Богоматерь все это видит. А дальше… предание Христа, суд у Пилата, эта злоба фарисеев. Распятие. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Вот что нам показывает жизнь Богородицы. И в то же время, за эти две тысячи лет, это Та, которая является Матерью всех поколений. Вы только задумайтесь: ведь миллионы прошли через наш Успенский Собор Московский, поклоняясь Ее первописанному лику, который мы называем Владимирским. И часовня Иверская, и наша Лавра Киевская, где проходили наши праотцы, деды, отцы, внуки… и все они ощущали и ощутили, когда сердце разрывалось от одиночества, от отчаяния, дивную отраду, когда уста их шептали “Спаси.” Кто сидел в тюрьме, тот знает, что в те минуты, когда через окошечко выкрикивали его фамилию, он своим внутренним чувством взывал к Матери… Вот эта Мать. Она сегодня перед нами… Церковь дает Ее нам, как образ нашего христианского бытия. Но для нас наступает еще один шаг. Это – Первое Января, Обрезание Христа. И для нас этот день должен быть днем исповедания нашего чувства: Да, я христианин, и по духу моей жизни я буду стремиться, чтобы те Блаженства, которые дал нам Господь, стали бы биением моего сердца. И тогда, при таком решении, для нас наступит действительно Новый Год. 30-ая Неделя, она же по Просвещении Апостол Павел в послании к Ефесянам (гл.4:7–13) говорит: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он послал одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…” А Евангелие сегодняшнего Воскресения ( Мф.4:12–17 ) кончается такими словами: “С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.” В Рождество Христово мы получили дар усыновления, в День Обрезанья Господня мы получили начало Нового Года, в День Крещенья нам была указана цель всей нашей жизни и дана Благодать, помогающая нам идти к этой цели: “И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” И это все суммирует Апостол: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.” Апостол также указывает нам, где мы должны искать поддержки и укрепления: в Церкви Христовой: “И Он послал одних Апостолами, других пророками… иных Пастырями и Учителями.” “Истину сию, говорит Владыка Феофан, знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие брань со врагами спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

64 Таким образом нельзя согласиться с мнением Сергия Глушевского, отвергавшего, что чин Пещного действа перешел в Россию из Византин. Он говорить: «нет основания думать, что обряд этот перешел к нам из Византии. Обряда этого нет в древних греческих требниках и уставах; история в свою очередь не дает основания производить его с востока» (Руковод. для сельск. паст. 1863 г. Т. 3, стр. 18). Все это опровергается свидетельством Симеона Солунского . 65 В расходной книге Софийского собора на 1548 год написано, между прочим: того же месяца в 24 день в навечерии Рождества Христова приходили к архиепископу Христа славить софейский протопоп с братиею и дьяки певчие и подьяки… и архиепископ велел дати протопопу с братиею на собор полтину московскую, и т.д. звонцам московским дано алтын, халдеем двема дана гривна московская (Извест. Импер. Арх. Общ. 1861г. Т. III. стр. 36. Сообщено Куприяновым). 66 О славлении отроков с халдеями в приходорасходной книге Вологодского архиерейского дома есть такая запись: 1637 г. дек. 17 славили отроки, дано им 3 алт. 2 ден., уставшику их дана гривна, да халдеем 8 денег (Суворов. Опис. Вологод. Кафед. Собора. М. 1863 г., стр. 138). 68 Мы не имеем никакого основания согласиться с г. Сергием Глушевским, который говорит, что иногда из купола церковного по цепи паникадила и веревкам на блоках опускали, вместо архангелова образа, живого человека, если находился охотник (Руков. для сельского пастора 1863 г. Т. III, стр. 15). Откуда заимствовал это г. Глушевский – неизвестно. Он указывает на Известия Импер. Археологического Общества Т. I, стр. 374. Но там ничего подобного не говорится. 69 В Библии так сказано: Навуходоносор царь (услышав, что отроки поют) изумился и поспешно встал и сказал вельможам своим: не троих ли мужей мы бросили в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот я вижу четырех мужей не связанных, ходящих среди огня и нет им вреда. И вид четвертого подобен Сыну Божию. Тогда Навуходоносор подошел к устью печи раскаленной огнем и сказал: Седлах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышняго! Выйдите и подойдите. Тогда Седлах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня (Даниила, гл. III, 91–93).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Отсюда делается расчет, что этот первый Апостольский Собор происходил в 51 году по Рождестве Христовом.    Вопрос, подлежавший решению, в сущности был таков: Закон или Евангелие? Моисей или Христос? Благодать или дела закона? Евангельская свобода или иго законное? Закон Моисеев, как учит об этом Апостол Павел в посл. Галатам (Гал.3:24—25), был дан лишь, как детоводитель ко Христу, а потому по пришествии Христовом он становился уже ненужным, ибо заменялся новым законом Христовым. Считать обрядовой закон обязательным в христианстве — значило считать недостаточной искупительную силу закона Христова. Если бы воззрение иудействующих одержало верх, христианству грозила бы опасность превратиться в иудейство. Вот почему Апостол Павел до конца дней своих решительно боролся с этим заблуждением, и все его послания проникнуты мыслью, что человек оправдывается лишь верой во Христа, а не делами закона. Эту мысль его извратили протестанты и сектанты, уча о ненужности добрых дел для спасения, хотя Апостол Павел и не думал этого утверждать, а доказывал только ненужность обрядового закона в христианстве: под «делами закона» ясно разумеются обрядовые предписания Моисеева закона, а вовсе не добрые дела. Деян.15:7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; Деян.15:8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; Деян.15:9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Деян.15:10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Деян.15:11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.    После предварительных долгих споров и прений на соборе, взял слово святой Апостол Петр, который дал руководящую нить к решению вопроса: он напомнил всем известное событие («вы знаете») о чудесном обращении через него ко Христу сотника Корнилия, получившего чрезвычайным образом Духа Святого и сделал вывод из него в приложении к рассматриваемому вопросу: так как Сердцеведец Бог, Который не может обмануться в суждении о способности язычников к достижению ими спасения о Христе, не положил никакого различия между христианами из иудеев и христианами из язычников, то «что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» то есть: зачем хотите заставить исполнять их эти тяжкие обрядовые уложения ветхозаветного закона с его многочисленными правилами и предписаниями, которого ни мы ни отцы наши не были в состоянии исполнить? Характеризуя так обрядовые уложения ветхозаветного закона, Апостол этим указывает, что само по себе соблюдение их не оправдывает человека перед Богом и поэтому они, следовательно, лишние в христианстве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

