникальную возможность ознакомится с библейскими кодексами вв. В контексте изучения армянской традиции участники форума посетили остров San Lazzaro degli Armeni, где с 1717 года действует армяно-католический монастырь, ставший одним из крупных центров арменоведения. Сегодня в обители проживают двенадцать насельников. Сделав исключение для участников конференции, настоятель любезно согласился показать библиотеку и археологический музей монастыря, где хранятся рукописи (древнейшая датируется V в.); уникальная коллекция византийской керамики; ценнейшие артефакты, привезенные из Египта, Сирии и Шумера. Также состоялось посещение Дворца дожей и венецианского квартала Ghetto с музеем еврейской традиции. Сайт КДАиС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/692641.htm...

На афонской миниатюре из Гомилий Григория Богослова (илл. 19) про­рок Аввакум одет почти так же – голубой хитон и бледно-желтый плащ, и цвет волос похож, но волосы у него совсем короткие, а борода довольно внушительная, на Руси сказали бы «аки Власьева». Илл. 18. Пророк Исаия и Аввакум. Фрагмент иконы Богоматерь Елеуса. XI в. Синай, монастырь св. Екатерины. Илл. 19. Видение пророку Аввакуму. Гомилии Григория Назианзина . 1066 г. Афон. Dionisiou cod. 61, f. 4а. Миниатюра Федоровской Псалтири (илл. 20) представляет пророка Аввакума седым как лунь, волосы длинные, брада по форме такая же, как на афонской миниатюре, только белая. Хитон багряный, как у Спасителя, а плащ – зелено-голубой. Итак, мы вынуждены констатировать, что в XI веке ситуация в иконогра­фии пророка Аввакума не изменилась, можно найти образцы изображений святого на любой вкус. В XII веке, по нашим наблюдениям, наметились некоторые тенденции в ико­нографии пророка Аввакума: на Западе начинают преобладать его изображения с бородой, чаще седой, а на Востоке по-прежнему сохраняется полная неопреде­ленность. Византийские мастера, руководившие украшением соборов в Сицилии и Венеции, в изображении пророка Аввакума использовали тип седобородого старца. Возможно, они сохраняли местную традицию, поскольку работали на За­паде. Таким пророк изображен на триумфальной арке собора Рождества Богоро­дицы в Монреале (илл. 21), и дважды в соборе Сан-Марко в Венеции (илл. 22,23). Илл. 20. Пророк Аввакум. Псалтирь Феодора. Константинополь. 1066 г. Британская библиотека. Лондон. (MS 19352 Theodore Psalter). F. 169 г. Илл. 21. Пророк Аввакум. Мозаика триумфальной арки. 1180–94 гг Собор в Монреале, Сицилия. Илл. 22. Пророк Аввакум. Мозаика купола пресбитерия. XII в. Собор Сан Марко, Венеция. Илл. 23. Пророк Аввакум. Мозаика на Северо-западном парусе. Северо-западный (угловой) малый купол. XII в. Нартекс Собора Сан Марко, Венеция. Для полноты картины рассмотрим несколько выдающихся памятников декоративного искусства XII века. На иконе из слоновой кости «Вознесение Господне», изготовленной в Германии (илл. 24), иконография пророка Ав­вакума почти совпадает с его изображением на синайской мозаике (илл. 8): курчавые волосы и небольшая борода.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Базилика была повреждена пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство. Современная базилика [ править править код ] Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год). Титул главного строителя собора в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена. Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея». Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Кафедральный собор Милана и базилика Сан-Марко в Венеции закрыты из-за коронавируса 24.02.2020 10:15 Версия для печати Фomo: yandex.ua Рим, 24 февраля. Кафедральный собор Милана будет закрыт для посещений по меньшей мере до 25 февраля из соображений предосторожности в связи с распространением коронавируса. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету Il Messaggero. «В соответствии с принятым на уровне руководства области и министерства здравоохранения регламентом, кафедральный собор будет закрыт до 25 февраля до дальнейших распоряжений», - указывает газета, уточняя, что срок может быть продлен. Патриархат Венеции (архиепископат Римско-Католической Церкви), который ранее объявил об отмене всех публичных церковных служб, указал, что доступ в церкви в исторической части города на лагуне будет сильно ограничен, чтобы «не допускать большого скопления людей». «В частности, будет закрыт доступ в базилику святого Марка», - приводит агентство ANSA заявление патриархата. Как указывается в распоряжении, публичные мессы не будут проводиться даже на похоронах. «На отпевании смогут присутствовать только близкие родственники, но никаких многолюдных служб или литургий», - указывают в патриархате.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Почитание святителя Николая в Венеции Как было сказано, Святитель Николай был одним из покровителей венецианской республики. В одной из бесед церковный историк Венеции монсиньор Антонио Ниеро высказал уверенность, что собор Святого Марка после окончательной реконструкции в 1097 году хотели посвятить не святому Марку, а Святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением его обоим святым. Одним из видимых доказательств этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора Сан Марко рядом с мозаикой, изображающей апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Однако мощи положили в церкви Святителя Николая на Лидо согласно обету, данному самими участниками похода. Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей. Конечно, венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города - церкви Святителя Николая - и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми. Неподалеку от Венеции в направлении Падуи на берегу реки Брента расположен небольшой городишко под названием Мира. Интересна народная легенда, связанная с именем города: моряки, вернувшиеся с товаром из далеких стран, после молитвы у мощей Святителя, отправлялись вверх по течению Бренты, чтобы доставить товар в Падую. После дневного пути они ночевали в деревушке, где устроили часовню, посвященную Мирликийскому чудотворцу. Со временем эта деревушка стала называться Мира в честь Святителя Николая. Сейчас это городок в провинции Венеция, являющийся, кстати, побратимом подмосковного Ступино. Бенедиктинский монастырь на Лидо после положения честных мощей святых Николая Чудотворца, святого Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) и священномученика Феодора стал одним из центров духовной жизни города. В течение последующих лет правителями и состоятельными гражданами жертвовались в дар монастырю церкви, землевладения и денежные вклады, что указывает на глубокое почитание Святителя Николая в Венеции

