12 ноября 1896 года прав. Иоанн Кронштадтский освятил южный (правый) придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Осенью 1936 года собор был закрыт, а все духовенство - арестовано. Косвенно роковую роль при этом сыграл только что произведенный летом 1936 года ремонт собора. Сразу же после ареста духовенства собор был закрыт, большинство икон вывезено и сожжено, часть из них прихожане сумели разобрать по домам, и, таким образом, спасти. Тогда же были сброшены колокола храма. 13 мая 1938 года собор был окончательно закрыт и передан под кинотеатр. В конце 1938 года собор был обращен в танцевальный зал и использовался таким образом до 1941 года. В период оккупации с 1941 по 1944 год здание собора было занято немецкой частью. После войны здание пустовало, постепенно разрушаясь. В 1980-е годы в соборе планировалось устроить краеведческий музей. В 1984 году с помощью вертолета на убранную в строительные леса колокольню установили временные шатер и главку. 18 июля 1991 года здание собора было возвращено Церкви, и в соборе начались ремонтно-восстановительные работы. 31 октября этого же года была освящена крипта собора для совершения молебнов и треб, здесь же разместилась воскресная школа. 20 июля 1992 года проведено малое освящение собора. В 1997 собор был закрыт на реставрацию. В 2000 году на колокольне установили новые главу и крест. В 2010 году под них подвели шатер, в 2014 году над собором был установлен главный шатер с центральной главой. С 2014 года в соборе проводятся регулярные богослужения. К собору приписан Екатерининский собор города Луги. Архитектура Храм представляет собой четырёхстолпную однокупольную постройку с трёхъярусной колокольней, завершения купола и колокольни шатровые. До революции на колокольне храма помещались 12 колоколов. Самый большой колокол, отлитый с присадкой серебра, весил 490 пудов. Настоятели Литература Использованные материалы Редакция текста от: 25.10.2018 20:50:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678239.h...

— На некрепком же основании вы построили свое зыбкое здание. Почему вы называете свой собор святым? Ведь вы наименование: «святой» — отняли от всех святых и повелеваете не называть так ни Апостолов, ни мучеников, ни пророков, ни других мужей, благоугодивших Богу. Как может собор ваш быть святым, раз он попирает и оскверняет всё святое? Вы называете собор ваш вселенским; но как он может быть вселенским, если на нем не было ни одного из патриархов, ни уполномоченных от них, ни даже посланий, в которых бы они заявили о своем соизволении на созвание собора. Не может собор ваш называться вселенским, ибо он ложный. Еще вы называете его седьмым. Но каким образом он седьмой, если он расходится с первыми шестью соборами? Если бы он был седьмой, то ему надлежало бы во всем последовать шестому, пятому и другим, бывшим раньше, соборам. Ибо без первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого не может быть седьмого. Таким образом, собор ваш вовсе не седьмой, так как он отверг предания прежде бывших шести соборов. На эти слова епископы возразили: — Что же, от шести соборов преданное, мы отвергаем? Нет, мы не отвергаем прежних соборов и преданного от них, но принимаем всё это. Тогда святой ответил: — Не в святых ли церквах происходили прежние соборы, т. е. я говорю про те церкви, который были украшены иконами. Первый собор происходил в Никее, в обширной церкви этого города. Второй — в Константинополе, в церкви святой Ирины. Третий — в Ефесе, в церкви святого Иоанна Богослова. Четвертый — в Халкидоне, — в митрополичьей соборной церкви. Пятый и шестой — опять в Константинополе, при чем первый происходил в храме святой Софии, второй же в дворцовом храме, называемом Труллом. Все те церкви не были ли украшены честными иконами? И ни один из прежних соборов не отвергал их, как отвергает ваш собор. Что вы скажете мне на это? Те удивлялись премудрости святого Стефана и молчали, не имея ничего, что могли бы возразить ему. Только один из сидящих с ними промолвил: — Воистину, справедливо то, что говорил Стефан!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Лодейное Поле. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла , Трёх Святителей , Тихвинской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:между приблизительно 1841 и 1843. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ленинградская область, Лодейнопольский район, Лодейное Поле, проспект Урицкого, нечетная сторона Координаты: 60.735722, 33.556865 Проезд:ри въезде в Лодейное Поле с трассы М-18 " Кола " двигаться в центр города, никуда не сворачивая, по Республиканскому тракту, переходящему в улицу Титова, после чего повернуть направо, на проспект Урицкого. Место собора, отмеченное памятным поклонным крестом, будет справа у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первоначальная одноимённая деревянная церковь построена в 1702 году, разобрана в 1766 году и поставлена на другом месте, сгорела. На её месте в 1843 году возведена новая каменная церковь в стиле классицизма с пристроенной трехъярусной колокольней. Устроены приделы Тихвинской иконы Божией Матери и Трёх Святителей. В 1875 году церкви присвоен статус собора. С 1922 года собор принадлежал обновленцам. К 1930 году состоял на учете Главнауки как памятник истории и архитектуры. 5 июня 1929 года закрыта приписная деревянная часовня Георгия Победоносца. Собор закрыт 21 ноября 1932 года, передан под культурно-просветительское учреждение. Разрушен в годы Великой Отечественной войны в результате артобстрелов. Руины разобраны во второй половине 1940-х гг., по другим даным - в 1960-х гг. Большинство церквей Лодейнопольского уезда строились в XVII-XIX веках, часто на средства купцов и помещиков. Или же деньги собирали всем миром, как и был воздвигнут большой трехпрестольный Петропавловский собор в Лодейном Поле. Прежде на этом месте, недалеко от дворца, где жил Петр I, стояла церковь Петра и Павла (деревянные дворец и церковь были первыми постройками Олонецкой верфи). Строительство каменного собора в стиле русского классицизма по проекту А.П. Брюллова закончили в 1844 году. В деревянном иконостасе главного алтаря собора, украшенного сквозным кружевом, были помещены иконы, писанные в Италии. Левый придел освятили в честь Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Правый – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В особом киоте стояла чудотворная местночтимая икона Богоматери Тихвинская.

