Дедюхин (акватория Камского водохранилища). Собор Рождества Христова. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1732 и 1739. Год утраты:1954 (взорван) Адрес: Пермский край, г. Березники, Дедюхин (акватория Камского водохранилища) Координаты: 59.450019, 56.689421 Проезд:автобус 22 (Березники-Усолье) до моста через Каму Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Христорождественская деревянная. Построена b XVII в. Взамен её в 1732 г. заложен Христорождественский каменный собор. Построен в 1739 г. Сооружен на средства Пыскорского монастыря. Закрыт. Затоплен водами Камского водохранилища в 50-е гг. ХХ в. Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник». Построен на средства баронов Строгановых на главной площади города. Трёхпрестольный собор с храмами Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в трапезной части. Колокольня была увенчана шпилем с крестом и флюгером в виде ангела, имелся набор колоколов и пушка для праздничных фейерверков. Закрыт в 1929 г. Взорван в 1954 г. Сайт «Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»  http://pstroganov.com/?memorial Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова. До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня - восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела. Собор трехпрестольный. Главный летний храм - в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне - в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви - во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».

http://sobory.ru/article/?object=37416

Суздаль. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение. Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским. Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами. Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Рязань. Кафедральный собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Белокаменный собор возведен в начале XVb. Он назывался Успенским и был сначала общегородским, затем кафедральным. Это самое раннее сооружение рязанского кремля. Собор служил княжеской усыпальницей, здесь похоронены пять рязанских князей и три княгини. От первоначального здания сохранились белокаменная кладка апсид и цоколь. Здание значительно перестроено в XVIII-XIXbb. Существующий облик оно приобрело при перестройке и расширении в XIXb. по проекту архитектора Л.И. Стефенгагена. Собор при этом получил обработку в духе " русско-византийской архитектуры " . В связи со строительством нового Успенского собора в XVIIIb. собор был переименован в Христорождественский. В 16 веке Рязанское княжество вошло в состав Московского государства. Долгое время застройка Переяславля-Рязанского оставалась деревянной. В начале 15 века из белого камня был возведён общегородской Успенский собор (с 1753г. переименован в Христорождественский), позднее ставший кафедральным. История возникновения Христорождественского собора начинается во времена появления Рязанского княжества. Сооружение в Рязани, которая до 1778 года называлась Переславлем Рязанским, первого белокаменного собора относится ко времени правления Рязанского князя Олега. Тогда построенный собор был освящен в честь Успения Богородицы. Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был еще не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребен в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре. Точная дата постройки собора остается неизвестной, это приблизительно 1483 год. При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе   Рязанском и Муромском Сергии, собор был достроен и освящен. Об этом  свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нем был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича.

http://sobory.ru/article/?object=00871

Собор Рождества Христова (Новокузнецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Рождества Христова — крупнейший собор Кузбасской митрополии Русской православной церкви. Высота храма 52 м. Находится в Орджоникидзевском районе Новокузнецка. Собор построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Также собор служит студенческим храмом при Кузбасской православной духовной семинарии. При соборе действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Строительство Собора в честь Рождества Христова при Новокузнецкой Православной Духовной Семинарии в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка началось с лета 2000 года в память о 67 горняках, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Однако, закладной камень был освящен и установлен еще 4 июля 1998 года. Текст памятной доски на северной стене Собора гласит: «Храм Рождества Христова в городе Новокузнецке Милостию Божией, по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Тулеева и по Благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония, первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, возведен в Память обо всех погибших шахтерах Кузбасса. Строительство было начато в 2000 году в Орджоникидзевском районе в связи с тем, что здесь 2 декабря 1997 года на шахте „Зыряновская“ погибли 67 горняков. Финансовые трудности не давали возможности быстро завершить работы. Но люди молились и верили, что Господь не оставит это Святое Дело. В 2008 году, по совместному решению Губернатора А. Тулеева и управляющего Кемеровской епархией епископа Аристарха, строительство возобновилось. Деньги на храм собирали поистине всем миром. Огромное желание, финансовая поддержка угольных компаний, подвижнический человеческий труд позволили завершить строительство. 23 августа 2012 года, в канун Дня шахтера, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совместно с духовенством области совершил благодарственный молебен по окончании строительства, и в храме начались богослужения. Да поддержит Господь силы родственников погибших шахтеров, дарует Радость Воскресения и ниспошлет Благополучие Земле Кузнецкой и всем её жителям!»