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет взят из книги Бытия. Согласно Писанию, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег  и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида. По окончании потопа ковчег прибило к араратским горам , где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет. На мозаике показано, как Ной высылает голубя, чтобы проверить наличие суши. Описание Перед нами фрагмент мозаики конца XII — начала XIII в. Собора Святого Марка. На мозаичном панно изображен праведный Ной, который выпускает голубя в поисках суши. Голова Ноя высовывается из растворенных створок ковчега. Такой ковчег в виде дома с окошками был распространен в западной иконографии: прототипом данного изображения являются иллюстрации Коттоновской Библии, из которой мозаичистами были заимствованы сюжеты ветхозаветного цикла. В данной мозаике примечателен образ Ноя – он изображен средовеком, а не седовласым старцем. Мозаика демонстрирует высокое качество работы: это мы видим по мельчайшей проработке деталей в портрете Ноя, а также морских волн, набегающих друг на друга, где представлена богатая цветовая гамма. Особенность мозаики состоит в том, чтобы создать эффект сияния, свечения, символизирующего Божественный свет. Выложенные под определенным наклоном кубики смальты создают своеобразную игру цветовых оттенков. Сами же изображение, манера письма синтезирует элементы романского и византийского искусства. Декоративную систему росписи Сан-Марко отличает свободное, без «рам», размещение композиций, создающее вертикальный и горизонтальный «зеркальный» эффект с таким же принципом симметрии и  ритмики, как в мозаиках Сицилии. История Программа мозаик XI—XII вв. в соборе Сан-Марко сложна и многопланова. Особенность собора Сан-Марко состояла в том, что он одновременно служил мартирием патрона города, государственной церковью Венеции, личной капеллой венецианских дожей  и местом их коронации. Росписи куполов и сводов собора следуют иконографической программе средневизантийской монументальной живописи, к которой добавлены отдельные западные элементы: аллегории добродетелей, Церковь и синагога, композиция «Се человек», и «Noli me tangere», а также архаичные для XII столетия изображения Божьего Агнца и четырех райских рек. В мозаиках капелл встречается повторение иконографических программ равеннских храмов ранневизантийского времени.

http://azbyka.ru/art/noj-vypuskaet-golub...

Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в. Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в. В готическую эпоху в связи с изменением конструктивного решения зданий Г. исчезли из храмовых интерьеров. Аркбутаны, перекинутые над пониженными боковыми нефами, позволили устраивать подобие Г., охватывающих собор на уровне кровли боковых нефов (собор в Шартре, 1194 - ок. 1230). В историографии франц. архитектуры термин «Г.» применяется и для обозначения в готических постройках т. н. Г. королей, представлявших собой горизонтальные ярусы на фасадах храмов со статуями библейских царей (собор Парижской Богоматери, 1163-1250), к-рых впосл. стали отождествлять с королями Франции. Важнейшую роль играли Г. в монастырской архитектуре Европы, где они обычно связывали все здания ансамбля в единое целое. В их типологическом многообразии особенно выделяется наземная 4-сторонняя Г., часто с архитектурно и скульптурно украшенной аркадой и парапетом, располагавшаяся вокруг внутреннего дворика мон-ря (см. ст. Клуатр ). Она стала наиболее узнаваемым элементом и символом регулярной монастырской планировки, что отражено в одном из общеевроп. названий мон-ря - cloister. С эпохи средневековья и до XIX в. обведенный 4-сторонней Г. внутренний двор был часто используемой формой западноевроп. церковного кладбища (Кампосанто в Пизе). Структура древнерус. храмов, следующая визант. традиции, также предполагала сооружение Г. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Св. Софии Киевской (1037) и Новгородской (1045-1057) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я пол. XI в.; в ц. мц. Ирины в Киеве, 1037). В этих храмах прослеживается к-польская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й пол. XI в. хоры стали устраивать лишь над нартексом и зап. углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого мон-ря в Киеве, 1070; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077; ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е гг. XI в.). Предназначались хоры в древнерус. церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМУС [нем. Demus] Отто (4.11.1902, Харланд, близ Санкт-Пёльтена - 17.11.1990, Вена), австр. историк средневек. искусства (Византия и Зап. Европа). Сын врача К. Демуса, убитого в начале первой мировой войны, Д. поступил в Венский ун-т, где занимался под рук. Й. Стржиговского . Первым результатом его изысканий стала монография (совм. с Э. Дицем), посвященная мозаикам мон-рей Осиос Лукас и Дафни (Byzantine Mosaics in Greece, Hosios Lucas & Daphni. 1931). Книгу характеризует строгий, выверенный художественно-исторический подход и интерес к вопросам стиля, текст - впервые среди подобных публикаций - снабжен фотографиями. Вышедшая в 1935 г. книга по истории собора Сан-Марко в Венеции сформировала представление о Д. как об ученом, «подходящем к материалу с филологической дотошностью» ( Belting. 1991. P. VIII). О. Демус. Фотография. 80-е гг. XX в. О. Демус. Фотография. 80-е гг. XX в. По окончании ун-та (1928) Д. вел работу, связанную с сохранением памятников искусства на территории Австрии. В 1930-1936 гг. занимал пост хранителя памятников в Каринтии. В 1936 г. был переведен в Вену, с 1937 г. преподавал в Венском ун-те. После аншлюса Австрии (1938) Д. уехал на Сицилию, где участвовал в работе конгресса византинистов (1939), а оттуда в Великобританию. В Ин-те Варбурга занимался коллекциями книг, вывезенных из Гамбурга и австр. собраний, преподавал историю искусств в Ин-те искусства Кортолда (Курто). В этот период он написал кн. «Мозаики норманнской Сицилии» (The Mosaics of Norman Sicily. 1949) и исполненное в эссеистической манере исследование о декоративном убранстве храмов IX-XII вв. (Byzantine Mosaic Decoration. 1947), высоко оцененное иконологами. По окончании войны Д. вернулся в Австрию и возобновил работу в службе по охране памятников искусства. Периодически публиковались его статьи, имевшие большой резонанс (в список трудов Д. входит 15 монографий, 133 статьи и 41 рецензия). Он стал одним из основателей Австрийского об-ва византинистов, получавшего поддержку от центра визант. исследований Дамбартон-Окс (Вашингтон), и одним из первых авторов его ежегодника (выходит с 1951), был принят в члены многочисленных обществ (в т. ч. Британской академии и Об-ва антикваров), не раз был номинантом всевозможных премий (в т. ч. Prix Schlumberger). Приоритетной темой исследований Д. продолжал оставаться собор Сан-Марко. 2-я книга об этом памятнике вышла в 1960 г. (The Church of San Marco in Venice), в ней отсутствовал раздел о мозаиках, исследование к-рых продолжилось в период реставрации собора (70-е гг. XX в.), после возведения в соборе Сан-Марко лесов.