http://sobory.ru/article/?object=26633

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова 26 октября 2014 г. 18:17 26 октября 2014 года, по завершении встречи с руководителями проектов грантового конкурса «Православная инициатива» , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и губернатора Саратовской области В.В. Радаева посетил отреставрированный Свято-Троицкий собор города Саратова. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел нижний храм в честь Успения Божией Матери и верхний Троицкий храм. Святейший Владыка побеседовал с духовенством и прихожанами. В дар собору Патриарх передал икону Покрова Пресвятой Богородицы. Согласно Патриаршему указу, который был оглашен сегодня после Божественной литургии в храме святого апостола Иоанна Богослова в Саратовской духовной семинарии, Свято-Троицкому храму г. Саратова в связи с завершением реставрационных работ присвоен статус кафедрального собора. Свято-Троицкий собор Саратова — старейшее сохранившееся здание Саратова и Среднего Поволжья, памятник истории и культуры федерального значения. Нижний Успенский храм собора освящен около 1695 года, верхний Троицкий — в 1701 году; колокольня возведена в 1723 году. Кафедра саратовских архиереев находилась в Троицком соборе с момента образования Саратовской епархии в 1799 году до 1826 года, когда был освящен новый Александро-Невский кафедральный собор. Тем не менее Троицкий храм сохранил свой соборный статус как один из важнейших храмов города. Собор был закрыт в 1938 году, последним из саратовских храмов, и был открыт первым из них в конце 1942 года. С этого времени он вновь становится кафедральным. В начале 2000 годов архиерейскую кафедру вынужденно перенесли в Духосошественский храм, так как Троицкий собор находился в аварийном состоянии. В 2004 году в соборе началась масштабная реконструкция, в рамках которой были осуществлены работы по укреплению стен, фундамента и колокольни, полной замене коммуникаций, производству внешних и внутренних отделочных работ, благоустройству территории. Также была проведена реставрация старинных храмовых икон, наиболее почитаемой из которых является образ Спаса Нерукотворного.

http://patriarchia.ru/db/text/3811321.ht...

