Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патриархе Фотии Константинопольском. Собор был вселенским по своему составу. Чем важен этот Собор? Он подтвердил неизменность Никео-Цареградского Символа веры, и осудил тех, кто вносит в него изменения. Конечно, это правило Собора было прямо направлено против распространявшейся в то время на Западе практики введения в Символ веры filioque. Собор прямо не говорит filioque, но из контекста это совершенно ясно видно. Константинопольский Собор 1076 г., так называемый Собор на философа Иоанна Итала. В XI веке в Византии возникает интерес к языческому прошлому, к античной культуре, и у некоторых философов, богословов этот интерес становится не вполне критическим. На этом Соборе кроме самого Иоанна Итала, были осуждены некоторые положения платонистской философии. Сам Итал был осужден за попытку построения системы христианской метафизики, независимой от Божественного Откровения. Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского. Они вступили в христологический спор с армянскими монофизитами. Спор этот касался следующего вопроса: как рассматривать обожение человеческой природы во Христе? Было два альтернативных термина: обожение по усыновлению ( " thesi " ) и обожение по природе ( " fysi " ). Армяне как монофизиты настаивали на обожении по природе, а Нил и Евстафий — по усыновлению. Таким образом, они впадали, по существу, в несторианскую ересь, из их позиции логически следовало, что обожение человечества во Христе в принципе не отличается от обожения по благодати всякого верующего, спасающегося во Христе. Собор пришел к выводу, что оба эти термина неприемлемы для выражения тайны обожения человеческого естества в Лице Господа, поскольку во Христе человечество и Божество соединяются особым уникальным ипостасным образом. Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии, в частности, истолкования слов литургической молитвы " Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый " ...

http://sedmitza.ru/lib/text/431679/

Знак – три красные точки в полукруге. 21 . Память святого благоверного князя Константина и чад его. Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор их совершается в Муроме. Знака, тот же, что выше. 23 . Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Леонтиа епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 24 . Преподобного Никиты столпника, Переяславского чудотворца. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 27 . Обретение мощей преподобного отца нашего Нила, иже на озере Селигере, на острове зовом (sic) Столобное, нового чудотворца. —35— Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 28 . Память святого Игнатия епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его. Знак – три чёрные точки в полукруге, 29 . Преставление святого и блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Совершается собор его на Устюге. Знак – три чёрные точки в полукруге. Июнь. 1 . Преподобного отца нашего Дионисия Глушицкого. Совершается собор его во обители его. Знак – три чёрные точки в полукруге. 5 . Преставление святого благоверного великого князя Феодора Ярославича. О местах совершения собора и знака праздничного нет. 9 . Преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерского. Совершается собор его во обители его, идеже лежат мощи его, и во храме его. Знак – три красные точки в полукруге. 15 . Во святых отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея России. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его: повсюду же полиелей. Знак – красный крест. 25 . Святых чудотворцев Муромских, князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинях Евфросинии. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и идеже храм их. Знак – три красные точки в полукруге. Июль. 3 . Пренесение мощей во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московского, и всея России чудотворца. Знак – красный крест. О местах совершения собора нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанна как Оригениста». 