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции 5 мин., 05.07.2019 7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Рождество Иоанна Крестителя — дата Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю). 10 фактов об Иоанне Крестителе 1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви. 3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане. 4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий. 5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину. 6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии. 7.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Стародуб. Собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Христова расположен на бывшей Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне действует, рядом построена небольшая колокольня. Деревянный храм известен с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик, был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " , опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 г. Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г . Собор Рождества Христова возвышается в самом центре Стародуба, на Рыночной площади. Считается, что предшественником собора был храм, возведенный еще во времена Древней Руси. На самом деле, документальное подтверждение существования на данном месте храмовой религиозной постройки датируется не ранее, чем 1617 г. Здесь стояла деревянная Стародубская полковая церковь, которая сгорела в пожаре 1677 г. Сооружение заменили каменным, которое уже к началу XVIII века получило статус соборного храма. В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского казацкого барокко в сочетании вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих XVII века, творивших в мотивах " нарышкинского " барокко. Поговаривали, что внутреннее убранство интерьера обители ничем не уступало его внешнему богатству и разнообразию форм. Согласно свидетельствам 1744 г., внешняя часть сооружения храма сильно пострадала в результате пожара, хотя и удалось сохранить намек на былой облик собора.

http://sobory.ru/article/?object=00669

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Выборг. Собор Рождества Христова. Церковь Трёх Святителей при 8-ом Финляндском стрелковом полку Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально - католический собор Девы Марии и св. Олафа, затем - лютеранская церковь. После взятия Выборга российскими войсками в 1710 г. - православный собор (освящён в 1719 г. во имя Рождества Христова). В 1744 г. - придел свв. апп. Петра и Павла. Многократно горел на протяжении XVIII в. С постройкой в 1788 г. Спасо-Преображенского собора Рождественский собор был окончательно заброшен, использовался как склад. В 1912-13 гг. был вновь освящен во имя Трёх Святителей с приделом свв. апп. Петра и Павла для 8-го Финляндского стрелкового полка. С 1918 г. - лютеранская кирха. Разрушен в 1940 г. Ныне представляет собою маложивописные руины, над которыми возвышается Часовая башня - бывшая колокольня. Рядом с Часовой башней сохранилась массивная коробка здания средневекового собора, представлявшего для Выборга значительный интерес. Кафедральный собор был построен в 1418 году на месте ранее существовавшего. Прямоугольное в плане здание под гонтовой кровлей имело длину 36 м и ширину 18,5 м. С южной стороны находилась пристройка для хранения оружия, а северной - ризница. В 1477 г. собор сгорел, в 1494 г. он был восстановлен на прежних фундаментах, с использованием старых стен. В это время интерьер собора был разделён двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был в два раза шире боковых. В XVII в., после очередной реконструкции, стены собора были украшены гербами именитых выборгских родов. После разрушений во время развернувшегося сражения по взятию Выборга в 1710 году, собор вскоре был перестроен под греко-католическую церковь и функционировал в таком виде до 1788 г., когда его передали в ведение фуражной комиссии и он стал использоваться как провиантский склад. В 1913 году при исследовании собора были обнаружены следы росписей XV в., полы из известкового камня, покрытые кирпичными плитками. В 1937 г. архитектором О.В. Висте был выполнен проект реконструкции средневековой постройки. Предполагалось снять со стен штукатурку, выявить остатки стен из грубого камня и сохранить их в первозданном виде. Проект этот осуществлён не был, а в годы Советско-Финской войны 1940 года старинная постройка подверглась новому разрушению: сгорело перекрытие и кровля. В настоящее время эта древнейшая постройка центра Старого города представляет собой мрачные руины, являющиеся суровым напоминанием об ужасах войны.

http://sobory.ru/article/?object=03437

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей. Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Христова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней). Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года " усердием " царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских. В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Каргополь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило. http://www.towns.ru/towns/kargopol.html Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас. http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=00299

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010