В старые времена Спасо-Преображенский собор поражал своим благолепием. Ныне стараниями благоукрасителей в соборе установлены пять фаянсовых иконостасов, выполненных Сысертским фарфоровым заводом. Невьянский собор стал третьим храмом на Урале, для которого сысертские мастера изготовили свою продукцию (первый Крестовоздвиженский собор в Верхотурье, второй — Храм-на-Крови в Екатеринбурге). В день Преображения Господня, 19 августа 2003г. Невьянский собор обрел свою старинную храмовую икону Святителя Николая Чудотворца. Перед самым приездом владыки Викентия чудом сохраненный образ передали настоятелю. Для всех прихожан это радостное событие явилось знамением свыше, поскольку обретение святынь есть проявление милости Божией. Еще одну храмовую святыню — икону св. евангелиста Иоанна Богослова (из царских врат бывшего Невьянского собора) подарил приходу главный архитектор района Александр Витальевич Нечхаев. Возрожденный из праха Спасо-Преображенский собор прекрасно вписался в архитектурный ансамбль Невьянска. Архитектурно-градосторительные достоинства собора высоко оценены специалистами — ему придан статус памятника федерального значения. Восстановленная святыня, ставшая украшением исторического комплекса Невьянского завода, вновь собрала под своими сводами верующих. Вновь зазвучала здесь церковная молитва и стали совершаться Таинства Божии, которые, преображая человеческую душу, соединяют ее с Самим Богом. Книга «Невьянской страны украшение», Издательство ОМТА, 2005г. Возведен в 1824-1826 годах. Поздний классицизм. 11 мая 1912 года указом Синода храму присвоен статус собора. Спасо-Преображенский собор в городе Невьянске был заложен 27 июля 1824 года, в воскресный день, в память Святого мученика архидиакона Лаврентия, во имя божественного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Храм имел два придела: Успения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Девы Марии (освящен в 1827 г.) и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в честь Преображения Господня (освящен в 1830 г.).

http://sobory.ru/article/?object=01204

Явная фигура креста образуется также линией Батыевы ворота – «ротонда» – Воздвиженская церковь и пересекающей ее линией Замковая гора – Десятинная церковь – «ротонда» – Федоровский монастырь Михайловский монастырь. Окрест Софии тоже образован крест, состоящий из линии Золотые ворота – София и пересекающей ее линии церковь Святого Георгия – церковь Святой Ирины. Вблизи них по обе стороны дороги от Золотых ворот и Софии обнаружены фундаменты еще двух храмов, названия которых не установлены 604 . Наши летописные источники говорят, что церковь Святого Георгия Ярослав Мудрый создал во имя своего небесного покровителя (в крещении Ярослав был наречен Георгием), а церковь и монастырь Святой Ирины – во имя небесной покровительницы своей жены 605 . Но нельзя не обратить внимания на то, что монастырь Великомученика Георгия находился вблизи Иерусалима, а известная церковь мученицы Ирины существовала в Константинополе... Весьма четко естественная крестообразность оформлена святынями в Древнем Новгороде XII века и Владимире XII-XIII веков. В Новгороде линия собор Святой Софии (в Детинце) – Иордань – собор Иоанна Предтечи на торгу пересекается с линией собор Воскресенского монастыря – Иордань – собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Во Владимире знак креста образован линией Успенский собор Княгинина монастыря – Успенский (главный) собор Детинца – Иордань и пересекающей ее почти перпендикулярно линией Вознесенский монастырь – Успенский собор Детинца – Рождественский монастырь. Подобные крестообразные градо- и храмостроительные композиции замечены также в ряде других древних русских городов. В таком случае мы, со своей стороны, не можем не обратить внимания на то, что круговая (или стремящаяся к кругу) общая композиция города и крест (квадрат), образуемый его храмами (монастырями) в точности соответствует устройству алтаря православного храма. Священным центром алтаря является престол (в древности называвшийся жертвенником или трапезой), прямо к востоку от него в полукружии апсиды расположено горнее место (в древности – престол или горний престол), прямо к западу – полукружие амвона на солее, к северу от престола еще по «Апостольским правилам» положено было сооружать отдельное помещение для «Предложения» (приготовления хлеба и вина для последующего таинства евхаристии), с южной стороны – подобное же помещение для ризницы или «диаконника».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никосия. Кафедральный собор Иоанна Богослова. Καθεδρικς νας αγου Ιωννη του Θεολγου Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1662. Адрес: Zinonos Kitieos 8 (Archbishop Kyprianos square), 1016 Nicosia, P.O.Box 21130, CY1502 Nicosia, Cyprus Координаты: 35.173339, 33.367732 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здание собора начали возводить в 1662 году при архиепископе Никифоре на том месте, где ранее находилась бенедиктинская часовня, построенная в честь святого Иоанна Богослова. После набегов мамлюков орден бенедиктинцев покинул остров Кипр, и в 1426 году часовня стала частью православного монастыря. Храм оставался монастырским до 18 в., когда архиепископ Сильвестр сделал его кафедральным, и он стал официальной резиденцией Кипрской архиепископии. Это небольшая однонефная постройка с франко-византийскими архитектурными элементами и высокими внешними контрофорсами, которые делают сооружение похожим на крепость. Эта единственная церковь Никосии, где внутренние настенные росписи сохранились во всей своей полноте. Четыре большие церковные иконы принадлежат кисти критского художника Иоанна Корнаро; они были написаны в 1795 и 1797 годах. Настенные росписи 18 в. изображают сюжеты их Священного писания, сцену обретения мощей св. ап. Варнавы в Саламине. В соборе есть архиепископское кресло, а также специальные места для президента с женой и посла Греции. Информация: " Кипр. История и цивилизация " . Был построен в Старом Городе Никосии в 1662 году архиепископом Кипрским Никифором и посвящен святому апостолу Иоанну Богослову. Собор украшают фрески XVIII века, показывающие Библейские сюжеты и события обретения гробницы святого апостола Варнавы на Саламине. Собор выделяется позолоченным иконостасом резного дерева и двуглавыми орлами мастерской работы. Ныне является кафедральным собором Кипрской архиепископии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23745

