Обновленный Собор был освящён 9 мая 1912 г. В межвоенный период в 1920-х г.г. на фасаде Собора появляется надпись: «DOAMNE IUBIT-AM LOCASUL UNDE SALASLUESTE SLAVA TA». К концу 1930-х г.г. Кафедральный собор вновь подвергся ремонту. На снимках, сделанных в январе 1940 г., мы видим новый купол и исчезнувшую с фасада надпись. Настал 1941 год, и в наши земли пришла Война. Собор оказался среди многих разрушенных зданий Кишинёва. До нас дошли фотографии, на которых запечатлён момент, когда Кафедральный собор начал гореть. Это произошло 16 июля 1941 г., в день, когда советские войска оставили Кишинёв, а румынские и немецкие - заняли его. Пожар остановить не удалось, вероятно, что никто и не пытался - совсем не до этого было. И Собор выгорел. Также он оказался полностью разгромленным внутри. Скорее всего, разгромили и подожгли его отступающие советские войска, воплощая тактику выжженной земли, но загореться он мог и в результате военных действий - известно, что в непосредственной близости от него проходили в тот день ожесточённые бои с применением танков и артиллерии. Версию поджога Собора советскими войсками поддерживала румынская администрация, но, когда нужно было, в местной прессе обвиняли в этом и кишинёвских евреев, которые якобы уничтожили Собор сразу после ухода советских солдат и до прихода румынских военных (газета «Basarabia», 4 августа 1941 г. ). Город лежал в руинах, но уже в конце июля 1941 года был создан комитет, целью которого было восстановление Собора. Работы начались осенью 1941 г. под руководством архитектора Г. Купчи. В 1942 г. восстановленный Собор открыл свои двери. Летом 1944 г. через Кишинёв прошла вторая волна разрушительной Войны, и снова Собор значительно пострадал. Но удивительным образом храм снова оказался одним из первых восстановленных зданий. На фотографии 1947 г. мы уже видим Собор с куполом, в то время как город вокруг лежит в руинах. Отремонтированный на скорую руку Собор более основательно отреставрировали в начале 1950-х г.г. И всё это время он был действующей церковью. Но внутренняя политика советских властей не подразумевала существование различных религиозных культов на подконтрольных ей территориях. По всему Кишинёву закрывались и сносились церкви. Существовали проекты реконструкции центра Кишинёва, согласно которым должен был быть снесён и Кафедральный Собор. Этого, к счастью, не произошло. Собор сначала опустили в статусе до простой приходской церкви, потом там и вовсе перестали проходить службы, а вот колокольня всё же была варварски уничтожена в декабре 1962 г.

http://sobory.ru/article/?object=17673

Собор Рождества Христова (Новокузнецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Рождества Христова — крупнейший собор Кузбасской митрополии Русской православной церкви. Высота храма 52 м. Находится в Орджоникидзевском районе Новокузнецка. Собор построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Также собор служит студенческим храмом при Кузбасской православной духовной семинарии. При соборе действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Строительство Собора в честь Рождества Христова при Новокузнецкой Православной Духовной Семинарии в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка началось с лета 2000 года в память о 67 горняках, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Однако, закладной камень был освящен и установлен еще 4 июля 1998 года. Текст памятной доски на северной стене Собора гласит: «Храм Рождества Христова в городе Новокузнецке Милостию Божией, по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Тулеева и по Благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония, первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, возведен в Память обо всех погибших шахтерах Кузбасса. Строительство было начато в 2000 году в Орджоникидзевском районе в связи с тем, что здесь 2 декабря 1997 года на шахте „Зыряновская“ погибли 67 горняков. Финансовые трудности не давали возможности быстро завершить работы. Но люди молились и верили, что Господь не оставит это Святое Дело. В 2008 году, по совместному решению Губернатора А. Тулеева и управляющего Кемеровской епархией епископа Аристарха, строительство возобновилось. Деньги на храм собирали поистине всем миром. Огромное желание, финансовая поддержка угольных компаний, подвижнический человеческий труд позволили завершить строительство. 23 августа 2012 года, в канун Дня шахтера, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совместно с духовенством области совершил благодарственный молебен по окончании строительства, и в храме начались богослужения. Да поддержит Господь силы родственников погибших шахтеров, дарует Радость Воскресения и ниспошлет Благополучие Земле Кузнецкой и всем её жителям!»