ап. - апостол архиеп. - архиепископ - блаженный - Вселенский собор - греческий - доцент - еврейский - латинский - митрополит множ.ч. - множественное число - правило - преподобный - протоиерей - профессор - Рождество Христово - святой - священник, священный - так называемый - то есть - толкование франц. - французский Ветхий Завет (В.З.) - Бытие - Второзаконие - Книга пророка Даниила - Книга Екклизиаста, или Проповедника - Книга пророка Иезекииля - Книга пророка Иеремии - Книга пророка Исаии - Исход - Левит - Первая книга Паралипоменон - Вторая книга Паралипоменон - Книга Премудрости Соломона Притч. - Притчи Соломона - Псалтирь - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Первая книга Царств - Вторая книга Царств - Третья книга Царств - Числа Новый Завет (Н.З.) - Послание к Галатам - Деяния святых апостолов - Послание к Евреям - Послание к Ефесянам - Послание Иакова - от Иоанна святое благовествование - Первое послание Иоанна - Послание к Колоссянам - Первое послание к Коринфянам - Второе послание к Коринфянам - от Луки святое благовествование - от Матфея святое благовествование - Откровение ап. Иоанна Богослова - Первое послание Петра - Послание к Римлянам - Первое послание к Тимофею - Второе послание к Тимофею - Послание к Титу - первое послание к Фессалоникийцам - второе послание к Фессалоникийцам - Послание к Филимону - Послание к Филиппийцам Примечания: 1 См. список сокращений в конце книги. 2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Во время Таинства читается Послание апостола Павла к Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3). Для каждого крещаемого была совершенно очевидна реальность сопогребения со Христом, умирание ветхого человека и воскресение его в обновленной жизни. До сих пор на Рождество, на Крещение, на Пасху и на праздник Святой Троицы вместо Трисвятого в храмах поется: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Происходит это в те самые дни, когда по обычаю Церкви совершалось крещение оглашенных. Равноапостольный царь Константин Великий принял крещение только на смертном одре. Парадоксально, но, даже открывая Первый Вселенский Собор и провозглашая христианскую империю, он был еще не христианином, а лишь оглашенным. Он долго не мог принять крещение, потому что его совесть была обременена множеством грехов: Константин воевал, наказывал преступников, проливал кровь. Он не мог сочетать жизнь по Евангелию с исполнением обязанностей правителя. Любопытен случай, происшедший со святителем Амвросием. Когда надо было поставить епископа в Медиолане (современном Милане), выбор благочестивых христиан пал на Амвросия. Он воспитывался в христианской семье, бабка приняла мученическую смерть за Христа, его сестра была монахиней, возглавляя общину девственниц, а сам он до сорока лет был не крещен. Лишь после того, как его выбрали епископом, он за четыре дня прошел все степени посвящения: в первый день его крестили, во второй — рукоположили во дьяконы, в третий — в священники, а в четвертый он в одежде крещаемого принимал посвящение в епископы, потому что по древней традиции новообращенные в течение девяти дней носили белые крестильные одежды. Я уже не говорю о таких замечательных подвижниках, как Григорий Богослов (329–389), чей отец был епископом, Василий Великий (ок. 330–379) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407), крестившихся, когда им было не менее тридцати лет. Крещение в те времена воспринималось почти как монашеский постриг: рождался другой человек, живший совершенно иной жизнью, отрекшийся от мира и полностью посвятивший себя Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Вопреки насмешкам, издевкам и смерти Памяти Ивангородских священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова Игумен Довмонт (Беляев) Игумен Довмонт (Беляев), настоятель Успенского храма в Ивангородской крепости, – о верных пастырях, отдавших жизнь Христу и людям: священномучениках Александре Волкове (1873–1918) и Димитрии Чистосердове (1861–1919). Священномученик Александр Волков – Отец Довмонт, заканчивающийся 2019 год – 100-летие мученической кончины двух замечательных пастырей Ивангорода, который был в то время просто районом большой Нарвы. Отец Александр и отец Димитрий пострадали в 1919 году, на второй день Рождества Христова, когда Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Причем пострадали от рук большевиков сбросившей с себя «оковы царизма» Эстонии… – Я считаю, что к подвигу этих священномучеников можно смело применить слова апостола Павла: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих соплеменников, что и те от иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес. 2: 14–16). Беда здесь, думается, в том, что, если человек или страна сбрасывают с себя бремя Христово, они тут же подпадают под иго Его противника: что Россия, что любое другое государство, отказавшись от Бога, попали в сети темных сил. Борьбой с монархией только прикрывалась война против Христа. Монархия как таковая тут ни при чем. – Но в качестве официальной вины отцам приписывался именно монархизм. – Вспоминая наших святых, мне хотелось бы сказать о них именно как о священниках и как о представителях той эпохи, русской жизни того, безвозвратно ушедшего, времени. Многое останется непонятным, если мы, современники, не знаем значения Принаровского края, этой земли, ее истории. А значение это было большим: Нарва с давних времен, а особенно с эпохи Петра Великого, считалась местом славы русского оружия, местом великих ратных и духовных подвигов – все ли знают об этом сейчас?.. Впоследствии здесь постоянно проводились военные маневры, а также учения, парады, в которых принимали участие и представители Царской Семьи. И поэтому, когда потом священномучеников Александра и Димитрия в Нарвском ЧК обвинят в монархизме, это будет иметь под собой почву, вполне объяснимо. Жить, служить здесь и не быть монархистом было просто невозможно для русского человека, если он хоть немного знал историю собственного Отечества. А священники, люди образованные, знали ее прекрасно – знали и старались донести до паствы. Когда в храм, где ты служишь, заходит августейшая фамилия в полном составе, и не просто заходит, а искренно молится, участвует в Литургии, то ты не можешь кривить душой, если ты настоящий служитель Христов, и тебе не до политических дискуссий.