Челябинск. Собор Рождества Христова (старый). Христорождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1748 и 1767. Год утраты:1932 (снесён) Адрес: Челябинская область, г. Челябинск, пл. Искусств (площадь возле театра оперы и балета) Координаты: 55.167485, 61.402836 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Христорождественский собор — главный православный храм Челябинска до 1931 года. Первый в городе Кафедральный собор и главный православный собор Исетской провинции. Снесён большевиками по приказу Е. М. Ярославского в 1932 году. Христорождественский собор находился на Соборной площади (ныне — площадь Ярославского), на пересечении улиц Симбирской (ныне — Труда) и Христорождественской (ныне — Цвиллинга). Собор в честь Рождества Христова был заложен 23 марта 1748 года немного южнее деревянной церкви Святого Николая Мирликийского, на территории Челябинской крепости. Христорождественский собор стал первым каменным храмом Челябинска. Строительство велось на средства и силами прихожан, также активно помогал строительству храма отец местного бургомистра А. В. Боровинский. В связи с тем, что население Челябинской крепости составляли преимущественно казаки, которые не имели опыта подобного строительства, местная канцелярия обратилась к настоятелю Далматовского монастыря с просьбой: " ...для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой необходимо мастеров достойных прислать... " Из Далматовского монастыря в Челябинск был прислан каменщик Денисов для начала работ. Храм, названный в честь Рождества Христова, имел два основных придела: в честь Святого Николая и апостола Иоанна Богослова. Известный уральский краевед В. А. Весновский в своей книге-справочнике «Путеводитель по Уралу» так описывал убранство Христорождественского собора: " В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура Святого Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы... "