156 Неприязнь Феофилова к Златоусту соединилась с гневом на него царицы Евдоксии. «Иоанн беседуя в церкви, сказал обличительное слово вообще против женщин. Но народ понял его так, что будто оно прикровенно касалось супруги царя. Неприязненные епископу люди, взяв эту беседу, представили царице, она жаловалась на обиду супругу и побуждала Феофила прибыть как можно скорее в Константинополь и составить собор. 157 Усилием врагов Иоанна созван был против него в 402 году неправедный собор, в предместий Халкидона, из 45 епископов под председательством Феофила.. Монахов, обвиняемых в оригенизме, заставили испросить себе прощение, как кающихся; призвали и склоняли всех константинопольских клириков, преданных Иоанну, покориться собору, и грозили – низложить непокорных; звали также для оправдания и св. Иоанна. Святитель объявил, что он готов предстать на суд и защищаться, если наперед откроют ему обвинителей и донос. Как призываемый четырекратно, Иоанн всякий раз требовал вселенского Собора, то враги, не приписывая ему иной вины, кроме той, что он будучи зван Собором, не повиновался низложили его». 158 Константинопольский народ, узнав о низложении своего великого и святого архипастыря, пришел в волнение, и сбежавшись в церковь , в которой он находился, кричал между прочим, что по делу Иоанна надобно составить больший Собор, и людей, назначенных для отведения его в ссылку, не допустил до этого. Опасаясь, как бы не выдумали на него нового обвинения, будто он не повинуется царю и возмущает народ, Иоанн на по своем низложении, когда народ около полудня рассеялся, скрытно оставил церковь . Но и тогда как его уже отводили (чернь) сильно волновалась, порицала царя и Собор, а особенно Феофила и Севериана» 159 двух главных составителей заговора против Иоанна. Севериан, уча в это время в церкви и одобряя низложение Иоанна – даже за одно его высокомерие, хотя бы и не было за ним никакой другой вины; ибо иные грехи, говорил он, Бог прощает людям, но гордым противится: такими словами еще более возбудил негодование в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Собор Иоанна Богослова. Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1551 и 1600. Перестроен в 1914-1916. Архитектор:Н.Г. Кудрявцев (перестройка 1914-1916) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лужский район, м. Череменец Координаты: 58.605592, 29.958762 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова – самое старое здание монастыря. Построен он из известняка (бутового камня) во второй половине XVI в. При строительстве каменного собора обсекли склоны холма, укрепили их подпорной стенкой из гранитных валунов. В середине XVIII века к нему пристроили кирпичную восьмигранную колокольню и трапезную. В 1845г. собор стал пятиглавым. В 1914-1916 годах собор перестраивался архитектором Н.Г. Кудрявцевым. Главная святыня обители, явленная икона Иоанна Богослова, находилась в соборе в четырехъярусном иконостасе. Во время войны собор получил незначительные повреждения, в большей степени пострадала колокольня. Но после войны (предположительно в 1946г.) председатель совхоза приказал взорвать собор, чтобы использовать камень для возведения сельскохозяйственных построек. Информация: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871. http://www.pon.ru/; http://www.rusk.ru/st.php?idar=110270; http://lavra.spb.ru; http://www.vseposelky.ru/news/; http://enclo.spb.ru. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Собор с престолом во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна стоит нераздельно с колокольнею и вместе с нею и входом в окружности до 40 сажен; вышина собственно храма до крыши 5 саж., крышею же, главою и крестом - 12; вышина колокольни до фонарика 12 саж., с фонариком и крестом 18 с половиною саж. Как колокольня, так и сам храм двухэтажные; в храме верхний этаж в два света, отчего смотрится как бы трехэтажным. Нижний этаж храма, некогда служивший местом склада монастырского хлеба, в настоящее время служит кладовою церковных вещей или редко употребляемых, или совсем вышедших из употребления; в нем же устроены недавно печи для отопления собора, который прежде был холодным, а также просфорня.