http://pravenc.ru/text/171675.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Название города и прилегающей к нему области Венето (итал. Veneto), вероятно, указывают на то, что в этих местах обитал прото-европейский народ венеды . Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века). Промышленно-портовая часть Венеции материковая. Судостроение и судоремонт, цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая, лёгкая промышленность. Ремесленное производство художественных изделий из стекла (остров Мурано; музей), кружев (остров Бурано), мозаики. Университет, консерватория (1916). Музеи (в том числе Галерея Академии искусств). Первый общедоступный оперный театр (1637—1812), оперный театр «Фениче» (1792). Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах. Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви, дворцы. На центральной площади Сан-Маркособор Святого Марка (IX—XV века), Дворец дожей (XIV—XV веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скоул), монастыри. История Поселение с V в. до н.э. , город с начала IX века. С IX — X по XVI век — крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В средние века - республика (с конца XIII века олигархическая, с дожем во главе) со значительной подвластной ей территорией. В 1797 — 1805 и 1815 — 1866 Венеция — владение Австрии . География Город и лагуна включены в список Всемирного наследия. Называемый венецианцами Canalazzo, Гранд-канал (Canal Grande), извиваясь S-oбpaзho проходит через центр Венеции, следуя старому руслу реки. Его стороны, в свою очередь, определяют 6 административных районов (sestieri), сложившихся еще в средние века.

http://drevo-info.ru/articles/3824.html

Св. Иоанн Предтеча в молении. Миниатюра из Лекционария. XII в. (Sinait. gr. 208. Fol. 1v) Св. Иоанн Предтеча в молении. Миниатюра из Лекционария. XII в. (Sinait. gr. 208. Fol. 1v) Др. дни памяти И. П. имеют меньше праздничных черт: 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи) на вечерне совершается вход (ради великого прокимна, произносимого на вечерне в день Богоявления), утреня имеет праздничное окончание; поется прежде всего последование Богоявления - устав службы сходен с уставом службы 26 дек., когда празднуется Собор Пресв. Богородицы, с тем отличием, что 7 янв. песнопений в честь И. П. поется больше; служба И. П. на литургии та же, что и в Мессинском Типиконе. Крещение Господне. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Мастера П. Перуджино и Б. Пинтуриккио. Ок. 1482 г Крещение Господне. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Мастера П. Перуджино и Б. Пинтуриккио. Ок. 1482 г Учекновение главы. Пир Ирода. Погребение св. Иоанна Предтечи. Мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции. 1343-1354 гг. Учекновение главы. Пир Ирода. Погребение св. Иоанна Предтечи. Мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции. 1343-1354 гг. 24 февр. и 25 мая, дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи, являются в Иерусалимском уставе полиелейными праздниками со всеми особенностями этого типа дней. На вечерне читаются паремии, на утрене и литургии чтения практически те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе 24 февр. (Апостол 2 Кор 4. 6-15; 25 мая аллилуиарий со стихом из Пс 96). 23 сент. (Зачатие Иоанна Предтечи) основным признаком торжественности является праздничное окончание утрени. В рус. Типиконах с XVI в. этот день обозначался знаком , а начиная с исправленного московского издания 1682 г.- (этот же знак используется и в нек-рых дониконовских изданиях, напр. в Часослове 1652 г.). В XVII в. в службе 23 сент. появились вечерние стихиры на стиховне и седальны (возможно, в связи с общим изменением устава славословных святых), сначала в изданиях Юго-Зап. Руси (см., напр.: Минея праздничная. Львов, 1651), в русских - в кон. XVII в. (в Типиконе с 1682, в Минеях с 1690).

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010