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Кишинёв. Кафедральный собор Рождества Христова. Добавить фотографии Святые врата собора («Городские Часы»). Башня с аркой построена специально для самого большого колокола, который не влезал в колокольню собора. Установить его туда было просто невозможно, расчёты оказались ошибочными. Фото 1889 г. Источник: http://oldchisinau.com Елена Григорьева 1 июня 1889 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кафедральный Собор – главный храм города: кафедральный Собор Рождества Христова был воздвигнут в 1830-36 годах по инициативе митрополита Бессарабского Гавриила Бэнулеску-Бодони. Проект храма разработал архитектор А. Мельников (1784 – 1854). В соответствии с генеральным планом застройки города, Кафедральный Собор и четырехуровневая колокольня были размещены в центральном сквере, на одной линии со зданием Митрополии, расположенным в западном квартале главной улицы Кишинева.Здание Собора выполнено в стиле русского классицизма. Оно выделяется четырехфасадной классической центральной структурой. К четырем фасадам примыкают шестиколонные портики с краеугольными фронтонами. Первоначально внутренние стены Собора были украшены фресками. В июне 1941 года здание сильно пострадало от бомбардировок, и реставрация Собора началась уже в сентябре того же года. Работами по восстановлению здания руководил Г. Купча. В декабре 1942 года реставраторы приступили к воссозданию первого участка внутренней росписи Собора. В числе участников работ были профессор И. Штефэнеску, художник И. Стериади, профессор Академии художеств в Бухаресте. В ночь с 22 на 23 декабря 1962 года по распоряжению администрации города была взорвана колокольня, входившая в комплекс Кафедрального Собора. В здании храма прекращаются церковные службы, и оно становится выставочным центром Министерства культуры СССР. Здание было возвращено церкви лишь в 1989-91 годах. А в январе 1992 года в ускоренном темпе начались работы по реконструкции здания. 3 ноября 1995 года президент Молдовы Мирча Снегур подписал указ «Об ускорении работ по реставрации комплекса «Кафедральный Собор Рождества Христова» в Кишиневе». И 25 августа 1996 года работы по реставрации Собора были закончены. В этот же день был освящен и установлен крест Кафедрального Собора и начато восстановление колокольни. Сейчас тысячи верующих посещают Кафедральный Собор, а в дни церковных праздников над городом разносится звон колокола из заново построенной колокольни Собора. Комплекс Кафедрального Собора Рождества Христова является украшением Кишинева и символом веры, никогда не покидавшей его жителей.

http://sobory.ru/article/?object=17673

Суздаль. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским. Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами. Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Стародуб. Собор Рождества Христова. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1678. Адрес: Россия, Брянская обл., Стародубский р-н, г. Стародуб, ул. Первомайская, д. 11 Координаты: 52.58307, 32.76078 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор Рождества Христова расположен на бывшей Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне действует, рядом построена небольшая колокольня. Деревянный храм известен с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик, был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " , опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 г. Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г . Собор Рождества Христова возвышается в самом центре Стародуба, на Рыночной площади. Считается, что предшественником собора был храм, возведенный еще во времена Древней Руси. На самом деле, документальное подтверждение существования на данном месте храмовой религиозной постройки датируется не ранее, чем 1617 г. Здесь стояла деревянная Стародубская полковая церковь, которая сгорела в пожаре 1677 г. Сооружение заменили каменным, которое уже к началу XVIII века получило статус соборного храма. В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского казацкого барокко в сочетании вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих XVII века, творивших в мотивах " нарышкинского " барокко. Поговаривали, что внутреннее убранство интерьера обители ничем не уступало его внешнему богатству и разнообразию форм. Согласно свидетельствам 1744 г., внешняя часть сооружения храма сильно пострадала в результате пожара, хотя и удалось сохранить намек на былой облик собора.

http://sobory.ru/article/?object=00669

Россия и Европа — ложное противопоставление? Рождества в Европе много. Именно Рождества. Южные – католические – страны отмечают вовсю. Северные – протестантские – традиционно более сдержанны, но у них так давно, и это касается не только веры. 25 декабря, 2011 Рождества в Европе много. Именно Рождества. Южные – католические – страны отмечают вовсю. Северные – протестантские – традиционно более сдержанны, но у них так давно, и это касается не только веры. Отклик на колонку Андрея Десницкого в журнале «Нескучный сад»: Нужно ли быть толерантным в Рождество? В разнообразии публикаций околоцерковных СМИ порой мелькнет рассказ о том, как плохо на Западе обстоит дело с христианством. По мере приближения к концу календарного года тематика материалов стремится в сторону Рождества: с Рождеством, как и с христианством в целом, тоже плохо — то «зимние праздники» у них вместо Рождества, то «просто Рождество», вместо Рождества Христова, то ёлки запрещают, то Вифлеемскую звезду, то Санта-Клауса – в угоду межкультурной толерантности, в силу растущей секулярности или просто по причине общих антихристианских настроений. Меня такие публикации удивляют. Во-первых, потому. что мой личный опыт рождественских впечатлений от Европы совершенно противоположный. Рождества в Европе много. Именно Рождества. Южные, католические, страны отмечают вовсю. Северные, протестантские, традиционно более сдержанны, но это у них так давно и не только в отношении веры. Города украшены, настроение праздничное. Рождество, Барселона 25 декабря вся Испания высыпает на улицы, танцует, народ поет Рождественские колядки. Тоже самое, говорят, в Португалии. В Барселоне в кафедральный собор на ночную службу зайти невозможно – толпа. Варшава тоже вся ночью на службе. Будапешт более спокоен, но в празднике участвует. Вена убрана гирляндами и звездами так, что однозначно понятно – Рождество для них главный день года… Помню, только в Берлине я расстроился 23 числа на концерте хора Берлинского радио: концерт был объявлен как «юбилейный», но программа его была полностью Рождественской, хотя о Рождественской тематике в анонсе сказано не было. В этом, наверное, проявляется секулярность? В том, что Рождественский концерт не назвали публично Рождественским? С другой стороны, два часа Рождественских хоралов, от Баха, Бетховена и Моцарта до умопомрачительного авангарда, четыре выхода на бис при переполненном зале, сидящем на дополнительных стульях – это ли не дань Рождеству?..