http://pravoslavie.ru/126097.html

Единение от Бога, разделение от диавола. Методы человеконенавистника искони были – разрушай, разделяй и царствуй. А корень всех разделений лежит в наших страстях – гордости, самолюбии, зависти, маловерии, на них диавол разжигает непонимание и вражду между людьми. Господь призывает искоренять в себе разделяющие нас страсти и идти к Нему путем хранения совести и мира душевного. Сейчас мы стоим перед судьбоносным событием, в мае соберется Всезарубежный Собор, на котором процесс умиротворения Русской Церкви будет обсуждаться соборно в лице наших избранных представителей. В это предсоборное время мы должны с большим усердием хранить свой мир душевный, чтобы его не угасили страстные эмоции, вражда и споры, а для этого надо больше прилежать к молитве, чаще посещать храм Божий, чаще прибегать к Святым Таинствам. Только в Церкви мы можем обрести мир душевный, в благодати Божией, обильно подаваемой нам в Его Таинствах. Апостол Павел, обращаясь к ефесянам, говорил: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4, 1-16). Также и мы, следуя завету Апостола, должны хранить «единство духа в союзе мира», и искать то, что Божие, а не человеческое. И если будем поступать в согласии с волей Божией, то и мир Его не оставит нас. В нашем узком представлении о судьбах Божиих мало места для трезвого взгляда, мы видим лишь малую часть общей картины, да и то через искаженную призму своих страстей, а всеведущий Господь знает, что наиболее спасительно для чад Его Церкви, Его Святого Тела. Поэтому очистим ум и сердце от страстного и суетного мудрования и будем с миром в душе просить у Господа вразумления. Да подаст Царь мира мир душам нашим! Дорогие архипастыри, пастыри, братие и сестры сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова! Аминь.