http://sobory.ru/article/?object=08079

Феодорит, разбирая изречение Кирилла: „Дух собствен Сыну», писал: „что до того, собствен ли Дух Сыну, то, если он, Кирилл, говорит, что Дух одного с Ним (Сыном) естества и от Отца происходит, то мы исповедуем это вместе с ним. Если же говорит, что Он (Дух) от Сына и чрез Сына ( ε δ ς ξ υο, δι υо ) имеет бытие, то это отвергаем, как богохульное и нечестивое» 637 . Тот же Феодорит писал против Кирилла: „Он произносил хулы на Духа Св., утверждая, будто Он не от Отца исходит, но от Сына имеет начало ( λλ ξ υо τν παρξιν χειν). Вот плод семян Аполлинария» 638 . Впрочем, нужно сказать, что какого-либо спора о Духе Св. в дальнейшсй истории несторианской эпохи не видно. Ибо смысл учения о Духе Св. и у Кирилла, и у Феодорита, и у других – был один и тот же. Разногласие, открывшееся между двумя церковными партиями по догматическим вопросам, побуждает правительство церковное и гражданское созвать новый вселенский собор. На собор в Ефес созваны были как епископы стороны Кирилла, так и епископы стороны Нестория. Но собравшиееся епископы не составили одного собора, а сообразно со своими воззрениями богословскими разделились на две части. Епископы, согласные с Кириллом, составили свой собор многочисленный; это и есть вселенский ефесский собор. Епископы же, единомысленные с Несторием, в противодействие этому собору, образовали в том же Ефесе свой „отступнический» собор под председательством Иоанна антиохийского. Обе стороны не хотели иметь общения одна с другой. Епископы собора ефес- ского вселенского решительно отказались от общения с еретиками; они говорили Кириллу, после того как противоположная сторона показала много задору и ярости: „Вот ваши тела (т. е. если хочешь, наказывай нас), вот церкви (т. е. если хочешь, лиши нас сана), вот города (т. е. если хочешь, сошли в ссылку), но привести нас в общение с восточными (антиохийцами) вы не можете” 639 . Со своей стороны отступнический собор относился к отцам истинного собора в духе решительной нетерпимости. Антиохийцы называли Кирилла и его приверженцев безумствующим Египтом, воюющим на Бога и слуг Его, собор Кирилла делали предметом насмешок, находя, что его дела хуже всякой комедии 640 . Такое явление взаимного разобщения сторон легко объясняется тем, что епископы православные, сторонники Кирилла, не хотели ничем поступиться пред противниками в своих догмати- ческих воззрениях, будучи уверепы в их чистоте и православии, – приверженцы Нестория – тоже самое. Около Кирилла сгруппировались епископы тех стран, где он с самого начала нашел себе приверженцев: из Александрии и из Египта, Рима, Иерусалима и Палестины, Иллирика 641 . Около Иоанна антиохийского и Нестория сгруппировались епископы из тех самых стран, где Несторий и ранее собора приобрел себе адептов: из антиохийского округа, Малой Азии, Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Целью собора было проведение реформ «в голове и в членах», то есть во всей церкви. Постановления собора было решено принимать по нациям: от каждой нации - один голос. На время собора различали пять наций: Италия, Франция, Германия и Польша, Англия, Испания. Нации должны были решать вопрос внутри себя, а затем отдавать голос от всей нации. Первой задачей собора была ликвидация раскола. Иоанн XXIII и его итальянские сторонники настаивали на исполнении приговора Пизанского собора над двумя антипапами. Но большинство членов собора считало необходимым отречение всех трех пап. Со всеми ими велись переговоры через посредников. Наконец, Григорий XII согласился сложить полномочия при условии признания незаконным Иоанна XXIII. Была составлена анонимка о биографии Иоанна XXIII и распространена на соборе. Тогда 2 марта 1415 г. Иоанн согласился сложить полномочия при условии отречения его двух соперников. Но 20 марта он, переодевшись конюхом, бежал из Констанца. 6 апреля в отсутствии Иоанна XXIII и его сторонников собор постановил: — Констанцкий собор является Вселенским, имеющим полномочия непосредственно от Бога, и всякий, будь то сам папа, должен повиноваться собору в вопросах веры, искоренения раскола и реформы церкви во главе и членах; — всякий, будь то сам папа, за непослушание собору в вышеуказанном, подлежит наказанию; — все антисоборные прещения Иоанна XXIII после его бегства из Констанца не имеют силы. Через 1,5 месяца Иоанна XXIII поймали и привели в Констанц. Был выдвинут ряд обвинений против него, в том числе и скандальных. 