http://pravmir.ru/rossiya-i-evropa-lozhn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции 5 мин., 05.07.2019 7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Рождество Иоанна Крестителя — дата Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю). 10 фактов об Иоанне Крестителе 1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви. 3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане. 4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий. 5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину. 6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии. 7.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Челябинск. Собор Рождества Христова (старый). Христорождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1748 и 1767. Год утраты:1932 (снесён) Адрес: Челябинская область, г. Челябинск, пл. Искусств (площадь возле театра оперы и балета) Координаты: 55.167485, 61.402836 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Христорождественский собор — главный православный храм Челябинска до 1931 года. Первый в городе Кафедральный собор и главный православный собор Исетской провинции. Снесён большевиками по приказу Е. М. Ярославского в 1932 году. Христорождественский собор находился на Соборной площади (ныне — площадь Ярославского), на пересечении улиц Симбирской (ныне — Труда) и Христорождественской (ныне — Цвиллинга). Собор в честь Рождества Христова был заложен 23 марта 1748 года немного южнее деревянной церкви Святого Николая Мирликийского, на территории Челябинской крепости. Христорождественский собор стал первым каменным храмом Челябинска. Строительство велось на средства и силами прихожан, также активно помогал строительству храма отец местного бургомистра А. В. Боровинский. В связи с тем, что население Челябинской крепости составляли преимущественно казаки, которые не имели опыта подобного строительства, местная канцелярия обратилась к настоятелю Далматовского монастыря с просьбой: " ...для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой необходимо мастеров достойных прислать... " Из Далматовского монастыря в Челябинск был прислан каменщик Денисов для начала работ. Храм, названный в честь Рождества Христова, имел два основных придела: в честь Святого Николая и апостола Иоанна Богослова. Известный уральский краевед В. А. Весновский в своей книге-справочнике «Путеводитель по Уралу» так описывал убранство Христорождественского собора: " В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура Святого Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы... "

http://sobory.ru/article/?object=35980

Именно поэтому слово " собор " в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам. Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова " собор " . " Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова - Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения - Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения - Собор Архангела Гавриила " ( 1 ) . Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т.д. " Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным " ( 2 ) . Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является: " Собор - собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором " ( 3 ) . В уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР? Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова " собрание " , " собирать " , " сбор " . Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же " собор " выражает всецелостность, исключительную полноту ( 4 ) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Девять чинов разделены на три иерархии: высшую, среднюю и низшую, из коих каждая содержит по три чина. В высшей иерархии суть: шестикрыльные Серафимы, многоочитые Херувимы и Богоносные Престолы; в средней: Господствия, Силы, Власти; в низшей: Начала, Архангелы, Ангелы. Всех же небесных чинов воевода есть Архистратиг Михаил (Четь-Мин. 8-го ноября. См. послед. Мес. Минеи 8-го ноябр. стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на «Хвалите»; также Воскреси. Чтение, 1844 года, стр. 284, и Воскреси. Чтение, 1852 года, стр. 313). В Часослове, изданном в Киево-Печерской лавре в 1742 году, находится такое величание на утрени: «Величаем тя, святый Архангеле Христов Михаиле, и вас, святые Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господствия, Престоли, Херувимы, Серафимы, прославляющих Господа» (Почти такое величание печатается и в Ирмологионе). В наименовании праздника: «Собор Святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил», слово «собор» относится к бесплотным силам. Силы небесные образуют собою Собор, собрание. Этот Собор призывает к прославлению Господа Бога и живущих на земле людей 829 . С наименованием собор, кроме праздника 8-го ноября, носят название и другие праздники, так: 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы, 7-го января – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, 26-го марта – Собор святого Архангела Гавриила. Во всех этих праздниках слово «собор» относится к лику, к Собору бесплотных Сил. Они чествуются с воспоминанием праздничных событий Рождества Христова, Крещения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. После дня Рождества Христова, 25 декабря, празднуется в следующий день Собор Богородицы (26 декабря). Прославляется Матерь Божия, родившая Христа Спасителя, а с нею и Ангелы, прославлявшие Бога Господа Иисуса при Рождестве ( Лк.2:13 . Мин. Мес. 26 дек. стихиры и канон). После дня Крещения Господня, 6 января, празднуется 7-го января Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя. В этот день, подобно дню Крещения возносится прославление Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане, а с тем вместе славится Креститель Иоанн, житие которого было равноангельское (Мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010