http://pravoslavie.ru/2029.html

И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И по ряду Божественная Литургия Великаго Василия . Вместо Достойно: поем: Вместо “Достойно” О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/Ангельский Собор и человеческий род,/освященный Храме, и Раю словесный,/девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися,/и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш:/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее Небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/Ангельский сонм и человеческий род./Ты — освящённый храм и рай духовный,/слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/прежде всех веков Существующий Бог наш./Ибо недра Твои Он в престол обратил/и чрево Твоё обширнее небес соделал./О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/слава Тебе! Причастен един: Причастен Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. По отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне: кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. О правильной вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы слышали апостольское чтение из Послания святого апостола Павла к евреям. Какое отношение это чтение имеет к событию, которое мы празднуем сегодня? Что это за событие? Мы вспоминаем тот день, когда в 843 году от Рождества Христова святая царица Феодора после смерти своего супруга, императора-иконоборца Феофила, восстановила иконопочитание. До этого в Византийской империи почти целое столетие с большей или меньшей силой свирепствовала иконоборческая ересь. Православные, в особенности монашествующие, были гонимы, подобно древним святым, о которых говорит апостол Павел, терпели страшные преследования, покидали пределы Византийской империи или переселялись на ее окраины, где царская власть не имела такого влияния. Многие были убиты или подверглись пыткам, как, например, братья Феодор и Феофан, прозванные Начертанными, потому что на их лицах по приказанию императора Феофила были варварски вырезаны стихи, хулящие их. Многое вынесла в то время Православная Церковь в лице своих исповедников и мучеников. Император Феофил, по утверждению Феодоры, в самые последние минуты жизни раскаялся в своем заблуждении и, приложившись к святым иконам, отошел в иной мир. Она, желая восстановить иконопочитание и беспокоясь об участи своего супруга-еретика, просила, чтобы святые отцы молились о его прощении. (Надо сказать, что царица Ирина, по инициативе которой был созван Седьмой Вселенский Собор, осудивший иконоборцев, предала анафеме своего умершего мужа как еретика.) Царица же Феодора, то ли из любви и привязанности к мужу, то ли в надежде на его спасение (ведь он перед смертью изменил свое отношение к почитанию святых икон), с дерзновением предприняла следующее.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

И сказав это царю, авва Иаков митрополит проклял За-амануэля и отлучил его отлучением апостольским. Тогда встал преступник заповеди и сказал царю: «я тебе посоветую». Тогда сказал царь митрополиту: «завтра я скажу тебе, что решу, а сегодня ступай в свою келью». Тогда встали митрополит и Филипп и все священники и вернулись в свои жилища, а царь решил с этим человеком, врагом правды, чтобы отослать митрополита в его страну, а собранных с ним мамхеров согнать с их кафедр. И угодно было царю это решение. В эту же ночь постигла болезнь этого проклятого царского советника; сделалось прокаженным все его тело и он умер в проклятии, как Арий, говоря: «Иаков и Филипп поразили меня крестами своими». По наступлении утра пришел митрополит и сказал царю: «что решил ты о нас?» Царь сказал: «будь изгнан из моей страны и вернись в свою». Митрополит сказал: «хорошо решение твое о мне, но я предпочитал бы, чтобы ты убил меня, чем вернуться мне в мою страну, но да будет воля Божия». f.187. Затем он взял украшенного Филиппа и весь церковный собор и тех 11 мамхеров, и пошел в церковь . И сказал им митрополит: «будет великое гонение на нас от еретиков и отступников, и что вы скажете? Будете ли вы слушаться гласа моего и принимать совет мой, или нет?» И отвечали все единогласно: «куда нам идти от повелений твоих, отче? Если даже нас изгонят или убьют, мы будем исполнять все, что ты скажешь нам». И сказал им авва Иаков митрополит: «не соглашайтесь с еретиками и отступниками, которые будут говорить нам: вкушайте пищу в среду и пяток под предлогом навечерия Рождества Христова». И заповедав им это, он повелел зажечь 7 светильников и сказал: «некогда поставил я Филиппа главой над всеми вами, подобно Петру, а ныне изгнан в исполнение слова, сказанного Господом нашим: «егда же гоняг вы во граде сем, бегайте в другой ( Мф. 10, 23 ), ибо не имате скончати грады Израилевы». И когда я буду изгнан, Филипп да будет вам вместо меня, и все, что он скажет вам, делайте, и если будете противиться слову моему и слову Филиппа возлюбленного моего, Бог сделает с вами подобное этому угасанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010