http://sobory.ru/article/?object=35980

Остров. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Иоанна Богослова , Митрофана Воронежского Год постройки:Между 1786 и 1790. Адрес: Россия, Псковская область, Островский район, г. Остров, ул. 25-го Октября, 14 Координаты: 57.341678, 28.351854 Проезд:От Острова на запад по северному берегу Великой, после Рубилово по указателю на Тишино, через мост, после деревни и леса - направо по грунтовке (церковь будет видна). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор Святой Троицы. Действующий. Построен в 1790 году на Торговой площади по повелению императрицы Екатерины Второй на месте прежней деревянной Воздвиженской церкви, уничтоженной в 16 веке войском польского короля Стефана Батория. Самый монументальный памятник культового зодчества дореволюционного Острова. Архитектурный стиль - классицизм. В 1802 году над центральным входом была воздвигнута трехъярусная колокольня, на которой висело 7 колоколов и пристроен придел Ильи Пророка. В 1847 году в храме на средства купца И.Л. Мамонова были устроены еще два придела: во имя святого Иоанна Богослова и во имя святого Митрофана Воронежского Чудотворца. 3 мая 1883 года на колокольне собора были установлены главные городские часы с боем петербургской фирмы Винтер, на что было затрачено 1260 рублей. В 19 - начале 20 веков в храме неоднократно происходили перестройки (с северной и южной стороны были пристроены два крыльца, упразднены приделы Ильи Пророка и Воздвижения, уложен мозаичный пол и пр.). Но в целом Троицкий собор сохранил прежние архитектурные формы. Главный колокол Троицкого собора весил 155 пудов 25 фунтов. На нем имелась надпись: «При императоре Александре Втором, при епископе Павле, при протоиерее Флоринском и священнике Иоанне Харлове, заказан ктитором Иоанном Васильевым Новиковым». Причт состоял из трех священников, дьякона и двух псаломщиков. К собору были приписаны кладбищенская церковь Жен-Мироносиц города Острова и домовая Богоявленская церковь в имении Валуевых с. Жеребцове. Неподалеку от собора в 1873 году была поставлена часовня во имя преподобного Иосифа Песнописца «в память избавления жизни императора Александра Освободителя от рук убийцы» (не сохранилась).

http://sobory.ru/article/?object=03425

Теперь давайте разберём причину, по которой Иоанн Грамматик был «наречён» епископом, а так же рассмотрим разные мнения относительно места его происхождения. В этом источники противоречат друг другу и дают нам разную информацию. Севир никогда не назвал Иоанна Грамматика епископом. Также из других текстов мы знаем, что Иоанна называли просто «Грамматик», «Иоанн Грамматик», «Иоанн Кесарийский» или каким-либо другим подобным образом. Например монах Евстафий, автор трактат о соединении двух природ во Христе, который, как говорит S. Vailhé, по-видимому знал лично как Севира, так и Иоанна , упоминает в своём сочинении об Иоанне три раза и называет его «Иоанн Грамматик» или просто «Грамматик» . Точно также его называет Анастасий Синаит (VII в.), прибавляя то, что он был «Кесарийский» . Оба как Евставфий, так и Анастасий Синаит говорят о полемике Иоанна с Севиром и, поэтому, как мне кажется, если бы Иоанн действительно был епископом одного из городов, он, без всякого сомнения, был бы назван в сочинениях этих авторов «епископом», хотя бы для того, чтобы дать больше авторитета его сочинениям . Вообще же мы имеем только два древних источника, которые называют Иоанна «епископом» Кесарии Капподокийской: Леонтий Иерусалимский, живший между VI и VII веками и уже упомянутый нами Латераникий собор (649 г.). В своём сочинении Соптга monophysitas Леонтий Иерусалимский передает выдержки из разных сочинений Севира Антиохийского, которые начинаются с заглавных слов (леммы), в которых говориться о том, кто является автором этой выдежки и против кого она направлена. В одной из них мы читаем следующее: «Севир: из книги против Иоанна Грамматика епископа Кесарийского» . Как видно из этой леммы Иоанн представлен как епископ города Кесарии. Однако, что интересно, в других предшествующих леммах в том же самом контексте и, говоря о том же самом Леонтий называет его просто «Грамматик», цитируя того же самого Севира из его книг ContraGrammaticum, где Севир, как мы уже сказали никогда не называл Иоанна Кесарийского епископом. В том же самом месте своего сочинения Соптга monophysitas ,Леонтий добавляет выдержки из трех писем Севира к Сергию Грамматику евтихианину , которых автор очень хорошо дифференцирует их друг от друга , но остаётся непонятным причина почему Леонтий только в одном месте назвал Иоанна Грамматика «епископом» Кесарийским? И почему другие свидетельства Севира об Иоанне Леонтий даёт без титула «епископ»?

http://bogoslov.ru/article/1943773

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010