14 мая Иоанн XXIII был отстранен от выполнения папских обязанностей, а 29 мая низложен как вызвавший соблазн во всем христианском мире своим поведением. Таким образом, собор низложил законного папу, а не антипап. Судьба Иоанна XXIII сложилась дальше так. Под арестом он был уведомлен о его низложении, затем был назначен кардиналом при Мартине V, был старшиной кардинальской коллегии. Умер в 1417 г. в возрасте 90 лет. Григорий XII был уже низложен Пизанским собором, решения которого признавал Констанцкий собор. Осталось только фактически устранить Григория XII из области церковного управления. Григорий не отказывался сложить полномочия, но не признавал Констанцкий собор законным, так как он созван Иоанном XXIII, и перед собором не мог сложить полномочий как перед антипапским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ликвидация остатков церковной смуты произошла на великом соборе в Константинопольском храме Св. Софии в 879–880 гг. Легаты Иоанна VIII, прибывшие на собор, были уполномочены объявить собор против Фотия, бывший во времена папы Адриана, исключенным из числа святых соборов. На собор, кроме легатов папы Иоанна, прибыли представители восточных патриархов. Общее число епископов достигло цифры 383, так что по числу участников этот Св. — Софийский собор превышал все вселенские соборы, за исключением Халкидонского. «Собор, созванный Фотием, — говорит известный римско — католический историк, кардинал Гергенретер (Hergenrother), — представлял воистину внушительное зрелище, какого не видели от времен Халкидонского собора " " . На первом же заседании кардинал Петр заявил, что папа Иоанн считает Фотия своим братом и что легаты прибыли за тем, чтобы восстановить мир и побудить схизматиков (противников Фотия) к единству. Хотя те и обращаются в Рим, надеясь получить там поддержку — их надежды напрасны. При этом кардинал вручил Фотию подарки папы Иоанна — стихарь, фелонь, омофор и сандалии. На соборе были зачитаны письма папы. Обращает на себя внимание резкое письмо папы, адресованное противникам Фотия. Именуя группу крайних игнатиан, противников Фотия, «схизматиками», «преступниками, смеющими раздирать нешвенный хитон Христов», папа Иоанн призывает их подчиниться Фотию и воссоединиться с Церковью, грозя им в противном случае церковными карами. На первом заседании великого собора с большой речью выступил митрополит Халкидонский Захария. Он говорил о том, какое зло причиняется делу церковному, когда в оправдание преступлений против Церкви ссылаются на приказы из Рима. Участники собора с энтузиазмом приняли известие о том, что папа признал недействительным постановления Константинопольского собора 869–870 гг. (действовавшего, как мы видели, в духе указаний папы Адриана II) и, конечно, со своей стороны, осудили этот собор. На дополнительном заседании при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в Символ веры добавь Filioque. Единодушные приветственные возгласы на соборе в честь папы Иоанна и патриарха Фотия были ярким выражением радости Церкви о восстановлении православного единомыслия и церковного единства. Трудно переоценить значение этого Константинопольского Св. — Софийского собора, причислявшегося некогда весьма авторитетными православными канонистами даже к ряду вселенских. Единство между Востоком и Западом было достигнуто на этом соборе на православных началах: собор отменил определения Константинопольского собора 869–870 гг. («Малого Софийского " " ), считающегося сейчас у католиков Восьмым вселенским, осудил добавления Filiogue к Символу и реабилитировал Фотия. Ставя первым свою подпись под соборным актом, папский легат Павел, епископ Анконский, ещё раз подтвердил признание Фотия законным патриархом. Он написал при этом: «Я отвергаю и анафематствую собор, созванный против него в сей святой Константинопольской Церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Саранск. Собор Спаса Всемилостивого. Спасский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1860 и 1886. Год утраты:1932 (снесен) Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона для церкви Семёновского полка Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, Советская ул., Ленинский сквер Координаты: 54.180354, 45.187274 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Спасский собор в г. Саранске. По преданию, сначала в городе была деревянная церковь Всемилостивого Спаса, которой Иван Грозный подарил двуглавого медного орла, три столетия украшавшего впоследствии крест колокольни. Около 1651 г. был выстроен каменный собор с тремя престолами: Всемилостивого Спаса, Рождества Пресвятой Богородицы и Святого Иоанна Богослова. Собор пострадал во время пожара в 1852 г. Было решено возвести рядом новую церковь. Строительство начинал купец И.Л. Кротков по проекту, исполненного предположительно московскими архитекторами, которые за образец взяли храм Христа Спасителя. 7 июля 1860 г. строительство благословил епископ Пензенский и Саранский Варлаам. Собор возводился на средства И.Л. Кроткова, а также купцов Кубанцевых, Коровиных и других горожан. В конце 1886 г. его освятили и открыли для прихожан. Главный престол Спасского собора - Нерукотворного образа Христа Спасителя, в левом приделе - Святого Благоверного Великого князя Александра Невского (освящены в 1887 г.), в правом - Святого Николая Мирликийского (1888 г.). С 1886 г. в штате Спасского собора были протоиерей, священник, дьякон, 2 псаломщика, которые жили в собственных домах. Источниками содержания причта были кружечные доходы, проценты с причтового капитала. Спасский собор владел более 170 десятинами земли, ежегодный доход от которой составлял 1 800 руб. Собору принадлежали каменная свечная церковная лавка с комнатами для сторожей; 2-этажный дом, помещения которого сдавались под 2 начальные школы. К нему были приписаны тюремная церковь во имя Святого Тихона Воронежского и Задонского Чудотворца (1869 г.) и кладбищенская — во имя Святых равноапостольных царей Константина и Елены, построенная на средства купца Сыромятникова в 1789 г. В соборной библиотеке хранилось 150, в благочиннической - 500 книг. Спасский собор был закрыт в 1928 г. Здания собора и колокольни были разобраны в 1930-1932 г. На месте собора - сквер с памятником Ленину. Попов А. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. — Пенза, 1896;  Бахмустов С.Б., Лаптун В.И. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37545

Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор ; Успенский собор, Сурский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор был построен в 1915 году, но проект разрабатывался еще при Иоанне Кронштадтском. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, здание разделили на три этажа, а сейчас храм пустует, разрушается. В 1909 году построена каменная колокольня, закладку которой совершил отец Иоанн в последний свой приезд на родину в 1907 году. 13 июня 1914 года епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом была совершена закладка каменного храма, а уже через год, 12 июня 1915 года, был освящён храм с тремя пределами в честь Успения Пресвятой Богородицы, Всех святых и великомученицы Александры (?). В 1913 году был заложен фундамент каменного сестринского корпуса, но в связи с нехваткой средств здание не было достроено. Отец Иоанн пожертвовал монастырю принадлежащий ему пароход и торговую лавку, имеющую ежегодный оборот до 10 000 рублей. Источник: sura-monastery.ru В 1899 году святой праведный Иоанн Кронштадтский освятил место для будущего монастыря. Женская община монастыря была утверждена указом императора 27 октября того же года. В ноябре 1900 года указом Архангельской Духовной Консистории был учреждён Сурский ИоанноБогословский женский монастырь. Успенский собор был построен в 1915 году. В Советское время в Успенском соборе был клуб. После здание церкви оказалось заброшенным. В настоящий момент собор восстанавливается силами известного российского мецената Вячеслава Заренкова, который является ктитором Сурской обители. http://hramostroitel.ru/tamples/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22953

2)  носят полемическую направленность; 3)  не употреблялись в литургической жизни Церкви; 4)  имеют конкретного автора. III. Канонические правила Церкви IV. Определения Вселенских и некоторых Поместных Соборов: 1) IV Вселенский Собор – орос о модусе соединения двух природ во Христе; 2)  VI Вселенский Собор – изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе; 3)  VII Вселенский Собор – вероопределение об иконопочитании; 4)  Константинопольский Собор 879–880 гг. при святом патриархе Фотии Константинопольском ; 5)  Константинопольский Собор 1076 г. против Иоанна Итала; 6)  Константинопольский Собор 1117 г. На нём рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского; 7)  Константинопольский Собор 1156–1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии; 8)  Константинопольский Собор 1166–1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 гг. рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна ( Ин. 14:28 ): «Отец Мой более Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин; 9)  Константинопольский Собор 1180 г., так называемый Собор о «Боге Мухаммеда»; 10)  Константинопольские Соборы XIV в. – 1341, 1347, 1351 гг. Посвящены спорам о природе Фаворского света; 11)  Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, в богословии которого обнаруживается сильное влияние кальвинизма. V. Литургическая жизнь Церкви: чинопоследования богослужений и уставы церковных служб. VI. Церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д. VII. Мученические акты и жития святых VIII. Творения святых отцов и учителей Церкви IX. Древняя церковная практика уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов, поклонов и т.д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции. X. Православные «символические книги» 143 : 1) «Исповедание веры» свт. Петра Могилы ;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010